Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое защитное устройство расположено на нижней части воздухозаборника и содержит способную к выдвижению подвижную нижнюю панель. В задней части нижней панели расположены две панельки, способные совершать одновременно колебательные перемещения вниз в продольной плоскости нижней панели. Достигается повышение эффективности бортового защитного устройства двигателя от попадания посторонних предметов. 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты силовых установок летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно устройство для защиты силовой установки с воздушно-реактивными двигателями от попадания посторонних предметов, содержащее поворотный защитный экран, размещенный перед входом в воздухозаборник двигателя (патент США №3168999, кл. В64D 33/02, 1965).

Известное устройство неэффективно при нахождении летательного аппарата на стоянке из-за наличия вихревого шнура на входе в воздухозаборник, способствующего попаданию посторонних предметов в его тракт, а также неизвестны рациональные размеры поворотного защитного экрана и его расположение от поверхности аэродрома.

Известно устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении. Панель выполнена из силового П-образного каркаса и шарнирно закрепленных в его внешних продольных трубках двух панелек, способных к совершению одновременного колебательного перемещения от уровня кромки воздухозаборника вниз на угол α=30-60° с периодом колебаний Т=1,0-3,0 с, расположенных на расстоянии с=0,005-0,01 м от его передней кромки, причем длина lH панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении , ширина bH панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении (патент RU №2204037, МПК7 F02С 7/05, В64D 33/02, заявлен 21.02.2000).

К недостаткам данного устройства следует отнести то, что из-за одновременного колебательного перемещения двух панелек от уровня кромки воздухозаборника вниз на угол α=30-60° с периодом колебаний Т=1,0-3,0 с на входе в воздухозаборник образуется нестационарное вихревое течение потока, которое может привести к срывным режимам на передних кромках воздухозаборника и, следовательно, к снижению запаса газодинамической устойчивости двигателя.

Известно устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, которая шарнирно соединена со штоком привода, жестко закрепленного на корпусе воздухозаборника. Нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели и боковыми кромками с относительной высотой , с относительной шириной нижней панели и способна к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, и установлена под углом α=15-25° относительно оси передней кромки воздухозаборника, где λ - длина выдвижения нижней панели, м; l - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; h - высота боковой кромки нижней панели, м; Н - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м (патент RU №2490177, МПК В64D 33/02, заявлен 21.09.2011).

К недостаткам данного устройства следует отнести то, что на входе в воздухозаборник образуется вихревое течение потока, которое может привести к срывным режимам на передних кромках воздухозаборника и, следовательно, к снижению запаса газодинамической устойчивости двигателя.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности бортового устройства защиты двигателя от попадания посторонних предметов на всех режимах работы на земле посредством уменьшения интенсивности вихреобразования перед воздухозаборником путем одновременного колебательного перемещения вниз двух панелек в продольной плоскости нижней панели, а также устранение срывных режимов течений потока на передних кромках воздухозаборника.

Для решения этой задачи в бортовом устройстве защиты двигателя от попадания посторонних предметов, содержащем подвижную нижнюю панель, расположенную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, установленную относительно оси передней кромки воздухозаборника под углом α=15-25°, причем нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели и способной к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, имеются две панельки нижней панели, которые на двух продольных осях совершают одновременно колебательные перемещения вниз в продольной плоскости нижней панели на углы αn=25-30° с периодами колебаний Т=0,5-4,0 с, причем панельки расположены от нижней кромки нижней панели на относительной длине и выполнены с относительной шириной, где λ - длина выдвижения нижней панели, м; l - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина панелек нижней панели, м; d - ширина панелек нижней панели, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого бортового устройства защиты, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди, вид А; на фиг. 3 - то же, вид спереди, вид Б; на фиг. 4 - то же, вид сверху, разрез В-В.

Бортовое устройство защиты включает в себя нижнюю панель 1, снабженной ребрами жесткости 2, на которой расположены узлы 3 на ее передней и задней кромках. В узлах 3 шарнирно закреплены односторонние выпуклые профили 4 и 5, вторые концы которых закреплены шарнирно в узлах 6 на корпусе воздухозаборника 7 летательного аппарата 8, расположенного на поверхности аэродрома 9. На двух задних профилях 5 шарнирно закреплены штоки приводов 10, закрепленные жестко на корпусе воздухозаборника 7. Приводы 10 закрыты обтекателями 11. Нижняя панель 1 имеет в нижней части фиксаторы 12 и установленные шарнирно на продольных осях 13 и 14 панельки 15 и 16, которые соединены с приводами 17 и 18.

Нижняя панель 1 выполнена с относительной длиной нижней панели и с относительной шириной нижней панели , и имеет в нижней части панельки 15 и 16, расположенные от нижней кромки нижней панели 1 на относительной длине и выполненные с относительной шириной , где l - длина нижней панели 1, м; b.- ширина нижней панели 1, м; с - длина панелек нижней панели 1, м; d - ширина панелек нижней панели 1, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник 6, м; А - высота воздухозаборника 6, м; В - ширина воздухозаборника 6, м.

Выдвижение нижней панели 1 осуществляется на относительную длину выдвижения нижней панели 1 , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника 7 от поверхности аэродрома 9 от 0,8 до 1,25, где λ - длина выдвижения нижней панели 1, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника 7 от поверхности аэродрома 9, м.

Нижняя панель 1 установлена под углом α=15-25° относительно оси передней кромки воздухозаборника 7.

Панельки 15 и 16 способны на продольных осях 13 и 14 при помощи приводов 17 и 18 к одновременному колебательному перемещению вниз в продольной плоскости нижней панели 1 на углы αn=25-30° с периодами колебаний Т=0,5-4,0 с.

Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска двигателя на газовочной стоянке системой автоматического управления летательного аппарата 8 подаются сигналы на приводы 10 на выпуск устройства защиты. Штоки приводов 10 перемещаются вперед и перемещают по своим окружностям вперед профили 4 и 5 относительно своих осей в узлах 6. Одновременно с ними перемещается вперед и нижняя панель 1 в узлах 3 на угол α=15- 25° и на относительную длину выдвижения нижней панели 1 , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника 7 от поверхности аэродрома 8 от 0,8 до 1,25. Например, при расположении воздухозаборника 7 на высоте необходимо выдвигать нижнюю панель 1 на , при - соответственно на и т.д.

Затем подаются сигналы на приводы 17 и 18, которые начинают одновременно на продольных осях 13 и 14 перемещать панельки 15 и 16 вниз в продольной плоскости нижней панели 1 на углы αn=25-30° с периодами колебаний Т=0,5-4,0 с.

На поверхности аэродрома 9 вихревые шнуры не образуются, так как панельки 15 и 16 за счет одновременных колебательных перемещений вниз уменьшают интенсивность вихреобразования на входе в воздухозаборник 7 или вообще исключают его образование, а, следовательно, и посторонние предметы не попадают в тракт воздухозаборника 7.

При рулении летательного аппарата 8 по аэродрому 9 бортовое устройство защиты работает аналогично.

В процессе взлета летательного аппарата 8 подаются сигналы на выключение приводов 17 и 18, при этом фиксаторы 12 фиксируют панельки 15 и 16 в обводах нижней панели 1, которая перекрывает зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома 9 подаются сигналы на включения приводов 10, которые производят уборку нижней панели 1 в корпус воздухозаборника 7.

Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата 8 в момент касания колеса передней стойки шасси поверхности аэродрома 9.

Повторное выключение устройства защиты из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата 8.

Применение предлагаемого изобретения позволит повысить эффективность бортового устройства защиты двигателя от попадания посторонних предметов на всех режимах работы на земле посредством уменьшения интенсивности вихреобразования перед воздухозаборником и щитовой защитой от попадания посторонних предметов в его тракт, а также обеспечит исключение срывных режимов на передних кромках воздухозаборника.

Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, расположенную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, установленную относительно оси передней кромки воздухозаборника под углом α=15-25°, где нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели и способной к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, и имеющей в нижней части две панельки, способных к совершению одновременных колебательных перемещений вниз на углы α с периодами колебаний T, отличающееся тем, что две панельки нижней панели на двух продольных осях совершают одновременно колебательные перемещения вниз в продольной плоскости нижней панели на углы αn=25-30° с периодами колебаний T=0,5-4,0 с, причем панельки расположены от нижней кромки нижней панели на относительной длине и выполнены с относительной шириной , где λ - длина выдвижения нижней панели, м; l - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; c - длина панелек нижней панели, м; d - ширина панелек нижней панели, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; A - высота воздухозаборника, м; B - ширина воздухозаборника, м.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к гондолам авиационных двигателей. Конструкция передней кромки воздухозаборника гондолы содержит переднюю кромку, внутреннюю перегородку, средства удаления льда и/или защиты от обледенения.

Изобретение относится к области авиации, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата, при котором расчетным методом выбирают соотношение длин внутреннего и внешнего контуров двигателя в пределах больше 1,41 или меньше 0.9 для всех возможных условий эксплуатации летательного аппарата.

Изобретение относится к области авиации, в частности к летательным аппаратам с корпусом и фюзеляжем в виде крыла. Летательный аппарат содержит, по меньшей мере, один канал для тягового потока, проходящий сквозь корпус от направленного вперед воздухозаборника на поверхности корпуса через реактивный двигатель к реактивному соплу на поверхности корпуса.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое защитное устройство расположено на нижней части воздухозаборника и содержит способную к выдвижению подвижную нижнюю панель.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата содержит верхние и нижние аэродинамические поверхности, сходящиеся под острым углом со стороны набегающего воздушного потока, ограниченные стенками полости, расположенные между верхней и нижней аэродинамическими поверхностями, реактивные двигатели, эжекторы, элементы отклонения стекающих воздушных потоков.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Фюзеляж летательного аппарата содержит носовую часть с кабиной управления и передним шасси, серединную часть с элементами крепления крыльев, хвостовую часть с реактивным двигателем и оперением.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое устройство защиты двигателя характеризуется тем, что нижняя панель выполнена с относительной длиной , с относительной шириной и способна к перемещению на относительную длину своего выдвижения , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих поверхностей летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата содержит прикреплённый к фюзеляжу каркас, верхние и нижние аэродинамические поверхности, имеющие в стенках отверстия для входа воздуха в ограниченные стенками полости, сообщающиеся с полостями реактивные двигатели, элементы отклонения воздушных потоков.

Силовая установка для летательного аппарата содержит вентилятор (3) и узел (А) воздухозаборника. Вентилятор (3) содержит корпус (23), на внутренней стенке которого предусмотрена обшивка (25), верхний по потоку край которой смещен назад относительно верхнего по потоку края (29) указанного корпуса (23).

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое защитное устройство расположено на нижней части воздухозаборника и содержит способную к выдвижению подвижную нижнюю панель.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое защитное устройство расположено на нижней части воздухозаборника и содержит способную к выдвижению подвижную нижнюю панель. В задней части нижней панели расположены две панельки, способные совершать поочередно колебательные перемещения вниз в поперечной плоскости нижней панели. Достигается повышение эффективности бортового защитного устройства двигателя от попадания посторонних предметов. 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое защитное устройство расположено на нижней части воздухозаборника и содержит способную к выдвижению подвижную нижнюю панель. На оси панели расположены две панельки, способные совершать колебательные перемещения вниз в поперечной плоскости нижней панели. Достигается повышение эффективности бортового защитного устройства двигателя от попадания посторонних предметов. 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое защитное устройство расположено на нижней части воздухозаборника и содержит способную к выдвижению подвижную нижнюю панель. В задней части нижней панели расположены две панельки, способные совершать поочередно колебательные перемещения вниз в продольной плоскости нижней панели. Достигается повышение эффективности бортового защитного устройства двигателя от попадания посторонних предметов. 4 ил.

Изобретение относится к области авиационных двигателей и может быть использовано при мониторинге состояния этих двигателей в течение времени. Способ контроля повреждений на внутренней стороне картера вентилятора включает следующие этапы: отмечают первое повреждение (I1) на внутренней стороне картера вентилятора, ограничивают поверхность осмотра, содержащую упомянутое первое повреждение (I1), отмечают различные повреждения (Ii), присутствующие на ограниченной поверхности осмотра, при этом упомянутые отмеченные различные повреждения представляют собой совокупность рассматриваемых повреждений, для каждого рассматриваемого повреждения (Ii) измеряют глубину и длину упомянутого повреждения (Ii), для каждого рассматриваемого повреждения (Ii) определяют значение степени серьезности при помощи, по меньшей мере, одной номограммы, устанавливающей соотношение глубины и длины каждого рассматриваемого повреждения со степенью серьезности, для каждой поверхности осмотра, содержащей первое повреждение (I1), определяют общее значение степени серьезности посредством суммирования значений степени серьезности, определенных для каждого рассматриваемого повреждения (Ii). Изобретение обеспечивает простую оценку степени серьезности наблюдаемых повреждений для ускорения обработки этих дефектов за счет использования простых инструментов контроля, не требующих специальной профессиональной подготовки, а также позволяет быстро принять решение о допустимости или недопустимости этих дефектов относительно прочности картера вентилятора. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к аэродинамике летательных аппаратов сверхзвуковых и околозвуковых скоростей. Способ торможения сверхзвукового потока заключается в создании скачков уплотнения, движущихся относительно обтекаемой поверхности в направлении течения, со значениями скоростей меньшими разницы значений скоростей потока и скоростью звука перед скачками уплотнения. Движение скачков уплотнения осуществляют путем создания в потоке у обтекаемой поверхности поперечных волн, бегущих в направлении потока. Поперечные бегущие волны создают путем поперечных бегущих деформаций контура обтекаемой поверхности либо путем периодических, чередуемых отсоса и выдува воздуха из участков обтекаемой поверхности со сдвигом фаз отсоса и выдува между соседними участками обтекаемой поверхности. Изобретение направлено на уменьшение потерь полного давления. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к звуковой защите корпуса вентилятора турбинного двигателя летательного аппарата. Устройство звуковой защиты для корпуса летательного аппарата содержит панель (6) звуковой защиты с полосами (10), ослабляющими вибрацию. Полосы прижаты с одной стороны к внешней поверхности (6a) панели (6), а с другой стороны - к внутренней поверхности корпуса вентилятора. Каждая ослабляющая полоса (10) имеет два противоположных края (14), каждый из которых имеет верхний по потоку конец и нижний по потоку конец, расположенные на расстоянии друг от друга вдоль направления центральной оси (2). Один из двух противоположных краев (14) полос (10) имеет такую форму, чтобы жидкость, присутствующая на этом краю, могла протекать под действием силы тяжести в направлении любого одного или обоих из его верхнего по потоку и нижнего по потоку концов. Изобретение повышает надежность двигателя летательного аппарата. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам. Летательный аппарат (1) содержит фюзеляж (2) с двигателем (8a). Максимальная ширина фюзеляжа (2) определена в области двигателя (8a). Передний обтекатель фюзеляжа и задний обтекатель фюзеляжа закрывают двигатель (8a) частично и разнесены друг от друга в направлении, поперечном продольной оси двигателя (8a), посредством предварительно определенного смещения обтекателя, для определения динамического воздухозаборника (9), через который поток всасываемого воздуха подается к упомянутому по меньшей мере одному двигателю (8a), использующему воздух как окислитель при работе. Изобретение повышает защиту двигателя летательного аппарата. 14 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам. В воздушном канале (1) воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка (6) под углом γ, составляющим от 30 до 90° относительно продольной оси канала. Воздушный канал (1) ограничен стенками воздухозаборника, а также подвижными панелями (2, 3). С одной стороны воздушный канал (1) открыт для поступления воздушного потока через вход (4) воздухозаборника, а с другой стороны от входа (4) воздушный канал (1) соединен с входным направляющим аппаратом (5). Длина l решетки, в направлении, параллельном продольной оси канала, зависит от диаметра воздушного канала в месте установки решетки (6) и находится в пределах от 0,3 до 0,6 диаметра d воздушного канала (1). Расстояние по продольной оси воздушного канала (1) от решетки до входного направляющего аппарата (5) составляет от 0,7 до 1,2 диаметра d канала (1). Изобретение снижает радиолокационную заметность воздухозаборника самолета путем увеличения радиопоглощающей и радиогасящей способности воздушного канала за счет удлинения его отражающих плоскостей. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов. Бортовое устройство защиты содержит подвижную нижнюю панель (1), которая шарнирно соединена со штоком привода, жестко закрепленного на корпусе (7) воздухозаборника. Нижняя панель (1) имеет в задней части два ряда щелей (12) с относительной шириной , расположенных на относительной длине . Относительное расстояние расположения второго ряда щелей, где l - длина нижней панели, м; с - длина от задней кромки нижней панели до оси первого ряда щелей, м; d - ширина щелей, м; k - расстояние между рядами щелей, м. Изобретение повышает эффективность устройства защиты двигателя. 3 ил.

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов. Воздухозаборник вертолетного газотурбинного двигателя содержит компрессор и канал для подачи воздуха на компрессор, кромки (30, 32) и противообледенительную решетку (36). Противообледенительная решетка установлена на внешних концах (30а, 32а) кромок (30, 32) воздухозаборника и расположена на пути воздушного потока, поступающего в воздухозаборник (34). По меньшей мере, одна кромка (30, 32) воздухозаборника изготовлена из тонкого металлического листа. Изобретение обеспечивает существенный объем обходного потока при обледенении. 2 н. и 8 з.п. ф-лы. 6 ил.
Наверх