Установочный терминал и система для управления функциями транспортного средства



Установочный терминал и система для управления функциями транспортного средства
Установочный терминал и система для управления функциями транспортного средства
Установочный терминал и система для управления функциями транспортного средства
Установочный терминал и система для управления функциями транспортного средства
Установочный терминал и система для управления функциями транспортного средства
Установочный терминал и система для управления функциями транспортного средства

 


Владельцы патента RU 2573775:

КОНТИНЕНТАЛЬ АУТОМОТИВЕ ГМБХ (DE)

Изобретение относится к установочному терминалу для управления множеством функций транспортного средства. Технический результат заключается в повышении уровня защиты доступа к данным о транспортном средстве и защиты транспортного средства. Технический результат достигается за счет блока обработки данных, который соединен с, по меньшей мере, одним встроенным в установочный терминал дополнительным устройством безопасности, причем дополнительное устройство безопасности содержит защиту корпуса, выполненную с возможностью распознания открытия корпуса установочного терминала и инициирования одной меры безопасности, причем, по меньшей мере, одна мера безопасности содержит, по меньшей мере, одно из: стирания релевантных для безопасности данных и блокировки установочного терминала. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к установочному терминалу для размещения мобильных оконечных устройств для сообщения с мобильными оконечными устройствами и для управления множеством функций транспортного средства посредством управляющего прибора, связанного с транспортным средством, с устройством ввода, средствами для беспроводного обмена данными и накопителем энергии, а также к системе для мобильного управления функциями транспортного средства с управляющим прибором и установочным терминалом.

Из ЕР 1 150 098 А1 известна навигационная система транспортного средства, содержащая несколько блоков, которые связаны друг с другом. Блоки включают в себя блок ввода/вывода, блок планирования маршрута и блок определения местоположения. Навигационная система выполнена с возможностью определения маршрута между исходным пунктом и целевым пунктом с учетом возможных промежуточных целей, например, отелей или также данных о дорожном движении, которые могут опрашиваться, например, посредством системы передачи данных по каналу радиотрансляции (RDS). Кроме того, навигационная система содержит банк данных с данными о расстояниях между заданными участками пути, соотнесенной с ними предполагаемой продолжительности поездки и классификации улиц. Кроме того, навигационная система содержит компьютер в виде бортового журнала, в котором сохранены временные графики прошлого, выставленные счета или иные издержки. В зависимости от данных в банке данных, в компьютере в виде бортового журнала, а также в зависимости от системы RDS формируется навигационная система для определения соответствующего маршрута от исходного пункта до целевого пункта. Отдельные компоненты навигационной системы могут связываться друг с другом через интерфейсы Bluetooth или также через интерфейсы GSM.

Из реферата на английском языке к заявке JP 2003-130669-А также известна навигационная система для транспортных средств, которая включает в себя блок планирования маршрута и обработки, а также блок вычисления альтернативного маршрута. Блок планирования маршрута и обработки выполнен с возможностью определения маршрута до заданного целевого местоположения. Он также выполнен для соотнесения данных о маршруте на основе расходов, которые соотнесены с участками пути соответствующего маршрута. Подобные расходы связаны с автобанами и платными дорогами.

В DE 19640735 предложен телематический прибор (интегрированной системы коммуникаций), в котором в одном корпусе размещены автомобильное радио с модулем RDS, радиотелефон, система определения местоположения и навигации. Корпус выполнен таким образом, что он может встраиваться в стандартную нишу на приборной панели автомобиля. С помощью телематического прибора можно получать как общие данные через автомобильное радио, так и индивидуальные данные через модуль GSM. Кроме того, могут посылаться данные, например, о местоположении транспортного средства, целевом пункте или экстренный вызов на центральное устройство. Центральное устройство вычисляет один или несколько целевых маршрутов и посылает их на телематическое устройство. В случае несчастного случая или автомобильной аварии посылается соответствующий экстренный вызов с сигналом о помощи.

Чтобы дополнительно повысить надежность индивидуальной мобильности, необходимо, наряду с источниками информации, которые встроены в транспортное средство, также использовать внешние источники информации. Тем самым можно получить всеобъемлющую картину окружающего, так как преодолевается препятствие, заключающееся в ограничении видимости, и можно обмениваться более обширными данными. Технология мобильной связи во взаимодействии с другими способами обеспечивает возможность информационного обмена между различными транспортными средствами, а также между транспортным средством и инфраструктурой.

Современные технические решения не имеют центральной, мобильной и беспроводной коммуникационной платформы в транспортном средстве для мобильной индикации, мобильного ввода/вывода, управления и одно- или двунаправленной связи. В частности, при значимых данных о транспортном средстве или о водителе важными являются защита доступа и брандмауэр (защитная система) для защиты транспортного средства или водителя. Современные системы представляют собой частные решения, которые могут загружать только специальные данные из, например, области тахографа, например, посредством клавиши загрузки или устройства загрузки.

В частности, дополнительные элементы защиты, в зависимости от реализации в зависимости от требуемого уровня защиты, являются существенными компонентами такой вышеупомянутой концепции системы для мобильного установочного терминала.

Наряду с информационным обменом на короткие расстояния, дополнительно всегда требуется также обмен данными с центральной инфраструктурой, чтобы, например, иметь возможность устанавливать экстренные вызовы или, например, разыскивать украденные транспортные средства. Для этого обычно применяются радиотелефонные модули (GSM/UMTS) и спутниковые системы определения местоположения (GPS/Галилео).

Согласно уровню техники, уже известны мобильные оконечные устройства для управления функциями транспортного средства. Однако они имеют относительно малый объем функций и обычно ограничены функциями систем комфорта транспортного средства.

Такое ограничение является невыгодным, так как существует потребность дистанционно управлять и другими функциями транспортного средства, такими как вызов релевантных для безопасности функций.

Особенно невыгодным является ограничение только функциями систем комфорта на рынке грузовых автомобилей, так как с помощью мобильных оконечных устройств согласно уровню техники не может осуществляться управление функциями транспортного средства.

Для некоторых функций транспортного средства, правда, также известны средства дистанционного управления, однако в этом случае речь идет об частных решениях, которые пригодны для управления именно одной определенной функцией.

Задачей настоящего изобретения является предложить установочный терминал, а также систему для мобильного управления функциями транспортного средства, которое имеет расширенный объем функций.

В соответствии с изобретением эта задача решается с помощью установочного терминала по пункту 1 формулы изобретения и с помощью системы по пункту 12 формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления приведены в зависимых пунктах формулы изобретения.

За счет того, что средства для беспроводного обмена данными соединены с встроенным блоком обработки данных и интегрированы в установочный терминал, посредством установочного терминала прямо или косвенно также через подключенное мобильное оконечное устройство, которое выполнено для применения, по меньшей мере, одного криптологического способа, можно управлять большим количеством функций транспортного средства, поскольку представляется возможность управления функциями, которые согласно уровню техники по соображениям безопасности могли управляться только через связанное кабелем устройство управления или через отдельное устройство дистанционного управления. Под термином «подключенный» следует понимать то, что мобильное оконечное устройство съемным образом может быть установлено в установочный терминал или что мобильное оконечное устройство по каналу связи ближнего радиуса действия, например Bluetooth, соединено или мобильно связано с установочным терминалом.

Преимущества такого способа действий состоят в простой механической адаптации присоединяемых мобильных оконечных устройств в транспортном средстве. Кроме того, предпочтительным образом, электропитание и подготовка автотранспортного канала передачи данных и канала связи преобразуются приборами связи в транспортном средстве.

Посредством вышеупомянутого подхода может быть реализована гибкая и функциональная конструкция центрального и мобильного установочного терминала, в частности в грузовых автомобилях. За счет этого обеспечивается возможность того, что наличие на борту и использование, например, устройства типа I-Pad, внутри транспортного средства позволяет осуществлять связь с транспортным средством, а вне транспортного средства - позволяет осуществлять прием/выдачу данных во время экспедиции.

С помощью соответствующего изобретению установочного терминала осуществляется интеграция потребительской продукции как, например, смартфона или I-Pad, в автомобильную среду. Тем самым может обеспечиваться применение функциональных возможностей «человеко-машинного интерфейса» (HMI) эффективных мобильных приборов связи. Могут использоваться новейшие технологии за счет применения современных оконечных устройств связи. Путем применения данных о транспортном средстве и о водителе с GPS- и GSM-функциями могут достигаться синэргические эффекты и создаваться новые интегрированные функции.

За счет предоставления содержимого данных и управляющих команд, например, для тахографов, таких как вывод, на печать, суммарное время управления транспортным средством, обмен данными с внутренними управляющими устройствами как, например, агрегатами охлаждения с указанием характеристик перевозимых товаров, могут быть реализованы усовершенствования и лучшее с точки зрения логистики использование транспортных средств в режиме движения колонной. Это обеспечивает возможность, например, индивидуального приведения в соответствие транспортного средства с товарным грузом или непосредственного управления оборудованием автоцистерны.

За счет опционального дополнительного устройства обеспечения безопасности, например, в форме контроллера смарт-карты или съемной SIM-карты в соединении с системой тахографа для аутентификации и надежной двунаправленной связи, обеспечивается возможность управления и передачи критических водительских данных и значимых параметров транспортного средства или обновления программного обеспечения (SW) данных управляющих приборов.

В качестве примера управляемых функций можно назвать активацию системы открывания/закрывания транспортного средства, смонтированного на транспортном средстве крана, откидной загрузочной крышки грузовых автомобилей, подъемной платформы, навигационной системы, а также активацию информационно-развлекательных систем, навигационных систем и/или функций комфортных систем. При этом следует отметить, что под множеством функций подразумевается, что можно управлять функциями множества различных приборов транспортного средства.

Другими управляемыми функциями являются имеющиеся на транспортном средстве системы поддержки водителя и системы безопасности транспортного средства. В качестве систем безопасности транспортного средства могут использоваться все имеющиеся на транспортном средстве системы торможения с электронным регулированием. Системы безопасности транспортного средства могут представлять собой тормозную систему с электронным управлением (EBS), систему управления двигателем (EMS), антиблокировочную систему, антипробуксовочную систему, электронную систему стабилизации движения, электронную блокировку дифференциала, блок управления трансмиссией (TCU), электронное распределение усилия торможения (EBV) и/или систему контроля за торможением двигателя (MSR), автоматически регулируемое рулевое управление (ASF, EPS).

Системы помощи водителю представляют собой электронные вспомогательные устройства в транспортных средствах для поддержки водителя в определенных ситуациях движения. При этом на переднем плане часто находятся аспекты безопасности, а также повышение комфорта движения. Эти системы полуавтономно или полностью автономно используются в приводе, управлении (например, газ, торможение, рулевое управление) или в сигнализирующих устройствах транспортного средства или предупреждают водителя посредством соответствующих человеко-машинных интерфейсов незадолго до или во время критических ситуаций. Такие системы помощи водителю представляют собой, например, парковочный радар (матрицы сенсоров для распознавания препятствий и расстояния), систему экстренного торможении (BAS), круиз-контроль (система Tempomat), адаптивный круиз-контроль (АСС), сигнализатор опасной дистанции, систему помощи при повороте, систему помощи в пробке, систему распознавания дорожной разметки, систему контроля схода с полосы движения/систему слежения за линиями дорожной разметки (поддержки поперечного управления, lanedeparturewarning (LDW)), систему поддержки сохранения колеи (lanekeepingsupport), система контроля «мертвых зон» (lanechangeassistance), помощь при смене полосы движения (lanechangesupport), интеллектуальной адаптации скорости (ISA), систему адаптивного головного освещения, систему контроля давления в шинах, распознавания состояния водителя, распознавания знаков дорожного движения, группирования (Platooning), автоматического экстренного торможения (ANB), систему включения/выключения дальнего света, систему ночного видения NightVision.

Средства для беспроводного обмена данными могут быть выполнены, например, как интерфейс WLAN (беспроводная локальная сеть) согласно стандарту IEEE 802.11 и всем его производным, ZigBee и/или BlueTooth и предпочтительно имеют дальность действия от 5 м до 1 км, особенно предпочтительно от 10 м до 300 м. Таким образом, возможен беспроводный обмен данными с управляющим прибором, встроенным в транспортное средство, также извне транспортного средства. Предпочтительным образом дальность действия может зависеть от активируемой функции транспортного средства, в частности, таким образом, что при некоторых, предпочтительно особенно релевантных для безопасности функциях транспортного средства снижается излучаемая мощность средств для беспроводного обмена данными. За счет функциональности беспроводного обмена данными установочный терминал может также функционировать как так называемая «горячая точка» (Hotspot) в форме точки беспроводного доступа (WAP) в транспортном средстве. В одном варианте выполнения установочный терминал в качестве точки доступа может переключаться в клиентский режим, так что установочный терминал функционирует как WLAN-LAN-адаптер.

В качестве криптологических способов могут предпочтительно использоваться способы техники безопасности, которые удовлетворяют требованиям целостности, аутентичности и/или конфиденциальности.

Предпочтительно установочный терминал имеет индикаторное устройство. Тем самым возможно не только управлять процессами, но и также вызывать и отображать данные транспортного средства. Например, могут вызываться данные для контроля за выполнением функций транспортного средства.

В предпочтительном варианте выполнения установочный терминал имеет, по меньшей мере, одно запоминающее устройство (ЗУ). Такое запоминающее устройство, в частности, может представлять собой энергонезависимый блок памяти большой емкости. Он может быть выполнен предпочтительно как флэш-память. Особенно предпочтительно запоминающее устройство выполнено как защищенное запоминающее устройство. Для этого запоминающее устройство может быть выполнено с возможностью зашифрованного хранения данных.

Предпочтительно установочный терминал выполнен с возможностью хранения пользовательских профилей на ЗУ. В пользовательских профилях могут содержаться настройки для изменения управления в режиме меню для управления функциями транспортного средства. Например, некоторые клавиши могут индивидуально программироваться пользователем для важных для него функций. Тем самым обеспечивается улучшенное согласование с заданным пользователем пользовательским профилем на установочном терминале. Кроме того, установочный терминал может быть выполнен с возможностью сохранения в пользовательском профиле дополнительно данных о пользователе, которые непосредственно не относятся к управлению установочного терминала. Так, например, в пользовательском профиле могут быть сохранены настройки голосового управления.

Предпочтительно в ЗУ могут быть также сохранены различные пользовательские профили. Тогда подлежащий применению пользовательский профиль может опрашиваться предпочтительно в начале использования установочного терминала, а также в течение работы может переключаться.

В ЗУ могут также предпочтительным образом храниться актуализированные программы и/или драйвера для приборов, встроенных на транспортном средстве или связанных с транспортным средством. Установочный терминал может предпочтительным образом быть выполнен для передачи драйверов и/или актуализированных программ на управляющее устройство для дальнейшего направления на целевой прибор. Кроме того, в ЗУ могут храниться записанные данные тахографа.

В другой предпочтительном варианте выполнения встроенный блок обработки данных установочного терминала выполнен таким образом, что блок обработки данных обеспечивает возможность не только управления функциями транспортного средства, но и функциями других устройств, подключенных к транспортному средству, таких как вышеупомянутые системы. Для этого блок обработки данных выполнен для передачи команд управления для других устройств, подключенных к транспортному средству, с помощью средств беспроводного обмена данными на управляющее устройство, которое может передавать команды управления далее.

Необходимые данные управления могут предпочтительным образом дополнительно сохраняться в установочном терминале, так что объем функций установочного терминала может каждый раз согласовываться с объемом функций, измененным, например, за счет дооборудования транспортного средства или подключения дополнительных приборов. Предпочтительным образом установочный терминал может, однако, уже содержать необходимые команды управления для множества компонентов транспортного средства, выполненных с возможность дооборудования, так что дополнительное дооборудование требуется только в особых случаях.

В особенно предпочтительном варианте выполнения установочный терминал выполнен с мобильным оконечным устройством для управления системой открывания/закрывания транспортного средства, причем, однако блок обработки данных предпочтительно выполнен таким образом, что криптологические способы могут применяться не только при управлении системой открывания/закрывания транспортного средства, но и при управлении другими функциями транспортного средства. Установочный терминал тогда выполнен в такой форме, что когда мобильное оконечное устройство удаляется из транспортного средства, осуществляется активирование системы открывания/закрывания транспортного средства, и транспортное средство запирается от несанкционированного проникновения и доступа.

Предпочтительным образом блок обработки данных установочного терминала выполнен с возможностью применения нескольких различных криптологических способов.

Например, возможно конструктивное исполнение для применения симметричных и/или асимметричных способов шифрования. В предпочтительном варианте выполнения блок обработки данных установочного терминала может быть выполнен с возможностью шифрования посредством DES и/или RSA. Особенно предпочтительно таким образом, что соответственно при включении установочного терминала передается ключ сессии, зашифрованный посредством асимметричного способа, такого как RSA, который затем применяется для симметричного шифрования, например, посредством DES. Примером способа, при котором сообщение передается в симметрично зашифрованном виде, в то время как ключ, асимметрично зашифрованный, передается с сообщением, является способ шифрования PGP (Pretty Good Privacy «вполне хорошая секретность»).

Кроме конструктивного исполнения блока обработки данных установочного терминала для применения способа шифрования также предусмотрено конструктивное исполнение для других криптологических способов. Например, блок обработки данных установочного терминала может быть выполнен с возможностью создания и проверки цифровых подписей, применения хэш-функций и/или применения различных способов аутентификации, как, например, аутентификации методом запроса-ответа.

Предпочтительным образом блок обработки данных может быть выполнен с возможностью применения способа двух- или трехфакторной аутентификации. Под этим следует понимать то, что для аутентификации необходима не только одна информация, как, например, ключ способа шифрования, также и одновременно наличие определенного объекта и/или подтверждение определенного биометрического признака.

Для этого установочный терминал предпочтительным образом содержит дополнительное устройство безопасности. Оно может быть выполнено, например, как контроллер смарт-карты, причем для передачи корректно подписанных команд управления, в частности, для релевантных для безопасности команд управления, предпочтительным образом в контроллер должна быть вставлена заданная смарт-карта. Чтобы реализовать особенно высокий уровень безопасности, при этом может применяться принцип разделения секретной информации. Для этого установочный терминал может быть выполнен таким образом, чтобы сохранять только часть кода, необходимого для подписи и/или шифрования, причем вторая часть кода считывается с контроллера смарт-карты. Другим примером дополнительных устройств безопасности является устройство распознавания радужной оболочки или отпечатков пальцев или других биометрических признаков.

Другим возможным дополнительным устройством безопасности является защита корпуса установочного терминала. Он может быть выполнен с возможностью распознавания открытия корпуса установочного терминала и ввода, затем необходимых мер безопасности. Такой мерой безопасности может являться стирание релевантных для безопасности данных или блокировка установочного терминала.

Предпочтительным образом для управления системой открывания/закрывания транспортного средства применяется другой криптологический способ, чем для других команд управления. Следует упомянуть, что установочный терминал не обязательно должен быть выполнен таким образом, чтобы каждая из команд управления для функций транспортного средства передавалась зашифрованными посредством криптологического способа. Напротив, предпочтительным может быть, если только релевантные для безопасности команды управления передаются зашифрованными.

В предпочтительном варианте выполнения блок обработки данных установочного терминала выполнен для управления функциями бортового компьютера и активирования их.

Тем самым могут проверяться системы, применяемые на транспортном средстве, и могут диагностироваться, возможно, имеющиеся проблемы транспортного средства. Для этого могут опрашиваться измеренные значения датчиков, встроенных в транспортное средство. Кроме того, могут изменяться различные пользовательские настройки, например, настройки функций системы комфорта транспортного средства и систем помощи водителю. В качестве альтернативы или дополнительно, блок обработки данных может быть выполнен, для того чтобы полностью брать на себя функции бортового компьютера. Это обеспечивает возможность доступа к функциям, даже если сам бортовой компьютер не активен.

В особенно предпочтительном варианте выполнения установочный терминал выполнен одновременно как мобильный телефон и/или карманный персональный компьютер (PDA). За счет этого обеспечивается значительная экономия по сравнению с применением отдельных приборов, так как многие компоненты тем самым могут выполнять дублирующие функции. Например, индикаторное устройство, которое, например, может быть выполнено как сенсорный экран, применяется как для отображения SMS, MMS и входящих вызовов, так и для отображения активируемых функций транспортного средства. В этом варианте выполнения установочный терминал имеет гнездо для SIM-карты оператора мобильной радиосвязи, за счет чего в данном случае установочный терминал выполняет все функциональные возможности мобильного оконечного устройства. В антенне для соединения с сетью мобильной связи могут интегрироваться средства для беспроводного обмена данными с управляющим устройством. В целом, за счет этого обеспечиваются как преимущества в отношении стоимости, так и преимущества в отношении комфорта, так как в этом случае не требуется иметь в транспортном средстве дополнительно необходимого прибора.

В качестве альтернативы этому, как уже было упомянуто выше, установочный терминал может быть выполнен как мобильный телефон или карманный персональный компьютер (PDA). Например, установочный терминал может иметь разъем для зарядного прибора, конструктивное исполнение с сенсорной панелью и/или конструктивное исполнение для применения операционной системы, известных для мобильных телефонов и/или карманных персональных компьютеров (PDA) из уровня техники. Кроме того, как было упомянуто выше, установочный терминал может иметь гнездо для SIM-карты. Оно необходимо, в частности, при конструктивном исполнении установочного терминала в качестве мобильного телефона.

В другом предпочтительном варианте выполнения блок обработки данных соединен с, по меньшей мере, одним интегрированным в установочный терминал интерфейсом для считывания с карт и/или записи на карты и/или мобильные носители информации. Такой интерфейс служит, например, для того, чтобы на установочный терминал подавать данные, необходимые для управления устройствами, заново подключаемыми к транспортному средству.

Другой интерфейс установочного терминала может быть выполнен для считывания карты водителя. Подобные карты водителя обычно применяются для тахографов. Так как, за счет конструктивного исполнения блока обработки данных для применения криптологического способа, передача является достаточно надежной, и ввод карты водителя в тахограф более не является необходимым. Это упрощает применение тахографа, так как можно полностью отказаться от ручного доступа к нему, так как управление тахографом и доступ к карте водителя могут осуществляться через установочный терминал.

Это также обеспечивает возможность более предпочтительного расположения приборов в кабине грузового транспортного средства, так как тахограф более не нужно обязательно встраивать на хорошо доступном месте. Тем самым освобождается место для необходимых водителю приборов.

Кроме того, пользовательский профиль установочного терминала может выбираться автоматически на основании вставленной карты водителя.

Дополнительно установочный терминал может иметь USB -интерфейс. С помощью USB-интерфейса установочный терминал, с целью передачи данных может, например, подключаться к компьютеру или ноутбуку. Установочный терминал имеет другие интерфейсы или разъемы для взаимодействия с проводной периферией, которая выполнена в виде PCI, и/или PCMCIA, и/или PC-карты, и/или Fire-Wire (высокопроизводительная последовательная шина).

Возможно, дополнительно повысить комфорт, если установочный терминал выполнен с возможностью идентификации без кода. За счет подобного конструктивного исполнения как надежного «средства идентификации» можно получать доступ к множеству функций, которые иначе требовали бы идентификации с помощью кода. Например, могут активироваться или деактивироваться различные агрегаты транспортного средства. Кроме того, через установочный терминал может осуществляться контроль доступа к защищенным областям транспортного средства.

В особенно предпочтительном варианте выполнения установочный терминал выполнен таким образом, что даже идентификация для установления соединения с банком возможна через установочный терминал. Для этого установочный терминал предпочтительным образом содержит интерфейс, выполненный как считыватель банковских карт. Процесс оплаты, например, на заправках, таким образом, заметно упрощается. Это снижает временные затраты на процесс заправки, что, в пересчете на общий срок службы соответствующего изобретению установочного терминала, приводит к значительной экономии.

Предпочтительным образом средства для беспроводного обмена данными могут быть выполнены для автоматической дезактивации при начале движения. За счет этого можно надежным образом избежать возможных помех для транспортного средства со стороны средств беспроводного обмена данными.

Установочный терминал предпочтительным образом содержит кабельный интерфейс. За счет этого установочный терминал может также соединяться с управляющим прибором через прямой разъем. Под термином «кабельный» здесь не обязательно должно пониматься наличие отверстия для подключения кабельного штекера. Напротив, в особенно предпочтительном варианте выполнения предусмотрены контакты для ввода в док-станцию. Тем самым возможно применение установочного терминала, в то время как средства беспроводного обмена данными деактивированы. За счет возможности соединения с док-станцией, кроме того, возможно выполнить установочный терминал одновременно как ключ зажигания, так как по причинам безопасности, несмотря на зашифрованную передачу, чаще всего нежелательно обеспечивать возможность беспроводного активирования устройства зажигания.

Кроме того, изобретение также относится к системе для мобильного управления функциями транспортного средства. Такая система содержит, по меньшей мере, один установочный терминал и соединенное или соединяемое с транспортным средством управляющее устройство. Управляющее устройство и установочный терминал выполнены для беспроводного обмена данными друг с другом, причем как управляющее устройство, так и установочный терминал выполнены для применения криптологического способа при обмене данными. Управляющее устройство выполнено для того чтобы, в зависимости от активации устройства ввода установочного терминала, выдавать управляющие сигналы и/или другие данные на целевой прибор.

Зависимость в простом варианте выполнения может задаваться таким образом, что установочный терминал на управляющее устройство в зашифрованном виде передает только данные об активации устройства ввода, причем управляющее устройство в зависимости от этого генерирует управляющие сигналы. В простейшем случае установочный терминал выполнен только как беспроводное устройство ввода для зашифрованной передачи.

Однако предпочтительным образом установочный терминал выполнен для формирования и передачи управляющих сигналов, которые от управляющего устройства предпочтительным образом передаются далее только на целевой прибор, причем целевой прибор определяется посредством установочного терминала с помощью передаваемых данных и/или управляющих сигналов.

Под целевым прибором здесь понимается прибор, с которого посредством передаваемых данных должна вызываться функция. Если, например, данные содержат информацию, что температура нагревания системы обогрева сидений должна быть повышена, то целевым прибором является прибор, который регулирует температуру обогрева сидений.

Кроме того, следует упомянуть, что выдача данных и/или управляющих сигналов в соответствии с изобретением не должна обязательно осуществляться непосредственно на целевой прибор. Также является возможным, что команды управления, переданные от установочного терминала и принятые управляющим устройством, передаются на целевой прибор посредством одного или более промежуточных приборов.

Предпочтительным образом управляющее устройство может также иметь дополнительные защитные устройства, которые выше были описаны для установочного терминала.

В предпочтительном варианте выполнения управляющее устройство содержит также инструмент, в частности тахограф, или выполнено как такой аппарат. В частности, конструктивное исполнение в качестве тахографа может быть предпочтительным, так как тахографы, ввиду законодательных предписаний, уже имеют высокий уровень защиты. Например, тахографы часто имеют защиту корпуса, которая регистрирует несанкционированное открытие корпуса, и защищенное ЗУ.

За счет этого затраты на изготовление модифицированного тафографа, выполненного как управляющее устройство, значительно ниже, чем на изготовление тахографа и отдельного управляющего устройства.

Тахограф или упомянутый инструмент может быть частью комбинированного прибора, причем установочный терминал и управляющее устройство предпочтительно выполнены таким образом, что могут вызываться не только функции приборов, которые являются частью того же самого комбинированного прибора, но и других приборов, не относящихся к тому же самому комбинированному прибору.

В особенно предпочтительном варианте выполнения управляющее устройство образовано тахографом и модулем, разъемно соединяемым с тахографом, для беспроводного обмена данными с установочным терминалом. Обмениваемые данные могут, например, включать в себя данные для управления тахографом. Тем самым становится возможным независимое от места монтажа управление тахографом. Кроме того, установочный терминал может иметь большее количество возможностей управления, например, предоставляемых через клавиши, встроенные в установочный терминал, чем тахограф. Тем самым функции тахографа могут вызываться заметно быстрее, так как активация отдельной клавиши на установочном терминале может соответствовать активации множества клавиш на тахографе. Кроме того, конфигурации поверхности управления (пользовательского интерфейса) и пользовательского управления предпочтительным образом могут изменяться самим пользователем.

Предпочтительным образом через установочный терминал могут опрашиваться рабочее время и пройденные участки пути. Кроме того, могут запрашиваться распечатки с данными, определенными тахографом, от принтера, встроенного предпочтительным образом в тахограф. Одновременно возможно использование встроенного в тахограф принтера для распечатки любых других данных о транспортном средстве и/или других данных, введенных посредством установочного терминала. Предпочтительным образом, посредством установочного терминала могут также вызываться любые другие функции тахографа.

В предпочтительном варианте выполнения разъемное соединение между модулем и тахографом выполнено как К-линия.

В общем случае модуль, соединяемый разъемным образом с установленным в транспортном средстве прибором, для беспроводного обмена данными с установочным терминалом, вместе с установленным на транспортном средстве прибором, сам может образовывать управляющее устройство. Тем самым обеспечивается преимущество, состоящее в том, что уже установленный в транспортном средстве прибор может быть дооборудован, чтобы получить управляющее устройство для соответствующей изобретению системы.

В особенно предпочтительном варианте выполнения система содержит встроенный установочный терминал. Установочный терминал может быть выполнен для подзарядки аккумулятора. Кроме того, установочный терминал может быть выполнен таким образом, чтобы при соединении деактивировались средства для беспроводного обмена данными установочного терминала и управляющего устройства, причем установочный терминал принимает на себя выполнение задачи соединения управляющего устройства для обмена данными.

Соединение установочного терминала предпочтительным образом возможно посредством кабеля и/или посредством штекерного соединения. Соединение также возможно посредством вставления в установочный терминал, как это известно, например, в случае беспроводных стационарных телефонов.

Особенно предпочтительно установочный терминал встроен в управляющее устройство. Тем самым можно избежать необходимости в дополнительном приборе.

Предпочтительным образом управляющее устройство и установочный терминал выполнены таким образом, что при соединении данные автоматически считываются из пользовательского профиля. Посредством этих данных могут затем выдаваться управляющие сигналы для изменения конфигураций устройств на транспортном средстве. При этом возможно управление любыми конфигурируемыми пользователем приборами в транспортном средстве. Например, могут изменяться настройки сиденья водителя, зеркал транспортного средства, голосового управления, информационно-развлекательных систем, кондиционера, а также других функций систем комфорта и функций грузового транспортного средства.

Для этого не обязательно необходимо, чтобы пользовательский профиль, как описано выше, сохранялся в запоминающем устройстве, встроенном в установочный терминал. Один или более пользовательских профилей также могут сохраняться в управляющем устройстве, причем текущий пользователь и, тем самым, применяемый пользовательский профиль могут автоматически определяться установочным терминалом, соединенным с установочным терминалом.

В особенно предпочтительном варианте выполнения система содержит множество установочных терминалов, причем каждый из установочных терминалов может быть выполнен с возможностью сохранения, по меньшей мере, одного пользовательского профиля. Тем самым пользовательское управление и клавиши, применяемые для вызова определенной функции, могут зависеть от применяемого установочного терминала.

