Межотсечная переборка подводной лодки

Изобретение относится к подводному судостроению, а более конкретно к конструкции корпуса подводных технических средств. Предложена межотсечная переборка подводной лодки, которая содержит два безнаборных полотна со сферической поверхностью, прикрепленные к прочному корпусу с образованием между ними цистерны вспомогательного балласта, и снабжена системой наддува с баллоном сжатого воздуха, связанным посредством трубопровода с запорной арматурой с внутренней полостью, образованной полотнами переборки. Полотна переборки обращены выпуклостями навстречу одно другому. Достигается повышение живучести подводной лодки за счет обеспечения равного расчетного давления с любой стороны переборки и повышения расчетного давления межотсечной переборки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к подводному судостроению, а более конкретно к конструкции корпуса подводных технических средств.

Известно техническое решение, в котором межотсечная переборка выполнена в виде набора композитных слоев нулевой кривизны, скрепленных связующими прослойками (патент РФ №2458813, В63B 3/13, 2011 г.).

Однако, в связи с тем что межотсечные переборки кроме функции обеспечения непотопляемости должны обеспечивать и разделение прочного корпуса на противопожарные зоны, в практике подводного кораблестроения нашли применение межотсечные переборки из стального полотна плоской формы, подкрепленного набором (А.А. Правдин «Конструкция подводных лодок», М.: Оборонгиз, 1947 г., стр. 124-125), либо стального полотна сферической формы (А.А. Правдин «Конструкция подводных лодок», М.: Оборонгиз, 1947 г., стр. 130). В случае использования сферического полотна переборки его радиус r составляет r/R=2…3, где:

r - радиус полотна переборки,

R - радиус прочного корпуса в районе размещения переборки.

С ростом глубины погружения подводных лодок потребовалось соответственно увеличивать прочность межотсечных переборок для организации отсеков-убежищ либо зон спасения в случае поступления забортной воды в прочный корпус подводных технических средств.

Недостатком известных плоских или сферических межотсечных переборок является следующее.

В случае плоского полотна переборки - высокий вес переборки, необходимость установки ребер жесткости, которые затрудняют размещение крупногабаритного оборудования в отсеке непосредственно около переборки.

В случае сферического полотна переборки, вес переборки несколько меньше, чем у плоской переборки, однако имеются трудности в изготовлении полотна сферической формы и, главное, расчетное давление такой переборки различается со стороны выпуклости и вогнутости.

Используя известное выражение для определения расчетных напряжений в сферическом полотне

σ=pr/δ, где:

σ - нормальное напряжение растяжения, кг/см2,

p - давление среды, кг/см2,

r - радиус полотна, см,

δ - толщина полотна, см,

можно получить толщину полотна при заданном значении σт конструкционного материала

δ=pr/δ

Видно, что с ростом радиуса прочного корпуса соответственно растет и толщина полотна переборки, что увеличивает ее вес и усложняет технологию ее производства и монтажа. При этом расчетное давление обеспечивается только со стороны вогнутости полотна.

Известно техническое решение, в котором переборка выполнена в виде парных сферических полотен, пространство между которыми используется в качестве цистерны вспомогательного балласта (А.А. Правдин «Конструкция подводных лодок», М.: Оборонгиз, 1947 г., стр. 132, рис. 98), принятое в качестве прототипа.

Недостатком известного технического решения является то, что выпуклость полотен направлена в одну сторону, то есть прочность переборки различная с разных сторон приложения давления.

Задачей заявляемого изобретения является обеспечение равного расчетного давления с любой стороны переборки, что повышает живучесть подводного технического средства при аварийной ситуации.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в возможности обеспечения одинакового расчетного давления с любой стороны переборки, минимизации ее веса при заданном расчетном давлении, рационального использования пространства, занимаемого переборкой.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1 показана межотсечная переборка, включающая два безнаборных полотна 1, 2 сферической формы, закрепленные в прочном корпусе 3 подводной лодки. Переборка снабжена люком 4, с целью минимизации его размеров люк установлен соосно полотнам переборки. Во внутреннем пространстве, образованном полотнами переборки, которое может быть использовано в качестве цистерны вспомогательного балласта, размещен баллон 5 со сжатым воздухом, оборудованный клапаном. Внутреннее пространство, образованное полотнами переборки, соединено с забортным пространством посредством трубопровода 6, снабженного запорной арматурой 7.

При возникновении аварийной ситуации, связанной с поступлением забортной воды в отсек, смежный с межотсечной переборкой, последняя обеспечивает живучесть неаварийных отсеков. При необходимости, производится наддув объема, расположенного между полотнами 1, 2 переборки, посредством воздуха высокого давления в баллоне 5. При осуществлении судоподъемной операции для снятия избыточного давления между полотнами 1, 2 переборки используется трубопровод 6 с запорной арматурой 7.

Таким образом, представленные описание и чертеж позволяют сделать заключение о том, что заявленная межотсечная переборка обладает новизной, отличаясь от прототипа такими существенными признаками, как размещение двух сферических полотен переборки выпуклостями навстречу друг другу с образованием между ними цистерны вспомогательного балласта, где размещена система наддува, при этом объем, образованный полотнами переборки, оборудован системой стравливания воздуха, посредством трубопровода, соединенного с забортным пространством, а комингс переходного люка межотсечной переборки размещен соосно полотнам переборки, что позволяет выполнить поставленную задачу и сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.

1. Межотсечная переборка подводной лодки, содержащая два безнаборных полотна со сферической поверхностью, прикрепленные к прочному корпусу с образованием между полотнами цистерны вспомогательного балласта, отличающаяся тем, что она снабжена системой наддува с баллоном сжатого воздуха, связанным посредством трубопровода с запорной арматурой с внутренней полостью, образованной полотнами, выпуклостями которые обращены навстречу одно другому.

2. Межотсечная переборка подводной лодки по п. 1, отличающаяся тем, что снабжена системой стравливания воздуха, выполненной в виде стравливающего клапана, соединенного посредством трубопровода с забортным пространством.

3. Межотсечная переборка подводной лодки по п. 1, отличающаяся тем, что снабжена переходным люком, комингс которого закреплен соосно полотнам переборки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного при движении под ледяным покровом возбуждать в нем резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение относится к области удаленной беспилотной доставки технических средств, оборудования, машин, механизмов, конструкций и материалов к месту проведения работ по суше, под водой и над водой и может быть использовано в военных и гражданских целях.

Изобретение относится к области судостроения и касается подводных аппаратов, которые могут быть использованы для выполнения транспортировки углеводородов из донных поверхностей морей и океанов.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного при движении под ледяным покровом возбуждать в нем резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано при разработке систем управления подвижными объектами, обеспечивающими их перемещение вдоль заданной траектории с заданной траекторной скоростью, или в заданную точку вдоль заданной траектории без предъявления требований к траекторной скорости, или в заданную точку с нулевой конечной скоростью.

Изобретение относится к подводному кораблестроению. Подводная лодка характеризуется тем, что внутри прочного корпуса имеется дополнительный герметичный корпус, установленный с зазором относительно прочного и центрируемый в нем резиновыми шипами или ребрами, а промежуток между этими корпусами заполнен касторовым маслом с резиновой крошкой.

Изобретение относится к способам наблюдения за подводной средой и поиска подводных объектов. Для освещения подводной обстановки осуществляют поиск подводных объектов автономным необитаемым подводным аппаратом.

Изобретение относится к подводному судостроению и касается носовых оконечностей корпуса, надстроек и боевой рубки подводной лодки. Устройство повышения скорости подводной лодки состоит из цилиндрического корпуса подводной лодки с радиусом поперечного сечения RЦ носовой оконечности корпуса с конформно-покровными антеннами, из боевой рубки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено: устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в создании разрушающей ледяной покров нагрузки, которую обеспечивают путем заполнения балластных цистерн забортной водой, вращения гребных винтов и предварительного прикрепления подводного судна к ледяному покрову при помощи якоря и троса.

Изобретение относится к подводному кораблестроению. Подводная лодка характеризуется тем, что внутри прочного корпуса имеется дополнительный герметичный корпус, установленный с зазором относительно прочного и центрируемый в нем резиновыми шипами или ребрами, а промежуток между этими корпусами заполнен касторовым маслом с резиновой крошкой.

Изобретение относится к морской технике и касается конструирования соединений оболочек прочных корпусов подводных аппаратов. Соединение содержит наружное уплотнение, соединяющее сопрягаемые оболочки, выполненные без выступающих наружных деталей, с применением эластичного уплотнителя с хомутом.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к обитаемым подводным аппаратам. Предложен многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат, являющийся универсальной интегрированной системой, который состоит из нескольких (например, трех) корпусов, расположенных, например, в ряд, один из которых основной движущий, а остальные - взаимозаменяемые модули.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпусов аппаратов, работающих на устойчивость при действии гидростатического давления и сжимающей силы.

Изобретение относится к области судостроения и касается несущих конструкций подводных аппаратов. Рама (1) для подводного телеуправляемого аппарата (ПТА) содержит рамные элементы (12), сформированные на каркасе (11) из материала с положительной плавучестью.

Изобретение относится к судостроению, точнее к платформам для бурения скважин и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе. Судно снабжения содержит прочный корпус, легкий корпус затопляемой ходовой рубки.

Изобретение относится к морской технике и касается технологии изготовления прочного корпуса подводного аппарата. Цилиндрическую оболочку прочного корпуса подводного аппарата изготовляют из двух стеклянных слоев, между которыми формируют слой из пеностекла, и металлического покрытия в виде внешней, внутренней и торцевых облицовок, имеющих коэффициент температурного расширения, превышающий его величину у стекла.

Изобретение относится к морской технике и касается технологии изготовления прочного корпуса подводного аппарата. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам борьбы за живучесть подводных объектов в случае возникновения пробоины в их корпусе. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам борьбы за живучесть подводных объектов в случае возникновения пробоины в их корпусе. .

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции подводных технических средств. Предложена межотсечная переборка подводного технического средства, которая содержит безнаборное полотно, прикрепленное к прочному корпусу и состоящее из внутреннего сферического участка и наружного тороидального участка, причем выпуклость внутреннего и наружного участков полотна переборки направлена в разные стороны. Обеспечивается снижение веса полотна переборки, повышается технологичность ее монтажа в прочном корпусе подводного технического средства. 1 ил.
Наверх