Вантовый мост

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при сооружении большепролетных вантовых мостов. В вантовом мосту, включающем балку жесткости, пилоны и ванты, балка жесткости выполнена из бетона, в местах расположения пилонов и в средней по ее длине части балки жесткости заодно с ней выполнены бетонные арки, при этом в балке жесткости и в бетонных арках расположены предварительно напряженные тросы, а ванты прикреплены как к бетонным аркам, так и в свободных от них местах к балке жесткости; между пилонами, по ширине балки жесткости, могут быть установлены дополнительные пилоны. Снижается металлоемкость вантового моста большого пролета. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при сооружении большепролетных вантовых мостов.

Известен вантовый мост, включающий балку жесткости, поддерживающую ее систему вантов, по крайней мере один пилон с укрепленной в верхней его части перпендикулярно оси моста траверсой, в уровне которой размещены узлы примыкания вантов к пилону; траверса выполнена криволинейной, обращенной выпуклостью вверх, а узлы примыкания вантов к пилону распределены по длине траверсы; ванты в плане образуют ферму типа арфа, причем нижние концы вантов распределены вдоль оси балки жесткости, а радиус кривизны траверсы равен высоте пилона, SU 804753, опубл. 15.02.1981.

Данное техническое решение имеет сложную конструкцию и недостаточную несущую способность, его использование при сооружении вантовых мостов большого пролета нецелесообразно.

Материал моста является основным параметром, определяющим всю его конструкцию, при этом для каждого материала имеется своя область применения. Для пролетов до 30 м сооружаются почти исключительно мосты с железобетонной балкой жесткости. При пролетах свыше 200 м применяются в настоящее время исключительно металлические мосты. Висячие мосты и, как их разновидность, вантовые мосты сооружаются при больших пролетах. Так металлический вантовый мост по Владивостоке через пролив Босфор Восточный («Русский мост») имеет самый большой в мире основной центральный русловой пролет длиной в 1104 м при общей длине моста 1885,53 м. Вес металлической балки жесткости основного пролета 23000 т. Мост имеет два пилона, ванты расположены по классической системе, стоимость моста составила в эквиваленте около 1000000000 долларов США, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%25F1%F1%ЕА%Е8%Е9_%EC%EE%F1%F2, опубл. 11.12.2014.

Недостатком данного моста является его большая металлоемкость, что определяет его весьма высокую стоимость.

Известен вантовый мост, содержащий пилоны, установленные вдоль фасада моста и закрепленные на мостовых опорах, балку жесткости, поддерживаемую пучками наклонных радиально-лучевых вантов, расположенных по обе стороны от каждого пилона и одним концом закрепленных на балке жесткости, а другим концом - сверху на пилоне, каждый пилон выполнен из двух наклонных и расходящихся в стороны ветвей и со стороны фасада имеет вид ласточкиного хвоста, а ванты закреплены на вершинах ветвей пилонов, помимо этого, каждый пилон снабжен жестким кабелем, соединяющим концы расходящихся ветвей пилона, RU 145946 U1, опубл. 27.09.2014.

Недостатком данного моста является то обстоятельство, что пилоны находятся посредине судоходного пролета, что значительно ограничивает судоходство.

Известен вантовый мост, включающий балку жесткости, ванты, V-образный пилон с траверсой, укрепленной в его верхней части; траверса соединяет концы ветвей V-образного пилона, DE 1275082 (В), опубл. 14.08.1968.

Данное техническое решение имеет сложную и недостаточно надежную конструкцию, его использование для большепролетных мостов практически невозможно.

Известен вантовый мост, включающий металлическую решетчатую балку жесткости, размещенные по ее краям пилоны, установленные на дне акватории по ее берегам и систему вантов «арфа», ванты прикреплены к пилонам и балке жесткости, SU 1513071 А1, опубл. 07.10.1989.

Данное техническое решение, принятое за прототип настоящего изобретения, имеет конструкцию, наиболее близкую к заявленному вантовому мосту. От «Русского моста» прототип отличается практически только системой расположения вантов. Прототипу свойственны те же недостатки, а именно весьма большая металлоемкость и высокая стоимость.

Задачей настоящего изобретения является снижение металлоемкости вантового моста большого пролета.

Согласно изобретению в вантовом мосту, включающем балку жесткости, пилоны и ванты, балка жесткости выполнена из бетона, в местах расположения пилонов и в средней по ее длине части балки жесткости заодно с ней выполнены бетонные арки, при этом в балке жесткости и в бетонных арках расположены предварительно напряженные тросы, а ванты прикреплены как к бетонным аркам, так и в свободных от них местах к балке жесткости; между пилонами, по ширине балки жесткости, могут быть установлены дополнительные пилоны.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - общий вид моста;

на фиг. 2 - узел А на фиг. 1 в увеличенном масштабе;

на фиг. 3-разрез Б-Б на фиг. 1.

Вантовый мост включает установленную на основные береговые опоры 1 и дополнительные опоры 2 балку 3 жесткости, выполненную из бетона. По концам основного пролета «ℓ» балки 3 жесткости размещены попарно пилоны 4, к которым балка 3 жесткости прикреплена. Между пилонами 4 каждой пары по ширине балки 3 жесткости могут быть установлены дополнительные пилоны 40. В конкретном примере (фиг. 3) между противоположными пилонами 4 изображен один дополнительный пилон 40. В местах расположения пилонов 4 и в средней по ее длине части балки 3 жесткости заодно с ней выполнены бетонные арки 5. Ванты 6, расположены по системе «арфа» и прикреплены как к бетонным аркам 5, так и в свободных от арок 5 местах к балке 3 жесткости.

В опалубке арок 5 и балки 3 жесткости предварительно располагают соответственно тросы 7 и 8 из сверхпрочной стальной проволоки, которая имеет незначительную текучесть. При постоянном напряжении ползучесть такой проволоки близка к ползучести бетона, поэтому потеря напряжения бетона вследствие ползучести тросов минимальна. На чертежах условно изображено по одному тросу 7 и 8, на практике тросы проходят во всех ярусах по высоте балки 3 жесткости и бетонных арок 5.

Перед бетонированием балки 3 и арок 5 тросы 7 и 8 натягиваются с помощью гидравлических натяжных устройств 9. Величина натяжения тросов должна рассчитываться с учетом компенсации усадки бетона при потере влаги, которая может продолжаться довольно долго и вызывать потерю напряжения тросов. Необходимо применять высокопрочный бетон прочностью в возрасте 28 дней более 400 кг/см2. Наиболее высокую прочность обеспечивают жесткие и жирные бетонные смеси. При укладке бетона используются вибраторы. Натяжение тросов 7 и 8 поддерживается до того момента, когда бетон станет достаточно прочным, после чего концы тросов 7, 8 освобождают от натяжных устройств 9. При этом натяжение тросов передается бетону благодаря сцеплению с ним. Напряженный бетонный элемент проектируется таким образом, чтобы при полной рабочей нагрузке в бетоне не возникло растягивающих напряжений. Если этот элемент будет перегружен, то при условии, что напряжения в тросах не достигли предела текучести, он имеет способность практически к полному восстановлению после снятия нагрузки. Как показывают расчеты, относительно небольшие по размерам бетонные арки 5, в которых расположены тросы 7, значительно увеличивают жесткость и несущую способность конструкции; благодаря реализации отличительных признаков изобретения также достигается и другой технический результат: полностью используется потенциальная прочность на сжатие высококачественного бетона, а его низкая прочность на растяжение при этом не будет иметь значения, так как силы, действующие на растяжение, будут только уменьшать сжатие, созданное предварительным натяжением тросов. Таким образом впервые обеспечивается возможность создания бетонных вантовых мостов весьма больших пролетов, что позволяет значительно снизить металлоемкость и стоимость сооружения.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о соответствии заявленного технического решения условию патентоспособности «Изобретательский уровень».

Для реализации изобретения могут быть использованы распространенные материалы и известное оборудование, что, по мнению заявителя, позволяет сделать вывод о соответствии заявленного изобретения условию патентоспособности «Промышленная применимость».

1. Вантовый мост, включающий балку жесткости, пилоны и ванты, отличающийся тем, что балка жесткости выполнена из бетона, в местах расположения пилонов и в средней по ее длине части балки жесткости заодно с ней выполнены бетонные арки, при этом в балке жесткости и в бетонных арках расположены предварительно напряженные тросы, а ванты прикреплены как к бетонным аркам, так и в свободных от них местах к балке жесткости.

2. Вантовый мост по п. 1, отличающийся тем, что между пилонами по ширине балки жесткости установлены дополнительные пилоны.



 

Похожие патенты:

Висячий мост относится к области мостостроения и может быть использован при строительстве, преимущественно, трехпролетных висячих мостов. Висячий мост, по крайней мере с тремя пролетами, содержит неразрезную балку жесткости, основной несущий кабель, подвески, анкерные устройства, фундамент, пилоны и дополнительные несущие кабели по количеству пилонов моста.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении пролетных строений мостов разного назначения, выполненных с применением композитных материалов.

Изобретение относится к способам демпфирования колебаний по меньшей мере двух вант строительного сооружения. .

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при сооружении оголовков пилонов вантовых мостов. .

Изобретение относится к строительству вантовых мостов. .

Изобретение относится к мостовым и строительным конструкциям. .

Изобретение относится к висячим мостовым конструкциям и может быть использовано при проектировании и строительстве висячих мостов и висячих покрытий. .

Мост // 2167976
Изобретение относится к строительству мостов и может быть использовано при проектировании и возведении пешеходных переходов над дорогами, оврагами, реками, мостов автомобильных, железнодорожных, многофункционального назначения, например магистральных трубопроводов, кабелей связи, а также совмещенных мостов-зданий.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при сооружении мостов арочного и рамного типа с подвешенной проезжей частью. .

Предложение относится к области мостостроения, а именно к устройствам для защиты анкеров вант мостов от вибрации. Байтовый мост включает пилон 1, дорожный настил 2, ванты 3. Ванта 3 моста содержит размещенный в защитном кожухе 4 арматурный пучок 5, узлы соединения 6, 7 арматурного пучка соответственно с пилоном 1 и дорожным настилом 2, расположенные непосредственно вблизи узлов соединения девиаторы 8, 9, каждый из которых содержит закрепленный на арматурном пучке формирующий зажим 10, и расположенные в плоскости, перпендикулярной продольной оси 11 арматурного пучка, и скрепленные с формирующим зажимом 10 тяги 12 и 13, а также демпфирующее устройство 14, состоящее из подвижного 15 и неподвижного 16 элементов, между которыми размещена виброгасящая упругая пластина 17. Тяги 12, 13 посредством шарниров 18, 19 соединены с подвижным 15 элементом демпфирующего устройства соответствующего девиатора под углом α к продольной оси 20 подвижного элемента. Устройство снабжено регулятором жесткости, регулирующим прижатие между собой подвижного и неподвижного элементов к виброгасящей упругой пластине 17, который выполнен в виде регулирующих болтов 21. Анкерные узлы соединения арматурного пучка соответственно с пилоном и дорожным настилом состоит из опорной плиты 22, анкерной обоймы 23, в которой размещены клиновые зажимы 24. Перед началом и во время эксплуатации вантового моста каждый из девиаторов вант настраивают посредством регулятора жесткости на оптимальную частоту виброгашения арматурного пучка. При вибрации арматурного пучка вибрации через формирующий зажим передаются на тяги 12, 13 и далее посредством шарниров 18, 19 к подвижному 15 элементу. Так как тяги 12, 13 посредством шарниров 18, 19 соединены под углом α к продольной оси 20 подвижного 15 элемента, усилия, возникающие в шарнирах и направленные перпендикулярно к продольной оси 20 подвижного 15 элемента, направлены в противоположные стороны и могут гаситься. В виду того что усилия, действующие в плоскости, перпендикулярной продольной оси арматурного пучка, не передаются на клиновые зажимы анкерного узла, повышается надежность их работы. Таким образом, данное техническое решение позволит облегчить монтаж, обслуживание и регулировку демпфирующего устройства для эффективного гашения колебаний ванты моста, а также повысить эксплуатационную надежность, ремонтопригодность и долговечность ванты моста. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх