Сверхзвуковой самолет с внутрифюзеляжными грузовыми отсеками

Изобретение относится к многорежимным самолетам и касается многорежимных сверхманевренных самолетов с крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости и малым уровнем заметности в радиолокационном диапазоне. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со створками. При этом в нижней части фюзеляжа выполнены крупногабаритные продольные вырезы для грузовых отсеков. Грузовые отсеки расположены тандемно, каждый грузовой отсек по длине и ширине ограничен передней, задней и боковыми стенками, а задние стенки грузовых отсеков выполнены со скосами по направлению полета, ориентированными под острым углом к вертикали. Достигается снижение аэродинамического сопротивления и радиолокационной заметности в сверхзвуковых самолетах с грузовым отсеком. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к многорежимным самолетам, эксплуатируемым на сверх- и дозвуковых скоростях полета, в широком диапазоне высот полета. Преимущественная область применения изобретения - многорежимные сверхманевренные самолеты с крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости и малым уровнем заметности в радиолокационном диапазоне.

При создании сверхзвукового малозаметного высокоманевренного самолета с минимальным аэродинамическим сопротивлением наиболее эффективно применять интегральные компоновки, т.е. компоновки, в которых осуществляется плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Форма фюзеляжа в продольных сечениях близка к профилям крыла. При применении интегральной компоновки самолета (с малыми местными строительными высотами фюзеляжа) для максимизации аэродинамического качества возникает проблема внутрифюзеляжного размещения грузов.

Известен самолет (RU 2263611). В качестве недостатков наиболее близкого аналога следует отметить то, что предложенные в нем варианты размещения грузов не обеспечивают необходимых для современных истребителей величин снижения радиолокационной заметности и аэродинамического сопротивления.

Наиболее близким аналогом изобретения является сверхзвуковой самолет истребитель с внутрифюзеляжными грузовым отсеком для размещения грузов, состоящим из двух половин, симметричных относительно плоскости симметрии самолета (US, 5522566). К недостатком такой схемы размещения внутрифюзеляжных грузовых отсеков можно отнести возрастание величины площади миделевого сечения самолета либо существенные ограничения на габаритные размеры размещаемых в отсеках грузов.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении аэродинамического сопротивления и радиолокационной заметности.

Указанный технический результат достигается тем, что в сверхзвуковом самолете, содержащем фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со створками, в нижней части фюзеляжа выполнены крупногабаритные продольные вырезы для грузовых отсеков, при этом грузовые отсеки расположены тандемно, каждый грузовой отсек по длине и ширине ограничен передней, задней и боковыми стенками, а задние стенки грузовых отсеков выполнены со скосами по направлению полета, ориентированными под острым углом к вертикали.

Скосы могут занимать не менее 0,25 высоты грузового отсека в нижней части.

Скосы могут представлять собой, по меньшей мере, одну плоскость.

Грузовые отсеки могут быть расположены между воздухозаборниками и мотоотсеками правого и левого двигателей.

Плоскость симметрии каждого грузового отсека может совпадать с плоскостью симметрии самолета.

Плоскость симметрии грузовых отсеков может не совпадать с плоскостью симметрии самолета.

Каждый грузовой отсек может закрываться одной или несколькими створками.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена компоновка грузовых отсеков на самолете при виде снизу; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 3 - продольное сечение грузового отсека.

Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж 1, в нижней части которого выполнены крупногабаритные продольные вырезы для грузовых отсеков 2. Грузовые отсеки 2 расположены тандемно, каждый грузовой отсек 2 по длине и ширине ограничен передней 3, задней 4 и боковыми 5 стенками, а сверху панелью 6.

Задние стенки 4 грузовых отсеков 2 выполнены со скосами 7 по направлению полета, ориентированными под острым углом к вертикали. и занимают не менее 0,25 высоты грузового отсека 2 в нижней части. Скосы 7 представляют собой, по меньшей мере, одну плоскость.

Грузовые отсеки 2 закрываются одной или несколькими створками (на чертежах не показаны), расположены между воздухозаборниками 8 и мотоотсеками 9 правого и левого двигателей, при этом плоскость симметрии каждого грузового отсека 2 совпадает или не совпадает с плоскостью симметрии самолета.

