Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2576826:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня жестко укреплена на оси, расположенной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Ось установлена в подшипниках-направляющих, установленных на корпусе передачи, с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси. На одном торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с конусообразным кулачком, жестко закрепленном на приводном валу, ось вращения которого перпендикулярна оси. Вал установлен в подшипниках-направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них и снабжен механизмом принудительного его перемещения, кинематически связанным с механизмом передачи. На одном конце оси жестко укреплен толкатель, взаимодействующий с подпружиненным механизмом поджатия оси к кулачку. Обеспечивается повышение качества смазки. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом.

Известно ротапринтное смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее смазывающий элемент в виде шестерни, обкатывающей при работе передачи зубья одного из ее смазываемых зубчатых колес. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена к смазываемому зубчатому колесу зубчатой передачи, причем прижатие выполняется по линии, соединяющей центры вращения шестерни и смазываемого колеса (радиальное поджатие), для чего шестерня посредством оси установлена на одном из плеч коромысла, укрепленном в корпусе редуктора, с возможностью поворота в общей плоскости вращения шестерни и колеса, а прижатие выполнено посредством пружины растяжения, укрепленной на корпусе передачи и втором плече коромысла - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 191, 192, рис. 2, а.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что перенос смазочного материала с зубьев смазочной шестерни, из которого изготовлены эти зубья, на поверхности зубьев смазываемого зубчатого колеса осуществляется путем их взаимного обкатывания, при котором перенос осуществляется за счет сил трения качения и скольжения между сопряженными зубьями шестерни и колеса. При этом эти силы направлены вдоль сопряженных боковых поверхностей зубьев шестерни и колеса. А этих сил трения может быть недостаточно для осуществления процесса массопереноса смазочного материала, на этот процесс также влияет состав смазочного материала, из которого изготовлены зубья шестерни. Увеличение же величины взаимного поджатая шестерни и колеса может приводить к деформированию зубьев шестерни (как наиболее слабого звена в прочностном плане в паре зацепления шестерня-колесо) и к их излому, что приводит к выходу смазочного устройства из строя.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства, реализующего взаимное тангенциальное поднятие зубьев смазывающей шестерни и смазываемого зубчатого колеса - см. описание прототипа (см. выше) - стр. 191, 192, рис. 2, б. Смазочное устройство содержит смазывающую шестерню, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, причем шестерня выполнена из двух половин одинаковой формы в плоскости вращения шестерни, обе половины установлены на одной оси и подпружинены друг относительно друга с созданием усилия, стремящимся провернуть обе половины шестерни друг относительно друга в плоскости вращения шестерни. Зубья обеих половин шестерни находятся в зацеплении с зубьями колеса, и боковыми поверхностями своих зубьев контактирует при этом с боковыми поверхностями зубьев колеса - отстающие боковые поверхности зубьев одной шестерни контактируют с набегающими боковыми поверхностями зубьев колеса, а набегающие боковые поверхности зубьев другой шестерни контактируют с отстающими боковыми поверхностями зубьев. Такой контакт имеет место для каждой пары смещенных друг относительно друга зубьев обеих половин шестерни в каждой впадине зубчатого венца колеса.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом, с поджатием к нему; причем шестерня жестко закреплена на своей оси; ось установлена в подшипниках-направляющих, с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны; на одном торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с кулачком, установленным на приводном валу, кинематически связанном с механизмом вращения передачи; на другом торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с механизмом поджатия противоположного торца оси к кулачку; ось вращения кулачка расположена под прямым углом к оси шестерни; в продольном сечении кулачок имеет вид прямоугольной трапеции, основания которой перпендикулярны оси вращения кулачка; вал кулачка снабжен механизмом его возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси, связанным кинематически с механизмом вращения передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатая передача со смазочной шестерней - фиг.1, смазочное устройство - фиг. 2.

На чертеже показаны: смазочная шестерня 1; зубчатый венец с зубьями 2; ось 3; смазываемое зубчатое колесо 4 с зубчатым венцом 5; парное зубчатое колесо 6 с зубчатым венцом 7; подшипники-направляющие 8; корпус 9 передачи; толкатели 10 и 13; кулачок 11, вал 12 кулачка (11), пружина 14; поршень 15; корпус 16; шток 17; упор 18; коленчатый вал 19; подшипники 20; шарниры 21, 23, 25; толкатель 22; тяга 24; зубчатые колеса 26, 27; приводной вал 28; направления вращения: смазочной шестерни 1 - ω1, смазываемого колеса 4 - ω2, парного колеса 6 - ω3, вала 12 кулачка - ω4, коленчатого вала 19 - ω5, приводного вала 28 - ω6; направления перемещения: оси 3 - V1, вала 12 кулачка 11 - V2; величина перемещения (V1) оси 3 - L.

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала; шестерня жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4 посредством его зубчатого венца 5; смазываемое колесо 4 находится в зацеплении с парным колесом 6 посредством его зубчатого венца 7. Ось 3 установлена в подшипниках-направляющих 8 с возможностью перемещения (V1) в них в обе стороны. Подшипники-направляющие 8 установлены в корпусе 9 передачи. На одном конце оси 3 расположен толкатель 10, взаимодействующий с кулачком 11, установленным жестко на приводном валу 12, кинематически связанном с механизмом вращения передачи. На другом торце оси 3 расположен толкатель 13, взаимодействующий с механизмом поджатия противоположного торца оси 3 к кулачку 11; механизм поджатия выполнен в виде подпружиненного (14) поршня 15, расположенного в корпусе 16, укрепленном на корпусе 9 передачи; поршень 15 снабжен штоком 17, на конце которого расположен упор 18, контактирующий с толкателем 13. Ось вращения кулачка 11 расположена под прямым углом к оси 3 смазочной шестерни 1; в продольном сечении кулачок 11 имеет вид прямоугольной трапеции, основания которой перпендикулярны оси вращения кулачка. Вал 12 кулачка 11 установлен в подшипниках-направляющих 8, с возможностью перемещения (V2) в них в обе стороны вдоль своей оси. Вал 12 кулачка 11 снабжен механизмом его возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси, связанным кинематически с механизмом вращения передачи; механизм возвратно-поступательного перемещения вала 12 выполнен в виде коленчатого вала 19, установленного в подшипниках 20, укрепленных в корпусе передачи, вал 19 кинематически связан с механизмом вращения передачи; на валу 19 установлен шарнир 21, связанный толкателем 22, шарниром 23, тягой 24 и шарниром 25 с валом 12 кулачка 11. На валу 12 жестко укреплено зубчатое колесо 26, находящееся в зацеплении с зубчатым колесом 27, установленным на приводном валу 28, установленном в подшипниках 20 и кинематическим связанном с механизмом вращения передачи.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении (ω2) смазываемого зубчатого колеса 4 вращается (ω1) и смазочная шестерня 1, находящаяся с ним в пассивном зацеплении. Колесо 27, связанное кинематически с механизмом вращения передачи, вращает парное с ним колесо 26, жестко укрепленное на валу 12 кулачка 11, при этом вращается (ω4) и сам кулачок 11, который при своем вращении периодически перемещает (V1) ось 3 посредством толкателя 10, расположенного на торце этой оси. Ось 3 постоянно поджата к кулачку 11 посредством механизма поджатая (при помощи пружины 16). При перемещении оси 3 перемещается относительно смазываемого колеса 4 и смазочная шестерня 1 при вращении шестерни 1, находящейся в зацеплении с колесом 4, происходит перенос смазочного материала с зубьев 2 шестерни 1 на зубья 5 смазываемого колеса 4, а с него - на зубья 7 парного зубчатого колеса 6. Также, при вращении коленчатого вала 19, происходит возвратно-поступательное перемещение вала 24, на котором жестко укреплен конический кулачок 11; при этом изменяется амплитуда перемещения (L) смазочной шестерни 1 относительно смазываемого зубчатого колеса 4 - это позволяет варьировать ширину зоны смазывания колеса 4.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет повысить качество смазывания зубчатых колес передачи - за счет управления изменением степени переноса смазочного материала с зубьев смазочной шестерни на зубья смазываемого зубчатого колеса.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно ротапринтное, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, установленной на оси, расположенной в корпусе зубчатой передачи, и находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи, с поджатием к нему, отличающееся тем, что шестерня жестко укреплена на оси, ось расположена в подшипниках-направляющих, с возможностью ее свободного перемещения в них в обе стороны, на одном торце оси укреплен толкатель, взаимодействующий с кулачком, установленным на приводном валу и кинематически связанным с механизмом вращения зубчатой передачи, на другом торце оси укреплен толкатель, взаимодействующий с механизмом поджатия противоположного торца оси к кулачку, ось вращения кулачка расположена под прямым углом к оси вращения шестерни, в продольном сечении кулачок имеет вид прямоугольной трапеции, основания которой перпендикулярны оси вращения кулачка, вал кулачка снабжен механизмом его возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси, связанным кинематически с механизмом вращения зубчатой передачи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем. Торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой. Обеспечивается повышение качества смазывания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Смазочная шестерня расположена у торца смазываемого зубчатого колеса с отстающим выходом его зубьев из зацепления с парным косозубым колесом зубчатой передачи на торце смазочной шестерни, обращенном к противоположному торцу смазываемого зубчатого колеса, соосно оси смазочной шестерни. Вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса укреплен цилиндрический стакан, дно которого укреплено на оси смазочной шестерни около этого торца зубчатого колеса. По окружности стакана, вдоль образующих его цилиндра, расположены лопасти, имеющие длину, равную длине образующих цилиндра стакана. Радиус окружности, описываемой лопастями меньше, чем расстояние от оси смазочной шестерни до окружности вершин зубьев смазываемого зубчатого колеса. Нижняя часть стакана с лопастями погружена в масляную ванну. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Часть тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам. Вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба. Часть тела зуба смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью. Две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев. Две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. На обоих торцах тела шестерни, соосно ей, жестко укреплена пара цилиндрических колец с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин венца смазочной шестерни. На торцах зубьев шестерни и кольцах жестко закреплены пластины-лопасти, ориентированные радиально относительно шестерни и расположенные вдоль высоты зубьев. Ширина пластин-лопастей равна ширине колец. Сами кольца со сторон, обратных торцам шестерни, снабжены дисковыми заглушками, жестко укрепленными на кольцах и снабженными отверстиями для оси шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему. Ось установлена в подшипниках-направляющих. На оси жестко укреплен кулачок в виде усеченного цилиндра, усеченная часть кулачка примыкает к ролику-толкателю, жестко установленному на корпусе передачи. К неусеченной части кулачка примыкает тормозной диск, установленный шарнирно на рамке, шарнирно установленной на корпусе передачи и снабженной пружиной, прижимающей рамку с тормозным диском к кулачку. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу. Цилиндр расположен вдоль ширины смазываемого зубчатого колеса. Снаружи смазкоподающий элемент охвачен секторообразным кожухом, открытым с набегающей стороны цилиндра. Боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса, днище кожуха охватывает снизу цилиндр и сверху примыкает с зазором к колесу, передняя стенка кожуха перекрывает зазор между цилиндром и колесом, а на внутренней стороне стенки укреплен вдоль кожуха скребок, примыкающий к цилиндру и имеющий зазор относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса с лопастями, установленного на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи. Лопастное колесо своей нижней частью погружено в масляную ванну с верхним уровнем, расположенную в корпусе зубчатой передачи. Лопастное колесо расположено под смазываемыми элементами. Лопастное колесо снабжено сегментообразным кожухом, образованным двумя вертикальными плоскими стенками и окружной поверхностью. Кожух установлен на корпусе зубчатой передачи неподвижно относительно вращающегося колеса, симметрично относительно вертикали. Кожух охватывает нижнюю часть колеса, погруженную в масляную ванну, и расположен с превышением по высоте верхнего уровня ванны. В нижней части каждой вертикальной плоской стенки кожуха, с примыканием к его окружной поверхности, выполнено заливное отверстие, симметричное вертикали кожуха. На участках плоских боковых стенок кожуха, погруженных в масляную ванну, выполнены радиально ориентированные вырезы, по всей своей длине снабженные открылками, расположенными относительно вертикальной оси симметрии кожуха со стороны вырезов, обратных этой оси симметрии. Обеспечивается расширение функциональных возможностей смазочного устройства. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом. Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержит порошковый магнитоактивный материал, помещенный внутрь корпуса и источник магнитного (электромагнитного) поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес. Зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес. Скребки выполнены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий рулевых винтов вертолетов. Редуктор рулевого винта вертолета включает в себя корпус, выходной вал для соединения с рулевым винтом, установленный с возможностью вращения в корпусе и имеющий открытый конец в нем, входной элемент, установленный с возможностью вращения в корпусе, зубчатую передачу, обеспечивающую соединение, передающее мощность между входным элементом и выходным валом. Вал управления шагом лопастей размещен внутри выходного вала с возможностью вращения в нем и движения относительно него вдоль оси вращения выходного вала. Приводной элемент для осуществления осевого движения вала управления шагом является подвижным в осевом направлении выходного вала, но удерживается от вращения вместе с ним. Подшипниковый узел расположен между валом управления шагом и приводным элементом для обеспечения относительного вращения между ними. Редуктор включает в себя по меньшей мере один конструктивный элемент для отвода масла, рассеянного внутри корпуса при эксплуатации, в направлении открытого конца выходного вала. Обеспечивается надежная смазка подшипника и увеличение срока службы подшипника. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, состоящую их ступицы и зубчатого венца с зубьями, установленную на оси, укрепленную в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. В зубьях со стороны набегающих их боковых поверхностей выполнены вырезы - на высоту зубьев, вырезы выполнены меньшей ширины, чем ширина зубьев, симметрично относительно торцов зубьев. Вырезы не доходят до отстающих боковых поверхностей на одинаковое расстояние по всей высоте зубьев. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.
Наверх