Способ раскрутки-торможения колес шасси

Изобретение относится к системам привода шасси и касается предварительной раскрутки колес шасси при посадке и торможения после посадки. Перед посадкой каждое колесо шасси вращают с окружной скоростью, равной скорости самолета, с помощью установленных на них электрических машин, которые питают от аккумулятора, и после посадки тормозят. При этом каждое колесо шасси раскручивают и тормозят электромагнитным методом с применением магнитоэлектрического электромеханического преобразователя с кольцевой обмоткой, содержащего якорь, магнитопровод, электропроводящий индуктор, выполненный двойным в виде двух полых цилиндров, набранных из постоянных магнитов, на который подают напряжение от аккумулятора в режиме двигателя при раскручивании и запускают режим реверса при торможении. Достигается возможность выравнивания окружной скорости каждого колеса шасси со скоростью самолета при посадке и управление угловой скоростью вращения каждого колеса при раскрутке и торможении. 2 ил.

 

Изобретение относится к системам привода шасси и может быть использовано для предварительной раскрутки колес шасси при посадке и торможения после соприкосновения колес шасси летательного аппарата с землей.

Известен способ предварительной раскрутки колес шасси самолета (патент РФ №2152334 C1, В64С 25/40 от 10.07.2000), состоящий в использовании лопастей-карманов изменяемой геометрии из эластичного упругого материала на боковой поверхности шины колеса. При взлете лопасти прижимают и поддерживают в сложенном состоянии, а при посадке освобождают, например, при помощи электромагнитов и пружин для раскручивания колеса после выпуска шасси.

Недостатком способа является сложность изменения и контроля мощности раскрутки колеса до необходимой угловой скорости.

Известен способ привода колес шасси самолета и устройство шасси (заявка на патент WO 2014046564 A1, В64С 25/40 от 24.09.2012), в котором каждое колесо шасси вращают с помощью одной из установленных на нем воздушных турбин радиального или осевого типа и противоположных направлений вращения, к которым подают сжатый воздух от основных двигателей или вспомогательной энергетической установки самолета. Одной из турбин раскручивают колеса перед посадкой или при движении на земле вперед, а другой турбиной осуществляют торможение после приземления, а также движение задним ходом и развороты при маневрировании. Воздух используют также для продувки и охлаждения тормоза колеса. Несообщающиеся воздушные коллекторы турбин через управляющие клапаны телескопическим трубопроводом, закрепленным на стойке шасси, подключены к бортовым источникам сжатого воздуха. Диски-статоры тормоза имеют секторы сквозных каналов и являются сопловыми диафрагмами, а диски-роторы имеют равномерно расположенные по окружности сквозные каналы и являются рабочими колесами осевой турбины. Сопловые аппараты радиальной турбины установлены на статоре, а рабочее колесо - на внутреннем ободе колеса шасси. Сопловые аппараты секторными воздуховодами подключены к соответствующим воздушным коллекторам.

Недостатком способа является недостаточно точное регулирования вращения колеса, а также применение для торможения фрикционных тормозов.

Известно устройство электромеханического привода дискового тормоза колеса основной опоры шасси самолета (патент РФ №2522643 А, В64С 25/44 от 25.07.2012), состоящее, по меньшей мере, из двух модулей, установленных на фланце, закрепленном на оси колеса, каждый из которых имеет корпус, нажимной плунжер, действующий на диск тормоза; расположенный в корпусе винтовой механизм, винт которого, установленный в радиально-упорном подшипнике и опирающийся торцом на упорный подшипник, имеет внутреннюю осевую полость, а гайка имеет стопор, исключающий ее вращение относительно корпуса; редуктор привода винта; электродвигатель, соединенный с редуктором привода винта, электродвигатель с ротором, на одном из концов вала которого размещен волнообразователь первой ступени двухступенчатого волнового редуктора, охватывающий волнообразователь сепаратор первой ступени волнового редуктора, соединенный с корпусом электродвигателя, имеющий первые промежуточные тела вращения, взаимодействующие с охватывающим сепаратор жестким колесом, с внутренней волновой поверхностью; при этом жесткое колесо второй ступени имеет установленный соосно с ротором электродвигателя вал с волнообразователем второй ступени волнового редуктора с соединенным с корпусом электродвигателя сепаратором, имеющим вторые промежуточные тела вращения, а часть поверхности винта, охватывающая волнообразователь второй ступени волнового редуктора, имеет внутреннюю волновую поверхность.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и износ фрикционных тормозов.

Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому результату к заявленному способу является способ торможения и маневрирования (патент РФ №2403180 С2, В64С 25/42 от 10.11.2010), согласно которому используют двигатель/генератор барабана колеса в качестве двигателя до приземления, чтобы согласовать окружную скорость пневматиков с относительной путевой скоростью так, что когда происходит посадка, имеется минимальная разность в этих двух скоростях. Привод колес самолета используют также для его перемещения на земле и во время взлета. Двигатель/генератор барабана колеса представляет собой дисковый электромотор, диски которого одновременно являются дисками фрикционного тормоза.

Недостатком способа является повышенная масса и применение фрикционных тормозов.

Задача изобретения - раскрутка колес шасси до необходимой скорости вращения перед посадкой, предотвращающей проскальзывание всех колес относительно полосы при посадке, обеспечивающей отсутствие удара в момент контакта и минимальный износ шасси, а также автономное перемещение самолета на земле за счет привода колес и торможение после соприкосновения с землей.

Техническим результатом, достигаемым в заявленном способе, является возможность выравнивания окружной скорости каждого колеса тележки шасси со скоростью самолета при его посадке и точного управления угловой скоростью вращения каждого колеса тележки шасси при раскрутке и торможении.

Поставленная задача решается и технический результат достигается способом раскрутки- торможения колес шасси, по которому перед посадкой каждое колесо шасси вращают с окружной скоростью, равной скорости самолета, с помощью установленных на них электрических машин, которые питают от аккумулятора, и после посадки тормозят, согласно изобретению каждое колесо шасси раскручивают и тормозят электромагнитным методом с применением магнитоэлектрического электромеханического преобразователя с кольцевой обмоткой, содержащим якорь, магнитопровод, электропроводящий индуктор, выполненный двойным в виде двух полых цилиндров, набранных из постоянных магнитов, на который подают напряжение от аккумулятора в режиме двигателя при раскручивании и запускают режим реверса при торможении.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображено шасси с магнитоэлектрическим электромеханическим преобразователем, на фиг. 2 изображена нормальная схема электропитания магнитоэлектрического электромеханического преобразователя при перемещении летательного аппарата по аэродрому.

Пример конкретной реализации способа

Пример осуществляется на самолете Як-58 с массой 2100 кг. Заявляемый способ реализуется устройством, которое содержит колесную тележку 1 с установленным на нем магнитоэлектрическим электромеханическим преобразователем 2 таким образом, чтобы он был на одном валу с колесом шасси 3 и мог его раскручивать и тормозить. Также устройство содержит аккумулятор 4 и блок управления 5, соединенные с магнитоэлектрическим электромеханическим преобразователем 2.

Способ раскрутки-торможения колес шасси перед посадкой самолета реализуется следующим образом: выпускают шасси с колесной тележкой 1, на которой установлены магнитоэлектрические электромеханические преобразователи 2; подают сигнал на блок управления, 5 и колеса шасси 3 раскручивают магнитоэлектрическими электромеханическими преобразователями 2, которые работают в двигательном режиме и питают от аккумулятора 4, до окружной скорости, равной скорости самолета. При этом раскрученные до скорости самолета колеса шасси подвергаются минимальному воздействию трения, и тем самым повышается срок их службы. Также результатом является предотвращение образования на взлетно-посадочной полосе «резинового наката», снижающего сцепление пневмомеханизмов самолетов с полосой.

После соприкосновения колес шасси 3 с землей способ раскрутки-торможения колес шасси реализуется следующим образом: подают сигнал на блок управления 5, и магнитоэлектрический электромеханический преобразователь 2 переходит в режим реверса и создает тормозящий момент. При посадке самолет Як-58 обладает кинетической энергией, равной 16,4 МДж при скорости посадки 125 км/ч, и при этом 30% этой энергии поглощается магнитоэлектрическим преобразователем энергии 2, работающим в режиме реверса, остальные 70% энергии поглощаются пневмомеханизмами и фрикционными тормозами. Для восприятия такого количества энергии магнитоэлектрический преобразователь энергии 2 согласно расчетам обладает следующими габаритами: диаметр ротора 200 мм, осевая длина статора 150 мм. Поглощаемую энергию преобразуют магнитоэлектрическим преобразователем в электрическую энергию 3 и питают аккумулятор 4. В результате частичного электромагнитного торможения электромеханическим преобразователем энергии 2 снижается нагрузка на фрикционные тормоза и пневмомеханизмы.

Итак, заявляемый способ раскрутки-торможения шасси позволяет сэкономить топливо за счет применения электромеханического преобразователя энергии в качестве привода и сохранить ресурс времени службы колес шасси, фрикционных тормозов и пневмомеханизмов самолета за счет того, что магнитоэлектрический электромеханический преобразователь позволяет раскрутить колеса шасси самолета до скорости, равной скорости самолета перед посадкой, и поглотить часть кинетической энергии самолета после посадки.

Способ раскрутки-торможения колес шасси, по которому перед посадкой каждое колесо шасси вращают с окружной скоростью, равной скорости самолета, с помощью установленных на них электрических машин, которые питают от аккумулятора, и после посадки тормозят, отличающийся тем, что каждое колесо шасси раскручивают и тормозят электромагнитным методом с применением магнитоэлектрического электромеханического преобразователя с кольцевой обмоткой, содержащего якорь, магнитопровод, электропроводящий индуктор, выполненный двойным в виде двух полых цилиндров, набранных из постоянных магнитов, на который подают напряжение от аккумулятора в режиме двигателя при раскручивании и запускают режим реверса при торможении.



 

Похожие патенты:

Летательный аппарат содержит не менее двух турбореактивных двигателей, оснащенных электрическими стартерами-генераторами, шасси, оснащенное электродвигателем, преобразователь и модуль распределения электроэнергии, вспомогательный бортовой силовой модуль, генератор электроэнергии.

Изобретение относится к шасси летательного аппарата (ЛА) и касается узла привода для шасси. Узел привода содержит первое колесо и второе колесо на общей колесной оси, где узел привода является соединяемым с возможностью передачи приводного усилия с одним из колес.

Изобретение относится к приводному узлу для шасси воздушного судна. Шасси воздушного судна содержит первое и второе колесо на общей оси колес.

Изобретение относится к конструкции шасси воздушного судна и касается трехопорной конструкции шасси. Конструкция шасси содержит узел передней опоры шасси и узел основной опоры шасси.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для раскрутки колес шасси летательных аппаратов перед посадкой. Колесо имеет на боковых поверхностях шины лопатки из резины.

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа привода колес шасси самолета для выравнивания окружной скорости колес со скоростью самолета перед приземлением и для перемещения самолета по земле.

Изобретение относится к многофункциональному электромеханическому устройству для шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиации и авиастроения, касается устройств, повышающих качество и безопасность приземления самолета, и может найти применение при авиаперевозках.

Изобретение относится к способам посадки беспилотных летательных аппаратов (БЛА) аэродинамического типа. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам и устройствам приземления, пробега и разбега тяжелых, широкофюзеляжных самолетов. .

