Способ лечения церебрального паралича у детей


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2582873:

Колбин Виктор Евгеньевич (RU)
Игнатова Татьяна Сергеевна (RU)
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 40 Курортного района" (RU)

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для формирования двигательных навыков у детей с церебральным параличом. Способ включает формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры (ЛФК) и стимулирующего воздействия на пациента. В качестве стимулирующего воздействия используют транслингвальную электростимуляцию головного мозга прибором Brain Port. ЛФК осуществляют в виде комплексов активных упражнений, направленных на обучение пациента новым двигательным навыкам. Каждая ежедневная процедура включает одновременное проведение электростимуляции и выполнение комплекса упражнений в течение 20-25 мин, курсом 10 дней. Причем перед процедурой определяют имеющиеся двигательные навыки у пациента - умение самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Выполняют упражнения, направленные на обучение пациента отсутствующим у него двигательным навыкам, учитывая следующую последовательность выполнения комплексов упражнений: комплекс, направленный на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве; комплекс упражнений, направленных на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях: отклонениях головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению; комплекс упражнений, направленных на формирование навыка ходьбы. Способ обеспечивает физиологическое восстановление двигательных навыков при данной патологии. 1 пр.

 

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для формирования двигательных навыков у детей с церебральным параличом.

Известен способ лечения церебрального спастического паралича путем воздействия низко интенсивным лазерным излучением (НИЛИ) на кожные проекции двигательных точек спастичных мышц (Илларионов В.Е. Техника и методики процедур лазерной терапии. - М., 1994 г., стр. 66-91).

Недостатком способа является отсутствие целостного восстановления функции пораженного двигательного анализатора, поскольку воздействуют только на его часть -спастичные мышцы - и только пассивно, без активной тренировки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предложенному является способ лечения церебрального паралича путем проведения лечебной физкультуры и стимулирующего воздействия на нервные окончания (SU патент №2201773, кл. A61N 5/067,2001 г.).

Стимулирующее воздействие на нервные окончания обеспечивают путем проведения сканирующей лазеротерапии красного диапазона на кожные проекции нервов, сосудов и дистальных рецепторных полей, через 2-3 часа после лазеротерапии проводится пассивно-активная гимнастика. Лечебная физкультура включает пассивно-активную гимнастику и состоит из 3 частей:

1. Упражнения для мышц, иннервируемых черепными нервами.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Упражнения, направленные на тренировку базовых двигательных навыков.

Недостаток известного способа лечения церебрального паралича заключается в том, что влияние оказывается локально на кожные проекции периферических нервов, и сенсорная информация поступает в кору головного мозга. А лечебная гимнастика проводится спустя время. При этом гимнастика направлена на расслабление и восстановление функции отдельных конечностей, а не восстановление двигательных навыков в целом. Кроме того, известный способ не предназначен для лечения церебрального паралича у детей.

Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, заключается в повышении эффективности лечения церебрального паралича у детей путем восстановления двигательных навыков.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе лечения церебрального паралича у детей, включающем формирование двигательных навыков путем проведения лечебной физкультуры и стимулирующего воздействия на нервные окончания, согласно изобретению стимулирующее воздействие на нервные окончания проводят прибором Brain Port для транслингвальной электростимуляции головного мозга с одновременным выполнением активных упражнений, направленных на обучение новым двигательным навыкам с помощью методики, разделенной на три комплекса упражнений, в зависимости от двигательных навыков пациента, при этом время воздействия составляет 20-25 минут в течение 10 дней ежедневно, при этом первый комплекс упражнений направлен на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве, второй комплекс упражнений направлен на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях: отклонения головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению, а третий комплекс упражнений направлен на формирование навыка ходьбы.

Транслингвальная электростимуляция головного мозга производится с помощью прибора Brain Port (Руководство пользователя. Wicab, Inc. США). Прибор Brain Port может быть размещен в фиксаторе, выполненном, например, на основе соски, для предотвращения перекусывания части прибора, поскольку электроды помещаются на язык ребенка, а основание электродов очень хрупкая перемычка, которая нуждается в защите от перекусывания зубами пациента.

Прибор действует по принципу биологической обратной связи, передавая в головной мозг пациента информацию о пространственном положении его тела посредством электростимуляции языка, улучшая координаторную функцию и пространственную ориентацию. Данная стимуляция основана на возбуждении естественных потоков нервных импульсов к стволу мозга и мозжечка через языковые ветви черепных нервов и вносит изменения функций этих структур. Происходит изменение нейронной активности в соответствующих ядрах ствола мозга. Это вызывает последовательный каскад изменений в соседних ядрах и/или пассивной передачи биологических соединений в межклеточном пространстве. Это включает в себя активацию вестибулярных ядер, комплекса улитки, подъязычных ядер, червя мозжечка.

Предложенный способ лечения церебрального паралича у детей позволяет оказывать влияние непосредственно на структуры ствола мозга, вестибулярные ядра, ножки мозжечка, отвечающие за равновесие, через языковые ветви черепных нервов, внося изменения функции этих структур, что влечет за собой изменения мышечного тонуса, улучшение координаторной функции, равновесия. Это позволяет эффективно восстанавливать двигательные навыки у детей, потому что ребенка обучают новым двигательным навыкам, так как он не умел сидеть, стоять, ходить, а не восстанавливают двигательные навыки, утраченные впоследствии травмы, инсульта и других поражений ЦНС.

Способ лечения церебрального паралича у детей основан на формировании у детей с церебральным параличом новых моторных навыков, за счет улучшения вестибулярной функции, формирование статических и статокинетических установочных рефлексов, погашение позотонических автоматизмов и улучшение контроля центральной нервной системы над мышцами.

Лечебная гимнастика проводится в сочетании с транслингвальной электростимуляцией головного мозга. Активная гимнастика направленна на формирование у детей с церебральным параличом новых моторных навыков. Процедура занимает 20-25 минут, что очень важно в детском возрасте. По окончании процедуры наблюдается стойкий положительный эффект, который сохраняется в течение 5-6 часов.

Для каждого пациента индивидуально подбирается комплекс упражнений. Тренировочная процедура проводится в сочетании с транслингвальной электростимуляцией головного мозга и длится 20-25 минут.

Методика разделена на три комплекса упражнений в зависимости от двигательных навыков пациентов.

1. Первый комплекс упражнений направлен на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве. Все упражнения выполняются на стуле:

1.1. сидя на стуле с опорой на ноги

1.2. сидя на стуле без опоры на ноги

1.3. с изменением угла наклона стула и смещением центра тяжести.

2. Второй комплекс упражнений направлен на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения (лифтный рефлекс), а также при вращениях (отклонения головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению). Все упражнения выполняются стоя:

2.1. Стоя спиной к стене, ноги на ширине плеч, ягодицы прижаты к стене, руки вдоль туловища.

2.2. Стоя спиной к стене меняем положение ног.

2.3. Учим пациента отрываться от стены.

3. Третий комплекс упражнений направлен на формирование навыка ходьбы

3.1. Пациента обучают ходить с использованием 2 многоопорных тростей (высота опоры должна быть на уровне мечевидного отростка пациента. При такой высоте большая нагрузка идет на ноги). Движения руками и ногами должны быть согласованы «правая рука-левая нога, левая рука-правая нога.»

3.2. Пациента обучают ходить с одной многоопорной тростью.

3.3. Пациента обучают ходить с одной одноопорной тростью.

3.4. Самостоятельная ходьба без средств опоры.

Способ осуществляют следующим образом.

До начала проведения лечебной гимнастики оценивают двигательные навыки пациента (по шкале Берге и GMFCS). Проверяют, может ли пациент сидеть самостоятельно и как долго он может сидеть. Может ли стоять у опоры, как длительно. От этого зависит, какой комплекс упражнений будет получать пациент. Затем начинается тренировочная процедура. У пациента на языке располагается прибор, и постепенно добавляется сила тока, которую пациент чувствует в виде легкого покалывания. Как только пациент ощущает покалывание, прекращается увеличение силы тока.

Осуществление способа лечения церебрального паралича у детей показано на примере конкретного больного.

Пример.

Больная А., Д.Р. 13.02.2007 г. (7 лет).

Диагноз основной: ДЦП Спастическая диплегия. Соп: Комбинированные контрактуры верхних и нижних конечностей. Нарушение осанки в 2-х плоскостях. Плановальгусная установка стопы. Псевдобульбарная дизартрия, спастико-паретическая. Сходящееся косоглазие. Судороги, травмы отр.

ОБЪЕКТИВНО: Ребенок активен. Контактен. Адекватно отвечает на вопросы. Глазные щели d=s. Движение глазных яблок в полном объеме. Сходящееся косоглазие. ФТР живая. Лицо симметричное. Глотание и фонация не нарушена дизартричная. Мышечный тонус повышен по пирамидному типу. Гипертонус сгибателей и пронаторов верхних конечностей. Гипертонус аддукторов и задней группы мышц нижних конечностей. Тугоподвижность по суставам верхних и нижних конечностей. СХР d=s живые с рук, с ног d=s высокие с расширением рефлексогенных зон. Патологические стопные знаки «+» (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера) с двух сторон. Мышечная сила в руках снижена до 3 баллов, а ног до 3 баллов. Координаторные пробы без интенции. Опора при вертикализации на полную стопу. Плановальгусная установка стоп. Нарушения чувствительности нет. Отмечается слабость мышц спины. Неловкость мелкой моторики. Функцию тазовых органов контролирует. Менингиальные симптомы отрицательные. Походка спастическая с опорой на полную с поддержкой за 2 руки ПМР: садится и сидит самостоятельно с круглой спиной, встает у опоры, ходит с поддержкой за 2, речь фразовая. ОЦЕНКА GMFCS 4 уровень. Шкала Берги: 9 б. Шкала Ашворта: Верхние конечности: значительное повышение тонуса, затрудняющее выполнение пассивных движений - 4. Нижние конечности: значительное повышение тонуса, затрудняющее выполнение пассивных движений - 4.

Назначено лечение: лечебная гимнастика с одновременным применением транслингвальной электростимуляции головного мозга. Лечение проводилось 10 дней в течение 20 минут ежедневно.

На первом курсе лечения был выбран комплекс упражнений, который направлен на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения (лифтный рефлекс), а также при вращениях (отклонения головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению).

Все упражнения выполнялись стоя:

2.1. Стоя спиной к стене, ноги на ширине плеч, ягодицы прижаты к стене, руки вдоль туловища.

2.2. Стоя спиной к стене меняем положение ног.

2.3. Учим пациента отрываться от стены.

Затем использовался комплекс упражнений, направленный на формирование навыка ходьбы:

3.1. Пациента обучают ходить с использованием 2 многоопорных тростей (высота опоры должна быть на уровне мечевидного отростка пациента. При такой высоте большая нагрузка идет на ноги). Движения руками и ногами должны быть согласованы «правая рука-левая нога, левая рука-правая нога».

По окончании первого курса лечения у ребенка отмечается положительная динамика. Расслабились спастические группы мышц, увеличился объем активных движений по суставам. Улучшилась координация движений. Ребенок может самостоятельно ходить с опорой на 2 многоопорные трости.

Второй курс лечения был начат с упражнений, направленных на формирование навыка ходьбы:

3.2. Пациента обучают ходить с одной многоопорной тростью.

3.3. Пациента обучают ходить с одной одноопорной тростью.

По окончании второго курса лечения ребенок может ходить уверенно с опорой на 2 одноопорные трости, на короткие расстояния в пределах помещения может ходить с опорой на 1 одноопорную трость.

ОЦЕНКА GMFCS 2 уровень. Шкала Берги: 34 б. Шкала Ашворта: Верхние конечности: незначительное повышение тонуса в виде сопротивления, возникающего после выполнения не менее половины объема движения - 2. Нижние конечности: незначительное повышение тонуса в виде сопротивления, возникающего после выполнения не менее половины объема движения - 2.

Способ лечения церебрального паралича у детей был апробирован на отделении медицинской реабилитации детей на базе СПБ ГБУЗ ГБ№40 в течение 2,5 лет. Было пролечено 50 детей с диагнозом: ДЦП. Спастическая диплегия, 3 ребенка: ДЦП атоническо-астотическая форма. Уровень моторного развития при поступлении по шкале GMFSC: 12 человек 4 уровень, 7 человек 2 уровень, 31 человек 3 уровень, 3 человека 1 уровень. Все пациенты прошли лечение по данной методике в течение 2-х недель. По окончании курса у всех пациентов отмечалась положительная динамика в виде снижения мышечного тонуса, улучшения координации движения, улучшения контроля положения головы и тела в пространстве. 29 детей после первого курса научились ходить с использованием средств опоры, 7 человек освоили навык самостоятельной ходьбы, 5 пациентов научились самостоятельно сидеть.

Таким образом, применение предложенного способа лечения церебрального паралича у детей позволит повысить эффективность лечения церебрального паралича у детей путем восстановления двигательных навыков.

Способ лечения церебрального паралича у детей, включающий формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры и стимулирующего воздействия на пациента, отличающийся тем, что в качестве стимулирующего воздействия используют транслингвальную электростимуляцию головного мозга прибором Brain Port, а лечебную физкультуру осуществляют в виде комплексов активных упражнений, направленных на обучение пациента новым двигательным навыкам, при этом каждая ежедневная процедура включает одновременное проведение электростимуляции и выполнение комплекса упражнений в течение 20-25 минут, курсом 10 дней, причем перед процедурой определяют имеющиеся двигательные навыки у пациента - умение самостоятельно сидеть, стоять, ходить и выполняют упражнения, направленные на обучение пациента отсутствующим у него двигательным навыкам, учитывая следующую последовательность выполнения комплексов упражнений: комплекс, направленный на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве; комплекс упражнений, направленных на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях: отклонениях головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению; комплекс упражнений, направленных на формирование навыка ходьбы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к средствам, вызывающим потерю массы. Устройство для активации бурой жировой ткани содержит корпус, выполненный с возможностью размещения в непосредственном контакте с телом пациента близко к депо бурой жировой ткани; и генератор сигнала, соединенный с корпусом и выполненный с возможностью генерации электрического сигнала и подачи электрического сигнала в тело пациента близко к бурой жировой ткани, при этом электрический сигнал имеет модулирующий сигнал и несущий сигнал, корпус выполнен с возможностью нахождения в непрерывном непосредственном контакте с телом пациента в течение заданного количества времени, причем генератор сигнала генерирует электрический сигнал и непрерывно подает электрический сигнал в тело пациента.
Изобретение относится к области медицины, а именно нейрореабилитации, неврологии, нейрохирургии, нейрофизиологии, физиотерапии. Проводят воздействие постоянным экспоненциальным электрическим током частотой 50 Гц, длительностью импульса 50 мс, напряжением 10-40 В, посылками импульсов от непрерывного до 20 с в экспоненциальной форме.

Изобретение относится к области пироэлектрических явлений в кристаллах и может быть использовано в демонстрациях по физике поведения спонтанной поляризованности диэлектриков при изменении температуры, а также к области лечебного воздействия электрическим током в физиотерапии, диагностике и косметологии.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицине труда, и может быть использовано для лечения и профилактики нейросенсорной тугоухости и шумовых эффектов внутреннего уха, связанных с воздействием производственного шума.

Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, и может быть использовано для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки у лиц, злоупотребляющих курением.

Изобретение относится к медицине, а именно к урологии, и может быть использовано для лечения хронического абактериального простатита, осложненного сексуальной дисфункцией.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в физиотерапии при лечении различных заболеваний, преимущественно с использованием электростимулирующего воздействия.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции функционального состояния и работоспособности человека. Для этого нейропептид семакс вводят по две капли в каждый носовой ход.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и наркологии и касается лечения аддикции. Для этого осуществляют комплексное лечение, включающее введение гомеопатических лекарственных средств, рефлексотерапевтическое воздействие на биологически активные точки (БАТ) и транскраниальную электростимуляцию эндорфинной системы.

Группа изобретений относится к ветеринарии. При обнаружении повышенного уровня активности лошади генерируют терапевтический сигнал для усиления по меньшей мере одной мышцы, вовлеченной в смещение лорингеальной анатомической структуры относительно верхних дыхательных путей лошади.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии.

Изобретение относится к медицине, физиотерапии, может быть использовано для реабилитации больных легочными заболеваниями, преимущественно туберкулезом. Выполняют гимнастические и дыхательные упражнения в процессе нахождения пациента на спине лошади.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре и терапии, и может быть использовано для больных с висцеральным ожирением. Проводят физические упражнения.

Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой.
Изобретение относится к медицине, педиатрии, неврологии, перинатологии, восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенцев со спинальными нарушениями.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии сердечно-сосудистых заболеваний. Осуществляют усиленную наружную контрпульсацию.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Группа изобретений включает варианты тренажера для подводного вытяжения позвоночника и варианты способа подводного вытяжения позвоночника, относится к области медицины, в частности к медицинской технике, и может быть использована в лечебно-профилактических учреждениях при наличии бассейна или открытой воды и под наблюдением обученного медицинского персонала, а также самостоятельно.

Изобретение относится к медицине, в частности к восстановительному лечению сколиоза у детей школьного возраста в условиях санатория. Способ характеризуется тем, что в течение 21 дня проводят ЛФК и массаж, а также сульфидные ванны по 12 минут температурой 34-36°С через день.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для лечения детей с посттравматическими контрактурами локтевого сустава.
Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии, и может быть использован для профилактики хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) легкой и средней степени тяжести в стадии стойкой ремиссии. Выполняют физические нагрузки в виде подъемов по маршруту терренкура на фоне комплексного лечения. Физическую нагрузку осуществляют при температуре воздуха не ниже 15°C путем чередования подъемов от 7° до 15° и плато, дозируя согласно трем последовательно выполняемым двигательным режимам. Щадящий режим составляет низкий темп ходьбы 60-80 шагов в минуту, время на маршрут - 2 часа, количество остановок - 6 по 3 минуты через каждые 17 минут движения в течение 7 дней. Щадяще-тренирующий: темп ходьбы средний 80-100 шагов в минуту, время на маршрут - 1,5 часа, количество остановок - 4 по 2 минуты через каждую 20,5 минуты движения в течение 7 дней. Тренирующий: темп ходьбы быстрый 100-120 шагов в минуту, время на маршрут - 1,2 часа, количество остановок - 3 по 2 минуты, через каждые 25 минут движения в течение 6 дней. Физическую нагрузку выполняют в сочетании с режимом дыхания: по ровной дороге на 2-4 шага - вдох, на 3-5 шагов - выдох, на подъеме на 2-3 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох, по окончании маршрута следует 30-минутный отдых в положении сидя. Способ оказывает положительное влияние на основные клинические симптомы заболевания, удлиняет ремиссию заболевания за счет выполнения физической нагрузки с определенными режимами. 1 пр.
Наверх