Топливная композиция флотского мазута (варианты)

Изобретение относится к топливной флотского мазута, которая содержит в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.: прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья 10-20, депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1, экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей до 100. Также раскрывается топливная композиция флотского мазута, включающая экстракт селективной очистки маловязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей в количестве 99,9% масс. и 0,1% масс. депрессорно-диспергирующей присадки. Технический результат заключается в разработке топливной композиции флотского мазута Ф-5, отвечающей требованиям ГОСТ 10585-99 и содержащей не более 22 % об. керосино-газойлевых фракций, до 350°С. 2 н.п. ф-лы, 5 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке, а именно к топливной композиции флотского мазута.

Известна топливная композиция суперлегкого мазута, используемая в том числе на судах речного и морского флота, которая содержит 25-50% масс. стабилизированного газового конденсата с содержанием в нем фракции C1-C4 в количестве не более 0,3-1,0% и остальное мазут топочный марки M100 и/или М40 (пат. РФ №2278149, 2006).

Недостатком данной композиции является низкая температура вспышки, не соответствующая требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), что обусловлено содержанием большой доли стабилизированного газового конденсата.

Известна также топливная композиция маловязкого мазута, используемая в том числе на судах речного и морского флота, которая содержит мазут марки M 40 и/или M 100 в количестве 35-60% масс., стабилизированный газовый конденсат в количестве 25-50% масс. с содержанием в нем фракции С14 не более 0,3-1,0% масс. и керосиногазойлевую фракцию - 1-40% масс. (пат. РФ №2311443, 2007).

Данная композиция имеет те же недостатки, что и в пат. РФ №2278149, 2006.

Наиболее близкой является топливная композиция флотского мазута, которая содержит, % масс.: 5-30 гудрона, до 25 широкой вакуумной фракции 260-510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260-510°С, 20-25 легкого газойля каталитического крекинга, 15-40 гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05% депрессорной присадки и до 100% прямогонного мазута (пат. РФ №2155211, 2000).

Недостатком данной композиции является большой расход дизельных фракций (легкий газойль каталитического крекинга и гидроочищенное дизельное топливо в сумме до 57% масс.), что повышает стоимость топлива, а также многокомпонентность состава.

Кроме того, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» ограничило содержание керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 350°С по методу ASTM D 1160 для флотского мазута марки Ф-5, произведенного по ГОСТ 10585-99, до значения не более 22% об.

Задачей изобретения является разработка топливной композиции флотского мазута Ф-5, отвечающей требованиям ГОСТ 10585-99 и содержащей не более 22% об. керосино-газойлевых фракций, выкипающих до 350°С, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232.

При этом должно быть обеспечено содержание серы в полученном продукте в соответствии с Приложением 7 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), а именно до 1,5% масс.

Поставленная задача решается двумя вариантами.

1 вариант

Разработана топливная композиция флотского мазута, включающая в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западносибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья 10-20
депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1
экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей до 100

2 вариант

Разработана топливная композиция флотского мазута, включающая экстракт селективной очистки маловязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей в количестве 99,9% масс. и 0,1% масс. депрессорно-диспергирующей присадки.

Следует отметить, что был исследован ряд промежуточных продуктов процессов нефтепереработки. При этом особое внимание было привлечено к экстрактам селективной очистки масел растворителями. Эти продукты нефтяного происхождения, не подвергавшиеся химическим превращениям, содержат незначительное количество парафиновых соединений, что делает их привлекательными для дальнейших исследований. Проведенные анализы экстрактов селективной очистки масел из смеси пермских нефтей дали следующие результаты (табл. 1).

Полученные данные показывают, что вязкий и остаточный экстракты как основные компоненты композиции флотского мазута Ф-5 малопригодны из-за высокого содержания серы (2,03-2,26% масс.), высокой кинематической вязкости и высокой плотности при 20°С.

Поэтому дальнейшие исследования были сконцентрированы на топливных композициях с маловязким и средневязким экстрактами селективной очистки масел.

Кроме этого, были использованы маловязкий и средневязкий экстракты из легких западно-сибирских нефтей и смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, показатели качества которых представлены в табл. 2.

Характеристика используемых фракций прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга гидроочищенного сырья приведена в таблице 3.

В качестве депрессорно-диспергирующих присадок использовались депрессорно-диспергирующие присадки Basoflux RD 4119 производства компании BASF и депрессорно-диспергирующая присадка DD 1875 по ТУ 0257002-37210784-2012 ООО «Регион ХимТорг».

Композиции готовили смешением компонентов при температуре 60°С до получения однородной массы.

Состав образцов представлен в таблице 4 (вариант 1, примеры 1-10; вариант 2, примеры 11, 12). Показатели качества полученных композиций приведены в таблице 5.

В соответствии с приведенными в таблице 5 данными заявленная топливная композиция флотского мазута полностью соответствует требованиям ГОСТ 10585-99 на топливо Ф-5, техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), приложение 7, и Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232, при этом полученный продукт имеет по большинству показателей значительный запас качества.

1. Топливная композиция флотского мазута, включающая в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья 10-20
депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1
экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей до 100

2. Топливная композиция флотского мазута, включающая экстракт селективной очистки маловязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей в количестве 99,9% масс. и 0,1% масс. депрессорно-диспергирующей присадки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу получения ракетного топлива из керосиногазойлевых фракций гидрогенизата от гидрокрекинга бензинового деасфальтизата остатков сернистых и высокосернистых нефтей.

Изобретение описывает авиационное сконденсированное топливо, включающее смесь парафиновых углеводородов, при следующем содержании компонентов, % масс.: ΣC4H10 - 25,0-82,0; ΣC5H12 - 4,0-41,0; ΣC6H14 - 0,1-16,0; ΣC7H16 - 0,1-11,0; ΣC8H18 - 0,01-5,0; ΣC9H20-C12H26 - остальное до 100%, а также включающее противоизносные и антиокислительные присадки, при этом суммарное содержание противоизносных и антиокислительных присадок составляет не более 0,01% масс., ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (абс.), при 20°C - не более 0,1.
Изобретение описывает способ получения авиационного бензина Б-100/130 на основе бензина, содержащего компоненты каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования с добавлением антиокислительной присадки, тетраэтилсвинца и красителя, характеризующийся тем, что в качестве основы используется фракция, выкипающая в интервале 40-145°C, выделяемая из целевого автомобильного бензина АИ-95 ректификацией по периодической или непрерывной схеме.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая содержит изомеризат, ароматические углеводороды, метил-трет-бутиловый эфир, алкилбензин, бензиновую фракцию, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют толуол, в качестве бензиновой фракции используют бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, и дополнительно содержит изобутан и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 15-32, толуол 26-35, метил-трет-бутиловый эфир 13-14,6, алкилбензин до 15, изобутан 1-8, Агидол до 0,2, бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, до 100.

Изобретение относится к способу переработки отработанных нефтепродуктов. Способ включает процесс предварительного обезвоживания и отбензинивания сырья, термический крекинг исходного сырья в крекинг-реакторе с отделением парообразных продуктов от тяжелой фракции, конденсацию парообразных продуктов, разделение конденсата на легко- и высококипящую фракции, после чего легкокипящие фракции конденсируют, а из полученной водно-бензиновой смеси путем отстоя отделяют воду, которую в дальнейшем очищают.

Изобретение описывает топливную композицию авиационного бензина, которая включает изооктан, изопентан, толуол, тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, при этом композиция содержит допустимое количество примесей углеводородов С4-С12, входящих в состав изооктана, изопентана и толуола, при следующем соотношении компонентов, мас.%: изопентан 10-25 толуол 10-28 примеси углеводородов С4-С12 до 25 изооктан до 100 с последующим введением тетраэтилсвинца в количестве 0,30-0,50 мл/дм3 бензина.

Изобретение относится к способу получения судового маловязкого топлива, включающему перегонку нефти с выделением дизельной фракции и каталитическую гидроочистку.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С6 или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C или их смесь, а также дополнительно содержит монометиланилин (ММА) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: технический изооктан 30-70 изопентан или изомеризат C6 или их смесь 10-25 толуол или фракция бензина риформинга НК-180°C   или их смесь 8-40 ММА 0,5-2,0 МТБЭ до 15 Топливная композиция может содержать присадки, выбранные из группы: антикоррозионные, антистатические, противообледенительные и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Изобретение описывает топливо для турбореактивных двигателей, которое содержит от 50 до 99 масс. % мезитилена и от 1 до 50 масс.

Изобретение относится к композиции автомобильного бензина, которая включает изомеризат, ароматические углеводороды, алкилбензин, метил-трет-бутиловый, этил-трет-бутиловый эфиры, изооктан, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов C5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов - толуол или п-ксилол или их смесь, и дополнительно содержит изобутан при следующем соотношении компонентов, % масс.: Технический результат заключается в получении композиции автомобильного бензина для двигателей с форсированным режимом работы, обладающей высокими антидетонационными свойствами, пониженной по сравнению с аналогами чувствительностью, и полностью соответствует действующему ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) на автомобильные бензины.

