Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом. Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержит порошковый магнитоактивный материал, помещенный внутрь корпуса и источник магнитного (электромагнитного) поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес. Зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес. Скребки выполнены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, в частности зубчатых колес, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружены нижние части зубчатых колес - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр. 131.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что несущая способность смазочного слоя, образующегося на трущихся рабочих поверхностях зубьев зубчатых колес, может быть недостаточной для восприятия рабочих нагрузок, испытываемых рабочими поверхностями зубьев; это приводит к интенсификации изнашивания этих поверхностей. Кроме того, смазывание зубчатых колес методом погружения может нереализуемо в определенных условиях, в частности в условиях невесомости.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи, содержащей корпус, зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, магнитоактивный порошковый смазочный материал и источник магнитного поля - см. «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 163, рис. 31. При активации источником магнитного поля магнитоактивного порошкового смазочного материала происходит налипание этого материала на трущиеся поверхности зубчатых колес и образование смазочного слоя частицами этого порошка, намазываемого на эти поверхности.

Недостаток прототипа состоит в том, что при работе смазочного устройства происходит налипание магнитоактивного порошкового смазочного материала не только на трущиеся боковые рабочие поверхности зубьев зубчатых колес, подлежащих смазыванию, но и на вершины зубьев, их торцевые поверхности и торцевые поверхности тел зубчатых колес, прилегающие к зубчатым венцам колес. Налипание смазочного (твердого) материала на вершины зубьев перекрывает их межосевой зазор, что снижает КПД передачи и может привести к ее заклиниванию; налипание смазочного материала на торцы зубьев и торцы тел, примыкающих к зубьям вообще бесполезно: эти поверхности не участвуют в процессе трения сопряженных зубчатых колес; и это налипание приводит лишь к перерасходу смазочного материала.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи, включающей зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, и корпус, изготовленный из диамагнитного материала, содержит магнитоактивный порошковый смазочный материал, помещенный внутрь корпуса, и источник магнитного поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес, причем зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес; скребки изготовлены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатая передача со смазочным устройством (в разрезе) - фиг. 1, фрагмент зубчатого колеса со скребком (вид сбоку) - фиг. 2.

На чертежах показаны: корпус 1 зубчатой передачи, зубчатые колеса 2, порошковый магнитоактивный смазочный материал 3, источник магнитного (электромагнитного) поля 4, зубчатые венцы 5 с зубьями 6, тело 7 зубчатого колеса (2), скребки 8, направления вращения ω зубчатых колес.

Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус 1 с расположенными в нем зубчатыми колесами 2, содержит порошковый магнитоактивный материал 3, помещенный вовнутрь корпуса 1 передачи, и источник магнитного (электромагнитного поля 4). Зубчатые колеса (2) снабжены охватывающими их зубчатые венцы 5 с зубьями 6 П-образными скребками 8, изготовленными из магнитопассивного материала, расположенными со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес.

При работе зубчатой передачи в режиме смазывания посредством источника магнитного (электромагнитного) поля 4 создается магнитный поток, способствующий налипанию порошкового магнитоактивного материала 3 на зубья 6 зубчатых колес 2 и образованию смазочного слоя на их трущихся поверхностях. Скребки 8 удаляют излишне налипший на зубчатые колеса смазочный материал - с вершин зубьев (что стабилизирует величину межосевого зазора между колесами и предотвращает их заклинивание) и с торцевых поверхностей зубьев 6 колес и торцов их тел 7 (что способствует снижению количества смазочного материала, участвующего в процессе смазывания, и предотвращает излишнее перемещение и перемешивание этого материала). Снятый скребками с колес излишний смазочный материал опадает на дно корпуса передачи (в картер).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства оптимизирует процесс нанесения смазочного материала на смазываемые зубчатые колеса и повышает качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с магнитопорошковым методом смазывания, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержащее магнитоактивный порошковый смазочный материал и источник магнитного поля, отличающееся тем, что оно снабжено П-образными скребками, охватывающими венцы зубчатых колес и прилегающие к ним участки тел зубчатых колес, П-образные скребки изготовлены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса с лопастями, установленного на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий рулевых винтов вертолетов. Редуктор рулевого винта вертолета включает в себя корпус, выходной вал для соединения с рулевым винтом, установленный с возможностью вращения в корпусе и имеющий открытый конец в нем, входной элемент, установленный с возможностью вращения в корпусе, зубчатую передачу, обеспечивающую соединение, передающее мощность между входным элементом и выходным валом. Вал управления шагом лопастей размещен внутри выходного вала с возможностью вращения в нем и движения относительно него вдоль оси вращения выходного вала. Приводной элемент для осуществления осевого движения вала управления шагом является подвижным в осевом направлении выходного вала, но удерживается от вращения вместе с ним. Подшипниковый узел расположен между валом управления шагом и приводным элементом для обеспечения относительного вращения между ними. Редуктор включает в себя по меньшей мере один конструктивный элемент для отвода масла, рассеянного внутри корпуса при эксплуатации, в направлении открытого конца выходного вала. Обеспечивается надежная смазка подшипника и увеличение срока службы подшипника. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, состоящую их ступицы и зубчатого венца с зубьями, установленную на оси, укрепленную в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. В зубьях со стороны набегающих их боковых поверхностей выполнены вырезы - на высоту зубьев, вырезы выполнены меньшей ширины, чем ширина зубьев, симметрично относительно торцов зубьев. Вырезы не доходят до отстающих боковых поверхностей на одинаковое расстояние по всей высоте зубьев. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к деталям машин. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса внутреннего зацепления и окружностью, описываемой в проекции на его тело точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле упомянутого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси его вращения укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса перпендикулярно ему установлено наружное кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Высота наружного кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела зубчатого колеса внутреннего зацепления укреплена кольцевая вставка. В нижней части внутреннего кольца по его периметру выполнен ряд сквозных отверстий, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо зубчатой передачи. С обоих торцов этого колеса расположена пара скребков, жестко укрепленных на корпусе передачи, неподвижно относительно вращающегося колеса и прилегающих к торцам колеса по всей своей длине. Скребки расположены выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Нижние концы скребков расположены на вертикальной оси симметрии колеса, выше нижних точек окружностей, описываемых точками соприкосновения поверхностей торцов тела колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны. Верхние концы скребков подведены к началу зоны зацепления сопряженных зубьев зубчатых колес, с перекрытием вершин зубьев зубчатого венца. Скребки в своих проекциях на торцы колеса имеют вид дуг, выгнутых в стороны вершин зубчатого венца этого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной. На внутренние поверхности корпуса нанесено маслобензостойкое покрытие с антиадгезионным свойством по отношению к смазочному материалу. Покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Достигается снижение расхода смазочного материала за счет нанесенного на поверхность покрытия. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи. В масляной ванне, вдоль плоскости вращения колеса, установлен ряд вертикальных пластинчатых перегородок, укрепленных на дне ванны и стенках корпуса, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Перегородки имеют высоту большую, чем высота верхнего уровня масляной ванны; на участках перегородок, совпадающих в плане с колесом, выполнены вырезы, с образованием зазоров между перегородками и колесом, а в перегородках выполнены сквозные окна, низ которых расположен выше дна ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо. С каждой из двух сторон выхода при вращении нижерасположенного колеса из ванны над верхним уровнем ванны расположен скребок П-образной формы, жестко укрепленный на корпусе передачи относительно вращающегося колеса. Скребки расположены зеркально относительно друг друга и симметрично относительно вертикальной оси симметрии колеса. Скребки охватывают с прилеганием к ним вершины и торцы зубчатого венца и части торцов тела колеса. Скребки ориентированы снизу вверх от зубчатого венца к телу колеса под острым углом относительно горизонтали. Верхние концы скребков сведены вместе. Со стороны вершин зубчатого венца к каждому скребку прилегает фартук, жестко укрепленный на корпусе передачи, ориентированный вниз по вертикали и перекрывающий зазор между скребком и днищем ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо. На стороне выхода из масляной ванны, при вращении погруженного зубчатого колеса, с примыканием к торцам этого колеса, установлена пара скребков, жестко укрепленных неподвижно относительно вращающегося колеса, с примыканием к торцам колеса, на корпусе передачи. Часть каждого скребка расположена над верхним уровнем смазочного материала ванны, под острым углом α относительно горизонтали в сторону набегания на нее колеса, с перекрытием вершин торцов зубчатого венца колеса и части торца его тела, расположенной между зубчатым венцом и окружностью, описываемой точками соприкосновения поверхности торца тела с верхним уровнем смазочного материала ванны. Другая часть каждого скребка, являющаяся продолжением первой, отогнута вниз по вертикали и погружена в масляную ванну на глубину, соизмеримую с глубиной погружения в ванну вершин зубчатого венца нижерасположенного колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи. Каждый из обоих торцов этого колеса, со стороны выхода колеса из ванны, снабжен скребком, укрепленным неподвижно на корпусе передачи относительно вращающегося колеса. Скребки расположены над верхним уровнем смазочного материала ванны под острым углом α относительно набегания на них колеса, с примыканием к торцам колеса по всей своей длине, с перекрытием вершин зубчатого венца и окружности, описываемой точками соприкосновения поверхностей торцов колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи. С обоих торцов этого колеса расположена пара скребков, жестко укрепленных на корпусе передачи, неподвижно относительно вращающегося колеса и прилегающих к торцам колеса по всей своей длине, скребки расположены выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Нижние концы скребков расположены на вертикальной оси симметрии колеса, выше нижних точек окружностей, описываемых точками соприкосновения поверхностей торцов тела колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны, верхние части скребков подведены к точке пересечения окружности оснований впадин зубчатого венца колеса с проекцией границы начала зоны зацепления А на вертикаль. Скребки в своих проекциях на торцы колеса имеют вид дуг, изогнутых в сторону зубчатого венца. Верхние концы скребков отогнуты по горизонтали в сторону парного зубчатого колеса и перекрывают зубчатые венцы колес с перекрытием Δ проекции зоны зацепления на горизонталь. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 1 ил.
Наверх