Соответствующий изобретению установочный терминал соединен через, по меньшей мере, один интерфейс с ECU (электронным управляющим блоком) на транспортном средстве, например, с тахографом, бортовым блоком или инструментальной панелью/приборным щитком. Установочный терминал имеет специальные средства, в том числе вывод питания, интерфейс связи и по меньшей мере одно механическое фиксирующее устройство для подключения и работы мобильного оконечного прибора связи, например, смартфона, PDA или РС (ноутбука, планшетного РС) в автомобильную среду транспортного средства; опционально или в порядке модернизации/дооборудования такой установочный терминал может оснащаться, по меньшей мере, одним беспроводным интерфейсом, как, например, антенным расширителем и/или устройством безопасности в форме защиты доступа или брандмауэра (Firewall).

Другой вариант выполнения отличается тем, что установочный терминал может быть выполнен с дополнительным устройством безопасности, которое позволяет осуществлять доступ к информации с помощью управляющих устройств, например, тахографов или универсальных бортовых блоков (Universal-Onboard-Unit), и, например, посредством взаимной аутентификации позволяет создать локально распределенную систему безопасности.

Преимуществами такой конфигурации установочных терминалов являются расширенная индикация/ввод-вывод/ретрансляция данных о транспортном средстве и водителе через устройства безопасности между ECU и мобильными устройствами связи, например, путем прямого управления непосредственно в водительской зоне обзора иобслуживания. Тем самым предпочтительным образом могут осуществляться передача и считывание значимых параметров управления, например, для управления, диагностики и параметризации.

Предпочтительным является также то, что в транспортном средстве за счет центрального установочного терминала осуществляется синэргия, или экономия, и сокращение отдельных устройств HMI (человеко-машинных интерфейсов). Кроме того, возможно гибкое размещение и гибкий принцип управления с помощью центрального установочного терминала, распложенного в транспортном средстве, в непосредственной близости от водителя, что предпочтительным образом означает сокращение степени сложности управления.

В другом варианте выполнения установочного терминала, наряду с вышеназванными свойствами, предпочтительным образом объединяются другие функциональные возможности, такие как беспроводные широкодиапазонные интерфейсы дальнего радиуса действия для мобильной радиосвязи и/или спутниковой связи и/или определения данных геопозиционирования.

В качестве интерфейсов дальнего радиуса действия в предпочтительном варианте выполнения установочного терминала могут выбираться или использоваться одна или несколько возможных сетей мобильной радиосвязи, таких как UMTS, GPRS, GSM, так называемых 2G, 2, 5G, 3G или 4G сетей или спутниковых сетей связи, чтобы активировать из транспортного средства различные платные услуги.

Определение данных геопозиционирования осуществляется посредством данных, полученных от спутниковых систем GLONASS и/или GPS, и/или COMPASS, и/или Galileo, и/или IRNSS, и/или EGNOS, и/или GAGAN, и/или MEAS, и/или WASS.

Предпочтительной является их комбинация, так как антенны в установочном терминале оптимизированным образом располагаются в области водителя, и данные передаются через имеющиеся интерфейсы данных, например, на тахограф.

В зависимости от реализации конфигурации и оснащения установочного терминала, возникают различные рабочие состояния.

Так конфигурация приборов, например, цифровой тахограф, установочный терминал и мобильное оконечное устройство, которое в случае такого мобильного оконечного устройства, как смартфон, установлено в установочном терминале, позволяет использовать установочный терминал как зарядную станцию, и одновременно водитель через мобильное оконечное устройство может передавать на мобильное оконечное устройство и обрабатывать данные о водителе и транспортном средстве.

В другом варианте выполнения мобильное оконечное устройство связано с установочным терминалом через беспроводный интерфейс и может выполняться связь в области передачи/приема установочного терминала, причем посредством установки мобильного оконечного устройства в установочный терминал компоненты интегрированных беспроводных интерфейсов установочного терминала при использовании 2, 3 или 4G соединений мобильной радиосвязи, всегда выполняются с помощью функциональных возможностей мобильной радиосвязи мобильного оконечного устройства. Тем самым возможен также так называемый режим модема/ режим расширителя для передачи данных о водителе и транспортном средстве на стационарную станцию, например, на сервер грузового автотранспортного предприятия по мобильной радиосвязи или через Интернет.

В этом соединенном состоянии установочного терминала и мобильного оконечного устройства может выполняться так называемая функция дистанционного управления применяемых агрегатов транспортного средства, как, например, крана, бензонасоса, охлаждающего агрегата, непосредственно через мобильное оконечное устройство посредством установочного терминала.

Принципиально посредством установочного терминала создается виртуальный беспроводный автомобильный интерфейс, например, через CAN, MOST, Flexray, чтобы данные связи, управления и параметризации для безопасной передачи переносить от внешних источников информации в транспортное средство.

В одном варианте выполнения установочный терминал служит в качестве интегрированного «устройства безопасности» в форме брандмауэра (Firewall) и выполняет функции защиты доступа для обмена данными с управляющими приборами, находящимися внутри транспортного средства, в частности, с тахографом. На этой основе возникает распределенная и мобильная система для передачи и обмена защищенными и двунаправленными контентами, транзакциями и командами.

Посредством установочного терминала создается виртуальный и надежный, при необходимости сертифицированный по безопасности автомобильный интерфейс, например, между WLAN и CAN.

В другом варианте выполнения соответствующего изобретению установочного терминала индикация и возможность ввода с помощью клавиш или сенсорной панели могут отображаться и вызываться при отображении основных функциональных возможностей, таких как статус терминала. Также в транспортном средстве возможно отображать критичные данные, которые подключаются через автомобильный интерфейс.

Примеры выполнения изобретения поясняются ниже более подробно со ссылкой на фиг. 1-6, на которых показано:

Фиг. 1 - схема первого варианта выполнения соответствующей изобретению системы во встроенном в транспортное средство состоянии,

Фиг. 2 - схема установочного терминала второго варианта выполнения изобретения,

Фиг. 3 - схема третьего варианта выполнения соответствующей изобретению системы с установочным терминалом, интегрированным в управляющее устройство,

Фиг. 4 - схема четвертого варианта выполнения соответствующей изобретению системы с отдельным установочным терминалом,

Фиг. 5 - схема пятого примера выполнения изобретения и

Фиг. 6 - схема шестого варианта выполнения изобретения.

На фиг. 1 показан первый вариант выполнения соответствующей изобретению системы для мобильного управления функциями транспортного средства. Система состоит из защищенного управляющего устройства 1 и установочного терминала 2. Управляющее устройство 1 встроено в транспортное средство 2 и через шинную систему 4, интегрированную в транспортное средство, соединено с множеством других управляющих устройств 5, причем другие управляющие устройства 5 чаще всего не имеют функций безопасности, таких как поддержка зашифрованной передачи данных. Как в управляющем устройстве 1, так и в установочном терминале 2 встроен не показанный на чертеже блок обработки данных, выполненный для криптологического шифрования и дешифрования данных, например, посредством способов RSA или DES, а также средства для беспроводного обмена данными. Средства для беспроводного обмена данными в предложенном примере выполнения выполнены как WLAN-антенна 6 и имеют дальность действия 300 м, так что и извне транспортного средства через установочный терминал 2 могут активироваться функции транспортного средства. Также возможно выполнение средств для беспроводного обмена данными как ZigBee-интерфейс или BlueTooth-интерфейс. Установочный терминал 2 содержит, кроме того, устройство ввода-вывода, которое в предложенном примере выполнения выполнено как сенсорный экран 7.

Посредством сенсорного экрана 7 с помощью установочного терминала 2 могут отображаться данные, вызываемые посредством управляющего устройства 1, например, данные о состоянии транспортного средства.

В упрощенном варианте выполнения установочный терминал 2 может быть выполнен без устройства отображения. В подобных вариантах выполнения отображение осуществляется вместо этого посредством устройства отображения, встроенного в управляющее устройство 1.

Установочный терминал 2 выполнен таким образом, чтобы в зависимости от вводов пользователя с помощью сенсорного экрана 7, передавать на управляющее устройство 1 зашифрованные посредством криптологического способа и/или снабженные подписью, или незашифрованные команды управления. Команды от управляющего устройства 1 передаются на различные другие управляющие устройства 5, причем передача осуществляется чаще всего в незашифрованном виде и без подписи.

Если, например, пользователь выдает указание отключить имеющуюся в транспортном средстве антиблокировочную систему (ABS), то осуществляется передача соответствующей релевантной для безопасности команды управления в зашифрованном виде и/или с цифровой подписью, которая подтверждает аутентичность установочного терминала и/или пользователя, на другое управляющее устройство 5, выполненное с возможностью управления ABS. Тем самым несанкционированной стороне невозможно посредством подобного установочного терминала, например, из аналогичного модельного ряда, неправомерно изменять эту релевантную для безопасности функцию.

Если пользователь, напротив, выдает команду включить кондиционер в транспортном средстве, чтобы перед посадкой в транспортное средство создать комфортную температуру в салоне, то выдача через антенну 6 предпочтительно происходит в незашифрованном виде.

Установочный терминал 2 дополнительно выполнен с возможностью активации системы открывания/закрывания транспортного средства без помощи ключа, для этого в терминале содержится не показанный на чертеже чип радиочастотной идентификации (RFID). Он также выполнен для осуществления способа шифрования, причем речь может идти об ином, не используемом в блоке обработки данных способе.

В качестве альтернативы, система открывания/закрывания транспортного средства может также активироваться посредством установочного терминала 2 через управляющее устройство 1, причем для этого не требуется отдельный RFID-чип. Особенно предпочтительным является то, что блок обработки данных выполнен для выдачи на управляющее устройство 1 с помощью средства для беспроводного обмена данными установочного терминала 2 команд управления для активации системы открывания/закрывания транспортного средства с низкой излучаемой мощностью, так как тем самым снижается радиус действия, при котором может активироваться система открывания/закрывания транспортного средства. За счет этого затрудняется доступ к транспортному средству с помощью похищенного установочного терминала 2.

Управляющее устройство 1 выполнено для управления и передачи по шинной системе 4 на другие управляющие устройства 5 входящих команд управления. Тем самым управляющее устройство 1 выполняет функцию сервера. Кроме того, установочный терминал 2 может быть выполнен для выдачи команды управления для устройств, подключенных к интерфейсу транспортного средства и не относящихся к транспортному средству, причем управляющее устройство 1 выполнено для передачи команд управления на вышеназванный интерфейс.

В альтернативном варианте выполнения распределение задач между установочным терминалом 2 и управляющим устройством 1 может быть смещено в том отношении, что с установочного терминала на управляющее устройство 1 передаются не полные команды управления, а только данные об активациях устройства ввода, выполненного как сенсорный экран 7. В подобных вариантах выполнения собственно команды управления формируются управляющим устройством 1.

В предложенном примере выполнения возможна передача в обоих направлениях, а именно, от установочного терминала 2 на управляющее устройство 1 и обратно. Средства для беспроводного обмена данными выполнены как в качестве передатчика, так и в качестве приемника. За счет этого посредством установочного терминала 2 могут запрашиваться данные о транспортном средстве.

На фиг. 2 схематично представлена структура установочного терминала согласно второму варианту выполнения изобретения. Установочный терминал содержит блок 8 обработки данных. К нему подключены устройство 9 ввода, дисплей 10, средство беспроводного обмена данными, выполненное, например, в виде антенны, запоминающее устройство 11, аккумулятор 12, а также микрофон 26, динамик 27 и интерфейс 28 для считывания SIM-карты. Кроме того, блок 8 обработки данных может быть соединен с устройством 13 считывания чип-карт, USB-портом 14, разъемом 15 для RJ-45 штекерного соединения, детектором 38 отпечатков пальцев, контроллером 39 смарт-карт, датчиком 40 взлома корпуса и контактами 16 для канала передачи данных со стыковочной станцией.

Аккумулятор 12 соединен с разъемом 17 для зарядного кабеля, а также контактами 18 для зарядки через стыковочную станцию.

В этом примере выполнения блок 8 обработки данных выполнен с высокой вычислительной мощностью. За счет этого обеспечивается то, что блок 8 обработки данных обладает частью объема функций или также полным объемом функций бортового компьютера транспортного средства. Сюда относятся, например, вызов измеренных значений с датчиков, встроенных в транспортное средство, а также конфигурирование различных функций системы комфорта.

Кроме того, блок 8 обработки данных для выполнения необходимых для мобильной телефонии этапов обработки данных и сигналов. Дополнительно антенна 6 выполнена для соединения с сетью мобильной радиосвязи. Установочный терминал 2 предпочтительным образом имеет полный объем функций известного из уровня техники мобильного телефона, так что установочный терминал полностью заменяет обычный мобильный телефон.

Кроме того, блок 8 обработки данных выполнен таким образом, чтобы команды управления с цифровой подписью передавать на управляющее устройство, причем команды управления релевантных для безопасности функций транспортного средства принимаются управляющим устройством 1 предпочтительно только с корректной подписью. Цифровая подпись может быть предпочтительным образом создана полностью только тогда, когда отпечаток пальцев лица, авторизованного для использования установочного терминала 2, распознается детектором 38 отпечатков пальцев. В частности, подпись может содержать данные о зарегистрированном отпечатке пальцев. Тем самым для подписи могут быть необходимы данные, которые на самом установочном терминале не сохранены, так что с помощью похищенного установочного терминала невозможно управлять релевантными для безопасности функциями транспортного средства.

В качестве альтернативы или дополнительно, для создания подписи могут быть необходимы сохраненные на смарт-карте данные, которые могут считываться через контроллер 39 смарт-карт.

Часть данных, требуемых для создания подписи, может, кроме того, сохраняться на установочном терминале. Эти данные могут предпочтительным образом автоматически стираться, если датчик 40 взлома корпуса устанавливает несанкционированное открытие корпуса установочного терминала 2. Тем самым использование установочного терминала также исключается.

Запоминающее устройство 11 в предложенном примере выполнения выполнено как флэш-память, в частности, как защищенное запоминающее устройство, причем блок 8 обработки данных выполнен для зашифрованного хранения в запоминающем устройстве 11.

В запоминающем устройстве предпочтительным образом сохранена операционная система, которая может применяться блоком обработки данных. Управление в режиме меню для активирования функций транспортного средства, а также другие свойства пользовательского интерфейса могут свободно конфигурироваться и сохраняться в сохраненном пользовательском профиле в запоминающем устройстве 11.

Кроме того, пользователь может сохранить в пользовательском профиле предварительные настройки функций транспортного средства. Эти предварительные настройки функций транспортного средства могут затем предпочтительным образом по желанию пользователя переноситься на управляющее устройство 1, которое затем передает команды управления на другие управляющие устройства 5.

Например, сиденье водителя и настройки зеркал транспортного средства могут автоматически подстраиваться под определенного водителя. Кроме того, голосовые данные для голосового управления могут автоматически загружаться из пользовательского профиля и передаваться на имеющуюся на транспортном средстве систему голосового управления. Также из пользовательского профиля может загружаться предварительный выбор сохраненных радиостанций.

Подобное автоматическое конфигурирование транспортного средства обеспечивает преимущества, прежде всего тогда, когда водитель транспортного средства часто сменяется, как это имеет место в случае фирм, которые располагают большим количеством однотипных транспортных средств, причем, например, по причинам загруженности не может гарантироваться, что тот же самый водитель всегда использует то же самое транспортное средство. В таких областях использования автоматическое конфигурирование транспортного средства экономит рабочее время, которое в противном случае потребовалось бы для ручного конфигурирования, вследствие чего использование выполненной вышеописанным образом системы приносит значительные экономические выгоды.

Разумеется, в запоминающем устройстве 11 может сохраняться также несколько пользовательских профилей. Выбор пользовательского профиля может в данном случае осуществляться при включении установочного терминала и затем в процессе работы изменяться по желанию пользователя.

Дополнительно к операционной системе и пользовательским профилям, в запоминающем устройстве 11 могут быть сохранены также другие данные, например, данные тахографа, другие относящиеся к транспортному средству данные, данные для управления другими функциями транспортного средства и/или драйверы и усовершенствованные программы для управляющего устройства 1 или для других управляющих устройств 5.

Предпочтительным образом доступ к запоминающему устройству 11 также возможен через USB-интерфейс 14, RJ-45-интерфейс 15 или считыватель 13 чип-карт. Тем самым на установочном терминале могут, например, быть установлены усовершенствованные и/или расширенные команды управления, благодаря чему терминал обладает дополнительно расширенным объемом функций.

В показанных на фиг. 3 и 4 вариантах выполнения показаны системы 18, 19 для мобильного управления функциями транспортного средства. Обе системы содержат соответственно установочный терминал 20. Обе показанные системы отличаются тем, что в варианте выполнения, показанной на фиг. 3, применяется установочный терминал 20, встроенный в управляющее устройство 21, в то время как на фиг. 4 показан отдельный, однако соединенный через токовое соединение 22 и канал 23 передачи данных с управляющим устройством 1, установочный терминал 21.

В обоих вариантах выполнения средства для беспроводного обмена данными, выполненные как антенна 6, при вставке мобильного оконечного устройства в установочный терминал 21 автоматически, по меньшей мере, частично деактивируются, причем их функция, а именно, установление соединения для передачи данных между установочным терминалом 2 и управляющим устройством 1, 21, выполняет канал 23 передачи данных. Часть средств для беспроводного обмена данными, служащая для соединения с сетью мобильной радиосвязи, может оставаться активированной. Если размещенная извне на транспортном средстве антенна мобильной радиосвязи соединена с управляющим устройством 1, 21, то также эта часть средств для беспроводного обмена данными может быть деактивирована.

Кроме того, при вставке мобильного оконечного устройства установочного терминала автоматически на управляющее устройство 21, 1 передаются настройки, сохраненные в пользовательском профиле, благодаря чему транспортное средство, как описано выше, может предварительно конфигурироваться.

Дополнительно через установочный терминал 20 может устанавливаться соединение с устройством Handsfree (устройство громкой беспроводной связи), имеющимся в транспортном средстве, так что не требуется отдельный установочный терминал для мобильного телефона.

Кроме того, мобильное оконечное устройство также может заменять ключ зажигания, а установочный терминал - замок зажигания, так что трогание с места транспортного средства может инициироваться, как только мобильное оконечное устройство соединяется с установочным терминалом.

На Фиг. 5 показан вариант выполнения изобретения, в котором установочный терминал имеет дополнительный интерфейс. В предложенном примере выполнения дополнительный интерфейс выполнен как ISO7816-интерфейс 25 для считывания и/или записи чип-карт. В частности, через интерфейс 25 могут считываться карты водителя, контрольные карты, банковские карты и/или карты автотранспортного предприятия. В зависимости от введенной карты, могут реализовываться различные дополнительные функции. Если карта водителя введена в интерфейс 25, возможно, например, получить доступ к тем же самым водительским данным, которые в противном случае можно было бы вызывать посредством тахографа в случае вставленной карте водителя. Если вводится банковская карта, то через установочный терминал могут быть реализованы платежные процессы. При выполнении установочного терминала в виде мобильного телефона с доступом к Интернету или при применении в комбинации с транспортным средством, которое имеет беспроводное подключение к Интернету, также возможно мобильное банковское обслуживание в оперативном режиме.

В другом варианте выполнения управление и/или конфигурирование определенных других управляющих устройств 5 возможно только при вставлении определенных чип-карт в интерфейс 25. Например, доступ к управлению принадлежащей транспортному средству платформы крана и/или агрегатов охлаждения и/или аудиоустройств, может обеспечиваться только в том случае, если специально предусмотренная для этого чип-карта введена в интерфейс 25.

Также может быть предпочтительным, что для разблокирования любых возможностей управления установочного терминала 24 должна быть вставлена определенная чип-карта. К этим возможностям управления может также относиться активация системы открывания/закрывания транспортного средства. Это особенно предпочтительно, так как тем самым снижается риск угона транспортного средства или несанкционированного доступа к транспортному средству при потере или краже установочного терминала, так как только с помощью установочного терминала в комбинации с чип-картой возможно отпирание транспортного средства.

В качестве альтернативы, вставление определенной чип-карты может потребоваться только для обновления программного обеспечения других управляющих устройств 5.

Если вставленная чип-карта является персональной, то вставление этой чип-карты подразумевает применение установочного терминала определенным лицом. Поэтому в данном случае автоматически возможно загрузить пользовательский профиль, относящийся к этому лицу. Примером подобной персональной карты является карта водителя.

На фиг. 6 показан другой пример выполнения соответствующей изобретению системы. Она состоит из двух установочных терминалов 29, которые содержат панель 30 ввода и дисплей 31, а в остальном может быть выполнена как установочный терминал согласно первому примеру выполнения, а также из управляющего устройства, состоящего из тахографа 32 и приемного модуля 33, соединенного с тахографом через К-линию. В этом варианте выполнения тахограф 32 может представлять собой обычный тахограф, соответствующий уровню техники. В качестве альтернативы, в качестве управляющего устройства может применяться тахограф или блок приборов с встроенным приемным модулем.

Тахограф 32 имеет множество элементов 34 управления, интерфейсов 35 для карт водителя и/или автотранспортного предприятия, принтер 36 и дисплей 37. Оба установочных терминала выполнены для управления соответствующими функциями тахографа 32 и служат дополнительно для управления многими другими функциями транспортного средства, как описано в предыдущих примерах выполнения. В этом примере выполнения тахограф 32 служит в качестве сервера.

Панели 30 ввода данных установочных терминалов 29 содержат большее число элементов управления, чем тахограф 32, так что функции тахографа при помощи установочных терминалов могут вызываться предпочтительным образом посредством меньшего количества активаций элементов управления.

Встроенный в тахограф 32 принтер 36 может управляться посредством установочного терминала 29, причем могут распечатываться любые, не относящиеся к тахографу данные. Например, можно через установочный терминал запустить самотестирование множества встроенных в транспортное средство приборов, причем результаты могут быть распечатаны с помощью принтера 36.

На приведенных чертежах устройства для примера представлены в различных формах выполнения такой архитектуры. Реализация может осуществляться во множестве возможных промежуточных вариантов. Центральным элементом является интерфейс транспортного средства в соединении с тахографом через автомобильный интерфейс.

В другой форме выполнения установочный терминал выполнен как дистанционный бесключевой доступ (Remote Keyless Entry) и в интегрированной форме содержит все описанные в предыдущих вариантах выполнения интерфейсы и компоненты безопасности и защиты.

1. Установочный терминал для размещения мобильного оконечного устройства для управления множеством функций транспортного средства посредством соответствующих управляющих устройств, связанных с транспортным средством, содержащий
- корпус,
- средства для беспроводного обмена данными с встроенным в мобильное оконечное устройство блоком обработки данных, который выполнен для использования, по меньшей мере, одного криптологического способа,
- устройство ввода,
- аккумулятор энергии,
причем блок обработки данных соединен с, по меньшей мере, одним встроенным в установочный терминал дополнительным устройством безопасности, причем дополнительное устройство безопасности содержит защиту корпуса, выполненную с возможностью распознавания открытия корпуса установочного терминала и инициирования по меньшей мере одной меры безопасности, причем по меньшей мере одна мера безопасности содержит по меньшей мере одно из: стирания релевантных для безопасности данных и блокировки установочного терминала.

2. Установочный терминал по п. 1, отличающийся тем, что в установочный терминал встроено индикаторное устройство.

3. Установочный терминал по п. 1, отличающийся тем, что установочный терминал содержит запоминающее устройство.

4. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что блок обработки данных выполнен с возможностью передачи на управляющее устройство команд управления для других, подключенных к транспортному средству устройств, при помощи средств для беспроводного обмена данными.

5. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что блок обработки данных выполнен таким образом, чтобы использовать, по меньшей мере, один криптологический способ не только для передачи команд управления, но и для активации системы открывания/закрывания транспортного средства.

6. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что по меньшей мере один из криптологических способов применяется исключительно для передачи команд управления для активации системы открывания/закрывания транспортного средства.

7. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что блок обработки данных выполнен с возможностью управления и активирования функций бортового компьютера и для принятия на себя функций бортового компьютера.

8. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что установочный терминал выполнен одновременно по меньшей мере как одно из: мобильного телефона и карманного персонального компьютера (PDA).

9. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что к блоку обработки данных подключен интерфейс, встроенный в установочный терминал, для считывания и/или записи карт и/или мобильных носителей информации.

10. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что установочный терминал выполнен с возможностью бесключевой идентификации.

11. Установочный терминал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что средства для беспроводного обмена данными выполнены с возможностью автоматической деактивации в процессе движения.

12. Установочный терминал по п. 8, отличающийся тем, что интерфейс является блоком считывания для считывания водительских карт.

13. Система для мобильного управления функциями транспортного средства, содержащая:
- установочный терминал, содержащий
корпус,
средства для беспроводного обмена данными с встроенным в мобильное оконечное устройство блоком обработки данных, который выполнен для использования, по меньшей мере, одного криптологического способа,
устройство ввода и
аккумулятор энергии, причем блок обработки данных соединен с, по меньшей мере, одним встроенным в установочный терминал дополнительным устройством безопасности, причем дополнительное устройство безопасности содержит защиту корпуса, выполненную с возможностью распознавания открытия корпуса установочного терминала и инициирования по меньшей мере одной меры безопасности, причем по меньшей мере одна мера безопасности содержит по меньшей мере одно из: стирания релевантных для безопасности данных и блокировки установочного терминала
- и управляющее устройство, соединенное или соединяемое с транспортным средством, для обмена данными с установочным терминалом с использованием криптологического способа,
причем управляющее устройство выполнено для выдачи управляющих сигналов на целевые устройства в зависимости от активации установочного терминала.

14. Система по п. 13, отличающаяся тем, что управляющее устройство является по меньшей мере одним из: инструмента или тахографа, причем по меньшей мере одним из: инструмента или тахографа предпочтительно являются частью комбинированного прибора.

15. Система по п. 13 или 14, отличающаяся тем, что система содержит установочный терминал, выполненный по меньшей мере как одно из: инструмента, тахографа и управляющего устройства.

16. Система по п. 14, отличающаяся тем, что мобильное оконечное устройство и установочный терминал выполнены для соединения посредством кабеля и/или штекерного соединения.

17. Система по п. 13, отличающаяся тем, что система содержит, по меньшей мере, два установочных терминала.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Техническое решение содержит установленную на локомотиве систему диагностики и пульт машиниста, блок обработки данных технической службы локомотивного хозяйства, интерфейс связи, цифровой канал передачи данных, аппаратно-программные устройства автоматизированных рабочих мест мастеров ремонтных депо, поездного диспетчера, технического диспетчера, дежурного диспетчера дирекции по ремонту тягового подвижного состава и дежурного диспетчера автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством и пульт бригадира ремонтной бригады.

Изобретение относится к аппаратно-программному комплексу для управления инновационным развитием предприятия в сфере добычи и переработки нефти. Технический результат заключается в автоматизации управления инновационным развитием.

Изобретение относится к геоинформационным системам и может быть использовано при управлении территориально-распределенными объектами. Интерактивный геоинформационный комплекс содержит блок хранения данных (1), блоки отображения общей и детализированной информации (2, 3).

Изобретение относится к области распознавания речи. Техническими результатами являются уменьшение задержки распознавания речи, увеличение точности распознавания речи, а также увеличение общего грамматического охвата в распознавании речи.

Изобретение относится к технологиям нефтедобычи, а именно к способам мониторинга процессов добычи и поддержания пластового давления на основе обработки данных телеметрии нейросетевым алгоритмом.

Изобретение относится к обработке массивов данных, содержащих текст на естественном языке. Техническим результатом является повышение точности и скорости навигации по элементам массива данных за счет обеспечения предварительного преобразования структурированного массива данных и дальнейшего формирования логически, грамматически и орфографически верной структуры данных.

Настоящее изобретение относится к области автоматического определения значений в естественном языке, а именно к способам и системам обработки естественного языка, обработки текстов и массивов текстов на естественном языке.

Группа изобретений относится к медицине. Способ обнаружения мощности сигнала тона сердца для диагностирования ишемической болезни сердца ИБС осуществляют с помощью системы для обнаружения мощности на низких частотах.

Группа изобретений относится к области электротехники. Технический результат заключается в увеличении производительности и надежности грузовых платформ за счет локализации объектов в режиме реального времени внутри складских сооружений и за счет увеличения количества одновременно отслеживаемых на складе грузовых платформ.

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для экстренных вычислений при контроле чрезвычайных ситуаций на основе динамической модели для широкого класса предметно-ориентированных приложений в сложной программно-аппаратной среде.

Изобретение относится к мобильному блоку и способу активирования сенсорно активируемой команды. Техническим результатом является обеспечение представления пользователю пиктограмм, представляющих движения и/или ориентации, которые активируют различные команды.

Изобретение относится к электронным устройствам, таким как ноутбук или переносной компьютер, включающим в себя узел шарнира для закрепления верхнего участка электронного устройства на вспомогательном устройстве.

Изобретение относится к переносным инструментам технического обслуживания. Технический результат заключается в обеспечении искробезопасности переносного инструмента полевого технического обслуживания.

Изобретение относится к конструктивному исполнению автоматизированных систем контроля и диагностики (АСКД), предназначенных для применения в технологических помещениях мобильных ремонтно-диагностических комплексов (РДК) и стационарных ремонтных центров с кондиционированием воздуха.

Группа изобретений относится к электронному устройству. Технический результат заключается в упрощении конструкции электронного устройства.

Изобретение относится к электронным устройствам. Технический результат заключается в обеспечении работы устройства в закрытом положении с уменьшенным энергопотреблением, причем в качестве сенсорной области используется одна и та же область, как при закрытом положении, так и при открытом положении.

Дисплей // 2517354
Изобретение относится к дисплею. Техническим результатом является обеспечение возможности изменения углов положения дисплея относительно горизонтальной оси, жестко установленного на кронштейне.

Данная группа изобретений относится к многопанельному электронному устройству с инклинометром. Технический результат заключается в создании портативного устройства с возможностью увеличения размера экрана.

Изобретение относится к портативным вычислительным устройствам, в частности к стыковочным станциям портативных вычислительных устройств. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет управления одновременным отображением информации телефонного приложения на дисплее стыковочной станции портативного вычислительного устройства (PCD) и дисплее PCD во время телефонного вызова, произведенного посредством громкоговорителей стыковочной станции PCD.

Изобретение относится к области производства компьютеров, в частности электронных книг, и может быть применено при разработке и производстве корпусов электронных книг с использованием листовых деформированных материалов из металла, пластмассы, композиционного материала и других материалов.

Изобретение относится к док-станциям для пользовательских интерфейсных устройств. Технический результат - повышение надежности передачи информации за счет использования резервного проводного канала между док-станцией и контроллером. Док-станция выполнена с возможностью приема сенсорного переносного устройства управления для обеспечения связи с программируемым мультимедийным контроллером, а также с возможностью приема сигналов от переносного устройства управления и двунаправленной передачи сигналов к программируемому мультимедийному контроллеру или от него. Док-станция оснащена выделенным проводным резервным каналом связи, соединяющим док-станцию с программируемым мультимедийным контроллером для обеспечения эффективной связи в отсутствие беспроводной связи или при ненадежных средствах беспроводной связи. Переносное устройство управления обладает беспроводной и проводной совместимостью и включает сенсорный пользовательский интерфейс, позволяющий пользователю выбирать элементы и вводить параметры настройки, относящиеся к компонентам, сопряженным с программируемым мультимедийным контроллером. Док-станция преобразует введенные пользователем сигналы в IP-сообщения, пригодные для передачи по выделенному проводному резервному каналу связи. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх