Палка для скандинавской ходьбы с амортизатором

Авторы патента:


Палка для скандинавской ходьбы с амортизатором
Палка для скандинавской ходьбы с амортизатором
Палка для скандинавской ходьбы с амортизатором
Палка для скандинавской ходьбы с амортизатором

 


Владельцы патента RU 2573949:

ЛЕКИСПОРТ АГ (CH)

Предложена палка, в особенности палка для скандинавской ходьбы, имеющая древко (1), у нижнего конца которого установлен амортизатор (2) с шипом (19). Шип (19) и/или самый нижний участок (28, 36) внутренней втулки (3), прикрепленной к древку (1), выполнены с возможностью проходить через центральное отверстие (18) амортизатора (2). Амортизатор (2) установлен с возможностью смещения в центральном отверстии (18) в осевом направлении и с возможностью фиксации к древку (1) палки по меньшей мере в двух положениях, аксиально разнесенных по отношению к древку (1). В предпочтительном варианте палка характеризуется тем, что амортизатор (2) содержит наружную втулку (25), охватывающую внутреннюю втулку (3) и установленную на ней с возможностью смещения по оси, а на внешней поверхности наружной втулки установлен шарнирный зажимной рычаг (4). У своего нижнего конца (6), направленного в сторону нижней, рабочей поверхности (13) амортизатора, рычаг (4) шарнирно проворачивается на наружной втулке (25), а у своего верхнего конца (7), в фиксированном положении амортизатора (2), он, по меньшей мере частично, охватывает древко (1) палки и/или внутреннюю втулку (3) с обеспечением плотного контакта по поверхности и может высвобождаться посредством поворота от наружной втулки (25). Решение, на которое направлено настоящее изобретение, состоит в разработке усовершенствованного амортизатора для палки, в особенности палки для скандинавской ходьбы, выполненного с возможностью достаточно просто изменять его положение из состояния с выступающим шипом в состояние с укрытым шипом. 3 н. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Область техники

Настоящее изобретение относится к палке, используемой в качестве спортивного снаряжения, и, в особенности, к палке, предназначенной для скандинавской ходьбы и характеризующейся признаками, включенными в ограничительную часть п.1 формулы.

Уровень техники

Из уровня техники известно множество вариантов палок для скандинавской ходьбы. В значительной степени это многообразие связано с огромной популярностью спортивной скандинавской ходьбы среди значительной части населения.

В WO 2005/120281 описана палка для скандинавской ходьбы, содержащая ручку с петлей, древко, шип и закрепленный в его зоне резиновый амортизатор. Шип палки установлен с возможностью аксиального смещения по оси палки таким образом, чтобы он выступал из рабочей (контактирующей с грунтом или с дорогой) поверхности резинового амортизатора или полностью укрывался внутри (тогда ни одна часть амортизатора не выступает за его рабочую поверхность). С этой целью в типичном варианте амортизатор поворачивают относительно оси палки на заданный угол, смещают по оси, а затем поворачивают обратно на тот же угол. Таким образом, пользователь, в зависимости от состояния почвы, может выбирать, использовать ли ему палку с резиновым амортизатором или с выступающим шипом. Например, на лесной дорожке или на дорожке, проходящей через поля с крупными камнями или гравием, но с мягкой почвой, пользователь выберет вариант с выступающим шипом. На асфальтированной дороге с твердой и, как правило, достаточно гладкой поверхностью пользователь предпочтет выбрать резиновый амортизатор.

СН 384148 предлагает защитное устройство для шипов палки, выполненное с возможностью перемещения по оси палки и фиксирования посредством регулировочного винта или быстроразъемного механизма. В данном варианте защитная втулка может занимать различные положения, в частности положение, в котором шип высвобождается, или положение, в котором он защищен. Защищенный шип плотно, но не жестко зажимается посредством усилия, прикладываемого к нему через регулировочный винт или быстроразъемный механизм в направлении, радиальном относительно периметра древка палки.

Общим недостатком палок, известных из уровня техники, является сложный и трудоемкий переход от использования шипа к использованию резинового амортизатора и обратно.

Другой недостаток является следствием того, что многие из известных амортизаторов могут сместиться по оси при увеличении усилия, приложенного в направлении оси палки.

В добавление к сказанному, регулируемые шипы палок подвергаются загрязнению. В частности, на влажных дорогах грязь может накапливаться между шипом и древком палки. Поскольку люфт между этими деталями приходится выбирать очень небольшим, проникновение грязи может затруднить или даже полностью заблокировать какое-либо перемещение шипа палки.

Из WO 2008/037098 известна палка, в частности палка для скандинавской ходьбы, у нижнего конца древка которой установлены блок шипа и амортизатор. Амортизатор установлен с возможностью смещения в осевом направлении относительно древка палки и соответствующей фиксации в выбранных положениях. Такая фиксация возможна по меньшей мере в двух аксиально разнесенных положениях посредством жесткого соединения амортизатора с древком палки. Блок шипа и/или самый нижний участок древка палки выполнены с возможностью проходить через центральное отверстие амортизатора, который можно фиксировать в этом отверстии к древку в аксиально разнесенных положениях.

Раскрытие изобретения

Соответственно, задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в разработке усовершенствованного амортизатора для палки, в особенности палки для скандинавской ходьбы, выполненного с возможностью достаточно просто изменять его положение из состояния с выступающим шипом в состояние с укрытым шипом. При этом предлагаемый амортизатор не имеет незакрепленных деталей и не требует, для перехода к режиму с выступающим шипом, своего удаления с последующим хранением до следующего применения. Конкретно, в поставленную задачу входит улучшение амортизатора и, соответственно, палки, на нижний конец древка которой установлен амортизатор с шипом. При этом шип и/или самый нижний участок внутренней втулки, прикрепленной к древку палки, выполнены с возможностью проходить через центральное отверстие в нижней рабочей поверхности амортизатора, а амортизатор установлен с возможностью смещения вдоль оси палки и с возможностью фиксации к древку палки или к внутренней втулке посредством создания плотного контакта по поверхности, по меньшей мере в двух положениях, аксиально разнесенных относительно древка. В таком варианте палки или амортизатора амортизатор согласно изобретению характеризуется наличием наружной втулки, охватывающей внутреннюю втулку и установленной на ней с возможностью продвижения по оси. При этом на внешней поверхности наружной втулки установлен зажимной рычаг, который у своего нижнего конца, обращенного в сторону нижней рабочей поверхности амортизатора, установлен с возможностью шарнирного поворота относительно наружной втулки, а у своего верхнего конца плотно охватывает, в фиксированном положении амортизатора, по меньшей мере часть древка палки и/или внутреннюю втулку с возможностью освобождения древка и/или внутренней втулки путем отведения зажимного рычага, посредством поворота, от наружной втулки.

Посредством создания плотного контакта по поверхности обеспечивается фиксация, которая является конструктивно простой, но надежной, насколько это возможно, и фактически недоступной для загрязнения. В отличие от конструкций, в которых такой зажимной рычаг установлен внутри наружной втулки, в данном случае в результате наружного размещения зажимного рычага его можно легко задействовать рукой снаружи, причем он фактически недоступен для загрязнения. Тем не менее, в сложенном состоянии, т.е. когда одно из двух положений амортизатора жестко зафиксировано, предусмотрена возможность по меньшей мере частично ввести зажимной рычаг в углубление в наружной втулке и установить его, например по меньшей мере частично или даже полностью, заподлицо с ее контуром. Как следствие расположения оси поворота зажимного рычага в его нижней части, для создания плотного контакта по поверхности можно использовать верхний участок рычага, меньше подвергающийся загрязнению. Плотный контакт по поверхности обеспечивается тем, что верхний конец зажимного рычага охватывает по меньшей мере часть внутренней втулки или древка палки.

Согласно первому варианту осуществления изобретения в фиксированном положении амортизатора (а предпочтительно - в обоих фиксированных положениях) зажимной рычаг охватывает по меньшей мере часть внутренней втулки, причем желательно на участке, составляющем больше половины ее периметра. Такая конструкция особо предпочтительна, поскольку, используя одновременно с этим для зажимного рычага слегка эластичный (но не эластомерный) материал, можно очень простыми конструктивными приемами обеспечить автоматическое (в известной степени) защелкивание рычага у внутренней втулки. Таким образом, становится возможным фиксирование всего рычага без подпружинивания, а просто за счет его продольной установки на наружную втулку, что дополнительно упрощает конструкцию и одновременно позволяет оптимальным образом фиксировать оба положения. Согласно другому предпочтительному варианту на внутренней втулке в зоне контакта с рычагом предусмотрена возможность выполнить выступ в виде буртика, занимающего по меньшей мере часть ее периметра, т.е. по меньшей мере частично охватывающего ось палки и в типичном варианте имеющего в осевом направлении толщину 1-10 мм (предпочтительно 2-6 мм). Альтернативно или дополнительно, можно выполнить во внутренней втулке углубление в виде канавки, занимающее по меньшей мере часть периметра втулки, т.е. по меньшей мере частично охватывающей ось палки. При этом верхний конец зажимного рычага выполнен с возможностью упора в указанный выступ и/или вхождения в указанное углубление для взаимодействия со втулкой.

Дополнительная особенность данного варианта заключается в том, что на внутренней стороне верхнего конца зажимного рычага выполнен отвечающий боковой поверхности внутренней втулки выступ в виде контактной зоны (точнее, в виде выступающего внутрь фланца или периферийного буртика, которому можно придать конфигурацию, отвечающую форме упомянутого выше буртика на внутренней втулке). На верхнем конце рычага может быть также выполнена выточка (в виде углубления, предпочтительно проходящего по меньшей мере по части периметра), прилегающая к данному выступу со стороны оси поворота рычага (т.е. снизу) и предназначенная для контакта с боковой поверхностью выступа на внутренней втулке по меньшей мере в одном фиксированном положении амортизатора.

Следующий предпочтительный вариант осуществления изобретения характеризуется тем, что ось поворота зажимного рычага ориентирована, по существу, перпендикулярно оси палки, т.е. предпочтительно проходит относительно оси палки в поперечном направлении и расположена сбоку от нее, а на наружной втулке выполнены опорные выступы, выступающие наружу и предназначенные для установки данной оси поворота в выполненных в них отверстиях под эту ось.

Следующий предпочтительный вариант осуществления изобретения характеризуется тем, что наружная втулка у своего нижнего конца содержит накладку на амортизатор, выполненную с возможностью съемного прикрепления к наружной втулке (предпочтительно с помощью крепежного штифта, ориентированного поперек оси палки). Желательно, чтобы данный штифт, кроме того, выполнял функцию антиповоротного устройства при продвижении наружной втулки по внутренней втулке. Как будет показано далее, это облегчает сборку и одновременно обеспечивает заменяемость и взаимное антиповоротное блокирование двух данных компонентов.

Желательно выполнить внутреннюю и наружную втулки, а также зажимной рычаг из металла или из, по существу, жесткого термопластичного твердого пластика, такого как полиэтилен, поликарбонат, полиамид, акрилонитрилбутадиенстирол, поливинилхлорид и, как вариант, их модификации, армированные волокном. В данном случае можно использовать также и составные компоненты (например, комбинации металла и пластика). Накладку на амортизатор предпочтительно сформировать из эластомерного материала, например из термопластичного эластомера (в том числе на основе уретана) или из вулканизированной резины. Возможно также использование двухкомпонентной накладки на амортизатор, которая состоит из крепежной зоны, выполненной из, по существу, жесткого твердого пластика, и эластомерной зоны, формирующей рабочую поверхность. Кроме того, предусмотрена возможность снабдить данную поверхность шипами, как это описано, например, в WO 2006/128312.

Следующий предпочтительный вариант осуществления изобретения характеризуется тем, что в верхней части внутренней втулки выполнен осевой вырез, предназначенный для введения и закрепления в нем древка палки, а в нижней части внутренней втулки (у ее нижнего конца) закреплен шип. Шип предпочтительно представляет собой отдельную деталь, изготовленную, в частности, из твердого металла и/или металла с покрытием или из керамики. Можно использовать также и комбинацию этих материалов. При этом желательно закрепить шип в осевом вырезе нижней части внутренней втулки.

Предусмотрена возможность закрепить шип прямо на нижней части внутренней втулки посредством отдельного крепежного компонента (выполненного, например, из металла или пластика), который имеет верхний крепежный стержень, закрепляемый в вырезе в нижней части внутренней втулки и внизу переходящий во фланец, причем предпочтительно, чтобы фланец был сформирован только в направлении движения вперед и назад, а снизу переходил в нижний крепежный стержень, в вырез которого вводится шип и закрепляется в нем. Чтобы при повороте задать положение крепежного компонента относительно внутренней втулки, верхнему крепежному стержню желательно придать некруглое поперечное сечение, а вырезу внутренней втулки, в который вводится крепежный стержень, - некруглое поперечное сечение ответной формы.

Как уже упоминалось выше, во время осевого перемещения внутренней втулки относительно наружной желательно предотвратить возможность их взаимного проворачивания. Соответственно, согласно следующему предпочтительному варианту осуществления предусмотрено наличие средства, которое в случае осевого смещения наружной втулки относительно внутренней предотвращает взаимное проворачивание этих втулок вокруг оси палки. Предпочтительно снабдить такое средство направляющим штифтом, проходящим поперек оси палки и вставленным в направляющий вырез (направляющее углубление) во внутренней втулке. Такой штифт позволяет осуществить осевое смещение, но блокирует прокручивание.

