Устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя

Изобретение относится к демпферам для гашения вибраций рабочих лопаток и дисков авиационных газотурбинных двигателей, а именно устройствам демпфирования колебаний рабочих колес типа блиск (моноколес). Устройство демпфирования колебаний рабочих колес газотурбинного двигателя включает демпфирующий элемент, выполненный в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль в несколько слоев, скрепленной радиальными штифтами и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска. Упругая лента может имеет переменную по длине ширину и/или толщину. Поперечное сечение упругой ленты имеет желобчатую форму. Упругая лента изготовлена из материала с высоким внутренним трением. Материал с высоким внутренним трением представляет собой композиционный материал. Изобретение повышает прочность и надежность рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к демпферам для гашения вибраций рабочих колес газотурбинных двигателей, а именно к устройствам демпфирования колебаний рабочих колес типа блиск (моноколес).

Конструкция газотурбинных двигателей предусматривает использование облегченных рабочих колес типа блиск, в которых лопатки выполнены с диском за одно целое. Использование блисков требует решения проблемы исключения опасных вибраций, сложность проблемы определяется отсутствием в рабочих колесах конструкционного демпфирования колебаний.

Известна конструкция, в которой для конструкционного демпфирования колебаний блисков используют дополнительное устройство - демпфер сухого трения, который представляет собой упругое разрезное кольцо, устанавливаемое с натягом на внутренней поверхности обода блиска. Возникающие в контакте кольцо-блиск силы трения при наличии взаимных перемещений на контактной поверхности совершают работу, которая обеспечивает демпфирующий эффект. (Laxalde D, Thouverez F, Lombard J-P. Vibration control for integrally bladed disks using friction ring dampers. ASME Turbo Expo 2007, Montreal, Canada. GT 2007-27087).

Основной недостаток такого устройства - узкий диапазон частот вращения рабочих колес, в котором обеспечивается демпфирование колебаний блиска: при высоких частотах вращения под действием на кольцо центробежных сил контактное давление в контакте кольцо-блиск возрастает до величины, при которой блокируются взаимные перемещения на контактной поверхности и потери энергии на трение исчезают.

Известны встроенные фрикционные демпферы в виде вставок, которые устанавливаются под трактовыми полками соседних лопаток и прижимаются к ним под действием собственных центробежных сил (патент US №5205713, МПК: F01D 5/26).

Недостатком этого известного устройства является невозможность его применения в рабочих колесах блискового типа, в которых отсутствуют трактовые полки.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция, в которой обод рабочего колеса снабжен пазом и демпфирующим элементом, установленным в пазу. Паз выполнен кольцевым и наклонен относительно вертикальной оси диска. Демпфирующий элемент выполнен в виде многослойного кольцевого пакета чередующихся между собой гладких и гофрированных пластин и установлен в пазу с натягом (патент RU №2022120, МПК: F01D 5/16).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является наличие концентратора напряжений в ободе рабочего колеса в виде паза для установки демпфера, что снижает прочность и надежность рабочего колеса.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении прочности и надежности рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя за счет исключения концентратора напряжений и повышении эффективности демпфирования колебаний.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ демпфирующий элемент выполнен в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль в несколько слоев, скрепленной радиальными штифтами и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска. Упругая лента имеет переменную по длине ширину и/или толщину. Поперечное сечение упругой ленты имеет желобчатую форму. Упругая лента изготовлена из материала с высоким внутренним трением. Материал с высоким внутренним трением представляет собой композиционный материал.

Выполнение демпфирующего элемента в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска, обеспечивает при колебаниях блиска потери энергии на трение между лентой и контактной поверхностью блиска, а также между слоями ленты; тем самым обеспечивается демпфирование колебаний, снижение их амплитуды, что повышает надежность рабочих колес газотурбинного двигателя.

Наличие скрепляющих упругую ленту штифтов препятствует ее расширению под действием возникающей при вращении блиска центробежной силы, ограничивает контактное давление между слоями ленты и тем самым расширяет диапазон эффективной работы демпфирующего устройства.

Выполнение упругой ленты переменной по длине ширины и толщины обеспечивает появление дополнительных собственных частот и форм колебаний ленты и тем самым расширяет диапазон эффективной работы демпфирующего устройства.

Желобчатый профиль поперечного сечения упругой ленты позволяет обеспечить более равномерное распределение контактного давления между слоями и по поверхности блиска и за счет этого повысить эффективность демпфирования.

Упругая лента, изготовленная из материала с высоким внутренним трением, представляющим собой композиционный материал, обеспечивает более высокую эффективность демпфирования за счет дополнительного механизма демпфирования - внутреннего трения в ленте.

На фиг. 1 изображено устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа.

На фиг. 2 - вид. А на фиг 1.

На фиг. 3 - сечение В-В на фиг 2 в увеличенном виде.

На фиг. 4 показана упругая лента переменной ширины и толщины.

На фиг. 5 показана упругая лента желобчатого профиля.

Устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа представляет собой упругую ленту 1, свитую в спираль в несколько слоев, скрепленную несколькими радиальными штифтами 2. Устройство установлено с натягом на цилиндрической или конической поверхности 3 обода блиска 4. Штифт 2 установлен в радиальном отверстии, проходящем через все слои упругой ленты 1 кроме последнего. Штифт 2 фиксируется от выпадения последним внутренним слоем упругой ленты, который, в сою очередь, фиксируется отгибными лепестками 5, выполненными на первом слое ленты 1. Упругая лента 1 выполнена переменного поперечного сечения (фиг. 4.). Лента 1 имеет прямоугольную (фиг. 4.) и желобчатую (фиг. 5.) форму сечения. Упругая лента 1 изготовлена из материала с высоким внутренним трением, представляющим собой композиционный материал.

При сборке упругую ленту 1 укладывают на контактной поверхности 3 блиска 4 с натягом и устанавливают штифты 2. Последним (внутренним) слоем ленты 1 фиксируют штифты 2 и отгибают лепестки 5, фиксируя ими внутренний слой ленты 1. Начальный натяг ленты 1 определяется из соображений создания в процессе работы контактного усилия, обеспечивающего необходимую силу трения при колебаниях блиска.

При вращении рабочего колеса под действием центробежной силы упругая лента 1 прижимается к контактной поверхности 3 блиска 4. При возникновении колебаний блиска имеют место взаимные перемещения ленты 1 и контактной поверхности 3 блиска 4, а также слоев ленты 1 между собой, сопровождающиеся появлением сил трения. Работа сил трения снижает энергию колебаний блиска, уменьшает их амплитуду; таким образом осуществляется демпфирование колебаний. Наличие штифтов 2 (см. фиг. 3) ограничивает растяжение ленты 1 под действием центробежных сил при вращении блиска и тем самым ограничивает величину контактного давления между лентой 1 и блиском 4 и между слоями ленты. Благодаря этому исключается эффект заклинивания, снижающий эффективность демпфирования при больших контактных давлениях и заключающийся в блокировании силами трения взаимного перемещения ленты 1 и контактной поверхности 3 блиска 4 и слоев ленты 1 между собой.

Устройство демпфирования может быть использовано в блисковых конструкциях газотурбинного двигателя для защиты от повреждений из-за вибраций и многоцикловой усталости.

1. Устройство демпфирования колебаний рабочих колес блискового типа газотурбинного двигателя, включающее демпфирующий элемент, отличающееся тем, что демпфирующий элемент выполнен в виде упругой ленты, плотно свитой в спираль в несколько слоев, скрепленной радиальными штифтами и установленной с натягом на цилиндрической или конической поверхности обода блиска.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упругая лента имеет переменную по длине ширину и/или толщину.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поперечное сечение упругой ленты имеет желобчатую форму.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упругая лента изготовлена из материала с высоким внутренним трением.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что материал с высоким внутренним трением представляет собой композиционный материал.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении интегрального моноколеса турбины из различных металлических сплавов для газотурбинного двигателя.

При изготовлении лопатки турбомашины из композиционного материала, содержащего уплотненную матрицей волокнистую арматуру, выполняют трехмерное ткачество цельной волокнистой заготовки.

Изобретение может быть использовано для термической обработки сварных соединений, полученных линейной сваркой трением, в частности, соединения диска и лопаток блисков.

Изобретение относится к авиационной промышленности, в частности к способу изготовления моноблочного лопаточного диска преимущественно для использования в роторе газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к области двигателестроения, точнее к осевым турбинам и компрессорам газотурбинных двигателей, а конкретно к способу изготовления биметаллических блисков с охлаждаемыми лопатками, в том числе высокотемпературных газотурбинных двигателей большого ресурса.

Изобретение относится к области двигателестроения, точнее к осевым турбинам и компрессорам газотурбинных двигателей, а конкретно к способу изготовления интегрального блиска с неохлаждаемыми рабочими лопатками для газотурбинного двигателя и интегральному блиску.

Изобретение относится к изготовлению моноблочного диска, снабженного системой лопаток и предназначенного, в частности, для ротора газотурбинного двигателя. .

Турбина включает турбинный диск и другую турбинную часть, между которыми образована полость. Турбинный диск содержит первый и второй выступы.

Газовая турбина содержит систему балансировки вращающейся части, включающую балансировочный весовой элемент и крепежный элемент. Балансировочный весовой элемент выполнен с первым и вторым отверстиями, при этом первое и второе отверстия выполнены с возможностью съемной установки крепежного элемента.

Газотурбинный двигатель включает вентилятор и компрессор низкого давления, рабочие колеса которых установлены на общем валу с помощью осевых болтов с гайками. На осевые болты между гайкой и фланцем крепления рабочего колеса вентилятора к валу установлены балансировочные удлинительные втулки, во внутренней полости которых расположен участок перехода от резьбовой части хвостовика болта к цилиндрической.

Вибрационно-демпфирующая прокладка (10) предназначена для размещения между платформой (12) лопасти (6) вентилятора и диском (2) вентилятора. Прокладка имеет радиально внешнюю поверхность (18), оснащенную, по меньшей мере, одной пластиной (16a, 16b) в контакте с платформой лопасти вентилятора, и радиально внутреннюю поверхность (20), сформированную верхней по потоку поверхностью (22), обращенной к диску (2), и нижней по потоку поверхностью (24), отделенной от верхней по потоку поверхности уступом (26).

Способ снижения динамических напряжений в рабочих лопатках последней ступени силовой турбины заключается в том, что угол раскрытия проточной части турбины в меридиональном сечении выбирают в пределах 13…23°, а отношение среднего диаметра рабочего колеса последней ступени силовой турбины к высоте рабочей лопатки на выходе из турбины от 3.5 до 4.0.

Газовая турбина содержит систему балансировки вращающейся части, включающую балансировочный весовой элемент и крепежный элемент. Балансировочный весовой элемент выполнен с первым и вторым отверстиями, при этом первое и второе отверстия выполнены с возможностью съемной установки крепежного элемента.
Наверх