Аппаратно-программный комплекс для обеспечения физической, профессиональной или когнитивной терапии пациентов с нарушением высших психических функций

Изобретение относится к области медицины, психологии и нейрореабилитации. Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включает терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением; блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений. Терминальное устройство врача выполнено с возможностью контроля выполнения тестов и упражнений на компьютере пациента и статистической обработки результатов выполнения упражнений. Терминальное устройство пациента снабжено компьютерной мышкой; устройством визуального наблюдения; звуковыми платами и динамиками, а также платами видеоадаптеров. Блок аналитической обработки данных выполнен с возможностью последующей их статистической обработки, формированием и сохранением оценочных результатов о выполненном задании в соответствующей БД хранилища. Комплекс обеспечивает адекватное динамическое восстановление больных с последствиями повреждений головного мозга. 13 з.п. ф-лы, 18 ил., 4 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, психологии, нейрореабилитации и может быть использовано в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями повреждений головного мозга в результате, например, инсульта и/или черепно-мозговой травмы.

Нарушения мозгового кровообращения (НМК) - одна из наиболее частых причин инвалидности и смертности населения. По данным ВОЗ ежегодно регистрируется 100-3000 случаев на 100000 населения. Первичные инсульты составляют в среднем 75%, повторные - около 25% всех случаев инсульта. В возрасте после 45 лет каждое десятилетие число инсультов в каждой возрастной группе удваивается.

Инсульт нередко оставляет тяжелые последствия в виде двигательных, речевых и иных нарушений, значительно инвалидизируя больных. Экономические потери от инсультов составляют в США около 30 млрд. долл. в год (Кадыков А.С. и др. Реабилитация неврологических больных. - М., 2009, с. 67).

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) также часто приводит к потере трудоспособности, стойкому нарушению физических и социальных возможностей больных. В России частота ЧМТ составляет примерно 4 случая на 1000 населения, или 400 тыс. пострадавших в год. На долю ЧМТ приходится 24-31% всех случаев инвалидности, полученных в результате травм, большинство из них составляют люди молодого возраста (Кадыков А.С. и др. Реабилитация неврологических больных. - М., 2009, с. 121).

Помимо лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на устранение физических нарушений, восстановления чувствительных, двигательных функций, для полноценной реабилитации пациентов с последствиями инсультов и травм, вызывающих локальные поражения мозга с соответствующими топическими изменениями, важную роль приобретает нейропсихологическая реабилитация, направленная на восстановление высших психических функций, включая речь, когнитивные функции. Следует отметить, что выраженные нарушения высших психических функций при инсультах, ЧМТ, в свою очередь, могут отрицательно влиять на восстановление двигательных и чувствительных нарушений, поскольку затрудняют процесс реабилитации, препятствуют активному вовлечению в него пациента. В то же время для повышения эффективности нейропсихологической реабилитации необходимо составление индивидуальных программ соответственно имеющимся нарушениям. Кроме того, эффективность реабилитационных мероприятий тесно взаимосвязана с их регулярным прохождением.

В связи с этим представляется актуальной разработка аппаратно-программного комплекса для обеспечения физической, профессиональной или когнитивной терапии пациентов с нарушением высших психических функций, который возможно было бы использовать при нейропсихологической реабилитации, в том числе дистанционно (при нахождении пациента вне реабилитационного учреждения или больницы).

Известен психофизиологический комплекс для реабилитации мелкой моторики кисти (патент ПМ №120002, 10.09.2012). Известный комплекс основан на использовании биологической обратной связи и представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из сенсорной перчатки, соединенной с компьютером, программного обеспечения для распознавания сигналов от сенсоров сгиба и/или поворота, которыми оснащена перчатка, программой специально подобранной компьютерной игры. Однако известный метод мало эффективен, т.к. не подразумевает динамического контроля врача за ходом выполнения теста, позволяющего в процессе тестирования откорректировать процесс выполнения теста. Способ ограничен количеством выполняемых движений, что делает его узко специфичным.

Задачей, решаемой в изобретении, является разработка аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего восстановительное обучение больных с нарушениями понимания и порождения речевого высказывания.

Достигаемым технический результатом является обеспечение адекватного динамического восстановления больных с последствиями повреждений головного мозга.

Указанный результат достигается за счет:

- визуализации вербальных и невербальных средств обучения;

- возможности манипулирования изображениями и текстами;

- обеспечения «обратной связи» - реакции компьютера на правильность выполнения задания;

- обеспечения контроля и помощи врачом больному во время выполнения упражнений;

- возможности регулярного прохождения реабилитационных программ, в том числе и вне лечебных учреждений;

- повышения компенсаторного потенциала за счет использования различных модальностей (зрительной, слуховой);

- повышения производительности труда за счет автоматизации части обучающей деятельности и интенсификации самостоятельной работы больных;

- обеспечения выработки как можно большего числа различных невербально-вербальных ассоциаций.

Разработанный комплекс включает:

- терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением для выполнения тестов и упражнений для когнитивной терапии, соединенные проводной или беспроводной связью с хранилищем данных с расположенными в нем БД пациентов и результатов выполненных тестов и упражнений, БД тестов и упражнений, БД текстовых, графических и звуковых объектов, используемых в тестах и упражнениях, а также блоком аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений.

При этом:

- терминальное устройство врача выполнено с возможностью контроля выполнения тестов и упражнений на компьютере пациента и статистической обработки результатов выполнения упражнений;

- терминальное устройство пациента снабжено компьютерной мышкой для обеспечения выбора объекта на мониторе компьютера в процессе выполнения теста или упражнения нажатием клавиши мышки и перемещения объекта из одного положения в другое при нажатой клавише мышки; устройством визуального наблюдения за процессом выполнения пациентом тестов и упражнений; звуковыми платами и динамиками для воспроизведения звуковых сигналов, а также платами видеоадаптеров для воспроизведения графической информации в процессе выполнения тестов и/или упражнений и/или по итогам выполнения тестов и/или упражнений.

Хранилище с БД выполнено с возможностью статистической обработки информации о результатах выполнения тестов и упражнений.

Блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений, выполнен с возможностью последующей их статистической обработкой, формированием и сохранением оценочных результатов о выполненном задании в соответствующей БД хранилища.

В качестве объекта используют символ (букву), слово или изображение.

БД тестов и/или упражнений имеет структуру, в которой тесты и/или упражнения сгруппированы в тематические блоки, а каждый тематический блок имеет блоки с разделами и подразделами, при этом каждый подраздел содержит множество тестов и/или упражнений одного типа, но разной степени сложности, выбираемые в зависимости от состояния пациента.

БД тестов и упражнений выполнена с возможностью внесения изменений с компьютера пациента в количество и содержание упражнений.

В БД тестов и упражнений тематические блоки и блоки с разделами выполнены с возможностью редактирования с компьютера врача и блокировки от возможности их редактирования с компьютера пациента.

Блок аналитической обработки данных выполнен с возможностью воспроизведения звукового сигнала, в т.ч. в виде музыкальной фразы, и/или графической информации, в т.ч. в виде письменного сообщения, на каждую удачную и неудачную попытку осуществления действия пациентом и/или количества удачных и неудачных действий пациентом в процессе выполнения упражнения.

Терминальное устройство пациента выполнено с возможностью реализации «команд» мышки под левую руку пациента.

Структура БД пациентов имеет структуру, включающую персональные данные пациентов, информацию: основной диагноз; логопедический диагноз; результаты выполнения упражнений: название упражнения, количество удачных попыток (+), количество неудачных попыток (-), время выполнения (полных минут), время выполнения (секунд), дата выполнения, оценка по 10-бальной шкале, рассчитываемая автоматически на основании получаемых результатов выполнения тестов и/или упражнений.

Оценочные результаты о выполненном задании представляют собой комбинацию, по крайней мере, двух параметров, один из которых характеризует качество выполнения упражнения (характеризующееся в т.ч. количеством удачных и неудачных попыток осуществления действия при выполнении упражнения), второй - время, затраченное на выполнение упражнения.

Терминальное устройство врача выполнено с возможностью мониторинга (сравнения) результатов выполнения тестов и/или упражнений в течение всего периода терапии пациента.

Соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством VPN-соединения. VPN-соединение реализовано с использованием сервиса Teamviewer 5, обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.

Соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством сети Интернет. Соединение посредством сети Интернет реализовано с использованием сервиса «Skype», обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.

Схематично разработанный комплекс представлен на фиг 1. Примеры и интерфейс используемых упражнений представлены на фиг 2-13.

Компьютерная программа включает нескольких тем. Каждая тема, в свою очередь, состоит из нескольких разделов и подразделов. Обычно каждый подраздел содержит множество упражнений одного типа, но разной степени сложности, что позволяет охватить разные стадии обучения и разные уровни состояния больных. Ниже приводится перечень тем и разделов, а также примерное содержание некоторых упражнений.

Темы и разделы программы

1 Тесты

1 Известные ряды понятий

1. Порядковая речь (примеры порядковых рядов)

2. Упорядочивание известных рядов слов

3. Работа с месяцами и временами года

2 Фразы и предложения, знакомые с детства

1. Завершение пословиц и поговорок

2. Завершение простых предложений ("жесткий" контекст)

3. Набор известных стихов и песен

3 Работа с цифрами и счет

1. Ряды цифр

2. Работа с числами

4 Часы, время

5 Работа с изображениями

1. Выделение деталей из полного изображения

2. Идентификация деталей и получение полного изображения

3. Конструирование целого изображения из деталей

4. Сборка изображения из переставленных кусков (puzzle)

5. Анимации простых событий (описание действий)

6 От "А" до "Я" (набор заданий для каждой буквы)

1. "А"

2. "Б"

3. "В"

4. "Г"

5. "Д"

6. "Е"

7. "Ё"

8. "Ж"

9. "3"

10. "И"

11. "Й"

12. "К"

13. "Л"

14. "М"

15. "Н"

16. "О"

17. "П"

18. "Р"

19. "С"

20. "Т"

21. "У"

22. "Ф"

23. "Х"

24. "Ц"

25. "Ч"

26. "Ш"

27. "Щ"

28. "Ы"

29. "Э"

30. "Ю"

31. "Я"

7 Ответы на вопросы

1. Что это? (существительные)

8 Пиктограммы

1. Вставить правильные пиктограммы в предложения

9 Запомнить (восстановить порядок)

2 Буквы

1 Буква в слове

1. Чтение букв в словах по очереди

2. Чтение слова по одной букве (остальные закрыты)

3. Чтение отдельных слов по буквам

2 Слова, различающиеся одной буквой (прослушивание и повторение)

3 Выделение в словах заданной буквы

4 Найти неправильную букву в слове

1. Найти неправильную букву в слове (слово соответствует картинке)

2. Вставить правильную букву в слово (слово соответствует картинке)

5 Вставка букв в слова

6 Составление слов из букв

1. Составление похожих слов из букв (с картинкой)

2. Составление слов из букв (с картинкой)

3. Составление слов из букв (у сложных слов выделена 1-й буква)

7 Подчеркивание разных изображений одной и той же буквы

3 Слоги

1 Чтение по слогам

2 Одинаковая группа букв

1. Слова с одинаковым первым слогом

2. Слова, начинающиеся одинаковой группой букв

3. Слова с одинаковым последним слогом

3 Вставка пропущенных слогов

4 Подчеркивание заданного слога в слове

5 Дифференцирование (сортировка) слов по длине

6 Составление слов из слогов

7 Разбиение слов на слоги

1. Разбиение отдельных слов на слоги

2. Разбиение слов из текста на слоги

4 Слова

1 Соответствие между словом и изображением

1. Сортировка (классификация) изображений по группам

2. Соответствие между словом и силуэтом (набор тем)

3. Соответствие между словом и картинкой (набор тем)

2 Составление анаграмм

3 Разбиение сплошного текста на слова

4 Антонимы и синонимы

1. Подбор антонимов к картинкам

2. Подбор антонима к слову

3. Придумывание предложения с заданными антонимами

4. Примеры синонимов (картинки)

5. Подбор синонима к слову

6. Подбор нескольких синонимов к слову

5 Омонимы и метафоры

1. Примеры омонимов (картинки)

2. Объяснение различий в значении омонимов

3. Выбор правильного ответа

4. Объяснение метафор

5. Составление предложения с заданной метафорой

5 Грамматика

1 Число (единственное и множественное)

1. Один-много (картинки, поясняющие "один-много")

2. Сортировка по числу

3. Выбор окончания для множественного числа

4. Называние множественного числа

5. Запоминание

6. Особые слова

2 Род и местоимения

1. Он-она-они (картинки, поясняющие понятие рода)

2. Сортировка слов по роду

3. Вставка местоимений в фразы

4. Соответствие между словами и местоимениями

6 Фразы

1 Работа с глаголами

1. Подбор глагола к действию на картинке

2. Подбор дополнения к действию на картинке

3. Расставить фразы

4. Составить фразу по картинке (только слова фразы)

5. Составить фразы по 3 картинкам

6. Составить фразы по картинке (фраза и упорядоченные неправильные слова)

7. Составить фразы по картинке (фраза и неправильные слова)

8. Инверсия. Выбрать правильную фразу из двух.

2 Подбор предлога к описанию изображения

Приведем примеры описания необходимой работы некоторых подразделов

Работа с числами (в приведенной выше иерархии - это пункт 1.3.2)

1.3.2.1. Расставить по порядку 1…25

1.3.2.2. Расставить в обратном порядке 25…1

1.3.2.3. Найти суммы 1..5+1

1.3.2.4. Найти суммы 6..10+1

1.3.2.5. Найти суммы 11..15+1

1.3.2.6. Найти суммы 1..5+3

1.3.2.7. Найти суммы 6..10+3

1.3.2.8. Найти суммы 11..15+3

1.3.2.9. Найдите сумму 10..50+10

1.3.2.10. Найдите сумму 60..100+10

1.3.2.11. Найдите сумму 1100..1500+100

1.3.2.12. Найдите сумму 10..50+20

1.3.2.13. Найдите сумму 60..100+20

1.3.2.14. Найдите сумму 1100..1500+200

1.3.2.15. Найдите сумму 10..50+30

1.3.2.16. Найдите сумму 60..100+30

1.3.2.17. Найдите сумму 1100..1500+300

1.3.2.18. Найдите разность 6..10-3

1.3.2.19. Найдите разность 11..15-3 и т.д.

Идентификация деталей и получение полного изображения (в приведенной выше иерархии - это пункт 1.5.2)

1.5.2.1. Дом - /Крыша//Стена//Вход/Дверь/Окно/Труба 1.5.2.2. Дерево - /Ствол/Крона///Ветка 1.5.2.3. Ветка клена - /Лист//Веточка////Цветок 1.5.2.4. Сервировка - /Вилка/Нож/Ложка/Тарелка 1.5.2.5. Мужчина - /Голова/Рубашка/Правая рука/Левая рука/Левый ботинок/Пиджак/Правый ботинок/Брюки и т.д.

Пример к упражнению 1.5.2.5 представлен на фиг 14. После идентификации деталей должен появиться объект в «собранном» виде - представлен на фиг 15.

Соответствие между словом и картинкой. Каждое упражнение включает объекты одной темы, (в приведенной выше иерархии - это пункт 4.1.3)

Набор упражнений в подразделе 4.1.3.:

4.1.3.1. Человек (1)/Мужчина/Женщина/Ребенок/Бабушка/Дедушка

4.1.3.2. Человек (2)/Девушка/Юноша/Девочка/Мальчик

4.1.3.3. Голова человека (1)/Голова/Глаз/Нос/Язык

4.1.3.4. Голова человека (2)/Ухо/Губы/Зубы/Волосы

4.1.3.5. Что человек носит (1)/Часы/Очки/Носки/Шляпа/Рубашка

4.1.3.6. Что человек носит (2)/Молния/Пиджак/Туфли/Галстук/Кольцо

4.1.3.7. Обувь/Ботинок/Туфля/Тапочки/Кроссовка/Сапог/Босоножка

4.1.3.8. Головные уборы (1)/Дамская шляпа/Шляпа/Кепка/Берет/Шапочка

4.1.3.9. Головные уборы (2)/Шапочка/Бейсболка/Сомбреро/Цилиндр

4.1.3.10. Одежда (1)/Пиджак/Брюки/Костюм/Свитер/Рубашка

4.1.3.11. Одежда (2)/Куртка/Платье/Юбка/Купальник/Пальто

4.1.3.12. Еда (1)/Хлеб/Сыр/Колбаса/Сосиска/Ветчина

4.1.3.13. Еда (2)/Яичница/Курица/Бутерброд/Суп/Блины

4.1.3.14. Десерт (1)/Торт/Мороженое/Кекс/Пирог

4.1.3.15. Десерт (2)/Пирожное/Желе/Шоколад

4.1.3.16. Что люди пьют (1)/Чай/Кофе/Молоко/Сок

4.1.3.17. Что люди пьют (2)/Пиво/Вино/Коктейль

4.1.3.18. Продукты (1)/Соус/Мясо/Сахар/Соль-перец/Макароны

4.1.3.19. Продукты (2)/Яйца/Масло/Рыба/Мука/Варенье

4.1.3.20. Кухня (1)/Ложка/Вилка/Столовый нож/Прибор/Чайник

4.1.3.21. Кухня (2)/Кастрюля/Сковородка/Мясорубка/Кухонный нож/Совок

4.1.3.22. Бытовые предметы (1)/Ведро/Ножницы/Спички/Нож/Вешалка

4.1.3.23. Бытовые предметы (2)/Утюг/Тюбик/Штопор/Нитки

4.1.3.24. Электроприборы (1)/Телевизор/Утюг/Швейная машина/Холодильник

4.1.3.25. Электроприборы (2)/Стиральная машина/Электроплита/Пылесос/Лампа

4.1.3.26. Мебель (1)/Диван/Кресло/Кровать/Книжный шкаф/Трюмо

4.1.3.27. Мебель (2)/Стол/Стул/Кресло-качалка/Пуф/Тумбочка

4.1.3.28. Комната (гостиная) (1)/Комната/Диван/Кресло/Комод/Книжный шкаф

4.1.3.29. Комната (гостиная) (2)/Телевизор/Радиоприемник/Торшер/Настольная лампа/Лампа

4.1.3.30. Ванная комната (1)/Ванна/Унитаз/Туалетная бумага/Полотенце/Зубная паста

4.1.3.31. Ванная комната (2)/Зубная щетка/Расческа/Бритва/Лосьон/Кран

4.1.3.32. Здания (1)/Городской дом/Деревенский дом/Небоскреб/Избушка/Вигвам

4.1.3.33. Здания (2)/Церковь/Крепость/Замок/Дворец

4.1.3.34. Рабочие инструменты/Шла/Дрель/Молоток/Лопата/Ключ/Топор

4.1.3.35. Муз. инструменты (1)/Арфа/Рояль/Аккордеон/Барабан/Гитара

4.1.3.36. Муз. инструменты (2)/Скрипка/Саксофон/Труба

4.1.3.37. Правители России (1)/Иван Грозный/Петр I/Николай II/Ленин/Сталин

4.1.3.38. Правители России (2)/Хрущев/Брежнев/Андропов/Горбачев/Ельцин

4.1.3.39. Писатели (1)/Гоголь/Достоевский/Толстой/Чехов/Солженицын

4.1.3.40. Писатели (2)/Шекспир/Байрон/Диккенс/Андерсен

4.1.3.41. Древний мир (1)/Нефертити/Архимед/Перикл/Сократ

4.1.3.42. Древний мир (2)/Аристотель/Цезарь/Клеопатра

4.1.3.43. Извест. люди (XIV-XVIII) (1)/Гуттенберг/Леонардо/Микельанджело/Рафаэль/Лютер

4.1.3.44. Извест. люди (XIV-XVIII) (2)/Колумб/Галиллей/Ньютон/Мольер/Моцарт

4.1.3.45. Извест. люди нового времени 1)/Наполеон/Вашингтон /Линкольн/Кеннеди/Маркс

4.1.3.46. Извест. люди нового времени (2)/Мао/Эйнштейн/Пикассо/де Голль/Хомейни

4.1.3.47. Карикатуры (1)/Будда/Конфуций/Сократ/Шекспир/Наполеон

4.1.3.48. Карикатуры (2)/Фрейд/Чаплин/Эйнштейн/Пикассо/Хемингуэй

4.1.3.49. Рабочие профессии (1)/Автомеханик/Такелажник/Каменщик/Слесарь /Плотник

4.1.3.50. Рабочие профессии (2)/Электрик/Шахтер/Лесоруб/Сварщик/Маляр

4.1.3.51. Профессии (1)/Учитель/Врач/Геолог/Парикмахер/Судья

4.1.3.52. Профессии (2)/Компьютерщик/Фотограф/Продавец/Чертежник/Дизайнер

4.1.3.53. Женская нац. одежда (1)/Алжирка/Бразильянка/Японка/Немка/Индианка

4.1.3.54. Женская нац. одежда (2)/Итальянка/Мексиканка/Китаянка/Испанка/Гречанка

4.1.3.55. Мужская нац. одежда (1)/Алжирец/Еврей/Чилиец/Индус/Японец

4.1.3.56. Мужская нац. одежда (2)/Мексканец/Итальянец/Француз/Англичанин /Немец

4.1.3.57. Христианство (1)/Христос/Богоматерь/Рождество/Голгофа/Распятие

4.1.3.58. Христианство (2)/Евангелие/Монахиня/Священик/Крест/Церковь

4.1.3.59. Другие религии (1)/Анубис/Осирис/Брахма/Шива/Будда

4.1.3.60. Другие религии (2)/Конфуций/Лао-цзы/Коран/Звезда Давида/Зороастра

4.1.3.61. Игры (1)/Карты/Шахматы/Домино/Кости/Дарст

4.1.3.62. Игры (2)/Биллиард/Пингпонг/Рулетка/Игровой автомат

4.1.3.63. Новый год (1)/Дед-мороз/Елка/Снежная баба/Подарки/Свеча

4.1.3.64. Новый год (2)/Елочный шар/Колокольчики/Шампанское/Фейерверк

4.1.3.65. Знаки зодиака (1)/Водолей/Рыбы/Овен/Бык/Близнецы/Рак

4.1.3.66. Знаки зодиака (2)/Лев/Дева/Весы/Скорпион/Стрелец/Козерог

4.1.3.67. Транспорт (1)/Автобус/Поезд/Трамвай/Грузовик

4.1.3.68. Транспорт (2)/Мотоцикл/Автомобиль/Тягач

4.1.3.69. Корабли, лодки … (1)/Корабль/Катер/Якорь/Яхта/Джонка

4.1.3.70. Корабли, лодки … (2)/Пароход/Парусник/Каноэ/Каяк/Лодка

4.1.3.71. Самолеты, вертолеты … (1)/Вертолет/Военный самолет/Дирижабль/Воздушный шар

4.1.3.72. Самолеты, вертолеты … (2)/Пассажирский самолет/Биплан/Гидросамолет/Полет

4.1.3.73. Вооружение (1)/Пистолет/Винтовка/Автомат/Танк/Пушка

4.1.3.74. Вооружение (2)/Граната/Бомба/Ракета/Ракетная установка/Рогатка

4.1.3.75. Спортсмены (1)/Гимнаст/Велосипедист/Баскетболист/Хоккеист

4.1.3.76. Спортсмены (2)/Бегун/Футболист/Волейболистка

4.1.3.77. Радио-Компьютер/Микрофон/Телефон/Радио/Компьютер/Дискетка

4.1.3.78. Растения (1)/Дерево/Цветок/Ветка/Гриб/Ель

4.1.3.79. Растения (2)/Кустарник/Кактус/Колос/Подсолнух/Листья

4.1.3.80. Садовые цветы (1)/Георгин/Маргаритка/Хризантема/Гладиолус/Роза

4.1.3.81. Садовые цветы (2)/Азалия/Цикламен/Анютины глазки/Орхидея/Бегония

4.1.3.82. Цветы (1)/Василек/Ландыш/Мимоза/Магнолия/Жасмин

4.1.3.83. Цветы (2)/Мальва/Колокольчик/Ромашка/Примула/Водяная лилия

4.1.3.84. Деревья (1)/7Дуб/Кипарис/Пальма/Сосна/Ель

4.1.3.85. Деревья (2)/Бамбук/Липа/Секвойя/Лес/Парк

4.1.3.86. Фрукты (1)/Яблоко/Банан/Вишня/Груша/Виноград

4.1.3.87. Фрукты (2)/Лимон/Ананас/Апельсин/Персик/Слива

4.1.3.88. Ягоды/Арбуз/Клубника/Ежевика/ Облепиха/Клюква/Малина

4.1.3.89. Овощи (1)/Свекла/Капуста/Морковь/Огурец/Лук

4.1.3.90. Овощи (2)/Чеснок/Редиска/Горох/Помидор/Картошка

4.1.3.91. Домашние животные (1)/Лошадь/Собака/Кошка/Корова/Бык

4.1.3.92. Домашние животные (2)/Теленок/Осел/Овца/Свинья/Верблюд

4.1.3.93. Дикие животные (1)/Белка/Кит/Заяц/Морж

4.1.3.94. Дикие животные (2)/Олень/Лось/Зубр/Бурундук

4.1.3.95. Дикие животные (3)/Жираф/Бегемот/Носорог/Панда/Газель

4.1.3.96. Дикие животные (4)/Лама/Кенгуру/Обезьяна/Слон

4.1.3.97. Хищники (1)/Тигр/Волк/Лев/Медведь/Лиса

4.1.3.98. Хищники (2)/Ягуар/Гепард/Пума/Крыса/Леопард

4.1.3.99. Детеныши животных (1)/Теленок/Жеребенок/Ягненок/Поросенок/Щенок

4.1.3.100. Детеныши животных (2)/Котенок/Слоненок/Зайченок/Гиппопотамчик/Медвеженок

4.1.3.101. Собаки (породы) (1)/Афган/Пудель/Бассет/Боксер/Чау-чау

4.1.3.102. Собаки (породы) (2)/Колли/Далматин/Доберман/Сенбернар/Скотч-терьер

4.1.3.103. Домашние птицы /Курица/Петух/Утка/Гусь/Канарейка

4.1.3.104. Птицы России (1)/Ласточка/Синица/Воробей/Соловей/Аист

4.1.3.105. Птицы России (2)/Журавль/Голубь/Дрозд/Ворона/Дятел

4.1.3.106. Экзотические птицы /Павлин/Фазан/Страус/Колибри/Попугай

4.1.3.107. Водные птицы/Пингвин/Цапля/Лебедь/Фламинго/Пеликан

4.1.3.108. Хищные птицы/Орел/Сокол/Филин/Сова/Гриф

4.1.3.109. Рыбы (1)/Осетр/Щука/Сом/Акула/Карп

4.1.3.110. Рыбы (2)/Сазан/Камбала

4.1.3.111. Насекомые (1)/Жук/Кузнечик/Стрекоза/Пчела/Муха/Муравей

4.1.3.112. Насекомые (2)/Оса/Шмель/Бабочка/Комар/Таракан/Паук

4.1.3.113. Раки и моллюски/Рак/Краб/Улитка/Моллюск/Осьминог

4.1.3.114. Рептилии/Крокодил/Лягушка/Змея/Черепаха/Игуана/Ящерица

4.1.3.115. Погода (1)/Солнце/Облако/Легкая облачность/Летний дождь/Осенний дождь

4.1.3.116. Погода (2)/Ветер/Смерч/Молния/Снег/Сосульки

4.1.3.117. Космос (1)/Ракета/Космонавт/Шаттл/Спутник/Орбита спутника

4.1.3.118. Космос (2)/Луна/Сатурн/Комета/НЛО/Инопланетянин

4.1.3.119. Отдых заграницей (1)/Сборы/Отлет/Таможня/На пляже/Знакомство

4.1.3.120. Отдых заграницей (2)/В море/Под зонтиком/Гид/Турист/Альпинист

4.1.3.121. Архитектурные памятники (1)/Бранденбургские ворота/Храм в Лхассе/Идолы Пасхи/Пизанская башня

4.1.3.122. Архитектурные памятники (2)/Акрополь/Колизей/Таджмахал/Эйфелева башня/Статуя Свободы/Пирамиды

4.1.3.123. Города мира(1)/Афины/Берлин/Рим/Стокгольм/Париж

4.1.3.124. Города мира(2)/Москва/Рио-дежанейро/Нью-Йорк/Барселона/Вашингтон

4.1.3.125. Города мира(3)/Сан-Франциско/Сидней/Венеция/Мекка/Каир

4.1.3.126. Города мира(4)/Пекин/Лондон/Стамбул/Киото/Торонто

4.1.3.127. Флаги (1)/Россия/США/Англия/Франция/Германия

4.1.3.128. Флаги (2)/Нидерланды/Испания/Канада/Япония/Швеция

Пример к упражнению 4.1.3.26. представлен на фиг. 16

Составление анаграмм (в приведенной выше иерархии - это пункт 4.2)

4.2.1. Анаграммы (1)/атлас-салат-ласта//адрес-среда//армия-Мария//автор-товар-отвар-рвота-тавро//баян-баня//банка-кабан//вобла-обвал

4.2.2. Анаграммы (2)/волос-слово//валик-вилка-лавки//вход-вдох//вызов-вывоз//выбор-обрыв//леди-Дели//Нева-вена-Вена

4.2.3. Анаграммы (3)/слива-Висла//пенал-Непал//икра-Каир-Ирак-Икар//мода-дома//дорога-города//кулак-кукла//корма-комар

4.2.4. Анаграммы (4)/каприз-приказ//камыш-мышка//колба-бокал//коршун-шнурок//клоун-кулон-уклон-колун//канат-накат//ложа-жало

4.2.5. Анаграммы (5)/лакей-лейка//майка-кайма//марка-рамка-карма//марш-шрам-шарм//мать-тьма//масло-смола//мошкара-ромашка

4.2.6. Анаграммы (6)/метрика-материк//насос-сосна//накат-канат//норма-роман//просо-опрос//право-повар//пальто-лапоть

4.2.7. Анаграммы (7)/петлица-теплица//подвода-водопад//портик-тропик-приток//потеха-пехота//палки-капли-лапки-пилка//пион-пони//рост-сорт-торс

4.2.8. Анаграммы (8)/росинка-соринка//ракета-карета//руда-удар-дура//сукно-конус//шпала-лапша//шарф-фарш//ямка-маяк

4.2.9. Анаграммы (9)/нитка-ткани//топор-ропот//накал-канал//парк-карп//отвар-товар//танк-кант//плеск-склеп

4.2.10. Анаграммы (10)/серп-перс//урна-уран//карта-карат//игра-Рига//пятка-тяпка//воин-вино//погреб-пробег//мостик-москит

4.2.11. Анаграммы (11)/луна-улан//кино-инок//шакал-шкала//крест-треск//каре-река//мука-кума//плюшка-шлюпка

4.2.12. Анаграммы (12)/варан-навар

Пример 4.2.1 продемонстрирован на фиг. 17

Предлоги (в приведенной выше иерархии - это пункт 6.2)

6.2.1. Предлоги (1)/К/НА/ОТ/НАД/В/ПОД

Птичка летит клетке/Птичка сидит клетке/Птичка летит клетки/Птичка летит клеткой/Птичка сидит клетке/Птичка летит клеткой

6.2.2. Предлоги (2)/ПЕРЕД/ЗА/ПОД/НА/В

Собачка стоит стулом/Собачка стоит стулом/Собачка стоит стулом/Собачка сидит стуле/Собачка сидит конуре

6.2.3. Предлоги (3)/С/НА/В/ПЕРЕД

Идет мексиканец барабаном/Молоток несут плече/Девушка плавает бассейне/ конурой стоит чашка

6.2.4. Предлоги (4)/ СРЕДИ / МЕЖДУ / НАД / ПОД / ЧЕРЕЗ / В

книг 4-е зеленого цвета/Красные листья желтыми/Чайник висит очагом/Колокол повесили навесом/Построили мост реку/Юноша садится автомобиль

Пример 6.2.1 (Предлоги) проиллюстрирован на фиг. 18

Оценка выполнения

Реакция компьютера на выполнение упражнений состоит из двух частей. Из непосредственной реакции компьютера во время выполнения упражнения, которая определяется правилами работы с данной группой упражнений (это - звуки, видеоизображения, формы курсоров и тому подобное). И из универсальной реакции компьютера для упражнений, которые оцениваются компьютером.

Упражнения, оцениваемые врачом, сохраняются только в виде оценки и времени выполнения упражнения.

Упражнения, которые оцениваются компьютером, реагируют на каждую удачную и неудачную попытку выполнения звуковым сигналом и письменным сообщением на экране.

Сведения о больном, которые надо фиксировать в базе данных (структура БД)

1. Паспортные данные

ФИО

Пол

Год рождения

Дата начала работы с программой

2. Диагноз (основной диагноз - одно их 3-х альтернативных значений)

сотрясение головного мозга

последствия черепно-мозговой травмы (ЧМТ)

логоневроз

3. Логопедический диагноз (возможны множественные значения)

Афазии

Афазия. динамическая

Афазия. афферентная моторная

Афазия. эфферентная моторная

Афазия. сенсорная

Афазия. акустико-мнестическая

Афазия. амнестическая

Афазия. семантическая

Афазия. проводниковая

Афазия. подкорковая

Апраксии

Апраксия. артикуляционная (афферентная)

Апраксия. артикуляционная (эфферентная)

Апраксия. кинестетическая

Апраксия. кинетическая (пространственная)

Апраксия. конструктивная

Апраксия. динамическая

Дизартрии

Дизартрия. спастико-паретическая (псевдобульбарная)

Дизартрия. атактическая (мозжечковая)

Дизартрия. спастико-гиперкинетическая

Дизартрия. спастико-ригидная

Дизартрия. спастико-атактическая

Дизартрия. ригидная (подкорковая, экстрапирамидная)

Дизартрия. гиперкинетическая (подкорковая)

Дизартрия. спастико-атактико-гиперкинетическая

Дизартрия. атактико-гиперкинетическая

Дизартрия. анартрия

Агнозии

Агнозия. слуховая

Агнозия. оптическая предметная

Агнозия. оптико-пространственная

Агнозия. лицевая

Агнозия. буквенная (оптическая аграфия)

Агнозия. цветовая

Агнозия. симультанная

Агнозия. пальцевая

Агнозия. акустическая невербальная

Агнозия. тактильная

Другие

Дисграфия

Дислексия

Акалькулия (дискалькулия)

Нарушение процессов нейродинамики

Модально неспец. нарушения памяти

Дислалия

Дисфония

Афония

Ринофония

Риполалия

Логоневроз (заикание)

Мутизм

4. Результаты выполнения упражнений

Название упражнения

Количество удачных попыток (+)

Количество неудачных попыток (-)

Время выполнения (полных минут)

Время выполнения (секунд)

Дата выполнения

Оценка по 10-бальной шкале (автоматическая, вложенная в алгоритм упражнения, или оценка врача).

Работа с предлагаемым комплексом осуществляется следующим образом.

Врач и пациент (в том числе находящийся удаленно, например дома) входят в программу, установленную на их терминальных устройствах. Программа включает приложения, обеспечивающие выполнение тестов и упражнений для когнитивной терапии. При этом терминальные устройства (например, компьютеры, ноутбуки и т.п.) врача и пациента в процессе сеанса соединены друг с другом посредством сети Интернет (например, с использованием сервиса «Skype») или VPN-соединения.

На первом сеансе в начале работы пациент заполняет в программе раздел, фиксирующий его паспортные данные: ФИО, пол, год рождения, дата начала работы с программой, основной диагноз, логопедический диагноз (возможны множественные значения). Впоследствии пациент просто выбирает свою фамилию и начинает выполнять упражнения. В данном разделе также отображаются результаты выполнения упражнений: название упражнения, количество удачных попыток (+), количество неудачных попыток (-), время выполнения (полных минут), время выполнения (секунд), дата выполнения, оценка по 10-бальной шкале результатов выполнения реабилитационных мероприятий.

Врач задает набор тестов и/или упражнений, которые необходимо выполнить пациенту на данном сеансе. Пациент выполняет упражнения и тесты посредством использования функциональных возможностей компьютерной мышки, а именно осуществляет выбор объекта на мониторе компьютера в процессе выполнения теста или упражнения нажатием клавиши мышки и перемещения объекта из одного положения в другое при нажатой клавише мышки. Это позволяет опосредованно через развитие мелкой моторики оказать стимулирующее влияние на центры головного мозга.

Так как терминальное устройство пациента снабжено устройством визуального наблюдения, то врач во время выполнения пациентом тестов и упражнений осуществляет наблюдение за этим процессом. Процесс наблюдения также сопровождается возможностью просмотреть врачом статистическую информацию о результатах выполнения тестов и упражнений пациентом, как в течение одного сеанса, так и в динамике. Данное наблюдение позволяет врачу корректировать набор задаваемых упражнений и тестов в зависимости от эффективности процесса прохождения сеанса. При этом процесс выполнения тестов и упражнений сопровождается графическими и звуковыми сигналами, направленными на оказание помощи пациенту при выполнении заданий.

1. Аппаратно-программный комплекс для обеспечения физической, профессиональной или когнитивной терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включающий:
- терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением для выполнения тестов и упражнений для когнитивной терапии, соединенные проводной или беспроводной связью с хранилищем данных с расположенными в нем БД пациентов и результатов выполненных тестов и упражнений, БД тестов и упражнений, БД текстовых, графических и звуковых объектов, используемых в тестах и упражнениях, а также блоком аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений,
при этом
- терминальное устройство врача выполнено с возможностью контроля выполнения тестов и упражнений на компьютере пациента и статистической обработки результатов выполнения упражнений;
- терминальное устройство пациента снабжено компьютерной мышкой для обеспечения выбора объекта на мониторе компьютера в процессе выполнения теста или упражнения нажатием клавиши мышки и перемещения объекта из одного положения в другое при нажатой клавише мышки; устройством визуального наблюдения за процессом выполнения пациентом тестов и упражнений; звуковыми платами и динамиками для воспроизведения звуковых сигналов, а также платами видеоадаптеров для воспроизведения графической информации в процессе выполнения тестов и/или упражнений и/или по итогам выполнения тестов и/или упражнений;
- хранилище с БД выполнено с возможностью статистической обработки информации о результатах выполнения тестов и упражнений;
- блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений, выполнен с возможностью последующей их статистической обработкой, формированием и сохранением оценочных результатов о выполненном задании в соответствующей БД хранилища.

2. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что в качестве объекта используют символ (букву), слово или изображение.

3. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что БД тестов и/или упражнений имеет структуру, в которой тесты и/или упражнения сгруппированы в тематические блоки, а каждый тематический блок имеет блоки с разделами и подразделами, при этом каждый подраздел содержит множество тестов и/или упражнений одного типа, но разной степени сложности, выбираемые в зависимости от состояния пациента.

4. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что БД тестов и упражнений выполнена с возможностью внесения изменений с компьютера пациента в количество и содержание упражнений.

5. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что в БД тестов и упражнений тематические блоки и блоки с разделами выполнены с возможностью редактирования с компьютера врача и блокировки от возможности их редактирования с компьютера пациента.

6. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что блок аналитической обработки данных выполнен с возможностью воспроизведения звукового сигнала, в т.ч. в виде музыкальной фразы, и/или графической информации, в т.ч. в виде письменного сообщения, на каждую удачную и неудачную попытку осуществления действия пациентом и/или количества удачных и неудачных действий пациентом в процессе выполнения упражнения.

7. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что терминальное устройство пациента выполнено с возможностью реализации «команд» мышки под левую руку пациента.

8. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что структура БД пациентов имеет структуру, включающую персональные данные пациентов, информацию: основной диагноз; логопедический диагноз; результаты выполнения упражнений: название упражнения, количество удачных попыток (+), количество неудачных попыток (-), время выполнения (полных минут), время выполнения (секунд), дата выполнения, оценка по 10-бальной шкале, рассчитываемая автоматически на основании получаемых результатов выполнения тестов и/или упражнений.

9. Система по п. 8, характеризующаяся тем, что оценочные результаты о выполненном задании представляют собой комбинацию, по крайней мере, двух параметров, один из которых характеризует качество выполнения упражнения (характеризующееся в т.ч. количеством удачных и неудачных попыток осуществления действия при выполнении упражнения), второй - время, затраченное на выполнение упражнения.

10. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что терминальное устройства врача выполнено с возможностью мониторинга (сравнения) результатов выполнения тестов и/или упражнений в течение всего периода терапии пациента.

11. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством VPN-соединения.

12. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что соединение компьютера врача с компьютерами пациентов реализовано посредством сети Интернет.

13. Система по п. 11, характеризующаяся тем, что VPN-соединение реализовано с использованием сервиса Teamviewer 5, обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.

14. Система по п. 12, характеризующаяся тем, что соединение посредством сети Интернет реализовано с использованием сервиса «Skype», обеспечивающего аудио- и видеосвязь между компьютером врача и пациента.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, неврологии, нейропсихологии. У пациента с органическим психическим расстройством проводят нейропсихологические тесты, направленные на оценку состояния невербальных и вербальных функций, по результатам которых выявляют наличие нарушений следующих функций: общая психическая активность и поведение, программирование и контроль произвольной деятельности, внутреннее речевое программирование, серийная организация движения и кинетическая основа речи, нейродинамика, эмоциональный фон, кинестетический праксис и кинестетическая основа речи, слуховой гнозис, фонематический слух, слухоречевая память, пространственная организация восприятия и движения, зрительная память, симультанный анализ и синтез в речи, зрительный гнозис, межполушарное взаимодействие, модально-неспецифическая память, просодическая функция речи, нейродинамические характеристики психической активности.

Изобретение относится к медицине, психологии и может быть использовано в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями очаговых повреждений головного мозга, в частности, при инсульте и/или черепно-мозговой травме.

Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для дифференциальной диагностики болезни Альцгеймера, сосудистой и смешанной деменции.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Проводят предоперационное обследование, включающее осуществление одновременного воздействия на пациента тактильными и звуковыми раздражителями.
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки уровня игровой выносливости в игровых видах спорта. На игровой площади световым излучателем формируют кольцевой световой маршрут и на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью задающей величину тестовой нагрузки испытуемого.
Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки критической частоты слияния световых мельканий. Оценку критической частоты слияния световых мельканий проводят путем предъявления испытуемому световых мельканий с изменяющейся частотой с помощью носимого устройства, формирующего дополненную реальность.

Изобретение относится к области медицинской диагностики, а именно к психофизиологии. На экране монитора предъявляют зрительный стимул в виде красного круга диаметром 20 мм.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р. Лурии: показатель категориального мышления, динамического праксиса, понятийного мышления, аналитико-синтетического мышления. Затем рассчитывают дискриминантную функцию F. Сравнивают полученный результат с константой. При F больше константы стажированных работников относят к группе риска формирования начальных признаков когнитивного дефицита, при F меньше константы - к группе без признаков влияния винилхлорида на организм. При F, равной константе, - ситуацию признают неопределенной. Способ позволяет осуществить возможность отбора стажированных работников химических предприятий, контактирующих с ВХ, в группу риска развития нарушений здоровья с формированием начальных признаков когнитивного дефицита при использовании минимального числа наиболее информативных диагностических показателей. 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти. Создают на листах А4 группы предметных однородных изображений, различающихся по внешнему виду, и прозрачные пленки с нанесенным на них непрозрачным фоном таким образом, чтобы каждая пленка содержала в различном количественном сочетании прозрачные области, соответствующие по размеру и местоположению предметным изображениям. При этом листы с предметными изображениями и пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение удобства в пользовании. 6 ил.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека. Цифровой биометрический комплекс оценки функционального состояния пилота воздушного судна состоит из датчика кожно-гальванической реакции и двух блоков, из которых первый размещен на теле оператора и содержит датчики температуры и сердечных сокращений, выходы которых соединены с входами первого микроконтроллера, осуществляющего циклический опрос датчиков первого блока, имеющего энергонезависимую память и связанного своим выходом с входом передающего модуля радиоканала, и второй блок состоит из приемного модуля радиоканала, выход которого соединен с входом второго микроконтроллера, выход которого соединен с интерфейсом связи с внешними устройствами. Датчик кожно-гальванической реакции связан со вторым микроконтроллером, размещен на штурвале или ручке управления, а первый блок дополнен идентификатором, выполненным с возможностью формирования кода номера устройства или фамилии пилота. Изобретение позволяет повысить оперативность получения и достоверность результатов диагностики. 1 ил.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев. Набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев состоит из сумки с ручками, в которой находятся изделия диагностического и дидактического назначения: надувной матрас, мягкий надувной резиновый валик, крупная яркая игрушка с громким звонким звуком, крупная яркая игрушка с низким глухим звуком, светящаяся игрушка яркого цвета с фактурной поверхностью, фонарик с мягким световым потоком, погремушка с крупяным звучанием, колокольчик с мягким мелодичным звуком, яркий звонкий бубен с лентами, мягкая текстильная, приятная на ощупь погремушка-пищалка с громким звуком, щетка с мягкой натуральной щетиной, резиновая щетка с жесткой щетиной, детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной, тесьма velko, черно-белое изображение лица человека 20×20 см, карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос и черных кругов на белом фоне, дудка с резким сильным звуком, игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями, кукла-неваляшка среднего размера, яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком, яркая игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, яркий мяч с фактурной поверхностью. Набор позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направление психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу детей первых месяцев жизни. 23 ил., 1 пр.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля. Технический результат - автоматизация процесса оценки, обучения и повышения точности, оперативности и объективности измерения, обеспечение возможности проведения самим испытуемым исследования собственных психофизических показателей. Устройство содержит панно с изображениями объектов на маскирующем фоне, счетчик импульсов, хронометр и стилос с металлическим наконечником, который через сигнальную лампочку соединен со счетчиком импульсов, выходы которого выведены на ключевые элементы, чьи выходы соединены с ключом включения/выключения хронометра. Кроме того, выходы счетчика импульсов подключены к цифровому индикатору с преобразователем двоичного кода в цифровой на входе, а контуры изображений выполнены металлизированными и через управляющие ключи соединены с корпусом. 2 ил.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования. Технический результат - проведение точного, оперативного и объективного исследования психофизических показателей самим испытуемым - достигается тем, что устройство содержит панно с металлизированными изображениями цифр и чисел, хронометр, подключенный к металлизированному изображению последней цифры или числу, счетчик импульсов и стилос с металлическим наконечником через сигнальную лампочку соединен со входом счетчика импульсов, соединенным с цифровым индикатором, при этом изображенные на панно цифры и числа, кроме последней по номеру, соединены с корпусом, а последняя цифра или число через ключ управления соединена с выключателем хронометра. 2 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития. Используют цветотерапию, а также предварительное тестирование психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста. Перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации. В рабочей зоне дети создают рисунки. В зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы. В ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках. О наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов. При доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии. Затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего. Далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях. После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Способ позволяет оказать положительное цветотерапевтическое воздействие на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием. 4 з.п. ф-лы, 31 ил.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей. Ребенку предъявляют диагностический тест, который содержит карточки с 21 изображением, отражающие определенную жизненную ситуацию, причем карточки распределены по 7 психологическим сферам по 3 изображения в каждой: сфера А - предпочтение в выборе партнера по общению женского пола; сфера В - вид совместной деятельности со сверстниками; сфера С - предпочтение в выборе партнера по общению мужского пола по внешнему виду; сфера D - чувствительность к нарушению социальных норм и правил поведения; сфера Е - характеристика активности в общественно-полезной деятельности; сфера F - привычная форма проведения досуга со взрослыми; сфера G - предпочтения в выборе физической активности. В ходе психологического опроса подросток должен выбрать одну предпочитаемую сюжетную картинку из трех, предъявленных ему последовательно в каждой из семи серий, а также объяснить вербально свой выбор. Количественная оценка степени выраженности риска девиантного поведения подростка проводится на основании подсчета баллов, набранных в зависимости от выбора изображения той или иной социальной направленности (А…G). Способ позволяет осуществить прогнозирование риска возникновения девиантного поведения у ребенка 11-17 лет за счет выявления его личного отношения и предпочтений относительно различных жизненных ситуаций, имеющих социальную направленность. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики. Специалист путем целенаправленного воздействия внешних стимулов и обучения вызывает у ребенка определенную форму социального поведения в одной из шести психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, обонятельной, зрительного восприятия, слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи. В каждой из сфер вначале создают условия для возникновения подражания, при отсутствии результата создают условия для появления копирования, затем для появления сенсомоторной имитации, затем для появления непроизвольного поведения. Психологические сферы, стимулы и содержание обучения, социальное поведение, его качественная характеристика в виде описания, а также балльная оценка фиксируются в таблице. Результат обследования рассчитывают с помощью математических формул. На основании полученного результата делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично и может быть в будущем самостоятельно сформировано во всех психологических сферах, либо делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуются специальные условиях обучения, или делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и для овладения более совершенным социальным поведением ребенку необходима систематическая комплексная реабилитация. Способ позволяет разработать критерии оценки социального поведения ребенка с целью прогнозирования возможностей его совершенствования в будущем за счет наблюдения за социальным поведением ребенка в различных психологических сферах. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций. Измеряют разницу в скорости реакции нажатия на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера при различных сочетаниях экспонируемых в центре дисплея двух подгрупп стимулов-объектов, символизирующих объекты двух конкурирующих по смыслу эмоциональных установок, с двумя эмоционально-полярными подгруппами слов-атрибутов. Первую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих изучаемый первый объект эмоциональной установки, а вторую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих альтернативные мотивационные тенденции по отношению к первому. В первую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с отрицательной эмоциональной валентностью. При этом предъявление стимулов-объектов чередуется с предъявлением слов-атрибутов, стимулы-объекты предъявляют на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, слова-атрибуты предъявляют на темном фоне зеленым цветом. Исследование предваряется общей инструкцией, знакомящей испытуемого с содержанием всех подгрупп стимулов и кнопками клавиатуры, каждая экспериментальная серия предваряется уточняющей инструкцией, предписывающей действия испытуемого, в которой излагаются правила привязки каждой подгруппы стимулов к соответствующим кнопкам в данной экспериментальной серии. В каждой основной экспериментальной серии исследуется эмоциональная установка только к одному объекту, причем исследованию эмоциональной установки к одному объекту посвящена группа из двух основных экспериментальных серий. В одной основной экспериментальной серии группы исследуется позитивный компонент установки, в другой основной экспериментальной серии группы исследуется негативный компонент установки к данному объекту. Если в одной основной экспериментальной серии группы с помощью уточняющей инструкции и подсказок вверху экрана объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, к которой привязан положительный полюс валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и слов-атрибутов положительной валентности, а при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности - должен нажимать противоположную кнопку. В другой основной экспериментальной серии группы этот же объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, связанной с отрицательным полюсом валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности. При появлении слов-атрибутов положительной валентности испытуемый должен нажимать противоположную кнопку. Способ позволяет измерить установку к интересующим объектам как в сравнении, так и независимо друг от друга для определения эмоционального отношения к каждому интересующему объекту установки в отдельности за счет использования определенного принципа при проведении теста имплицитных ассоциаций. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх