Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы мархи

Изобретение относится к области строительства, в частности к пространственным каркасам зданий и сооружений, и может быть использовано в покрытиях в виде решетчатых плит, складок, оболочек. Пространственный каркас включает узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического или полусферического узлового элемента с резьбовыми отверстиями, к которым присоединены стержни каркаса. По концам стержней имеются наконечники, включающие соединительный элемент с отверстием, прикрепленный к торцу стержня, через которое пропущен болт, на который надета втулка. Для контакта на наружной поверхности болта имеется продольная лыска, а на внутренней поверхности втулки выступ. Путем вращения втулки и наличия контакта выступа с лыской создается вращательно-поступательное движение болта в сторону узлового элемента. Технический результат изобретения заключается в повышении несущей способности, в снижении металлоемкости каркаса. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в пространственных каркасах зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения, в том числе в покрытиях в виде решетчатых плит, складок, цилиндрических сводов и оболочек, гипаров и сетчатых куполов.

Из уровня техники известны пространственные каркасы зданий и сооружений системы МАРХИ (см. Рекомендации по проектированию структурных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, М., Стройиздат, 1984 г, стр. 41), в основе которых лежит известное узловое соединение стержней пространственного каркаса (см. Авторское свидетельство СССР №443151, МПК E04B 1/58), осуществляемое посредством узлового элемента, имеющего отверстия с резьбой, в каждом из которых размещен болт, соединенный крепежной деталью со втулкой, другой конец которого прикреплен к стержню посредством соединительного элемента.

При этом соединение стержня и узлового элемента осуществляется созданием вращательно-поступательного движения болта из стержневого элемента в узловой элемент посредством вращения втулки, которая передает усилие на болт с помощью штифта, пропущенного через сквозное отверстие в болте и сквозную прорезь во втулке.

Недостатками данного узлового соединения стержней пространственного каркаса являются:

- пониженная несущая способность высокопрочного болта на растяжение из-за наличия круглого сквозного отверстия под штифт, в результате которого в расчетном сечении болта, проходящем по оси отверстия, возникают концентраторы напряжения, снижающие несущую способность болта на 25-30%. Эффект снижения несущей способности болта от воздействия данного фактора возрастает в случае применения малых диаметров болта, т.к. величина отверстия под штифт остается постоянной;

- пониженная несущая способность втулки на сжатие в результате ослабления поперечного сечения втулки прорезями под штифт;

- повышенная трудоемкость изготовления высокопрочного болта и втулки, требующих применения высокоточного специального оборудования;

- ослабление расчетных сечений высокопрочного болта и втулки приводит к дополнительному расходу металла, а наличие концентратора напряжений в болте повышает опасность хрупкого разрушения.

Задача заявленного изобретения заключается в устранении недостатков, выявленных при анализе наиболее близкого аналога.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении несущей способности высокопрочного болта и втулки, а следовательно, и соединения в целом, повышении надежности соединения от хрупкого разрушения, в снижении металлоемкости соединения и снижении трудоемкости и стоимости изготовления деталей наконечника стержня - болта и втулки.

Косвенным достоинством заявленного изобретения является повышение эстетических свойств узлового соединения.

Достижение технического результата обеспечивается ликвидацией сквозного отверстия под штифт в высокопрочном болте и устройстве на боковой поверхности тела болта продольной лыски, глубина которой не превышает высоту резьбы, а следовательно, сохраняет равное по величине сечение болта в зоне резьбы и в зоне лыски, а также ликвидацией прорезей во втулке, и устройством пуклевки на боковой поверхности втулки, обеспечивающей на внутренней поверхности выступ, входящей в зацепление с лыской. При вращении втулки осуществляется вращательно-поступательное движение болта из стержневого элемента в узловой до плотного обжатия втулки между сопряженными поверхностями узлового элемента и торцевого вкладыша стержня.

Технологические операции по устройству лыски на болте и пуклевки на втулке значительно снижают трудоемкость и стоимость изготовления этих деталей по сравнению с трудоемкостью и стоимостью устройства отверстия в болте и прорези во втулке, при этом дополнительный эффект возникает при ликвидации в предлагаемом изобретении штифта.

Отсутствие штифта и прорезов во втулке повышает эстетические свойств соединения.

Согласно заявленному изобретению лыски на болте и соответствующие им выступы на втулке устраиваются с двух противоположных сторон.

Согласно заявленному изобретению узловой элемент выполнен в виде полусферического многогранника.

Согласно заявленному изобретению стержневые элементы выполнены из стальных прямоугольных труб, или двутавровых профилей, или из деревянных брусьев прямоугольного сечения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено следующее.

На фиг. 1 - общий вид узлового соединения стержней пространственного каркаса зданий и сооружений системы МАРХИ с трубчатыми стержнями и сферическим многогранником.

На фиг. 2 - наконечник трубчатого стержня с односторонней лыской на болте и односторонним выступом и пуклевкой на втулке.

На фиг. 3 - поперечный разрез А-А на фиг. 2.

На фиг. 4 - наконечник трубчатого стержня с двухсторонней лыской на болте и двухсторонним выступом и пуклевкой на втулке.

На фиг. 5 - поперечный разрез Б-Б на фиг. 4.

На фиг. 6 - общий вид универсального узлового соединения с сферическим многогранным узловым элементом для реализации двух и более многоярусных пространственных каркасов.

На фиг. 7 - общий вид узлового соединения с полусферическим многогранным узловым элементом для реализации одноярусных 2-поясных пространственных каркасов.

На фиг. 8 - стержневой элемент каркаса, выполненный из прямоугольных стальных труб 13.

На фиг. 9 - сечение B-В на фиг. 8.

На фиг. 10 - стержневой элемент каркаса, выполненный из двутавровых стальных профилей 14 с вырезками по торцам 15 и ребрами усиления 16.

На фиг. 11 - сечение Г-Г на фиг. 10.

На фиг. 12 - стержневой элемент каркаса, выполненный с применением деревянного бруса прямоугольного сечения 17 с торцевыми накладками в виде П-образных пластин с шипами 18.

На фиг. 13 - разрез Д-Д на фиг. 12.

На фиг. 14 - изометрический вид двухъярусного пространственного каркаса на основе октаэдра и тетраэдра.

На фиг. 15 - изометрический вид одноярусного 2-поясного пространственного каркаса на основе полуоктаэдра и тетраэдра.

На фиг. 16 - 2-поясной пространственный каркас с полной ортогональной структурой решетки.

На фиг. 17 - 2-поясной пространственный каркас с разреженной ортогональной структурой решетки.

На фиг. 18 - 2-поясной пространственный каркас с полной ортогональной структурой решетки, ориентированной в диагональном направлении квадратного плана.

На фиг. 19 - 2-поясной пространственный каркас с разреженной ортогональной структурой решетки, ориентированной в диагональном направлении квадратного плана.

На фиг. 20 - изометрический вид узлового соединения системы МАРХИ с сферическим многогранным узловым элементом.

На фиг. 21 - изометрический вид соединения системы МАРХИ с полусферическим многогранным узловым элементом.

Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического узлового элемента 1 с резьбовыми отверстиями 2, к которым присоединены стержни каркаса 3, по торцам которых посредством сварки 4 присоединен соединительный элемент 5 с отверстием 6, через которое пропущен болт 7, снабженный продольной лыской 8, в зацепление с которой входит выступ 9 на внутренней поверхности втулки 10, образованный пуклевкой 11.

Работа узлового соединения стержней каркаса системы МАРХИ.

Соединение стержня 3 с узловым элементом 1 осуществляется вращением втулки 10, которая, упираясь выступом 9 в поверхность лыски 8, сообщает болту вращательно-поступательное движение, ввинчивая болт 7 в резьбовое отверстие 2 узлового элемента 1.

После того как втулка 10 будет плотно зажата между поверхностью соединительного элемента 5 и поверхностью узлового элемента 1, соединение получает необходимую прочность.

При этом усилия растяжения, возникающие под нагрузкой в стержнях каркаса 3, передаются болтом 7 и сваркой 4, а усилия сжатия - втулкой 10 через контактные площадки смятия узлового элемента 1 и соединительного элемента 5.

Прочность соединения обеспечивается созданием предварительного напряжения болта 7, величина которого контролируется величиной крутящего момента тарировочного ключа равного 15-30 кгм, достигаемого вращением втулки 10.

Эффективность предлагаемого изобретения.

Лабораторные испытания узлового соединения стержней пространственного каркаса системы МАРХИ с болтами диаметром М22 мм, изготовленными из стали 40Х«селект» с термоупрочнением до HRC 30-32 по классу прочности 10.9., выполненные по конструкции предполагаемого изобретения и по конструкции аналога (Авторское свидетельство №443151), проведенные в лаборатории испытания конструкций Московского архитектурного института, показали, что несущая способность болта по предполагаемому изобретению составила 330-335 кН, тогда как по известному авторскому свидетельству 245-255 кН.

Испытания показали, что высокопрочный болт в соединении стержней системы МАРХИ по предполагаемому изобретению обладает несущей способностью в 1,3 раза выше, чем в известном решении, а несущая способность втулки увеличена в 1,1 раза.

1. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического узлового элемента с резьбовыми отверстиями, к которым присоединены стержни каркаса, по концам которых посредством сварки присоединен соединительный элемент с отверстием, через которое пропущен болт, соединенный крепежным устройством с втулкой, отличающийся тем, что на боковой поверхности болта выполнена по меньшей мере одна лыска глубиной, не превышающей высоту резьбы, а втулка имеет выступ на внутренней поверхности, который входит в зацепление с поверхностью лыски.

2. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что лыски на наружной поверхности болта и выступы на внутренней поверхности втулки выполнены с двух противоположных сторон.

3. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что узловой элемент выполнен в виде полусферического многогранника.

4. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что стержневые элементы выполнены из стальных прямоугольных труб, или двутавровых профилей, или из деревянных брусьев прямоугольного сечения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства, в частности к узлу соединения стержневых элементов. Технический результат изобретения заключается в монтаже стержней без перекосов.

Изобретение относится к области строительства, а именно к узловым соединениям в пространственных конструкциях покрытий. Технический результат изобретения заключается в упрощении монтажа узла за счет возможности соединения стержневых элементов при различных углах наклона к касательной плоскости в узле без подрезки и отгиба полок стержневых элементов.

Изобретение относится к строительству, а именно к длинномерным несущим решетчатым конструкциям, и может быть использовано при изготовлении ферм, прогонов, колонн, арок, рам и других несущих конструкций.

Изобретение относится к строительству, а именно к длинномерным строительным металлическим решетчатым конструкциям из труб, и может быть использовано при изготовлении ферм, прогонов, колонн, арок, рам и других несущих конструкций.

Изобретение относится к строительству, в частности узлу рессорного типа опирания Z-образных прогонов на несущие конструкции здания. Технический результат изобретения заключается в повышении несущей способности и надежности узла опирания.

Изобретение относится к области строительства, а именно к узлам соединения трубчатых стержней, которые предназначены для изготовления опор линий электропередач, опор сотовой связи, опор для ветрогенераторных установок и т.д.

Изобретение относится к области строительства и предназначено для многоэтажных и высотных зданий, возводимых в районах с сейсмической активностью. Контактное винтовое стыковое соединение сборных железобетонных колонн включает в себя концевые участки стыкуемых колонн и размещенную в нижнем концевом участке верхней колонны закладную деталь, выполненную в виде торцевой пластины с угловыми отверстиями под анкерные шпильки и оснащенную уголками для образования ниш, к которым приварены анкерные стержни.

Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к фланцевому стыку растянутых элементов. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности фланцевого соединения с одновременным снижением расхода материалов.

Изобретение относится к ферменным конструкциям. Способ соединения поясных стержневых элементов ферменной конструкции, по которому поясные стержневые элементы соединяют с соответствующими соединительными стержневыми элементами и/или с соответствующими поясными стержневыми элементами ферменной секции.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в узловых соединениях стержневых элементов пространственного каркаса зданий и сооружений.

Изобретение относится к области строительства быстровозводимых пространственных стержневых конструкций, а именно к шарнирному узлу. Шарнирный узел пространственной стержневой конструкции регулярной структуры включает имеющие центральный стяжной болт прижимные верхний и нижний диски, выполненные со сферическими лунками на обращенных одна к другой поверхностях и радиальными прорезями, и расположенные между ними радиально в плане наконечники стержней со сферическими головками, пять фиксирующих болтов, размещенных между прорезями. Дополнительно содержит втулки между прижимными верхним и нижним дисками под центральным стяжным болтом и фиксирующими болтами, причем втулки выполнены с возможностью крепления к нижнему прижимному диску, центральному стяжному болту и фиксирующим болтам. Технический результат изобретения - повышение несущей способности узла. 4 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к узлу соединения стержневых элементов металлических конструкций различного профиля, как например двутавров, швеллеров, круглых или прямоугольных труб, а также элементов крестового сечения. Технический результат изобретения заключается в упрощении центровки соединяемых элементов конструкций. На взаимно перпендикулярных гранях одного из соединяемых элементов выполняются центрированные относительно оси выступы определенной формы (преимущественно трапециевидные), а на другом - соответствующие им впадины такой же формы. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства, а именно к узлам опирания решетчатых конструкций, изготовленных из тонкостенных оцинкованных профилей открытого сечения. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности узла. Узел включает решетчатую конструкцию, состоящую из верхнего пояса из парных элементов открытого сечения и нижнего пояса, объединенных при помощи болтов листовой фасонкой. Фасонка нижней частью установлена и прикреплена болтами в полости между парными элементами открытого сечения оголовка колонны, нижняя часть листовой фасонки выполнена из двух частей, опертых друг на друга по дуге окружности, при этом выше линии опирания установлен стяжной болт, соединяющий фасонку и парные элементы колонны. 4 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для узловых соединений пространственных конструкций, например структурных плит покрытий (перекрытий). Техническим результатом изобретения является снижение материалоемкости и трудоемкости изготовления и монтажа. В узловом соединении структурной конструкции, включающем пересекающиеся стержни поясных сеток с торцевыми заглушками и врезными зигзагообразными планками, а также раскосные элементы решетки со сплющенными и отогнутыми плоскими наконечниками, каждый из наконечников расположен между выступающими частями врезных планок и скреплен с ними посредством пропущенных в соосные отверстия болтов. При этом врезные зигзагообразные планки имеют форму равнобедренных трапеций, боковые стороны которых совпадают с линиями гибов плоских наконечников. 7 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для узловых соединений пространственных конструкций зданий и сооружений, например перекрестно-стержневых систем или структурных плит покрытий (перекрытий). Техническим результатом изобретения является снижение материалоемкости и трудоемкости изготовления и монтажа. Узловое соединение структурной конструкции, преимущественно из круглых труб, включает пересекающиеся стержни поясных сеток с торцевыми заглушками и врезными зигзагообразными планками, а также раскосные элементы решетки со сплющенными и отогнутыми плоскими наконечниками. Каждый из наконечников расположен между выступающими частями врезных планок и скреплен с ними посредством пропущенных в соосные отверстия болтов. При этом врезные зигзагообразные планки имеют форму равнобедренных трапеций, боковые стороны которых совпадают с линиями гибов плоских наконечников. 7 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при изготовлении ферм, прогонов, колонн, арок, рам и других длинномерных несущих решетчатых конструкций из труб. Несущая конструкция с решеткой из чечевидных труб включает пояса и жестко прикрепленную к ним решетку, выполненную со сплющенными концами из изогнутых элементов зигзагообразного очертания. При этом стержневые элементы решетки имеют чечевидные сечения с отношением габаритов 1/2,414, где большие габариты расположены в плоскостях конструкций, а меньшие - из плоскостей. Технический результат состоит в уменьшении трудоемкости изготовления несущих конструкций и снижении затрат на них. 1 табл., 6 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к узлу сопряжения балок в одном уровне. Техническим результатом изобретения является повышение несущей способности узла сопряжения. В узле сопряжения балок в одном уровне, состоящем из второстепенной балки, опирающейся на главную балку через опорный уголок, главная балка имеет гофрированную стенку произвольного профиля. Опорный уголок приваривается к полке главной балки сварным швом, проложенным вдоль ее продольной оси, а ширина полки опорного уголка превышает ширины полки главной балки не менее чем на 15 мм. 6 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к способу изготовления узла сопряжения балок в одном уровне. Техническим результатом изобретения является повышение несущей способности узла сопряжения. В способе изготовления узла сопряжения балок в одном уровне путем присоединения второстепенной балки к главной при помощи опорного уголка, приваренного к торцу второстепенной балки, в качестве главной балки используют балку с гофрированной стенкой произвольного профиля, а опорный уголок присоединяют к полке главной балки сварным швом, который прокладывают вдоль ее продольной оси. Ширину полки опорного уголка назначают с превышением ширины полки главной балки не менее чем на 15 мм. 6 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в качестве узлового соединения стержневых элементов в структурной конструкции. Технический результат заключается в снижении металлоемкости узла. Узел стержневой конструкции содержит диаметрально расположенные горизонтальные и наклоненные по отношению к ним стержни, снабженные закрепленными на соединяемых концах металлическими элементами соединения с отверстиями, которые выполнены в виде П-образных накладок, закрепленных на соединяемых концах стержней. В консольно-расположенной средней части накладки выполнено центральное отверстие для болтового соединения с остальными стержнями. Металлические элементы соединения выполнены в виде пластин, один конец каждой из которых закреплен с помощью клеевого соединения в продольном центральном пазу, выполненном на соединяемом торце стержня, а свободный конец пластин снабжен отверстием для болтового соединения стержней. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в решетчатых конструкциях зданий и сооружений, например для монтажных стыков поясных стержней ферм покрытий. Техническим результатом изобретения является снижение материалоемкости. В стыковом соединении растянутых стержней, включающем жестко прикрепленные к стержням торцевые заглушки и врезные фасонки, соединенные между собой стяжными болтами внахлестку, каждая из фасонок осевой продольной прорезью разделена на участки с болтовыми отверстиями, симметрично отогнутые в противоположные стороны на толщину фасонок. 1 табл., 5 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к пространственным каркасам зданий и сооружений, и может быть использовано в покрытиях в виде решетчатых плит, складок, оболочек. Пространственный каркас включает узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического или полусферического узлового элемента с резьбовыми отверстиями, к которым присоединены стержни каркаса. По концам стержней имеются наконечники, включающие соединительный элемент с отверстием, прикрепленный к торцу стержня, через которое пропущен болт, на который надета втулка. Для контакта на наружной поверхности болта имеется продольная лыска, а на внутренней поверхности втулки выступ. Путем вращения втулки и наличия контакта выступа с лыской создается вращательно-поступательное движение болта в сторону узлового элемента. Технический результат изобретения заключается в повышении несущей способности, в снижении металлоемкости каркаса. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.

Наверх