Защитное устройство для водителей бронированных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для защиты водителей бронированных машин. Устройство включает бронированный колпак в виде усеченного конуса с люком в верхней части. Бронеколпак имеет люк, воротник с кольцевой направляющей и фронтальный оконный проем, который перекрывается стенками двух броневых кассет, перфорированных сквозными наклонными смотровыми щелями. Броневые кассеты выполнены из листового броневого материала в форме усеченного конуса, помещены одна в другую и коаксиально размещены в бронеколпаке с возможностью кругового вращения каждой из кассет в противоположных направлениях. Скорость вращения броневых кассет обеспечивает частоту мельканий смотровых щелей выше порога чувствительности глаза человека. Привод вращения осуществляется посредством зубчатой передачи с помощью электродвигателей, получающих питание от бортовой сети базовой машины, зубчатые хвостовики которых входят в зацепление с зубчатыми венцами броневых кассет. Достигается защита водителя без ухудшения безопасности движения бронемашины за счет обзора в секторе более 180° и видимости дорожно-транспортной обстановки через смотровые отверстия. 7 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для защиты водителей бронированных машин от пуль стрелкового оружия, осколков боеприпасов и мин.

Известен способ защиты от пуль стрелкового оружия, осколков боеприпасов и мин водителей бронетранспортеров [1], танков [2], боевых машин пехоты [3] и других бронированных машин. В этих машинах водитель в боевых условиях находится в закрытом люком отделении под защитой корпусной брони.

Недостатком такого решения защиты водителя является то, что видимость в условиях воздействия на бронемашину пуль стрелкового оружия и осколков боеприпасов при закрытом бронированном люке обеспечивается из отделения водителя четырьмя - шестью приборами наблюдения. Каждый из приборов наблюдения перископического типа имеет малый угол и поле обзора. Например, для БТР-80 угол обзора через прибор наблюдения в горизонтальной плоскости составляет 36°, в вертикальной плоскости 33° [1]. Для того чтобы водитель посмотрел вправо или влево, ему необходимо сменить прибор для наблюдения. Во время смены приборов наблюдения (поворот головы) движение машины бесконтрольно, что не обеспечивает транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. При таком порядке наблюдения высока вероятность пропуска водителем значимых для безопасности машины объектов (дорожных препятствий, заграждений, огневых средств противника и т.п.). Для обеспечения полного обзора (более 180°) водителю необходимо открыть люк и высунуть голову из бронемашины. Такое действие лишает его защиты от пуль и осколков.

Известны различные конструкции одно- и многослойных бронестекол для защиты людей, находящихся в бронированных транспортных средствах, которые не препятствуют наружному обзору изнутри транспортного средства. Они широко используются в бронированных автомобилях [4].

Недостатками бронестекол являются их высокая стоимость, а также то, что при попадании в бронестекло пули или осколка они нередко покрываются сетью мелких трещин, которые уменьшают обзор, вплоть до невозможности дальнейшего безопасного движения.

Известен защитный щит, содержащий бронированный лист и приспособления для его переноса или перекатывания, имеющий перфорированную зону для наблюдения, при соотношении перфорации к полной поверхности 1:2…1:4 [5].

Недостатком устройства является то, что для защиты водителя необходимо как минимум три щита, требуются крепления для щитов к бронеобъекту, а обзор через отверстия перфорированной области ограничен.

Наиболее близким аналогом является устройство безопасности для транспортного средства, включающее защитный экран в виде перфорированных с заданным шагом смотровыми щелями двух плоских прямоугольных броневых листов. Листы заключены в броневую раму и имеют приводной механизм, который обеспечивает одновременное возвратно-поступательное движение броневых листов в диаметрально-противоположных направлениях. При этом частота мельканий смотровых щелей выше порога чувствительности глаза человека [6].

Представленное устройство принято за прототип.

Недостатком устройства является то, что при выключенном приводе броневых листов они могут остановиться в таком положении, когда смотровые щели будут перекрыты, т.е. видимости не будет. Кроме того, плоская форма защитного экрана не исключает наличия боковых «мертвых» зон обзора, а горизонтальный угол обзора определяется расстоянием от глаз водителя до экрана. Даже при минимальном расстоянии угол обзора будет менее 180°.

Целью изобретения является обеспечение защиты водителя бронемашины от пуль стрелкового оружия, осколков боеприпасов и мин при одновременном обеспечении горизонтального угла обзора не менее 180°, в том числе при неподвижных броневых листах.

Для достижения поставленной цели решается задача - создание устройства, обеспечивающего защиту водителя от пуль стрелкового оружия, осколков боеприпасов и мин.

Задача решается путем установки на бронированную машину сверху над люком отделения водителя (механика-водителя) бронированного колпака, имеющего оконный проем с углом обзора более 180°, перекрываемый частью поверхности соосно размещенных в нем двух перфорированных наклонными смотровыми щелями броневых кассет, коаксиально помещенных одна в другую, с возможностью кругового вращения каждой из кассет в противоположных направлениях со скоростью, обеспечивающей частоту мельканий смотровых щелей выше порога зрительного восприятия внешней среды глазом человека.

Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, где на:

- фиг. 1 представлен вид бронеколпака спереди;

- фиг. 2 - вид бронеколпака сбоку;

- фиг. 3 - вид бронеколпака сверху;

- фиг. 4 - броневые кассеты;

- фиг. 5 - бронеколпак (разрез по А-А);

- фиг. 6 - смотровые отверстия;

- фиг. 7 - принципиальная электрическая схема привода вращения броневых кассет.

Предлагаемое устройство представляет собой бронеколпак 1 (фиг. 1, 2, 3), наружную 2 и внутреннюю 3 броневые кассеты (фиг. 4) и привод вращения броневых кассет (фиг. 5, 7).

Бронеколпак 1 включает корпус (фиг. 1, 2, 3), выполненный из броневого листового материала (например, методом литья, штамповки, сварки и т.п.) в форме полого усеченного конуса. В верхней части корпуса устроен бронированный люк 4, в нижней части - воротник 5 для крепления к корпусу базовой машины. Под воротником 5 к нижней части бронеколпака 1 жестко крепится (например, приваривается) кольцевая направляющая 6 броневых кассет 2 и 3 и отсек 7 электродвигателей привода вращения (фиг. 1, 2, 5). Во фронтальной части бронеколпака 1 выполнен оконный проем с сектором наблюдения более 180° (фиг. 3).

В полости бронеколпака соосно размещаются внешняя 2 и внутренняя 3 броневые кассеты, коаксиально с зазором помещенные одна в другую. Каждая из броневых кассет 2 и 3 выполнена из броневого листового материала и имеет форму полого усеченного конуса (фиг. 4). В теле каждой из броневых кассет 2 и 3 по окружности под углом относительно вертикальной оси с заданным шагом выполнены сквозные смотровые щели 8, причем угол наклона смотровых щелей 8 внутренней кассеты 3 на 70…90 меньше угла наклона смотровых щелей наружной кассеты 2. В верхней части каждой из броневых кассет 2 и 3 выполнена горловина 9 для подвижного сопряжения с верхней частью бронеколпака 1. В нижней части наружной броневой кассеты 2 выполнен пояс с наружным зубчатым венцом 10, а в нижней части внутренней кассеты 3 - пояс с внутренним зубчатым венцом 11 для сопряжения с зубчатыми хвостовиками валов 12 и 13 привода вращения броневых кассет (фиг. 4, 5).

Верхнее подвижное сопряжение броневых кассет 2 и 3 с бронеколпаком осуществляется посредством подшипников качения, для которых наружными обоймами служат две концентрические кольцевые проточки, выполненные в верхней части бронеколпака 1 (фиг. 5). Во внутренние обоймы подшипников качения посажены горловины 9 броневых кассет 2 и 3.

Внутренний и наружный зубчатые венцы 10 и 11 броневых кассет, размещаемые в направляющей 6, вводятся в зацепление с зубчатыми хвостовиками валов 12 и 13 привода, располагаемых в отсеке 6 электродвигателей 14 и 15 вращения кассет 2 и 3 (фиг. 5).

Обзор из бронеколпака 1 осуществляется водителем через смотровые отверстия 20, образующиеся в местах пересечения смотровых щелей 8 внутренней и внешней броневых кассет 2 и 3 (фиг. 6).

Привод вращения броневых кассет 2 и 3 получает питание от бортовой сети бронемашины (фиг. 5, 7). Он включает электродвигатели 14 и 15, регулятор 16 скорости вращения, контрольную лампу 17, предохранитель 18 и переключатель 19. Управление приводом осуществляется водителем. Направление вращения валов 12 и 13 привода - противоположное.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Защитное устройство для водителей бронированных машин (в сборе) монтируется на базовую машину. При применении устройства в качестве дополнительного оборудования его крепление осуществляется с помощью болтового соединения, для чего бронированный люк базовой машины демонтируется (при эксплуатации используется люк 4 устройства), в воротнике 5 бронеколпака 1 выполняются отверстия, а на бронированном корпусе проводится соответствующая конструктивная доработка проема под монтаж и под болтовое соединение. Устройство помещается в проем от люка базовой машины так, чтобы кольцевая направляющая 6 и отсек 7 привода оказались в отделении водителя, а воротник 5 плотно прилегал к корпусной броне, после чего осуществляется крепление. При стационарном использовании защитного устройства воротник бронеколпака жестко прикрепляется к корпусной броне базовой машины (например, приваривается). Электрическая цепь питания электродвигателей привода вращения броневых кассет соединяется с бортовой сетью бронемашины (фиг. 7).

При включении водителем привода вращения броневых кассет ток из бортовой сети (от генератора) через переключатель 19, предохранитель 18 и регулятор 16 скорости вращения поступает на рабочие обмотки электродвигателей 14 и 15, вызывая вращение валов 12 и 13 привода (фиг. 5, 7). Сигнальная лампа 17 загорается. Вращаясь в противоположных направлениях, зубчатые хвостовики приводных валов 12 и 13 передают крутящий момент на зубчатые венцы 10 и 11 броневых кассет 2 и 3, вызывая их вращение. При этом горловины 9 кассет 2 и 3 двигаются по кольцевым канавкам верхней части корпуса бронеколпака, а пояса с зубчатыми венцами 10 и 11 - по кольцевой направляющей 6 (фиг. 5). Смотровые сквозные отверстия 20, образующиеся (в свету) в результате пересечения смотровых щелей 8, перемещаются в вертикальной и горизонтальной плоскостях по всей площади оконного проема (фиг. 4, 6). Частота мельканий смотровых щелей (например, 50-60 Гц) вызывает темпоральное сглаживание зрительного восприятия, в результате чего обеспечивается полный обзор в секторе более 180° и защиту водителя от пуль стрелкового оружия, осколков боеприпасов и мин.

При выключении водителем привода вращения броневых кассет посредством переключателя 19 электрическая цепь питания электродвигателей 14 и 15 обесточивается, сигнальная лампа 17 гаснет, валы 12 и 13 привода вращения броневых кассет 2 и 3 останавливаются (фиг. 7). При полной остановке броневых кассет 2 и 3, обзор обеспечивается через неподвижные сквозные смотровые отверстия 20 (фиг. 6).

При необходимости защитное устройство демонтируется в обратном порядке.

Предлагаемое устройство может найти применение для обеспечения защиты водителей (командиров, операторов, наводчиков) различных бронированных машин в условиях воздействия на них пуль стрелкового оружия и осколков боеприпасов и мин. Одновременно с защитой обеспечивается безопасность движения бронемашины за счет обзора в секторе более 180° и видимости дорожно-транспортной обстановки через смотровые отверстия.

Использованные источники

1. Бронетранспортер БТР-80: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 3 изд. - М.: Воениздат, 1989. - 634 с.

2. Объект 172М: Техническое описание и инструкция по эксплуатации, кн. 2. - М.: Воениздат, 1975. - 582 с.

3. Боевая машина пехоты БМП-1: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1985. - 620 с.

4. Патент РФ №2465536, С2. Российская Федерация МПК F41H 5/04, Е06В 5/12, B60J 1/02, В32В 3/06, В32В 7/02, В32В 17/06. Бронестекло / Мак-КАРТИ Деннис П.(US), МИЛЛЕР Джон P. (US) №2010139510/11; Заяв. 25.02.2009, опубл. 27.10.2012.

5. Патент РФ №2198372, С2. Российская Федерация МПК7 F41H 3/00, F41H 5/08. Щит (варианты) / Н.Г. Шахворостов, Я.Я. Хаджиева, С.А. Резниченко, В.Ф. Волынский, Б.В. Пустынин. №2000118273/02; Заяв. 17.07.2000, опубл. 10.02.2003.

6. Патент РФ №138979, U1. Российская Федерация МПК F41H 5/00. Устройство безопасности для транспортного средства / О.А. Матвеев О.А., А.Ю. Дащенко, А.П. Трофимов, Г.И. Шибаев, Д.А. Ковачев №2013144883/11, Заяв. 07.10. 2013, опубл. 27.03.2014, бюл. №9.

Защитное устройство для водителей бронированных машин, включающее бронированный колпак, имеющий воротник с кольцевой направляющей и отсек привода вращения снизу, люк сверху, в корпусе которого выполнен фронтальный оконный проем с углом обзора более 180°, перекрываемый частью поверхности соосно размещаемых в нем внешней и внутренней двух броневых кассет, изготавливаемых в форме полых бронированных тонкостенных усеченных конусов, коаксиально помещенных один в другой и перфорированных под углом относительно вертикальной оси, сквозными смотровыми щелями, горловины которых подвижно вводятся изнутри в кольцевые проточки верхней части корпуса бронеколпака, а пояса с зубчатыми венцами подвижно размещаются в кольцевой направляющей снизу, с возможностью кругового вращения каждой из броневых кассет в противоположных направлениях со скоростью, обеспечивающей частоту мельканий смотровых щелей выше порога зрительного восприятия внешней среды глазом человека, а привод вращения броневых кассет, получающий питание от бортовой сети базовой машины, включает переключатель, предохранитель, контрольную лампу, регулятор скорости вращения и два электродвигателя, размещаемых в отсеке бронеколпака, зубчатые хвостовики валов которых вводятся в зацепление с зубчатыми венцами броневых кассет.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. По первому варианту боевая машина содержит двигатель и трансмиссию.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к способам повышения эффективности наблюдения за местностью при вождении бронетанкового вооружения, а также распознавании целей.

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам для обеспечения безопасности водителя при использовании транспортных средств в условиях воздействия пуль стрелкового оружия, осколков боеприпасов и взрывных устройств.

Изобретение относится к области вооружения и военной техники и может быть использовано как устройство для защиты оптического прибора специального назначения. Устройство для защиты оптического прибора содержит оптический прибор, который размещен в цилиндрическом корпусе защиты, имеющем окно.

Изобретения относятся к области боевых бронированных машин. Лючок для стрельбы из личного оружия по первому варианту состоит из бронелиста с отверстием, бронелюка с осью, эксцентрика с ручкой, уплотнения бронелюка, установленных на бронелисте.

Изобретение относится к мобильному устройству для защиты с трансформируемым защитным экраном. .

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для защиты объектива оптического прибора от пуль и т.п. .

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для защиты объектива оптического прибора. .

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано на бронированных машинах для защиты объектива или защитного стекла прицела от пуль, осколков и других посторонних предметов.

Изобретение относится к области безопасной эксплуатации автотранспорта в сложных метеорологических условиях в осенний и весенний период, при отказе штатных стеклоочистителей.

Изобретение относится к остеклению транспортного средства, в частности к вариантам выполнения поворотных окон для наземных транспортных средств, таких как автобусы, трамваи и поезда, в частности поезда малой скорости.

Трицикл // 2302970
Изобретение относится к микроавтомобилям. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, преимущественно пассажирским вагонам. .

Изобретение относится к защитным экранам. Защитный экран содержит раму, приводной механизм, защитный элемент и электропривод. Рама, включающая две поперечные и две продольные броневые балки, снабжена кронштейнами для крепления к транспортному средству. В отверстия консолей продольных балок с возможностью осевого вращения помещены и зафиксированы концы ведущего вала и направляющей оси приводного устройства с жестко посаженными на них зубчатыми колесами, зубья которых вводятся в прямоугольные отверстия, выполненные вдоль кромки защитного элемента в виде замкнутой ленты, выполненной из пуленепробиваемой эластичной ткани, перфорированной горизонтальными смотровыми щелями. Электропривод содержит электродвигатель, вал которого сопряжен посредством соединительной муфты с выходным концом ведущего вала, получающий питание от источника питания через штекерный разъем, регулятор частоты вращения, сигнальную лампу, предохранитель и включатель. Достигается повышение защитных свойств за счет характера движения защитных элементов. 3 ил.

Изобретение относится к области производства бронированных конструкций, а именно к бойницам для стрелкового оружия. Бойница скрытого типа, установленная на кузове автомобиля, содержит корпус с отверстием, заслонку, привод заслонки. Бронированная заслонка приводится в действие пружиной, установленной на оси, причем корпус бойницы содержит бронепластины, расположенные перпендикулярно к плоскости корпуса со стороны открывания заслонки и жестко прикрепленные к корпусу. Бойница установлена между бронезащитой и кузовом автомобиля и имеет полностью скрытое расположение. Достигается повышение защищенности при ведении стрельбы за счет боковой защиты. 4 ил.

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для защиты объектива оптического прибора от посторонних предметов. Защитный кожух оптического прибора содержит крышку, установленную с возможностью поворота, ручной привод, мини-редуктор с самотормозящейся передачей, кожух, закрытый плитой с отверстием, по периметру которой размещена уплотнительная прокладка, и манжету. Внутри корпуса кожуха дополнительно размещена плита с отверстием, по периметру которого установлено основание тонкостенной конусообразной гофрированной манжеты, имеющей высоту, превышающую расстояние до верхней плиты. Верхней торцевой поверхностью гофрированная манжета упирается во вторую манжету, выполненную в виде полого конуса с центральным отверстием. На стыке дополнительной плиты и корпуса кожуха под углом выполнены сквозные отверстия. Отверстия в верхней и дополнительной плитах выполнены с возможностью обеспечения угла наклона корпуса оптического прибора до 7°. Внутренние поверхности корпуса кожуха и крышки покрыты теплоизоляционным материалом. Достигается герметичность объектива оптического прибора и штатного места оператора от внешней среды за счет оптимизации конструктивных решений, использования теплоизоляционных материалов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх