Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2576193:

Мендрух Денис Николаевич (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, выполненную составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси, разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Между шестернями, соосно им, расположены вставки, выполненные в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр шестерни. По осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе передачи. Вставки установлены с зазорами относительно торцов шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатой колесом. С наружных торцов крайних шестерен расположены экраны в виде дисков с диаметром, равным диаметру вставок, диски установлены с зазорами относительно торцов шестерен и торцов смазываемого зубчатой колеса, в них выполнены центральные отверстия для оси, а сами экраны жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 131, рис. 8.1.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи, или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемое качество смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. они в масляную ванну не погружены.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом. - см. «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 214, рис. 12.33, а.

Недостаток прототипа состоит в том, что смазываемое дополнительной смазочной шестерней колесо, являясь элементом быстроходной ступени передачи, имеет большую скорость вращения; к тому же шестерня имеет, как правило, меньший диаметр, чем диаметр колеса; это ведет к большой окружной скорости вращения шестерни - еще большей, чем колеса; а большая скорость вращения шестерни способствует усиленному взбалтыванию зубьями шестерни смазочного материала, в который погружены эти зубья. Это способствует вспениванию смазочного материала, потере мощности передачи и усилению нагрева смазочного материала - что ухудшает процесс смазывания. Поэтому для снижения этих негативных явлений ширину зубчатого венца шестерни делают в 2-3 раза меньше, чем ширина венца смазываемого ею колеса; но при достаточно большой ширине венца колеса, ширина венца шестерни также достаточно велика, что делает взбалтывание смазочного материала значительным. Еще большее уменьшение ширины венца смазочной шестерни ухудшает процесс смазывания смазываемого ею колеса, т.к. при этом смазывание венца колеса происходит не по всей его ширине, а только его части, кроме того, при контактировании сопряженных поверхностей зубьев шестерни и колеса происходит расплющивание слоя смазочного материала, переносимого зубьями шестерни, что уменьшает толщину смазочного слоя, наносимого зубьями шестерни на зубья колеса, это проявляется тем больше, чем больше ширина венца шестерни.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с вышерасположенным смазываемым зубчатым колесом, шестерня установлена на оси, укрепленной в корпусе передачи; причем вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси и разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса; суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни; между шестернями, соосно им, расположены вставки в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр шестерен, по осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе передачи, вставки установлены с зазорами относительно шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым колесом; с наружных торцов крайних шестерен расположены экраны в виде дисков с диаметром, равным диаметру вставок, диски установлены с зазорами относительно торцов шестерен и торцов смазываемого колеса, в них выполнены центральные отверстия для оси, а сами экраны жестко укреплены на корпусе передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатая передача со смазочным устройством - фиг. 1, разрез смазочного устройства - фиг. 2 и вид смазочного устройства с торца - фиг. 3.

На чертежах показаны: смазочные шестерни 1, зубья 2 смазочных шестерен (1), зубья 3 смазываемого зубчатого колеса 4, ось 5, масляная ванна 6, корпус 7 зубчатой передачи, вставки 8, отверстия 9, 11, экраны 10; диаметр Dш шестерни (1), диаметр Dв вставок (8) и экранов (10), диаметр впадин Dвп шестерни; зазоры Δ между вставками 8 и шестернями; ширина Вк колеса; ширина L вставок; ширина Вш шестерни; зазоры h1 между верхом вставок 8 и колесом 4.

Смазочное устройство состоит из нескольких смазочных шестерен 1, своими зубьями 2 сопряженных с зубьями 3 смазываемого зубчатого колеса 4, шестерни установлены на общей оси 5 и разнесены вдоль ширины зубчатого венца зубчатого колеса (4); шестерни 1 погружены в масляную ванну 6, расположенную в корпусе 7 зубчатой передачи; между шестернями с зазорами Δ относительно их торцов расположены вставки 8, жестко укрепленные на корпусе 7 передачи (не показано); вставки выполнены в форме цилиндров диаметром Dв, большим, чем диаметр Dш шестерен 1, вставки установлены на оси 5 соосно шестерням 1; в вставках выполнены отверстия 9 для свободного вращения оси 5; верхние части вставок 8 срезаны по горизонтали с образованием зазоров между ними и зубчатым венцом 3 колеса 4 величиной h1, с внешних сторон крайних шестерен 1 расположены экраны 10, выполненные в виде дисков с диаметром, равным диаметру D в вставок 8. Экраны устанавливают соосно оси 5 и в них выполнены отверстия 11 для свободного вращения в них оси 5. Экраны 10 перекрывают торцы шестерен 1 и колеса 4 с зазором Δ.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении смазываемого колеса 4 происходит вращение и смазочных шестерен 1, находящихся в зацеплении с колесом. Зубья 2 шестерен захватывают смазочный материал из ванны 6 и набрасывают его на зубья 3 смазываемого зубчатого колеса 4.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства - за счет наличия неподвижных относительно вращающихся шестерен 1 вставок 8 и экранов 10 - способствует уменьшению взбалтывания и вспенивания смазочного материала ванны и уменьшению разбрызгивания смазочного материала, извлекаемого из масляной ванны зубьями смазочных шестерен в стороны от смазываемого зубчатого колеса. Это повышает качество смазывания и стабилизирует процессы трения между зубьями колес передачи.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно быстроходной ступени многоступенчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения, содержащее вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе зубчатой передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым колесом быстроходной ступени передачи, отличающееся тем, что вспомогательная смазочная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси, разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса, суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной вспомогательной смазочной шестерни, между отдельными шестернями, соосно им, расположены вставки в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр отдельных шестерен, по осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи, вставки установлены с зазорами относительно торцов отдельных шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатым колесом, с наружных торцов крайних отдельных шестерен расположены экраны в виде дисков с диаметром, равным диаметру вставок, диски установлены с зазорами относительно торцов отдельных шестерен и торцов смазываемого зубчатого колеса, в них выполнены центральные отверстия для оси, а сами экраны жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде смазочной шестерни и дополнительную шестерню, зубья которой изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, установленную на оси смазочной шестерни и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и зубьями своего зубчатого венца находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. Зубья венца вдоль его ширины по всей окружности венца выполнены разной высоты. На минимуме ширины венца высота зубьев соответствует расчетной для данной шестерни, а на остальной ширине венца зубья выполнены усеченными по высоте со стороны вершин и это усечение выполнено на одинаковую величину по всей этой ширине венца по всей его окружности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес 4 зубчатой передачи и тангенциально поджатой к боковым поверхностям его зубьев 5. Смазочная шестерня 1 укреплена на барабане 11, установленном на оси 3, к внешнему периметру барабана 11 примыкает тормозной башмак 12, укрепленный на консоли 13, ориентированной в плоскости вращения шестерни 1 и посредством шарнира 14 укрепленной на корпусе 15 зубчатой передачи. Консоль 13 снабжена пружиной 16, прижимающей консоль 13 с башмаком 12 к барабану 11. Обеспечивается повышение качества смазки. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня жестко укреплена на оси, расположенной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Ось установлена в подшипниках-направляющих, установленных на корпусе передачи, с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси. На одном торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с конусообразным кулачком, жестко закрепленном на приводном валу, ось вращения которого перпендикулярна оси. Вал установлен в подшипниках-направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них и снабжен механизмом принудительного его перемещения, кинематически связанным с механизмом передачи. На одном конце оси жестко укреплен толкатель, взаимодействующий с подпружиненным механизмом поджатия оси к кулачку. Обеспечивается повышение качества смазки. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем. Торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой. Обеспечивается повышение качества смазывания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Смазочная шестерня расположена у торца смазываемого зубчатого колеса с отстающим выходом его зубьев из зацепления с парным косозубым колесом зубчатой передачи на торце смазочной шестерни, обращенном к противоположному торцу смазываемого зубчатого колеса, соосно оси смазочной шестерни. Вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса укреплен цилиндрический стакан, дно которого укреплено на оси смазочной шестерни около этого торца зубчатого колеса. По окружности стакана, вдоль образующих его цилиндра, расположены лопасти, имеющие длину, равную длине образующих цилиндра стакана. Радиус окружности, описываемой лопастями меньше, чем расстояние от оси смазочной шестерни до окружности вершин зубьев смазываемого зубчатого колеса. Нижняя часть стакана с лопастями погружена в масляную ванну. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Часть тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам. Вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба. Часть тела зуба смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью. Две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев. Две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. На обоих торцах тела шестерни, соосно ей, жестко укреплена пара цилиндрических колец с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин венца смазочной шестерни. На торцах зубьев шестерни и кольцах жестко закреплены пластины-лопасти, ориентированные радиально относительно шестерни и расположенные вдоль высоты зубьев. Ширина пластин-лопастей равна ширине колец. Сами кольца со сторон, обратных торцам шестерни, снабжены дисковыми заглушками, жестко укрепленными на кольцах и снабженными отверстиями для оси шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему. Ось установлена в подшипниках-направляющих. На оси жестко укреплен кулачок в виде усеченного цилиндра, усеченная часть кулачка примыкает к ролику-толкателю, жестко установленному на корпусе передачи. К неусеченной части кулачка примыкает тормозной диск, установленный шарнирно на рамке, шарнирно установленной на корпусе передачи и снабженной пружиной, прижимающей рамку с тормозным диском к кулачку. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу. Цилиндр расположен вдоль ширины смазываемого зубчатого колеса. Снаружи смазкоподающий элемент охвачен секторообразным кожухом, открытым с набегающей стороны цилиндра. Боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса, днище кожуха охватывает снизу цилиндр и сверху примыкает с зазором к колесу, передняя стенка кожуха перекрывает зазор между цилиндром и колесом, а на внутренней стороне стенки укреплен вдоль кожуха скребок, примыкающий к цилиндру и имеющий зазор относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса с лопастями, установленного на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи. Лопастное колесо своей нижней частью погружено в масляную ванну с верхним уровнем, расположенную в корпусе зубчатой передачи. Лопастное колесо расположено под смазываемыми элементами. Лопастное колесо снабжено сегментообразным кожухом, образованным двумя вертикальными плоскими стенками и окружной поверхностью. Кожух установлен на корпусе зубчатой передачи неподвижно относительно вращающегося колеса, симметрично относительно вертикали. Кожух охватывает нижнюю часть колеса, погруженную в масляную ванну, и расположен с превышением по высоте верхнего уровня ванны. В нижней части каждой вертикальной плоской стенки кожуха, с примыканием к его окружной поверхности, выполнено заливное отверстие, симметричное вертикали кожуха. На участках плоских боковых стенок кожуха, погруженных в масляную ванну, выполнены радиально ориентированные вырезы, по всей своей длине снабженные открылками, расположенными относительно вертикальной оси симметрии кожуха со стороны вырезов, обратных этой оси симметрии. Обеспечивается расширение функциональных возможностей смазочного устройства. 4 ил.
Наверх