Способ демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к технологиям проведения демонтажных работ выведенного из эксплуатации (изношенного) нефтепровода в местах прохождения технологических эстакад нефтепроводов. Способ демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода включает вскрытие грунта до верхней образующей трубы, резку трубы и ее транспортировку. Проводят разметку демонтируемой трубы на участки длиной, определяемой разрешенной грузоподъемной массой нефтепровода для ее транспортировки. В размеченных местах просверливают технологические отверстия, через которые отводят избыточное давление в трубопроводе. Подают во внутреннюю полость нефтепровода пенополиуретан для создания «пробок» во всех размеченных местах. Проводят резку трубопровода по центрам образованных пробок. При использовании изобретения обеспечивается надежная герметизация внутренней полости опорожненного нефтепровода. 3 з.п. ф-лы,4 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к технологиям проведения демонтажных работ выведенных из эксплуатации, подлежащих ремонту и замене нефтепроводов в местах их прохождения.

Демонтаж линейной части магистральных трубопроводов - комплекс технических мероприятий, направленных на извлечение трубопровода из грунта, резку на части и транспортировку труб к месту складирования (ОСТ 153-39.4-027-2002).

Нефтепровод, подлежащий выводу из эксплуатации, должен быть подготовлен к демонтажу. Подготовка заключается в освобождении нефтепровода от нефти, очистке полости трубы от грязи и парафиносмолистых отложений.

Нефтепроводы, выведенные из эксплуатации и переведенные в безопасное состояние, не требуют проведения подготовительных работ, так они должны быть отключены от соседних участков, опорожнены и очищены от нефти.

Как правило, в процессе очистки нефтепровода, не удается полностью освободить трубопровод от остатков нефти и асфальтосмолистых отложений, что в процессе демонтажа труб приводит к истечению продукта и загрязнению окружающего грунта.

Также в выведенном из эксплуатации нефтепроводе образуется избыточное давление.

С разливами нефти и нефтепродуктов - сырья нефтехимических процессов - по масштабам распространения и количеству источников загрязнения окружающей среды не может сравниться никакой другой вредный фактор.

Ликвидация разливов различных продуктов нефтехимии является актуальной проблемой.

В таких случаях проводят рекультивацию грунта, загрязненного нефтепродуктами, в особенности в болотистой и заводненной местности, которая является трудоемким и дорогостоящим процессом.

Поэтому одной из важнейших задач является предотвращение разливов различных продуктов нефтехимии.

Известны способы и устройства для демонтажа нефтепроводов.

Известен способ вскрытия траншеи и подъема подземного трубопровода при капитальном ремонте магистральных трубопроводов или при демонтаже выведенных из эксплуатации недействующих трубопроводов. Способ включает рыхление и удаление растительного и минерального грунта засыпки, подъем трубопровода и укладку его на поверхность грунта по оси траншеи, причем рыхление и удаление растительного и минерального грунта засыпки производят синхронно с перемещением многорядной троллейной подвески и подъемом трубопровода рыхлителями, присоединенными к тягачам (Патент РФ на изобретение №2389930, дата приоритета 24.03.2008).

Известен способ ремонта трубопровода (патент РФ №2332610, от 22.12.2004), который может быть использован при эксплуатации и ремонте линейной части магистральных трубопроводов. Предложенный способ заключается в обследовании трубопровода с обозначением на местности местоположения ремонтируемого участка трубопровода, его демонтаже и сооружении нового участка трубопровода, при обследовании трубопровода ремонтируемый участок перед обозначением на местности его местоположения определяют, как отрезок трубопровода, предрасположенный к коррозионному растрескиванию труб под напряжением КРН, который обнаруживают за счет нахождения зоны пересечения трубопровода с водотоком, вскрытия трубопровода шурфом, начиная от зоны пересечения, в противоположных направлениях от центра водотока и выявления в отрытом шурфе одновременно присутствующих диагностических признаков условий возникновения КРН, представляющих собой наличие в шурфе оглеения грунта вокруг трубопровода, наличие отслоений изоляционного покрытия трубопровода, наличие более 10% сидерита в общей массе продуктов коррозии под изоляционным покрытием трубопровода. В местах прекращения выявления в отрытом шурфе указанных диагностических признаков устанавливают границы отрезка трубопровода, предрасположенного к КРН, которые рассматривают в качестве границ ремонтируемого участка трубопровода. Затем осуществляют демонтаж ремонтируемого участка трубопровода в установленных границах, в которых производят сооружение нового участка трубопровода путем возведения надземного перехода трубопровода либо путем укладки его ниже границы проникновения водотока в грунт.

Известен «Способ герметизации полости трубопровода при помощи глиняного тампона и устройство для его осуществления» (патент РФ №1832879 от 07.04.1989, опубл. 20.03.1996).

Изобретение относится к способам трубопроводной транспортировки жидких продуктов, в частности нефтепродуктов, и предназначено для перекрытия полости трубопровода при аварийном и плановых ремонтах. Устройство содержит колпак, загрузочный сменный быстросъемный контейнер, устанавливаемый на механизированный челюстной захват, посредством которого устройство монтируется на свободных концах трубопровода после вырезки дефектного участка. Челюстной захват имеет верхнюю неповоротную и нижнюю поворотную челюсти, образующие при замыкании на трубопроводе герметичную полость.

Подача глины в полость трубопровода осуществляется по коленообразному отводу, установленному на верхней челюсти монтажного узла, за счет усилия, развиваемого гидроцилиндром колпака. Все устройство в сборе навешивается на стрелу подъемно-транспортной машины.

Недостаток: способ и устройство предназначены для перекрытия полости трубопровода при аварийном и плановых ремонтах. Устройство является очень громоздким и дорогостоящим.

Известно «Устройство для герметизации внутренней полости трубопровода» SU №1643852 от 30.05.1988, опубл. 23.04.1991).

Устройство для герметизации внутренней полости трубопровода содержит пенополиуретановый тампон и канал для ввода композиции пенополиуретана в трубопровод. Новым в устройстве является то, что тампон представляет собой цилиндр, переходящий в усеченный конус, при этом в цилиндрической части тампона выполнена канавка, в которой вдоль образующей расположены диаметрально противоположно два канала - канал для ввода композиции пенополиуретана и канал для вывода газов, образующихся в процессе вспенивания пенополиуретана, внутренняя часть тампона выполнена пустотелой и имеет форму конуса, основанием которого является торец тампона, причем диаметр тампона меньше диаметра герметизируемого трубопровода.

Недостаток: это устройство используется для временной герметизации трубопровода.

Известные способы демонтажа выведенных из строя нефтепроводов с использованием устройств для герметизации внутренней полости трубопровода являются малоэффективными и трудозатратными.

В настоящее время демонтаж нефтепроводов осуществляется согласно OCT 153-39.4-027-2002 (ПРОТОТИП).

Технической задачей заявляемого изобретения является упрощение процесса демонтажа выведенного из эксплуатации (изношенного) нефтепровода, предотвращение разлива нефтепродуктов, оставшихся в трубе, и дальнейшая его транспортировка к месту складирования.

Технический результат: надежная герметизация внутренней полости опорожненного нефтепровода в определенных участках, что предотвращает разлив нефтепродуктов, оставшихся в трубе, и тем самым исключает необходимость проведения рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами, т.е. сохранение экологически чистых земель, снижение антропогенного загрязнения окружающей среды от разливов нефти и нефтепродуктов

Технический результат достигается тем, что способ демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода включает вскрытие грунта до верхней образующей трубы, резку трубы и ее транспортировку, при этом проводят разметку демонтируемой трубы на участки длиной, определяемой разрешенной грузоподъемной массой нефтепровода для ее транспортировки; в размеченных местах просверливают технологические отверстия, через которые отводят избыточное давление в трубопроводе, после чего подают во внутреннюю полость нефтепровода пенополиуретан для создания герметизирующих «пробок» во всех размеченных местах, проводят резку трубы по центру образованной пробки.

Осуществление способа демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода.

Подготовка трубопровода к демонтажу заключается в обеспечении условий, исключающих разлив нефтепродуктов и парафиносмолистых отложений из полости трубопровода и увеличение жесткости трубы для исключения образования изломов.

Способ демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода включает в себя следующие технологические операции:

- извлечение трубопровода из грунта,

- резка на части,

- транспортировка труб к месту складирования.

Перед тем как производить резку трубопровода на части перед транспортировкой необходимо провести следующие действия. Эти действия направлены на герметизацию тех участков трубопровода, где будет производиться ее резка, с целью предотвращения разлива остатков нефтепродукта при транспортировке труб после их резки.

Для этого проводят:

- разметку трубопровода на участки определенной длины, по которым будут проводить резку трубы;

- высверливание в верхней образующей трубы контрольного отверстия для определения уровня остатка нефтепродуктов в трубопроводе и для отвода избыточного давления;

- приваривание патрубка и установку шарового крана;

- вырез отверстия для подачи ППУ в полость трубы;

- подсоединение специализированной механической установки для подачи ППУ для образования пробки, обеспечивающей герметизацию заданного участка, при отсутствии возможности непосредственного подсоединения установки с ППУ к патрубку, монтаж осуществляется посредством эластичного рукава

- резку трубопровода;

- подъем и укладку трубопровода для транспортировки.

Демонтируемую трубу размечают на участки определенной длины, по которым будут проводить резку трубы. Количество участков и его длина, на которые будет делиться трубопровод, рассчитывается математически, принимая во внимание условие, что масса одного участка не должна превышать разрешенную грузоподъемную массу для ее транспортировки спецтехникой до подготовленной площадки.

Масса одного участка трубопровода не должна превышать разрешенную грузоподъемную массу транспортировщика.

Массу одного метра труб общего назначения, изготавливаемых по наружному диаметру, толщине стенки и длине, вычисляют по формуле:

m=π*(d-s)*s*ρ*10-6,

где m - теоретическая масса одного погонного метра трубы, кг,

π=3,14 (постоянная величина),

d - наружный диаметр трубы, мм,

s - толщина стенки, мм,

ρ - плотность материала труб, г/см3.

После разметки участков трубы в размеченных местах высверливают на верхней образующей трубы контрольное отверстие небольшого диаметра (диаметром 5-10 мм) для определения уровня остатка нефтепродуктов в трубопроводе и для отвода избыточного давления.

Замер уровня остатка нефти определяется опусканием в просверленное отверстие металлического щупа (см. фиг. 1 (1 - трубопровод; 2 - сверло; 3 - остатки нефтепродуктов; 4 - контрольное отверстие); фиг. 2 (1 - трубопровод; 3 - остатки нефтепродуктов; 4 - контрольное отверстие, 5 - щуп)).

Рабочее давление в нефтепроводе в месте производства работ не должно превышать 2,5 МПа.

В случае обнаружения избыточного давления в трубопроводе, создающего угрозу безопасности ведения сварочных работ, принимаются соответствующие меры по отводу избыточного давления.

К отверстиям приваривается патрубок («стакан») - металлический цилиндр диаметром от 100 до 200 мм с внутренней резьбой. К приваренному патрубку («стакану») прикручивается шаровой кран соответствующего диаметра или задвижка с фланцем (см. фиг. 3 (1 - трубопровод; 3 - остатки нефтепродуктов; 6 - патрубок; 7 - шаровой кран)).

Шаровой кран или задвижка с фланцем устанавливаются с целью возможности перекрытия просверленного отверстия.

После сверления из-за перепада внешнего и внутреннего давления остатки нефти могут подниматься, для предотвращения разлива поднимающихся остатков нефти отверстие перекрывают шаровым краном. Сверление полости верхней части трубы осуществляется путем опускания бура внутрь патрубка («стакана»).

Просверленное отверстие служит выпускным клапаном, через который стравливается воздух, образовавший воздушную пробку во внутренней части нефтепровода, тем самым обеспечивается равномерное распределение жидкости на данном участке.

Рабочее давление в нефтепроводе должно быть не более 2,5 МПа при наличии не менее 0,1 МПа избыточного давления.

К шаровому крану прикручивается рукав (гофрированный либо из иного материала), по которому осуществляется подача в полость трубы под давлением пенополиуретана (ППУ) из специальной механической установки фиг. 4 (1 - трубопровод; 3 - остатки нефтепродуктов; 6 - патрубок; 7 - шаровой кран; 8 - рукав для подачи ППУ; 9 - установка для подачи ППУ; 10 - пробка ППУ).

В условиях, при которых не возможен подъезд специализированной механической установки с ППУ, непосредственно в отверстие патрубка вводится зонд, изготовленный из металла или других стойких материалов, протяженностью 200 м.

Герметизация внутренней полости трубопроводов ППУ должна осуществляться в соответствии со следующей технологией.

После установления давления в трубопроводе во внутреннюю полость нефтепровода под давлением подают пенополиуретан (ППУ).

Длина заливаемого участка внутренней полости нефтепровода должна быть не менее одного метра (выявлена экспериментально), а объем рассчитывается в зависимости от диаметра (радиуса) трубопровода.

Для контроля заполнения нефтепровода ППУ по обе стороны от приваренного патрубка на расстоянии 45 см высверливаются отверстия небольшого диаметра.

Контроль заполнения трубы ППУ визуальный. Выход ППУ из этих отверстий подтверждает заполнение полости.

Марка пенополиуретана (ППУ) выбирается для заливочного ППУ с количеством закрытых пор 90-95% и плотностью 55-60 кг/м3. Время вспенивания 2-3 мин.

Количество пенополиуретана (ППУ) для образования одной герметизирующей пробки в полости нефтепровода рассчитывается по формуле:

M=mППУ+mп

где М - количество пенополиуретана, необходимого для изготовления одной пробки, кг;

mп - масса потерь, которая составляет от 30% до 50% расчетной массы пенополиуретана, кг;

mППУ - расчетная масса пенополиуретана, кг.

mППУ=ρ*V

где ρ - плотность пенополиуретана, кг/м3;

V - объем участка трубопровода, который необходимо запенить, м3.

V=π*r2*b

r - радиус трубопровода, м;

b - длина участка трубопровода, который необходимо запенить, м;

π=3,14 (постоянная величина).

Пример конкретного выполнения способа демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода.

Пример расчета необходимого количества пробок ППУ и сырья для их изготовления для трубы диаметром 219 мм и длиной 3 км.

1. Определяется объем участка трубопровода (длиной в 1 метр), который необходимо запенить:

V=π∗r2∗b=3,14∗0,10952∗1=0,03765 м3.

2. Рассчитывается масса сырья, необходимого для 1 (одной) пробки, длиной 1 метр:

mППУ=ρ*V=55*0,03765=2,0658 кг.

3. Количество исходного сырья - пенополиуретана (ППУ) для изготовления 1 пробки рассчитывается по формуле:

M=mППУ+mп=2,0658+1,0329=3,0987≈3,1 кг,

где mп - масса потерь, которая составляет от 30% до 50% расчетной массы ППУ=1,0329 кг

4. Вес 1 метра этой трубы по таблице сортамента составляет 41,63 кг, а грузоподъемность механизма составляет 10 т, отсюда следует, что длина участка трубы, которую может поднять механизм, будет длиной:

10000:(41,63+3,1)=223,6 м.

Количество таких участков по длине трубопровода будет равно

3000:223,6=13,4 шт.≈15 шт.

5. Для 15 участков необходимо 16 пробок ППУ, для изготовления которых необходимо 16*3,1=49,6 кг сырья.

Образуют герметизирующие пробки из ППУ во всех размеченных местах нефтепровода.

После образования герметизирующих пробок производят резку трубы.

Резку трубы проводят по центру образованной пробки (т.е половине ее длины).

После проведения резки края нефтепровода полностью загерметизированы, остатки нефтепродукта в полости трубы транспортируются к месту складирования.

Таким образом, для предотвращения разлива нефтепродукта из выведенного из эксплуатации нефтепровода для трубы длиной 3 км требуется всего 49,6 кг ППУ, что при сопоставлении с вредом загрязнения окружающей среды значительно дешевле.

Демонтаж выведенного из эксплуатации нефтепровода заявленным способом позволяет предотвратить разлив остатков нефтепродукта при транспортировке труб после их резки, что снижает риск загрязнения окружающей среды.

К тому же демонтаж выведенного из эксплуатации нефтепровода заявленным способом является более простым и эффективным в сравнении с существующими способами.

При демонтаже выведенного из эксплуатации нефтепровода использовался ППУ для образования герметизирующих пробок внутри полости опорожненного нефтепровода и предотвращения разлива остатков нефтепродукта.

В сравнении с известными способами демонтажа нефтепроводов, которые эффективно работают только в благоприятных условиях с нормальными подъездными путями, заявляемый способ является более упрощенным, так как при его осуществлении используется мобильная техника и даже возможно осуществление герметизации внутренней полости нефтепровода силами двух людей.

1. Способ демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода, включающий вскрытие грунта до верхней образующей трубы, резку трубы и ее транспортировку, отличающийся тем, что проводят разметку демонтируемой трубы на участки длиной, определяемой разрешенной грузоподъемной массой нефтепровода для ее транспортировки, в размеченных местах просверливают технологические отверстия, через которые отводят избыточное давление в трубопроводе, после чего подают во внутреннюю полость нефтепровода пенополиуретан для создания герметизирующих «пробок» во всех размеченных местах, проводят резку трубы по центру образованной пробки.

2. Способ демонтажа выведенного из эксплуатации нефтепровода по п. 1, отличающийся тем, что к просверленным технологическим отверстиям трубы приваривают патрубок, к которому прикручивают шаровой кран или задвижку с фланцем.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют заливочный пенополиуретан с количеством закрытых пор 90-95% и плотностью 55-60 кг/м3.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что длина герметизирующей пробки составляет не менее 1 м.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении прямолинейных участков подземных магистральных трубопроводов различного назначения.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов в туннелях. Структурная несущая система трубопровода содержит прикрепленные непосредственно к стенам туннеля балки, имеющие в продольном направлении форму дуги.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при прокладки трубопровода. Опора трубопровода, содержащая наружную опорную стенку, внутреннюю опорную стенку, соединяющий участок для поддержания наружной опорной стенки и внутренней опорной стенки в фиксированном, разнесенном одна от другой взаимном положении, соединяющий участок простирается между верхней частью внутренней опорной стенки и верхней частью наружной опорной стенки, для формирования седловидной опоры трубопровода, причем седловидная опора трубопровода прервана по меньшей мере парой радиально простирающихся и пересекающихся желобов для укладки трех или более подобных опор трубопровода во взаимосвязанное штабелированное соединение.

Группа изобретений относится к автономным устройствам для перемещения диагностического оборудования внутри трубопровода. Внутритрубное транспортное средство содержит полимерный приводной цилиндрический винт, установленный на приводном валу передаточного редуктора.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. Готовят рабочий и приемный котлованы.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при ремонте магистрального трубопровода с заменой дефектного участка. В способе вырезают дефектный участок трубопровода с образованием в котловане разноплечих труб.

Изобретение относится к строительству переходов трубопроводов и может быть использовано для защиты от повреждений резиновой манжеты, герметизирующей межтрубное пространство перехода трубопровода.

Изобретение относится к системам для соединения параллельных труб, кабелей или других протяженных элементов при выполнении морских работ при их укладке. Устройство (126) и способ для зажимания протяженных элементов (14, 28) с параллельным размещением элементов во время подводной укладки, содержащее противоположные губки (128), выполненные с возможностью возвратно-поступательного перемещения, для сжатия частей зажима вместе вокруг протяженных элементов для сборки совмещающего зажима, обеспечивающего приложение усилий зажима к протяженным элементам.

Изобретение относится к системам для выравнивания по меньшей мере двух параллельных труб, кабелей или других протяженных элементов при выполнении морских работ. Технический результат - повышение надежности выравнивающего устройства, используемого в способе для выравнивания.

Изобретение относится к строительству трубопроводов диаметром более 400 мм. Устройство содержит буровую головку (3) для бурения скважины от стартовой траншеи (5) вдоль линии (6) прокладки до целевой траншеи (7).

Изобретение относится к строительству подводных переходов трубопроводов. В предлагаемом способе закрепления подводного трубопровода в проектном положении в качестве системы для закрепления трубопровода используют металлическую сетку. Предварительно на одном из концов полотна сетки формируют габионную конструкцию, которую затем размещают на закрепляемом трубопроводе таким образом, что ось габионной конструкции перпендикулярна оси трубопровода. Укладывают полотно сетки на трубопровод вдоль его оси и формируют при этом опорные поверхности сетки путем размещения части сетки на грунте с каждой стороны трубопровода. При этом обеспечивают ширину каждой из опорных поверхностей сетки более 2D, где D - внешний диаметр закрепляемого трубопровода, но не менее 2,5 м. После чего обе опорные поверхности сетки отсыпают щебнем. Необходимый объем щебня определяют расчетным путем. Технический результат: упрощение технологии закрепления подводного трубопровода, повышение эксплуатационной надежности трубопровода и эффективности закрепления трубопровода. 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для использования в гидротехническом строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях для транспортирования жидкостей через открытые водные объекты (реки, водоемы, моря). Переход трубопровода через водную преграду состоит из водозаборного сооружения на одном берегу, трубопровода из армированного гибкого материала, прикрепленного к грузам на дне водоема, переходного устройства с жестким трубопроводом в местах прохода водного транспорта и водовыпускного сооружения в конце трубопровода на другом берегу, накопителя воды и насосной станции для перекачки воды из накопителя в открытый канал или трубопровод для дальнейшего транспортирования на цели водоснабжения или орошения. При использовании изобретения обеспечивается сокращение в несколько раз сроков и стоимости строительства по сравнению с вариантом использования известных материалов и технологий строительства. 1 ил.

Изобретение относится к области магистрального трубопроводного транспорта жидкостей и газов и может быть использовано при осуществлении земляных работ в процессе подготовки к ремонту, а также непосредственно самого ремонта небольших по протяженности участков подземных трубопроводов, расположенных в заболоченных местах, где уровень грунтовых вод не позволяет производить ремонтные работы без предварительной подготовки. Технологический комплекс для вскрытия участка подземного трубопровода включает экскаватор, не менее двух сланей и шпунты, количество которых определяется исходя из габаритных размеров разрабатываемого котлована. Слани выполнены из герметично сваренных между собой труб. Для перемещения сланей вокруг разрабатываемого котлована экскаватором на сланях приварены металлические проушины. Шпунты выполнены из сегментов труб, сваренных между собой однониточным сплошным сварным швом и усиленных с помощью накладок. В верхней части каждого шпунта однониточным прерывистым сварочным швом приварен листовой металл. Технический результат: расширение арсенала технических средств. 2 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано для протягивания "крота" и новой трубы внутри старой при бестраншейной прокладке трубопровода. Установка для замены подземной трубы содержит опорную пластину, от которой перпендикулярно продолжается пара гидравлических цилиндров, параллельных друг другу. Цилиндры работают циклически вместе с тяговым мостом, имеющим захват троса, обеспечивая последовательность тяговых ходов тросу, тянущему "крот". "Крот" через старую трубу протягивает за собой сменную трубу, которая была этим "кротом" разорвана, разрезана или расширена. Опорная пластина оснащена проемом, а цилиндры расположены таким образом, что разрешают "кроту" быть полностью втянутым в установку. Опорный мост, соединяющий стороны проема в упорной пластине, установлен с возможностью его удаления - для размещения второго захвата троса, чтобы удерживать этот трос на возвратном ходу тягового моста. В конце операции протягивания, чтобы втянуть "крот", опорный мост может быть удален. Технический результат: повышение жесткости конструкции при минимальном весе, упрощение протягивания "крота". 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Трубоукладочное судно содержит направленную вверх трубоукладочную вышку, сварочную площадку для присоединения новой ветви трубопровода к краю удерживаемого вышкой трубопровода. На трубоукладочной вышке расположено зажимное устройство для удерживания ветви трубопровода с расположением ее нижнего края в зоне края удерживаемого вышкой трубопровода. Зажимное устройство выполнено с возможностью направления ветви трубопровода вверх от ее нижнего края вдоль трубоукладочной вышки. Зажимное устройство содержит зажим ветви трубопровода, выполненный с возможностью перемещения ветви трубопровода из положения вдоль трубоукладочной вышки со смещением относительно траектории укладки трубопровода в положение, в котором она приблизительно совмещена с траекторией укладки трубопровода. Зажим выполнен с возможностью центрирования ветви трубопровода относительно края трубопровода и регулирования направления посредством вращательного движения вокруг двух взаимно перпендикулярных осей, перпендикулярных продольной оси трубоукладочной вышки. Трубоукладочное судно может содержать группу зажимов, расположенных на трубоукладочной вышке. Зажим ветви трубопровода может быть выполнен с возможностью поворота ветви трубопровода вокруг ее продольной оси. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к трубопроводному оборудованию и может быть использовано для транспортировки однородных жидкостей, гидросмесей, отходов нефтепереработки и пульпы на земснарядах в морской, речной и болотистой среде. Плавающий трубопровод содержит один или несколько поплавков, образованных наружной поверхностью эластичной трубы 1 и бочкообразной формы полимерной оболочкой 2. Поплавки заполнены пенополимерным материалом 3, и/или газом, и/или гранулированным полимером, при этом поплавок заполнен в верхней части пенополимерным материалом в 10-50 раз меньшей плотностью по сравнению с нижней частью поплавка. Кроме того, полимерная оболочка 2 имеет бочкообразную форму, армированую гибким материалом 4, а на наружной поверхности полимерной оболочки 2 расположены проушины 5 для крепления электрического кабеля 6. Технический результат - упрощение конструкции, повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик плавающего трубопровода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к ремонту трубопроводов методом сплошной переизоляции. При проведении ремонта останавливают эксплуатацию, освобождают трубопровод от продукта, вскрывают и очищают от изоляции. Трубы обследуют, оценивают допустимость дефектов и отбраковывают. При необходимости трубы ремонтируют. Затем трубы заваривают обратно в нитку, трубопровод изолируют, укладывают и засыпают. До оценки опасности и отбраковки дефектов по диспетчерским данным и по рабочим чертежам определяют значения диаметра, максимально возможного рабочего давления на ремонтируемом участке, границы участков различной категории и наличие узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов. Значение коэффициента надежности по ответственности уточняют с использованием зависимости: кн=ккд·(1+5,5·10-4·р2·D3·m), где ккд - коэффициент доступности к диагностике, ккд=1,1 при отсутствии возможности внутритрубной диагностики труб, ккд=1,0 при наличии возможности внутритрубной диагностики труб; р - значение рабочего давления в трубопроводе, МПа; D - значение номинального диаметра трубопровода, м; m - коэффициент условий работы. Технический результат: снижение расхода труб при проведении ремонта трубопровода за счет учета уточненного значения коэффициента надежности по ответственности трубопровода с учетом его фактических конструкционных и эксплуатационных параметров. 2 табл.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов. Устройство для бестраншейной замены трубопроводов состоит из режущего механизма с дисковыми ножами, расширителя и пилотного рычажно-шарнирного автоматизированного механизма (ПРШАМ). ПРШАМ содержит два верхних и два нижних шарнирных рычага с двумя трубными накладками и оборудован гидроцилиндрами с электронным программным обеспечением. ПРШАМ выполняет функции единого механизма - «шагающего», фиксирующегося и распределяющего статические усилия в заменяемой трубе, протаскивающего режущий механизм с ножами, расширитель и новую трубу. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и маневренности работы устройства, в т.ч. при замене трубопроводов на участках с поворотами, а также при работе в дюкерах. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Судно-укладчик для укладки трубопроводов на дно водоема имеет плавучую конструкцию, укладочную вышку, шарнирно закрепленную на плавучей конструкции и выполненную с возможностью сборки и укладки трубопровода на дно водоема, и систему сброса и извлечения трубопровода. При этом система сброса и извлечения имеет тяговый канат и узел шкивов для направления тягового каната. Узел шкивов установлен на плавучую конструкцию с возможностью перемещения между рабочим положением на укладочной вышке и положением вне укладочной вышки. Также раскрыты способ работы судна-укладчика и способ перевода судна-укладчика в режим сброса трубопровода. 3 н. и 26 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к строительству и может быть использована при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, в зоне распространения вечномерзлых грунтов, при быстром возведении дорог, аэродромов и других объектов инженерной инфраструктуры. Грунтовый модуль состоит из не менее пяти расположенных Х-образно ячеек, выполненных из гибких элементов и снабженных защитными стенками и пришивным дном, которое скреплено с гранями или ребрами ячеек. Ячейки заполняют насыпным грунтом. Расширяет арсенал технических средств, позволяет повысить несущую способность оснований магистральных трубопроводов, дорог, и прочих сооружений, а также позволяет увеличить сроки эксплуатации, сократить расходы и время на содержание сооружаемых промышленных площадок. Позволяет исключить использование привозного минерального грунта за счет использования местного грунта. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх