Конструкция дороги

Изобретение относится к области строительства и широко может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод. Технический результат: восстановление высоких транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог на длительный период времени, увеличение несущей способности (модуля упругости) дорожной одежды с обеспечением пропуска автомобильного транспорта с большими нагрузками на ось и исключением закрытия дорог в зимне-весенний период. Конструкция дороги включает земляное полотно, дорожную одежду с подстилающим слоем, обочины, продольную дренажную систему, заполненную щебнем фракции 20-40 и расположенную в теле земляного полотна вдоль оси дороги, и водоотводящие выпуски. Основание в насыпи земляного полотна под дорожное покрытие выполнено в стадии полусформированного жесткого ядра по геометрии треугольной формы в нижней части и равнобочных трапеций в верхней части, из прочных легкоуплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и широко может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод, а также при устройстве оснований под плиты бессвайных фундаментов зданий и сооружений.

Известна конструкция земляного полотна, включающая для ее устройства применение зернистых материалов: щебеночные, песчано-гравийные смеси, шлаки и непучинистые грунты (Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа, М.: Транспорт, 1985 г., с. 12).

Для возведения земляного полотна применяется послойное распределение и уплотнение грунта по всему поперечному сечению.

Уплотнение грунта должно быть близким к пределу прочности грунта. При недостаточных контактных давлениях необходимая плотность не может быть достигнута, а при превышении давлений возникают явления разуплотнения: волнообразование, выдавливание грунта в стороны (Гремышев Н.В. Технология и организация строительства автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1992 г., с. 36).

Известно также основание дорожного и аэродромного покрытия, включающее уплотненный грунт, размещенный в оболочке из грунта, укрепленного вяжущими материалами (авт. св. №601343, Е01С 3/04), а также конструкция дорожной одежды с устройством уширения в виде трапеции щебеночной подушки проезжей части (патент RU №2394959, Е01С 3/04).

Недостатком таких оснований земляного полотна является то, что устройство их трудоемкое, включает в себя применение дорогостоящих материалов, сложную технологию строительства, а также выполнено без учета образования уплотненного жесткого ядра под покрытием дороги (Цитович Н.А. Механика грунтов. М.: Высшая школа, 1979 г., с. 109-130). Следовательно, такое дорожное основание земляного полотна находится в фазе дальнейшего уплотнения и не отвечает максимальной несущей способности грунтов, допускает значительные просадки при эксплуатации.

Наиболее близким к изобретению и принятым за прототип является дорожная конструкция, включающая земляное полотно, дорожную одежду с подстилающим слоем, обочины, продольную дренажную систему, заполненную щебнем фракции 20-40 и расположенную в теле земляного полотна вдоль оси дороги, и водоотводящие выпуски. Основание в насыпи земляного полотна под дорожное покрытие выполнено по геометрии треугольного жесткого ядра из прочных легкоуплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами (патент RU №2516408, Е01С 3/04).

Недостатком этой дорожной конструкции является то, что основание в насыпи земляного полотна под дорожное покрытие выполнено по всей геометрии треугольного жесткого ядра из прочных легкоуплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами, и приводит к существенному удорожанию и ограничению применения. Кроме того, на его устройство оказывает влияние положения уровня грунтовых вод в основании земляного полотна. При высоком уровне грунтовых вод, попадающего в зону треугольного жесткого ядра, появляется необходимость повышения насыпи и изменения продольного профиля дороги, что также ведет к дополнительным затратам.

Целью изобретения является усовершенствование дорожной конструкции по принятому прототипу, достижение максимальной несущей способности земляного полотна, уменьшение его просадки при эксплуатации, создание оптимального водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды, удешевление строительства и расширение области применения.

