Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала



Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала
Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала

 


Владельцы патента RU 2576725:

Грибановский Александр Владимирович (RU)

Изобретение относится к способу изготовления рабочих колес центробежного компрессора. Способ изготовления рабочего колеса из композиционного материала, включающий раскрой слоев материала лопаток, прессование их в пресс-форме и прессование колеса. При раскрое слоев материал выходит за пределы контура лопатки со стороны корневого сечения на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения - на длину, большую длины дуги покрывного диска между соседними лопатками. Аэродинамический профиль лопаток оформляют в пресс-форме, затем лопатки укладывают в сепаратор сборочной пресс-формы и в полостях сепаратора предварительно формируют опорное колесо и покрывной диск. Затем на последний наносят композиционные плетеные слои, выполненные по форме покрывного диска, после чего сепаратор укладывают в пресс-форму и производят прессование. Изобретение позволяет создать высоконагруженную конструкцию рабочего колеса центробежного компрессора при снижении массы и повышенной жесткости и прочности покрывного диска. 11 ил.

 

Изобретение относится к области турбинного машиностроения, а именно к способу изготовления рабочих колес центробежного компрессора, в частности газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиационной, ракетной технике, автомобильном двигателестроении и других отраслях промышленности.

Известно рабочее колесо центробежного компрессора из композиционного материала и способ его изготовления (патент RU №2239100, кл. F04D 29/26, опубл. 30.10.2002 г.). Рабочее колесо центробежного компрессора из композиционного материала, содержащее рабочие лопатки, прикрепленные своими опорными элементами соответственно к радиально расположенным относительно друг друга поддерживающим элементам, рабочие лопатки выполнены продольными, зацело с ножкой, соединяющей перо и опорные элементы лопатки, при этом колесо снабжено профильными проставками, каждая из которых повторяет форму ножки лопатки, выполнена между соседними ножками лопаток и соединена с ними, имеет опорные элементы и хотя бы одну полость облегчения. При этом поддерживающий элемент представляет собой колесо, а каждый опорный элемент лопаток и проставок выполнен в виде паза, ширина которого не менее ширины кольца. Ножки лопаток и проставок выполнены с усиливающим элементом.

Для изготовления предлагаемого рабочего колеса центробежного компрессора предлагается способ, который позволяет производить полости облегчения, имеющиеся в конструкции колеса, без нарушения целостности структуры материала. Поставленная цель достигается тем, что в способе изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала, включающем раскрой слоев материала лопаток с опорными элементами, прессование их в пресс-форме, размещение и центровку лопаток с опорными элементами и поддерживающих элементов в сборочной пресс-форме с последующим соединением по контактирующим поверхностям поддерживающих элементов и опорных элементов лопаток и прессованием колеса. Лопатку с ножкой выкраивают зацело с проставкой из различных по размерам слоев материала, выкладывают в пресс-форме и устанавливают в проставке закладной элемент, удаляемый после прессования, а после установки и центровки лопаток с опорными элементами и проставками и поддерживающих элементов в сборочной пресс-форме их соединяют между собой по контактирующим поверхностям, при этом поддерживающий элемент изготавливают методом намотки протяжных композиционных материалов на оправку с последующим прессованием элементов в пресс-форме.

По данному изобретению достигается получение монолитного колеса, однако в конструкции и способе его получения имеются существенные недостатки: относительно повышенная масса колеса; для установки поддерживающего элемента необходимо проточить кольцевую канавку, при этом перерезаются волокна композиционного материала, что снижает прочность колеса.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному рабочему колесу является "Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала" (патент RU №2432502, кл. F04D 29/28, опубл. 27.10.2011 г.), взятый в качестве прототипа. Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала, включающий раскрой слоев материала лопаток, прессование их в пресс-форме, размещение и центровку лопаток в сборочной пресс-форме и прессование колеса. При раскрое слоев материал выходит за пределы контура лопаток со стороны корневого сечения лопатки на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения - на длину, большую длины дуги покрывного диска между соседними лопатками, при этом наружные поверхности опорного кольца и покрывного диска выполняют эквидистантно аэродинамическим поверхностям газового тракта. Аэродинамический профиль лопаток оформляют в пресс-форме, затем лопатки укладывают в сепаратор пресс-формы и в полостях сепаратора предварительно формируют опорное кольцо и покрывной диск, после чего сепаратор укладывают в пресс-форму и производят прессование, при этом в матрице формируют наружные поверхности покрывного диска, в пуансоне - наружные поверхности опорного кольца, а в сепараторе формируют внутренние аэродинамические поверхности газового тракта покрывного диска и опорного кольца.

