Способ мобилизации внутренних ресурсов человека

Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации усилий человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах. Проводят оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения. Проводят первый сеанс, включающий три стадии опроса. При этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности. Далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности. Опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия. Затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение, из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует. Вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении, при этом психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя, перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения. Далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода. При проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений. Способ позволяет повысить эффективность психологического воздействия за счет проведения сеансов с целью придания человеку уверенности в собственных силах, мобилизации его внутренних ресурсов для достижения поставленных им целей. 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации внутренних ресурсов человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах.

Известен способ психотерапевтического воздействия (патент РФ №2148418). В описанном способе проводят анализ анамнеза, особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний пациента, сопровождающих здоровое и патологическое поведение с их оценкой как хороших или плохих, приятных или неприятных. При проведении рациональной психотерапии проговаривают формулу внушения, содержащую утвердительную информацию о зависимости качества жизни человека от сделанного им предшествующего выбора. При осуществлении суггестивного воздействия периодически проговаривают формулу внушения и последовательно, многократно чередуют эмоционально-насыщенное описание негативной и позитивной моделей поведения пациента, основанных на его выборе, в прошлом, настоящем и будущем с прогнозом последствий для него и окружающих его людей. Условно-рефлекторное подкрепление осуществляют с учетом выявленных индивидуальных особенностей реакций, ощущений и переживаний, произнося после описания каждой модели поведения текст, включающий рассуждения вопросительно-сомнительного характера и направленный на стимуляцию внутренних ресурсов личности в выборе позитивной модели поведения. Всего проводят от 1-3 до 6-8 сеансов.

Известный способ психотерапевтического воздействия применим при лечении различных нервных расстройств, а также различных зависимостей, как то алкоголизм, наркомания, игромания, табакокурение и т.п., и практически неприменим для мотивации и придания уверенности здоровым людям, так как по сути навязывает человеку волю другого стороннего лица, что сопряжено с внутренним сопротивлением воли самого пациента.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является разработка способа психологического воздействия на человека с целью придания ему уверенности в собственных силах, мобилизации его внутренних ресурсов для достижения поставленных им целей.

Поставленная задача решается путем применения способа психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека, включающего оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения. Способ включает проведение первого сеанса, включающего три стадии опроса, при этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности, далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности, опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия. На второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение, из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует, причем вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении. На второй стадии опроса психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя. Так же на второй стадии опроса психолог перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения. Далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода, при проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений.

Оценка особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности включает сбор и анализ первичной информации, как то визуальное впечатление, оценка и анализ мимики, особенностей моторики и речи с установлением типа темперамента личности.

Вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении.

Тактильный контакт устанавливается на второй стадии опроса. При этом опрашиваемый предпочтительно должен сам, добровольно подать руку для установления тактильного контакта. Наиболее естественно это можно осуществить на стадии проведения теста изображений.

Перед проговариванием формулы внушения производят действия с набором представленных изображений, раскладывая их или часть из них в определенном порядке около выбранного тестируемым изображения. При этом формула внушения доводится до тестируемого, как результат полученной комбинации изображений.

При проведении второго и последующих сеансов, путем оценки изменений в визуальном впечатлении, мимике, особенностях моторики и речи, а также по результатам первичного и вторичного опросов, оценивают произошедшие изменения в особенностях личности и в соответствии с этим производят изменение в формуле внушения.

Предпочтительно все стадии опроса проводить в беседе на отвлеченные темы, вставляя контрольные вопросы незаметно для исследуемого объекта в канву беседы.

Тактильный контакт предпочтительно сохранять не менее 10 с и не более 1,5 минут. Опрашиваемый сам должен подать руку для тактильного контакта. Установление тактильного контакта, а также все вышеперечисленное в абзаце, позволяют установить более доверительные отношения с опрашиваемым, что способствует более глубокому воздействию формулы внушения.

Длительность ряда действий с набором изображений определяются временем, которое необходимо лицу, проводящему сеанс, для анализа и обработки полученной информации, что в целом способствует взвешенности полученного анализа.

Под рядом действий подразумевается раскладка карточек набора изображений в каком-либо определенном порядке с оставлением части изображений закрытыми, которые впоследствии могут быть перевернутыми.

Вышеописанный способ позволяет, незаметно для исследуемого, провести в несколько этапов сбор информации о нем, что за счет естественности беседы и незаметности для опрашиваемого самого опроса позволяет опрашиваемому более полно раскрыться перед лицом, проводящим опрос, что, наряду с проведением опроса в несколько стадий, визуальным сбором информации, повышением доверия со стороны опрашивания за счет установления тактильного контакта и проводимым тестом, позволяет собрать более полную и достоверную информацию об опрашиваемом объекте.

Формулировка цели, на реализацию которой опрашиваемый желает направить свои усилия, самим опрашиваемым позволяет убрать внутренние барьеры сопротивления, которые неизбежно возникают в случае, когда цель формулирует, то есть «навязывает», стороннее лицо, что в конечном итоге позволяет пациенту легче принять формулу внушения. Доведение формулы внушения, как результата, полученной в результате ряда действий с изображениями их комбинации позволяет повысить к ней доверие пациента, так как для него она исходит не от психолога, а от безличных «высших сил», судьбы и т.п., а психолог лишь передатчик этой информации.

Вышеописанный способ лучше всего применим к личностям с преимущественным пространственно-образным, правополушарным мышлением.

Согласно гипотезе двойного кодирования, опирающейся на факт межполушарной функциональной асимметрии, и наличия у людей двух систем кодирования, переработки и хранения когнитивной информации-образной и вербальной, пространственно-образное мышление позволяет последовательно и непротиворечиво объяснить такие его когнитивные характеристики, как, например, оперирование прототипами, прообразами (архетипами), безразличие к логическим противоречиям и стремление установить между объектами и действиями какие-то формы мистической сверхъестественной связи («сопричастности»), широкое использование оппозиций, метафор, мифа как средств разрешения противоречий, веры в сверхъестественное и т.д. Для этого типа мышления характерно преобладание конкретных прототипных репрезентаций понятийного содержания и «холистических» стратегий обработки когнитивной информации, оно в меньшей степени подвержено сознательному контролю и скорее управляется влиянием аффектов, эмоциональной оценкой, полагается на неосознаваемые, автоматические процессы и стереотипы. Ему присуща сравнительно меньшая организованность и упорядоченность связей между мысленными образами и элементами образов или словами, которые обозначают их смысл. Поскольку правое полушарие функционирует в настоящем времени, опираясь на прошлое, то для него типично циклическое восприятие времени. Оперирование оппозициями, противопоставлениями - это также устойчивый элемент правополушарной неосознаваемой стратегии, обусловленной генетической предрасположенностью людей к выдвижению бинарных альтернатив. Когнитивные механизмы преимущественно образного мышления предполагают абсолютное доверие к показаниям органов чувств и порождают так называемую «магию образа», которая распространяется и на сюжеты, воспринимаемые «наблюдателем». Термин «магия образа» в контексте данной заявки следует понимать не как цикл действий, приводящий к какому-то результату, сверхъестественному и необъяснимому с научной точки зрения, а как понятие, используемое для описания системы мышления, присущей людям с пространственно-образным правополушарным мышлением.

Пространственно-образное мышление использует невербальные (довербальные) средства передачи социально значимой информации, где смысл мысленных репрезентаций (образов, сценариев и т.д.) «овеществляется» и транслируется с помощью символов, изображений, жестовых языков и языка действий - ритуалов.

Применение заявляемого способа иллюстрируют нижеприведенные примеры.

Пример 1

Коммерческое предприятие заинтересовано в повышении производительности менеджеров-продажников. Психолог предприятия по результатам тестов отобрал ряд сотрудников с преимущественно пространственно-образным мышлением, которые были направлены для прохождения психологической помощи. Прием каждого менеджера-продажника проходил отдельно от других.

Прием осуществлялся в помещении, включающем хорошо освещенный холл, затемненный коридор длиной 6 м и приемную комнату, представляющую собой затемненное квадратное помещение площадью 9 м2. При этом каждое следующее помещение, в которое проходит посетитель, темнее предыдущего.

Прием в каждом случае проходил следующим образом.

Встреча посетителя происходила в холле, в ходе которой лицо, проводящее сеанс, начинало краткий разговор с посетителем (3-4 мин), предлагало посетителю снять верхнюю одежду, переобуться в домашнюю обувь и проследовать по коридору в приемную комнату.

Лицо, проводящее сеанс, проследовало в приемную комнату за посетителем на расстоянии одного, двух шагов, не вторгаясь в его личное пространство. В приемной комнате посетителю предлагалось сесть за круглый стол диаметром около 60 см (предпочтительно от 45 до 70 см). Лицо, проводящее сеанс, располагалось напротив.

Освещение в приемной комнате было организовано так, что бы посетитель мог с трудом рассмотреть то, что происходит на столе, и вместе с тем полумрак скрывал бы черты лица, проводящего сеанс, оставляя только силуэт, обезличивая его, а посетитель его мимика и движения были бы хорошо видны лицу, проводящему сеанс. Вместе с тем освещение не должно причинять опрашиваемому лицу дискомфорта. Таким образом, внимание опрашиваемого приковывается к происходящему на столе действию и к словам проводящего опрос психолога, обезличивая самого психолога.

Сбор и анализ первичной информации, как то визуальное впечатление, оценка и анализ мимики, особенностей моторики и речи лицо, проводящее сеанс, начинает с момента встречи посетителя. Контрольные вопросы опроса задаются непосредственно в беседе, не прерывая ее, незаметно для посетителя.

По установлении типа темперамента личности и проведения первичной стадии опроса, заключающейся в установлении реакций посетителя на общие вопросы (погода, транспорт, политика и т.п.), лицо, проводящее опрос, приступало ко второй его стадии. При этом акцент в беседе смещался непосредственно на посетителя. По получении достаточной для анализа информации, лицо, проводящее сеанс, задавало вопрос посетителю, провоцирующий заявителя на формулировку желаемой ему цели. Далее лицо, проводившее сеанс, продолжало вторую стадию опроса, смещая акцент в беседе на отношение посетителя к достижимости этой цели.

В ходе беседы посетителю предъявлялся набор изображений с предложением выбрать то, с которым он себя ассоциирует. При этом на второй стадии опроса, предпочтительно при проведении теста, лицо, проводившее сеанс, устанавливало тактильный контакт с ладонью посетителя, который при необходимости повторялся на стадии доведения формулы внушения. Далее лицо, проводящее опрос, производило перемешивание и раскладку набора изображений вокруг, выбранного посетителем изображения и проговаривало формулу внушения, основываясь на анализе полученной информации. Далее лицо, проводившее сеанс, проводило третью стадию опроса, на которой в беседе с помощью контрольных вопросов оценивало глубину оказанного воздействия и, исходя из этого, определяло временной промежуток до второго сеанса.

Второй и последующие сеансы проходили аналогичным образом, за исключением того, что тактильный контакт увеличивался по времени в среднем на 10-15 с.

Время до второго сеанса и между следующими сеансами составило для посетителей 1, 2, 5 один месяц, для посетителя 3 два месяца, для посетителя 4 шесть месяцев, для посетителя 6 четыре месяца.

Посетитель 1 (сформулированная цель «постоянные отношения»): на первых трех сеансах была дана установка сконцентрироваться на одних отношениях, на четвертом - быть менее критичной к другим людям. На четвертом месяце сеансов начала постоянные отношения, длящиеся до конца наблюдений.

Посетитель 2 (сформулированная цель найти «свою вторую половинку», «поступить в институт»): на первых сеансах была дана установка больше времени уделять подготовке к поступлению в институт и, в частности, работе для овладения практическими навыками, далее культивировалась уверенность, что поступление и учеба в ее силах. На седьмом месяце сеансов поступила в институт на заочный факультет.

Посетитель 3 (сформулировала цель «успешная карьера»): на первом сеансе дана установка на лучшее овладение специальностью, так как хороший специалист более заметен в коллективе и интересен его членам.

Далее установки корректировали поведение на большее внимание к людям. Повышена до старшего менеджера.

Посетитель 4 (сформулированная цель открытие своего дела): на сеансах корректировалось его отношение к себе в сторону большей уверенности в своих силах. Спустя два месяца после первого сеанса начал свое дело.

Посетитель 5 (сформулированная цель «желание перемен в жизни»): на первом сеансе корректировалось отношение к себе в сторону большей уверенности в своих силах, на втором помимо прошлой установки добавлена установка быть менее критичной к людям, далее помимо внушалась уверенность в возможности изменить свою жизнь к лучшему. Поступила на курсы дизайнеров, стала заниматься рисованием.

Посетитель 6 (сформулированная цель «успешная карьера»): на первом сеансе корректировалось отношение к себе в сторону большей уверенности в своих силах и отношение к работе, со второго сеанса помимо давалась установка на лучшее овладение специальностью, так как хороший специалист больше заметен для начальства. Повышен до ведущего специалиста.

Наблюдение велось в течение года, оценка успешности сеансов велась по ежемесячному росту производительности труда за месяц по отношению к производительности труда в месяц до начала сеансов.

Результаты приведены в табл. 1.

Способ психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека, включающий оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения, отличающийся тем, что проводят первый сеанс, включающий три стадии опроса, при этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности, далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности, опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия, затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует, причем вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении, при этом на второй стадии опроса психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя, на второй стадии опроса психолог перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения, далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода, при проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии.

Изобретение относится к медицинской технике. Система для предоставления светового лечения субъекту в то время, когда субъект спит, включает в себя маску для сна, содержащую экран для покрытия глаз субъекта, крепление на голову для закрепления экрана в месте на лице субъекта, размещенные в экране световые модули для предоставления излучения к глазам субъекта, размещенные в экране и/или в креплении для головы ЭЭГ-электроды, и процессор (42), взаимодействующий со световыми модулями и ЭЭГ-электродами.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения детских неврозов, невротических расстройств и тревожно-депрессивных состояний. Проводят анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния у детей-пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов.

Изобретение относится к области музыкальной терапии. Технический результат заключается в создании персонифицированной базы данных благотворных звуков.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, и может быть использовано в том числе в неонатальной практике лечения пограничных психических расстройств.

Предлагаемая группа изобретений относится к развлекательной индустрии и может найти применение в благотворительных и социальных сферах деятельности по оказанию психологических услуг, а также в медицине, а именно в психотерапии, профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе для улучшения работы сердечно-сосудистой системы, укрепления иммунитета и снижения сахарного диабета. По первому варианту осуществляют вызов психофизиологической реакции в виде смеха на измененное изображение клиента.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии и стоматологии, и может быть использовано для организации психотерапевтической помощи беременным женщинам при проведении стоматологических вмешательств.

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к гигиене питания, и может быть использовано для снижения веса человека. Предложен набор продуктов диеты для снижения веса, содержащий мясо и мясные субпродукты в любом виде приготовления, рыбу, морепродукты, колбасные изделия, сыры, яйца, соль, майонез, масло сливочное, масло растительное, специи, кроме содержащих крахмал, уксус, чеснок, грибы, желатин, сахарозаменитель, чай, кофе, минеральную и газированную воду без углеводов, клюквенный морс с сахарозаменителем, компот из фруктов без сахара, алкоголь кроме пива и сладких вин.

Изобретение относится к медицине, неврологии, восстановлению когнитивных функций, в том числе оптического восприятия, исполнительных функций у больных с цереброваскулярной патологией. Способ включает курс выполнения пациентом упражнений на узнавание изображения предмета на экране монитора путем сопоставления его с изображением предметов в предоставленных вариантах ответов и выбора варианта ответа, с последующим поощрением при правильном ответе. Курс упражнений разделен на три блока. В каждом упражнении первого блока пациенту представляют трехмерное изображение предмета, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях. В качестве вариантов ответов предоставляют несколько плоскостных изображений предметов разного назначения, в состав которых входит и изображение предмета, предназначенного для узнавания. Пациенту предлагают указать то изображение предмета из вариантов ответов, которое идентично распознаваемому предмету. При правильном распознавании предмета пациент переходит к выполнению другого упражнения в блоке или в любом из блоков. В каждом упражнении второго блока пациенту представляют трехмерное изображение предмета для узнавания, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях. В качестве вариантов ответов предоставляют несколько изображений предметов того же назначения, но различающихся по внешнему виду, в состав которых входит и предмет, внешний вид которого идентичен изображению предмета, предназначенному для узнавания. Пациенту предлагают указать изображение предмета из вариантов ответов, идентичное распознаваемому предмету. При правильном распознавании пациент переходит к выполнению другого упражнения блока. В каждом упражнении третьего блока пациенту представляют трехмерное изображение сложного геометрического тела, выполненного с возможностью поворота в разных проекциях. Варианты ответов представляют в виде трехмерных изображений простых геометрических тел, выполненных с возможностью поворота в разных проекциях. Пациенту предлагают выбрать из вариантов ответов те простые геометрические тела, которые входят в состав сложного геометрического тела. В конце каждого блока упражнений на экран выводят результаты, отражающие количественные показатели успешности выполнения упражнений, продолжительность каждого занятия составляет не более 35 мин. Курс - не менее 10 дней. Способ позволяет стимулировать сохраненные модальности с улучшением и восстановлением модально-специфических функций - активации оптико-пространственного гнозиса, исполнительных функций, слухового внимания, номинативной и семантической функций речи. 8 з.п. ф-лы, 3 пр., 4 табл.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитации, физиотерапии, и может быть использовано для лечения дискогенной радикулопатии. Для этого проводят медикаментозную терапию в течение 4-5 дней путём внутривенного капельного введения со скоростью 30-35 капель в минуту смеси лекарственных препаратов, содержащей 30 мл раствора актовегина для инъекций, 8-16 мг дексаметазона на 200 мл 0,9% раствора хлористого натрия. В конце инфузии добавляют 100 мг толперизина. Через 30-60 минут после введения препаратов осуществляют процедуры мануальной терапии и физиотерапии. При этом физиотерапия включает воздействие по паравертебральным точкам со здоровой стороны электромагнитным излучением крайне высокочастотной информационно-волновой терапии частотой 55,3-78,33 ГГц с экспозицией 4-5 мин на точку числом не более 4. С 3-го дня медикаментозной терапии в комплекс лечения дополнительно включают горизонтальное подводное вытяжение позвоночника и психотерапевтический комплекс. Способ обеспечивает выраженную динамику уменьшения болевого синдрома, симптомов натяжения, значительный прирост объёма движений, улучшение репаративных процессов, улучшение кровоснабжения нервного корешка, уменьшение явлений мышечно-тонического синдрома. 2 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и реабилитации, и может быть использовано при психогенных расстройствах, таких как адаптационные реакции, эмоциональные нарушения, психовегетативные, психосоматические и невротические расстройства. Проводят телесно-ориентированную психотерапию (ТОП), включающую телесные трансовые техники и комплекс психофизиологических упражнений. При этом сначала проводят диагностическую часть, содержащую психологические тесты, психофизиологические методики для объективного выявления симптомов-мишеней ТОП по показателям тестирования, таких как тревога, психоэмоциональное напряжение, преобладание процессов возбуждения, вегетативная дисфункция, на основании которых проводят психообразовательную часть, в которой на доступном уровне разъясняют происхождение психологической и телесной симптоматики, психологические основы телесных блоков по В. Райху, а также объясняют механизмы воздействия ТОП для устранения этих симптомов. Затем поэтапно осуществляют психокоррекционную часть групповым методом. На первом этапе проводят телесную трансовую технику с внушением образа шара, совершающего движения по телу, расслабляющего все группы мышц для установления контакта со своим телом до обучения пациента состоянию расслабления. После этого проводят курс занятий с внушением опоры как ресурсного состояния. На втором этапе выполняют комплекс психофизиологических упражнений с фиксацией на своих ощущениях, проводимых последовательно «сверху вниз»: для около глазных, мышц шеи, плечевого пояса, области диафрагмы, пресса, ягодичных и мышц бедер. Каждое упражнение выполняют до уменьшения или полного расслабления мышечных зажимов и блоков тела, при этом перед выполнением комплекса упражнений проводят вербальное внушение состояния опоры. Последнее психофизиологическое упражнение выполняют лежа на полу с вытягиванием конечностей в такт с дыханием. Каждое занятие завершают описанием участниками своих состояний, затем повторно проводят диагностическую часть для контроля психовегетативного статуса организма пациента. Способ позволяет повысить эффективность психотерапии психогенных расстройств за счет выявления симптомов мишеней ТОП и проведения комплекса психофизиологических упражнений. 3 з.п. ф-лы, 2 пр.
Изобретение относится к психологии и к медицине, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. После определения вида зависимости или состояния пациента диагностируют причину, лежащую в их основе. Определяют степень доминирования сенсорных каналов восприятия информации пациентом. Составляют формулы внушения с фиксацией на доминирующем канале восприятия информации и учетом степени доминирования других каналов. При этом в основе текста формул внушения лежит задача отрицания установок, являющихся причинами зависимого поведения и замена их на установки, позволяющие освободится от зависимых состояний. Разрабатывают 2 текста: первый текст направлен на формирование негативного отношения к отрицательным установкам, а второй текст направлен на формирование позитивного отношения к установкам, которые должны заменить отрицательные установки. Проводят психодиагностику по определению сенсорных предпочтений для каждого сенсорного раздражителя с выявлением неприятного и приятного подкрепления, на основании полученной информации пациент произносит и записывает на звуконоситель тексты формулы. Далее он проводит аутотренинг, в процессе которого прослушивает первый текст формулы первые шесть дней по утрам в сопровождении неприятного подкрепления сенсорных раздражителей, второй текст формулы прослушивают в первые шесть дней по вечерам в сопровождении позитивного подкрепления. В дальнейшем утром и вечером до конца курса. Способ позволяет повысить эффективность коррекции психических состояний и зависимостей человека за счет вовлечения в процесс коррекции всех пяти сенсорных каналов восприятия информации человеком. 5 з.п. ф-лы, 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития. Используют цветотерапию, а также предварительное тестирование психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста. Перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации. В рабочей зоне дети создают рисунки. В зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы. В ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках. О наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов. При доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии. Затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего. Далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях. После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Способ позволяет оказать положительное цветотерапевтическое воздействие на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием. 4 з.п. ф-лы, 31 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано для снижения анестезиологического риска при проведении лапароскопической холецистэктомии. Для этого перед операцией проводят оценку устойчивости пациента к оксидативному стрессу. Пациента тестируют на стабилографической платформе и рассчитывают P=95Fy60-70Fx60+4V+W, где Fy60 и Fx60 - 60% квантили спектральной плотности мощности колебаний центра давлений фронтальной и сагиттальной плоскостях (Гц), V - средняя скорость движения центра давлений (мм/с), W - вес пациента (кг). При значении Р<130 используют при проведении вводной анестезии тиопентал-натрия, в ходе периоперационной терапии используют раствор метилэтилпиридинола гидрохлорида и раствор, содержащий натрия фумарат и хлориды натрия калия и магния. При значении 130≤Р≤150 используют при проведении вводной анестезии кетамин, в ходе периоперационной терапии используют раствор метилэтилпиридинола гидрохлорида и раствор, содержащий натрия фумарат и хлориды натрия калия и магния. При значении Р>150 используют при проведении вводной анестезии пропофол, а при поддерживающей анестезии - севоран, без периоперационной антиоксидантной терапии. Способ обеспечивает безопасность, оперативность и снижение себестоимости предоперационного тестирования, приводя к эффективной коррекции антиоксидантной защиты при лапароскопической холецистэктомии. 2 табл.

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для психологической коррекции избыточного веса и ожирения. Проводят ознакомительный курс «Азбука стройности», включающий одну или несколько встреч длительностью до 4 ч, во время которого проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания. Затем проводят базовый курс по снижению избыточного веса «Школа стройности», включающий 4 сеанса по 4-4,5 ч. На первом сеансе при помощи рациональной психотерапии объясняют этапы предстоящей программы по снижению избыточного веса, заключают психотерапевтический контракт, при этом дают рекомендации по питанию и проводят медитативную технику, направленную на обучение чувству насыщения желудка. На втором сеансе обучают пациентов с помощью методов рациональной и когнитивной психотерапии навыкам подбора рациона и рационального питания, а также способам соблюдения коридора калорийности и завершают сеанс техникой «связного дыхания», направленной на ускорение обменных процессов и снятие эмоционального напряжения. На третьем сеансе проводят психологическую проработку причин переедания у пациентов, при этом на основании когнитивной модели осуществляют разбор ситуаций, в которых пациент сталкивается с экстернальным и эмоциогенным перееданием, обучают пациента способу преодоления данного паттерна поведения с разделением понятия голода и аппетита, проведением работы с мотивационным компонентом процесса снижения веса, завершают сеанс повторной техникой «связного дыхания». На четвертом сеансе обсуждают достигнутый результат и эмоциональное состояние пациента с корректировкой рекомендаций, дают рекомендации по преодолению состояний, вызывавших ранее реакцию переедания. Далее через месяц после четвертого сеанса проводят пятый сеанс в течение 2-3 ч, на котором обсуждают эмоциональное и физическое самочувствие пациента, темпы снижения веса, дают рекомендации по закреплению достигнутого результата, а также индивидуальные рекомендации пациенту по преодолению возникших сложностей в процессе снижения веса и проводят медитативную или дыхательную технику, направленную на снятие эмоционального напряжения и поддержки мотивации на дальнейшую работу. На протяжении всего периода коррекции проводят сеансы поддержки пациента «Индивидуальное психологическое консультирование», состоящие из проработки внутренних психологических ситуаций, связанных со сферой отношений, с семейными и с внутриличностными проблемами, с помощью методов когнитивно-поведенческой психотерапии оказывают помощь пациенту в снижении веса и преодолению рецидивов. Также для пациентов, которые не выполняют рекомендации по питанию и склонны к частым периодам рецидива и возврату к прежнему пищевому поведению проводят дополнительные курсы по снижению веса и ожирения. Способ позволяет повысить эффективность снижения веса за счет создания более эффективной системы психологической поддержки и предотвратить рецидивы на основе понимания и правильного использования психологических и поведенческих механизмов при соблюдении последовательности проводимых курсов коррекции. 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для снижения веса и для профилактики его набора. Обучают осознанному рациональному питанию, диете с пониженной энергетической ценностью, физической активности и массажу. Составляют совместно с пациентом план диеты на неделю по принципу включения дней: «худеем» - питание осуществляют по нижней границе коридора калорийности, «не набираем» - питание осуществляют по верхней границе коридора калорийности, «едим, что хотим» - питание без ограничений. Расчеты коридора калорийности производят следующим образом: сначала рассчитывают уровень основного обмена по формуле Харрисона-Бенедикта. Далее, полученную величину умножают на коэффициент физической активности, а конечный результат принимают за максимальное значение коридора калорийности. Далее, определяют минимальное значение коридора калорийности путем вычитания от полученного результата для профилактики набора веса до 300 ккал, а для лечения ожирения - до 800 ккал. Также совместно с пациентом подбирают продукты для составления меню в указанные дни. Ведут пищевой дневник и корректируют рацион питания с учетом изменившейся массы тела или при необходимости поддержания нормального веса. Способ позволяет создать условия для комфортного снижения веса за счет персонифицированного подхода к выбору режима питания и составу продуктов, нормализации обменных процессов в организме и получить стабильный лечебный эффект. 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, и может быть использовано в работе с супругами в кризисные переходные периоды, характеризующиеся психоэмоциональными конфликтами и противоречиями. Проводят диагностику глубины психологических проблем нервно-психической патологии партнеров. Проводят первый цикл, заключающийся в выделении самими партнерами вне эгоцентрических установок как своих положительных и отрицательных сторон характера, так и положительных и отрицательных сторон характера партнера. Проводят второй цикл, заключающийся в выполнении партнерами заданий по созданию неконфликтных, неэмоционально-разрушительных взаимоотношений в спокойной, комфортной обстановке. Проводят третий цикл, заключающийся в проведении методики нейролингвинистического программирования по устранению негативных отношений партнеров в прошлом и воссозданию положительных отношений в настоящем. В четвертом цикле, используя данные первого и второго циклов, проводят аудиальную, зрительную и ассоциативную методику нейролингвинистического программирования с суггестией неконфликтных, неэмоционально-разрушительных форм поведения для каждого из партнеров. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи пациентам за счет поэтапного проведения психотерапевтических циклов. 2 пр.
Наверх