Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена


 


Владельцы патента RU 2577649:

Афоньшин Владимир Евгеньевич (RU)

Изобретение относится к способам тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом. Сочетанием заданного количества неподвижных и мобильных световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону. Программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций и фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена. Компьютер определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена. О наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.

 

Изобретение относится к способам тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта: хоккее, футболе и баскетболе. Вместе с тем, предложенный способ может быть использован и в других видах спорта, а также в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке, например, при исследовании динамики изменения игровых стереотипов спортсмена.

Образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. Поэтому, как указывал И.П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно [1].

Технические приемы в спортивных играх отличаются большим многообразием. Структура движений игрока, их скорость, ритм постоянно меняются в зависимости от конкретной обстановки игры и осуществляемой тактической задачи. В быстро изменяющихся условиях игры действия игрока часто автоматические и в ряде случаев стереотипны. Для эффективной подготовки и оценки потенциала игрока, а также построения эффективной игры команды в целом, тренеру важно знать о наличии стереотипов спортсменов.

Единого универсального метода определения стереотипов спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины определения стереотипа реагирования следует использовать разнородные тесты.

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы не предназначены для тренировок спортсменов.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 А2 [3]. Данный комплекс предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.

Недостатком данного способа тренировки является его малая функциональная возможность, не позволяющая определять стереотип реагирования спортсмена.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [4].

Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность при определении стереотипа реагирования.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта и оценки его качества.

Технический результат достигается тем, что тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом, включающим световой излучатель и видеокамеру, установленные над игровым полем. Сочетанием заданного количества неподвижных и мобильных световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации, в которых игра формируется зонами таким образом, чтобы у спортсмена была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Причем новым является то, что программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляются спортсмену в заданном или случайном порядке с непредсказуемыми для спортсмена промежутками времени;

программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации, при этом он определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена;

о наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.

Предлагаемый способ определения стереотипа реагирования спортсмена осуществляется следующим образом.

Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменением положений, формы и площади световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону. При этом программно-аппаратный комплекс в течение установленного тренировкой периода времени формирует заданные тренером игровые ситуации, имеющие несколько вариантов решения. Повторения типовых ситуаций задаются с заданным интервалом времени или непредсказуемо для спортсмена.

Программно-аппаратный комплекс, включающий видеокамеру, фиксирует все игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации. Программно-аппаратный комплекс вычисляет суммарное число одинаковых реакций спортсмена в одинаковых игровых ситуациях и определяет их процентное соотношение. Наиболее часто проявляемая реакция спортсмена определяется как стереотип реагирования спортсмена.

О качестве, силе стереотипа судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства. Для компьютерной обработки информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет создать условия тренировки, при которых эффективно определяется стереотип реагирования спортсмена. Это осуществляется в искусственно созданной среде, максимально приближенной к реальным игровым условиям. Вместе с тем, данный способ дает возможность оценить силу стереотипа игрока, что немаловажно знать для определения потенциала спортсмена и его профессионального развития.

Таким образом, заявляемый способ подготовки спортсменов обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/fiziologiyz/fiziologiyz_vyisshey_nervnoy_deyatelnosti_i_sensomyih_sistem/dinamicheskiy_stereotip.

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003

4. Патент РФ 2444392 , МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена, осуществляемый на игровом поле с управляемой программно-аппаратным комплексом светодинамической подсветкой, при помощи которой задают разрешенные и запрещенные световые зоны, для моделирования игровых ситуаций, в которых игра формируется зонами таким образом, чтобы у спортсмена была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю, отличающийся тем, что программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляются спортсмену в заданном или случайном порядке с заданными интервалами времени или непредсказуемо для спортсмена; программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации, при этом он определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена; о наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области спортивного инвентаря, а именно тренажерам, в частности к устройствам для изучения и совершенствования приемов борьбы самбо, дзюдо, вольной и греко-римской.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для тренировки спортсменов на увеличение скорости движения рук и наработки скоростной выносливости, в том числе при занятиях боевыми искусствами, в частности боксом, рукопашным боем, кикбоксингом, в общем случае для подготовки бойцов ударных стилей.
Изобретение относится к способам тренировки взаимодействия группы участников каких-либо действий, при групповых перемещениях, в частности к способам тренировки сотрудников МЧС, спецназа и тренировки спортсменов в игровых и других видах спорта.

Описывается спортивный тренажер для развития способности наносить нокаутирующие концентрированные проникающие удары различных видов и отработки техники нанесения, скорости и силы нокаутирующих ударов, содержащий основу и приемник ударов с амортизирующим покрытием, где основа состоит из двух продольных планок, прикрепленных к двум рукояткам, а приемник ударов с амортизирующим покрытием прикреплен через втулки-демпферы к опорной панели, что прикреплена к основанию.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Изобретение может быть использовано в физиологической, медицинской, психологической науке и практике, а также при создании игровых и обучающих комплексов.

Система электронного учета очков для применения во множестве различных боевых искусств (включая боевые искусства традиционных стилей, смешанные боевые искусства, боевые искусства с использованием оружия, боевые искусства с использованием смешанного оружия или в искусствах боя, в общем).
Изобретение относится к способам тренировки спортсменов, в частности к способам тренировки хоккеистов, футболистов, баскетболистов и спортсменов других игровых видов спорта.

. Изобретение относится к области разработки тренажеров, предназначенных для повышения эффективности ударов в восточных единоборствах, в частности при подготовке единоборцев к испытаниям или соревнованиям по раскалыванию твердых предметов руками или ногами (тест «тамэсивари»).

Изобретение относится к спортивному инвентарю и может быть использовано на стационарных скалодромах и других устройствах для автоматической страховки скалолазов и прочих спортсменов. Стационарное страховочное устройство содержит закрепленный на основании вертикальный цилиндр со слабо испаряющейся жидкостью (например, машинным маслом), в котором помещен поршень с вертикальной тягой, связанной с подвижным роликом, и неподвижные ролики, закрепленные на горизонтальном кронштейне.

Изобретение относится к области спорта и спортивных игр и может быть использовано для тренировки спортсменов и развития различных групп мышц, а также технической и силовой отработке приемов в спортивных и боевых видах единоборств.

Изобретение относится к спортивным тренажерами к спортивным тренировочным устройствам и принадлежностям и предназначено для занятий боевыми искусствами, в частности боксом, рукопашным боем, кикбоксингом, в общем случае для подготовки бойцов ударных стилей и т.п. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на Фиг. 1 показан вид сбоку на заявляемый снаряд, на Фиг. 2 - вид сверху на заявляемый снаряд. Спортивный снаряд для отработки ударных и защитных действий содержит установленный вертикально на неподвижном основании 1 мешок (или подушку) 2, набитый легкодеформируемым материалом и покрытый износоустойчивым экологическим материалом. Вблизи мешка установлена с возможностью вращения относительно вертикальной оси стойка 3, закрепленная в опорах качения 4, установленных на неподвижном основании 1, на стойке с возможностью качения в горизонтальной плоскости и углового перемещения относительно вертикальной оси установлен паук в виде трех имитаторов руки, расположенных радиально в направлении от стойки, имитатор руки выполнен в виде рычага 5 на свободном конце которого закреплена деформируемая масса 6, например в форме боксерской перчатки, а соединительный элемент 7 (шаровый шарнир) в точке сочленения имитатора рук находится на оси стойки, при этом величины длин и углов между имитаторами рук различны, хотя бы одна продольная ось имитаторов рук не лежит в плоскости их качения, имитаторы рук соединены упругими элементами 8 со стойкой (на одном имитаторе руки на Фиг. 1 упругий элемент не показан), жесткости упругих элементов различны и обеспечивают близкое к перпендикулярному положение плоскости, проходящей через оси имитаторов рук, и оси стойки, соединительный элемент 7 имеет возможность перемещения по вертикальной стойке 3 и закрепления на последней, для регулировки под рост спортсмена. 2 ил.

Тренажёр для игры в бильярд относится к сфере игр и развлечений и является тренировочным устройством, в частности, для тренировок игры в бильярд. Устройство представляет собой основание с наклонной платформой и навесом, к которому радиально прикреплены мешочки из ткани, наполненные утяжеляющим материалом, выполняющие роль демпфера. После удара битком прицельный шар точно возвращается в исходное положение, при этом сила трения об игровую поверхность идентична силе трения шара, свободно стоящего на игровой поверхности. Тренажёр для игры в бильярд выполнен в виде компактного и мобильного демпфирующего устройства. 1 ил.

Тренажёр «Змейка» относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки хоккеистов в спортивном зале или на льду. Тренажёр собирается в фигуру, устанавливаемую параллельно или перпендикулярно поверхности пола или льда, при этом образуя препятствие для владения шайбой, имитирующее соперника. Конструкция устойчива благодаря механизму фиксации угла между поперечинами с дискретным шагом и стойкам, расположенным симметрично с двух сторон в местах сочленения поперечин. Спортсмен с помощью клюшки управляет шайбой, пропуская её под устройством или перед устройством в разных направлениях, тем самым отрабатывается навык обыгрывания игроков соперника. 4 ил.

Устройство для тренировки удара содержит основание, бочку и ударный элемент. Основание содержит верхнюю оболочку и нижнюю оболочку, выполненную из мягкого материала. Основание выполнено с полостью и определяет вертикальную центральную ось, причем полость размещена по центральной оси. Нижняя оболочка содержит выпуклую изогнутую поверхность на своем дне. Верхняя оболочка содержит соединительную часть на своей вершине. Бочка имеет форму, соответствующую полости, и размещена в полости. Ударный элемент размещен на соединительной части и вытянут вверх. Технический результат заключается в улучшении равновесия устройства и возможности нанесения ударов по всей поверхности. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Тренажерное устройство для формирования техники и повышения частоты движения рук при беге относится к области создания спортивных тренажеров и может быть использовано в легкой атлетике для совершенствования техники бега на короткие дистанции. Задача изобретения - повысить эффективность работы рук при беге на короткие дистанции за счет использования вспомогательных средств, обеспечивающих повышение частоты и темпа движения путем сохранения оптимальных углов в локтевых суставах. Тренажерное устройство состоит из двух хомутов с крючками, двух манжет различного размера: манжеты меньшего размера для лучезапястного сустава, манжеты большого размера для бицепса и веревки, которая соединяет эти манжеты. Один манжет (больший по размеру) надевается на бицепс руки, а другой (меньший по размеру) прикрепляется в месте лучезапястного сустава. 2 ил.
Наверх