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для переработки органосодержащего сырья, а также в лесопромышленном комплексе. Влажное исходное сырье 14 подают в трубу 9 и перемещают поршнем 3 в камеру сушки 4, далее в камеры пиролиза 5 и конденсации 6 газообразных продуктов.

Изобретение описывает добавку к топливу, которая содержит алифатические спирты, воду, и карбамид, при этом добавка дополнительно содержит ацетанилид, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алифатические спирты С2-С4 75,0-95,0 вода 4,0-20,0 карбамид 0,1-5,0 ацетанилид 0,1-5,0 Применение в составе топлив добавки позволяет уменьшить удельный расход топлива, снизить количество вредных примесей в выхлопных и отходящих газах (СО, СН, сажа), уменьшить нагарообразование в зоне горения.

Изобретение относится к способу получения экологически чистого ракетного топлива из керосино-газойлевых фракций каталитического крекинга деасфальтизата, получаемого в процессе деасфальтизации бензином остатков сернистых и высокосернистых нефтей.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием на основе бензина, которая содержит (I) по меньшей мере один 4-метокси-N-метиланилин, (II) по меньшей мере один N-фенил-анилин при следующем содержании компонентов (мас.

Изобретение описывает бензиновую композицию, которая включает в качестве присадки одну или более солей (i) четвертичного аммония, образованных путем реакции соединения формулы (А) и соединения, образованного путем реакции замещенного гидрокарбилом ацилирующего агента и амина формулы (В1) или (В2), где R является возможно замещенной алкильной, алкенильной, арильной или алкиларильной группой, R1 является алкильной, арильной или алкиларильной группой, содержащей до 36 атомов углерода, R2 и R3 являются одинаковыми или различными алкильными группами, содержащими от 1 до 36 атомов углерода, Х является алкиленовой группой, содержащей от 1 до 20 атомов углерода, n составляет от 0 до 20, m составляет от 1 до 5 и R4 является водородом или C1-С36 алкильной группой; причем соединение формулы (А) является сложным эфиром карбоновой кислоты, выбранной из замещенной ароматической карбоновой кислоты, α-гидроксикарбоновой кислоты и поликарбоновой кислоты; при этом замещенный гидрокарбилом ацилирующий агент является замещенным полиизобутенилом янтарным ангидридом.

Изобретение описывает добавку к бензину на основе этилового спирта, которая дополнительно содержит смесь фуллеренов фракции С50-С92, метилбензол при следующем соотношении компонентов, мас.%: смесь фуллеренов от 0,001 до 0,1; метилбензол от 0,1 до 10; этиловый спирт - остальное.

Изобретение описывает термостойкую композицию биотоплива из целлюлозной биомассы, которая характеризуется кислородсодержанием не более 30% мас., водосодержанием менее 6% мас., количеством углерода по Конрадсону менее 25% мас.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая содержит изомеризат, ароматические углеводороды, метил-трет-бутиловый эфир, алкилбензин, бензиновую фракцию, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют толуол, в качестве бензиновой фракции используют бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, и дополнительно содержит изобутан и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 15-32, толуол 26-35, метил-трет-бутиловый эфир 13-14,6, алкилбензин до 15, изобутан 1-8, Агидол до 0,2, бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, до 100.

Изобретение описывает присадку к моторному топливу, которая содержит продукт взаимодействия метилдиэтаноламина с алкилсалицилововой кислотой формулы: OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, полученного при химическом взаимодействии в мольном соотношении амин : кислота от 1,00:0,95 до 1,00:1,05.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С6 или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C или их смесь, а также дополнительно содержит монометиланилин (ММА) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: технический изооктан 30-70 изопентан или изомеризат C6 или их смесь 10-25 толуол или фракция бензина риформинга НК-180°C   или их смесь 8-40 ММА 0,5-2,0 МТБЭ до 15 Топливная композиция может содержать присадки, выбранные из группы: антикоррозионные, антистатические, противообледенительные и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая включает изомеризат, ароматические углеводороды, алкилбензин, метил-трет-бутиловый эфир, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют п-ксилол и дополнительно содержит изобутан, изооктен и антиокислитеьную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, % масс.: концентрат изопарафиновых углеводородов C5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана - 15,0-35,0; п-ксилол - 30,0-39,0; изобутан - 2,0-8,0; метил-трет-бутиловый эфир - 12,0-14,8; изооктен - 1,0-9,5; алкилбензин - до 30,0; антиокислительная присадка Агидол - до 0,2. Разработанная композиция автомобильного бензина для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов обладает высокими антидетонационными свойствами (определяемыми как по исследовательскому, так и по моторному методам) и полностью соответствует действующему ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) на автомобильные бензины. 3 табл.
Наверх