Поставленная цель достигается путем возведения земляного полотна с устройством уплотненного жесткого ядра треугольной формы с уступами под дорожным покрытием в полусформированной стадии, из прочных легкоуплотняемых зернистых материалов, а также щебеночных, песчано-гравийных смесей, шлаков и непучинистых грунтов, обладающих дренирующими свойствами, с учетом φ - угла внутреннего трения грунта основания насыпи и С - сцепления грунта основания насыпи. Различие в очертании графиков, в данном случае песка и глины (обладающих способностью сцепления), обусловлено их свойствами (Фиг. 3, Фиг. 4). Максимальные касательные напряжения получаем в момент разрушения (сдвига грунта). При этом полусформированное уплотненное жесткое ядро основания насыпи земляного полотна представляет собой у нижней части треугольник с последующими формами равнобочных трапеций устроенных с уступами. В зависимости от геологических условий и применяемых грунтов в основании насыпи жесткое ядро может устраиваться на подстилающем геотекстильном материале или гидроизолирующем слое из полиэтиленовой пленки. Геотекстильный материал или полиэтиленовая пленка, уложенные из рулонов внахлест на 30-40 см в поперечном сечении, сшиваются, либо склеиваются, либо свариваются и служат для обеспечения отвода воды из основания дорожного полотна в предусмотренную продольную дренажную систему с поперечным отводом в район водостоков, а также для перераспределения передаточной нагрузки от уплотненного ядра на основание дороги. Глубина заложения полусформированного жесткого ядра определяется расчетным путем и зависит от Е - модуля деформации применяемых грунтов и составляет 0,5-0,75(Н) расчетной глубины формирования жесткого ядра.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем: при устройстве конструкции дорожного основания, где верхний слой грунта является более хорошим (малосжимаемым), то есть Е1 - модуль деформации грунта верхнего слоя больше Е2 - модуля деформации грунта нижнего слоя, то эпюра δ под центром тяжести дорожного покрытия будет с глубиной затухать быстрее (осадка минимальна). И наоборот, если верхний слой грунта является более слабым (с малым значением модуля деформации), то эпюра δ под центром тяжести дорожного покрытия будет с глубиной затухать медленнее, а следовательно, и осадка на таком грунте будет больше. Таким образом, возведение земляного полотна с устройством под дорожным покрытием полусформированного жесткого ядра из прочных материалов, в зоне наибольших напряжений, обеспечит его оптимальную просадку. Изменение эпюры вертикальных сжимающих напряжений в зависимости от деформируемости подстилающего слоя показано на (Фиг. 5). Глубина (Н) заложения формируемого жесткого ядра в основании насыпи земляного полотна определяется шириной дорожного покрытия проезжей части, φ - углом внутреннего трения грунта и С - сцеплением грунта. Чем больше С - сцепление грунта, тем меньше глубина (Н2) формирования жесткого ядра (Фиг. 6).

Предлагаемую конструкцию дороги устраивают в насыпи следующим образом. Сначала снимают верхний растительный слой с уплотнением грунта, затем методом послойного распределения и уплотнения грунта по всему поперечному сечению укладывают основание 1 из местного грунта близраположенных кюветов или резервов. Высота основания определяется продольным профилем дороги с учетом геометрии полусформированного уплотненного жесткого ядра 2 для применяемых в основании земельного полотна грунтов. Затем в клине уплотненного полусформированного треугольного жесткого ядра устраивается продольный дренаж 3 с поперечными дренажными отводами 4 и водоотводными лотками насыпи 5 в районе водосборников. При этом поперечные дренажные отводы 4 устраиваются с уклоном не менее 2%, что обеспечивает сток воды из дренажной системы земляного полотна. Дальнейшая уплотнительная отсыпка основания земляного полотна производится традиционными методами с учетом устройства полусформированного жесткого ядра по геометрии треугольника у нижней части и равнобочных трапеций с уступами у верхней части, из прочных легкоуплотняемых зернистых материалов, а также щебеночных, песчано-гравийных смесей, шлаков и непучинистых грунтов, обладающих дренирующими свойствами, до проектной отметки. Сначала отсыпаются боковые части насыпи с уступами, а затем равнобочные трапеции зоны полусформированного жесткого ядра. Уступы равнобочных трапеций слоев земляного полотна имеют поперечный уклон не менее 2% для отвода воды с земляного полотна в дренажную систему, что предотвращает замачивание боковой насыпи. Затем устраивается щебеночная подушка проезжей части 6 и двухслойное асфальтобетонное покрытие 7. В зависимости от геологических условий и применяемых грунтов в основании насыпи жесткое ядро может устраиваться на подстилающем геотекстильном материале или гидроизолирующем слое из полиэтиленовой пленки 8 (Фиг. 1).

Для устройства земельного полотна в выемке производятся работы сначала по разработке грунта выемки 1 основания, затем разрабатывается грунт с учетом геометрии полусформированного треугольного жесткого ядра 2 и укладывается в основание насыпи дороги 3. Затем отсыпаются боковые части насыпи и треугольный клин полусформированного жесткого ядра. При этом в клине уплотненного жесткого ядра устраивается продольный дренаж 3 с поперечными дренажными отводами 4 и водоотводными лотками насыпи 5 в районе водосборников. Дальнейшая уплотнительная отсыпка основания земляного полотна производится традиционными способами и методом «от себя» с учетом устройства треугольного с уступами жесткого ядра из прочных легкоуплотняемых зернистых материалов, а также щебеночных, песчано-гравийных смесей, шлаков и непучинистых грунтов, обладающих дренирующими свойствами, до проектной отметки. Затем устраивается щебеночная подушка проезжей части 6 и асфальтобетонное покрытие 7. В зависимости от геологических условий и применяемых грунтов в основании насыпи жесткое ядро может устраиваться на подстилающем геотекстильном материале или гидроизолирующем слое из полиэтиленовой пленки 8 (Фиг. 2).

Работает такая конструкция дороги следующим образом: в зоне, непосредственно под покрытием дороги, образован полусформированный клин треугольного жесткого ядра из уплотненного грунта, который представляет собой равнобедренный треугольник у нижней части и равнобочные трапеции с уступами у верхней части (зона В). С образованием его основание земляного полотна обладает большей несущей способностью, работает как единое целое, и давление от него передается на боковые стороны насыпи. В процессе эксплуатации дороги в земляном полотне будут происходить незначительные уплотнения, не оказывающие существенного влияния на эксплуатационные характеристики, до момента полного формирования жесткого ядра (зона А).

Такое выполнение конструкции дороги позволяет производить отвод воды из основания земляного полотна через дренажную систему в водостоки, что исключает возникновение пучин.

В предложенной конструкции удается повысить прочность основания земляного полотна, уменьшить просадки при эксплуатации.

Высокие прочность и морозоустойчивость предлагаемой конструкции дороги объясняются тем, что влага, попавшая в процессе строительства или эксплуатации в зону треугольного жесткого ядра, устроенного из уплотненного дренирующего грунта, будет отведена в дренажную систему, а из обочин откосов насыпи - естественным путем. Поэтому влажность грунта в течение всего периода службы дорожной конструкции не будет превышать оптимального значения.

Применение предлагаемой дорожной конструкции позволяет: восстановить высокие транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог на длительный период времени, снизить последующие эксплуатационные затраты, увеличить несущую способность (модуля упругости) дорожной одежды, что обеспечивает пропуск автомобильного транспорта с большими нагрузками на ось, и исключит закрытие дорог в зимне-весенний период.

Предлагаемая конструкция дороги рекомендуется для автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, а также для районов, характеризующихся глубоким сезонным уровнем грунтовых вод.

1. Конструкция дороги, включающая земляное полотно, дорожную одежду с подстилающим слоем, обочины, продольную дренажную систему, заполненную щебнем фракции 20-40 и расположенную в теле земляного полотна вдоль оси дороги, и водоотводящие выпуски, отличающаяся тем, что основание в насыпи земляного полотна под дорожное покрытие выполнено в стадии полусформированного жесткого ядра по геометрии треугольной формы в нижней части и равнобочных трапеций в верхней части из прочных легкоуплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами.

2. Конструкция дороги по п. 1, отличающаяся тем, что каждая последующая равнобочная трапеция жесткого ядра земляного полотна выполнена с горизонтальными уступами.

3. Конструкция дороги по п. 1, отличающаяся тем, что для отвода воды из основания насыпи в дренажную систему горизонтальным уступам придается поперечный уклон не менее 2%.

4. Конструкция дороги по п. 1, отличающаяся тем, что в поперечном сечении боковые грани равнобочных трапеций жесткого ядра земляного полотна выполнены с уклоном, учитывающим угол внутреннего трения и сцепления грунта основания насыпи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для сооружения земляного полотна и устройства укрепленных дорожных оснований на дорогах I-V категорий во II-V дорожно-климатических зонах, а также покрытий на дорогах IV-V категорий в качестве материала для сооружения насыпей земляного полотна и укрепления грунтовых оснований строительных и других площадок.

Изобретение относится к технологии изготовления армирующих геосеток, предназначенных для укрепления грунта, преимущественно, при строительстве дорог, может найти применение для укрепления слабых грунтов при устройстве временных и технологических дорог, например вдольтрассовых дорог, возводимых при строительстве трубопроводов, а также для армирования слоев дорожных одежд как при строительстве новых, так и при ремонте и реконструкции уже существующих автодорог.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к строительству дорожных конструкций с асфальтобетонным покрытием нежесткого типа. Способ уширения дорожной конструкции включает выполнение вдоль кромки покрытия горизонтального среза грунта обочины на глубину, равную толщине существующего покрытия с одновременным удалением его на откос насыпи дороги, обрезку кромки перпендикулярно плоскости покрытия или вертикально на величину не более 100 мм, удаление обломков в ковш погрузчика для вторичного использования, сооружение вертикальной «стены в грунте» из извлекаемых металлических шпунтовых свай, вплотную примыкающей к обновленной кромке покрытия, при этом нижние концы свай внедрены в деятельный слой уплотненного грунтового основания на достаточную глубину, а верхние концы свай с проушинами возвышаются над уровнем горизонтального дна среза грунта обочины на минимальную высоту, достаточную для размещения захвата грузоподъемного механизма.

Изобретение относится к области строительства дорожных и других оснований и может быть использовано для укрепления песчаных грунтов. Состав для укрепления песчаного грунта, включающий наполнитель и связующий компонент, причем наполнитель содержит измельченный до высокодисперсного состояния песок (74-136 нм), а в качестве связующего компонента применен измельченный до микродисперсного состояния сапонитсодержащий материал (265-451 нм), выделенный из пульпы хвостохранилища промышленного обогащения руд месторождения алмазов, при следующем соотношении компонентов, мас.%: сапонитсодержащий материал 3-6, песок - остальное.

Изобретение относится к способам повышения эксплуатационных характеристик дороги и может быть использовано при строительстве автомобильных и железных дорог, требующих специальных средств для усиления земляного полотна.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, а именно к конструкциям дорожной одежды. Технический результат - повышение прочности проезжей части автомобильной дороги за счет снижения напряжений от приложенной нагрузки в зоне перехода от более прочного участка конструкции дороги к менее прочному.

Изобретение относится к строительству и гидромелиорации и может быть использовано для осушения взлетно-посадочных полос аэродромов, автомобильных и железных дорог.
Изобретение относится к строительству и утилизации отходов теплоэнергетики, а именно к укрепленным грунтовым композициям (цементогрунтам), которые могут быть использованы для строительства сооружений, в том числе в конструкциях оснований дорожных одежд автомобильных дорог; в земляном полотне автомобильных дорог и других сооружений; для засыпки, ликвидации и рекультивации выработанных грунтовых карьеров и шламовых амбаров; для укрепления обочин дорог, откосов, выемок.

Изобретение относится к области строительства и широко может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод.

