Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава

Изобретение относится к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а именно - к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава, содержащая блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива и объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления и устройствами связи локомотивов, при этом система выполнена с возможностью работы в ручном, автоматическом и ручном с задержкой режимах работы, снабжена адаптером радиосвязи, выполненным с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста, а исполнительные средства пожаротушения выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения, оснащенных тепловыми пускателями, при этом упомянутые тепловые пускатели включены в дополнительный шлейф пожарной сигнализации с возможностью обеспечения защиты системы от ложных срабатываний в автоматическом режиме, а пульты дистанционного управления расположены на внешней поверхности локомотивов. Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей систем пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, заключающееся в раннем автоматическом обнаружении пожара по задымленности или повышению температуры в защищаемых зонах, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации как о пожаре, так и о неисправности системы с указанием соответствующего места в электровозе, тушения пожара в автоматическом или ручном режиме управления, а также своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а именно - к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе.

Известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в вагонах транспортных средств [1].

К недостаткам данной системы следует отнести ее энергозависимость от бортовой сети, что парализует ее работоспособность при перебоях в электропитании.

Известна система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах [2], снабженная источником бесперебойного питания.

К недостаткам данной системы следует отнести:

1. Отсутствие технической возможности передачи информации за пределы подвижного состава;

2. Отсутствие системы охраны от несанкционированного доступа и отключения.

Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей систем пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, заключающееся в раннем автоматическом обнаружении пожара по задымленности или повышению температуры в защищаемых зонах, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации как о пожаре, так и о неисправности системы с указанием соответствующего места в электровозе, тушения пожара в автоматическом или ручном режиме управления, а также своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива.

Поставленная цель достигается тем, что в заявляемой системе используются как дымовые, так и тепловые извещатели, включенные в два пожарных шлейфа (первый контролирует кабину электровоза, второй - все остальное внутрикузовное пространство); предусмотрен источник бесперебойного питания, обеспечивающий питание Системы, включая исполнительные механизмы пожаротушения при отсутствии бортового питания, зарядку аккумуляторов, индикацию наличия бортового питания, исправности цепи резервного питания, перехода на резервное питание; адаптер радиостанции, обеспечивающий оповещение дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо о несанкционированном отключении системы по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива, в том числе и в состоянии холодного отстоя последнего.

Сопоставительный анализ с аналогом и прототипом позволяет сделать вывод о том, что отличительными чертами заявляемого объекта являются наличие как дымовых, так и тепловых извещателей, включенных в два пожарных шлейфа (первый контролирует кабину электровоза, второй - все остальное внутрикузовное пространство), позволяющих отслеживать как задымленность, так и температурный режим в различных зонах локомотива, блока резервного питания, обеспечивающего питание Системы (при исчезновении бортового питания - от встроенных аккумуляторов), зарядку аккумуляторов, индикацию наличия бортового питания, исправности цепи резервного питания, перехода на резервное питание, адаптера радиостанции, обеспечивающего оповещение дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо о несанкционированном отключении системы по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива, в том числе и в состоянии холодного отстоя последнего, и наличие помимо режимов «ручной» и «автоматический» дополнительно режима «ручной с задержкой», позволяющего эвакуироваться локомотивной бригаде из зоны пожаротушения до начала действия системы пожаротушения. Таким образом, заявляемый объект соответствует критерию «новизна».

Сравнение заявляемого объекта с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом: на фиг.1 представлена функциональная схема Системы, где:

1 - тепловые извещатели;

2 - дымовые извещатели;

3 - тепловые пускатели;

4 - звуковые оповещатели;

5 - генераторы огнетушащего аэрозоля;

6 - модули газового пожаротушения;

7 - блок резервного питания;

8 - блок коммутации;

9 - комплект световых оповещателей;

10 - пульты дистанционного управления;

11 - адаптер радиосвязи;

12 - блок контроля, индикации и управления;

13 - устройства связи локомотивов.

Система противопожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава (далее - Система) состоит из блоков контроля, индикации и управления 12 в количестве, соответствующем количеству секций локомотива, обеспечивающих сбор информации о состоянии Системы от дымовых 1 и тепловых 2 извещателей, вывод этой информации на светодиодный дисплей (на фиг.1 не показан), световые 4 и звуковые 9 оповещатели, передачу информации о контролируемой секции на блоки контроля, индикации и управления других секций, управление режимом запуска генераторов огнетушащего аэрозоля 5 и модулей газового пожаротушения 6, прием команд от пультов дистанционного управления 10 и устройств связи локомотивов 13, отключение технологического оборудования перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения, формирование импульсов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения, сохранение в энергонезависимой памяти событий (на фиг.1 не показана) информации об изменении состояния Системы, передачу сигналов о состоянии Системы на штатную микропроцессорную систему управления и диагностики электровоза (на фиг.1 не показана); блока резервного питания 7, обеспечивающего питание Системы (при исчезновении бортового питания - от встроенных аккумуляторов), зарядку аккумуляторов, индикацию наличия бортового питания, исправности цепи резервного питания, переход на резервное питание; блока коммутации 8, осуществляющего согласование характеристик сигналов управления, вырабатываемых блоком контроля, индикации и управления и пусковых устройств генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения, индикацию обрыва цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения и фактов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения, защиту от короткого замыкания в цепях звуковых и световых оповещателей; адаптера радиостанции 11, обеспечивающего в автоматическом режиме оповещение дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива; тепловых пускателей 3, включенных в дополнительный шлейф пожарной сигнализации, обеспечивающих защиту Системы от ложных срабатываний в «АВТОМАТИЧЕСКОМ» режиме; устройств связи локомотивов 13, предназначенных для обеспечения работы Системы противопожарной сигнализации и автоматического пожаротушения по системе многих единиц.

Работа Системы осуществляется следующим способом: Система устанавливается в каждой секции электровоза и обеспечивает пожарную сигнализацию в двух зонах и пожаротушения данной секции. При формировании локомотива каждой секции с помощью перемычек в блоках коммутации и контроля, индикации и управления присваивается номер (первая, вторая или третья). Там же перемычками задается общее количество секций. Системы всех секций имеют равные права в управлении. Блоки контроля, индикации и управления каждой секции по линии связи устанавливают связь с аналогичными блоками других секций, получают от них информацию о неисправностях и сработавших пожарных извещателях и отображают на своем дисплее состояние всех секций с указанием номера секции и зоны. При срабатывании пожарных извещателей световые и звуковые оповещатели включаются во всех секциях. Блоки контроля, индикации и управления каждой секции с интервалом менее 1,0 сек опрашивают пожарные шлейфы, размещенные в кабинах машиниста и кузовах секций, и определяют наличие или отсутствие сработавших извещателей, исправность пожарных шлейфов, исправность цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения, наличие открытых дверей.

Регистратор пожарных состояний (на фиг.1 не показан) включен в линию связи блоков контроля, индикации и управления секций и регистрирует изменения состояния всех элементов Системы.

Система может функционировать в трех режимах запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».

При включении Системы автоматически устанавливается режим «РУЧНОЙ». Режим «РУЧНОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в электровозе и используется при экстренном тушении пожара в секции, где отсутствуют локомотивные бригады.

Режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в электровозе и является основным режимом работы Системы в движении.

Режим «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» применяется при отсутствии локомотивной бригады в электровозе (в отстое).

При отсутствии сработавших извещателей и неисправностей на блоках система находится в дежурном режиме.

При определении неисправности (обрыва, короткого замыкания) в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения Система оповещает путем генерации звукового и светового сигналов на соответствующих извещателях. Если в каком-либо пожарном шлейфе появляется обрыв или короткое замыкание, на дисплее блока контроля, индикации и управления начинает светиться красный индикатор «ОБРЫВ» или «КЗ», встроенный зуммер выдает непрерывный звуковой сигнал. По линии связи информация о неисправности передается на соответствующие блоки других секций и выводится на их дисплеи.

Если Система находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения «РУЧНОЙ» (на лицевой панели БКИУ светится индикатор «РУЧНОЙ).

При срабатывании одного и более пожарных извещателей в кузове одной секции на дисплее блока контроля, индикации и управления отображается информация «ПОЖАР», встроенный зуммер выдает прерывистый звуковой сигнал, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на блоки контроля, индикации и управления других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!» табло «ПОЖАР».

Активация генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения в режиме «РУЧНОЙ» возможна только с помощью кнопки «ПУСК» блока контроля, индикации и управления или блока устройства связи локомотивов либо с помощью кнопок запуска на блоках пультов дистанционного управления.

Если Система находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (на лицевой панели светится индикатор «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ): При срабатывании одного и более извещателей в пожарном шлейфе кузова на дисплее индикация «ДЕЖ. РЕЖИМ» гаснет, а индикация «ПОЖАР» начинает светиться, встроенный зуммер выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке контроля, индикации и управления, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на блоки контроля, индикации и управления других секций и выводится на их дисплеи; включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!», табло «ПОЖАР» на блоках контроля, индикации и управления во всех секциях.

Активация генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения в режиме «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» возможна только с помощью кнопки «ПУСК» блока контроля, индикации и управления или блока устройства связи локомотивов либо с помощью кнопок запуска на блоках пультов дистанционного управления.

Если Система находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения «АВТОМАТИЧЕСКИЙ», то на лицевой панели блока контроля, индикации и управления светится индикатор «АВТОМАТИЧЕСКИЙ», светятся световые оповещатели «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН», звучит прерывистый зуммер блока БКИУ.

При срабатывании одного извещателя в пожарном шлейфе кузова на дисплее блока контроля, индикации и управления индикация «ДЕЖ. РЕЖИМ» гаснет, а индикация «ПОЖАР» начинает светиться, встроенный зуммер выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» подсвечивается непрерывно, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на блоки контроля, индикации и управления других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!», табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» во всех секциях.

При срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове одной из секций на дисплее блока контроля, индикации и управления этой секции индикация «ДЕЖ. РЕЖИМ» гаснет, а индикатор «ПОЖАР» начинает светиться, встроенный зуммер выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР», включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!».

По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на и выводится блоки контроля, индикации и управления других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИТЬ!», «ГАЗ-УХОДИ!» табло «ПОЖАР» на блоках контроля, индикации и управления во всех секциях, кнопка «ПУСК» на блоке контроля, индикации и управления секции, где обнаружено возгорание начинает светиться прерывисто. Если все двери секции закрыты, начинается отсчет 30-секундной задержки до выдачи команды на активацию генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения основной очереди. Через 30 секунд при срабатывании хотя бы одного теплового пускателя, отключается система подачи электроэнергии на электровоз и генераторы огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения основной очереди активируются.

Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения резервной очереди может быть произведен при помощи кнопки РЕЗЕРВ на пульте дистанционного управления не ранее чем через 1 минуту после запуска генераторов или модулей газового пожаротушения основной очереди.

При нахождении электровоза в депо дежурному по депо отправляется сообщение об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива по следующему алгоритму: при срабатывании пожарных извещателей Система формирует соответствующий сигнал управления, который подается на вход «ПОЖАР» адаптера.

После этого адаптер производит следующие действия:

1. Формирует сообщение «Внимание, сработала пожарная сигнализация» в виде НЧ сигнала, подаваемого на громкоговоритель, устанавливаемый в кабине машиниста.

2. Одновременно с этим производит включение радиостанции путем замыкания контактов реле, подсоединенных параллельно тумблеру «РАДИО» на панели управления локомотива.

3. После задержки, необходимой радиостанции для установления рабочего режима, адаптер подает на соответствующий контакт входного разъема радиостанции запрос на передачу сообщения.

4. После подтверждения готовности радиостанции адаптер подает на соответствующие контакты входного разъема радиостанции НЧ сигнал частотой 1400 Гц и голосовое сообщение «Внимание, сработала пожарная сигнализация», «Локомотив номер ХХХХ». После окончания передачи голосового сообщения адаптер снимает сигнал запроса передачи и размыкает контакты управления питанием радиостанции.

5. При вскрытии пультов дистанционного управления или отключении бортового питания адаптер радиосвязи взаимодействует с радиостанцией по тому же алгоритму, но передает голосовое сообщение «Внимание, вскрытие ПДУ» или «Внимание, отключение бортового питания» при размыкании тамперных контактов пультов дистанционного управления или отключении Системы от бортового питания, что дополнительно выполняет функцию охранной сигнализации.

Информация о срабатывании извещателей в шлейфах пожарной сигнализации, неисправностях в цепях пожарных шлейфов в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля или модулей газового пожаротушения и фактах их запуска записывается в энергонезависимую память всех БКИУ. Объем памяти - 256 событий. При полном заполнении памяти самые старые записи автоматически стираются.

Данная система позволяет существенно расширить функциональные возможности системы путем раннего автоматического обнаружении пожара по задымленности или повышению температуры в защищаемых зонах, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации как о пожаре, так и о неисправности системы с указанием соответствующего места в электровозе, тушения пожара в автоматическом или ручном режиме управления, а также своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в работу системы по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива. Таким образом цель изобретения достигнута.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Баев С.Н., Шеин В.Н. Автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в вагонах транспортных средств. Патент на полезную модель №90691 по заявке №2009134987/22 от 21.09.2009 г.

2. Баев С.Н., Шеин В.Н. Система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах. Патент на полезную модель №93285 по заявке №2009148416/22 от 28.12.2009 г.

1. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава, содержащая блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива и объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления и устройствами связи локомотивов, при этом система выполнена с возможностью работы в ручном, автоматическом и ручном с задержкой режимах работы, отличающаяся тем, что она снабжена адаптером радиосвязи, выполненным с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста, а исполнительные средства пожаротушения выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения, оснащенных тепловыми пускателями, при этом упомянутые тепловые пускатели включены в дополнительный шлейф пожарной сигнализации с возможностью обеспечения защиты системы от ложных срабатываний в «автоматическом» режиме, а пульты дистанционного управления расположены на внешней поверхности локомотивов.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блоки контроля, индикации и управления выполнены с возможностью автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском исполнительных средств пожаротушения.



 

Похожие патенты:

Сопло // 2555559
Изобретение относится к области гидродинамики и может быть использовано в устройствах пожаротушения, орошения, охлаждения для формирования устойчивой, закрученной по спирали струи жидкости или струи жидкости и газа с повышенными энергетическими характеристиками.

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к средствам для тушения пожара, в частности к автоматическим установкам водяного (пенного) пожаротушения.

Изобретение относится к пожарной технике и может быть использовано для тушения пожаров на объектах утилизации боеприпасов, объектах хранения пожаро- и взрывоопасных материалов.

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к средствам для тушения пожара, в частности к автоматическим установкам водяного (пенного) пожаротушения.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при обнаружении пожаров в лесных массивах. Технический результат - раннее локальное обнаружение возникновения лесного пожара и оперативное бесконтактное оповещение о его возникновении принимаемыми операторами.

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к оборудованию для объемного тушения пожаров. .
Изобретение относится к области защиты техники пожаротушения и операторов при тушении пожаров в помещениях с электрооборудованием, а также для защиты электронных систем установок пожаротушения от поражения электрическим током.

Изобретение относится к автоматическим установкам пожаротушения. .

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для дистанционного приведения в действие побудительной системы установки пожаротушения в автономном режиме непрерывного контроля пожаровзрывоопасного состояния контролируемого пространства в случае импульсного давления, создаваемого в воздухе взрывным источником ударных волн, в частности в горных выработках угольных шахт, на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и т.п.

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к средствам для тушения пожара, в частности к автоматическим установкам водяного (пенного) пожаротушения.

Изобретение относится к устройствам пожаротушения, а именно к роботизированным установкам пожаротушения. Задачей изобретения является упрощение конструкции, снижение энергопотребления, повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик. Для поворота пожарного ствола 7 вокруг вертикальной оси включают первый двигатель, в результате чего червяк 5 начинает вращаться и поворачивать на втулке 3 зубчатое колесо 2 с платформой 1. При достижении пожарным стволом 7 нужного азимута выключают двигатель, обеспечивая за счет самоторможения червячной передачи его фиксацию. Для поворота пожарного ствола 7 вокруг горизонтальной оси включают второй двигатель, благодаря чему начинают вращаться вал 13 с червяком 12, который посредством зубчатого колеса 11 и связанного с ним червяка 9 поворачивает зубчатое колесо 8 с осью 6 и пожарным стволом 7. После поворота последнего до требуемого положения производят его фиксирование путем выключения двигателя. После этого подают огнетушащее вещество в канал 15, которое через полый шарнир 14 и канал 16 оси 6 поступает в пожарный ствол 7. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судового машиностроения и предназначен для использования в составе системы пожаротушения объектов морской техники для одновременного перекачивания воды и поверхностно-активного огнетушащего вещества. Насос содержит корпус, две приводные камеры, которые при помощи приводных пневмолиний подключены к пневмораспределителю с конечными переключателями. Две оппозитно расположенные рабочие камеры объединены в одном цилиндре и разделены поршнями, которые установлены на одном штоке. Имеет средства уплотнения. Дополнительно со стороны рабочих камер оппозитно и соосно им установлены два дополнительных рабочих цилиндра с гидропоршнями, каждый из которых жестко соединен штоком с ближайшим к нему поршнем. При этом рабочие камеры и цилиндры выполнены с возможностью обеспечения постоянства соотношения исходных компонентов перекачиваемого раствора, снабжены всасывающими и нагнетательными клапанами и соединены нагнетательными трубопроводами со смешивающим устройством, содержащим полость для смешивания, втулку с валом и завихрителем, вращающиеся на подшипниках. Расширяются возможности насоса для одновременного перекачивания двух различных жидкостей с заданным процентным соотношением и перемешиванием этих жидкостей на выходе, снижаются пульсации давления в нагнетательном трубопроводе. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе. Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава включает блоки контроля, индикации и управления, блоки дистанционного управления, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи. Система включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей блока резервного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных о работе системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов. При этом логический блок содержит функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском исполнительных средств пожаротушения путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском систем пожаротушения. Система может функционировать в трех режимах: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» и помимо функций контроля возгорания и пожаротушения несет охранную функцию в режиме отстоя. 1 з.п. ф-лы.