Изобретение относится к авиастроению и касается электроприводов колес шасси. Многодвигательный электромеханический привод (МЭМП) колеса шасси состоит из нескольких электродвигателей с редукторами, пакета тормозных дисков, и нескольких следящих линейных электроприводов, блоков управления следящими электроприводами, главного блока управления МЭМП, соединенного интерфейсной шиной с блоками управления электродвигателями и датчиками. Каждый электродвигатель следящего электропривода бесколлекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Редуктор каждого следящего электропривода волновой с телами вращения. Установленные на выходных валах редукторов средства зацепления являются цилиндрическими эксцентриками, имеющими линию симметрии, с закрепленными на них подшипниками качения, взаимодействующими с зубьями цилиндрического зубчатого колеса, сформированными циклоидальной поверхностью, образующими эксцентриково-циклоидальное зацепление. Выходной вал каждого следящего электропривода имеет датчик углового положения, соединенный интерфейсной шиной с блоком управления соответствующего следящего электропривода и с главным блоком управления (ГБУ). Достигается повышение функциональных возможностей и надежности путем резервирования МЭМП. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к блоку привода колеса для присоединения к шасси летательного аппарата (ЛА). Блок привода колеса содержит приводной двигатель, установочный компонент, выполненный с возможностью установки на поддерживающий компонент, соединительный компонент, закрепленный разъемным образом к установочному компоненту. Соединительный компонент обеспечивает поддержку крутящего момента приводного двигателя. Блок привода колеса без установочного компонента выполнен с возможностью демонтажа с шасси ЛА во время разъединения крепления с установочным компонентом. Блок также содержит съемное соединение для соединения пары секций электрической линии и/или линии текучей среды. Причем первая часть съемного соединения установлена на установочный компонент, а вторая часть - на соединительный компонент, так что демонтаж блока привода колеса от шасси ЛА также отсоединяет вторую часть съемного соединения от первой части. Достигается простое, легкое и быстрое присоединение и отсоединение от шасси ЛА. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к блоку привода для шасси летательного аппарата (ЛА) и касается рассеивания тепла от устройств, ассоциированных с шасси. Блок привода для колеса ЛА ассоциирован с тормозным блоком. Причем блок привода содержит приводной мотор, выполненный с возможностью соединения с возможностью передачи приводного усилия с колесом и с системой охлаждения, включающей в себя блок охлаждения привода, и с блоком охлаждения тормоза. Приводной мотор блока привода выполнен с возможностью соединения с возможностью передачи приводного усилия в качестве общего привода системы охлаждения с системой охлаждения или в качестве привода соответствующего блока охлаждения - с одним из блока охлаждения тормоза или блока охлаждения привода. Достигается обеспечение достаточного охлаждения для тормозного блока и блока привода, обеспечение минимальных требований по пространству ко всей конструкции шасси. 4 н. и 14 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам электрического питания летательного аппарата на земле, содержащим два электрических генератора, вращаемых вспомогательной силовой установкой. Первый генератор соединен при помощи средств селективного соединения/разъединения с сетью летательного аппарата и с сетью электрического руления для обеспечения подачи либо переменного напряжения в сеть летательного аппарата, когда он подключен к этой сети, либо переменного напряжения в сеть руления, когда он подключен к этой сети. Второй генератор соединен при помощи средств соединения/разъединения с сетью летательного аппарата для подачи в эту сеть переменного напряжения, только когда первый генератор питает сеть руления. Технический результат состоит в обеспечении независимого питания сети руления от сети летательного аппарата без ограничений, выдвигаемых нормами сертификации сети летательного аппарата. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к устройству и способу электрического питания летательного аппарата на земле. Устройство содержит два электрических генератора/стартера, вспомогательную силовую установку, сеть электрического руления с электрическими двигателями приводов колес, сеть электрического питания летательного аппарата, средства селективного соединения/разъединения с сетями летательного аппарата и руления, подключенных определенным образом. Для электрического питания летательного аппарата на земле сеть руления питают при помощи первого генератора, а сеть летательного аппарата питают при помощи второго генератора и при помощи первого генератора, когда функцию руления не используют, при этом второй генератор не используют. Обеспечивается резервирование средств электрического питания сети руления. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к приводным системам для вращения одного или нескольких колес шасси летательного аппарата при рулении на земле и/или для раскручивания колес шасси перед посадкой. Приводная система для вращения колеса содержит электромотор, выполненный с возможностью вращения первой ведущей шестерни посредством первой передачи, и ведомое колесо, выполненное с возможностью крепления к колесу. При этом приводная система имеет первый режим, в котором первая ведущая шестерня входит в зацепление с ведомым колесом для приведения его в движение электромотором посредством первой передачи. Причем или первая ведущая шестерня, или ведомое колесо выполнены в виде первой звездочки, а другая первая ведущая шестерня или другое ведомое колесо содержат ряд расположенных по кольцу роликов, каждый из которых выполнен с возможностью вращения вокруг собственной оси. Причем каждый ролик из ряда установлен с возможностью вращения вокруг штифта. Приводная система выполнена с возможностью переключения из первого режима в третий режим, в котором первая ведущая шестерня не входит в зацепление с ведомым колесом. Достигается повышение надежности и устойчивости к деформации колеса и отклонению осей между ведущим и ведомым колесами. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 25 ил.

Изобретение относится к приводным системам для вращения одного или нескольких колес шасси летательного аппарата при рулении на земле и/или раскручивании колес шасси перед посадкой. Приводная система содержит электромотор, выполненный с возможностью вращения первой ведущей шестерни посредством первой передачи, и ведомое колесо, выполненное с возможностью крепления к колесу. При этом приводная система имеет первый режим, в котором первая ведущая шестерня входит в зацепление с ведомым колесом для приведения его в движение электромотором посредством первой передачи. Причем или первая ведущая шестерня, или ведомое колесо выполнены в виде первой звездочки, а другая первая ведущая шестерня или другое ведомое колесо содержат ряд роликов, установленных в два ряда и расположенных по кольцу. Каждый ролик выполнен с возможностью вращения вокруг собственной оси. Причем каждый ролик из ряда установлен с возможностью вращения вокруг штифта, а штифты закреплены на кольцевом опорном элементе. Достигается повышение надежности и устойчивости к деформации колеса и отклонению осей между ведущим и ведомым колесами. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 35 ил.
Наверх