Изобретение относится к области строительства дорожных оснований и оснований инженерных коммуникаций и может быть использовано для укрепления песчаных грунтов. Органоминеральная добавка для укрепления песчаных грунтов, включающая измельченный сапонит-содержащий материал, выделенный из пульпы хвостохранилища промышленного обогащения руд месторождения алмазов, отличающаяся тем, что она содержит указанный сапонит-содержащий материал, измельченный до размера частиц 307±83 нм, и дополнительно связующее - 5%-ный раствор глиоксаля, при следующем соотношении компонентов, мас.% песчаного грунта: указанный глиоксаль - 0,52; указанный сапонит-содержащий материал 17. Технический результат - повышение прочностных характеристик песчаного грунта. 2 табл., 2 ил.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к строительству временных дорог сельскохозяйственного назначения, и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности дороги. Конструкция дорожной одежды для временных дорог сельскохозяйственного назначения содержит конструкцию земляного полотна с откосами и кюветами, земляное полотно которой армировано стеблями хлебных злаков. Земляное полотно выполнено с двухскатным поперечным уклоном 7-8% от оси проезжей части дорожного полотна с коэффициентом уплотнения проезжей части земляного полотна 1,02-1,03 и толщиной армированного слоя 25-30 см, а для армирования используют стебли хлебных злаков длиной до 4 см из расчета 15 кг стеблей на 1 м3 грунта. Технический результат - повышение прочности, несущей способности и устойчивости временных дорог сельскохозяйственного назначения. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при устройстве конструкций временных автомобильных дорог, а также площадок различного назначения. Способ прокладки сотовой дороги включает подготовку земляного полотна, растягивание на поверхности земляного полотна геотекстиля, растягивание секций объемной георешетки, заполнение ячеек георешетки на обусловленную проектом высоту засыпным материалом. Прокладку осуществляют в четыре этапа. На первом этапе поверхность земляного полотна выравнивают за счет срезания выступов и заполнения впадин материалом из ближних окрестностей, но при этом поверхность земляного полотна остается на среднем уровне или выше окружающей местности. На втором этапе по обеим сторонам от проезжей части будущей дороги растягивают две полосы геотекстиля, при этом каждая по ширине равна удвоенной проектной ширине обочины, между ними на ширину проезжей части растягивают и устанавливают секциями объемную георешетку, которая при необходимости фиксирования крепится к грунту несколькими анкерными шпильками, проходящими и сквозь края полос геотекстиля; по обеим сторонам вплотную к объемной георешетке на полосы геотекстиля укладывают сплошными барьерами мешки с песком или мелким щебнем, которые скрепляют с объемной георешеткой, с полосой геотекстиля, с грунтом и между собой анкерными шпильками, при этом высота барьеров, образованных упомянутыми мешками, превосходит высоту объемной георешетки на 10-20%. На третьем этапе производят засыпку из заданного проектом материала слоем, по толщине на 10-20% большим, чем высота объемной георешетки, на всей ширине дороги с обочинами, после этого свободные края полос, выступающие за обочины, загибаются поверх засыпки и барьеров из мешков и скрепляются анкерными шпильками с объемными георешетками и с грунтом. На четвертом этапе засыпают, разравнивают и уплотняют верхний слой из заданного проектом материала поверх всей дороги, включая обочины. Технический результат состоит в снижении материалоемкости и трудоемкости строительства временных дорог при сохранении их несущей способности в течение всего срока службы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для приготовления золоминеральных смесей, укладываемых в основания дорожных одежд. Технический результат - повышение прочности сооружаемых оснований на растяжение при изгибе и, как следствие, их долговечности. Способ приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд, включающий смешивание минерального вяжущего, наполнителя, золы-уноса и увлажнение смеси, где на первой стадии получают минеральное вяжущее путем дозированной подачи, масс. %: портландцемента 50-70, водопонижающей добавки в количестве 0,5-2,0% от массы портландцемента (сверх 100%) и золы-уноса остальное, с последующим перемешиванием и совместным помолом дозированных компонентов в активаторе-дезинтеграторе, на второй стадии дозируют и последовательно выгружают друг на друга, масс. %: щебеночно-песчаный наполнитель в количестве 57-68, полученное на первой стадии минеральное вяжущее в количестве 10-15, зола-унос остальное, а на третьей стадии перемешивают указанные компоненты золоминеральной смеси и добавляют воду до оптимальной влажности. 3 табл. .

Изобретение относится к области утилизации отходов промышленности теплоэнергетического комплекса, к озеленению и обустройству городских территорий. Предложены составы грунтовых смесей, содержащие компоненты в следующем соотношении, мас.% (на сухое): песок (16-48); торф (10-19); шлам химводоочистки ТЭЦ (35-59), гумусовая добавка (перегной) (7-10). Дополнительно может быть введена мелиорирующая добавка - фосфорсодержащее удобрение «Суперфосфат» в количестве 1-2% от массы сухих компонентов. Обеспечивается утилизация промышленных отходов теплоэнергетического комплекса и повышение водоудерживающей способности и плодородия торфо-песчаных смесей. 2 н.п. ф-лы, 2 ил., 6 табл.

Изобретение относится к строительству и гидромелиорации и может быть использовано для осушения взлетно-посадочных полос аэродромов, автомобильных дорог и железнодорожных дорог. Способ включает осушение мелкоконтурных болот до и после возвышающегося участка взлетно-посадочной полосы аэродрома. Для этого выполняют открытые коллекторы 4 со стороны пониженной части болота 1 со сбросным осушительным каналом 6. Далее открытый коллектор 4 соединяют с ручьем 5. На участке взлетно-посадачной полосы 3 аэродрома между открытыми коллекторами 4, 7 строят закрытый дренаж с уклоном по обе стороны ската в сторону закрытого коллектора 17, 18, один из которых 17 соединяют с ручьем, а другой 18 с открытым коллектором 7. Затем весь поток воды поступает в ручей 5, в нижней части которого в полувыемке строят пруд-накопитель 12 дренажных вод. При формировании открытых коллекторов 4, 7 путем выемки грунта от береговой линии болот начинают строительство дороги 9, 10 с использованием этого же грунта. Закрытая дренажная сеть осушительной системы состоит из дрен 15, 16, выполненных из полиэтиленовых дренажных труб, например, диаметром 63 мм, уложенных в каналы с уклоном в сторону закрытых коллекторов 17, 18 и предварительно обернутых геотекстилем. Вся поверхность указанного геотекстиля заполнена спрофилированным и уплотненным гранитным щебнем, поверхность которого застилают слоем геотекстиля и далее укладывают грунт, создавая условия дренажа закрытой системы. При этом дренажные трубы под острым углом соединяют с закрытым коллектором. Предложенная технология строительства дренажной системы взлетно-посадочной полосы может осуществлять длительную эксплуатацию ее во все времена года. Таким образом, осушение преимущественно верхового типа позволяет эффективно использовать особенности строения и свойств участка земли под строительство взлетно-посадочных полос аэродромов вблизи мелкоконтурных болот в целом, тем самым в несколько раз сократить затраты и длительность осушения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к строительным материалам, используемым для укладки в качестве дорожного покрытия дороги IV категории, а также для сооружения насыпей земляного полотна и укрепления грунтовых оснований строительных и других площадок. Технический результат - увеличение прочности покрытий и оснований дорог при снижении затрат. Дорожно-строительный композиционный материал на основе бурового шлама характеризуется тем, что он приготовлен путем перемешивания бурового шлама влажностью 50-60%, полученного при бурении скважины на технической воде плотностью 1300-1800 кг/м3, портландцемента, мелкого заполнителя (кварцевого песка) крупностью 1,5-3 мм в зависимости от содержания его в буровом шламе, добавления хлорида кальция, воды, исходя из условия необходимой пластичности смеси в зависимости от влажности бурового шлама при следующем соотношении компонентов, мас.%: буровой шлам 60-80, портландцемент 10-20, мелкий заполнитель 0-20, хлорид кальция 3-5 (от массы портландцемента), вода - остальное. 2 пр.

Изобретение относится к области создания конструкций устройств под основание магистрального трубопровода для преодоления болот всех типов, а также строительства трасс на вечномерзлых грунтах, и предназначено для осуществления возможности строительства магистральных трубопроводов без нарушения экологического равновесия в природе. Устройство композитного понтона под основание трубопроводной трассы содержит разборное трубопроводное основание, составные элементы которого включают, по меньшей мере, один центральный и боковые понтоны, стянутые композитными продольными и поперечными тросами. Каждый составной элемент трубопроводного основания композитного понтона имеет внутреннюю пространственную силовую раму двутаврового сечения с замковым соединением и оболочку из базальтоуглеродопластика. 6 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства. Технический результат: обеспечение эксплуатационной надежности данного участка дороги устройством «стены в грунте», гарантирующей сохранность напряженно-деформированного состояния материалов слоев основания старой дорожной одежды. Способ уширения дорожной конструкции включает выполнение вдоль кромки покрытия автогрейдером горизонтального среза грунта обочины на глубину, равную толщине существующего покрытия, с одновременным удалением его на откос насыпи, обрезку дисковой фрезой перпендикулярно плоскости покрытия или вертикально этой кромке на ширину не более 100 мм, сбор обломков кромки в ковш фронтального погрузчика для вторичной переработки, вдавливание в земляное полотно через уплотненный подстилающий слой дорожной одежды самоходной сваевдавливающей машиной перед формированием покрытия извлекаемых металлических шпунтовых свай в виде вертикальной «стены в грунте», вплотную примыкающей к обновленной кромке покрытия. Нижние заостренные концы свай внедрены в деятельный слой уплотненного грунтового основания на достаточную глубину, а верхние концы свай с проушинами возвышаются над уровнем горизонтального дна среза грунта обочины на минимальную высоту, достаточную для размещения захвата грузоподъемного механизма, затем вдоль стены в грунте автогрейдером удаляют грунт обочины и откоса насыпи до низа дорожной одежды, устраивают деятельный слой грунтового основания рекомендуемой толщины, на расчетную величину уширения, с послойным уплотнением грунта до максимальной плотности при оптимальной влажности и все конструктивные слои новой дорожной одежды из материалов, аналогичных материалам старой дорожной одежды по качеству, толщине и степени уплотнения, обеспечивая боковой упор материалу каждого конструктивного слоя подсыпкой грунта на обочину с одновременным уплотнением всего уровня, при этом поэтапно после уплотнения каждого слоя дорожной одежды сваевдавливающей машиной извлекают каждую сваю на величину, равную толщине данного слоя. После уплотнения на 50% последнего слоя дорожной одежды все сваи извлекают полностью, после чего устраивают новое покрытие, примыкающее по плоскости обрезки кромки к старому покрытию. На участке намеченного уширения дорожной конструкции с обочинами вдоль кромки укрепительной асфальтобетонной полосы обочины удаляют одним проходом самоходной дорожной фрезы слой щебня шириной не менее 1,2 м на глубину, равную его толщине, с одновременной погрузкой разуплотненного материала слоя в кузов самосвала, идущего спереди или сзади фрезерной машины, для транспортировки в отведенное место. Затем колесным трактором, оснащенным Баровой пилой, смещенной влево от продольной оси симметрии машины, с одним шнеком справа от пилы, проходом в том же направлении прорезают вдоль кромки укрепительной полосы обочины траншею до уровня верха песчаного подстилающего слоя, при этом смесь разуплотненного щебня откосов конструктивных слоев дорожной одежды и грунта обочины выносится вперед и наверх, где распределяется шнеком Бары по дну траншеи, образованной проходом фрезы. 4 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для подготовки оснований автомобильных дорог путем укрепления грунта. Укрепленный грунт для дорожного строительства содержит, мас.%: природный грунт 50-60, цемент 10-15, зола-унос 15-20, водный раствор поливинилового спирта 5-7% концентрации 1-2, вода - остальное. Технический результат – повышение прочности укрепленного грунта, утилизация золы. 1 табл., 1 пр.
Наверх