Исполнительный механизм для сигнально-пускового устройства пожаротушения предназначен для использования в автоматических установках водяного и водопенного пожаротушения, в т.ч. в спринклерных оросителях с управляемым пуском. Механизм содержит хрупкий запорный элемент, выполненный в виде цилиндрического электроизолятора с утонением в средней части и установленного между клапаном оросителя и регулировочным винтом оросителя, при этом имеется термочувствительный элемент, выполненный в виде кольца из проволоки с эффектом «памяти» формы с жестко зафиксированными концами, причем кольцо охватывает запорный элемент и одну из боковых сторон дужки оросителя, связано с узлом управления и с источником электропитания с возможностью электроуправляемого принудительного пуска. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике. Заявляемые способ и устройство могут быть использованы для подачи в зону горения огнетушащего вещества из огнетушителя. Способ приведения в действие огнетушителя при конфигурировании термочувствительного элемента в зоне его нагрева тепловым потоком непосредственно от очага пожара. Создают дополнительный слой покрытия на наружной поверхности термочувствительного элемента, которое обладает максимальным коэффициентом поглощения лучистой энергии для данного вида покрытия. Объем внутри термочувствительного элемента заполняют вспучивающимся при нагревании веществом. При тепловом воздействии на термочувствительный элемент от очага пожара формируют направленный поток тепловых лучей, сфокусированных от вогнутого сферического зеркального устройства на соответствующую зону нагрева. Для осуществления способа используют устройство приведения в действие огнетушителя. Наружная поверхность термочувствительного элемента окрашена дополнительным слоем покрытия, которое обладает максимальным коэффициентом поглощения лучистой энергии. Терморасширяющееся вещество выполнено в виде вспучивающегося при нагревании вещества. Чашка выполнена в виде вогнутого сферического зеркального устройства, например вогнутой полусферы, обращенной к названной зоне. 2 н.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройствам преобразования химической энергии экзотермических композиций в электрическую, а более конкретно, к резервным первичным источникам электрического тока одноразового действия, предназначенным для работы в режиме ожидания для задействования и автономного кратковременного питания бортовой аппаратуры, приборов и устройств, используемых в системах автоматики, в том числе для включения аэрозольных генераторов пожаротушения, аварийной сигнализации, блокировки и т.д. Импульсный пускатель содержит электротехнический преобразователь с инициирующим элементом, укрепленным на подпружиненном штоке, в кольцевой проточке противного конца которого размещена стопорная скоба из материала с термомеханической памятью формы, опирающейся на дно коаксиального корпуса, жестко связанного с преобразователем. Согласно изобретению электротехнический преобразователь выполнен в виде пиротехнической батареи электрического тока, а инициирующий элемент представляет собой накольное жало, соосно которому в сопловой монтажной втулке установлен капсюль-воспламенитель. Предложенное техническое решение характеризуется компактной и простой конструкцией, обеспечивает высокую надежность и быстродействие импульсного пускателя. 1 ил.
Изобретение относится к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, а именно к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, адаптированным к использованию на тяговом и мотор-вагонном подвижном составе рельсового транспорта. Система сигнализации о несанкционированном проникновении, возгорании и пожаротушения для подвижного состава включает блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива, блоки дистанционного управления, размещенные на внешних сторонах кузовов локомотивов, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, оснащенными тепловыми пускателями, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи, при этом поддерживается три режима работы: ручной, автоматический и ручной с задержкой. Адаптер радиосвязи выполнен с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации, либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу, либо о несанкционированном проникновении в секции локомотивов в сцепке с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста. 5 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к химическому и общему машиностроению, в частности к системам безопасности, предотвращающим развитие чрезвычайной ситуации. Технически достижимый результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования и людских ресурсов от аварийных ситуаций путем возможности прогнозирования развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте. Это достигается тем, что в способе прогнозирования развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте, заключающемся в том, что используют систему мониторинга с обработкой полученной информации об опасной зоне для принятия решения о предотвращении чрезвычайной ситуации, в испытательном боксе устанавливают макет взрывоопасного объекта, а по его внутреннему и внешнему периметрам устанавливают видеокамеры для видеонаблюдения за процессом развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте, которую моделируют посредством установки в макете взрывного осколочного элемента с инициатором взрыва, при этом видеокамеры выполняют во взрывозащитном исполнении, а выходы с видеокамер через внутреннюю полость проставок соединяют с блоком, посредством которого производят запись и регистрацию протекающих процессов изменения технологических параметров в макете, после чего регистрируют посредством системы анализаторов записанных осциллограмм протекающих процессов изменения технологических параметров в макете взрывоопасного объекта, а в потолочной части макета выполняют проем, который закрывают взрывозащитным элементом, установленным по свободной посадке на трех упругих штырях, один конец каждого из которых жестко фиксируют в потолке макета, а на втором крепят горизонтальную перекладину, между взрывным осколочным элементом и проемом устанавливают трехкоординатный датчик давления во взрывозащитном исполнении, выход которого соединяют со входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, а по обе стороны от датчика давления располагают датчики температуры и влажности, контролирующие термовлажностный режим в макете, выходы которых также соединяют со входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, а внутренние и внешние поверхности ограждений макета обклеивают тензодатчиками, выходы которых также соединяют со входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, после обработки полученных экспериментальных данных формируют информационную базу данных о развитии чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте и составляют математическую модель, прогнозирующую предотвращение чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте. 2 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике. Технический результат - повышение эффективности пожаротушения за счет введения быстродействующих элементов в общей цепи автоматической системы пожаротушения. Это достигается тем, что в дренчерной установке пожаротушения, состоящей из источника водоснабжения, сети магистральных и распределительных трубопроводов с дренчерными головками, дополнительно содержится основной водопитатель с фильтром, опущенным в источник, и соединенный с магистральным трубопроводом, и систему подпитки, установленную параллельно линии основного водопитателя и включающую в себя трубопровод подпитки вспомогательного водопитателя и вспомогательный (автоматический) водопитатель, а контрольно-сигнальная система включает в себя контрольно-сигнальный клапан и сигнальный прибор, например, в виде звуковой сирены, при этом магистральный трубопровод соединен с сетью распределительных трубопроводов, в которых смонтированы дренчерные головки, каждая из которых выполнена в виде штуцера с каналом и рассекателя, закрепленного на держателях, основание соединено с по крайней мере двумя дугообразными держателями, которые удерживают втулку с закрепляемым на ней рассекателем, выполненным в виде диффузора с отогнутым в сторону основания пояском с расположенными по образующим конической поверхности пояска лепестками, а внутри рассекателя дополнительно установлен распылитель, выполненный в виде чашки, крепящейся посредством по крайней мере трех радиальных горизонтально расположенных плоских лепестков к внутренней поверхности рассекателя, при этом ось чашки совпадает с осями сквозного канала штуцера и втулки, а ее внутренняя полость направлена в сторону втулки. 2 ил.

Изобретение относится к области противопожарных средств для оповещения об аварийной ситуации или возгорании и запуска средств пожаротушения. Система включает в себя блок управления и сбора информации, источник бесперебойного питания, устройство управления средствами пожаротушения, устройство звукового сигнала, пульты дистанционного управления, магнитоуправляемый датчик, пожарный извещатель, устройство светового сигнала, средство пожаротушения, радиостанцию, средство переключения из режима автоматического управления в режим ручного управления, блок мобильной связи, линейный тепловой извещатель. Причем система снабжена связанными с блоком управления и сбора информации или интегрированными в этот блок двумя CAN-интерфейсами, один из которых предназначен для связи с блоком мобильной связи и/или бортовыми системами регистрации, а второй - для связи с аналогичными системами в других секциях многосекционного локомотива. Достигается расширение функциональных возможностей. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а именно - к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава, содержащая блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива и объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления и устройствами связи локомотивов, при этом система выполнена с возможностью работы в ручном, автоматическом и ручном с задержкой режимах работы, снабжена адаптером радиосвязи, выполненным с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста, а исполнительные средства пожаротушения выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения, оснащенных тепловыми пускателями, при этом упомянутые тепловые пускатели включены в дополнительный шлейф пожарной сигнализации с возможностью обеспечения защиты системы от ложных срабатываний в автоматическом режиме, а пульты дистанционного управления расположены на внешней поверхности локомотивов. Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей систем пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, заключающееся в раннем автоматическом обнаружении пожара по задымленности или повышению температуры в защищаемых зонах, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации как о пожаре, так и о неисправности системы с указанием соответствующего места в электровозе, тушения пожара в автоматическом или ручном режиме управления, а также своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Наверх