Способ орбитального гирокомпасирования и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области космического приборостроения и может быть использовано при создании и эксплуатации гирокомпасной системы ориентации (ГСО) ИСЗ для около круговых орбит. Технический результат - повышение точности. Для этого обеспечивают трехканальную автокомпенсацию инструментальных погрешностей системы путем построения приборной орбитальной системы координат (ОСК), номинально совпадающей с текущей ОСК, при неограниченных курсовых углах ИСЗ, совершения программных поворотов ИСЗ на четыре заданных курсовых угла, выработки и введении представительных (более полных) поправок на погрешности системы по крену, курсу и тангажу в соответствии с приведенными алгоритмами при сохранении динамики и непрерывности режима гирокомпасирования системы. При этом рассмотрен вариант технического решения задачи о программных поворотах ИСЗ с заданной скоростью на любые курсовые углы для бортовой научной аппаратуры и для коррекции высоты и плоскости орбиты при сохранении режима и точности работы системы. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области космической техники и может использоваться при создании и эксплуатации гироскопической системы ориентации (ГСО) для около круговых орбит ИСЗ.

Наиболее близким аналогом может служить техническое решение, представленное в заявке №2012121440/28 от 25.05.2012 (патент №2498216). В нем показана ГСО в составе: двухкоординатный построитель местной вертикали (ПМВ), трехосный гироскопический блок датчиков угловых скоростей (БДУС) и вычислитель системы. ГСО строит приборную орбитальную систему координат (приборную ОСК) с частичной автокомпенсацией погрешностей системы по двум каналам - крена и курса.

Целью предложения является создание ГСО повышенной точности путем трехканальной более полной автокомпенсации ее инструментальных погрешностей без привлечения дополнительных внешних средств и без ухудшения динамики ее переходных процессов.

Согласно предложению в части способа орбитального гирокомпасирования (ОГК) наряду с известными приемами, включающими измерение углов крена и тангажа ИСЗ с помощью ПМВ и угловых скоростей по каналам крена, курса и тангажа с помощью БДУС, построение приборной орбитальной системы координат (приборной ОСК) путем интегрирования в вычислителе измеренных угловых скоростей с предварительной их коррекцией в каналах крена и курса по разности углов крена ПМВ и крена выходного канала вычислителя, и в канале тангажа по разности углов тангажа ПМВ и тангажа выходного канала вычислителя, и с введением расчетных проекций программной орбитальной угловой скорости (ΩП) ИСЗ на оси крена, курса и тангажа, а также формирование поправок на инструментальные погрешности системы,

вводятся новые признаки:

измеренные углы ПМВ по крену и тангажу и угловые скорости БДУС по крену и тангажу приводят из связанной системы координат (ССК) в приборную ОСК с использованием первого преобразователя координат (ПК1), управляемого по заданному курсу с учетом запаздывания фактического поворота ИСЗ относительно заданной программы, компенсируют в вычислителе измеренную угловую скорость поворота ее программным значением, а выходные углы вычислителя по крену и тангажу для угловой стабилизации ИСЗ приводят из приборной ОСК в ССК с использованием второго управляемого по курсу преобразователя ПК2;

во время формирования поправок совершают круговой поворот ИСЗ по курсу с заданной скоростью и с остановками при курсовых углах: 90°, 180°, минус 90° и 0° каждый раз на время, кратное периоду орбитального движения, с сохранением режима гирокомпасирования и угловой стабилизации ИСЗ;

в течение каждой из четырех остановок измеряют разности углов крена ПМВ в приборной ОСК (после ПК1) и крена выходного сигнала вычислителя (до ПК2): U90, U180, U-90, U0 фильтруют от шумовых составляющих, вырабатывают их средние значения и запоминают, а формирование поправок на погрешности системы по крену ΔγП, тангажу ΔϑП и курсу Δ ψ ˙ П выполняют в соответствии с выражениями:

где: C3=K2П - масштабные коэффициенты;

K2 - передаточный коэффициент в курсовом контуре вычислителя;

ΩП - программная угловая скорость, соответствующая орбитальной угловой скорости ΩO ИСЗ,

после чего вводят эти поправки в выходные сигналы ПМВ крена, ПМВ тангажа и БДУС по курсовому каналу соответственно и приводят систему в исходное состояние.

В части устройства для осуществления способа по п. 1 наряду с известными блоками и функциональными связями ГСО:

последовательно соединенные ПМВ по каналу крена, первый сумматор, первое усилительно-преобразующее устройство (УПУ), второй сумматор, второй вход которого подключен к БДУС по каналу крена, и первый интегратор, выход которого подключен ко второму входу первого сумматора и к выходу ГСО по каналу крена;

также последовательно соединенные второе УПУ, вход которого подключен параллельно со входом первого УПУ, третий сумматор, второй вход которого подключен е выходу БДУС по каналу курса, и второй интегратор, выход которого подключен через первый задатчик ΩП к третьему входу второго сумматора и к выходу ГСО по каналу курса;

также последовательно соединенные ПМВ по каналу тангажа, четвертый сумматор, третье УПУ, пятый сумматор, второй вход которого подключен к БДУС по каналу тангажа, и третий интегратор, выход которого подключен ко второму входу четвертого сумматора и к выходу ГСО по каналу тангажа; причем выход первого интегратора подключен через второй задатчик ΩП к третьему входу третьего сумматора, третий вход пятого сумматора подключен к третьему задатчику ΩП; выходы БДУС по каналам крена, курса и тангажа подключены к соответствующим выходам ГСО по угловым скоростям, а также программно-временной задатчик (ПВЗ) режимов работы системы,

- вводятся новые блоки и связи: первый преобразователь координат (ПК1), первый и второй, третий и четвертый входы и соответствующие четыре выхода которого включены в выходные цепи ПМВ по каналам крена и тангажа и в выходные цепи БДУС по каналам крена и тангажа соответственно, второй ПК2, первый и второй входы и первый и второй выходы которого включены в соответствующие выходные цепи ГСО по каналам крена и тангажа; задатчик программных курсовых углов (ЗКУ), выход которого подключен через запаздывающее устройство (ЗУ), например апериодическое звено, к управляющим входам ПК1 и ПК2 и через первое дифференцирующее устройство подключен к четвертому входу третьего сумматора; задатчик проекций (ЗП) ΩП на оси крена и тангажа ИСЗ, входы которого подключены к выходу ЗКУ и к третьему задатчику ΩП, а два выхода ЗП - по крену и тангажу - подключены к шестому и седьмому сумматорам, введенным в соответствующие каналы ГСО по угловым скоростям крена и тангажа ИСЗ; восьмой сумматор, введенный в выходную цепь ГСО по угловой скорости курса, ко второму входу которого подключен выход ЗКУ через второе дифференцирующее устройство;

