Способ определения достоверного двумерного вектора угловой скорости относительно поперечных осей летательного аппарата и идентификации отказов датчиков угловой скорости

Изобретение относится к области создания систем управления летательных аппаратов (ЛА), преимущественно к способам получения достоверной информации и диагностики работоспособности датчиков угловой скорости (ДУС) летательного аппарата с избыточным числом измерителей и идентификацией их отказов. В способе определения достоверного двумерного вектора угловой скорости относительно поперечных осей летательного аппарата и идентификации отказов датчиков угловой скорости, основанном на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса четырех ДУС, измерительные оси которых должны лежать в плоскости, ортогональной продольный оси ЛА, и быть неколлинеарными, и вычислении указанного вектора с использованием значений направляющих косинусов измерительных осей ДУС, согласно изобретению указанный вектор вычисляют при всех возможных комбинациях пар ДУС. Полученные векторы распределяют по группам, которые состоят их трех двумерных векторов, вычисленных по показаниям трех ДУС, по векторам групп рассчитывают средние векторы и показатели разброса относительно среднего вектора. Находят минимальный из показателей разброса всех групп в текущем цикле и средний вектор группы с минимальным показателем разброса принимают за достоверный вектор, ближайший к измеряемому в текущем цикле. Отказы ДУСов идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и из результатов сравнения с допуском модуля разности фактического показания измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора, и его расчетного показания. При этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на измерительную ось проверяемого ДУС. Технический результат изобретения - получение достоверной информации угловых скоростей ЛА относительно его поперечных осей и безотказная работа измерительного тракта с отказом одного ДУС из четырех, идентификация отказа.

 

Изобретение относится к области создания систем управления (СУ) летательных аппаратов (ЛА) с избыточным числом датчиков угловой скорости (ДУС), измеряющих угловые скорости ЛА относительно его поперечных осей.

Указанная информация используется в системах угловой стабилизации ЛА для демпфирования упругих колебаний корпуса относительно его поперечных осей.

Известен способ определения информации тракта акселерометров в составе трех каналов по три грани в каждом из каналов с коллинеарными осями чувствительности акселерометров каждого канала [1]. Аналогичное построение структурной схемы измерительного тракта применяется и при получении информации поперечных угловых скоростей с той разницей, что для стабилизации упругости достаточно двух проекций угловой скорости и соответственно измеряемый вектор должен быть двумерным.

Применительно к тракту ДУС известный способ отбора достоверной информации имеет те же недостатки, как в тракте акселерометров:

1. Увеличение веса, габаритов и стоимости аппаратуры вследствие применения конфигурации, состоящей из шести ДУС;

2. Невысокий уровень защищенности от отказов. Тракт из шести ДУС сохраняет работоспособность при двух отказах измерителей разных каналов, в случае отказа двух ДУС одного канала работоспособность измерительного тракта нарушается.

3. Недостаток традиционной структуры также состоит в снижении точности вычисления значений угловых скоростей методом поиска среднего по уровню вследствие неиспользования избыточной информации исправных датчиков. Известный способ определения достоверной информации взятием среднего по уровню из трех для отбора достоверной информации в конфигурации с четырьмя ДУС неприменим.

Задачей изобретения является определение достоверного двумерного вектора угловой скорости относительно поперечных осей летательного аппарата, ближайшего к измеряемому исправными датчиками, что позволяет обеспечить безотказную работу измерительного тракта ДУС и идентифицировать отказы с определением номера неисправного ДУС.

Технический результат достигается тем, что в способе определения достоверного двумерного вектора угловой скорости относительно поперечных осей ЛА, основанном на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса четырех ДУС, измерительные оси которых лежат в плоскости, ортогональной продольной оси ЛА, и неколлинеарны между собой, и вычислении достоверного вектора с использованием значений направляющих косинусов измерительных осей ДУС, согласно изобретению двумерные векторы вычисляют при всех возможных комбинациях пар ДУС. Полученные векторы распределяют по группам, которые состоят из трёх двумерных векторов, вычисленных по показаниям трех ДУС. По векторам групп рассчитывают средние векторы и показатели разброса относительно среднего вектора. Находят минимальный из показателей разброса всех групп в текущем цикле и средний вектор группы с минимальным показателем разброса принимают за достоверный вектор, ближайший к измеряемому в текущем цикле. Отказы ДУС идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результата сравнения с допуском модуля разности фактического показателя измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора и его расчетного показания. При этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на измерительную ось проверяемого ДУС. Упомянутый допуск устанавливают исходя из погрешности измерений ДУС.

Поставленная техническая задача решается следующим образом.

Осуществляется циклический синхронный опрос датчиков угловой скорости. Синхронность опроса датчиков тракта обеспечивает идентичность векторов, вычисляемых по показаниям исправных датчиков.

По показаниям ДУС в текущем цикле опроса вычисляются компоненты измеряемого вектора. Для всех возможных комбинаций ДУС решаются системы из двух линейных уравнений, составленных как скалярные произведения матрицы направляющих косинусов осей ДУС на искомый измеряемый двумерный вектор, компонентами которого являются угловые скорости ЛА относительно поперечных осей:

где

- матрица направляющих косинусов

- искомый вектор, определенный по показателям измерителей i, j.

Минимальное количество измерителей, обеспечивающее безотказную работу тракта поперечных угловых скоростей до одного отказа, равно четырем.

Число возможных двумерных векторов, рассчитанных по парам измерителей, равно числу сочетаний из четырех по два, т.е. С 4 2 = 6 .

Полученные шесть векторов распределяют по группам, каждая группа состоит из трех векторов, рассчитанных по показаниям трех измерителей. Так, первая группа включает векторы, вычисленные по показаниям измерителей с номерами 2, 3, 4, обозначенные как 23, 24, 34. Показания измерителя с номером 1 в расчете векторов первой группы не используются.

Число групп по три вектора равно числу сочетаний из четырех по три, т.е. С 4 2 = 4 . Состав групп с указанием номеров неиспользуемых измерителей представлен в приложении табл. 1.

В каждой группе определяют средний вектор и показатель разброса векторов группы относительно среднего.

Так, средний вектор первой группы определяется как:

Показатель разброса первой группы записывается следующим образом:

При четырех измерителях тракта и работе до одного отказа достоверный двумерный вектор тракта поперечных угловых скоростей, ближайший к измеряемому, определяется как средний вектор группы с минимальным показателем разброса из всех (четырех) групп тракта. Достоверный вектор определяется по показаниям всех исправных измерителей с учетом возможной избыточности информации. Если все измерители тракта исправны, отбор достоверного вектора осуществляется по шести векторам, размещенным в четырех группах, в случае отказа - по трем векторам одной группы. При этом три измерителя, показания которых используются при вычислении достоверного вектора, исправны.

Предлагаемый способ дополнен решением, направленным на повышение живучести тракта измерения поперечных угловых скоростей за счет возможности продолжения функционирования при возникновении нештатной ситуации с одновременным отказом двух измерителей тракта из четырех. Данная задача решается выделением из шести векторов тракта единственного вектора, полученного обработкой показаний двух исправных измерителей.

С этой целью выполняются следующие действия. Вычисленный достоверный вектор текущего цикла сравнивается с достоверным вектором предыдущего цикла. Достоверный вектор предыдущего цикла представляет собой достоверный вектор, вычисленный по показаниям измерителей в текущем цикле и записанный в память вычислителя, предназначенную для размещения информации, необходимой для расчета достоверного вектора по показаниям в следующем цикле.

Если модуль разности достоверных векторов текущего и предыдущего циклов превышает допуск, определяемый угловыми ускорениями ЛА относительно поперечных осей на траектории полета, то число отказов измерителей больше одного.

Если в этом случае из векторов тракта (шести) может быть выявлен вектор, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла меньше допуска, то выявленный вектор является единственным из векторов тракта, соответствующим измеряемому вектору.

Выявленный вектор тракта при двух отказах принимают за достоверный в текущем цикле, заменяя им средний вектор группы с минимальным показателем разброса, модуль разности которого с достоверным вектором предыдущего цикла оказался больше допуска.

Неисправными при двух отказах являются два измерителя, показания которых не использованы в расчете вектора тракта, принятого за достоверный.

Технические результаты предлагаемого изобретения состоят в следующем:

1. Обеспечение безотказной работы до одного отказа тракта датчиков угловых скоростей относительно поперечных осей ЛА при минимальном количестве датчиков, равном четырем.

2. Идентификация отказа с указанием номера неисправного измерителя.

3. Формирование в результате отбора достоверного двумерного вектора поперечных угловых скоростей, ближайшего к измеряемым. Этому способствуют оптимальный бездопусковый отбор показаний всех исправных датчиков с повышением точности за счет избыточной информации возможных комбинаций пар измерителей.

4. Предотвращение аварии ЛА при отказе двух ДУС.

Работоспособность предлагаемого решения подтверждена результатами моделирования полета ЛА.

Таким образом, заявлен способ определения достоверного двумерного вектора угловой скорости относительно поперечных осей летательного аппарата и идентификации отказов датчиков угловой скорости, основанный на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса четырех ДУС, измерительные оси которых лежат в плоскости, ортогональной продольный оси ЛА, и неколлинеарны между собой, и вычислении достоверного вектора с использованием значений направляющих косинусов измерительных осей ДУС.

Отличительной особенностью способа является то, что двумерные векторы угловых скоростей вычисляют при всех возможных комбинациях пар ДУС.

Полученные векторы распределяют по группам, которые состоят из трех двумерных векторов, вычисленных по показаниям трех ДУС. По векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатель разброса относительно среднего вектора. Находят минимальный показатель разброса всех групп в текущем цикле и средний вектор группы с минимальным показателем разброса принимают за достоверный вектор, ближайший к измеряемому в текущем цикле. Отказы ДУСов идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результата сравнения с допуском модуля разности фактического показания измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора и его расчетного показания. При этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на измерительную ось проверяемого ДУС (см. таблицу).

Литература

1. «Системы наведения» под ред. Л.А. Майбороды и В.М. Миронова, МО СССР, 1986 г., стр. 294-295.

Способ определения достоверного двумерного вектора угловой скорости относительно поперечных осей летательного аппарата (ЛА) и идентификации отказов датчиков угловой скорости (ДУС), основанный на показаниях, полученных в результате циклического синхронного опроса четырех ДУС, измерительные оси которых лежат в плоскости, ортогональной продольной оси ЛА, и неколлинеарны между собой, и вычислении достоверного вектора с использованием значений направляющих косинусов измерительных осей ДУС, отличающийся тем, что двумерные векторы угловых скоростей вычисляют при всех возможных комбинациях пар ДУС, полученные векторы распределяют по группам, которые состоят из трех двумерных векторов, вычисленных по показаниям трех ДУС, по векторам в каждой группе рассчитывают средний вектор и показатель разброса относительно среднего вектора, находят минимальный из показателей разброса всех групп в текущем цикле и средний вектор группы с минимальным показателем разброса принимают за достоверный вектор, ближайший к измеренному в текущем цикле, отказы ДУСов идентифицируют, исходя из исправности измерителей, по показаниям которых вычислен достоверный вектор, и результатов сравнения с допуском модуля разности фактического показания измерителя, которое не использовано в расчете достоверного вектора и его расчетного показания, при этом расчетное показание определяют как проекцию достоверного вектора на измерительную ось проверяемого ДУС.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам опознавания воздействий на подъемно-транспортную машину. Осуществляя контроль эксплуатации транспортного средства, обнаруживают перегрузки при столкновении транспортного средства.

Изобретение относится к области измерительной техники и касается способа измерения частоты вращения интерферометра. Частоту вращения определяют как разность между критической частотой вращения интерферометра на выбранном типе электромагнитной волны (частотой «отсечки» при вращении) и критической частотой «покоящегося» интерферометра (частотой «отсечки» при «покое») на том же типе электромагнитной волны, деленную на постоянное число, определяемое выбранным при расчете интерферометра типом электромагнитной волны.

При оценке стиля вождения моторного транспортного средства формируют (201) из измерений сигнал скорости, представляющий изменение (v(t)) скорости моторного транспортного средства.

Турбокомпрессор (10, 10′), приводимый в действие отработавшими газами, для двигателя внутреннего сгорания содержит датчик (32) частоты вращения и элемент (30, 30′, 40, 40′, 40″) в виде втулки для осевой фиксации по меньшей мере одного подшипника (24, 26) вала (22) турбокомпрессора.

Изобретение относится к системе и способу слежения за положением головы. Техническим результатом является повышение эффективности формирования звуковых образов.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам, предназначенным для установки и предварительной оценки заявленных технических характеристик приборов для измерения угловой скорости и углового положения.

Изобретение относится к транспортным средствам в области автоматизации, например к технике подачи или к подъемникам. .

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано для создания датчиков скорости и координат перемещения манипулятора типа мышь, включающих основание корпуса, которое перемещается по поверхности стола, верхнюю часть корпуса, удобно удерживаемую человеческой рукой.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности, к контрольно-измерительным устройствам и отображения скоростного режима работы автомобиля, основано на емкостном датчике вращения и может быть использовано в производстве и эксплуатации автомобильной техники для повышения эффективности и надежности работы КИП, а также безопасности движения.

Представлены система и способ калибровки комплекта помощи при движении задним ходом с прицепом, присоединенным к транспортному средству. Способ включает в себя движение транспортного средства вперед практически по прямой со скоростью, превышающей пороговое значение, измерение скорости рыскания транспортного средства и измерение угла сцепки прицепа. Для определения угловой скорости на основании измеренного значения угла сцепки датчик рыскания непрерывно измеряет скорость рыскания транспортного средства, а датчик угла сцепки непрерывно измеряет значение угла сцепки. Также контроллер определяет отклонение измеренного значения угла сцепки от фактического угла сцепки при практически нулевых значениях скорости рыскания и угловой скорости, или если они остаются неизменными. Технический результат - предоставление экономичной и интуитивно понятной функциональной помощи при движении задним ходом транспортного средства с прицепом. 3 н.и 17 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх