Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке скальных месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, расположенных на небольшой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого за счет уменьшения объема выемки вскрыши под площадки размещения дробильно-перегрузочных пунктов и оптимального шага переноса дробильно-перегрузочного пункта по глубине в верхней части карьера, а также заезда автосамосвалов на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно из рабочей зоны в нижней части карьера. Способ заключается в транспортировании автосамосвалами полезного ископаемого из рабочей зоны карьера с заездом на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно с капитального съезда и перегрузке горной массы в конусную дробилку крупного дробления через бункеры с пластинчатыми питателями с металлического моста, к которому крепятся бункеры. Дробленая масса подъемным конвейером в траншее выдается на поверхность и далее конвейерной линией транспортируется на дробильно-обогатительную фабрику. По мере понижения конечного борта карьера дробильно-перегрузочный пункт на величину оптимального шага переноса по глубине переносят и устанавливают на новом месте вдоль капитального съезда, с выдачей дробленой массы на поверхность новым подъемным конвейером в новой траншее. Подъемный конвейер с максимальной длиной по условию прочности конвейерной ленты в верхней зоне карьера удлиняют подъемным конвейером, на который горная масса поступает с дробильно-перегрузочного пункта, расположенного в нижней зоне карьера на временном целике пород. После выдачи на поверхность всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс демонтируют, а целик пород под ним с оставшимся объемом полезного ископаемого разрабатывают с выдачей горной массы на поверхность автомобильным транспортом. 5 ил.

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке скальных месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, расположенных на небольшой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта.

Известен способ открытой разработки скальных месторождений полезных ископаемых с использованием автомобильно-конвейерного транспорта, заключающийся в транспортировании полезного ископаемого автосамосвалами из забоев по съездам в рабочей зоне карьера до передвижной дробильно-перегрузочной установки, расположенной на временно нерабочем участке борта карьера, перегрузке ее через дробильно-перегрузочную установку на ленточный подъемный конвейер, расположенный в траншее на временно нерабочем участке борта карьера [1]. С этого конвейера горная масса поступает на передаточный конвейер, расположенный на конечном борту карьера. С передаточного конвейера горная масса поступает на стационарный конвейерный подъемник до поверхности, расположенный в траншее на конечном борту карьера, и далее по поверхности конвейерной линией транспортируется до второй стадии дробления дробильно-обогатительной фабрики. При понижении горных работ оптимальный шаг переноса дробильно-перегрузочной установки по глубине карьера обеспечивают за счет ее перемещения вдоль подъемного конвейера на временно нерабочем участке борта карьера.

Однако при разработке скальных месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, расположенных на небольшой глубине от поверхности, использование данного способа приведет к нерациональному формированию карьерного пространства, позднему началу разработки месторождения с использованием автомобильно-конвейерного транспорта и, соответственно, снижению эффективности разработки с его использованием.

Известен также способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, расположенных на большой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта, заключающийся в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из забоев по съездам в рабочей зоне карьера и на конечном борту карьера до дробильно-перегрузочного пункта, расположенного на конечном борту карьера, перегрузке его на ленточный конвейерный подъемник через пластинчатый питатель и дробилку крупного дробления, транспортировании дробленой горной массы конвейерным подъемником, расположенным в траншее на борту карьера, на поверхность и далее транспортировании конвейерной линией до второй стадии дробления дробильно-обогатительной фабрики, переносе дробильно-перегрузочного пункта по мере понижения горных работ на новое место установки на нижних горизонтах конечного борта карьера, удлинении подъемного конвейера новым подъемным конвейером до дробильно-перегрузочного пункта на новом месте установки [2].

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются „заключающийся в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из забоев по съездам в рабочей зоне карьера и на конечном борту карьера до дробильно-перегрузочного пункта, расположенного на конечном борту карьера, перегрузке его на ленточный конвейерный подъемник через пластинчатый питатель и дробилку крупного дробления, транспортировании дробленой горной массы конвейерным подъемником, расположенным в траншее на борту карьера, на поверхность и далее транспортировании конвейерной линией до второй стадии дробления дробильно-обогатительной фабрики, переносе дробильно-перегрузочного пункта по мере понижения горных работ на нижние горизонты конечного борта карьера, удлинении подъемного конвейера новым подъемным конвейером до дробильно-перегрузочного пункта на новом месте установки”.

Недостатками данного способа являются: неоптимальный шаг переноса дробильно-перегрузочного пункта по глубине в верхней зоне карьера, равный глубине заложения става конвейерного подъемника, что увеличивает затраты на сборочный автомобильный транспорт; выемка больших объемов вскрыши от разноса конечных бортов карьера под площадки размещения дробильно-перегрузочных пунктов и дополнительных автомобильных заездов на эти площадки.

Задачей изобретения является снижение затрат на разработку месторождения с большими пространственными размерами и сроком разработки, расположенных на небольшой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта. Это может быть осуществлено за счет уменьшения объема выемки вскрыши под площадки размещения дробильно-перегрузочных пунктов, а также снижения затрат на автомобильный транспорт при оптимальном шаге переноса дробильно-перегрузочного пункта по глубине в верхней зоне карьера и за счет заезда автосамосвалов на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно из рабочей зоны в нижней части карьера.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе открытой разработки месторождений полезных ископаемых, заключающемся в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из забоев по съездам в рабочей зоне карьера и на конечном борту карьера до дробильно-перегрузочного пункта, расположенного на конечном борту карьера, перегрузке его на ленточный конвейерный подъемник через пластинчатый питатель и дробилку крупного дробления, транспортировании дробленой горной массы конвейерным подъемником, расположенным в траншее на борту карьера, на поверхность и далее конвейерной линией до второй стадии дробления дробильно-обогатительной фабрики, переносе дробильно-перегрузочного пункта по мере понижения горных работ на нижние горизонты конечного борта карьера, удлинении подъемного конвейера новым подъемным конвейером до дробильно-перегрузочного пункта на новом месте установки, площадки дробильно-перегрузочных пунктов с дробилками крупного дробления размещают вдоль капитального автомобильного съезда, расположенного на конечном борту карьера со стороны расположения дробильно-обогатительной фабрики, в дробилку горную массу перегружают из автосамосвалов через металлические бункеры с пластинчатыми питателями тяжелого типа, прикрепленные к металлическому мосту, поверхность которого находится в одной плоскости с горизонтальной площадкой на капитальном автомобильном съезде, фундаменты опор пластинчатых питателей, дробилки и концевой части подъемного конвейера размещают в выработке, горизонтальное основание которой является продолжением основания конвейерной траншеи, от каждого дробильно-перегрузочного пункта в верхней зоне карьера горную массу транспортируют на поверхность отдельным подъемным конвейером, расположенным в отдельной траншее, последний подъемный конвейер до поверхности в верхней зоне карьера, имеющий максимально допустимую длину по условию прочности конвейерной ленты, удлиняют ленточным подъемным конвейером, который в его верхней части размещают в выработке на конечном борту карьера, а в его нижней части на временном целике пород, на этот конвейер полезное ископаемое перегружают из автосамосвалов через дробильно-перегрузочный пункт, расположенный на этом же временном целике пород, полезное ископаемое на этот пункт транспортируют непосредственно из рабочей зоны карьера, после выдачи по дробильно-конвейерному комплексу всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс демонтируют, а временный целик пород под этим комплексом с оставшимся в целике полезным ископаемым разрабатывают с выдачей горной массы на поверхность автомобильным транспортом.

Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых поясняется графически, где на фиг. 1 показано формирование дробильно-конвейерных комплексов на конечном борту в верхней зоне карьера, на фиг. 2 - дробильно-перегрузочный пункт на конечном борту в верхней зоне карьера; на фиг. 3 показан дробильно-конвейерный комплекс в нижней зоне карьера с размещением дробильно-перегрузочного пункта на временном целике пород с заездом автосамосвалов на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно из рабочей зоны карьера, подъемный конвейер от этого дробильно-перегрузочного пункта расположен частично на временном целике пород, а частично на конечном борту карьера; на фиг. 4 показан карьер на конец его разработки с использованием автомобильно-конвейерного транспорта и после демонтажа дробильно-конвейерного оборудования; на фиг. 5 показан карьер на конец разработки.

Способ включает следующие операции: транспортирование скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев по рабочей зоне 1 и конечному борту 2 карьера по капитальному съезду 3 до горизонтальной площадки 4 на капитальном съезде 3 с заездом на металлический мост 5; перегрузку горной массы из автосамосвалов 6 через бункеры с пластинчатыми питателями 7 тяжелого типа в конусную дробилку 8 крупного дробления; перегрузку дробленой в дробилке 8 горной массы на хвостовую часть подъемного конвейера 9, фундаменты опор которой вместе с фундаментами опор пластинчатых питателей и дробилки расположены на горизонтальном основании выработки, являющейся продолжением основания конвейерной траншеи до поверхности; подъемным конвейером 9 в траншее горную массу транспортируют до поверхности и далее конвейерной линией 10 до второй стадии дробления дробильно-обогатительной фабрики; по мере понижения горных работ и формирования конечного борта карьера с учетом оптимального шага переноса дробильно-перегрузочного пункта дробильно-конвейерный комплекс переносят и устанавливают вначале в положение 11, а затем в положение 12 с размещением дробильно-перегрузочных пунктов вдоль капитального съезда 3, в положении 12 подъемный конвейер имеет максимальную длину по условию прочности конвейерной ленты; после понижения горных работ подъемный конвейер 12 удлиняют подъемным конвейером 13, который в его верхней части размещают на конечном борту карьера, а в его нижней части на временном целике пород 14; дробилку с питателями переносят и устанавливают на временном целике пород 14 над хвостовой частью подъемного конвейера 13 таким образом, чтобы автосамосвалы могли заезжать на разгрузку непосредственно из рабочей зоны 1 карьера; после выдачи дробильно-конвейерным комплексом на поверхность всего объема полезного ископаемого этот комплекс демонтируют, а целик пород 14 под ним с оставшимся объемом полезного ископаемого разрабатывают с транспортированием горной массы на поверхность автомобильным транспортом.

Способ заключается в следующем. Из экскаваторных забоев скальное полезное ископаемое по рабочей зоне 1 и конечному борту 2 карьера по капитальному автомобильному съезду 3 доставляют на горизонтальную площадку 4 на капитальном съезде 3. С площадки 4 автосамосвалы заезжают на металлический мост 5, который находится в одной плоскости с площадкой 4. Из автосамосвалов 6 горную массу через металлические бункеры с пластинчатыми питателями 7 загружают в конусную дробилку 8 крупного дробления. Бункеры крепятся к металлическому мосту 5. Дробленое в дробилке полезное ископаемое поступает на хвостовую часть подъемного конвейера 9 в траншее, которым его доставляют на поверхность и далее по поверхности конвейерной линией 10 доставляют на вторую стадию дробления дробильно-обогатительной фабрики. По мере понижения горных работ и формирования конечного борта карьера дробильно-конвейерный комплекс с дробилкой, бункерами и подъемным конвейером на высоту оптимального шага переноса переносят и устанавливают вначале в положение 11 на конечном борту карьера, а после дальнейшего формирования конечного борта карьера на новое место установки в положение 12. На этом месте подъемный конвейер, расположенный в траншее, имеет максимальную длину по условию прочности конвейерной ленты. После того как конечный борт карьера будет сформирован до горизонта конечного дна карьера, подъемный конвейер 12 удлиняют подъемным конвейером 13, который в его верхней части расположен на конечном борту карьера, а в его нижней части на временном целике пород 14. Дробильно-перегрузочный пункт переносят и устанавливают над концевой частью подъемного конвейера 13 на временном целике пород 14. Автосамосвалы транспортируют полезное ископаемое, заезжая на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно из рабочей зоны 1 карьера. После выдачи дробильно-конвейерным комплексом на поверхность всего объема полезного ископаемого этот комплекс демонтируют, а целик пород 14 под ним с оставшимся в нем объемом полезного ископаемого разрабатывают и транспортируют на поверхность автомобильным транспортом.

Использование предлагаемого способа открытой разработки месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, залегающих на небольшой глубине от поверхности, позволит снизить затраты на разработку за счет оптимального шага переноса дробильно-перегрузочного пункта по глубине в верхней зоне карьера и уменьшения объема выемки вскрыши под площадки размещения дробильно-перегрузочных пунктов.

Источники информации

1. Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенев В.А. Устройство дробильно-конвейерных комплексов на глубоких карьерах. - Екатеринбург: ИГД УрО РАН. - 2003. - 42 с.

2. Способы совершенствования горно-транспортной системы карьера / Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенев В.А. // Известия Уральского государственного горного университета. Вып. 21. Серия: Горное дело. - 2005. - С.52.

Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, залегающих на небольшой глубине от поверхности, заключающийся в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из забоев по съездам в рабочей зоне карьера и на конечном борту карьера до дробильно-перегрузочного пункта, расположенного на конечном борту карьера, перегрузке его на ленточный конвейерный подъемник через пластинчатый питатель и дробилку крупного дробления, транспортировании дробленой горной массы конвейерным подъемником, расположенным в траншее на борту карьера, на поверхность и далее транспортировании конвейерной линией до второй стадии дробления дробильно-обогатительной фабрики, переносе дробильно-перегрузочного пункта по мере понижения горных работ на нижние горизонты конечного борта карьера, удлинении подъемного конвейера новым подъемным конвейером до дробильно-перегрузочного пункта на новом месте установки, отличающийся тем, что дробильно-перегрузочные пункты с дробилками крупного дробления в верхней зоне карьера размещают вдоль капитального автомобильного съезда, расположенного на конечном борту карьера со стороны расположения дробильно-обогатительной фабрики, в дробилку горную массу перегружают из автосамосвалов через металлические бункеры с пластинчатыми питателями тяжелого типа, прикрепленные к металлическому мосту, поверхность которого находится в одной плоскости с горизонтальной площадкой на капитальном автомобильном съезде, фундаменты опор пластинчатых питателей, дробилки и концевой части подъемного конвейера размещают в выработке, горизонтальное основание которой является продолжением основания конвейерной траншеи, от каждого дробильно-перегрузочного пункта в верхней зоне карьера горную массу транспортируют на поверхность отдельным подъемным конвейером, расположенным в отдельной траншее, последний подъемный конвейер до поверхности в верхней зоне карьера, имеющий максимально допустимую длину по условию прочности конвейерной ленты, удлиняют ленточным подъемным конвейером, который в его верхней части размещают в выработке на конечном борту карьера, а в его нижней части на временном целике пород, на этот конвейер полезное ископаемое перегружают из автосамосвалов через дробильно-перегрузочный пункт, расположенный на этом же временном целике пород, полезное ископаемое на этот пункт транспортируют непосредственно из рабочей зоны карьера, после выдачи по дробильно-конвейерному комплексу всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс демонтируют, а временный целик пород под этим комплексом с оставшимся в целике полезным ископаемым разрабатывают с выдачей горной массы на поверхность автомобильным транспортом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений криолитозоны. Техническим результатом является повышение интенсивности теплооборота в горных породах.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при вскрытии глубоких горизонтов карьеров. Техническим результатом является повышение эффективности разработки.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке сложноструктурных месторождений. Техническим результатом является снижение объемов вскрышных работ на основе применения клиновидной формы дна карьеров, обеспечивающей уменьшение высоты их торцевых частей и использование дна в качестве вскрывающих выработок при отработке глубоких горизонтов.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений площадной формы. Техническим результатом является снижение текущего коэффициента вскрыши в первоначальный период разработки месторождения.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для отработки ограниченных в плане крутопадающих залежей, например кимберлитовых трубок.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом в виде круто- и наклоннопадающих рудных тел большой и малой мощности, а также в виде жил, разрабатываемых карьерами различной глубины.

Конвейерное устройство имеет головную установку и хвостовую установку (3), причем головная установка разделяется на мобильную головную барабанную установку (2) и стационарную передающую установку (1).

Изобретение относится к горным работам и может быть использовано при разработке пластов, пологих или наклонных залежей полезных ископаемых. Заходку в панели размещают поперек к направлению отсыпки навала полезного ископаемого и по длине разделяют на три участка.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при разработке малообъемных кимберлитовых трубок с низким содержанием алмазов.

Изобретение относится к горно-добывающей промышленности и может быть использовано при открытой комбинированной разработке пластовых месторождений с двумя угольными пластами, с поочередной выемкой пластов и междупластья и технологией вскрышных работ на базе транспортно-бестранспортной системы разработки.

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является снижение объемов дополнительного разноса бортов карьеров за счет уменьшения размеров перегрузочных пунктов, производящих перегрузку горной массы сборочного автотранспорта небольшой грузоподъемности в магистральный большегрузный автотранспорт. Эту задачу решают путем устройства перегрузочных пунктов на двухполосных внутрикарьерных бермах, которые по ширине делят на две равные части комбинированной стенкой высотой 6-8 м, состоящей из труб, установленных в специально пробуренные скважины, и приваренных к трубам стальных листов. Пространство между стенкой и откосом уступа заполняют взорванной горной массой, образуя из нее склад с однополосным крутонаклонным съездом со стороны подъезда сборочного транспорта и разгрузочной площадкой с противоположной стороны. В примыкающем к складу откосе уступа на уровне верхней площадки склада в законтурный массив проходят штольню длиной и сечением, обеспечивающими размещения в ней одного автосамосвала как средства для создания нормальных условий для маневрирования и высокопроизводительной работы транспортного, погрузочного и вспомогательного оборудования в условиях эксплуатации перегрузочного пункта ограниченных размеров. 2 ил.

Изобретение относится к области горного дела и строительства и может быть использовано при креплении горных склонов или бортов карьера, подверженных воздействию грунтовых вод. Техническим результатом является обеспечение надежности предотвращения образования оползней за счет каскадного отведения поверхностных и подземных вод от оползневого тела горных склонов или бортов карьера. Способ каскадного обезвоживания оползневого тела горных склонов или бортов карьера, заключающийся в том, что проводят инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания для определения наличия оползневых тел, затем проводят биолокационную съемку, по результатам которой определяют подземные водотоки и выясняют их характеристики для определения количества и месторасположения сквозных фильтров, после чего горные склоны или борта карьера разделяют на каскады или уступы по вертикали в зависимости от наличия оползневого тела, после этого от подножия каждого каскада или уступа проходят горизонтальную штольню с уклоном i=0,005 за пределы оползневого тела, далее из нее в обе противоположные стороны проходят перпендикулярные штольни также с уклоном i=0,005 в сторону стока воды, затем с поверхности каждого каскада или уступа бурят скважины под сквозные фильтры, гидронаблюдательные и вентиляционные скважины, причем вентиляционные скважины и скважины под сквозные фильтры бурят до сопряжения со штольнями, а гидронаблюдательные скважины бурят за пределами штолен, горизонтальные штольни соединяют с трубопроводом для перепуска воды, проложенным по поверхности горного склона или борта карьера от верхнего до нижнего каскада или уступа, причем за пределами оползневого тела обустраивают канавы или зумпфы для сбора воды, соединенные дренажной трубой с трубопроводом для перепуска воды. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх