Статор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к конструкции статора компрессора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения с поворотными лопатками. Статор компрессора газотурбинного двигателя включает поворотные направляющие лопатки, установленные наружными цапфами в разъемном наружном корпусе, а внутренними - в разъемных внутренних кольцах. Полукольца внутренних колец в плоскости осевого разъема соединены между собой замковым соединением типа «ласточкин хвост», причем средние части z-образных выступов по длине замковых соединений удалены. Длина любой из не удаленных частей замковых соединений не превышает величины допустимой при сборке двигателя осевой сдвижки наружного корпуса и не менее чем на 1…2 мм меньше длины удаленных частей z-образных выступов замковых соединений. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс статора компрессора, за счет исключения раскрытия и смещения стыков полуколец внутренних колец поворотных направляющих лопаток. 10 ил.

 

Изобретение относится к конструкции статора компрессора газотурбинного двигателя (ГТД) авиационного и наземного применения с поворотными лопатками.

Известен поворотный входной направляющий аппарат (ВНА) осевого компрессора ГТД, в котором поворотные лопатки установлены наружными цапфами в наружном корпусе, а внутренними цапфами через втулки - в разъемном внутреннем кольце. («Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 III серии», техническое описание, Пермь, 1986 г., стр. 45, рис. 2.10 на вклейке).

Недостатком известной конструкции является интенсивный износ сопрягаемых поверхностей цапф поворотных лопаток и втулок, установленных во внутреннем кольце, в связи с линейным контактом этих деталей.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция разъемного корпуса статора компрессора ГТД с направляющими аппаратами I, II, III ступеней, имеющая двухстороннее крепление поворотных лопаток, в которой внутренние кольца (бандажи) поворотных лопаток образованы полукольцами, имеющими осевой разъем, а внутренние цапфы поворотных лопаток посредством цилиндрических и сферических втулок установлены в гнезда, образованные полукольцами бандажей («Авиационный двигатель ПС-90А», А.А. Иноземцев, Е.А. Коняев, В.В. Медведев, А.В. Нерадько, А.Е. Ряссов, Москва, Либра-К, 2007 г., стр. 54).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является раскрытие и смещение стыков полуколец бандажей внутренних цапф лопаток, происходящее при работе двигателя вследствие воздействия на перо лопаток газовых сил, что в условиях вибрации перьев направляющих лопаток и расположенных на их нижних цапфах деталей приводит к повышенному и не равномерному по окружности расположения лопаток износу сопрягаемых поверхностей нижних цапф лопаток, втулок и гнезд под втулки на полукольцах бандажей.

Отсутствие соединения между собой полуколец бандажей внутренних цапф поворотных лопаток приводит также к неравномерной нагрузке на внутренние цапфы и перья поворотных лопаток, что приводит к различиям в прогибе перьев по окружности расположения направляющих лопаток, искажению расчетных полей давления воздуха на входе в следующую ступень компрессора, и, в конечном итоге, к снижению параметров компрессора.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении надежности и ресурса статора компрессора, а также в улучшении параметров компрессора газотурбинного двигателя путем исключения раскрытия и смещения стыков полуколец внутренних колец поворотных направляющих лопаток.

Указанный технический результат достигается тем, что в статоре компрессора газотурбинного двигателя, включающем поворотные направляющие лопатки, установленные наружными цапфами в разъемном наружном корпусе, а внутренними - в разъемных внутренних кольцах, согласно изобретению полукольца внутренних колец в плоскости осевого разъема соединены между собой замковым соединением типа «ласточкин хвост», при этом средние части Ρ z-образных выступов по длине замковых соединений удалены, а длина любой из не удаленных частей С замковых соединений не превышает величины У (У1, У2) допустимой при сборке двигателя осевой сдвижки наружного корпуса и не менее чем на 1…2 мм меньше длины удаленных частей Ρ z-образных выступов замковых соединений.

Соединение полуколец внутренних колец между собой в плоскости осевого разъема замковым соединением типа «ласточкин хвост» с удалением средних частей Ρ z-образных выступов по длине замковых соединений позволяет при сборке установить на двигатель сначала одну из половин разъемного наружного корпуса, собранного с лопатками направляющего аппарата и полукольцами внутренних бандажей, а затем с осевой сдвижкой, позволяющей z-образным выступам полуколец второй половины разъемного наружного корпуса войти в вырезы z-образных выступов ранее установленных внутренних полуколец, установить вторую из половин наружного корпуса. Сборку завершает осевая сдвижка второй из половин наружного корпуса для обеспечения ее положения симметрично первой, ранее установленной половине наружного корпуса, при этом z-образные выступы полуколец внутреннего бандажа сомкнутся, обеспечив соединение полуколец, что исключает раскрытие и смещение стыков полуколец внутренних колец поворотных направляющих лопаток, повышая надежность и ресурс статора компрессора.

Выполнение длины любой из не удаленных частей С замковых соединений, не превышающей величины У (У1, У2) допустимой при сборке двигателя осевой сдвижки наружного корпуса и не менее чем на 1...2 мм меньше длины удаленных частей Ρ z-образных выступов замковых соединений, обеспечивает собираемость половин разъемного наружного корпуса при сборке двигателя.

На фиг. 1 изображен продольный разрез компрессора газотурбинного двигателя.

На фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

На фиг. 3 - элемент Б на фиг. 2 в увеличенном виде.

На фиг. 4 - элемент В на фиг. 2 в увеличенном виде.

На фиг. 5 - вид А на фиг. 1 на нижнюю половину разъемного статора компрессора газотурбинного двигателя.

На фиг. 6 - вид Г на фиг. 5.

На фиг. 7 - элемент Д на фиг. 6 в увеличенном виде.

На фиг. 8 - вид А на фиг. 1 на верхнюю половину разъемного статора компрессора газотурбинного двигателя.

На фиг. 9 - вид Ε на фиг. 8.

На фиг. 10 - элемент Ж на фиг. 9 в увеличенном виде.

Статор компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса 1 с горизонтальным разъемом с установленными в нем своими наружными цапфами с помощью втулок 2 и 3 поворотными направляющими лопатками 4 и 5. Поворот лопаток осуществляется рычагами 6 и 7, управляемыми поворотными тяговыми кольцами и приводом (не показано). На внутренних цапфах направляющих лопаток 4 и 5 через сферические втулки 8 и 9 и цилиндрические втулки 10 и 11 установлены полукольца 12 и 13 внутреннего бандажа 14 поворотных лопаток 4 и полукольца 15 и 16 (не показано) внутреннего бандажа 17 поворотных лопаток 5. Осевые разъемы полуколец 12, 13 и 15, 16 представляют собой симметрично расположенные z-образные соединения (фиг. 3 и 4), образующие на поверхностях «е», «ж», «к» и «л», «м», «н» полуколец внутренних бандажей 14 и 17 замковые соединения 18 и 19 типа «ласточкин хвост». Вырезы средней части z-образных выступов 20 и 21 по длине замковых соединений сопрягаемых полуколец 12(15) и 13(16) представлены на фиг. 7 и 10. Для обеспечения собираемости половин разъемного наружного корпуса при сборке двигателя длина удаленной части z-образных выступов (размер «р») не менее чем на 1…2 мм больше длины любой из оставшихся не удаленными частей замкового соединения (размеры «с»), а длина оставшихся не удаленными частей замкового соединения (размеры «с») не превышает при этом величины допустимой при сборке двигателя осевой сдвижки наружного корпуса, например размеров «у», или «y1», или «у2» (фиг. 1).

При работе двигателя поворотные лопатки 4 и 5 прогибаются под действием газовых сил, увлекая за собой подвешенные на нижних цапфах полукольца 12 и 13, 15 и 16 внутренних бандажей 14 и 17 и создавая при этом контактные давления на сопрягаемых поверхностях сферических 8 и 9 и цилиндрических 10 и 11 втулок и гнездах под втулки в полукольцах бандажей 14 и 17. Наличие замкового соединения типа «ласточкин хвост» на осевых стыках полуколец внутренних бандажей 14 и 17 значительно повышает жесткость внутренних бандажей поворотных лопаток за счет исключения раскрытия и смещения осевых стыков полуколец 12, 13 и 15, 16, уменьшая износ от воздействия вибрации сопрягаемых поверхностей сферических 8 и 9 и цилиндрических 10 и 11 втулок и гнезд под втулки в полукольцах бандажей 14 и 17, увеличивая надежность и ресурс статора компрессора. Наличие соединения между собой полуколец бандажей 14 и 17 внутренних цапф поворотных лопаток 4 и 5 сохраняет равномерность нагрузки на внутренние цапфы и перья поворотных лопаток, что исключает разброс в прогибе перьев по окружности расположения направляющих лопаток и искажение расчетных полей давления воздуха на входе в следующую ступень компрессора, повышая таким образом параметры компрессора.

Статор компрессора газотурбинного двигателя, включающий поворотные направляющие лопатки, установленные наружными цапфами в разъемном наружном корпусе, а внутренними - в разъемных внутренних кольцах, отличающийся тем, что полукольца внутренних колец в плоскости осевого разъема соединены между собой замковым соединением типа «ласточкин хвост», при этом средние части Р z-образных выступов по длине замковых соединений удалены, а длина любой из не удаленных частей С замковых соединений не превышает величины У (У1, У2) допустимой при сборке двигателя осевой сдвижки наружного корпуса и не менее чем на 1…2 мм меньше длины удаленных частей Р z-образных выступов замковых соединений.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбомашин, в частности в узлах соединения гидроцилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к осевому компрессору (10), содержащему ограничивающий радиально снаружи кольцеобразный проточный канал (36) корпус, в котором удерживаются с возможностью поворота проходящие через проточный канал (36) направляющие лопатки (14) венца направляющих лопаток, при этом каждая направляющая лопатка (14) имеет для удерживания внутреннего кольца (32) на стороне ротора цапфу (26).

Изобретение относится к статорам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор компрессора включает в себя внешний (2) и внутренний (3) корпуса, соединенные между собой передним (5) и задним (6) по потоку воздуха (4) упругими коническими фланцами, а также перфорированную кольцевую обечайку (7) с отверстиями (10) подачи воздуха, размещенную с внешней стороны от внутреннего корпуса (3).

Газотурбинный двигатель содержит корпус со статорной ступенью, имеющей лопатки с изменяемым углом установки, управляемые приводным кольцом, соосно окружающим упомянутый корпус.

Изобретение относится к регулируемым направляющим аппаратам компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Статор компрессора газотурбинного двигателя содержит корпус, поворотные лопатки направляющего аппарата, три кольцевые обоймы и три опорных элемента.

Устройство (3) для регулирования регулируемых направляющих лопаток (10, 11) компрессора газотурбинного двигателя с осевым потоком содержит управляющий стержень (50) для регулирования углового положения лопаток (10, 11) и вращающийся вал (61), с которым шарнирно соединен управляющий стержень (50).

Статор (1) компрессора газотурбинного двигателя выполнен с поворотными направляющими лопатками (7), (9) и (10) и соединенными с ними через рычаги (19), (20) и (21) поворотными тяговыми кольцами (23), (24) и (25).

Изобретение относится к области газотурбостроения судового и промышленного назначения и может найти применение при проектировании промышленных и судовых компрессоров с поворотными направляющими аппаратами.

Лопатка с изменяемым углом установки для секции статора модуля турбомашины включает активную часть лопатки, на сторонах которой расположены радиально внутренняя и внешняя полки.

Регулировочное устройство направляющих лопаток содержит множество рядов поворотных направляющих лопаток, множество рычагов, множество регулировочных колец и регулировочный привод.

Турбинная система содержит первую платформу, вторую платформу, несколько аэродинамических профилей, пластину соударения. Каждый из нескольких аэродинамических профилей проходит между первой платформой и второй платформой.

Устройство направляющих лопаток содержит внутреннюю платформу, полый аэродинамический профиль и направляющую. Внутренняя платформа выполнена со сквозным отверстием, образующим проточный канал для охлаждающей текучей среды.

Узел платформы для поддержки сопловой лопатки для газовой турбины содержит поверхность прохождения газа, расположенную так, чтобы контактировать с потоковым рабочим газом, по меньшей мере, один охлаждающий канал.

Неподвижная сопловая лопатка паровой турбины содержит аэродинамическую часть, а также внутреннюю и наружную боковые стенки, каждая из которых выполнена за одно целое с одной из сторон аэродинамической части.

Сегмент платформы, предназначенный для обеспечения опоры для сопловой направляющей лопатки для газовой турбины, содержит: поверхность канала для прохода газа, находящуюся в контакте с потоком газа, выходящего из камеры сгорания; поверхность охлаждения, расположенную напротив поверхности канала для прохода газа и имеющую тепловую связь с ней; стенку, выступающую от поверхности охлаждения и простирающуюся по меньшей мере частично в направлении потока; и дополнительную стенку, выступающую от поверхности охлаждения и простирающуюся по меньшей мере частично в направлении потока.

Газотурбинный двигатель включает сегмент кольцеобразного блока входного направляющего аппарата и опорное и охлаждающее устройство, поддерживающее сегмент направляющего аппарата и направляющее охлаждающую среду для его охлаждения.

При изготовлении композитного спрямляющего аппарата турбомашины, имеющего обод, снабженный рядом статорных лопаток, наматывают на оправку первые слои армирующей детали.

Статор компрессора осевой турбомашины содержит кольцевую группу лопаток, проходящих в радиальном направлении, внутренний корпус, сквозь который проходят внутренние концы лопаток, и по меньшей мере одну полосу.

Устройство передачи газообразных продуктов сгорания к турбине содержит несколько направляющих лопаток сопла, пару боковых стенок кольцеобразной формы, между которыми расположены направляющие лопатки сопла, пару разнесенных между собой опор, а также средство фиксации боковых стенок и присоединенных направляющих лопаток сопла между опорами.

Газотурбинный двигатель включает устройство блокировки вращения сегмента направляющего соплового аппарата, установленного внутри кольцевого картера газотурбинного двигателя, и теплозащитный лист, установленный между внутренней стенкой картера и наружной стенкой сегмента направляющего аппарата.

Турбина (1) электростанции, предпочтительно паровая турбина включает в себя статор (2), ротор (3) и по меньшей мере одно уплотнительное устройство (12). Статор (2) имеет корпус (4) и в корпусе по меньшей мере одну обойму (5, 6, 7) направляющих лопаток, снабженную направляющими лопатками (8).
Наверх