Установка для восполнения энергии морских буев

Изобретение относится к области восполняемых источников энергии и может быть использовано для волноизмерительных и навигационных буев. Установка для восполнения энергии морских буев содержит плавучий корпус, в котором расположена опора в виде рамы 1 с направляющими 2, по которым передвигается инерционное тело 3, имеющее упругую подвеску. Подвеска снабжена установленными в верхней части рамы 1 двумя блоками 4. В нижней части рамы 1 установлена система воздушного демпфирования, имеющая корпус 10, поршень 11 и выходное отверстие 12 с изменяемым диаметром. Один из блоков 4 соединен с генератором 13. Аккумулятор 16 соединен с генератором 13 через трансформатор 14 с изменяющимся коэффициентом трансформации и диодный выпрямитель 15. Вычислитель 17 соединен с выходом генератора 13 и аккумулятором 16. Шаговый двигатель 18 соединен с вычислителем 17 и устройством изменения диаметра отверстия системы воздушного демпфирования 19. Изобретение направлено на повышение КПД установки, повышение надежности и увеличение ресурса работы установки за счет снижения износа механических деталей и исключения перезаряда аккумулятора. 1 ил.

 

Изобретение относится к области восполняемых источников энергии и может быть использовано для волноизмерительных и навигационных буев.

Известна волновая энергетическая установка для преобразования вертикальных колебаний волн (патент РФ №2078249). В корпусе данной установки расположена опора в виде рамы с вертикальными направляющими. Механическая система содержит инерционное тело в виде груза, контактирующего с вертикальными направляющими и имеющего закрепленную на раму упругую подвеску, и генератор переменного тока. Упругая подвеска снабжена установленными на верхней части рамы блоками и охватывающей их гибкой тягой, которая соединяет инерционное тело с упругим элементом подвески. Упругий элемент закреплен на основании рамы, установлен параллельно направляющим со стороны, обратной их контакту с телом. Вал генератора кинематически соединен с валом одного из блоков. Аккумулятор подключен к генератору через диодный выпрямитель и трансформатор с изменяющимся коэффициентом трансформации. Регулятор напряжения соединен с выходом генератора и аккумулятором. Нагрузочное устройство и устройство изменения коэффициента трансформации подключены к регулятору.

Данная установка выбрана за прототип предлагаемого изобретения.

Установка-прототип позволяет обеспечить бесперебойное питание электрооборудования буев, однако механическая система установки имеет фиксированную частоту собственных колебаний в связи с применением в качестве упругого элемента пружины с постоянной жесткостью. Это не позволяет производить настройку частоты собственных колебаний системы в зависимости от средней частоты вертикальных колебаний буя, соответствующих среднему периоду набегающих волн, для повышения эффективности энергоустановки. Кроме того, постоянное перемещение инерционного тела по направляющим, в том числе и при полной зарядке аккумулятора, снижает надежность и долговечность установки.

Задачей изобретения является совершенствование конструкции установки для восполнения энергии морских буев и достижение возможности перенастройки частоты собственных колебаний механической системы установки в зависимости от средней частоты вертикальных колебаний буя, соответствующих среднему периоду набегающих волн.

Технический результат: повышение коэффициента полезного действия установки для восполнения энергии морских буев за счет настройки частоты колебаний механической системы установки в резонанс частоте, соответствующей колебаниям буя, обусловленным средним периодом набегающих волн, путем управления коэффициентом демпфирования; повышение надежности и увеличение ресурса работы установки за счет снижения износа механических деталей и исключения перезаряда аккумулятора.

Технический результат достигается тем, что в устройство дополнительно вводится система воздушного демпфирования колебаний механической системы с изменяемым коэффициентом демпфирования, определяемым в зависимости от средней частоты вертикальных колебаний буя, соответствующих среднему периоду набегающих волн.

Как известно [Д.А. Браславский. Приборы и датчики летательных аппаратов // М.: Машиностроение, 1970, с. 76], выражение для частоты собственных колебаний механической системы ωс имеет вид:

где ω 0 = с ж m - частота свободных, недемпфированных колебаний системы,

сж - жесткость упругого элемента,

m - масса инерционного тела,

ξ = K Д 2 m с ж - степень успокоения системы,

KД - коэффициент демпфирования.

Таким образом, изменение частоты собственных колебаний механической системы достигается за счет изменения коэффициента демпфирования.

На чертеже показан общий вид установки для восполнения энергии морских буев, где приняты следующие обозначения:

1 - опора в виде рамы, расположенная в плавучем корпусе;

2 - вертикальные направляющие;

3 - инерционное тело в виде груза;

4 - блоки;

5 - гибкая тяга;

6 - упругий элемент подвески;

7 - основание рамы;

8 - подвижный блок;

9 - дополнительные упругие элементы для ограничения хода инерционного тела;

10 - корпус системы воздушного демпфирования;

11 - поршень;

12 - выходное отверстие системы воздушного демпфирования с изменяющимся диаметром;

13 - генератор переменного тока;

14 - трансформатор с изменяющимся коэффициентом трансформации;

15 - диодный выпрямитель;

16 - аккумулятор;

17 - вычислитель;

18 - шаговый двигатель;

19 - устройство изменения диаметра выходного отверстия системы воздушного демпфирования;

20 - устройство изменения коэффициента трансформации.

Установка для восполнения энергии морских буев содержит плавучий корпус (на чертеже не показан), в котором расположена опора в виде рамы 1 с вертикальными направляющими 2, по которым при вертикальных колебаниях плавучего корпуса на волнении передвигается инерционное тело 3 в виде груза, имеющее упругую подвеску. Упругая подвеска снабжена установленными в верхней части рамы 1 двумя блоками 4, охваченными гибкой тягой 5, посредством которой инерционное тело соединено с упругим элементом подвески 6. Упругий элемент 6 установлен на основании 7 и имеет со стороны гибкой тяги установленный подвижный блок 8, закрепленный в верхней части рамы 1. Для ограничения хода инерционного тела 3 в верхней части рамы с внутренней стороны закреплены дополнительные упругие элементы 9. В нижней части рамы 1 установлена система воздушного демпфирования, имеющая корпус 10, закрепленный на раме 1, поршень 11, закрепленный на нижней части инерционного тела 3, и выходное отверстие 12 системы воздушного демпфирования с изменяемым диаметром. Один из блоков 4 кинематически соединен с генератором переменного тока 13. Аккумулятор 16 соединен с генератором 13 через трансформатор 14 с изменяющимся коэффициентом трансформации и диодный выпрямитель 15. Вычислитель 17 соединен с выходом генератора 13 и аккумулятором 16. Шаговый двигатель 18 соединен с вычислителем 17 и устройством изменения диаметра отверстия системы воздушного демпфирования 19.

Установка работает следующим образом. При движении плавучего корпуса на волнении инерционное тело 3, имеющее упругую подвеску, совершает движение по вертикальным направляющим 2. При этом движение блока 4 при помощи кинематической связи передается на ротор генератора переменного тока 13. Регулирование напряжения, поступающего на вход аккумулятора 16, осуществляется с помощью вычислителя 17 и устройства изменения коэффициента трансформации 20. Вычислитель 17, соединенный с выходом генератора 13, осуществляет расчет средней частоты вертикальных колебаний буя на волнении, соответствующей частоте переменного тока в генераторе 13, и формирует сигналы управления шаговым двигателем 18. Шаговый двигатель 18, в свою очередь, кинематически соединен с устройством изменения диаметра отверстия системы воздушного демпфирования 19 для получения требуемого значения коэффициента демпфирования. Устройство 19 представляет собой два диска с отверстием, размещенных соосно, один из которых жестко закреплен на корпусе системы воздушного демпфирования, а второй соединен с шаговым двигателем 18, разворачивающим диск вокруг его оси по сигналам с вычислителя 17. После полного заряда аккумулятора 16 вычислитель формирует сигнал для двигателя 18 о полном закрытии выходного отверстия системы воздушного демпфирования, что позволяет исключить перезаряд аккумулятора.

Работа установки проверена с помощью компьютерного моделирования. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что указанные существенные признаки позволяют производить настройку частоты колебаний механической системы волновой энергетической установки для ее работы в резонансном режиме со средней частотой вертикальных колебаний буя, соответствующих среднему периоду набегающих волн, что в зависимости от ширины спектра набегающих волн не менее чем на 20% увеличивает коэффициент полезного действия подобных установок. Полное закрытие выходного отверстия системы воздушного демпфирования снижает износ подвижных элементов установки, исключает перезаряд аккумулятора, что повышает надежность и увеличивает ресурс работы установки. Кроме того, применение шагового двигателя не требует больших затрат энергии, что позволяет применять разработку в автономных буйковых устройствах. Таким образом, заявленный технический результат считается достигнутым.

Установка для восполнения энергии морских буев, содержащая плавучий корпус и расположенные в нем опору в виде рамы с вертикальными направляющими, инерционное тело в виде груза, контактирующее с вертикальными направляющими и имеющее закрепленную на раму упругую подвеску с установленными в верхней части рамы блоками, охваченными гибкой тягой, генератор переменного тока, кинематически соединенный с валом одного из блоков, аккумулятор, трансформатор с изменяющимся коэффициентом трансформации, диодный выпрямитель и устройство изменения коэффициента трансформации, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит систему воздушного демпфирования, расположенную в нижней части рамы, с возможностью изменения коэффициента демпфирования для настройки частоты собственных колебаний механической системы установки для работы в резонансном режиме со средней частотой вертикальных колебаний буя, соответствующих среднему периоду набегающих волн, при помощи изменения диаметра выходного отверстия в системе воздушного демпфирования, цифровой вычислитель, соединенный с генератором переменного тока, для расчета среднего значения частоты возмущающих колебаний системы и предназначенный для выработки сигналов управления шаговым двигателем, кинематически соединенным с устройством изменения диаметра выходного отверстия системы воздушного демпфирования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроэнергетике, в частности к производству электроэнергии путем преобразования энергии вертикального волнения воды в электрическую. Волновая энергетическая установка содержит каркас 1, поплавок 4, закрепленный к нему шток 3, имеющий цилиндрическую и винтовую части, фиксатор 11, препятствующий повороту штока вокруг вертикальной оси, закрепленный к каркасу корпус 5 с расположенным внутри ротором 6, преобразующим возвратно-поступательное движение штока во вращательное движение ротора и фланца 7, на котором закреплены магниты 8, вращающиеся вместе с ротором 6.

Изобретение относится к области производства электрической энергии и может быть использовано в устройствах с автономным питанием, размещаемых на движущихся объектах.

Изобретение относится к генератору для генерирования энергии. Генератор (100) содержит плавучую платформу (1), приспособленную для частичного погружения в текучую среду, мачту (2), расположенную на платформе (1) и содержащую, по меньшей мере, один ветрогенератор (3), по меньшей мере, один первый аккумулятор энергии и один преобразователь.

Изобретение относится к гидроэнергетике и предназначено для преобразования энергии волн в электроэнергию. Волновая энергетическая установка содержит каркас 1, кожух 7, поплавок 3, закрепленный к нему шток 2, имеющий цилиндрическую и винтовую части, фиксатор 13, препятствующий повороту штока вокруг вертикальной оси, закрепленный к каркасу 1 корпус 9, с расположенным внутри ротором 10, преобразующим возвратно-поступательное движение штока во вращательное движение ротора и фланца 11 с установленными на нем роликами 12.

Изобретение относится к гидроэнергетике, в частности к производству электроэнергии путем преобразования энергии вертикального волнения воды в электрическую. Поплавковый волновой генератор содержит каркас 1, имеющий соосные центральные отверстия 18, поплавок 3 с закрепленным к нему штоком 2, имеющим продольный паз с находящимся в нем фиксатором 13, препятствующим возможности поворота штока 2 вокруг вертикальной оси, горизонтальную площадку 4 с размещенными плоскими магнитами 5, кинематически связанную с поплавком 3 с возможностью возвратно-поступательного перемещения, корпус 9 с установленным в нем ротором 10, фланец 11, вращающийся вместе с ротором 10, рамку 6 с выполненной вокруг нее обмоткой 8, стойки 16, закрепленные к каркасу 1 и выполненные совместно с призматическими направляющими 17.

Изобретение относится к плавучим средствам навигационного оборудования, в частности к бую, предназначенному для ограждения фарватеров и отдельных навигационных опасностей на судоходных акваториях.

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано для производства экологически чистой электроэнергии путем преобразования энергии морских волн (в том числе приливов и отливов).

Изобретение относится к плавучим средствам навигационного оборудования - морскому бую ледовому, предназначенному для ограждения фарватеров и предотвращению навигационных опасностей на акваториях, покрывающихся льдом в осенне-зимний и весенний периоды.

Изобретение относится к области электротехники. .

Изобретение относится к области гидроволновой энергетики. Технический результат - повышение эффективности выработки электрической энергии. Плавучая прибрежная гидроволновая электростанция содержит генераторы электрического тока, обеспечивающие выработку электрического тока при циклических поворотах-качаниях статоров волнами на угол ±α. Центры масс роторов смещены ниже оси их качания. Роторы или статоры закреплены в плавающем средстве в один или более ярусов. При установке генераторов в плавающем средстве вдоль оси его корпуса ось их качания совмещена с продольной осью корпуса плавающего средства, секторы статора и связанные с ними секторы ротора отведены к бортам корпуса, а плавающее средство развернуто бортом к фронту подхода волн и закреплено якорями. При установке генераторов в плавающем средстве фронтально к продольной оси его корпуса с осью их качания по нормали к этой оси радиус и высота дуговых секторов генератора выполнены с учетом заполнения ими всего пространства в корпусе, плавающее средство развернуто носом или кормой к фронту подхода волн и закреплено якорями. 20 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области гидроволновой энергетики. Технический результат - повышение эффективности выработки электрической энергии. Плавучая прибрежная гидроволновая электростанция содержит установленные в трюме генераторы электрического тока, обеспечивающие выработку электрического тока при циклических поворотах-качаниях ротора или статора за счет наклона корпуса плавающего средства на угол ±α фронтом набегающих на него волн. Генераторы установлены с возможностью свободного качения на закрепленных в различных комбинациях поперек или вдоль оси корпуса плавающего средства парах параллельных зубчатых реек с горизонтальным расположением зубьев, с которыми введены в зацепление реверсивные и/или нереверсивные шестерни, установленные в различных комбинациях на торцах корпусов генераторов и на концах валов их роторов. Количество установленных на рейках генераторов может быть более одного, за счет объединения концов их валов связующими планками, а генераторы и рейки могут быть установлены в корпусе плавающего средства в несколько ярусов. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к плавучим средствам навигационного оборудования, в частности к бую, предназначенному для ограждения фарватеров на судоходных акваториях. Предложен навигационный буй, содержащий обтекаемый герметичный корпус, разделенный на отсеки, светооптическую аппаратуру на светодиодах, расположенную в головной части корпуса, солнечную энергетическую установку, состоящую из светооптического устройства, автономный источник электропитания (аккумулятор) и подзарядное энергетическое устройство с механизмом подключения его к данному источнику, преобразующее тепловую энергию Солнца в электрическую и помещенное внутрь гелиоконцетратора, функции которого выполняет оптическое устройство на основе линзы Френеля, волновую энергетическую установку, установленную во внутренней полости корпуса, содержащую цилиндрическую емкость со статором линейного электрического генератора, по оси которой в направляющих перемещается шток, на котором установлен ротор с постоянными магнитами линейного электрического генератора, на конце штока установлен стабилизирующий балласт, выполненный полым в виде поплавка, обмотка статора соединена с входом зарядного устройства, выход которого соединен с аккумулятором, от которого питается светооптическая аппаратура, при этом введена еще одна солнечная энергетическая установка, выполненная в виде сферы, установленная по периметру светодиодного излучателя и соединенная с аккумулятором. Технический результат заключается в увеличении мощности энергетической установки навигационного буя, упрощении его конструкции. 1 ил.
Наверх