Турбовальный двигатель финка

Авторы патента:

 


Владельцы патента RU 2582385:

ФИНК Юрий Михайлович (RU)

Изобретение относится к турбовальным двигателям, которые могут использоваться в разных видах гусеничного транспорта, в частности бронетанковой технике, а также в машинах на воздушной подушке, в авиационной технике. Турбовальный двигатель содержит корпус, в котором последовательно расположены компрессор, по меньшей мере, одна камера сгорания, газовая турбина компрессора и разветвленные каналы для газовых потоков. В каждом канале для газового потока размещена свободная турбина и регулируемый сопловой аппарат. Оси вращения свободной турбины и газовой турбины компрессора расположены в разных плоскостях. Изобретение позволяет осуществлять независимую передачу крутящего момента на разные узлы транспортного средства, увеличив при этом маневренные и динамические качества, снизив нагрузку на свободную турбину. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к турбовальным двигателям, которые могут использоваться в разных видах гусеничного транспорта, в частности в бронетанковой технике, а также в машинах на воздушной подушке, в авиационной технике и т.д.

Из уровня техники известны двигатели, содержащие компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, свободную турбину и канал для выходящих газов (патенты РФ 2172418, 20.08.2001; GB 1244395, 02.09.1971).

Недостатком этих двигателей является достаточно большая нагрузка на свободную турбину, приводящая к ухудшению маневренных и динамических характеристик.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является турбовальный двигатель, содержащий компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, свободную турбину и каналы для выходящих газов (http://avia-simply.ru/turbovalnij-dvigatel/, 28.02.2012). Недостатком данного двигателя также является большая нагрузка на свободную турбину, что приводит к плохим маневренным и динамическим качествам.

Предлагаемое изобретение позволяет получить такой технический результат, как независимая передача крутящего момента на разные узлы транспортного средства (например, на бортовые коробки передач гусеничного тракта), увеличив при этом маневренные и динамические качества, снизив нагрузку на свободную турбину.

Турбовальный двигатель содержит корпус, в котором последовательно расположены компрессор, по меньшей мере, одна камера сгорания, газовая турбина компрессора и разветвленные каналы для газовых потоков. При этом в каждом канале для газового потока размещены свободная турбина и регулируемый сопловой аппарат. Ось вращения свободной турбины расположена под углом к оси вращения турбины компрессора.

Угол между осями вращения свободной и газовой турбиной компрессора может, например, составлять 90°.

Разветвленные каналы для газовых потоков могут быть разных размеров, как и сами свободные турбины. Так, например, каналы могут иметь различные длины или диаметры, а также могут быть выполнены с переменными поперечными сечениями.

Оси вращения свободной турбины и газовой турбины компрессора могут быть расположены в разных плоскостях, например под углом 90°.

Предлагаемое изобретение проиллюстрировано чертежом.

На чертеже (Фиг. 1) изображен турбовальный двигатель, согласно предлагаемому изобретению, у которого каналы для газовых потоков имеют одинаковую форму и размеры. Конструктивные варианты с каналами разной длины и разных диаметров на отдельных чертежах не показаны, т.к. их выбор будет в каждом конкретном случае очевиден специалисту, в частности в описанных ниже примерах использования двигателя в разных видах транспорта.

Поток воздуха 7 из атмосферы поступает в компрессор 1. Сжатый атмосферный воздух 8 из компрессора 1 поступает в камеру сгорания 2, туда же подается топливо (не указано), которое, сгорая, образует большое количество продуктов сгорания под высоким давлением. Затем в газовой турбине 3 компрессора энергия газообразных продуктов сгорания преобразуется в механическую работу за счет вращения струей газа лопаток турбины, часть которой расходуется на сжатие воздуха в компрессоре. Остальная часть работы передается на приводимые агрегаты следующим образом. Газовый поток после прохождения газовой турбины 3 попадает в разветвленные каналы 4 для выходящих газов. При этом в каждом канале 4 размещена свободная турбина 5 с приводным валом 9 и регулируемый сопловой аппарат 6. Ось вращения 10 свободной турбины расположена под углом к оси вращения газовой турбины компрессора. Так, например, угол может составлять 90°. При помощи регулируемого соплового аппарата 6 возможно изменение скорости и направления вращения свободной турбины.

Использование двигателя в гусеничном транспорте.

Применение данного двигателя в гусеничном транспорте позволит отказаться от системы фрикционов. Независимые свободные турбины с регулируемыми сопловыми аппаратами, соединенными, например, с гидромеханическими коробками передач, позволят осуществить при прохождении поворотов плавное изменение угловых скоростей приводов гусеничных механизмов, в т.ч. их вращение в разные стороны. А также осуществить многоступенчатое торможение: замедление вращения свободных турбин с помощью регулируемых сопловых аппаратов, торможение гидромеханической коробкой передач, торможение дисковой или иной тормозной системой, что повысит ресурс трансмиссии и тормозной системы.

Применение данного двигателя упрощает систему управления транспортным средством, а также позволяет сделать его управление дистанционным.

Снижение массы свободных турбин и элементов трансмиссии позволяет улучшить динамические качества транспортных средств.

1. Турбовальный двигатель, содержащий корпус, в котором последовательно расположены компрессор, по меньшей мере, одна камера сгорания, газовая турбина компрессора и разветвленные каналы для газовых потоков, при этом в каждом канале для газового потока размещена свободная турбина и регулируемый сопловой аппарат, а оси вращения свободной турбины и газовой турбины компрессора расположены в разных плоскостях.

2. Турбовальный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что разветвленные каналы для газовых потоков имеют разные диаметры.

3. Турбовальный двигатель по п. 1 или 2, отличающийся тем, что разветвленные каналы для газовых потоков имеют различные длины.

4. Турбовальный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что ось вращения свободной турбины расположена под углом к оси вращения газовой турбины компрессора.

5. Турбовальный двигатель по п. 4, отличающийся тем, что угол между осями вращения свободной и газовой турбин составляет 90°.



 

Похожие патенты:

Космическая энергетическая установка с машинным преобразованием энергии содержит замкнутый контур с газообразным рабочим телом, реализующим замкнутый термодинамический цикл Брайтона.

Изобретение относится к области электротранспорта. .

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в качестве электродвигателя. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к силовым установкам локомотива, выполненным на базе газотурбинного двигателя (турбопоезда или газотурбовоза), который в качестве топлива использует сжиженный природный газ - СПГ.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к силовым установкам локомотива, выполненным на базе газотурбинного двигателя (турбопоезда или газотурбовоза), который в качестве топлива использует сжиженный природный газ - СПГ.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к силовым локомотивным установкам. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .
Наверх