Предпочтительно фиксировать наружную втулку относительно внутренней в двух положениях, однако таких положений может быть и больше, например три различных положения. Если предусмотрено два или только два таких положения, желательно, чтобы в верхнем из них шип выступал вниз на 2-10 мм за рабочую поверхность, а в нижнем положении наружной втулки вообще не выступал за эту поверхность. Желательно также, чтобы в данном, втором положении он находился внутри амортизатора, выше нижней поверхности (т.е. за ней) на 2-10 мм. Каждое из этих двух положений жестко фиксируется посредством зажимного рычага.

Далее, изобретение относится к амортизатору для описанной палки, а также к описанному выше способу ее сборки. Предпочтительной особенностью предлагаемого способа является последовательность действий, в ходе которой наружную втулку, не скрепляя с амортизатором, проталкивают на внутреннюю втулку, а затем устанавливают на место накладку и скрепляют ее посредством крепежного штифта с наружной втулкой, причем данный штифт вводят в направляющий вырез во внутренней втулке таким образом, чтобы внутренняя и наружная втулки могли смещаться только вдоль оси, в пределах зоны, заданной направляющим вырезом, без создания крутящего момента.

Согласно варианту своего осуществления способ характеризуется тем, что внутреннюю втулку фиксируют на древке палки, предпочтительно закрепляя древко в вырезе, выполненном в верхней части внутренней втулки. При этом желательно, чтобы с помощью крепежного средства можно было закрепить шип на внутренней втулке (хотя закрепление шипа на внутренней втулке можно сделать и позже). Другие варианты осуществления приведены в зависимых пунктах формулы.

Краткое описание чертежей

Далее, со ссылками на чертежи, будут подробно описаны предпочтительные варианты осуществления, приведенные исключительно с целью пояснения изобретения. Их не следует интерпретировать в ограничительном смысле.

Фиг.1 иллюстрирует амортизатор согласно первому варианту изобретения, находящийся в положении, в котором шип укрыт, причем на фиг.1а амортизатор показан на виде сзади относительно направления движения, на фиг.1b - на виде сбоку, на фиг.1с - на виде спереди, на фиг.1d - на виде сверху, на фиг.1е - на виде снизу из-под нижней поверхности, на фиг.1f - в разрезе плоскостью А-А (см. фиг.1с), на фиг.1g - в разрезе плоскостью В-В (см. фиг.1b), а на фиг.1h - в перспективном изображении.

Фиг.2 иллюстрирует амортизатор согласно первому варианту осуществления, находящийся в положении, в котором крепежный механизм расцеплен, а наружная втулка уже смещена вверх на половину интервала своего перемещения, причем на фиг.2а амортизатор показан на виде сзади относительно направления движения, на фиг.2b - на виде сбоку, на фиг.2с - на виде спереди, на фиг.2d - на виде сверху, на фиг.2е - на виде снизу из-под нижней поверхности, на фиг.2f - в разрезе плоскостью С-С (см. фиг.2с), на фиг.2g - в разрезе плоскостью D-D (см. фиг.2b), а на фиг.2h - в перспективном изображении.

Фиг.3 иллюстрирует амортизатор согласно первому варианту осуществления, находящийся в зафиксированном положении, в котором шип выступает вниз за рабочую поверхность, причем на фиг.3а амортизатор показан на виде сбоку, на фиг.3b - в разрезе, подобном разрезу по фиг.2f или 1f, а на фиг.3с - в разрезе, подобном разрезу по фиг.2g или 1g.

Фиг.4 иллюстрирует амортизатор согласно второму варианту осуществления, причем на фиг.4а амортизатор показан с укрытым шипом, в разрезе, подобном разрезу по фиг.1f, на фиг.4b - с выступающим шипом, в разрезе, подобном разрезу по фиг.2g, а на фиг.4с - с выступающим шипом, в разрезе, подобном разрезу по фиг.3b.

Осуществление изобретения

На фиг.1-3 представлен первый вариант осуществления палки с амортизатором согласно изобретению. На всех чертежах для идентичных частей использованы одинаковые цифровые обозначения.

На фиг.1 амортизатор согласно данному варианту показан в различных проекциях в положении, в котором шип укрыт. На фиг.2 в разных проекциях иллюстрируется ситуация, в которой крепежный механизм расцеплен, а наружная втулка уже смещена к зафиксированному шипу на половину своего интервала перемещения. На фиг.3 в разных проекциях проиллюстрировано такое зафиксированное положение, в котором шип выступает за рабочую поверхность. Как показано, в частности, на фиг.1, амортизатор 2 содержит внутреннюю втулку 3 с центральным вырезом 24, в который впрессован и/или вклеен нижний конец трубчатого элемента, сужающегося на этом участке в виде конуса. Верхняя часть внутренней втулки 3 в определенной степени сходна с манжетой, охватывающей древко палки, причем образующая эту манжету верхняя часть 37 втулки 3 предназначена для введения древка палки и в двух положениях амортизатора обеспечивает жесткое соединение его с палкой. В добавление к сказанному, нижняя часть 36 внутренней втулки 3 составляет с ее верхней частью 37 одно целое. Шип 19, выполненный из износостойкого материала, такого, например, как металл, в частности твердый металл, керамика или их комбинация, прикреплен к нижней части 36 втулки 3 у ее нижнего конца, причем закрепление происходит не напрямую, а через крепежный компонент 28, в типичном варианте состоящий из обычного или твердого металла.

В нижней части 36 внутренней втулки 3 выполнен осевой вырез, в который вставлен (или в котором закреплен) верхний крепежный стержень 29 крепежного компонента 28. Как видно, в частности, на разрезах, представленных на фиг.1f и 1g, ширина стержня 29 в направлении движения (см. фиг.1f) больше, чем поперек этого направления (см. фиг.1g). Вырез в нижней части 36 внутренней втулки сконфигурирован соответствующим образом, т.е. имеет некруглую форму. В предпочтительном варианте заготовка верхнего крепежного стержня 29 представляет собой цилиндр, на котором затем формируют плоские боковые стороны. Такая некруглая конфигурация сечения стержня 29 гарантирует, что крепежный компонент 28 закреплен во внутренней втулке без возможности поворота.

Продолжаясь в нижнем направлении, стержень 29 переходит в выполненный заодно с ним фланец 30, упирающийся своей верхней стороной в нижнюю торцевую поверхность внутренней втулки 3. Фланец 30 выполнен только на передней и задней частях стержня (если смотреть в направлении движения, см. фиг.1f), но не на его боковых частях, поскольку места для него по бокам стержня нет. Он обеспечивает, с одной стороны, наличие четко выраженного места контакта, используемого для фиксации крепежного компонента 28 во внутренней втулке, а с другой, - заданную рабочую плоскость опоры для положения, в котором шип выступает вниз за рабочую поверхность (см., в частности, вид в разрезе, представленный на фиг.3b).

Фланец 30 на крепежном компоненте 28 переходит в нижнем направлении в нижний крепежный стержень 35, в котором выполнен обращенный вниз вырез 31. В этот вырез впрессован или вклеен отдельный шип 19, который выполнен из твердого материала, описанного выше. Форма поперечного сечения всего нижнего крепежного стержня 35 и шипа 19 согласована с конфигурацией сквозного отверстия 18, выполненного в накладке 16 или в ее эластичной и крепежной зонах 15, 26 таким образом, чтобы в различных положениях наружной втулки 25 относительно внутренней втулки 3 шип 19 можно было провести через это сквозное отверстие 18.

Наружная втулка 25 установлена, с возможностью смещения по оси, на нижней части 36 внутренней втулки 3, которая входит в направляющее отверстие 33, выполненное в наружной втулке. К наружной стороне втулки 25 шарнирным образом подсоединен зажимной рычаг 4, расположенный между двумя опорными выступами 9 наружной втулки 25, выступающими в сторону, обратную направлению движения, и имеющими два соосных отверстия 10. Для закрепления рычага его сужающийся участок 6 помещен между выступами 9 и снабжен сквозным отверстием. Через это отверстие и через два сквозных отверстия 10 проведена ось 5 поворота (в типичном варианте - металлический штифт). В результате рычаг 4 оказывается установленным на наружной втулке 25 с возможностью поворота вокруг этой оси.

У своего верхнего конца рычаг 4 имеет зажимной участок 7, которым он в фиксированном положении амортизатора самоблокирующимся образом охватывает верхнюю часть 37 внутренней втулки 3. Чтобы обеспечить точную фиксацию в обоих положениях, на внутренней поверхности участка 7 имеется контактная зона 22, обращенная радиально внутрь, а также расположенная с внутренней стороны участка 7 и находящаяся непосредственно под контактной зоной выточка 23 в виде углубления, также проходящего по периметру внутренней втулки.

Возможность смещения наружной втулки по оси дополнительно обеспечивается направляющим вырезом 27, выполненным в нижней части 36 внутренней втулки 3 и вытянутым в осевом направлении. В данный вырез 27 введен поперечный направляющий штифт 17, закрепленный в наружной втулке 25. Как можно видеть, в частности, на фиг.1f, в нижнем положении наружной втулки 25 штифт 17 опирается на нижний стопорный край выреза 27. На другой стороне, т.е. в верхней части 37 внутренней втулки, контактная зона 22 рычага 4 жестко давит снизу на проходящий по периметру запорный выступ 11. Соответственно, в нижнем положении наружной втулки 25 (см. фиг.1) она фиксируется в этой позиции за счет того, что один упор (нижний) задается относительным положением штифта 17 в направляющем вырезе 27, а упор на другой стороне - за счет контакта упорной зоны 22 с нижней поверхностью запорного выступа 11.

В этом варианте на нижней стороне наружной втулки 25 закреплена съемная накладка 16, которая позволяет согласно предъявляемым требованиям разместить на ней более мягкий амортизирующий компонент, причем элементы амортизатора, имеющие различные уровни жесткости, можно обозначить разным цветом.

Накладка 16 имеет крепежную зону 26, в типичном варианте выполненную из твердого пластика, а также эластичную (эластомерную) зону 15, в типичном варианте образованную посредством инжекционного формования поверх зоны 26. Нижняя сторона зоны 15 образует рабочую поверхность 13 с профилем 14. В данном случае рабочая поверхность 13 сконфигурирована асимметричной, а конкретно - дополнительно приподнятой вперед в направлении движения, чтобы оптимальным образом соответствовать направлению движения при скандинавской ходьбе. Шип 19 проходит через эту рабочую поверхность примерно в ее задней трети. При этом профиль поверхности 13 дополнительно содержит боковые выступы 21.

Данную накладку 16 прикрепляют к наружной втулке 25, проталкивая ее на выступ 32 этой втулки, а затем вставляя сбоку направляющий штифт 17, уже рассмотренный выше. Таким образом, кроме своей основной функции, штифт 17 используется для фиксирования накладки 16, в которой для этого имеются два соосных сквозных отверстия, выполненные в двух ее боковых крыльях, охватывающих наружную втулку, через которые пропускают штифт 17.

Из этого нижнего положения наружной втулки 25 относительно внутренней втулки 3 (см. фиг.1) амортизатор можно сместить в положение с выступающим шипом (см. фиг.3). Для этого рычаг 4, как показано на фиг.2, поворачивают вбок, т.е. наружу, таким образом, чтобы контактная зона 22 отсоединилась от запорного выступа 11. Тогда можно легко сместить наружную втулку 25 вверх в направляющем вырезе 27 в границах подвижности направляющего штифта 17. На фиг.2 показано среднее положение наружной втулки 25 относительно внутренней втулки 3.

Фиг.3 иллюстрирует положение, в котором наружная втулка 25 прошла через конечную точку осевой подвижности, заданную вырезом 27 или крепежным штифтом 17, а рычаг 4 снова установлен на внутреннюю втулку и защелкнут вокруг нее отчасти самоблокирующимся образом. В этом верхнем положении наружной втулки контактная зона 22 оказывается над запорным выступом 11, который теперь жестко зафиксирован в выточке 23. Поэтому в данном втором положении верхняя зона зажимного рычага 4 надежно обеспечивает жесткое закрепление, а использование нижнего стопора, заданного направляющим вырезом 27 или направляющим штифтом 17, не обязательно, хотя и возможно.

Немного измененная упрощенная конструкция такого амортизатора представлена на фиг.4. Существенное отличие от первого варианта осуществления связано с конфигурацией крепежного компонента 28, а внешний вид устройства и остальные компоненты сконфигурированы таким же образом, как и в первом варианте, и, соответственно, имеют те же цифровые обозначения. В данном варианте крепежный компонент 28 сконфигурирован в виде простого стержня, т.е. без фланца 30. Верхний крепежный стержень 29 имеет круглое поперечное сечение, что соответственно упрощает изготовление крепежного компонента, поскольку он обладает круговой симметрией.

Перечень обозначений

1 - древко палки

2 - амортизатор

3 - внутренняя втулка

4 - зажимной рычаг

5 - ось поворота рычага 4

6 - зауженный участок рычага 4

7 - зажимной участок рычага 4

8 - ось палки

9 - опорные выступы наружной втулки 25

10 - осевые отверстия в выступах 9

11 - запорный выступ на наружной втулке 25

12 - направление движения

13 - рабочая поверхность

14 - профиль на поверхности 13

15 - эластичная зона накладки 16

16 - накладка

17 - крепежный/направляющий штифт для накладки 16

18 - сквозное отверстие в накладке 16

19 - шип

21 - боковые выступы зоны 15

22 - контактная зона участка 7

23 - выточка под зоной 22

24 - вырез в амортизаторе 2 для введения древка 1

25 - наружная втулка

26 - крепежная зона накладки 16

27 - направляющий вырез для штифта 17

28 - крепежный компонент

29 - верхний крепежный стержень компонента 28

30 - фланец компонента 28

31 - вырез в компоненте 28 для введения шипа 19

32 - выступ

33 - направляющее отверстие во втулке 25 для втулки 3

35 - нижний крепежный стержень компонента 28 для введения шипа 19

36 - нижняя часть втулки 3

37 - верхняя часть втулки 3

1. Палка, в особенности палка для скандинавской ходьбы, имеющая древко (1) на нижнем конце которого установлен амортизатор (2) с шипом (19), причем шип (19) и/или самый нижний участок (28, 36) внутренней втулки (3), прикрепленной к древку (1) палки, выполнен с возможностью проходить через центральное отверстие (18) амортизатора (2), а амортизатор (2) установлен с возможностью смещения в центральном отверстии (18) в осевом направлении и с возможностью фиксации к древку (1) палки или к внутренней втулке (3), посредством создания плотного контакта по поверхности, по меньшей мере в двух положениях, аксиально разнесенных по отношению к древку (1), отличающаяся тем, что амортизатор (2) содержит наружную втулку (25), охватывающую внутреннюю втулку (3) и установленную на ней с возможностью продвижения вдоль оси, а на внешней поверхности наружной втулки установлен зажимной рычаг (4), который у своего нижнего конца (6), обращенного в сторону нижней рабочей поверхности (13) амортизатора, установлен с возможностью шарнирного поворота относительно наружной втулки (25), а у своего верхнего конца (7) плотно охватывает, в фиксированном положении амортизатора (2), по меньшей мере часть древка (1) палки и/или внутреннюю втулку (3) с возможностью освобождения древка (1) и/или внутренней втулки (3) путем отведения зажимного рычага, посредством поворота, от наружной втулки (25), причем наружная втулка (25) у своего нижнего конца содержит накладку (16) на амортизатор, выполненную с возможностью съемного прикрепления к наружной втулке (25) с помощью крепежного штифта (17), ориентированного поперек оси (8) палки и выполняющего функцию антиповоротного устройства при продвижении наружной втулки (25) по внутренней втулке (3), при этом крепежный штифт представляет собой направляющий штифт (17), введенный в зацепление с направляющим вырезом (27) во внутренней втулке (3) и допускающий осевое перемещение, но блокирующий прокручивание наружной втулки (25) относительно внутренней втулки (3) вокруг оси (8) палки.

2. Палка по п. 1, отличающаяся тем, что зажимной рычаг (4) в фиксированном положении амортизатора (2) охватывает по меньшей мере часть, предпочтительно больше половины, периметра внутренней втулки (3).

3. Палка по п. 2, отличающаяся тем, что на внутренней втулке (3) в зоне ее взаимодействия с рычагом выполнены выступ (11), занимающий по меньшей мере часть ее периметра, и/или углубление, занимающее по меньшей мере часть ее периметра, при этом верхний конец (7) зажимного рычага выполнен с возможностью упора в указанный выступ или вхождения в указанное углубление.

4. Палка по п. 3, отличающаяся тем, что на внутренней стороне верхнего конца (7) зажимного рычага (4) выполнен выступ, образующий контактную зону (22), взаимодействующую с боковой поверхностью внутренней втулки (3), а со смещением относительно указанного выступа в сторону оси (5) поворота зажимного рычага выполнена выточка (23) для обеспечения контакта с боковой поверхностью указанного выступа (11) на внутренней втулке по меньшей мере в одном фиксированном положении амортизатора.

5. Палка по п. 1, отличающаяся тем, что ось (5) поворота зажимного рычага (4) ориентирована, по существу, перпендикулярно оси (8) палки, а на наружной втулке (25) предпочтительно имеются выступающие наружу опорные выступы (9) для установки указанной оси поворота в выполненных в них отверстиях (10) под эту ось.

6. Палка по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя втулка (3) и наружная втулка (25), а также предпочтительно зажимной рычаг (4) выполнены из, по существу, жесткого твердого пластика, а накладка (16) амортизатора выполнена из эластомерного материала или имеет крепежную зону (26), содержащую эластомерную зону (15), образующую нижнюю рабочую поверхность (13) накладки.

7. Палка по п. 1, отличающаяся тем, что в своей верхней части (37) внутренняя втулка (3) имеет осевой вырез (24) для введения и закрепления древка (1) палки, а шип (19) закреплен в нижней части (36) внутренней втулки (3) и предпочтительно выполнен из твердого металла и/или из металла с покрытием или из керамики, или из комбинации указанных материалов и закреплен в осевом вырезе нижней части (36) внутренней втулки (3).

8. Палка по п. 7, отличающаяся тем, что шип (19) закреплен на нижней части (36) внутренней втулки (3) посредством крепежного компонента (28), имеющего верхний крепежный стержень (29), закрепленный в вырезе, выполненном в нижней части (36), и прилегающий снизу к указанному стержню фланец (30), предпочтительно сформированный только в направлении движения вперед и назад и переходящий снизу в нижний крепежный стержень (35), в вырез (31) которого введен шип (19), предпочтительно выполненный из твердого металла и/или металла с покрытием или из керамики, или из комбинации указанных материалов, причем верхний крепежный стержень (26) предпочтительно имеет некруглое поперечное сечение.

9. Палка по п. 1, отличающаяся тем, что наружная втулка (25) установлена с возможностью фиксации в двух положениях относительно внутренней втулки (3), причем в верхнем положении наружной втулки (25) шип (19) выступает вниз за рабочую поверхность (13) предпочтительно на 2-10 мм, а в нижнем положении наружной втулки (25) шип (19) не выступает за рабочую поверхность (13), предпочтительно находясь внутри амортизатора на 2-10 мм выше его рабочей поверхности (13), при этом наружная втулка (25) в каждом из двух указанных положений жестко фиксируется посредством зажимного рычага (4).

10. Амортизатор для палки, в особенности палки для скандинавской ходьбы, имеющей древко (1), нижний конец которого выполнен с возможностью установки на нем указанного амортизатора (2), содержащий шип (19), причем шип (19) и/или самая нижняя часть (28, 36) внутренней втулки (3) выполнены с возможностью проходить через центральное отверстие (18) амортизатора (2), а амортизатор (2) установлен с возможностью смещения в центральном отверстии (18) в осевом направлении и с возможностью фиксации к древку (1) палки или к внутренней втулке (3), посредством создания плотного контакта по поверхности, по меньшей мере в двух положениях, аксиально разнесенных по отношению к древку (1), отличающийся тем, что содержит наружную втулку (25), охватывающую внутреннюю втулку (3) и установленную на ней с возможностью продвижения вдоль оси, а на внешней поверхности наружной втулки установлен зажимной рычаг (4), который у своего нижнего конца (6), обращенного в сторону нижней рабочей поверхности (13) амортизатора, установлен с возможностью шарнирного поворота относительно наружной втулки (25), а у своего верхнего конца (7) плотно охватывает, в фиксированном положении амортизатора (2), по меньшей мере часть древка (1) палки и/или внутреннюю втулку (3) с возможностью освобождения древка (1) и/или внутренней втулки (3) путем отведения зажимного рычага, посредством поворота, от наружной втулки (25) причем наружная втулка (25) у своего нижнего конца содержит накладку (16) на амортизатор, выполненную с возможностью съемного прикрепления к наружной втулке (25) с помощью крепежного штифта (17), ориентированного поперек оси (8) палки и выполняющего функцию антиповоротного устройства при продвижении наружной втулки (25) по внутренней втулке (3), при этом крепежный штифт представляет собой направляющий штифт (17), введенный в зацепление с направляющим вырезом (27) во внутренней втулке (3) и допускающий осевое перемещение, но блокирующий прокручивание наружной втулки (25) относительно внутренней втулки (3) вокруг оси (8) палки.

11. Способ сборки палки согласно любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что наружную втулку (25) без накладки (16) проталкивают на внутреннюю втулку (3), а затем устанавливают на место накладку (16) и скрепляют ее посредством крепежного штифта (17) с наружной втулкой (25), причем крепежный штифт (17) вводят в направляющий вырез (27), выполненный во внутренней втулке (3) таким образом, что внутренняя втулка (3) и наружная втулка (25) могут взаимно смещаться только вдоль оси, в пределах зоны, заданной направляющим вырезом (27).

12. Способ по п. 11, отличающийся тем, что внутреннюю втулку (3) закрепляют относительно древка (1) палки, предпочтительно закрепляя древко (1) палки в вырезе (24) в нижней части (37) внутренней втулки (3), причем шип (19) предпочтительно закрепляют на внутренней втулке (3) посредством крепежного компонента (28) с возможностью последующего дополнительного закрепления на внутренней втулке (3).



 

Наверх