также трехкоординатный блок формирования поправок (БФП) по каналам крена, тангажа и курса системы, первый вход которого подключен к выходу первого сумматора, со второго по пятнадцатый входы подключены к выходам ПВЗ соответственно по каналам «Исходное» - семь команд,

«Курс 0», «Курс 180», «Курс 90» и «Курс -90», «Накопление» и «Выдача» поправок - три команды;

первый, второй и третий выходы БФП подключены соответственно к девятому сумматору, введенному в выходную цепь ПМВ по каналу крена, к десятому сумматору, введенному в выходную цепь ПМВ по каналу тангажа, и к одиннадцатому сумматору, введенному к входу ДУС курса.

При этом БФП выполнен в виде:

- последовательно соединенных первого коммутатора, подключенного к первому входу БФП, фильтра шумовых сигналов (ФШС), цифроаналогового устройства (ЦАУ) и переключателя каналов (ПК); также последовательно соединенных двенадцатого сумматора, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам ПК по каналам «Курс 0» и «Курс 180», первого масштабирующе-запоминающего устройства (МЗУ-1) и второго коммутатора, выход которого подключен к первому выходу БФП;

последовательно соединенных тринадцатого сумматора, первый и второй входы которого подключены соответственно к выходам ПК по каналам «Курс 90» и «Курс -90», второго МЗУ-2 и третьего коммутатора, выход которого подключен ко второму выходу БФП;

последовательно соединенных четырнадцатого сумматора, с первого по четвертый входы которого подключены к соответствующим четырем выходам ПК, третьего МЗУ-3 и четвертого коммутатора, выход которого подключен к третьему выходу БФП;

семь входов БФП по каналам «Исходное» подключены к управляющим входам на размыкание первого, второго, третьего, четвертого коммутаторов и к первому, второму и третьему МЗУ на обнуление;

вход БФП по каналу «Накопление» подключен к управляющему входу первого коммутатора на замыкание,

три входа БФП по каналам «Выдача» подключены к соответствующим управляющим входам второго, третьего и четвертого коммутаторов на замыкание,

причем алгоритм формирования поправок соответствует выражению (1).

На фигуре 1 представлена структурно-функциональная схема системы; на фигуре 2 представлена схема входящего в систему трехканального блока формирования поправок БФП.

На фигуре 1 обозначено:

1, 2 - инфракрасный построитель местной вертикали по каналам крена ПМВ-γ и тангажа ПМВ-ϑ соответственно;

3, 4, 5 - датчики угловых скоростей по каналам крена Д У С γ ˙ , курса Д У С Ψ ˙ и тангажа Д У С ϑ ˙ , входящие в состав трехкоординатного блока БДУС;

6-16 - с первого по одиннадцатый сумматоры соответственно;

17, 18 - первое и второе усилительно-преобразующие устройства (УПУ) с передаточными коэффициентами K1, К2 соответственно;

19 - третье УПУ - изодромное устройство - параллельно включенные усилительно-преобразующее устройство с коэффициентом К3 и интегратор с коэффициентом К4, вход которого подключается по внешней команде, например, от ПВЗ;

20-22 - первый, второй и третий интеграторы соответственно;

23-25 - первый, второй и третий задатчики программной орбитальной угловой скорости соответственно;

26, 27 - первый и второй преобразователи координат ПК1 и ПК2;

28 - задатчик программных курсовых углов (ЗКУ);

29 - первое дифференцирующее устройство;

30 - задатчик программных проекций (ЗП) орбитальной угловой скорости по осям крена и тангажа ИСЗ;

31 - программно-временной задатчик (ПВЗ) режимов работы системы;

32 - трехкоординатный блок формирования поправок(БФП) по крену, курсу и тангажу;

33 - запаздывающее устройство (ЗУ);

34 - второе дифференцирующее устройство;

γ П М В С , ϑ П М В С - углы крена и тангажа, фиксируемые ПМВ в связанной с корпусом ИСЗ системе координат ССК;

γ П М В В , ϑ П М В В - углы крена и тангажа ПМВ, приведенные с помощью ПК1 к приборной ОСК вычислителя, номинально совмещенной с приборной ОСК;

γ ˙ Д У С С , Ψ ˙ Д У С С , ϑ ˙ Д У С С - угловые скорости ИСЗ, формируемые ДУС по крену, курсу и тангажу соответственно, относительно ССК;

γ ˙ Д У С В , ϑ ˙ Д У С В - угловые скорости, формируемые ДУС крена и ДУС тангажа, приведенные с помощью ПК1 к приборной ОСК; при этом угловая скорость по каналу курса (без ПК1) соответствует угловой скорости Ψ ˙ Д У С С за вычетом угловой скорости ψ ˙ П ;

ψ ˙ П , ΨП(t) - угловая скорость и угол программного курсового поворота ИСЗ, задаваемого в функции времени;

ΩП - программная орбитальная угловая скорость; ее номинальное значение равно среднему за виток орбиты значению фактической орбитальной скорости Ω0;

γВ, ΨВ, ϑВ - выходные углы вычислителя ГСО по крену, курсу и тангажу соответственно относительно приборной орбитальной системы координат;

γ С О С , ϑ С О С - выходные углы ГСО по крену и тангажу после ПК2 соответственно, приведенные к связанной с ИСЗ системе координат ССК;

ψ С О С - выходной сигнал ГСО по курсу, минующий ПК2;

U6 - выходной сигнал вычислителя с сумматора 6.

На фигуре 2 обозначено:

35 - фильтр шумовых сигналов (ФШС);

36 - цифроаналоговое устройство (ЦАУ);

37 - переключатель каналов (ПК);

38-40 - масштабирующе-запоминающие устройства соответственно по крену МЗУ-1, по тангажу МЗУ-2 и по курсу МЗУ-3;

41-44 - с первого по четвертый коммутаторы соответственно;

45-47 - с двенадцатого по четырнадцатого сумматоры соответственно; U90, U180, U-90, U0 - выходные сигналы, сформированные ЦАУ при соответствующих углах ИСЗ: 0°, 180°, 90°, -90°;

ΔγП, ΔϑП, Δ ψ ˙ П - поправки к выходным сигналам ПМВ по крену и тангажу и ДУС курса соответственно;

Интегратор изодромного устройства УПУ 18 подключается по входу по внешней команде в установившемся режиме ГСО и отключается также по входу при динамических режимах системы с запоминанием и выдачей накопленной информации.

Фильтр шумовых сигналов 35 (см. фигуру 2) выполняется, например, в виде цифрового или аналогового апериодического звена:

с постоянной времени, например Τ=1 с (уточняется для конкретного ПМВ).

Алгоритм работы ЦАУ соответствует выражению:

где XBX, U - входной и выходной сигналы ЦАУ;

n - число замеров входного сигнала в течение заданного времени, кратного периоду орбитального движения.

В преобразователе координат ПК1 реализуются алгоритмы:

В преобразователе координат ПК2 реализуются алгоритмы:

Примечание. Вместе с преобразованием параметров, приведенных в (4) и (5), аналогично преобразуются и их составляющие: Δ γ П М В В , Δ ϑ П М В В , Δ γ ˙ Д У С В , Δ ϑ ˙ Д У С В , Δ γ С О В , Δ ϑ С О В , и составляющие: γ И С З В , ϑ И С З В .

По каналу курса вне преобразователей координат ПК1 и ПК2:

Задатчик 30 проекций ΩП на оси крена и тангажа ИСЗ вырабатывает поправки к выходным сигналам ГСО по угловой скорости:

Выходные сигналы ГСО по угловым скоростям минуют ПК1 и ПК2 и соответствуют выражениям (см. фигуру 1):

В данной схемной реализации шумовые составляющие сигналов ПМВ не проникают в скоростные каналы системы угловой стабилизации ИСЗ.

Для удобства дальнейшего изложения все элементы системы, изображенные на фигуре 1, между ПК1 и ПК2 (без ПВЗ 31 и БФП 32) назовем «вычислителем ГСО».

Элементы трехкоординатного блока БФП 32: ФШС, ЦАУ, ПК, МЗУ, коммутаторы и сумматоры (см. фигуру 2), а также элементы: ПК1 26, ПК2 27, ЗКУ 28, ЗП 30 (см. фигуру 1) - построены на базе широко используемых элементов электронной техники.

Работа ГСО в соответствии с заявленным способом совершается следующим образом.

1. ГСО в начале орбитального полета включается в традиционный режим трехосного орбитального гирокомпасирования ОГК без курсовых программных поворотов и без задействования элементов автокомпенсации погрешностей системы. ГСО строит приборную ОСК, номинально совмещенную с текущей ОСК, и при работе системы угловой стабилизации ИСЗ соответствующие строительные оси ССК корпуса ИСЗ с датчиками первичной информации: ПМВ и БДУС O- номинально совмещены с приборной ОСК и текущей ОСК.

Формирование выходных сигналов ГСО по крену и курсу осуществляется (см. фигуру 1) путем интегрирования соответствующих выходных сигналов ДУС крена и ДУС курса с предварительной их коррекцией сигналами разности углов крена ПМВ и выходного сигнала вычислителя ГСО по крену. Причем первичной информацией, поступающей в вычислитель ГСО об отклонении оси чувствительности ДУС крена, совмещенной с продольной осью ИСЗ от плоскости орбиты по курсу, является составляющая ДУС крена, равная ΩO·sinΨИСЗ. Знак этой проекции соответствует знаку угла отклонения ИСЗ по курсу от плоскости орбиты. Формирование выходного сигнала ГСО по тангажу осуществляется путем интегрирования выходного сигнала ДУС тангажа с предварительной коррекцией его сигналом разности углов ПМВ по тангажу и выходного сигнала вычислителя ГСО по тангажу. Задатчики 23, 24, 25 программной орбитальной угловой скорости ΩП обеспечивают компенсацию влияния проекций текущей орбитальной угловой скорости ΩO на соответствующие оси ДУС-ов для приведения приборной ОСК к текущей ОСК. Устойчивое состояние ГСО соответствует нулевому курсу и горизонтальному положению ИСЗ по крену и тангажу при орбитальном движении ИСЗ.

2. При курсовых программных поворотах строительные оси ИСЗ с датчиками первичной информации: ПМВ и БДУС - расходятся с осями приборной ОСК вычислителя, совмещенной с текущей ОСК. Для предотвращения потери устойчивости системы измеренные углы ПМВ и угловые скорости БДУС по крену и тангажу приводят из отклоненной ССК в неотклоненную приборную ОСК с использованием преобразователя координат ПК1 26. ПК1 работает в соответствии с алгоритмами (4), и вычислитель ГСО продолжает устойчиво работать, так же как и до курсового поворота. Для приборной ОСК при любом курсовом положении ИСЗ угол крена γ П М В В и угловая скорость крена ИСЗ γ ˙ Д У С В соответствуют отклонению вертикальной оси ИСЗ перпендикулярно плоскости орбиты, а по тангажу - в плоскости орбиты.

Второй преобразователь координат ПК227, работающий синхронно с ПК1, обеспечивает преобразование выходных сигналов вычислителя из его приборной ОСК в связанную отклоненную по курсу систему координат для исполнительных органов угловой стабилизации ИСЗ по соответствующим осям крена и тангажа.

В соответствии со схемой (см. фигуру 1) в режиме курсового поворота с задатчика 28 программных курсовых углов выдается курсовой сигнал ΨП(t), например, со скоростью 1°/с, который через дифференцирующее звено 34 и сумматор 13 вместе с сигналом ψ ˙ Д У С В поступает на выход ГСО по угловой скорости. Система угловой стабилизации ИСЗ отрабатывает этот скоростной сигнал с определенным запаздыванием. Одновременно по сигналу ЗКУ 28 с учетом запаздывания в ЗУ 33 выполняется курсовое управление ПК1 и ПК2, а также формирование программной угловой скорости с помощью дифференцирующего устройства 29, которая компенсирует в сумматоре 8 составляющую угловой скорости ψ ˙ П C в составе сигнала ДУС курса, поступающего в вычислитель. В результате этого работа вычислителя по устойчивому построению приборной ОСК продолжается без влияния программного поворота.

При остановке курсового поворота вычислитель ГСО продолжает строить, поддерживать, приборную ОСК, совмещенную с текущей ОСК при повернутом по курсу ИСЗ и выдавать информацию для угловой стабилизации ИСЗ относительного его повернутого положения. В данном случае фактическое устойчивое положение ИСЗ по курсу соответствует углу:

где ΨИСЗ - угол отклонения ИСЗ по курсу относительного устойчивого повернутого положения на заданный угол ΨΠ; в номинальном режиме при отсутствии погрешностей системы угол ΨΒ стремится к нулевому значению.

Формирование выходных сигналов ГСО, соответствующих угловым скоростям ИСЗ (8), относительно ССК выполняется по сигналам ДУС-ов с введением поправок (7) по каналам крена и тангажа, компенсирующих проекции вектора ΩО на оси чувствительности ДУС-ов при любых курсовых углах ИСЗ, с помощью задатчика ЗП 30 и сумматоров 6 и 7. По курсовому каналу ДУС вводимый через сумматор (13) сигнал ψ ˙ П обеспечивает курсовой поворот ИСЗ.

3. Для формирования поправок на инструментальные погрешности системы выполняют круговой курсовой поворот ИСЗ по программным сигналам задатчика ЗКУ 28 с заданной скоростью и с остановками при курсовых углах 90°, 180°, минус 90° и 0° каждый раз на время, кратное периоду орбитального движения, с сохранением режима орбитального гирокомпасирования и угловой стабилизации ИСЗ.

4. Формирование каждой из трех поправок на инструментальные погрешности системы выполняют в течение указанных четырех остановок путем измерения разности углов ПМВ крена в приборной ОСК (после ПК1) и крена выходного сигнала вычислителя (до ПК2) на выходе сумматора 6 (см. фигуру 1), фильтрации этой разности от шумовых составляющих с помощью фильтра шумовых сигналов 35 (см. фигуру 2) по алгоритму (2), выработки их среднего значения с помощью ЦАУ 36 по алгоритму (3), распределения их с помощью переключателя каналов 37 и сумматоров 45, 46, 47 по входам масштабирующе-запоминающих устройств МЗУ-1, МЗУ-2, МЗУ-3, в которых эти разности углов масштабируются и запоминаются в качестве поправок в соответствии с выражениями (1).

5. Введение сформированных поправок (1) из МЗУ в систему выполняют с помощью управляемых коммутаторов 42, 43, 44 поочередно или одновременно к выходам соответствующих приборов (см. фигуру 1):

ΔγП - к выходу ПМВ крена через сумматор 14;

ΔϑП - к выходу ПМВ тангажа через сумматор 15;

Δ ψ ˙ П - ко второму входу сумматора 16.

Приведение системы в исходное состояние по курсовому угловому положению может выполняться до или после введения поправок путем обнуления в ЗКУ выдаваемого курсового угла.

После введения сформированных поправок (в виде ступенчатого воздействия) вычислитель ГСО отрабатывает их в течение времени переходного процесса системы, и дальнейшая ориентация ИСЗ продолжается с повышенной точностью.

Приведем математическое обоснование работоспособности ГСО.

1) Линеаризованные уравнения выходных сигналов вычислителя ГСО (см. фигуру 1) имеют вид:

Наименования параметров системы приведены на стр. 5-8. Приведение сигналов ПМВ и ДУС по крену и тангажу из ССК в приборную ОСК для вычислителя ГСО с помощью ПК1 показано в уравнениях (4). Во втором уравнении (10) программная угловая скорость ψ ˙ П компенсируется соответствующей отрабатываемой скоростью ψ ˙ И С З П в составе сигнала ψ ˙ Д У С С , фиксируемого в курсовом ДУС (4).

Элементы автокомпенсации погрешностей ГСО (блок БФП, подключенный к выходу сумматора 6 и ко входам сумматоров 14, 15, 16) рассматриваются как самостоятельный контур, не оказывающий влияния на динамику ГСО, так как его разовые выходные сигналы вводятся по программе в виде постоянных величин.

2) Первые два уравнения (10) взаимосвязаны перекрестными связями - ΩП·ΨΒ и ΩП·γΒ, поэтому они рассматриваются совместно.

По правилу Крамера таблица (матрица) этих уравнений имеет вид:

Главный определитель системы:

Система устойчива при положительных коэффициентах главного определителя системы, например при , , .

Частные определители системы по крену Δ γ В и по курсу Δ ψ В , а также искомые углы γВ и ΨВ равны:

Решение третьего уравнения по тангажу системы (10) имеет вид:

3) Угловые параметры, приведенные в уравнениях (12) и (13), соответствуют выражениям:

где Δ γ П М В В , Δ ϑ П М В В , Δ γ ˙ Д У С В , Δ ϑ ˙ Д У С В , Δ ψ ˙ Д У С В - постоянные составляющие инструментальных погрешностей приборов ПМВ и БДУС, приведенные ко входу вычислителя ГСО в приборную ОСК, в соответствии с уравнениями (4) для ПК1 и уравнением (6) по курсовому каналу;

ψ ˙ И С З П - составляющая угловой скорости программного поворота ИСЗ, фиксируемая курсовым ДУС-ом; в установившемся режиме эта скорость компенсируется угловой скоростью ψ ˙ П задаваемого курсового угла поворота ИСЗ.

В номинальном режиме

При подстановке выражений (14) и (15) в уравнения (12) и (13) получим выходные углы вычислителя ГСО по крену, курсу и тангажу относительно приборной ОСК. В установившемся режиме (при р=0) эти углы равны:

где первые члены правой части уравнений характеризуют углы повернутого по курсу корпуса ИСЗ относительно приборной ОСК, а вторые члены - погрешности определения этих углов.

4) Преобразование сигналов γΒ и ϑВ в сигналы в ССК γ С О С , ϑ С О С для передачи их в систему угловой стабилизации ИСЗ выполняется с помощью второго ПК2 по алгоритмам (5).

По курсовому каналу без ПК2 (см. фигуру 1): ψ В = ψ С О С .

В соответствии с уравнениями (4), (14), и (16) после преобразований получим:

При этом в соответствии с (9) фактический курсовой угол ИСЗ в ССК равен:

Конкретные выходные сигналы ГСО при ΨП=0° и при повернутом положении ИСЗ на заданный курсовой угол, например ΨП=90°, имеют следующий вид.

При ΨП=0°:

При ΨП=90°:

Аналогичные выражения углов ГСО можно получить при любых других программных курсовых углах.

Следует отметить, что обозначения и полярности выходных сигналов ГСО по курсу и после ПК2 по крену и тангажу (18) и (19) соответствуют углам ИСЗ в ССК.

Так как в соответствии с конструкторской документацией погрешности обоих каналов ПМВ по модулю равны и погрешности трех каналов БДУС по модулю тоже равны, то и суммарные расчетные значения погрешностей ГСО при курсовых поворотах сохраняются.

5) Формирование и введение поправок на постоянные составляющие погрешностей ПМВ и ДУС курса (автокомпенсация) выполняется следующим образом.

Исходной информацией для поправок является сигнал U разности углов крена ПМВ Δ γ П М В В на входе вычислителя ГСО и крена системы γВ на выходе вычислителя:

С учетом (14) и (16) приведенная разность сводится к выражению:

Этот сигнал в БФП 32 после фильтрации (2), осреднения (3), коммутации по каналам в зависимости от установленной величины заданного курсового угла ИСЗ при замере U, а также с учетом преобразования координат (4) и при соответствии сигнала ψ ˙ И С З С сигналу ψ ˙ И С З В в установившемся режиме принимает выражения:

Соответствующее суммирование этих сигналов (21) и их масштабирование с коэффициентами

позволит получить искомые поправки на выходе БФП, равные соответствующим погрешностям ПМВ и ДУС курса в ССК:

Введение их с обратными знаками в выходные сигналы ПМВ по крену и тангажу и ДУС курса приводит к обнулению постоянных составляющих погрешностей этих приборах:

Δ γ П М В С Δ γ П М В П = Δ ϑ П М В С Δ ϑ П М В П = Δ ψ ˙ Д У С С Δ ψ ˙ Д У С П = 0 в составе уравнений (14) и, соответственно, к обнулению их в приборной ОСК (после ПК1). При этом выходные сигналы (16) вычислителя ГСО освобождаются от погрешностей: Δ γ П М В В , Δ ϑ П М В В , Δ ψ ˙ Д У С В и принимают вид:

Соответственно освободятся от указанных погрешностей выходные сигналы (17, 18, 19) системы в ССК для системы угловой стабилизации ИСЗ.

Приведем числовой пример, показывающий повышение точности ГСО при реализации предложения.

Пусть:

- постоянные составляющие инструментальных погрешностей ПМВ по крену и по тангажу составляют 6 угл.мин;

- погрешность выстави вертикальной оси ПМВ относительно осей чувствительности гироскопов БДУС, действие которой эквивалентно погрешностям ПМВ, равна 5 угл.мин по обоим каналам;

- собственный дрейф гироскопов БДУС равен 0,2 град/час;

- коэффициенты коррекции системы равны: К1=0,01 1/сек; К2=0,02 1/сек;

- угловая скорость орбитального движения равна: ΩПО=0,001 1/сек.

Тогда в соответствии с уравнениями (16) погрешности системы без введения поправок равны:

Δ γ П М В В = 14  угл . мин ; Δ ϑ П М В В = 11  угл . мин ; Δ ψ ˙ В = 10  угл . мин .

С введением поправок расчетные инструментальные погрешности (24) сокращаются до величин:

Δ γ В = Δ ϑ В = 0  угл . мин ; Δ ψ В = 3  угл . мин .

При этом следует отметить, что практически автокомпенсация может быть реализована со своей погрешностью, например до 5% от компенсируемых величин, и кроме инструментальных погрешностей существуют еще методические погрешности системы.

Таким образом, решена поставленная цель повышения точности гироскопической системы ориентации ИСЗ по трем каналам путем внутренних структурных преобразований без привлечения дополнительных источников внешней информации.

Одновременно показан вариант решения сопутствующей задачи о программных поворотах ИСЗ с заданной скоростью на любые курсовые углы в интересах бортовой научной аппаратуры, а также для коррекции высоты и наклона плоскости орбиты ИСЗ при сохранения режима и точности работы системы.

1. Способ орбитального гирокомпасирования гироскопической системы ориентации (ГСО) ИСЗ с использованием построителя местной вертикали (ПМВ), блока датчиков угловых скоростей (БДУС) и вычислителя ГСО по каналам крена, курса и тангажа, содержащий измерение углов крена и тангажа ИСЗ с помощью ПМВ и угловых скоростей по каналам крена, курса и тангажа с помощью БДУС, построение приборной орбитальной системы координат (приборной ОСК) путем интегрирования в вычислителе измеренных угловых скоростей с предварительной их коррекцией в каналах крена и курса по разности углов крена ПМВ и крена выходного канала вычислителя и в канале тангажа по разности углов тангажа ПМВ и тангажа выходного канала вычислителя, и с введением расчетных проекций программной орбитальной угловой скорости ИСЗ на оси крена, курса и тангажа, а также формирование поправок на инструментальные погрешности системы по курсу и крену, отличающийся тем, что измеренные углы ПМВ по крену и тангажу и угловые скорости БДУС по крену и тангажу приводят из связанной системы координат (ССК) в приборную ОСК с использованием первого преобразователя координат (ПК1), управляемого по заданному курсу с учетом запаздывания фактического поворота ИСЗ относительно заданной отрабатываемой программы, компенсируют в вычислителе измеренную угловую скорость поворота ее программным значением, а выходные углы вычислителя по крену и тангажу для угловой стабилизации ИСЗ приводят из приборной ОСК в связанную ССК с использованием второго управляемого по курсу преобразователя координат (ПК2), во время формирования поправок совершают круговой поворот ИСЗ по курсу с заданной скоростью и с остановками при курсовых углах: 90°, 180°, минус 90° и 0° каждый раз на время, кратное периоду орбитального движения с сохранением режима гирокомпасирования и угловой стабилизации ИСЗ; в течение каждой из четырех остановок измеряют разности углов крена ПМВ в приборной ОСК (после ПК1) и крена выходного сигнала вычислителя (до ПК2): U90,U180,U-90,U0, фильтруют от шумовых составляющих, вырабатывают их средние значения, а формирование поправок на погрешности системы по крену ΔγП, тангажу ΔϑП и курсу Δ ψ ˙ П выполняют в соответствии с выражениями:

где: - масштабные коэффициенты;
K2 - передаточный коэффициент в курсовом контуре вычислителя;
ΩП - программная угловая скорость, соответствующая орбитальной угловой скорости ΩО ИСЗ,
после чего вводят эти поправки в выходные сигналы ПМВ канала крена, ПМВ тангажа и БДУС по курсовому каналу соответственно и приводят систему в исходное состояние.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее последовательно соединенные ПМВ по каналу крена, первый сумматор, первое усилительно-преобразующее устройство (УПУ), второй сумматор, второй вход которого подключен к БДУС по каналу крена, и первый интегратор, выход которого подключен ко второму входу первого сумматора и к выходу ГСО по каналу крена; также последовательно соединенные второе УПУ, вход которого подключен параллельно со входом первого УПУ, третий сумматор, второй вход которого подключен к выходу БДУС по каналу курса, и второй интегратор, выход которого подключен через первый задатчик ΩП к третьему входу второго сумматора и к выходу ГСО по каналу курса; последовательно соединенные ПМВ по каналу тангажа, четвертый сумматор, третье УПУ, пятый сумматор, второй вход которого подключен к БДУС по каналу тангажа, и третий интегратор, выход которого подключен ко второму входу четвертого сумматора и к выходу ГСО по каналу тангажа, причем выход первого интегратора подключен через второй задатчик ΩП к третьему входу третьего сумматора, третий вход пятого сумматора подключен к третьему задатчику ΩП; выходы БДУС по каналам крена, курса и тангажа подключены к соответствующим выходам ГСО по угловым скоростям, а также программно-временной задатчик (ПВЗ) режимов работы системы, введены: первый преобразователь координат ПК1, первый и второй, третий и четвертый входы и соответствующие четыре выхода которого включены в выходные цепи ПМВ по каналам крена и тангажа и в выходные цепи БДУС по каналам крена и тангажа соответственно, второй ПК2, первый и второй входы и первый и второй выходы которого включены в соответствующие выходные цепи ГСО по каналам крена и тангажа; задатчик программных курсовых углов (ЗКУ), выход которого подключен через запаздывающее устройство (ЗУ), например апериодическое звено, к управляющим входам ПК1, ПК2 и через первое дифференцирующее устройство к четвертому входу третьего сумматора, задатчик проекций (ЗП) ΩП на оси крена и тангажа ИСЗ, входы которого подключены к выходу ЗУ и к третьему задатчику ΩП, а два выхода ЗП - по крену и тангажу подключены к шестому и седьмому сумматорам, введенным в соответствующие каналы ГСО по угловым скоростям крена и тангажа ИСЗ; восьмой сумматор, введенный в выходную цепь ГСО по угловой скорости курса, ко второму входу которого подключен выход ЗКУ через второе дифференцирующее устройство; также трехкоординатный блок формирования поправок (БФП) по каналам крена, тангажа и курса системы, первый вход которого подключен к выходу первого сумматора, со второго по пятнадцатый входы подключены к выходам ПВЗ соответственно по каналам «Исходное» - семь команд, «Курс 0», «Курс 180», «Курс 90», «Курс -90», «Накопление» и «Выдача» поправок - три команды; первый, второй и третий выходы БФП подключены соответственно к девятому сумматору, введенному в выходную цепь ПМВ по каналу крена, к десятому сумматору, введенному в выходную цепь ПМВ по каналу тангажа, и к одиннадцатому сумматору, введенному к выходу ДУС курса.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что трехканальный БФП выполнен в виде последовательно соединенных первого коммутатора, подключенного к первому входу БФП, фильтра шумовых сигналов (ФШС), цифроаналогового устройства (ЦАУ) и переключателя каналов (ПК), последовательно соединенных двенадцатого сумматора, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам ПК по каналам «Курс 0» и «Курс 180», первого масштабирующе-запоминающего устройства (МЗУ-1) и второго коммутатора, выход которого подключен к первому выходу БФП, последовательно соединенных тринадцатого сумматора, первый и второй входы которого подключены соответственно к выходам ПК по каналам «Курс 90» и «Курс -90», второго МЗУ-2 и третьего коммутатора, выход которого подключен ко второму выходу БФП, последовательно соединенных четырнадцатого сумматора, с первого по четвертый входы которого подключены к соответствующим четырем выходам ПК, третьего МЗУ-3 и четвертого коммутатора, выход которого подключен к третьему выходу БФП, семь входов БФП по каналам «Исходное» подключены к соответствующим управляющим входам на размыкание первого, второго, третьего, четвертого коммутаторов и к первому, второму и третьему МЗУ на обнуление, вход БФП по каналу «Накопление» подключен к управляющему входу первого коммутатора на замыкание, три входа БФП по каналам «Выдача» подключены к соответствующим управляющим входам второго, третьего и четвертого коммутаторов на замыкание, причем алгоритм формирования поправок соответствует выражению (1).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морской гидрометеорологии и может быть использовано для определения поля дрейфа морских льдов. Способ заключается в совмещении пары последовательных спутниковых изображений одного и того же участка ледовой поверхности, совмещении неподвижных деталей изображений, придании изображениям взаимно-исключающих световых или цветовых контрастов.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах измерения и индикации, обеспечивающих пилотирование летательных аппаратов (ЛА) в случае отказа его основных пилотажно-навигационных систем.

Изобретение относится к средствам информирования и ориентации инвалидов по зрению при их передвижении по городской территории. Способ состоит в размещении на стационарных объектах стационарных радиоинформаторов и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, автоматической передаче носимым абонентским устройством в радиоэфир сигнала запроса, по получении которого каждый стационарный радиоинформатор, находящийся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, передает в радиоэфир ответ, содержащий его персональные данные, а абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех стационарных радиоинформаторов, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации стационарному радиоинформатору, который по получении этого сигнала запроса передает в радиоэфир сообщение о стационарном объекте, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого стационарного радиоинформатора информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений.

Изобретение относится к геодезии и может быть использовано для создания топогеодезических сетей для подготовки боевых действий ракетных войск, артиллерии и противовоздушной обороны сухопутных войск.

Изобретение относится к области фотограмметрии, аэрокосмической съемке и может быть использовано для определения угловых элементов внешнего ориентирования получаемого при съемке изображения местности.

Способ формирования пакетов включает в себя подготовку данных, содержащих инструкции движения для передачи в транспортное средство. Этот представленный способ также включает определение количества данных для передачи в первом пакете в компьютерную систему транспортного средства, соединенную с сервером, осуществляющим способ, на основании необходимости передачи в транспортное средство первого пакета с первой инструкцией для водителя.

Изобретение относится к средствам для ориентации инвалидов по зрению. Способ информирования инвалидов о прибывающих на остановку транспортных средствах общего пользования состоит в размещении на транспортных средствах общего пользования радиомодулей, пультов водителей и звукоизлучателей и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, при этом абонентское устройство инвалида автоматически передает в радиоэфир сигнал запроса, после чего радиомодуль каждого транспортного средства, находящегося в данный момент в зоне действия абонентского устройства, по получении сигнала запроса передает в радиоэфир ответ на полученный сигнал запроса, абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех радиомодулей, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, который по получении этого сигнала запроса на передачу информации передает в радиоэфир сообщение о транспортном средстве, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого радиомодуля информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений, затем радиомодуль выбранного инвалидом транспортного средства передает на пульт водителя сигнал для водителя и подает команду на установленный на транспортном средстве звукоизлучатель, который воспроизводит звуковой сигнал ориентирования, по которому инвалид определяет необходимое направление движения к открытой двери транспортного средства.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к бортовым цифровым программно-аппаратным комплексам. Техническим результатом является повышение эффективности управления топопривязчиком.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в судовых навигационных системах для выработки параметров угловой ориентации корпуса судна.

Изобретение относится к способам контроля качества функционирования мобильных комплексов навигации и топопривязки в процессе проведения различных видов испытаний.

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации. Достигаемый технический результат - повышение помехозащищенности. Способ основан на формировании объектом навигации двух высокочастотных гармонических сигналов с разными частотами, их одновременном излучении с объекта навигации и приеме в нескольких опорных радионавигационных точках с известными координатами, формировании в этих точках сигналов разностной частоты из принятых от объекта навигации высокочастотных сигналов, передаче сформированных сигналов разностной частоты в центральный пункт обработки, где измеряется разность фаз сигналов разностной частоты, поступивших из разных опорных точек, а результаты измерений разностей фаз с учетом взаимного расположения центрального приемного пункта и опорных радионавигационных точек пересчитываются в координаты объекта навигации, причем оба сформированных на объекте навигации гармонических сигнала перед излучением синхронно модулируют по фазе одной и той же псевдослучайной двоичной последовательностью с девиацией фазы 180°. 2 ил.

Способ определения углового положения подвижного объекта относительно центра масс, т.е определение пространственной ориентации при угловом движении, преимущественно летательных аппаратов (ЛА), относительно какой-либо базовой системы координат, путем аналитического ее вычисления на основе измерений каких-либо отдельных параметров ориентации (углов, угловых скоростей и т.д.). Способ включает определение текущей угловой ориентации системы координат OX1Y1Z1 относительно геоцентрической базовой системы координат OXYZ, задание требуемой ориентации системы координат OX2Y2Z2 относительно геоцентрической базовой системы координат OXYZ, при этом системы координат OX1Y1Z1 и OX2Y2Z2 имеют начало координат в центре масс объекта и связаны с ним. Текущие значения углов ориентации связанной системы координат относительно базовой определяются с помощью бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), при этом в геоцентрической базовой системе координат направление оси OZ принимают совпадающим с направлением вектора вращения Земли, а ось ОХ направлена в точку пересечения гринвичского меридиана с экватором. Определяют углы относительной ориентации ςx, ςy, ςz между соответствующими осями связанной системы текущей угловой ориентации и требуемой в геоцентрической базовой системе координат по определенным зависимостям и по результатам вычислений судят об угловом положении подвижного объекта. Технический результат - расширение области применения, повышение достоверности и точности определения углового положения подвижного объекта. 2 ил.

Изобретение относится к геодезии, в частности к способам топогеодезической подготовки опорных геодезических сетей, используемых при испытании навигационной аппаратуры наземных транспортных средств. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей. Способ формирования опорной геодезической сети испытательной трассы заключается в том, что осуществляется формирование района работ, прокладка маршрута на карте, определение и закрепление координат контрольных пунктов создаваемой сети, определение ориентиров с известными координатами, представление данных по сформированной сети. При создании опорной геодезических сети на первоначальном этапе составляется физико-географическая характеристика района работ и оценивается топографо-геодезическая изученность района работ, на втором этапе формируется схема размещения оборудования испытательной трассы. На третьем этапе производится привязка сформированной схемы испытательной трассы к конкретным топографическим условиям местности с прокладкой маршрута трассы по карте местности. На четвертом этапе определяется конкретное расположение контрольных пунктов на маршруте трассы с составлением схемы и карты их расположения. На пятом этапе определяются схема расположения контрольного пункта и точки углов на цифровой карте местности, формируется схема ориентирных направлений. При этом определяются перечень ориентиров с их кратким описанием с присвоением номеров и изображением внешнего вида, дирекционные углы ориентирных направлений, расстояния линии визирования до ориентира, координаты выбранных ориентиров. На шестом этапе выполняется формализация и каталогизация выполненных работ. При этом указываются контрольные пункты, на которых рекомендуется проводить контроль определения высоты, составление каталога ориентирных направлений на выбранных контрольных точках. 5 ил.

Изобретение относится к системам измерения и индикации и может найти применение в системах, обеспечивающих пилотирование летательных аппаратов (ЛА) в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем. Технический результат - повышение точности. Для этого дополнительно введено в интегрированную систему резервных приборов устройство для ввода и выбора девиационных коэффициентов. При этом осуществляют калибровку датчика магнитного поля, в ходе которого определяют девиационные коэффициенты возмущающегося магнитного поля независимых объектов полезной нагрузки. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области приборостроения инерциальных навигационных систем и может использоваться для определения угловой ориентации летательных аппаратов любого типа. Сущность изобретения состоит в совместной обработке измерений датчиков перегрузок и измерений скорости летательного аппарата (ЛА) спутниковой навигационной системой (СНС) при отсутствии датчиков угловых скоростей. Угловые скорости ЛА определяют методом параметрической идентификации. Устройство, реализующее данный способ, включает в себя блок датчиков перегрузок, содержащий три измерителя линейных перегрузок, установленных вдоль продольной, поперечной и вертикальной осей ЛА, спутниковую навигационную систему, блок определения линейных ускорений, два интегратора, блок определения функционала, блок формирования матрицы направляющих косинусов, блок минимизации функционала, блок определения угловых скоростей и блок определения начальных углов ориентации, соединенные между собой определенным образом. Технический результат - упрощение способа, снижение стоимости его приборной реализации и повышение точности определения угловой ориентации объекта при отсутствии бортовых измерителей угловых скоростей. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в системах определения координат подвижных объектов (ПО) с использованием комплексного способа навигации, функционально объединяющего инерциальный способ и спутниковый, и может быть использовано при высокоточном позиционировании ПО, а также при осуществлении полета летательного аппарата (ЛА) в сложных навигационных условиях. Технический результат - повышение точности. Для этого между орбитами спутников и ПО размещают аэростатную подвеску (АП) с аппаратурой, осуществляющей поиск, захват и автоматическое сопровождение созвездия видимых спутников и ПО по команде с контрольно-корректирующей станции (ККС) и ПО. Приемопередатчики АП передают навигационную информацию в наземную станцию сопровождения (ККС) и потребителю (ПО). Кроме того, на АП размещают оптическую аппаратуру для наблюдения и слежения за звездами с целью коррекции инерциальной навигационной системы (ИНС) и местной декартовой системы координат. Предполагается запуск в стратосферу нескольких (4-5) АП, радио- и оптически связанных между собой и с ККС, которая геодезически точно привязывается к принятой местной системе координат. Таким образом, формируется локальная дифференциальная навигационная система (ЛДНС) с зоной обзора радиусом 50-200 км. Зная достаточно точное положение опорной ККС и используя радио- и оптические сигналы дальности, а также сигналы доплеровского сдвига частоты, можно с высокой точностью определять как координаты, так и векторы скорости АП и ПО, увеличивая зону и время доступности ПО. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может быть использовано в системах управления угловым положением космических аппаратов (КА), в которых применяются системы ориентирования с использованием бесплатформенных орбитальных гирокомпасов (БОГК). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в выходные цепи построителя местной вертикали (ПМВ) по крену и тангажу введены сумматоры по одному на каждый канал так, что их входы подключены к соответствующим выходам ПМВ, модуль контроля ориентации (МКО), первый и второй входы МКО по крену и тангажу подключены к выходам соответствующих сумматоров на выходе ПМВ, а выходы МКО по крену и тангажу подключены к входам первого и восьмого сумматоров соответственно, в выходные цепи первого, второго и третьего интеграторов введен первый модуль прямого преобразования (МПП) углов стабилизации КА, первый, второй и третий входы которого подключены к выходам первого, второго и третьего интеграторов соответственно. При этом система управления позволяет совершать КА программные повороты относительно орбитальной системы координат (ОСК) одновременно по каналам курса, тангажа и крена, в то время как БОГК продолжает нормально функционировать, не нарушая режим орбитального гирокомпасирования. 9 ил.

Изобретение относится к области фотограмметрии и может быть использовано в задачах фотограмметрической обработки космических сканерных снимков для оперативного определения их угловых элементов внешнего ориентирования. Технический результат - повышение точности приближенно известных параметров ориентации космического аппарата - угловых элементов внешнего ориентирования космического сканерного снимка за счет калибровки их значений по опорной информации и оперативное уточнение угловых элементов внешнего ориентирования в автоматическом режиме.

Группа изобретений относится к космической технике. В способе определения положения объекта преимущественно относительно КА определяют параметры относительного положения излучателей инфракрасных импульсных сигналов, осуществляют формирование управляющих воздействий на излучатели, осуществляют измерение параметров, генерируемых позиционно-чувствительными детекторами инфракрасного излучения. По измеренным значениям параметров определяют значения координат местоположений излучателей в базовой системе координат. Система определения положения объекта включает оптические системы, блоки задания параметров оптических систем, определения параметров положения объекта, средства сопряжения радиоустройств с блоками излучателей инфракрасных сигналов, блоки позиционно-чувствительных детекторов инфракрасного излучения, блоки формирования данных приема инфракрасных сигналов, средства сопряжения радиоустройств с блоками формирования данных приема инфракрасных сигналов, радиоприемо-передающие устройства, блок формирования команд управления излучением и приемом инфракрасных сигналов. Техническим результатом группы изобретений является обеспечение определения положения объекта с подвижными частями. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к навигации и может использоваться в системах навигации ближнего поля. Технический результат состоит в повышении точности определения координат. Для этого система снабжена базовым сегментом (3), предусмотренным на базовой структуре (12), при этом базовый сегмент (3) содержит по меньшей мере четыре передатчика (30, 32, 34, 36), при этом каждый передатчик снабжен базовой антенной (31, 33, 35, 37), и при этом базовые антенны (31, 33, 35, 37) расположены на известных расстояниях относительно друг друга, пользовательским сегментом (4), расположенным на пользовательской структуре (20), при этом пользовательский сегмент (4) содержит по меньшей мере один приемник (40), по меньшей мере одну пользовательскую антенну (41, 42, 43), соединенную с приемником (40), и обрабатывающий модуль (44), соединенный с приемником (40), при этом приемник (40) и каждый из передатчиков (30, 32, 34, 36) образуют вместе модули измерения расстояния, и при этом обрабатывающий модуль (44) выполнен с возможностью расчета данных об относительном трехмерном положении пользовательской структуры (20) по отношению к базовой структуре (12) на основе данных о расстоянии, полученных от модулей измерения расстояния. 11 з.п. ф-лы,8 ил.
Наверх