Предлагаемый способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала позволяет создать высоконагруженную конструкцию при значительном снижении его массы, повышенной жесткости и прочности. Однако рабочее колесо, изготовленное указанным способом, имеет покрывной диск, сформированный из композиционного, уложенного последовательно друг на друга по спирали, а при эксплуатации на рабочее колесо, и особенно на покрывной диск, действуют различные силы, в т.ч. центробежные и от действия скоростных воздушных потоков, что может нарушить монолитность композиционного материала и создать предпосылки для его разрушения.

Задачей, решаемой данным изобретением, является создание монолитного колеса центробежного компрессора из композиционного материала с повышенными прочностными характеристиками покрывного диска.

Поставленная цель достигается тем, что на наружную поверхность покрывного диска наносятся композиционные плетеные дополнительные слои, выполненные по форме покрывного диска.

Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала включает раскрой слоев материала лопаток. При раскрое слоев материала они выходят за пределы контура лопаток со стороны корневого сечения лопатки на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения - на длину, большую длины дуги покрывного диска между соседними лопатками. Материал пропитывается связующим по контуру лопатки и укладывается в пресс-форму, в которой оформляется аэродинамический профиль лопатки, и на корневом и периферийном сечениях пера формируют часть опорного кольца и покрывного диска длиной от 1 до 20 мм. Далее лопатки укладывают в сепаратор, обеспечивающий номинальное расположение лопаток в пресс-форме. Затем пропитывают связующим материал, выходящий за пределы контура лопаток, и предварительно формируют в полостях сепаратора опорное кольцо и покрывной диск. На последний наносятся пропитанные связующим плетеные слои, выполненные по форме покрывного диска. После указанных операций сепаратор вместе с композиционным материалом укладывают в пресс-форму и производят прессование, при этом в матрице формируют наружные поверхности покрывного диска, в пуансоне - наружные поверхности опорного кольца, а в сепараторе формируют внутренние аэродинамические поверхности газового тракта покрывного диска и опорного кольца.

На фиг. 1 показан общий вид рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала, на фиг. 2 представлено сечение рабочего колеса центробежного компрессора, на фиг. 3 - раскрой материала для рабочих лопаток, на фиг. 4 - пресс-форма для изготовления лопаток, на фиг. 5 - лопатка после прессования. на фиг. 6 - сечение лопатки после прессования, на фиг. 7 - сепаратор, на фиг. 8 - вид сверху на сепаратор, на фиг. 9 - плетеный слой, выполненный по форме покрывного диска, на фиг. 10 - пресс-форма в собранном состоянии, вид сверху. на фиг. 11 - сечение В-В пресс-формы в собранном состоянии.

Рабочее колесо центробежного компрессора (фиг. 1) состоит из рабочих лопаток 1, опорного кольца 2 и покрывного диска 3, который усилен дополнительными плетеными слоями 4 (фиг. 9). На сечении А-А (фиг. 2) показано опорное кольцо 2 и покрывной диск 3, которые формируются из материала 8,9 (фиг. 2, 3, 6), выходящего за пределы контура в корневом 5 и периферийном сечениях 6 лопатки соответственно, а также изображено усиление покрывного диска 3 плетеными слоями 4 (фиг. 9). При этом материал 8, 9 (фиг. 3, 6), выходящий за пределы лопатки, имеет длину в корневом сечении больше длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а в периферийном сечении больше длины дуги покрывного диска между соседними лопатками. Наружные поверхности опорного кольца и покрывного диска выполнены эквидистантно аэродинамическим поверхностям 18, 20 газового тракта 7 (фиг. 1, 2) соответственно. Таким образом, получается монолитное рабочее колесо центробежного компрессора жесткой и прочной конструкции с усиленным покрывным диском и калиброванным газовым трактом, что очень важно, особенно в авиационном двигателестроении.

Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора заключается в раскрое различных размеров слоев материала 10 (фиг. 3) лопаток, при этом слои раскраиваются с учетом, что часть материала 8, 9 соответственно будет формировать опорное кольцо 2 (фиг. 1, 2) и покрывной диск 3 (фиг. 1, 2). На фиг. 3 показан раскрой одного слоя лопатки. Количество и их размеры рассчитываются для каждого конкретного колеса и конфигурации лопаток. Каждый слой пропитывается связующим в зоне 10 и за пределами контура лопатки на 1 - 20 мм (фиг. 3). После этого слои выкладываются в матрице 11 (фиг. 4) пресс-формы, устанавливается пуансон 12 и проводится прессование в соответствии с технологическим режимом для применяемого композиционного материала. После распрессовки получается лопатка 1 (фиг. 4, 5), на корневом сечении 16 которой образована наметка 14 (фиг. 6) опорного кольца 2 (фиг. 1), а на периферийном сечении 15 (фиг. 5) образована наметка 13 (фиг. 6) покрывного диска; наметки 13, 14 получаются длиной 1 - 20 мм. Часть материала 8, 9 остается в исходном состоянии, из которого в дальнейшем полностью сформируется опорное кольцо 2 и покрывной диск 3 (фиг. 1, 2). Далее пропитывается связующим материалом 8, 9 (фиг. 6), предназначенным для образования опорного кольца 2 (фиг. 1, 2) и покрывного диска 3 (фиг. 1, 2), и лопатки 1 устанавливаются в сепаратор (фиг. 7), основные размеры которого соответствуют размерам газового тракта 7 (фиг. 2). Поверхность 17 (фиг. 7) формирует поверхность газового тракта 18 (фиг. 1, 2), а поверхность 19 (фиг. 7) формирует поверхность 20 (фиг. 1, 2) газового тракта колеса. Поверхности 21 и 22 (фиг. 7) формируют поверхности колеса 23 и 24 (фиг.1) соответственно, а поверхности 25 и 26 (фиг. 7) оформляют поверхности 27 и 28 (фиг. 1) соответственно. Лопатки 1 устанавливаются в пазы 29 (фиг. 7, 8), при этом наметка 13 (фиг. 6) покрывного диска и наметка 14 опорного кольца фиксируют лопатку в радиальном направлении. Затем материал 9 (фиг. 6) укладывается в полость между поверхностями 17, 21, 22 (фиг. 2, 7), в которой сформируется покрывной диск, а материал 8 (фиг. 6) укладывается в полость между поверхностями 19, 25, 26 (фиг. 2, 7), в которой оформится опорное кольцо. Далее на покрывной диск наносятся пропитанные связующим плетеные слои, выполненные по форме покрывного диска (фиг. 9). Количество слоев определяется расчетом на прочность. После укладки дополнительных слоев на покрывной диск сепаратор вместе с предварительно оформленным колесом устанавливается на пуансон 31 (фиг. 10, 11) и в матрицу 30. Проводится прессование по режиму, соответствующему для материала и связующего, из которого состоит рабочее колесо центробежного компрессора.

Данным изобретением решается задача создания высоконагруженной конструкции колеса центробежного компрессора из композиционного материала при повышенной прочности покрывного диска.

Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала, включающий раскрой слоев для лопаток, при этом материал выходит за пределы контура лопаток со стороны корневого сечения на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения - на длину, большую дуги покрывного диска между соседними лопатками, аэродинамический профиль лопатки оформляется в пресс-форме, затем лопатки укладывают в сепаратор пресс-формы и в полостях сепаратора предварительно формируют опорное кольцо и покрывной диск, после чего сепаратор укладывают в пресс-форму и производят прессование, при этом в матрице формируют наружные поверхности покрывного диска, в пуансоне - наружные поверхности опорного кольца, а в сепараторе формируют внутренние аэродинамические поверхности газового тракта покрывного диска и опорного кольца, отличающийся тем, что перед укладкой сепаратора в пресс-форму на покрывной диск наносятся пропитанные связующим плетеные слои, выполненные по форме диска.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области турбинного машиностроения, а именно к способу изготовления рабочих колес центробежного компрессора. Способ изготовления рабочего колеса из композиционного материала, включающий раскрой слоев материала лопаток, прессование их в пресс-форме и прессование колеса.

Изобретение относится к конструкциям рабочих колес центробежных компрессоров. Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора включает раскрой слоев материала лопаток, наружные поверхности опорного кольца покрывного диска выполняют эквидистантно аэродинамическим поверхностям газового тракта, аэродинамический профиль лопаток оформляют в пресс-форме, лопатки укладывают в сепаратор пресс-формы и в полостях сепаратора предварительно формируют опорное кольцо и покрывной диск, сепаратор укладывают в пресс-форму и производят прессование, при этом в матрице формируют наружные поверхности покрывного диска, в сепараторе формируют внутренние аэродинамические поверхности газового тракта покрывного диска и опорного кольца.

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к рабочим колесам центробежных вентиляторов с загнутыми вперед лопатками. Рабочее колесо содержит несущий и покрывной диски и установленные между ними загнутые вперед основные и дополнительные укороченные лопатки.

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к радиальным вентиляторам, насосам, компрессорам с загнутыми назад лопатками рабочего колеса. Турбомашина содержит спиральный корпус, установленное в нем рабочее колесо, несущий и покрывной диски, расположенные между ними загнутые назад профильные лопатки (5).

Изобретение относится к вентиляторостроению. Сущность изобретения заключается в следующем.

Предложены способ и покрывающий элемент (50) для защиты рабочего колеса (14) от повреждений. Покрывающий элемент (50) содержит съемную основную часть (50), имеющую первую поверхность (52), вторую поверхность (54), противоположную первой поверхности (52) и выполненную так, что она соответствует передней поверхности (14а) рабочего колеса (14) компрессора (10), и переднюю часть (56), покрывающую всю переднюю часть рабочего колеса (14) компрессора (10), и крепежное приспособление (58, 80, 82, 84, 86), присоединенное к съемной основной части (50) и выполненное с возможностью крепления покрывающего элемента (50) к рабочему колесу (14) компрессора (10).

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к роторам высокоскоростных центробежных компрессоров. Ротор центробежного компрессора содержит вал с установленным на нем рабочим колесом с кольцевой полостью в его ступице, разделяющей ступицу на внутреннее и наружное кольца и ограниченной с одной стороны кольцевой перегородкой, соединяющей внутреннее и наружное кольца и выполненной со стороны входа потока в рабочее колесо.

Изобретение относится к лопастным радиальным турбомашинам, перекачивающим жидкую или газообразную среды. Способ повышения энергии, сообщаемой среде лопастными турбомашинами, включает формирование циркуляционного течения среды вокруг объемных лопаток в межлопаточных каналах рабочего колеса, создающего прирост давления на рабочей поверхности 8 лопаток по отношению к тыльной их поверхности 9.

Использование: в компрессоростроении, в частности в центробежных компрессорах или в рабочих колесах для них. Сущность изобретения: в рабочем колесе центробежного компрессора, включающем основной диск с цельновыфрезированными на нем лопатками и цельновыфрезированными из тела лопаток заклепками; покрывной диск, выполненный с отверстиями под заклепки, с помощью которых покрывной диск закреплен на несущем диске; на внутренней поверхности покрывного диска выполнены выступы, по контурам полностью совпадающие с соответствующими контурами лопаток и образующие между собой пазы, в которых защемлены лопатки, причем средние линии выступов зеркальны средним линиям контуров лопаток несущего диска.

Радиально-вихревая турбомашина содержит спиральный корпус, установленное в нем рабочее колесо с несущим, покрывным дисками и расположенными между ними лопатками.

Изобретение относится к компрессоростроению. Рабочее колесо, в котором лопатки соединены с опорным кольцом, передним и задним фланцами, хвостовик лопатки защемлен межлопаточным креплением. Способ изготовления рабочего колеса включает раскрой материала лопаток и заготовок для опорного кольца, переднего и заднего фланцев. Раскрой для лопаток осуществляют с обеспечением выхода за пределы контура хвостовика материала по форме поверхности, ограниченной хвостовиками на опорном кольце, переднем и заднем фланцах. При прессовании лопаток материал, выходящий за контур хвостовика, сохраняется в исходном состоянии. Затем в сепаратор пресс-формы укладывают заготовки для оформления переднего фланца и профиля опорного кольца. Далее устанавливают лопатки в полость сепаратора, пропитывают связующим и укладывают материал, выходящий за контур хвостовика. Устанавливают в пресс-форму эластичный пуансон, на него укладывают слои материала межлопаточного крепления и заднего фланца. Задачей изобретения является снижение массы и повышение прочности рабочего колеса. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к области насосостроения. Ротор центробежного нагнетателя состоит из множества рабочих дисков, плотно, без зазоров соединенных между собой торцами. Каждый диск состоит из множества проточных каналов разной длины, равномерно распределенных одним слоем в одной плоскости и максимально возможно заполняющих площадь диска. Каналы обращены своим впускным отверстием к центру диска, а выпускным - к его периферии. Перед впускным отверстием каждого проточного канала имеется его индивидуальная питающая ячейка. Ячейки расположены по всей поверхности торца диска, расходясь концентрическими рядами от его центра к периферии. Одинаковые по длине проточные каналы разных дисков прикреплены друг к другу, а находящиеся перед их впускными отверстиями питающие ячейки точно совмещены, образуя в роторе множество всасывающих полостей, каждая их которых проходит через весь ротор от одного его торца до другого и имеет с одного из торцов ротора открытую горловину. На противоположном торце полость закрыта. От каждой всасывающей полости отходят только те проточные каналы, питающие ячейки которых образуют данную всасывающую полость. Изобретения направлены на повышение КПД за счет максимального использования большого внутреннего объема ротора и возможности залпом забирать рабочую среду с больших площадей. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к турбомашинам и может использоваться в рабочих колесах, лопаточных диффузорах и обратно-направляющих аппаратах центробежных компрессоров, нагнетателей, вентиляторов и насосов. Рекомендуемый оптимальный угол наклона наклонных кромок определяется путем численного решения трансцендентного уравнения, в которое, помимо искомого угла наклона наклонных кромок, входят шесть известных главных геометричеких параметров лопаточной решетки. Уменьшение градиента параметров рабочей среды по ширине решетки на выходе из нее достигается благодаря равенству густот лопаточной решетки на обеих ограничивающих поверхностях и во всех струйках тока рабочей среды. Изобретение позволяет уменьшить градиент параметров рабочей среды по ширине решетки на выходе из нее за счет оптимизации угла наклона кромок, не параллельных оси решетки. 9 ил.

Изобретение относится к области центробежных компрессоров и конкретнее к крыльчатке центробежного компрессора, причем эта крыльчатка имеет диск и лопатки, прикрепленные к диску на передней поверхности диска. Точка пересечения заднего края и хвоста лопатки дополнительно смещена на по меньшей мере половину толщины диска вперед по сравнению с хвостом лопатки на промежуточном диаметре Di крыльчатки, а точка пересечения заднего края и кромки лопатки также дополнительно смещена вперед по сравнению с кромкой лопатки на промежуточном диаметре Di крыльчатки. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх