Способ оценки выживаемости приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения практическим умениям по препарированию твердых тканей зуба с использованием симуляторов. При работе на симуляторе "CDS-100" оценивают: составление плана лечения, включающего выбор вида препарирования, необходимого для заданного вида пломбировочных материалов, выбор скоростного режима препарирования, выбор вида ротационного инструмента бора; объем препарирования: в области «дна» полости, в вестибулярной оральной и апроксимальной поверхностях, угла и рельефа препарирования; осложнения при препарировании: вскрытии пульповой камеры, травме соседнего зуба и перегрева тканей зуба. Причем оценку практических умений проводят по критериям из «Системы оценки приобретенных практических умений с использованием Стоматологического 3D-симулятора CDS-100». При этом рассчитывают коэффициент практических умений. Фиксируют результат уровня практических умений по окончании цикла из пяти занятий. В зависимости от полученной величины коэффициента делают вывод о выживаемости навыков в полном объеме в течение последующего семестра. Способ позволяет повысить уровень выживаемости знаний и практических навыков за счет использования системы оценки уровня практический умений для симулятора «CDS-100». 2 табл.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения практическим умениям по препарированию твердых тканей зуба с использованием симуляторов.

Педагоги высшей школы обсуждают вопросы разработки технологий, позволяющих повысить уровень профессиональной компетенции студентов и долгосрочной выживаемости знаний [Русина Н.А., Васильева Л.Н., Алексеева С. В. Перспективы оценки компетентности будущего врача, найдено в интернет yspu.org/images/7/79/Rusina_N_article.doc]. Наиболее успешный вариант таких технологий - использование активных методов обучения, в том числе муляжей и симуляторов [Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2013 №1069-р «О выделении средств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на проведение научно-практических обучающих семинаров с использованием мощностей созданных симуляционно-тренинговых центров»]. Использование новых средств обучения требует разработки новых инструментов оценки качества полученных знаний.

В настоящее время фантомное препарирование выполняют на моделях с визуальной оценкой результата преподавателем, что обуславливает ее субъективность. Существующие виртуальные тренажеры производят точную, объективную оценку, но не дают тактильных навыков препарирования зубов, не имеют функции «обратной связи» и не позволяют производить разбор и исправление допущенных ошибок.

Известно использование универсального фантомного модуля для совершенствование мануальных навыков по дисциплине «стоматология» [найдено в интернета http://www.mma.ru/articles/72142/?print=Y& ELEMENT_ID=72142]. Авторы сообщают, что разработали модульные технологии обучения, проект нового Государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций по применению балльно-рейтинговой системы оценки знаний. Однако на сегодняшний день в доступных источниках нет сведений о составе пунктов рейтинговой системы и критериях их балльной оценки.

Известно использование симуляционного тренинга на манекене-тренажере для автоматического инструментального контроля качества осуществляемых манипуляций практикующими врачами [пат. RU №2523637 от 15.04.2013]. Авторы предлагают использовать для отработки мануальных навыков высокотехнологичные манекены типа аналогов пациентов. После выполнения обучающимся необходимых манипуляций анализируют и заносят полученные результаты в персональную балльно-рейтинговую таблицу, где каждое действие оценивают по 10-балльной системе, далее подсчитывают результаты освоения практических навыков сердечно-легочной реанимации по рейтингу степени усвоения навыков, считая целевым уровнем подготовки эффективность качества реанимационных навыков 80% и выше по балльно-рейтинговой таблице.

Недостатки способа: контроль со стороны преподавателя, оценивающего правильность выполнения манипуляций, только визуальный, оценка степени правильности их выполнения субъективная. Курс разработан для обучения оказанию сердечно-легочной реанимации детям, применить его в стоматологии нет возможности.

Известен 3D-симулятор "CDS-100" компании "Эй Си Дентал" [http://acdental.ru/oborudovanie_dlya_rentgenodiagnostiki/prochaya_produkciya/1/]. Система включает основные разделы стоматологии, есть возможность составления индивидуального учебного плана, адаптации учебных программ. Производителем заложены критерии оценки выполненных работ в каждом отдельном случае. Однако практический опыт применения оборудования в условиях России выявил некоторые несоответствия отечественных учебных планов и учебных планов стран-производителей. В систему заложены основные модули, требующие детализации.

Технический результат: разработка системы оценки приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба, исключающая субъективизм, позволяющая повысить уровень выживаемости знаний и практических навыков.

Технический результат достигнут путем разработки системы оценки уровня практических умений для 3D-симулятора "CDS-100", включающего несколько блоков.

Первый блок - составление плана лечения. Максимальное количество баллов 20. Блок включает: выбор вида препарирования, необходимого для заданного вида пломбировочных материалов; скоростного режима препарирования, выбор вида ротационного инструмента бора. При ошибке в выборе: вида препарирования снимается 5 баллов, инструмента снимается 5 баллов, режима препарирования - 10 баллов.

Второй блок - оценка объема препарирования. Максимальное количество баллов - 40. При чрезмерном или недостаточном препарировании вестибулярной и оральной поверхности полости снимается по 5 баллов. Аналогичные нарушения в области «дна» полости - снимается 10 баллов, на апроксимальных поверхностях - снимается 10 баллов. За нарушение угла препарирования на поверхностях - снимается 5 баллов. За нарушение рельефа препарируемой поверхности снимается 5 баллов. Запрограммированное в симуляторе возможное рабочее отклонение от заложенной в симулятор «идеальной» формы, не считающееся ошибкой, составляет в зависимости от категории обучающихся - студенты, ординаторы, практические врачи - от 20 до 5%.

Третий блок - оценка осложнений при препарировании, учитываются только грубые ошибки препарирования. Максимальное количество баллов - 40. За вскрытие пульповой камеры снимают 20 баллов. За травму соседнего зуба снимают 5 баллов за каждый случай. За перегрев зуба снимают 20 баллов.

Приведенные выше критерии оценки систематизированы в таблице 1.

После подсчета все набранные баллы складывают и делят на максимально возможное количество баллов. Таким образом, самый высокий коэффициент практических умений соответствует единице. Допустимый, согласно рекомендациям производителя и общепринятой мировой практике, коэффициент практических умений не менее 0,7.

Способ апробирован на 12 студентах второго курса стоматологического факультета по разделу «кариесология».

Установлено, что на первом занятии с использованием 3D-симулятора "CDS-100" (табл. 2) никто из студентов не получил более 70 баллов, среднее значение коэффициента практических умений составило 0,5.

После пяти занятий на 3D-симуляторе половина студентов выполняла манипуляции с оценкой более 70 баллов, среднее значение коэффициента практических умений составило 0,69.

После десяти занятий на 3D-симуляторе все студенты получили более 70 баллов, среднее значение коэффициента практических умений составило 0,92.

Нами установлено, хотя в течение десяти занятий все студенты достигали необходимого соответствия общепринятому стандарту коэффициента в 0,7, критическим для оценки выживаемости знаний оказался цикл, не превышающий пяти занятий. Те обучающиеся, которые в течение пяти занятий осваивали работу на симуляторе с эффективностью системы оценки приобретенных практических умений не менее 0,65 сохраняли навыки в полном объеме в течение последующего семестра. На клиническом приеме они правильно выполняли препарирование кариозных полостей, требовался только визуальный контроль со стороны преподавателя. У студентов, освоивших навыки работы с использованием 3D-симулятора только к окончанию цикла из десяти занятий, эти навыки частично терялись в течение полугода. В следующем семестре на клиническом приеме требовалась коррекция их работы преподавателем ввиду неправильно выполненного препарирования кариозных полостей.

Таким образом, предложенный способ оценки обеспечивает количественную оценку эффективности индивидуального обучения и выживаемости знаний.

Оценка приобретенных умений, предложенная производителем оборудования, не оправдала себя, поскольку во многом не совпадает с критериям отечественных образовательных стандартов.

В контрольной группе студентов, где обучение проводили традиционно на фантомах с последующей визуальной оценкой результата преподавателем, к концу семестра по истечении 18-ти занятий, экзамен, проведенный на симуляторе, успешно сдали только 21% студентов. Выживаемость знаний и полученных практических умений в следующем семестре - на клиническом приеме в этой группе - составила менее 20% от числа студентов - более 80% обучающихся в этой группе неправильно выполняли препарирование кариозных полостей, требовалась коррекция их работы преподавателем.

Кроме того, использование для симулятора "CDS-100" с использованием предложенной системы рейтинговой оценки умений и навыков имеет определенное психологическое значение, особенно на курсах профессиональной переподготовки в системе послевузовского профессионального образования. Такая система позволяет более быстро получить необходимые практические навыки при освоении смежной специальности, исключает субъективность оценки выполняемых манипуляций.

Таким образом, нами предложена новая система оценки приобретенных практических умений при работе на симуляторе "CDS-100", позволившая получить новый, не известный из уровня техники результат: для оценки выживаемости знаний необходимо выполнять фиксировать результат уровня умений по окончании цикла из пяти занятий. Если величина коэффициента практических умений составит 0,65 и более, то выживаемость навыков в полном объеме будет обеспечена в течение последующего семестра.

Способ оценки выживаемости приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба, включающий работу на симуляторе "CDS-100" с оценкой практических умений, отличающийся тем, что при работе на симуляторе "CDS-100" оценивают: составление плана лечения, включающего выбор вида препарирования, необходимого для заданного вида пломбировочных материалов, выбор скоростного режима препарирования, выбор вида ротационного инструмента бора; объем препарирования: в области «дна» полости, в вестибулярной оральной и апроксимальной поверхностях, угла и рельефа препарирования; осложнения при препарировании: вскрытии пульповой камеры, травме соседнего зуба и перегрева тканей зуба, причем оценку практических умений проводят по критериям, используя таблицу 1 «Система оценки приобретенных практических умений с использованием Стоматологического 3D-симулятора CDS-100», которая содержится в описании, при этом рассчитывают коэффициент практических умений, для чего суммируют набранные баллы по таблице 1 и делят на максимально возможное количество баллов; фиксируют результат уровня практических умений по окончании цикла из пяти занятий; при величине коэффициента 0,65 и более делают вывод о том, что выживаемость навыков в полном объеме будет обеспечена в течение последующего семестра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной медицине, общей токсикологии и нанотоксикологии и касается критериев диагностики токсического действия наночастиц серебра, инкапсулированных в природную полимерную матрицу арабиногалактана (АГ), на ткань головного мозга крыс в отдаленном периоде.
Изобретение относится к медицине, в частности к экспериментальной офтальмологии, и может быть использовано для моделирования транзиторной ишемии сетчатки. Моделирование осуществляют путем введения в глаз крысы раствора эндотелина-1 (ЭТ-1).

Изобретение относится к медицине и касается лечения головокружения или укачивания. Для этого проводят выбор на окуляре зон коррекции, определенных как угловые зоны в поле зрения субъекта.

Изобретение относится к медицине, в частности к экспериментальному моделированию псориаза, и может найти использование при изучении механизмов патогенеза и разработки лечения этого заболевания.

Изобретение относится к медицине, а именно к фармакологии, и может быть использовано для снижения нейротоксичности изониазида в эксперименте. Для этого в процессе лечения изониазидом дополнительно вводят витамин В6 и таурин в соотношении изониазид:витамин В6:таурин - 200:1,3-3,9:255.

Изобретение относится к области медицины. В качестве экспериментальных животных используют самок крыс породы Wistar в возрасте не менее 10 месяцев, которым выполняют тотальную паратиреоидэктомию с одномоментной резекцией ткани щитовидной железы вглубь на расстояние 0,1-0,2 мм от капсул околощитовидных желез.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной биологии, и может быть использовано для моделирования экспериментального амилоидоза у животных. Для этого проводят введение молодой мыши через день подкожно в течение 30 дней эксперимента белкового препарата, содержащего нативный яичный альбумин, при этом в качестве белкового препарата, содержащего нативный яичный альбумин, вводят 30% раствор нативного яичного альбумина в цельном обезжиренном молоке по 0,5 мл.

Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно нейрохирургии, патологической анатомии, и может быть использовано для изучения сосудистого спазма при нетравматических субарахноидальных кровоизлияниях.

Изобретение относится к медицине, в частности к экспериментальной гинекологии и патофизиологии репродуктивной системы, и может быть использовано для моделирования и последующего изучения женского ановуляторного бесплодия.

Изобретение относится к медицине, биологии, ветеринарии, фармакологии и касается оценки биосовместимости скаффолдов в эксперименте. Проводят подкожную имплантацию скаффолда в межлопаточную область крысы.
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии и травматологии, и может быть использовано для моделирования очага хронического остеомиелита. Для этого формируют костный дефект у подопытного животного с помещением в этот дефект носителя штамма патогенного микроорганизма. В качестве носителя используют лавсановую ткань, контаминированную штаммом патогенного микроорганизма путем выдерживания полоски лавсановой ткани в суспензии возбудителя 1.5 McF(1*10∧8 КОЭ). После размещения полоски в дефекте кости его герметизируют костным воском, рану послойно ушивают. Удаление полоски производят на 7-е сутки. Способ обеспечивает течение хронического остеомиелита, в т.ч. за счет полного удаления носителя штамма патогенного микроорганизма из раны с сохранением клинической и морфологической картины заболевания. 2 з.п. ф-лы, 1 пр.

Изобретение относится к экспериментальной медицине и может быть использовано для моделирования хронического дефекта костной ткани со склерозированной стенкой. Для этого на медиальной поверхности проксимального метаэпифиза большеберцовой кости под острым углом относительно ее поверхности круговыми движениями формируют несквозной дефект цилиндрической формы с округлым дном глубиной до противоположной кортикальной пластинки. После этого в сформированный дефект костной ткани до остывания вводят нагретый до температуры не менее 100°C бор диаметром, соответствующим диаметру сформированного дефекта. После этого замешивают костный цемент на основе полиметилметакрилата. Формируют из него пластичный шарик объемом, достаточным для плотного заполнения сформированного дефекта. Затем его вводят в сформированный дефект костной ткани до момента окончательной полимеризации цемента. После этого рану промывают и ушивают. На 90-е сутки цемент удаляют. Способ обеспечивает получение модели дефекта костной ткани, хорошо визуализирующегося на рентгенограммах, пригодной для изучения репаративного остеогенеза и реакции костной ткани на имплантацию остеозамещающих материалов. 3 ил.

Изобретение относится к медицине, в частности к экспериментальной гинекологии, и касается моделирования хронического воспаления эндометрия. Для этого крысе в маточный рог вводят 0,1 мл взвеси аутокала. Взвесь получают смешиванием аутокала с физиологическим раствором в пропорции 1:10 и двойным фильтрованием смеси сквозь марлевый стерильный материал. Начиная с третьих суток после вмешательства, проводят в течение 7 суток антибактериальную терапию препаратом широкого спектра действия. Устанавливают формирование хронического воспаления эндометрия с 41 суток эксперимента. Способ обеспечивает развитие типичных признаков заболевания, что позволяет проводить оценку эффективности разных методов лечения. 2 табл., 3 пр.

Изобретение относится к средствам обучения и информирования населения и может быть использовано для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах. Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций содержит, по крайней мере, транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой информирования населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, тренажеры и средства для размещения обучающегося населения. В транспортном средстве компактно размещено оборудование трех учебных мест для перевозки к месту проведения занятий. В результате повышается эффективность обучения населения в области гражданской обороны, появляется возможность проведения занятий в удаленных районах. 4 ил.

Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к моделированию артифициального флегмонозного воспаления мягких тканей. Для этого лабораторному животному (крысе) в одном шприце однократно вводят смесь, состоящую из человеческой слюны в количестве 0,3 мл, раствора дексаметазона 0,5 мг, суспензии гидрокортизона ацетата 2,5% в дозировке 20 мг на 100 г массы тела. Смесь вводят в мышцы бедра тазовой конечности крысы. Способ позволяет в 86% случаев моделировать воспаление в мягких тканях, приближенное по клиническому течению к артифициальному гнойно-воспалительному заболеванию мягких тканей у человека при простоте, доступности, экономичности методики, достижении результата в течение 3-х суток. 1 ил., 1 табл., 4 пр.

Изобретение относится к медицине, в частности патологической физиологии, и касается моделирования стандартного термического ожога у лабораторного животного. Способ включает использование в качестве термического агента электромагнитного излучения и контроль температуры в зоне ожога. Используют инфракрасную (ИК) паяльную станцию, снабженную внешней термопарой. Устанавливают параметры режима для нанесения ожога запланированной степени и площади. При этом учитывают расстояние от кожи животного, на котором следует расположить ИК нагреватель ИК станции, мощность свечения ИК лампы, температуру на коже животного, которую следует создать ИК нагревателем, длительность облучения. Причем площадь ожога измеряют с помощью устройства, содержащего снабженный рукояткой каркас с неподвижно закрепленным в нем стеклом, на нижнюю поверхность которого, обращаемую при измерении к коже, методом лазерной гравировки нанесена измерительная сетка с квадратными ячейками определенной площади. Стекло закреплено в каркасе таким образом, что нижняя его поверхность отстоит от нижнего края каркаса на расстояние, исключающее при наложении устройства на кожу контакт нижней поверхности стекла с ожоговой раной. После чего, используя найденные параметры режима нанесения ожога, наносят животным ожог заданной площади и степени. Способ не требует предварительной тщательной депиляции, позволяет наносить стандартный запланированный ожог одной и той же абсолютной и относительной площади, в т.ч. на плоские и отличающиеся от плоских участки тела. 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к медицине, экспериментальной хирургии. Моделируют механическую желтуху в эксперименте. Пересекают общий желчный проток. В пересеченный проток устанавливают Т-образный дренаж Кера. Конец дренажа выводят на холку животного, подшивают и закрывают на 3 дня. В последующем восстанавливают отведение по дренажу. Производят ежедневный забор крови у животного. Способ обеспечивает возможность исследования биохимических изменений за счет моделирования разных классов, присущих механической желтухе, быстрого достижения разной степени биохимических изменений с использование одного и того же животного. 1 табл., 2 ил.
Изобретение относится к медицине, в частности к патологической физиологии, и касается моделирования ожирения в эксперименте. Моделирование проводят в условиях гиподинамии животного. При этом кормление производят высококалорийным кормом на фоне инъекционного введения инсулина. Кормление проводят 3 раза в сутки стандартными по количеству для данного веса животного сбалансированными кормами и, дополнительно, кормом с высоким содержанием животных жиров без ограничения. За 10 минут до кормления производят инъекционное введение 1 ЕД инсулина на 10 кг веса животного. Способ позволяет обеспечить быстрое увеличения веса животного при сбалансированном питании за счет создания условий для пролонгированной гипогликемии и активации пищедобывательного поведения животного с употреблением богатой жирами пищи. 1 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной неврологии, нейрохирургии, и может быть использовано для изучения дегенеративных повреждений позвоночника. Способ моделирования таких повреждений включает выполнение пункции межпозвонкового диска крысы линии Вистар иглой, которую проводят чрескожно в межпозвонковый диск. Пункцию иглой выполняют с латеральной стороны межпозвонкового диска поясничного отдела, проникая через фиброзное кольцо в центр пульпозного ядра. Затем в просвет иглы на всю ее длину вводят световод диодного лазера, через который производят облучение тканей межпозвонкового диска. Используют лазерное излучение мощностью 3 Вт, длиной волны 970 нм, при постоянном режиме воздействия в течение 5 секунд однократно. После операции крысу содержат в естественных условиях обитания. Способ обеспечивает развитие в течение 28 суток повреждения экстрацеллюлярного матрикса межпозвонкового диска и его дегенерацию, что в последующем позволяет проводить тестирование новых методов лечения и профилактики дорсопатий у человека. 5 ил.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для профилактики экспериментальной молибденовой нефропатии и протеинурии у крыс. Для этого в течение одного месяца вводят препарат «Аквадетрим» в дозировке 3000 МЕ/100 г. Кроме того, начиная с 15 дня одновременно подкожно вводят раствор молибдата аммония в дозировке 50 мг/кг, в пересчете на металл. Изобретение позволяет уменьшить нефротоксичность молибдата аммония у крыс путем создания экспериментальной гиперкальциемии. 2 ил., 1 табл., 1 пр.
Наверх