Способ реабилитации пациентов с церебральным инсультом с выраженными вестибуло-атактическими нарушениями


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2573554:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского) (RU)
Общество с ограниченной ответственностью "Мера-ТСП" (ООО "Мера-ТСП") (RU)

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и реабилитации. Для больных с церебральным инсультом с выраженными вестибуло-атактическими нарушениями проводят занятия в три этапа на стабилометрической платформе с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки. На первом этапе пациента размещают на стабилометрической платформе в положении лежа, а биологическая обратная связь осуществляется путем перемещения компьютерной метки пациентом при поочередном движении стопами в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь. На втором этапе пациента размещают в положении сидя с размещением стоп на стабилометрической платформе, при этом биологическую обратную связь осуществляют путем перемещения компьютерной метки пациентом при упоре стопами на платформу с одновременными наклонами туловища в сагиттальном и латеральном направлениях. На третьем этапе пациент стоит на стабилометрической платформе, а биологическая обратная связь осуществляется путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях. На всех этапах пациент проговаривает выполняемые им действия и перемещения компьютерной метки. Занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения. Способ позволяет снизить выраженность вестибуло-атактических нарушений у пациентов с инсультом и добиться функциональной независимости пациента, улучшения показателей эмоционального статуса, достичь лечебного эффекта за счет выполнения поэтапных занятий на стабилометрической платформе. 3 пр.

 

Изобретение относится к неврологии и реабилитации, к восстановительному лечению больных с церебральным инсультом, имеющих вестибуло-атактические нарушения.

Известен способ реабилитации больных с церебральным инсультом (Патент РФ №2489129, МПК А61Н 1/00, опубл. 2013), включающий тренировку пациента в вертикальной позе на стабилометрической платформе с биологической обратной связью (БОС), при этом предварительно проводят вестибулярную гимнастику, чередуя ее с дыхательной гимнастикой. Затем на пациента надевают костюм аксиального нагружения и продолжают занятие на стабилометрической платформе в костюме в течение 3-5 минут с постепенным увеличением времени занятий в костюме до 20-40 минут, на курс 8-10 процедур.

Недостатком этого способа является отсутствие возможности проведения реабилитационного лечения у пациентов с выраженными нарушениями координации движения, которые не могут сохранять вертикальное положение, тренинг которым возможен только в положении лежа или сидя, что ограничивает сроки раннего начала реабилитационных мероприятий, снижая эффективность лечения. Не осуществляется одновременное воздействие на речевую зону и на центральные механизмы функции движения в целом, что снижает эффективность лечения, увеличивает время реабилитационного процесса.

Наиболее близким является способ реабилитации больных с церебральным инсультом (А.С. Кадыков, Л.А. Черникова, Н.В. Шахпаронова. Реабилитация неврологических больных. М., «МЕДпресс-информ», 2009, с. 77-84), включающий проведение занятий на стабилометрической платформе в положении стоя с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях.

Недостатком этого способа также является невозможность проведения тренировочных занятий у пациентов с инсультом, которые не могут самостоятельно стоять и сидеть из-за вестибуло-атактических расстройств. В данном способе не предполагается поэтапность проведения тренировочного процесса, отсутствует одновременное взаимопотенциирующее комплексное влияние, предполагающее не только воздействие на вестибулярный аппарат, проприорецепторную триггерную афферентную систему, способствующее нормализации регуляции тонуса позных мышц, координации мышечных синергии, направленных на обеспечение сохранения равновесия, но и на первичные корковые поля и ассоциативные области коры головного мозга, связанные с речевой функцией, обеспечивающей мультимодальное воздействие.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, повышение эффективности лечения за счет расширения диапазона возможностей при более ранних сроках начала реабилитационных мероприятий уже в острейшем периоде инсульта, а также щадящего поэтапного введения пациента в тренировочный процесс, основанного на эффекте привыкания-габитуации, определяющем основу функциональной нейропластичности, обеспечивающим снижение рефлекторного ответа на повторные слабораздражающие стимулы, усиление и потенцирование лечебного воздействия за счет одновременной активации и взаимодействия речевого анализатора и структур головного мозга, ответственных за координации движений, регуляцию тонуса позных мышц, формирование мышечных синергии, что способствует нормализации функции движения.

Для решения поставленной задачи, проводят занятия в три этапа на стабилометрической платформе с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки. На первом этапе пациента размещают на стабилометрической платформе в положении лежа, а биологическая обратная связь осуществляется путем перемещения компьютерной метки пациентом при поочередном движении стопами в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь. На втором этапе пациента размещают в положении сидя с размещением стоп на стабилометрической платформе, при этом биологическую обратную связь осуществляют путем перемещения компьютерной метки пациентом при упоре стопами на платформу с одновременными наклонами туловища в сагиттальном и латеральном направлениях. На третьем этапе пациент стоит на стабилометрической платформе, а биологическая обратная связь осуществляется путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях. На всех этапах пациент проговаривает выполняемые им действия и перемещения компьютерной метки. Занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения.

Поэтапность тренировочного процесса, начиная от горизонтального положения пациента во время тренинга, с постепенным переходом его в положение сидя с опорой на стопы и далее в вертикальное положение, позволяет оказывать адекватные, дозированные, постепенно возрастающие по интенсивности нагрузки, воздействующие на активизацию центров головного мозга при одновременной афферентации вестибулярного и зрительного анализатора, проприоцептивной системы, мозжечка и его связей с ретикулярной формацией ствола головного мозга, мотонейронами передних рогов спинного мозга, а также вовлечением первичных корковых полей и ассоциативных областей головного мозга, отвечающих за речевую функцию.

Раздражение вестибулярного аппарата, вестибулярных ядер и их центральных связей на первом этапе тренировочных занятий в виде слежения глазами за меткой на экране, передвигаемой движениями нижних конечностей больного, находящегося в горизонтальном положении, способствует снижению рефлекторного ответа на повторные слабораздражающие стимулы и включению эффекта габитуации функциональной нейропластичности центральной нервной системы. За счет использования данной тренировки достигается восстановление ориентировки в пространстве, снижение вестибуловегетативных реакций, улучшение общего состояния больного, происходит адаптации к физическим нагрузкам и изменениям положения центра давления на площадь опоры. Такой способ проведения тренинга, повышает эффективность лечения, увеличивает время реабилитационного процесса.

Использование при проведении тренировочных занятий речевой нагрузки в виде проговаривания вслух всех действий, производимых пациентом во время занятия («автоматизированных рядов» (проговаривания обозначенных сторон - левая и правая; порядковый счет во время занятия) и «неавтоматизированной» речи проговаривания вслух действий, производимых пациентом во время занятия) приводит к немедленной активации важнейших речевых центров, расположенных в нижней части левой лобной доли (зона Брока, поле 44) и в задней части левой височной доли (зона Вернике, поле 22), проецируя в дальнейшем афферентные стимулы в различные области коры головного мозга, в том числе первичную слуховую и зрительную кору, кору островка височной доли и, в заключение, приводит к активации первичной моторной коры головного мозга.

Вестибулярные ядра ствола мозга, следуя билатерально к вентральным заднелатеральным и задненижним ядрам таламуса, заканчиваются не только в корковом поле теменной доли, но и на основании центральной борозды по соседству с моторной корой, синтезируя соматосенсорную и двигательную информацию для контроля положения головы и тела в пространстве, формируя совместно с премоторной областью, являющейся важнейшей ассоциативной областью головного мозга, функциональную систему, осуществляющую планирование и управление балансом произвольных движений. Воздействие на речевую зону, ее функциональное состояние, определяющее не только характер речевых артикуляций, но и неотделимо связанную с организацией центральных механизмов моторных функций организма в целом, повышает эффективность лечения, увеличивает время реабилитационного процесса.

За счет уменьшения площади опоры создается дополнительная нагрузка, сначала в положении сидя, затем в вертикальном положении с одновременным продолжающимся речевым тренингом.

Таким образом, оказываемое речевое воздействие, запускаемое одновременно с работой вестибулярной системы, мозжечковых связей стимулирует работу ряда центров головного мозга, сопряженных через активацию соматосенсорной системы, посредством проводящих путей и ассоциативных связей с активным движением и поддержанием баланса.

Способ осуществляется следующим образом.

Сеанс биоуправления с обратной связью на стабилометрической платформе, это специальные компьютерные программы биологической обратной связи (БОС), основанные на визуализации положения центра давления или управления определенными действиями посредством перемещения пациента.

Упражнения на 1 этапе включают перемещение центра давления в тренировочном поле. Пациент должен, лежа на стабилометрической платформе перед монитором, следить за меткой на мониторе в виде, например, мяча и поочередными движениями - в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь движениями нижних конечностей - менять положение центра давления, изменение которого отражается на экране перемещением мяча. Пациент направляет его к одной из стен, обозначенной индикатором по бокам экрана. Все свои действия пациент проговаривает вслух. При этом врач может, изменяя масштаб, менять площадь опоры пациента, усложняя или упрощая задачу.

На 2 этапе пациент располагается сидя, стопы при этом устанавливаются на стабилометрической платформе перед монитором, и пациент осуществляет перемещения или удержание центра давления в строго заданной области тренировочного поля на мониторе посредством наклона туловища в сагиттальном и латеральном направлениях с упором на стопы. Меткой является демонстрируемый ему на экране мяч или ведро, или иной объект предусмотренный программой ЭВМ, справа и слева от которого находятся две стены. Пациент перемещает метку в определенный участок экрана, обозначенный индикатором. Аналогично первому этапу все свои действия пациент проговаривает вслух. При этом врач может, изменяя масштаб, менять площадь опоры пациента, усложняя или упрощая задачу. Занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения.

В начале тренировки движения больного с вестибуло-атактическими расстройствами, как правило, бывают избыточные и требуют затраты большого количества энергии. Однако, по мере восстановления равновесия, появления двигательного навыка, пациент будет выполнять более точные и своевременные движения, что приведет к изменению характеристик стабилометрии.

Показанием для перехода на следующий этап занятий служит достижение положительной динамики в виде регресса атактических расстройств, стабилизации вестибулярной функции, проявляющихся в возможности самостоятельно сидеть, стоять (самостоятельно или с опорой в зависимости от исходных возможностей).

На 3 этапе пациент выполняет упражнения в положении стоя на стабилометрической платформе. Применяются тесты «Колодец», «Ноты», «Зайцы», принцип которых аналогичен. Все свои действия пациент также проговаривает.

Перед каждым следующим упражнением возможен перерыв от 30 сек до 10 минут в зависимости от состояния пациента: учитываются субъективное состояние и показатели системной гемодинамики. Обязательно проводится контроль показателей ЧСС и АД до, в процессе и после завершения занятий, как это обычно делается при занятиях на стабилоплатформе. Повышение или понижение значений АД (против обычных для больного), нарушение сердечного ритма, появление субъективных жалоб на ухудшение состояния являются причиной временной отмены занятий до улучшения состояния пациента.

Общий курс лечения, как правило, в среднем составляет 15-20 процедур и определяется в каждом конкретном случае индивидуально по мере стабилизации неврологического статуса.

Критериями эффективности лечения являются - клиническое неврологическое исследование, контроль стабилометрических показателей во время и после курса лечения.

Пример 1.

Пациент П., возраст 59 лет, находился на лечении в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Полный диагноз: Ишемический атеротромботический инсульт в вертебро-базилярном бассейне на фоне атеросклероза сосудов головного мозга, гипертонической болезни. Вестибуло-атактический синдром. СД 2 типа, не инсулинозависимый.

Неврологический статус: В сознании. Глазные щели D<S. Движения глазных яблок в полном объеме. Форма и величина зрачков D=S, округлые. Горизонтальный мелкоразмашистый нистагм влево. Легкая сглаженность левой носогубной складки. Системное головокружение при попытке сесть в постели. Может сесть в постели с посторонней помощью, передвигается с посторонней помощью на кресле-каталке. Сила мышц рук D=5, S=4 баллам, ног D=5. S=4 баллам. Тонус в конечностях физиологический. Рефлексы: с рук D>S. Коленные рефлексы D>S. Ахилловы рефлексы D>S. Патологические рефлексы: рефлекс Бабинского справа. Пальце-носовую и пяточно-коленную пробы выполняет с мимопопаданием слева. Чувствительные нарушения отсутствуют.

Проведено МРТ исследование головного мозга и МР-ангиография. Заключение: MP-картина мелкоочаговых изменений в стволовых структурах, как проявление хронической цереброваскулярной недостаточности, ОНМК. Сосудистая энцефалопатия. Виллизиев круг незамкнутый. Вариант развития сосудистой системы задняя трифуркация внутренней сонной артерии с обеих сторон; передняя трифуркация внутренней сонной артерии, слева.

Занятия начали с 1 этапа - в положении пациента «лежа на кушетке», находящейся на стабилометрической платформе. Занятия проводились в течение 2 минут на первом занятии, далее время увеличивали до 3 минут на втором и третьем занятии, с постепенным увеличением времени, 4 минуты на 4-7 занятии и 5 минут на 8-10 занятии. Применялось упражнение «Мяч». Пациент, следя за меткой на мониторе в виде мяча, поочередными движениями нижних конечностей в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь менял положение центра давления, демонстрируемого ему на экране в виде мяча, направлял его к одной из стен, расположенных по бокам экрана, обозначенной индикатором, при этом левой ногой к правой стене, а правой ногой к левой стене. Все свои действия пациент проговаривал вслух, описывая выполняемые действия.

После 10 процедур пациент был переведен на 2 этап. Занятия проводились «в положении пациента сидя», включали в себя тренинги «Мяч» аналогично первому этапу, и, научившись мгновенно смещать центр тяжести, приступили к тренировке балансировки с помощью упражнения «Мишень», где требуется удерживать центр тяжести в строго заданной области. Упражнение «Мишень» выполнялось посредством перемещения корпуса, центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде метки (яркий круг), относительно стоп, тем самым удерживая метку в центре объекта. Все свои действия пациент проговаривал вслух, время занятий составляло 8 минут на 11 занятии, 9 минут на 12 занятии и 10 минут на ΟΙ 5 занятиях, т.е. на 2 этапе проведено 5 занятий.

Далее, пациент перешел на 3 этап - «в положении стоя», с увеличением времени тренировки до 15 минут. На 3-м этапе проведено 5 занятий. Побочных эффектов зафиксировано не было. На первых занятиях отмечалось быстрое утомление пациента, невнимательность, далее пациент занятия переносил хорошо.

После курса лечения больной отметил улучшение самочувствия, уменьшилось головокружение, стал более внимательным, самостоятельно смог передвигаться, уменьшилась общая слабость. Также отмечена достоверная динамика показателей по данным клинических оценочных диагностических шкал. По шкале Берга до лечения оценка составила 20 баллов, что говорило о невозможности пациенту передвигаться (интерпретируется по шкале как «прикован к инвалидному креслу»). По окончании курса лечения оценка по шкале составила 38 баллов, т.е. пациент уже смог передвигаться с посторонней помощью. По шкале функциональных категорий ходьбы (Perry et al.) оценка до лечения составляла 1 балл (пациент не мог передвигаться по палате, требовалась постоянная поддержка сопровождающего), после лечения увеличилась до 3 баллов, т.е. пациент мог передвигаться, но был зависим при ходьбе. По шкале «Глобальные затруднения при передвижении Столяровой» оценка до лечения у пациента составляла 5 баллов, после комплексного лечения она составила 3 балла, т.е. пациент мог самостоятельно передвигаться в пределах помещения, что свидетельствовало о положительном влиянии проводимого лечения.

Пример 2.

Пациентка Д., 44 г., находилась на лечении в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Диагноз: Ишемический инсульт вертебрально-базиллярном бассейне. Вестибуло-атактические нарушения. Гипертоническая болезнь 1-2 ст. ИБС. Диффузный кардиосклероз.

Неврологический статус: Общемозговые симптомы отсутствуют. Менингеальные симптомы отсутствуют. Черепно-мозговые нервы: Глазные щели D=S. Движения глазных яблок в полном объеме. Форма и величина зрачков D=S, округлые. Нистагм горизонтальный при отведении глазных яблок в крайние отведения в стороны. Лицо симметрично. Вестибулярные нарушения - системное головокружение. Движение языка по средней линии. Двигательные функции: объем пассивных движений не ограничен. Сила мышц рук D=S=5 баллов, ног D=S=5 баллов. Тонус в конечностях физиологический. Атрофии, фасцикуляций, фибрилляций нет. Гиперкинезы не выявлены. Сухожильные и надкостничные рефлексы: с рук D=S, живые. Коленные D=S, живые. Ахилловы D=S, живые. Брюшные рефлексы сохранены. Патологические рефлексы отсутствуют. Координация движений: пальце-носовую и пяточноко ленную пробы выполняет неуверенно, мимопопадание слева. В позе Ромберга отмечается выраженная атаксия. Может передвигаться в пределах палаты, но с посторонней помощью. Чувствительные нарушения отсутствуют.

Проведено МРТ исследование головного мозга: картина постишемических изменений левого полушария и червя мозжечка в подострой-хронической стадии. Сосудистая энцефалопатия с постинсультными кистозно-глиозными изменениями кортико-субкортикальных отделов полушарий большого мозга и правого полушария мозжечка. Виллизиев круг не замкнутого типа. Асимметрия кровотока по позвоночным артериям D>S.

Занятия проводились в три этапа аналогично описанному алгоритму в примере 1.

Занятия начали с 1 этапа - в положении пациента «лежа на кушетке». Проведено 5 занятий. Занятия проводились в течение 2 минут на первом занятии, далее время увеличили до 3 минут на втором и третьем занятии и до 5 минут с 4 по 5 занятия. Применялось упражнение «Мяч».

На 2 этапе, в «положении пациента сидя», проведено 5 занятий. Время занятий составляло 5 минут на 1 занятии, 8 минут на 2 и 3 занятии и 10 минут на 4 и 5 занятии. Проводились упражнения «Мяч», «Мишень» и «яблоко» аналогичное упражнению мишень. Во время занятия пациентка сидит в кресле-каталке, стопы расположены на стабилометрической платформе. Все свои действия пациентка проговаривала вслух. Занятия пациентка переносила хорошо. Побочных эффектов зафиксировано не было.

Далее, пациентка перешла на 3 этап - «в положении стоя» проведено 10 занятий. На 1 занятии время тренировки составило 12 минут, на 2 занятии 15 минут и далее в течение с 3 по 10 занятия пациентка занималась по 15 минут. На первых двух занятиях отмечалось быстрое утомление пациентки «в положении стоя», невнимательность, далее пациентка занятия переносила хорошо. Побочных эффектов зафиксировано не было.

На фоне проведенного лечения отмечалась положительная динамика: уменьшилось головокружение, пациентка стала более активна, стала передвигаться самостоятельно в пределах отделения, без поддержки. Также отмечена достоверная динамика показателей по данным диагностических клинических оценочных шкал. По шкале Берга составляла 40 баллов, что свидетельствовало об интерпретации «ходит с помощью». По окончании курса лечения оценка по шкале составила 44 балла, т.е. пациентка была независима при ходьбе. По шкале функциональных категорий ходьбы (Perry et al.) до лечения оценка составляла 2 балла (пациентка могла передвигаться по палате, но требовалась постоянная поддержка сопровождающего), после лечения оценка увеличилась до 4 баллов, т.е. пациентка была независима при ходьбе. По шкале «Глобальные затруднения при передвижении Столяровой» оценка до лечения составляла 3 балла, после лечения оценка составила 2 балла, что интерпретируется как «Ходит с опорой, выходит на улицу», что свидетельствующие о положительном влиянии проводимого лечения.

Пример 3.

Пациент М., 21 г., находился на лечении в неврологическом отделении в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Лакунарный ишемический инсульт в вертебрально-базиллярном бассейне. Левосторонний гемипарез с легким нарушением функции движения. Вестибуло-атактические нарушения.

Неврологический статус: Общемозговые симптомы отсутствуют. Менингеальные симптомы отсутствуют. Черепно-мозговые нервы: обоняние сохранено. Глазные щели D=S. Движения глазных яблок в полном объеме. Форма и величина зрачков D=S, округлые. Фотореакции: прямая и содружественная OD=OS=живые. Реакция при конвергенции и аккомодации сохранена. Акт конвергенции сохранен. Нистагма нет. Корнеальный и конъюктивальный рефлексы: OD=OS=живые. Вкус: сохранен. Лицо симметрично. Мягкое небо фонирует. Фонация и глотание не нарушены. Рефлекс с мягкого неба и задней стенки глотки сохранены. Поднимание плеч и поворот головы не нарушены. Язык по средней линии. Движение языка не ограничено. Двигательные функции: объем активных и пассивных движений не ограничен. Сила мышц рук D=5 баллов, S=4 баллов, ног D=5 баллов, S=4 баллов. Тонус в конечностях физиологический. Сухожильные и надкостничные рефлексы: с рук D<S. Коленные D<S. Ахилловы D<S. Брюшные рефлексы сохранены. Патологические рефлексы отсутствуют. Координация движений: пальце-носовую и пяточно-коленную пробы выполняет. В позе Ромберга умеренная атаксия. Самостоятельно способен передвигаться в пределах палаты. Чувствительные нарушения отсутствуют. Пальпация паравертебральных точек безболезненна. Симптомы натяжения, компрессии нервных корешков отрицательны. Психический статус не изменен. Высшие корковые функции сохранены.

MPT исследование головного мозга: Постинсультные лакунарные кисты в правых отделах моста мозга. Виллизиев круг незамкнутого типа.

У пациента не выраженные нарушения двигательной функции, способностью к самостоятельному передвижению в пределах палаты сохранена. Лечение проводилось в три этапа, начиная с горизонтального положения больного, аналогично описанному примеру 1.

При этом на 1 этапе «в положении больного лежа» было проведено 3 занятия по 5 минут. Применялось упражнение «Мяч» аналогично 1 и 2 примеру.

На 2 этапе «в положении больного сидя» проведено 3 занятия, время занятий увеличили до 10 минут на четвертом, пятом и шестом занятии. Применялось упражнение «мяч» и «мишень», аналогично 1 и 2 примеру.

На 3 этапе «в положении пациента стоя» было проведено 9 занятий. Проводились упражнения «Яблоко», «Колодец» и «Сектор» аналогичные упражнениям «мяч» и «мишень». В упражнении «Колодец» пациент следит на экране за меткой в виде ведра, при этом перемещая центр давления смещает метку в сторону указанного объекта - заполняет пустое ведро в колодце расположенного в центре экрана, после чего вокруг колодца в случайном порядке загорается огонек, наведением на который и, удерживая в течение определенного времени, ведра, заполненного водой, пациент должен его затушить. Все свои действия пациент проговаривает вслух. На седьмом - десятом занятиях время тренинга составляло 13 минут, далее на одиннадцатом - пятнадцатом занятии время увеличили до 15 минут. Занятия пациент переносил хорошо. Побочных эффектов зафиксировано не было.

После курса лечения пациент отметил улучшение самочувствия, исчезли головокружения, походка стала уверенная, уменьшилась слабость в паретичных конечностях. В ходе стабилометрического исследования зарегистрировано статистически значимое улучшение стабилометрических показателей - преобладание зрительного контроля в начале курса лечения и нормально сбалансированный зрительнопроприоцептивный контроль в конце курса.

По окончании реабилитационного курса отмечена достоверная динамика показателей по данным клинических оценочных диагностических шкал. По шкале Берга до лечения оценка составила 36 баллов, что соответствовало трактовке шкалы «возможность ходьбы с помощью». По окончании курса лечения оценка по шкале составила 46 баллов, т.е. пациент был независим при ходьбе. По шкале функциональных категорий ходьбы (Perry et al.) до лечения оценка составляла 2 балла, после лечения медиана увеличилась до 4 баллов, т.е. пациент был независим при ходьбе. По шкале «Глобальные затруднения при передвижении Столяровой» оценка до лечения составляла 3 балла, после лечения оценка составила 2 балла, т.е. пациент был независим при ходьбе, что свидетельствовало о положительном влиянии проводимого лечения.

В клинике неврологии ГУ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского проведено обследование и лечение 20 пациентов, из них 10 пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта в вертебрально-базилярном бассейне в возрасте от 21 до 65 лет (средний возраст 43±8,63 лет), поступивших в отделение неврологии в 2014 г. Из исследования исключались пациенты с грубыми когнитивными нарушениями (оценка по шкале Mini-Mental State Examination - MMSE менее 26 баллов).

Все пациенты в исследовании были разделены на 2 группы. Основная группа включала 10 больных (6 мужчин и 4 женщин, средний возраст 56,9±10,64 лет), которым проводилось лечение с использованием медикаментозной терапии, стабилотренинга с биологической обратной связью (БОС). Курс лечения составлял 10-15 занятий. Занятия проводились под контролем показателей системной гемодинамики и сатурации.

Контрольная группа включала 10 больных в возрасте от 45 до 70 лет (средний возраст 57,5±10,64 лет). Пациентам проводилась медикаментозная терапия, согласно стандартам ведения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Основная и контрольная группы больных были сопоставимы по всем демографическим и клиническим параметрам.

В результате проведенного лечения по предлагаемому способу достигнуто субъективное улучшение состояния, значительное уменьшение выраженности головокружения, шаткости при ходьбе, снижение интенсивности головных болей, улучшение настроения, превышающее аналогичные показатели в контрольной. Частота вышеописанных субъективных симптомов после проведенного курса лечения была достоверно ниже в основной группе по сравнению с контрольной (p≤0,05).

При объективной оценке неврологического статуса отмечена статистически значимая разница, свидетельствующая о положительной динамике в основной группе по сравнению с контрольной (p≤0,05). Походка стала более уверенной, возросла устойчивость вертикальной позы. В неврологическом статусе отмечался регресс атактических расстройств, наблюдалось более четкое выполнение координаторных проб и повышение устойчивости в пробе Ромберга, что коррелировало с данными количественных оценочных клинических шкал: шкалы Берга, (p≤0,05), что свидетельствовало о положительном влиянии проводимого лечения.

Вышеописанный способ снижает выраженность вестибуло-атактических нарушений у пациентов с инсультом, позволяет добиться функциональной независимости пациента, выполняя его пациент легче переносит нагрузки, медленнее устает, истощается, у него улучшаются показатели эмоционального статуса (настроение, тревога, депрессия), сокращаются сроки проведения реабилитационных мероприятий и достижения лечебного эффекта.

Способ реабилитации пациентов с церебральным инсультом с выраженными вестибуло-атактическими нарушениями, включающий проведение занятий на стабилометрической платформе в положении стоя с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки при смещении больным своего центра давления на стопы в различных направлениях, отличающимся тем, что занятия проводят в три этапа, при этом на первом этапе пациента размещают на стабилометрической платформе в положении лежа, а биологическая обратная связь осуществляется путем перемещения компьютерной метки пациентом при поочередном движении стопами в виде приведения и отведения кнаружи и внутрь, на втором этапе пациента размещают в положении сидя с размещением стоп на стабилометрической платформе, при этом биологическую обратную связь осуществляют путем перемещения компьютерной метки пациентом при упоре стопами на платформу с одновременными наклонами туловища в сагиттальном и латеральном направлениях, а занятия в положении стоя проводят на третьем этапе, при этом на всех этапах пациент проговаривает выполняемые им действия и перемещения компьютерной метки, занятия на каждом этапе осуществляют от 2 до 15 минут с увеличением времени проведения по мере стабилизации движения.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к лечению детей и взрослых при неврологических и ортопедических заболеваниях, сопровождающихся двигательными и позными (постуральными) расстройствами, патологией опорно-двигательного аппарата, сенсорных и когнитивных функций (памяти, внимания, речи и интеллекта), и может быть использована для лечения больных с патологией нервной и опорно-двигательной системы, тренировки спортсменов и других видов деятельности, предъявляющих повышенные требования к состоянию двигательных, позных, сенсорных и когнитивных функций.

Изобретение относится к восстановительной медицине, может быть использовано для лечения больных с поражением ЦНС, двигательными расстройствами в виде пара- или тетрапареза путем выполнения пациентом комплекса физических упражнений в пневмокостюме «Атлант».
Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, и может быть использовано для комплексного лечения заболеваний шейного отдела позвоночника. Для этого проводят сеансы аппаратного вытяжения позвоночника в горизонтальном положении пациента с индивидуальным подбором угла наклона шейного отдела позвоночника на аппарате DRX9500.

Изобретение относится к медицине, неврологии, реабилитологии и может быть использовано для ранней коррекции позно-тонических нарушений в остром периоде инсульта.

Изобретение относится к медицине и может использоваться при лечении болезней суставов и мышц. Задачей, которую решает изобретение, является создание установки, позволяющей пациенту продолжать лечение самостоятельно по указаниям врача.

Изобретение относится к медицине, реабилитологии и может быть использовано для реабилитации больных детским церебральным параличом (ДЦП) в виде спастической диплегии.

Изобретение относится к медицине, неврологии и может быть использовано при восстановлении церебральной гемодинамики у детей в резидуальном периоде натальной травмы шейного отдела позвоночника в виде подвывиха СII.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечению хронической венозной недостаточности при варикозной болезни нижних конечностей в санаторно-курортных условиях.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в гастроэнтерологии и в физиотерапии при лечении сочетанных заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, преимущественно у людей пожилого и старческого возраста.

Группа изобретений относится к спортивной медицине, реабилитации, физической культуре, методам тренировок и включает способ и систему обеспечения субъекта тренировочной программой, включающей в себя, по меньшей мере, первое и второе упражнения.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для лечения детей с посттравматическими контрактурами локтевого сустава. Для этого проводят ежедневный массаж верхней конечности, аппликации теплоносителя на область сустава, электрофорез йодистого калия и лидазы плотностью тока 0,01-0,07 мА/см2, длительностью 5-15 минут, кинезотерапию. В качестве аппликатора используют глину «Тереклит», которую подогревают до температуры 36-42°C и накладывают на область локтевого сустава и спастичные мышцы на 8-15 минут. Через 30-40 минут после глинолечения на механотерапевтическом устройстве проводят продленные пассивные движения продолжительностью 10-15 минут. Длительность процедур и их количество определяют исходя из возраста и исходного функционального состояния локтевого сустава ребенка. Изобретение обеспечивает безболезненное восстановление амплитуды движений локтевого сустав и сокращение сроков лечения детей с посттравматическими контрактурами локтевого сустава. 1 ил.

Изобретение относится к медицине, в частности к восстановительному лечению сколиоза у детей школьного возраста в условиях санатория. Способ характеризуется тем, что в течение 21 дня проводят ЛФК и массаж, а также сульфидные ванны по 12 минут температурой 34-36°С через день. Дети также принимают сульфатную воду по 100,0 три раза в день и настой Лабазника вязолистного по одной столовой ложке три раза в день. Способ обеспечивает улучшение осанки и увеличение подвижности позвоночника. 2 пр.

Группа изобретений включает варианты тренажера для подводного вытяжения позвоночника и варианты способа подводного вытяжения позвоночника, относится к области медицины, в частности к медицинской технике, и может быть использована в лечебно-профилактических учреждениях при наличии бассейна или открытой воды и под наблюдением обученного медицинского персонала, а также самостоятельно. Тренажер по одному из вариантов изобретения содержит плавучий корпус с рамой 2, связанной с сетчатой опорой 1 для тела пациента, а также приспособления в виде лифчика и пояса 5 и 6 соответственно, которые гибкими тягами 8 через средства их натяжения 4 связаны с рамой 2. Тренажер по другому варианту изобретения также содержит приспособления в виде лифчика и пояса 5 и 6 соответственно и связанные с ними посредством гибких регулируемых по длине тяг 8 дуги. Предложенный способ характеризуется постепенным наращиванием как нагрузки, так и длительности пребывания пациента в водной среде, достигающей 10 часов в день в два приема, а также активными действиями пациента в виде плавания разными стилями во время процедуры вытяжения позвоночника благодаря использованию в процессе плавания одного из вышеназванных тренажеров или последовательно обоих тренажеров. Технический результат изобретения состоит в повышении эффективности способа вытяжения позвоночника, использующего специально разработанные для его осуществления тренажеры, показанные как ходячим, так и неходячим больным. 5 н. и 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания. На втором этапе ведут дневник питания, проводят детоксикацию организма с соблюдением диеты, мотивацией снижения веса и избавления от негативных эмоций, выполнением физических и дыхательных упражнений в соответствии с психотипом. При этом вначале пациент одноразово выпивает утром натощак солевой раствор с pH 5,5, содержащий калий, кальций, магний, фосфор, хлор, серу, углерод, общий объем 3-4,5 л, по 200 мл с интервалами в 5-10 мин. Причем последовательно исключают определенные продукты питания, перечисленные в формуле изобретения, с первого по седьмой день, а с восьмого по десятый день - постепенно возвращают продукты в рацион. В качестве дыхательных упражнений выполняют «Основы диафрагмального дыхания»: стоя, спина прямая, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях, круговое движение плечами вперед, вверх, назад, вниз; ладони на бедра в течение одного дыхательного цикла при неподвижной спине и грудной клетке; вдох, опустить голову, не открывая рта, плавно поднять голову, вдох носом с надутием живота, голову держать прямо, смотреть вперед, грудной клеткой и плечами при вдохе не двигать, голову не запрокидывать назад, 3 небольших вдоха носом при втягивании живота, не надувая живот, грудная клетка неподвижна; приоткрыть рот, выдох, плавно подтягивая живот к позвоночнику, начиная с сокращения мышц нижнего отдела брюшного пресса с вытеснением диафрагмой воздуха из легких до его выхода через рот; 3 диафрагмальных выдоха через рот, при каждом выдохе подтягивая живот внутрь, вытесняя оставшийся воздух, вдох с надутием живота, 3 довдоха с подтягиванием живота и выдох со сдуванием живота, 3 довыдоха со сдутием живота, задержка дыхания на 3 сек при подтянутом животе. Далее - упражнения на растяжку, чередуя с дыхательными, соответственно формуле изобретения, выбирая режим проведения упражнений согласно психотипу пациента. После детоксикации независимо от психотипа пациент чередует 7-10-дневные редуцированные диеты, базовое рациональное питание, разгрузочные дни. На третьем этапе - физиотерапевтические процедуры из группы: липолиз, криолиполиз, ультразвуковое разрушение жира, вакуум-терапия, миостимуляция, прием БАДов, содержащих хром, цинк, карнитин, в сочетании с настоями трав с успокаивающим, желчегонным, мочегонным, слабительным эффектом; физические нагрузки на свежем воздухе. Четвертый этап: контроль изменения веса пациента. Пятый этап: проверка способности пациента к правильному составлению программы питания с учетом калорийности, сбалансированности и рациональности. Способ обеспечивает высокую эффективность коррекции и нормализации избыточного веса с длительным удержанием полученного результата. 14 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии сердечно-сосудистых заболеваний. Осуществляют усиленную наружную контрпульсацию. При этом импульсы ЭКГ пропускают через делитель частоты в два или большее число раз, а сигнал с выхода делителя частоты используют для синхронизации циклов надувания и опорожнения компрессионных манжет, которые формируют периодические импульсы давления на ткани нижних конечностей и малого таза пациента. Способ позволяет повысить комфортность процедуры усиленной наружной контрпульсации сердца и изностойкость используемого оборудования. 3 ил.
Изобретение относится к медицине, педиатрии, неврологии, перинатологии, восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенцев со спинальными нарушениями. При обследовании рефлекторной активности оценивают рефлекс Галанта и при выявлении нарушений проводят лечение, начиная и заканчивая на стороне с менее выраженной активностью рефлекса: путем раздражения кожи точечными, надавливающими воздействиями симметрично, вдоль позвоночника последовательно от С7 до L5 по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков. После точечного воздействия выполняют штриховое воздействие вдоль позвоночника сверху вниз с выходом на заднюю верхнюю ось подвздошной кости. При этом ногу младенца на стороне воздействия удерживают сначала в выпрямленном положении, а к завершению штрихового воздействия ногу отводят в сторону, по которой проводят воздействие. Затем воздействие повторяют с другой стороны. Лечение проводят 3-5 раз в день в течение 2-3 недель. При необходимости повторяют до формирования или выравнивания активности рефлекса Галанта. Способ позволяет посегментно восстановить рефлекторную активность спинного мозга на всем его протяжении, интегрировать отдельные сегментарные ответы в единый разгибательный рефлекс, сформировать симметричную активность сегментарного аппарата спинного мозга на основе рефлекса Галанта. 2 пр.

Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой. Головка устройства имеют объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму. На головке стержня закреплена по меньшей мере одна подвеска с грузиком. Один из концов стержня заострен, а другой переходит в прямую или дугообразную часть, соединяющую стержни и неподвижно соединенную с одним концом дополнительного стержня, на другом конце которого расположена головка стержня. Иглу вводят в область акупунктурной точки, в частности АТ17 и АТ18, проводят под кожей и выводят наружу через кожу в области другой акупунктурной точки. Группа изобретений обеспечивает увеличение объема рефлексогенной зоны, на которую воздействует игла, в два-три раза по сравнению с известными устройствами, повышение антиадаптационного эффекта воздействия, одновременное формирование двух и большего числа акустрактов, что дает более выраженный результат в виде активного снижения веса, формирования правильного пищевого поведения, гармонизации ферментных систем желудка, устранения гиперсаливации, уменьшения тяжести и/или продолжительности депрессии, усиления синтеза эндорфинов и обменных процессов, быстрой блокировки аппетита, стойкого - до 1 года результата снижения веса при сокращении срока, который требуется для этого, увеличения физических возможностей организма - подвижности суставов, связок, функций мышц. 2 н. и 27 з.п. ф-лы, 13 ил., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре и терапии, и может быть использовано для больных с висцеральным ожирением. Проводят физические упражнения. Физические упражнения согласуют с определенным алгоритмом дыхания. Вводная часть включает первые 2 минуты дыхание в ритме вдох-выдох 3:1, 4:1, 5:1, 6:1, 7:1, 8:1 и 6 минут общеразвивающей и суставной гимнастики. В основной части - изотоническая тренировка мышц и суставов конечностей, мышц спины, груди, верхнего плечевого пояса, динамические и статические упражнения для мышц шеи в сопровождении дыхания в ритме вдох-выдох 1:3. В заключительной части - первые 6 минут упражнения на самовытяжение мышц шеи, спины, конечностей и последние 3 минуты - дыхание в ритме вдох-пауза-выдох-пауза - 4:2:4:2, 4:2:5:2, 4:2:6:2, 4:2:7:2, 4:2:8:2. Обязательным условием ритма дыхания является то, что во время выдоха идет подтягивание живота в направлении диафрагмы. Способ обеспечивает достоверное снижение уровня висцерального жира и профилактику сердечно-сосудистых и метаболических рисков у больных с висцеральным ожирением за счет согласования физических упражнений с определенным алгоритмом дыхания. 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, физиотерапии, может быть использовано для реабилитации больных легочными заболеваниями, преимущественно туберкулезом. Выполняют гимнастические и дыхательные упражнения в процессе нахождения пациента на спине лошади. При этом на первых 1-2 занятиях проводят адаптационный этап, включающий знакомство пациента с инструктором и лошадью, отработку приемов посадки на лошадь без седла и спешивания. Затем проводят реабилитационный этап, который включает следующую последовательность упражнений под контролем инструктора, в течение 23-26 занятий: из исходного положения (ИП) на лошади в неподвижной стойке пациент разводит руки через стороны вверх и делает вдох, при возвращении в ИП - удлиненный выдох; ИП то же, пациент достает левой рукой правое ухо лошади - выдох, далее - ИП, вдох, достает правой рукой левое ухо лошади - выдох, далее - ИП, вдох; ИП то же, пациент ложится на живот вдоль спины лошади и делает выдох, возврат в ИП - вдох, ложится спиной вдоль спины лошади - выдох, возврат в ИП - вдох; ИП то же, пациент правой рукой дотягивается до носка правой ноги - выдох, возврат в ИП - вдох, левой рукой дотягивается до носка левой ноги - выдох, возврат в ИП; ИП лежа на животе поперек спины лошади, пациент берет руки в замок за голову, вдох, задерживает дыхание, поднимает туловище вверх, опускает туловище - выдох, возврат в ИП; ИП, как предыдущее, лошадь в движении в медленном темпе, пациент лежит спокойно и ровно дышит 1-2 мин; пациент в течение 1-2 мин лежит на спине вдоль спины лошади, находящейся в движении в медленном темпе; далее пациент лежит поперек спины лошади, находящейся в движении в медленном темпе, вначале на животе, затем на спине, на правом боку, на левом боку по 1-2 мин в каждом положении; пациент в течение 1-2 мин сидит на лошади, находящейся в режиме смены аллюров; ИП сидя на лошади, находящейся в неподвижной стойке, пациент поколачивает себя кулачком в области вилочковой железы с произношением гласного звука. Затем в течение 1-2 занятий проводят закрепляющий этап, на котором пациент выполняет перечисленные упражнения самостоятельно. Способ обеспечивает высокую эффективность реабилитации больных легочными заболеваниями без существенного увеличения ее сроков. 1 пр., 5 табл.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии. Больному проводят сеанс психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники. До и после указанного сеанса определяют значения интенсивности хронической боли по лицевой шкале Вонга-Бэкера с последующим определением разницы полученных значений, обозначенной как дельта. Во время сеанса путем тактильной пальпации осуществляют поиск триггерных точек, соответствующих определенному заболеванию, и зон отраженной боли с последующим тактильным воздействием на выявленные зоны и точки, и при отсутствии боли в указанных точках и зонах сеанс психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники завершают. При значении дельты от 0 до 1 балла определяют отсутствие психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома, при значении дельты от 1,1 до 3 баллов - психогенную боль легкой степени интенсивности в структуре хронического болевого синдрома, при значении дельты от 3,1 до 7 баллов - умеренной степени, при значении дельты от 7,1 до 9 баллов - сильной степени, а при значении дельты свыше 9,1 балла определяют психогенную боль невыносимо сильной степени интенсивности в структуре хронического болевого синдрома. Способ позволяет определить степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии для проведения адекватной психотерапии за счет использования психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники. 3 ил., 1 табл., 3 пр.
Наверх