Грузовые отсеки 2 с размещением грузов внутри ниши фюзеляжа 1, закрытой створкой (створками), таким образом, что они не находятся в аэродинамическом потоке, позволяют как ликвидировать вклад грузов в аэродинамическое сопротивление самолета, так и ликвидировать вклад грузов в радиолокационную заметность самолета. Поскольку минимизация аэродинамического сопротивления и радиолокационной заметности является важным аспектом при проектировании современных и перспективных сверхзвуковых самолетов, именно реализация этих свойств положена в основу описываемого изобретения. Размещение груза в нишах, закрытых створками, позволяет исключить обтекание грузов внешним потоком воздуха, что ликвидирует вклад грузов в аэродинамическое сопротивление самолета. Также подобное размещение грузов исключает возможность попадания на них электромагнитных волн от внешних источников облучения (радиолокационных станций), тем самым исключается возможность обратного отражения электромагнитных волн, что, в свою очередь, ликвидирует вклад грузов в радиолокационную заметность самолета.

Тандемное (т.е. один за другим) расположение грузовых отсеков 2 для основной номенклатуры грузов обеспечивает возможность размещения и применения необходимого их количества, значительных габаритов и массы, при сохранении допустимой величины площади миделевого сечения и размерности сверхзвукового самолета носителя, за счет того, что отсеки расположены по плоскости симметрии самолета, между газодинамическими трактами силовых установок.

Стенки 5 ниш грузовых отсеков 2, являющиеся естественной конструктивной границей грузовых отсеков 2, одновременно являются силовыми элементами фюзеляжа 1, воспринимающими вертикальную перерезывающую силу. По верхнему и нижнему краю стенок 5 (вдоль фюзеляжа 1) расположены балочные продольные силовые элементы, с одной стороны придающие стенкам 5 жесткость в местах крепления к верхней и нижней обшивке фюзеляжа 1, с другой стороны стенка 5 подкрепляет эти продольные силовые элементы, обеспечивая им большую жесткость и, следовательно, возможность восприятия усилий от продольного изгиба фюзеляжа 1. Таким образом, грузовые отсеки 2, расположенные тандемно вдоль плоскости симметрии позволяют организовать рациональную конструктивно-силовую схему фюзеляжа 1.

Скосы 7 обеспечивают возможность применения грузовых отсеков 2 на высоких скоростях полета за счет реализации сливного течения из области повышенного давления в районе задней стенки 4 в атмосферу. Снаряжение, транспортировка, подготовка к применению, штатное и аварийное применение грузов из отсеков 2 осуществляется с помощью катапультных устройств.

1. Сверхзвуковой самолет, содержащий фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со створками, отличающийся тем, что в нижней части фюзеляжа выполнены крупногабаритные продольные вырезы для грузовых отсеков, при этом грузовые отсеки расположены тандемно, каждый грузовой отсек по длине и ширине ограничен передней, задней и боковыми стенками, а задние стенки грузовых отсеков выполнены со скосами по направлению полета, ориентированными под острым углом к вертикали.

2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что скосы занимают не менее 0,25 высоты грузового отсека в нижней части.

3. Самолет по п.1, отличающийся тем, что скосы представляют собой, по меньшей мере, одну плоскость.

4. Самолет по п.1, отличающийся тем, что грузовые отсеки расположены между воздухозаборниками и мотоотсеками правого и левого двигателей.

5. Самолет по п.1, отличающийся тем, что плоскость симметрии каждого грузового отсека совпадает с плоскостью симметрии самолета.

6. Самолет по п.4, отличающийся тем, что плоскость симметрии грузовых отсеков не совпадает с плоскостью симметрии самолета.

7. Самолет по п.1, отличающийся тем, что каждый грузовой отсек закрывается одной или несколькими створками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного вооружения, а именно к многоствольным пусковым установкам типа «Блок», и предназначено для размещения в них и пуска авиационных ракет с летательного аппарата.

Изобретение относится к области авиационного вооружения и касается многоствольных пусковых установок (ПУ) для размещения в них и пуска авиационных ракет с летательного аппарата (ЛА).

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационным пусковым устройствам (АПУ). .

Изобретение относится к области оборудования самолетов. .

Изобретение относится к области авиационной техники, главным образом к авиационному вооружению, а именно к пусковым устройствам ракет, устанавливаемым на внешней подвеске летательного аппарата.

Группа изобретений относится к формированию систем ИСЗ с некомпланарными орбитами. Способ включает одновременное выведение группы ИСЗ ракетой-носителем (РН).

Изобретение относится к тепловой защите летательных аппаратов. Крыло гиперзвукового летательного аппарата включает катод, состоящий из внешней оболочки крыла, анод, состоящий из слоя восприятия электронов и токопроводящей подложки анода.

Носовая часть для сверхзвукового летательного объекта имеет конусообразную форму тела с низким сопротивлением, симметричную относительно центральной оси, и элемент деформации, имеющий волнообразную форму.

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло сверхзвукового летательного аппарата имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, заднюю кромку, расположенную в перпендикулярной к центральной хорде плоскости, и неплоскую срединную поверхность, ограниченную передними и задней кромками.

Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж, крыло с передним наплывом, расположенную над хвостовой частью фюзеляжа силовую установку, снабженную мотогондолой с турбореактивными двигателями и двумя сверхзвуковыми воздухозаборниками с прямоугольной формой поперечного сечения.

Изобретение относится к сверхскоростному воздушному судну, а также к способу воздушного передвижения при помощи сверхскоростного воздушного судна. Воздушное судно движется при помощи системы двигателей, состоящей из турбореактивных двигателей (ТВ1, ТВ2), прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ST1, ST2) и ракетного двигателя, которому можно придавать обтекаемую форму закрыванием для снижения лобового сопротивления в фазе полета на крейсерской скорости.

Изобретение относится к авиационно-ракетной технике и может быть использовано для обеспечения теплового режима приборных отсеков сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов.

Изобретение относится к административным сверхзвуковым самолетам. Летательный аппарат содержит крыло, сопряженное с фюзеляжем, носовая и центральная части которого выполнены с округлой формой поперечного сечения, а хвостовая часть снабжена силовой установкой с двумя воздухозаборниками и мотогондолой, расположенной за углублением, которое ограничено расположенными последовательно друг за другом первой и второй парами плоских площадок.

Изобретение относится к области авиации и касается гиперзвуковых самолетов с газодинамической системой управления. Гиперзвуковой самолет содержит фюзеляж, консоли крыла, многодвигательный привод, два турбореактивных двигателя.

Изобретение относится к административным сверхзвуковым самолетам. Летательный аппарат содержит крыло, сопряженное с фюзеляжем, носовая и центральная части которого выполнены с округлой формой поперечного сечения, а хвостовая часть снабжена силовой установкой с мотогондолой и двумя воздухозаборниками, расположенными за углублением, которое ограничено первой площадкой, выполненной плоской, и парой вторых площадок, размещенных между первой площадкой и воздухозаборниками силовой установки.

Летательный аппарат по каждому из вариантов содержит фюзеляж, сверхзвуковые крылья, топливные баки, двигатель и шасси. Первый вариант снабжен дозвуковыми отстреливающимися крыльями в комбинации со сверхзвуковыми крыльями. Второй вариант снабжен отклоняющимся аэродинамическим щитком, расположенным в днище носовой, передней части фюзеляжа внизу центроплана под кабиной и аэродинамически связанным с крыльями. Третий вариант имеет сжимаемые топливные баки, которые расположены в нишах для уборки шасси. Взлетно-посадочное шасси по каждому из вариантов имеет амортизационную стойку. Первый вариант выполнен так, что тележка взлетного шасси расположена под тележкой посадочного шасси на одной амортизационной стойке. Второй вариант выполнен так, что взлетное шасси имеет крыло-опору для посадочного шасси. Способ подъема в воздух летательного аппарата в первом варианте включает его разгон по поверхности взлетной полосы, отрыв от ее поверхности с последующим сбросом взлетного шасси так, что оно толкает посредством энергии пороховых зарядов летательный аппарат вертикально в верх. Во время отрыва от поверхности взлетной полосы летательный аппарат выводят на максимальный угол атаки посредством энергии толчка передней стойки взлетного шасси при положении устройства управления пилотированием на минимальный угол атаки, при нахождении органов управления по тангажу сзади центра тяжести летательного аппарата. Способ подъема в воздух летательного аппарата во втором варианте основан на поднятии передней стойки ноги посадочного шасси при скорости, равной скорости отрыва от поверхности взлетной полосы. Прижимают переднюю стойку посадочного шасси и взлетного шасси, отжав штурвал управления полностью от себя, а затем поднимают переднюю стойку шасси, взяв штурвал на себя до упора. Способ подъема в воздух летательного аппарата в третьем варианте включает выпуск закрылков, предкрылков механизации крыла, выпуск крыла, уменьшение угла установки крыла, включение двигателей, снятие с тормозов, выведение двигателей на взлетный режим. Механизацию крыла выпускают в положение взлет, а отражающие аэродинамические экранирующие щитки нижние, в центроплане крыла и в носу - после выведения на взлетный режим. Группа изобретений направлена на расширение арсенала технических средств. 8 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх