Земляное сооружение на слабом основании для автомобильных дорог

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог на слабых пучинистых грунтах. Земляное сооружение на слабом основании для автомобильных дорог содержит верхний рабочий слой насыпи и тело насыпи, снабженное армирующими элементами. Верхний рабочий слой насыпи выполнен толщиной 1,1…1,2 м, а тело насыпи выполнено из чередующихся слоев насыпного непучинистого грунта и полотен металлической геосетки, по краям соединенных с объемными решетчатыми конструкциями коробчатого типа, заполненными скальным грунтом размерами камней не менее 70 мм. Технический результат состоит в повышении сопротивления и устойчивости конструкции земляного сооружения на слабом основании при сезонном деформировании под неравным воздействием сил морозного пучения и осадки при оттаивании, повышении прочности, жесткости и устойчивости конструкции. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог на слабых пучинистых грунтах.

Одной из причин потери несущей способности сооружений являются их неравномерные сезонные деформации, возникающие при пучении и осадке грунтов основания. В результате замерзания воды, содержащейся в грунтах земляного полотна, происходит его вспучивание, а при весеннем оттаивании - осадка в результате разупрочнения. Исключить сезонные деформации земляного полотна невозможно, поэтому основные задачи заключаются в ослаблении действия морозного пучения или обеспечении равномерности сезонного деформирования.

Из существующего уровня техники известны конструктивно-технологические решения, которые заключаются в замене структурно неустойчивого грунта основания на непучинистые материалы, устройстве грунтовых свай в основании и пр. (Проектирование автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД), Т. 5. / Под ред. Г.А. Федотова, П.И. Поспелова. - М.: Информавтодор, 2007).

Недостатком известных решений являются значительное повышение объемов земляных работ, сложная технология выполнения работ, и, соответственно, высокая стоимость.

Наибольшее распространение, с целью повышения устойчивости земляных сооружений на слабых основаниях, получили способы их армирования геосинтетическими материалами на основе полипропилена и полиэтилена.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является армирование насыпи на слабом основании геосинтетическими материалами (см. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог (взамен ВСН 49-86). - М.: ФГУП Информавтодор, 2003). Для обеспечения равномерности осадки и достижения дополнительного армирующего эффекта за счет повышения жесткости нижней части насыпи, геосинтетические прослойки устраивают в несколько слоев с заключением нижней части насыпи в «обойму». В качестве геосинтетических материалов используют геосетки и георешетки на основе полипропилена или полиэфира.

Недостатками данного технического решения являются подверженность полимерных материалов механическому истиранию при контакте с частицами грунта, недостаточная химическая стойкость к агрессивным средам, и особенно их ползучесть, что значительно снижает сопротивление армогрунтовой конструкции неравномерным воздействиям сил морозного пучения.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение сопротивления и устойчивости конструкции земляного сооружения на слабом основании при сезонном деформировании под неравным воздействием сил морозного пучения и осадки при оттаивании.

Результат достигается тем, что земляное сооружение на слабом основании для автомобильных дорог, содержащее верхний рабочий слой насыпи и тело насыпи, снабженное армирующими элементами, отличается тем, что верхний рабочий слой насыпи выполнен толщиной 1,1…1,2 м, а тело насыпи выполнено из чередующихся слоев насыпного непучинистого грунта и полотен металлической геосетки, по краям соединенных с объемными решетчатыми конструкциями коробчатого типа, заполненными скальным грунтом размерами камней не менее 70 мм.

Земляное сооружение отличается также тем, что объемные решетчатые конструкции выполнены с прямоугольным или трапецеидальным поперечным сечением, в зависимости от крутизны заложения откосов земляного сооружения.

Земляное сооружение отличается также тем, что при высоте насыпи более 3 м, объемные решетчатые конструкции устанавливают в два ряда на расстоянии не менее 1 м от бровки нижнего слоя насыпного грунта, выполненного толщиной не менее 0,6 м.

Заявленное земляное сооружение на слабом основании для автомобильных дорог отличается тем, что под низом рабочего слоя насыпи на глубине 1,1…1,2 м располагается разделительный армогрунтовый элемент из чередующихся слоев насыпного непучинистого грунта и полотен металлической геосетки, по краям соединенных с объемными решетчатыми конструкциями коробчатого типа, заполненными скальным грунтом размерами камней на менее 70 мм. При этом объемная решетчатая конструкция может быть выполнена прямоугольного или трапецеидального поперечного сечения в зависимости от крутизны заложения откосов земляного сооружения. Объемные решетчатые конструкции могут располагаться в один уровень при высоте насыпи до 3 м (фиг. 1) и в два уровня при высоте насыпи более 3 м (фиг. 2). Металлическая сетка крепится к объемным решетчатым конструкциям проволокой и образует замкнутый контур, увеличивая прочность и устойчивость конструкции.

В основу изобретения заложена способность слоев из металлической сетки воспринимать и перераспределять нагрузки от пучин и осадок, что значительно уменьшает, либо полностью противодействует неравномерному деформированию земляного полотна.

Преимущество изобретения в возведении земляного сооружения, стабильность которого обеспечивается устранением неравномерных осадок и пучин слабого основания вследствие восприятия, перераспределения нагрузок слоями из металлической сетки с передачей их на объемные решетчатые конструкции в период эксплуатации.

На фиг. 1 изображена схема земляного сооружения высотой до 3 м на слабом пучинистом основании, на фиг. 2 - схема земляного сооружения высотой более 3 м на слабом пучинистом основании.

На чертежах:

1 - объемные металлические решетчатые конструкции, заполненные скальным грунтом размерами камней не менее 70 мм;

2 - металлическая геосетка;

3 - рабочий слой насыпного грунта толщиной 1,1…1,2 м;

4 - слой насыпного непучинистого грунта;

5 - слой насыпного грунта толщиной не менее 0,6 м;

6 - основание из «слабого» пучинистого грунта.

Возведение земляного сооружения осуществляется следующим образом:

На спрофилированную поверхность слоя насыпного грунта 5, толщиной не менее 0,6 м, в нижней части насыпи, устанавливаются объемные металлические решетчатые конструкции коробчатого типа. Они могут быть трапецеидального поперечного сечения высотой 0,5 м или прямоугольного сечения высотой 0,5 м или 1 м. Внутри объемные металлические решетчатые конструкции заполняются скальным грунтом. Размер камней должен быть не менее 70 мм. При высоте насыпи до 3 м, объемные решетчатые конструкции трапецеидального сечения располагают в один ряд. При высоте насыпи более 3 м используют конструкции прямоугольного сечения высотой 0,5 м или 1 м, которые устанавливают в два ряда. При этом расстояние от краев установки габионов до бровки нижнего слоя насыпи составляет 1 м. Для отвода поверхностных вод, поверхности нижнего слоя насыпи придается поперечный уклон в сторону от объемных металлических решетчатых конструкций 40…50‰. В качестве объемных решетчатых конструкций применяют, например, габионы системы Террамеш. Они представляют собой объемную коробчатую конструкцию заводского изготовления, выполненную из металлической сетки двойного кручения с шестиугольными ячейками, разделенную на секции при помощи диафрагм, устанавливаемых внутри габиона через каждый метр по длине.

Пространство между объемными металлическими решетчатыми конструкциями заполняется чередующимися слоями насыпного непучинистого грунта 4 и металлической геосетки 2. Металлическая сетка крепится к объемным металлическим решетчатым конструкциям с помощью стальной оцинкованной проволоки. Укладка рулонов металлической геосетки осуществляется в продольном направлении с помощью раскатчика рулонных материалов. Натяжение и крепление рулонов геосетки между собой осуществляется вручную. В качестве металлической геосетки рекомендуется, например, сетка марки Родмеш из стальной проволоки двойного кручения с цинковым покрытием, укрепленная армирующим прутом, расположенным в поперечном направлении. Имея высокую прочность, геосетка Родмеш идеально подходит для уменьшения деформации земляного сооружения.

Укладка слоя насыпного непучинистого грунта 4 производится механизированным способом.

Рабочий слой насыпного грунта 3 устраивается механизированным способом на толщину 1,1…1,2 м, достаточную для беспрепятственной установки технических средств организации дорожного движения.

В процессе эксплуатации металлическая геосетка воспринимает нагрузки от неравномерного деформирования слабого основания. Вследствие закрепления сетки к объемным решетчатым конструкциям, остающимся в неподвижном состоянии по мере перераспределения и передачи усилий от нижнего ряда геосетки через слой насыпного непучинистого грунта к верхнему ряду геосетки, происходит затухание деформаций, и рабочий слой насыпи сохраняет свою устойчивость. В свою очередь, анкеровка металлической геосеткой объемных решетчатых конструкций препятствует их расползанию под действием нагрузок. Аналогичный процесс наблюдается при осадке слабого основания в период оттаивания.

У предлагаемого земляного сооружения на слабом пучинистом основании имеются следующие преимущества:

1. Значительное, либо полное устранение неравномерных деформаций от осадок и пучин слабого пучинистого основания;

2. Широкая распространенность используемых материалов;

3. Увеличение прочности, жесткости и устойчивости конструкции за счет использования металлической сетки, соединенной с габионами;

4. Долговечность и стабильность заявляемой конструкции значительно выше аналогичных за счет использования металлической сетки и объемных решетчатых конструкций;

5. Возведение земляного сооружения не требует специального оборудования.

1. Земляное сооружение на слабом основании для автомобильных дорог, содержащее верхний рабочий слой насыпи и тело насыпи, снабженное армирующими элементами, отличающееся тем, что верхний рабочий слой насыпи выполнен толщиной 1,1…1,2 м, а тело насыпи выполнено из чередующихся слоев насыпного непучинистого грунта и полотен металлической геосетки, по краям соединенных с объемными решетчатыми конструкциями коробчатого типа, заполненными скальным грунтом размерами камней не менее 70 мм.

2. Земляное сооружение по п. 1, отличающееся тем, что объемные решетчатые конструкции выполнены с прямоугольным или трапецеидальным поперечным сечением, в зависимости от крутизны заложения откосов земляного сооружения.

3. Земляное сооружение по п. 1, отличающееся тем, что при высоте насыпи более 3 м, объемные решетчатые конструкции устанавливают в два ряда на расстоянии не менее 1 м от бровки нижнего слоя насыпного грунта, выполненного толщиной не менее 0,6 м.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства, а именно к георешеткам, предназначенным для применения в качестве армирующей и разделяющей прослойки в конструкциях земляного полотна линейных транспортных и геотехнических сооружений.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции, капитальном и текущем ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах без прекращения движения автомобильного транспорта на данных участках.

Изобретение относится к области строительства и реконструкции дорожного полотна линейных сооружений на участках поперечных водопропускных и продольных водоотводных устройств на слабых и вечномерзлых грунтах.

Изобретение относится к возведению насыпей, в том числе насыпей железных дорог. Цель изобретения - уширить основную площадку земляного полотна без нарушения целостности земляного полотна, уменьшить объем дренирующего грунта засыпки.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и предназначено для создания постоянных автомобильных дорог на слабых заболоченных основаниях. Способ сооружения плавающей насыпи включает нанесение на поверхность слабого грунтового основания жидкого слоя вспененного полимерного материала заданной ширины, на образовавшуюся поверхность которого после наступления полимеризации укладывают армирующий геосинтетический материал, затем повторяют процесс укладки слоев необходимое число раз до достижения требуемой высоты и геометрии плавающей насыпи.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных и железных дорог и может быть использовано для предупреждения их деформаций, возникающих вследствие оттаивания в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтов, находящихся в основании земляного полотна.

Изобретение относится к строительству, конкретнее к основаниям и фундаментам, и может быть использовано при возведении сооружений из армированного грунта. Армирующий элемент содержит торовые элементы из автопокрышек, с грунтовым заполнением, скрепленные между собой с помощью соединительных элементов, выполненных вырезанием из автопокрышки, уложенных в контакте друг с другом протекторами.

Изобретение относится к строительству, а именно к элементам для армирования, отделения и дренирования больших сооружений, таких как дорожные насыпи. Пластинчатый элемент для армирования, отделения и дренирования больших сооружений, таких как дорожные насыпи, содержит пластинчатый корпус, который имеет решетчатую структуру с основными тросами и поперечными тросами, растянутыми вдоль двух, по существу, взаимно перпендикулярных направлений.

Изобретение относится к области мелиоративного и водохозяйственного строительства. Цель изобретения - очистка водных объектов от донных отложений с одновременным возведением защитных дамб.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении сооружений в акватории водных объектов. Способ возведения сооружения на слабонесущих грунтах в акватории водных объектов включает устройство подушки поверх естественного основания, устройство технологических скважин сквозь слабонесущее основание. Первоначально выполняют слой подушки из песка или камня крупной фракции выше отметки уровня воды толщиной, достаточной для обеспечения работы технологических механизмов, после чего выполняют закрепление толщи слабонесущего грунта цементным раствором с предварительным размывом грунта через вертикальные технологические скважины методом струйной цементации, для чего под давлением закрепляющий раствор закачивают в толщу торфяника через вертикальные скважины, которые располагают в шахматном порядке. Удаляют излившуюся на поверхность часть закрепляющего раствора, после чего выполняют второй слой песчаной насыпи сооружения до проектных отметок. Технический результат состоит в повышении несущей способности грунта, обеспечении требуемой устойчивости сооружения, обеспечении равномерной осадки сооружения на слабонесущих грунтах основания сооружения в допустимых пределах. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении насыпей вторых путей железных дорог, преимущественно на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах и болотах. Земляное сооружение двухпутного железнодорожного пути содержит насыпь первого пути и досыпанную к ней насыпь второго пути, а также анкеры и плоскостные армирующие элементы, расположенные под углом к откосу насыпи первого пути под основной площадкой насыпи второго пути. Вдоль откоса насыпи первого пути со стороны досыпанного второго пути выполнены по крайней мере два уступа, по крайней мере два анкера заглублены в тело насыпи первого пути в угол каждого уступа вдоль него под углом 45-90° к вертикальной оси. Каждый плоскостной армирующий элемент уложен на анкеры каждого уступа от угла уступа до верхнего края анкера и закреплен с ними, Каждый анкер, длина которого составляет 0,3-0,4 ширины основной площадки насыпи второго пути, заглублен в тело насыпи первого пути не менее чем на 0,5 своей длины. Технический результат состоит в увеличении срока службы до нормативного за счет сохранения целостности земляного сооружения двухпутного железнодорожного пути благодаря обеспечению эксплуатационно-допустимых параметров сооружения в течение нормативного срока службы. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к строительству дорог, а именно к подготовке основания путем укрепления грунта. Способ усиления земляного полотна железнодорожного пути на слабом основании включает сооружение армирующего устройства в виде свай и сооружение земляного полотна. Между поверхностью слабого основания, армированного сваями, и основанием земляного полотна устраивают ростверк в виде платформы толщиной 0,3-0,5 м путем послойного уплотнения смеси грунта с полифилизатором в соотношении 0,9:0,1, имеющей трамбовочную влажность 10-15% до коэффициента уплотнения 0,95. Толщина каждого укладываемого слоя смеси составляет 0,08-0,1 м, причем грунт для смеси состоит из глины, песка фракций 0,25-0,5 мм, каменистых частиц фракций 2-5 мм, взятых в равных долях. Технический результат состоит в повышении несущей способности слабого основания, снижении материалоемкости строительства за счет использования местных недренирующих грунтов. 1 ил.

Изобретение относится к области строительства, а именно к дорожным конструкциям, и может быть использовано при возведении земляного полотна промысловых автомобильных дорог и дорог с малой интенсивностью движения на слабых грунтах, в том числе на обводненных болотах 2-го и 3-го типа. Конструкция земляного полотна для строительства промысловых автомобильных дорог и дорог с малой интенсивностью движения на слабых грунтах, в том числе на обводненных болотах 2-го и 3-го типа включает местный некондиционный переувлажненный грунт, геосинтетическое нетканое водопроницаемое полотно. Выполнена с устройством прослоек из геоткани, которые сформированы в две конструкции-обоймы с насыпным защитным верхним слоем. Прослойка для первой опорной обоймы представляет собой цельное по ширине полотно из геоткани, скрепленное и уложенное на ширину основания насыпи с запасом на ширину верха и откосную часть опорной обоймы, на которую послойно отсыпается местный некондиционный грунт на толщину опорной обоймы. После чего края геоткани первой опорной обоймы соединяются и свариваются внахлест, поверх первой обоймы аналогичным образом устраивается вторая обоймы, на поверхность которой отсыпается защитный слой насыпи из фильтрующих грунтов. Технический результат состоит в снижении неравномерности осадки основания насыпи, обеспечении перераспределения осадки по поперечному сечению насыпи с уменьшением ее по оси, обеспечении в процессе строительства и эксплуатации всех технических требований прочности и устойчивости для каждого возведенного конструктивного элемента обоймы. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям объемной георешетки для предотвращения эрозии грунта, облицовки каналов, строительства подпорных стен из армированного грунта, нанесения дорожных покрытий. Объемная георешетка для вариантов применения со средней и низкой нагрузкой, в которой прочность стенки объемной георешетки, измеренная при 23°C, составляет по меньшей мере 3400 Н/м и максимально 19500 Н/м. Объемная георешетка образована из множества полимерных полос, соединенных друг с другом швами так, что, когда полосы раздвигаются, образуется сотовая конструкция. Каждая полимерная полоса имеет толщину стенок, измеренную согласно ASTM D5199, от 0,25 мм до 0,95 мм. Каждая полимерная полоса выполнена из полиэтилена повышенной плотности, полипропилена или их сплавов с полиамидом или полиэстером. Технический результат состоит в повышении прочности, жесткости и достаточной вертикальной устойчивости георешетки, снижении материалоемкости и трудоемкости. 12 н. и 13 з.п. ф-лы, 9 табл., 16 ил.

Дорога // 2636663
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог на слабых переувлажненных грунтах, преимущественно на болотах. Дорога включает дорожную одежду, сформированную на многослойной дорожной насыпи, каждый слой которой выполнен из скрепленных друг с другом в виде непрерывной ленты ячеек, заполненных сыпучим материалом, выполненных водопроницаемыми, размещенных с перевязкой ячейками одного слоя ячеек соседнего с ним слоя. В качестве ячеек непрерывной ленты использованы изношенные шины, скрепленные друг с другом как в направлении вдоль оси дороги, так и поперек нее синтетическим тросом. Шины каждого нижележащего слоя ячеек аналогично скреплены с шинами вышележащего слоя. Сыпучим материалом заполнены как полости шин, так и промежутки между ними. Первая непрерывная лента, сформированная из шин, размещена на подстилке, выполненной из слоя водопроницаемого геотекстиля. Технический результат состоит в обеспечении надежности и долговечности дороги в условиях Севера, а также ее водопроницаемости для паводковых вод, повышении технико-эксплуатационных характеристик дороги. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог на слабых переувлажненных грунтах, преимущественно на болотах. Способ строительства дорожной насыпи включает доставку сыпучего материала на строительную площадку, послойное формирование дорожной насыпи из сыпучего материала, который в пределах слоя упаковывают порциями в водопроницаемые ячейки из прочного материала, образуя непрерывную ленту заданной длины. В качестве ячеек используют изношенные шины, которые скрепляют друг с другом горизонтальными связками из синтетического троса как в направлении вдоль оси дороги, так и поперек нее. Шины каждого нижележащего слоя ячеек скрепляют вертикальными связками из синтетического троса с шинами вышележащего слоя. Первую непрерывную ленту укладывают на подстилку из водопроницаемого слоя геотекстиля, после чего ее ячейки и промежутки между ними плотно заполняют сыпучим материалом, предварительно зафиксировав на них вертикальные связки. Укладывают на поверхность сформированного уплотненного слоя вторую непрерывную ленту так, что составляющие ее шины, в каждом продольном ряду оказываются опертыми на две шины нижележащего ряда и скрепляют вертикальными связками шины, составляющие вторую непрерывную ленту, с шинами нижележащего слоя. Ячейки второй непрерывной ленты и промежутки между ними плотно заполняют сыпучим материалом, предварительно зафиксировав на них вертикальные связки для скрепления с шинами вышележащего слоя. Верхнюю непрерывную ленту дорожной насыпи плотно заполняют сыпучим материалом без фиксации на ее верхней стороне вертикальных связок, при этом боковые стенки дорожной насыпи формируют в виде откосов с углом наклона, меньшим угла естественного откоса сыпучего материала, причем ширина непрерывных лент убывает снизу вверх. Технический результат состоит в обеспечении надежности и долговечности дорожной насыпи в условиях Севера, а также ее водопроницаемости для паводковых вод, повышении технико-эксплуатационных характеристик дорожной насыпи. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного строительства и может быть преимущественно использовано для ускорения строительства дорожных насыпей, устойчивых на вечной мерзлоте в условиях происходящего глобального потепления климата. Способ возведения дорожной насыпи на вечной мерзлоте с усилением мерзлотной и общей устойчивости включает допущение оттаивания грунта деятельного слоя в основании насыпи (с запасом на осадку) в период эксплуатации. В нижнюю часть насыпи укладывают слабоводопроницаемый грунт слоем толщиной, определяемой из соотношения: где Нпр и Нот - глубина промерзания и оттаивания насыпи и деятельного слоя основания (с влажностью первично нестабильных слоев грунта, при коэффициенте уплотнения 0,90), м. Первично нестабильный слой, в нижней части насыпи, устраивают из временно некондиционного (переувлажненного и/или мерзлого) грунта, преимущественно, с использованием армирующих прослоек (из геосинтетиков, геомембран, геокомпозитов и др.), и при армировании соблюдают приведенное условие. После этого отсыпают (на оттаявший переувлажненный грунт надвигают «с головы») и уплотняют верхний стабильный (рабочий) слой из кондиционного или дренирующего грунта. Затем ускоренно консолидируют нестабильные слои динамическим воздействием движения транспортного потока. Технический результат состоит в повышении темпов и экологичности (экономичности) строительства дорожных насыпей на вечной мерзлоте с усилением их мерзлотной (и общей) устойчивости в условиях глобального потепления климата. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 1 ил.
Наверх