Наглядное пособие



Наглядное пособие
Наглядное пособие
Наглядное пособие

 

G09B1/40 - в которых элементы образуют символы или знаки при соответствующем расположении

Владельцы патента RU 2584117:

Рулев Дмитрий Николаевич (RU)

Изобретение относится к наглядным учебным и игровым пособиям. От двух до трех блоков поворотных относительно оси элементов соединены между собой. На поворотных элементах размещены визуальные элементы, комбинации которых формируют единые смысловые изображения. В сложенном состоянии блоков каждый из не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнен перекрывающим сверху край поворотного элемента второго блока. Разные из не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнены перекрывающими края разных поворотных элементов второго блока. В интервале между нижними и верхними из перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока, включая верхние из них, каждый поворотный элемент, перекрывающий сверху край поворотного элемента другого из данных двух блоков, является элементом первого блока. Как минимум по одному из перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока являются внутренними поворотными элементами своих блоков. Техническим результатом изобретения является возможность исключения экспонирования комбинаций визуальных элементов, составляющих смысловые изображения, экспонирование которых нежелательно и/или подлежит запрету. 13 ил.

 

Изобретение относится к устройствам, которые могут быть использованы в качестве наглядного пособия, и может быть использовано для наглядного представления информации, в частности, в игровых и развивающих учебных пособиях.

Известно учебное пособие (патент США 3469325 от 30 сентября 1969, МПК G09B 3/00, 19/00), содержащее рамку, карточки задач и ответов и сборник упражнений. Кромки карточек задач и ответов имеют кодированную форму.

Недостатком пособия является сложность его конструкции: формы кодированных кромок рамки и карточек задач и ответов должны взаимно соответствовать (различаться или совпадать) в зависимости от их местоположений и отображаемой информации, для чего необходимо выполнить скрупулезную работу по проектированию и реализации таких кромок, при этом при эксплуатации пособия пользователь должен перебирать и механически позиционировать карточки в поисках карточек с соответствующими кромками, причем отсутствие постоянного соединения карточек и рамки допускает возможность потери отдельных карточек, в результате чего пособие будет непригодно для использования по назначению.

Известно средство для арифметических вычислений (патент США 208037 от 17 сентября 1878), содержащее девять соединенных и размещенных рядом один с другим блоков листов с цифрами.

Известно средство для обучения чтению (патент США 6966777 B2 от 22 ноября 2005, МПК G09B 1/00), содержащее шесть соединенных между собой блоков поворотных относительно оси листов (поворотных элементов) с буквами алфавита, блоки размещены рядом один с другим на единой оси поворота листов, лежащей в плоскости листов.

В качестве недостатка данных средств можно указать то, что при перелистывании (перевороте листов вокруг оси их поворота) пользователю могут экспонироваться все всевозможные комбинации нанесенных на них визуальных элементов (цифр и букв, соответственно), в том числе те комбинации, которые не востребованы и/или не имеют смысла для пользователя: например, средство для арифметических вычислений может экспонировать комбинации цифр, образующие числа, превышающие результат выполняемых вычислений, а средство для обучения чтению может демонстрировать комбинации из шести одинаковых букв, что не востребовано с точки зрения обучения чтению слов.

Известны книги по арифметическим операциям (Издательство “Аркаим”, Россия, ISBN 5-8029-0703-7 от 01.01.2004 - книга по сложению), выбранные в качестве прототипа, содержащие по три соединенных между собой блока поворотных относительно оси листов (поворотных элементов), блоки размещены рядом один с другим на единой оси поворота листов, лежащей в плоскости листов, на листах первого, второго и третьего блоков нанесены значения, соответственно, первого аргумента, второго аргумента и ответа арифметической операции.

Недостатком прототипа является то, что при перелистывании пользователю экспонируются все всевозможные комбинации аргументов и, следовательно, соответствующих им арифметических задач, в том числе экспонируются задачи, ответы на которые отсутствуют в книге. Это вводит пользователя в заблуждение, вынуждая его бесплодно решать задачи, нерешаемые с помощью данной книги, и делает работу с пособием малопродуктивной, а иногда и вредной, т.к. бесплодные попытки решения нерешаемых задач могут вызвать у пользователя негативные психические последствия.

При этом такие нерешаемые задачи могут просто выходить за рамки знаний пользователя. Так, пособие, предназначенное для обучения счету ребенка, знающего числа (цифры) от 1 (или 0) до N (например, N=5 или N=10), должно экспонировать ребенку, с одной стороны, максимально большое число задач с использованием этих цифр, а с другой стороны, должно экспонировать только те задачи, в которых используются эти числа, в том числе исключить экспонирование задач, ответы на которые больше N, отрицательны или дробны. Для этого необходимо, чтобы пособие позволяло исключить экспонирование тех комбинаций листов с визуальными элементами, которые составляют такие задачи (задачи, ответы на которые больше N, отрицательны или дробны).

Задачей изобретения является повышение эргономичности наглядного пособия путем улучшения функциональных и эксплуатационных возможностей устройства.

Технический результат изобретения заключается в исключении экспонирования пользователю тех комбинаций визуальных элементов, которые составляют смысловые изображения, экспонирование которых нежелательно и/или подлежит запрету, при минимальном количестве поворотных элементов.

Технический результат достигается тем, что в наглядном пособии, содержащем не менее чем два соединенных между собой блока поворотных относительно оси элементов с размещенными на них визуальными элементами, при этом комбинации визуальных элементов, размещенных на поворотных элементах разных блоков, формируют единые смысловые изображения, дополнительно в сложенном состоянии блоков каждый из не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнен перекрывающим сверху краевую часть поворотного элемента второго блока, при этом разные из вышеупомянутых не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнены перекрывающими краевые части разных поворотных элементов второго блока, причем в интервале между нижними и верхними из вышеупомянутых перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока, включая верхние из них, каждый поворотный элемент, перекрывающий сверху край поворотного элемента другого из данных двух блоков, является элементом первого блока, при этом как минимум по одному из вышеупомянутых перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока являются внутренними поворотными элементами своих блоков.

Суть изобретения поясняется на фиг. 1÷13.

На фиг. 1÷4 представлены примеры возможных схем расположения поворотных элементов в сложенном состоянии блоков (вид с торцевой стороны поворотных элементов перпендикулярно оси поворота поворотных элементов).

На фиг. 5÷9 представлены примеры возможных схем расположения поворотных элементов с размещенными на них визуальными элементами в наглядных пособиях по арифметике:

- на фиг. 5÷8 представлен вид с лицевой стороны поворотных элементов (для наглядного отображения схемы перекрытия поворотных элементов и схемы расположения визуальных элементов поворотные/визуальные элементы показаны с удлинением/смещением по вертикали в плоскости рисунка);

- на фиг. 9 представлен вид с торцевой стороны поворотных элементов перпендикулярно оси поворота поворотных элементов (визуальные элементы схематично показаны в полукругах над/под поворотными элементами).

На фиг. 1÷4 и 9 стрелки обозначают область перекрытия поворотных элементов и при этом показывают направление перемещения поворотных элементов при перелистывании на внешнюю (лицевую) сторону.

На фиг. 10÷13 представлены примеры внешнего вида наглядных пособий:

- на фиг. 10, 11 представлено раскрытое наглядное пособие при расположении визуальных элементов на лицевой и тыльной сторонах поворотных элементов и соединении поворотных элементов в блоки с помощью спирали (на фиг. 11 на лицевой и тыльной сторонах поворотных элементов формируются задачи по разным арифметическим операциям - сложению и вычитанию; на фиг. 10 - по одной арифметической операции - сложению, но в разных графических изображениях);

- на фиг. 12 представлено раскрытое наглядное пособие при расположении визуальных элементов на лицевой и тыльной стороне поворотных элементов и соединении поворотных элементов в блоки переплетом;

- на фиг. 13 представлено наглядное пособие с основанием-«домиком» при расположении визуальных элементов на лицевой стороне поворотных элементов и соединении поворотных элементов в блоки с помощью спирали.

На фиг. 1÷13 обозначено:

1 - первый блок поворотных элементов;

2 - второй блок поворотных элементов;

3 - третий блок поворотных элементов;

4 - поворотные элементы;

5 - визуальные элементы;

6 - лицевая сторона;

7 - тыльная сторона;

8 - поворотные элементы первого блока, перекрывающие сверху край поворотного элемента второго блока;

9 - поворотные элементы второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока;

10 - область перекрытия поворотных элементов;

11 - нижний из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока;

12 - нижний из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока;

13 - верхний из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока;

14 - верхний из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока;

15 - поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока;

16 - поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока;

17 - поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока;

18 - поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока;

19 - нижний из поворотных элементов третьего блока;

20 - верхний из поворотных элементов третьего блока;

21 - место соединения поворотных элементов в единый элемент;

22 - основание-обложка;

23 - основание «домик».

Наглядное пособие в одном исполнении содержит более двух соединенных между собой блоков поворотных элементов - 1-й, 2-й и 3-й блоки поворотных элементов 1, 2, 3 на фиг. 1, 2. В другом исполнении наглядное пособие содержит два соединенных между собой блока поворотных элементов - первый и второй блоки поворотных элементов 1, 2 на фиг. 3, 4. На поворотных элементах 4 блоков размещены визуальные элементы 5, расположенные на лицевой стороне 6 и/или тыльной стороне 7 поворотных элементов 4. Комбинации визуальных элементов 5, размещенных на поворотных элементах 4 разных блоков, формируют единые смысловые изображения.

Существует хотя бы одно сложенное состояние блоков, в котором поворотные элементы первого блока (а именно, поворотные элементы первого блока, перекрывающие сверху край поворотного элемента второго блока 8) непосредственно наложены сверху на края поворотных элементов второго блока (а именно, на края поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 9). При этом разные поворотные элементы первого блока, перекрывающие сверху край поворотного элемента второго блока 8, перекрывают края разных поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 9. Поворотные элементы, обозначенные позициями 11 и 12, составляют нижнюю пару перекрывающихся поворотных элементов, обозначенных позициями 8 и 9. Поворотные элементы, обозначенные позициями 13 и 14, составляют верхнюю пару перекрывающихся поворотных элементов, обозначенных позициями 8 и 9.

Рассмотрим поворотные элементы первого и второго блоков поворотных элементов 1 и 2, которые в упомянутом сложенном состоянии блоков расположены непосредственно поверх поворотных элементов, обозначенных позициями 11 и 12, и выше них до поворотных элементов, обозначенных позициями 13 и 14, включительно. В данном интервале поворотных элементов (т.е. между поворотными элементами, обозначенными позициями 11 и 12, с одной стороны, и поворотными элементами, обозначенными позициями 13 и 14, включая сами поворотные элементы, обозначенные позициями 13 и 14, с другой стороны) каждый поворотный элемент одного блока, перекрывающий сверху край поворотного элемента другого блока, является элементом первого блока поворотных элементов 1.

Например, в рассмотренном интервале поворотных элементов первого и второго блоков поворотных элементов 1, 2 данное требование означает, что:

- только поворотные элементы первого блока поворотных элементов 1 перекрывают сверху поворотные элементы другого блока (в данном случае второго блока поворотных элементов 2);

- ни один поворотный элемент второго блока поворотных элементов 2 не перекрывает сверху поворотные элементы другого блока (в данном случае первого блока поворотных элементов 1);

- поворотные элементы второго блока поворотных элементов 2 покрывают только поворотные элементы своего же второго блока поворотных элементов 2.

В упомянутом сложенном состоянии блоков как минимум по одному из вышеупомянутых перекрывающих поворотных элементов первого блока (а именно, поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 8) и перекрываемых поворотных элементов второго блока (а именно, поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 9) являются внутренними поворотными элементами своих блоков.

Например, на схемах расположения поворотных элементов, представленных на фиг. 1÷4, данное требование выражается тем, что:

- в первом блоке поворотных элементов 1 снизу от нижнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 11, расположен еще как минимум один поворотный элемент (а именно, поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 15) и/или сверху от верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 13, расположен еще как минимум один поворотный элемент (а именно, поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 17);

- во втором блоке поворотных элементов 2 снизу от нижнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 12, расположен еще как минимум один поворотный элемент (а именно, поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 16) и/или сверху от верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 14, расположен еще как минимум один поворотный элемент (а именно, поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 18).

Обозначим:

ai, bi, i=1, …, K, K≥2 - упорядоченная снизу вверх последовательность пар поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 8, и поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 9, в которой каждый поворотный элемент первого блока ai непосредственно перекрывает сверху край поворотного элемента второго блока bi (пару поворотных элементов a1 b1 составляют нижний из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 11, и нижний из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 12; пару поворотных элементов aK, bK составляют верхний из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 13, и верхний из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 14);

ai, bi, i=0 - поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 15, и поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 16;

ai, bi, i=K+1 - поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 17, и поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 18.

Возможные схемы взаимного расположения поворотных элементов, представленные на фиг. 1÷4, отличаются наличием разных комбинаций поворотных элементов, обозначенных позициями 15, 16, 17 и 18:

- на фиг. 1 показана схема пособия, в котором присутствуют все поворотные элементы, обозначенные позициями 15, 16, 17 и 18;

- на фиг. 2 показана схема пособия, в котором присутствуют поворотные элементы, обозначенные позициями 15 и 16, при этом в первом блоке поверх верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 13, и во втором блоке поверх верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 14, отсутствуют поворотные элементы;

- на фиг. 3 показана схема пособия, в котором присутствуют поворотные элементы, обозначенные позициями 15 и 18, при этом во втором блоке под нижним из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 12, и в первом блоке поверх верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 13, отсутствуют поворотные элементы;

- на фиг. 4 показана схема пособия, в котором присутствуют поворотные элементы, обозначенные позициями 16 и 17, при этом в первом блоке под нижним из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 11, и во втором блоке поверх верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 14, отсутствуют поворотные элементы.

В качестве примера рассмотрим пособие по сложению, представленное на фиг. 5, использующее в качестве слагаемых и результата целые числа от 0 до 10. Значения слагаемых размещены в следующем порядке:

- на поворотном элементе, расположенном под нижним из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 15, a0 и на десяти поворотных элементах первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 8, ai, i=1, …, 10, последовательно размещены значения первого слагаемого - числа i=0, …, 10;

- на поворотном элементе, расположенном под нижним из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 16, b0 и на десяти поворотных элементах второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 9, bi, i=1, …, 10, последовательно размещены значения второго слагаемого - числа j=10-i, где i=0, …, 10;

- на одиннадцати поворотных элементах третьего блока поворотных элементов 3 размещены значения результата - числа i=0, …, 10 (в общем случае могут быть размещены в произвольном порядке).

При этом визуальные элементы 5 (слагаемые и результаты) размещены таким образом, что каждый поворотный элемент 4, расположенный поверх другого поворотного элемента 4 с визуальным элементом 5, полностью или частично покрывает собой данный визуальный элемент 5.

Работа с пособием осуществляется следующим образом.

В исходном состоянии пособия первый, второй и третий блоки поворотных элементов 1, 2, 3 находятся в сложенном состоянии. Далее пользователь переворачивает поворотные элементы 4 блоков. Визуальные элементы 5 на обращенных к пользователю поверхностях поворотных элементов 4 блоков формируют единые смысловые изображения в виде арифметической операции с двумя аргументами и результатом.

Визуальные элементы 5 второго блока поворотных элементов 2, размещенные на лицевой стороне 6 поворотного элемента bi и поворотных элементов между поворотными элементами bi и bi+1, будут совместно экспонироваться только с:

- визуальными элементами 5, размещенными на лицевой стороне 6 поворотных элементов 4 первого блока поворотных элементов 1, расположенных ниже поворотного элемента ai+1;

- визуальными элементами 5, размещенными на тыльной стороне 7 поворотных элементов 4 первого блока поворотных элементов 1 начиная с поворотного элемента ai+1 и ниже него.

В то же время эти же визуальные элементы 5 второго блока поворотных элементов 2 всегда будут экспонироваться отдельно от:

- визуальных элементов 5, размещенных на лицевой стороне 6 поворотных элементов 4 первого блока поворотных элементов 1 начиная с поворотного элемента ai+1 и выше него;

- визуальных элементов 5, размещенных на тыльной стороне 7 поворотных элементов 4 первого блока поворотных элементов 1, расположенных выше поворотного элемента ai+1.

В итоге на пособии будут составлены задачи i+j, где i=0, …, 10 и j=0, …, 10-i. В то же время пособие исключит возможность формирования задач i+j, где i=1, …, 9 и j=11-i, …, 10.

Таким образом, данное пособие по сложению экспонирует пользователю 66 «корректных» арифметических задач - задач, которые используют в качестве аргументов и ответов целые числа от 0 до 10, - и исключает экспонирование 55 задач, которые используют в качестве аргументов целые числа от 1 до 10, но ответы на которые превышают 10. При этом пособие использует минимальное количество поворотных элементов в каждом блоке - 11, т.е. каждое число в каждом блоке не повторяется и используется для формирования всех задач с данным значением аргумента.

Аналогично, представленное на фиг. 6 пособие по вычитанию содержит по 11 поворотных элементов в каждом блоке, при этом экспонирует пользователю 66 «корректных» задач и исключает экспонирование 55 задач, ответы на которые отрицательны. Представленное на фиг. 7 пособие по умножению содержит по 11 поворотных элементов в каждом блоке, при этом экспонирует пользователю 48 «корректных» задач и исключает экспонирование 73 задач, ответы на которые превышают 10. Представленное на фиг. 8 пособие по делению содержит по 4 поворотных элемента в каждом блоке, при этом экспонирует пользователю 10 «корректных» задач и исключает экспонирование 6 задач, ответы на которые дробны.

Наглядное пособие в исполнении, содержащем только два блока поворотных элементов, выполнено аналогично вышеописанному наглядному пособию с тремя блоками поворотных элементов за вычетом третьего блока поворотных элементов 3. Такое наглядное пособие удобно использовать, например, для устной работы, когда ученик дает устные ответы на формируемые с помощью пособия задачи.

Визуальные элементы 5 могут быть выполнены в виде плоских или рельефных, в том числе конструктивных, элементов, реализующих визуальные образы, знаки, картинки и т.п.

Смысловые изображения могут формироваться на одной лицевой или тыльной поверхности поворотных элементов разных блоков (фиг. 2), одновременно на лицевой и тыльной поверхности поворотных элементов разных блоков (фиг. 1), а также на лицевой поверхности поворотных элементов одного блока и тыльной поверхности поворотных элементов другого блока (фиг. 3, 4). На фиг. 9 представлен пример размещения на лицевой и тыльной сторонах поворотных элементов изображений разных арифметических действий: соответственно, сложения и вычитания с использованием целых чисел от 1 до 5. Данное пособие содержит по 5 поворотных элементов в каждом блоке, при этом экспонирует пользователю по 10 «корректных» задач на сложение и вычитание (в данном случае «корректные» задачи используют в качестве аргументов и ответов целые числа от 1 до 5) и исключает экспонирование 12 задач, ответы на которые меньше 1 и превышают 5.

Поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 15, и поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 16, могут быть выполнены в виде единого элемента.

Также поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 17, и поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 18, могут быть выполнены в виде единого элемента.

При наличии в пособии третьего блока поворотных элементов 3 все или любые два из следующих трех поворотных элементов: поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 15, поворотный элемент, расположенный под нижним из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 16, и нижний из поворотных элементов третьего блока 19, могут быть выполнены в виде единого элемента.

Также все или любые два из следующих трех поворотных элементов: поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов первого блока, перекрывающих сверху край поворотного элемента второго блока 17, поворотный элемент, расположенный поверх верхнего из поворотных элементов второго блока, край которых перекрыт сверху поворотным элементом первого блока 18, и верхний из поворотных элементов третьего блока 20, могут быть выполнены в виде единого элемента.

Такие объединенные элементы могут служить основанием пособия, например, в виде основания-обложки 22, основания-«домика» 23 и т.п.

Средство соединения поворотных элементов в блоки может быть выполнено в виде соединения переплетом или в виде соединения с помощью спирали. При использовании спирального соединения размер области перекрытия поворотных элементов 10, измеренный вдоль направления, параллельного оси спирали, составляет величину не менее D-S, где D - размер отверстий для спирали, измеренный вдоль направления, параллельного оси спирали, S - толщина спирали. Как минимум одно отверстие для спирали может быть размещено внутри области перекрытия поворотных элементов 10. Это обеспечивает надежность перекрытия и одновременно обеспечивает соединение блоков. Оси поворота поворотных элементов разных блоков могут быть расположены под углом одна к другой.

Опишем технический эффект изобретения.

Изобретение позволяет автоматически обеспечить экспонирование пользователю только тех комбинаций визуальных элементов, которые составляют смысловые изображения, экспонирование которых необходимо и/или разрешено, и автоматически исключить экспонирование пользователю всех других комбинаций визуальных элементов, а именно тех комбинаций визуальных элементов, которые составляют смысловые изображения, экспонирование которых нежелательно и/или подлежит запрету. При этом пособие использует минимально возможное количество поворотных элементов - каждый визуальный элемент используется для формирования разных смысловых изображений.

Полученный эффект достигается за счет предложенного перекрытия поворотных элементов двух блоков, за счет того, что предложенные поворотные элементы второго блока покрывают только поворотные элементы этого же блока и не покрывают поворотных элементов первого блока, а также за счет предложенного порядка размещения перекрывающихся поворотных элементов в своих блоках.

Наглядное пособие гарантирует предоставление пользователю только «корректной» информации - информации, экспонирование которой необходимо и/или разрешено. Для пособий-задачников это гарантирует корректность всех задач, а также, при наличии третьего блока поворотных элементов, наличие в пособии предусмотренных для задач ответов. Это делает работу с пособием удобной и продуктивной, дает пользователю психологическую уверенность при его использовании и, в целом, повышает эргономичность пособия.

Промышленное исполнение существенных признаков, характеризующих изобретение, не является сложным и может быть выполнено по известным технологиям.

В результате изготовления экспериментального образца наглядного пособия, описанного в качестве примера, подтверждено получение заявленного технического эффекта, при этом в представленном исполнении первый, второй и третий блоки поворотных элементов имеют единую ось поворота поворотных элементов и перекрытие поворотных элементов первого и второго блоков осуществляется, как представлено на фиг. 5, за счет разной ширины поворотных элементов: ширина поворотных элементов первого блока, обозначенных позицией 8, увеличивается от нижележащего поворотного элемента к вышележащему, а ширина поворотных элементов второго блока, обозначенных позицией 9, соответственно уменьшается от нижележащего поворотного элемента к вышележащему.

Изобретение может быть использовано для обучения по различным дисциплинам: наряду с задачами по арифметике, визуальные элементы наглядного пособия могут отображать, например, буквенные изображения и знаки препинания, комбинации которых составляют тексты, используемые для обучения чтению, обозначения химических элементов, индексов и соединений, комбинации которых составляют химические формулы, используемые для изучения химии и т.д.

Наглядное пособие, содержащее от двух до трех включительно соединенных между собой блоков поворотных относительно оси элементов с размещенными на них визуальными элементами, при этом комбинации визуальных элементов, размещенных на поворотных элементах разных блоков, формируют единые смысловые изображения, отличающееся тем, что в сложенном состоянии блоков каждый из не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнен перекрывающим сверху краевую часть поворотного элемента второго блока, при этом разные из вышеупомянутых не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнены перекрывающими краевые части разных поворотных элементов второго блока, причем в интервале между нижними и верхними из вышеупомянутых перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока, включая верхние из них, каждый поворотный элемент, перекрывающий сверху край поворотного элемента другого из данных двух блоков, является элементом первого блока, при этом как минимум по одному из вышеупомянутых перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока являются внутренними поворотными элементами своих блоков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным пособиям, помогающим устному счету. .

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для обучения арифметике детей дошкольного возраста. .

Изобретение относится к средству и способу обучения, а именно обучению математике в школе. .

Изобретение относится к техническим средствам обучения устному счету в математике. .
Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано для развития мышления и навыков счета. .

Изобретение относится к средствам обучения, в частности к средствам обучения, использующим счеты. .
Наверх