Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии

Изобретение относится к медицине, неврологии, восстановлению когнитивных функций, в том числе оптического восприятия, исполнительных функций у больных с цереброваскулярной патологией. Способ включает курс выполнения пациентом упражнений на узнавание изображения предмета на экране монитора путем сопоставления его с изображением предметов в предоставленных вариантах ответов и выбора варианта ответа, с последующим поощрением при правильном ответе. Курс упражнений разделен на три блока. В каждом упражнении первого блока пациенту представляют трехмерное изображение предмета, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях. В качестве вариантов ответов предоставляют несколько плоскостных изображений предметов разного назначения, в состав которых входит и изображение предмета, предназначенного для узнавания. Пациенту предлагают указать то изображение предмета из вариантов ответов, которое идентично распознаваемому предмету. При правильном распознавании предмета пациент переходит к выполнению другого упражнения в блоке или в любом из блоков. В каждом упражнении второго блока пациенту представляют трехмерное изображение предмета для узнавания, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях. В качестве вариантов ответов предоставляют несколько изображений предметов того же назначения, но различающихся по внешнему виду, в состав которых входит и предмет, внешний вид которого идентичен изображению предмета, предназначенному для узнавания. Пациенту предлагают указать изображение предмета из вариантов ответов, идентичное распознаваемому предмету. При правильном распознавании пациент переходит к выполнению другого упражнения блока. В каждом упражнении третьего блока пациенту представляют трехмерное изображение сложного геометрического тела, выполненного с возможностью поворота в разных проекциях. Варианты ответов представляют в виде трехмерных изображений простых геометрических тел, выполненных с возможностью поворота в разных проекциях. Пациенту предлагают выбрать из вариантов ответов те простые геометрические тела, которые входят в состав сложного геометрического тела. В конце каждого блока упражнений на экран выводят результаты, отражающие количественные показатели успешности выполнения упражнений, продолжительность каждого занятия составляет не более 35 мин. Курс - не менее 10 дней. Способ позволяет стимулировать сохраненные модальности с улучшением и восстановлением модально-специфических функций - активации оптико-пространственного гнозиса, исполнительных функций, слухового внимания, номинативной и семантической функций речи. 8 з.п. ф-лы, 3 пр., 4 табл.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций, в том числе оптического восприятия, исполнительных функций у больных с цереброваскулярной патологией.

Известен метод компьютерной и нейрофизиологической диагностики базовых когнитивных функций мозга (Л.Н. Дроздова, П.П. Дьячук. Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях, всероссийская конференция, 13-15 мая 2009 года, Нижний Новгород: тезисы докладов, с. 41-42), который включает конструирование пространственных объектов в специальной проблемной среде «Динамические пазлы», при этом диагностируемый может осуществлять следующие действия: просмотр фрагментов в специальном окне; установку выбранного фрагмента на рабочее поле; отмену установленного ранее фрагмента. Саморегуляция деятельности осуществляется за счет биологической обратной связи, реализуемой посредством датчика «расстояние до цели» - подсказки.

Данный способ позволяет проанализировать влияние базовых когнитивных функций на процесс научения решению пространственных задач. Результаты компьютерной диагностики позволяют делать предварительные выводы об уровне развития базовых когнитивных функций мозга.

При этом известный способ предназначен для диагностики когнитивных функций мозга здоровых обучающихся и исследован на испытуемых, средний возраст которых оставил 16 лет. Применяемая в способе подсказка в виде «расстояния до цели» трудна для восприятия больными, перенесшими инсульт. Кроме того, данный способ направлен только на диагностику базовых когнитивных функций, а не на тренировку различных доменов когнитивных функций, за счет стимуляции сенсорных зон коры.

Известен также способ коррекции когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии RU 2506963, C2, A61M 21/00, 20.02.2014, принятый за прототип, включающий предоставление больному изображения предмета на «зашумленной картинке» на экране монитора, с возможностью дозирования плотности «зашумленности», распознавание больным предоставленного изображения, при этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов, выполненных четкими линиями, на одном из которых изображен предмет с «зашумленной картинки», распознавание предмета, изображенного на «зашумленной картинке», больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов, на выполнение задания отводят время, максимальный интервал которого определяет врач, и по истечении которого оценивают задание с демонстрацией больному оценки на экране монитора, при этом демонстрируемая больному оценка в баллах прямо пропорциональна плотности «зашумленности» картинки, выведение оценки сопровождают визуальными и/или звуковыми средствами.

Недостатком известного способа является восстановление когнитивных функций, касающихся в основном оптического восприятия у больных с цереброваскулярной патологией.

Задачей настоящего изобретения является стимуляция сохраненной модальности с улучшением и восстановлением модально-специфических функций - активации оптико-пространственного гнозиса, исполнительных функций; слухового внимания, номинативной и семантической функций речи.

Поставленная задача решается тем, что способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии, включающий курс занятий с выполнением пациентом упражнений, заключающихся в узнавании изображения предмета на экране монитора путем сопоставления его с изображением предметов в предоставленных вариантах ответов и выбора варианта ответа, с последующим поощрением при правильном ответе, согласно заявленному изобретению предполагает выполнение упражнений, в которых изображения предназначенных для узнавания предметов представлены на экране монитора в формате 2D с элементами 3D-Studio, при этом весь курс упражнений разделен на три блока, при этом в каждом упражнении, входящем в первый блок, пациенту представляют трехмерное изображение предмета в произвольном ракурсе для распознавания, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях, и в качестве вариантов ответов предоставляют несколько плоскостных изображений предметов, в состав вариантов ответов входит и изображение предмета, предназначенного для узнавания, пациенту предлагают указать изображение предмета из состава вариантов ответов, которое идентично распознаваемому предмету, при правильном распознавании предмета в каждом упражнении пациент переходит к выполнению другого упражнения в блоке или в любом из блоков; в каждом упражнении, входящем во второй блок, пациенту представляют трехмерное изображение предмета, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях, в качестве вариантов ответов предоставляют несколько изображений предметов того же назначения, но различающихся по внешнему виду, в состав которых входит и предмет, внешний вид которого идентичен изображению предмета, предназначенному для узнавания, пациенту предлагают указать изображение предмета из состава вариантов ответов, идентичное распознаваемому предмету, при правильном распознавании предмета в каждом упражнении пациент переходит к выполнению другого упражнения блока; в каждом упражнении третьего блока пациенту предоставляют трехмерное изображение сложного геометрического тела, выполненного с возможностью поворота в разных проекциях, варианты ответов представляют в виде трехмерных изображений простых геометрических тел, также выполненных с возможностью поворота в разных проекциях, пациенту предлагают выбрать из вариантов ответов те простые геометрические тела, которые входят в состав сложного геометрического тела, при правильном выборе на сложном геометрическом теле выбранное простое геометрическое тело выделяется цветом, в конце каждого блока упражнений на экран монитора выводят результаты, отражающие количественные показатели успешности выполнения упражнений, продолжительность каждого занятия составляет не более 35 минут.

Изображения предметов, представленных для распознавания в упражнениях первого и второго блоков, могут быть выбраны из перечня предметов быта, окружающей среды пациента.

Плоскостные изображения предметов в вариантах ответов в первом блоке упражнений могут быть представлены несколькими плоскостными видами и сопровождаться надписью.

Последовательность выполнения упражнений в блоке и выбор блоков упражнений пациент осуществляет самостоятельно и/или с помощью врача.

Поощрение правильно выполненного упражнения может быть осуществлено в виде торжественного звукового сигнала, и/или короткометражного анимационного ролика с поощрительной надписью, и/или в виде анимационного видеоролика с демонстрацией правильного ответа.

Неверный ответ пациента может быть сопровожден спокойным «утешительным» звуковым сигналом, и/или анимационным роликом с текстом о неверном ответе, и/или последующим видеороликом с демонстрацией правильного ответа.

В процессе осуществления способа фиксируют время выполнения упражнения, время пауз выбора правильного ответа, правильность выбора, угол разворота изображения предмета для узнавания при его узнавании в проекциях осей X, Y, Z, общее количество выполненных упражнений, количество пройденных блоков, с сохранением всей информации в индивидуальной карточке пациента.

Результаты, отражающие количественные показатели успешности выполнения упражнений после каждого занятия и/или по окончании курса занятий, могут быть отражены в виде гистограмм и/или анимационного сопровождения.

Продолжительность курса занятий может составлять не менее 10 дней.

Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии осуществляют следующим образом.

Весь курс занятий или отдельные его упражнения или блоки упражнений, в зависимости от состояния пациента, может быть проведены под контролем врача, родственника больного или пациентом самостоятельно. Все манипуляции мышкой компьютера или Multitouch сенсорного монитора, при возможности, больной осуществляет сам или ему помогают врач или наблюдающий за больным помощник. Занятия можно начинать с выполнения упражнений из любого блока упражнений. При этом предпочтительно начинать занятия с первого блока упражнений и с первого упражнения в блоке и далее продолжать последовательно, так как степень сложности блоков упражнений и упражнений в блоке расположена в прямой пропорциональности расположению их в последовательности.

При выполнении упражнений первого блока пациенту предоставляют на экране монитора объемное изображение для узнавания, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях. Изображение выбирают, преимущественно, из перечня предметов быта, окружающей среды пациента, известных больному в его повседневной жизни. Одновременно на экране монитора пациенту предлагают несколько вариантов ответов, в виде плоскостных изображений, при этом плоскостные изображения могут быть представлены несколькими плоскостными видами, например справа, слева, сверху, и сопровождаться надписью с названием предметов, выбранных также из предметов быта, в состав изображений при этом входит и изображение предмета, предназначенного для узнавания. Схема упражнений первого блока представлена в таблице 1. Пациенту предлагают сопоставить изображение для узнавания и изображения из вариантов ответа и указать в вариантах ответа изображение соответствующее изображению для узнавания. Пациент (врач или родственник) при выборе ответа может разворачивать изображение предмета для узнавания в разных плоскостях для сопоставления его с изображениями вариантов ответов. Независимо от того, правильный или неправильный ответ дал пациент, он может перейти к выполнению следующего упражнения из этого или другого блока упражнений.

При выполнении упражнений второго блока пациенту предлагают сопоставить и узнать представленное ему трехмерное изображение предмета, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях, с плоскостными изображениями вариантов ответов, в качестве которых предоставлены несколько изображений предметов того же назначения, но различающихся по внешнему виду, например, утюги разных модификаций. Пациент указывает (выбирает из вариантов ответов) изображение предмета, идентичное распознаваемому предмету. При обдумывании вариантов ответа пациент может рассматривать объект для узнавания, в разных плоскостях. При правильном распознавании изображения предмета в каждом упражнении пациент переходит к выполнению другого упражнения блока.

При выполнении упражнений третьего блока пациенту предоставляют трехмерное изображение сложного геометрического тела, выполненного с возможностью поворота в разных проекциях, варианты ответов представляют в виде трехмерных изображений простых геометрических тел, также выполненных с возможностью поворота в разных проекциях. Задача пациента заключается в том, чтобы выбрать из вариантов ответов те простые геометрические тела, которые входят в состав сложного геометрического тела, при правильном выборе на сложном геометрическом теле выбранное простое геометрическое тело выделяется цветом.

Правильное решение каждого упражнения в каждом блоке может сопровождаться поощрением в виде торжественного звукового сигнала и/или короткометражного анимационного ролика с поощрительной надписью, например, «Вы ответили верно!!!», и/или в виде анимационного видеоролика с демонстрацией правильного ответа. Неверный ответ пациента может быть сопровожден спокойным «утешительным» звуковым сигналом, и/или анимационным роликом, с текстом о неверном ответе, и/или последующим видеороликом с демонстрацией правильного ответа.

Для каждого пациента в его индивидуальной карточке отмечают время выполнения упражнений, время пауз при выборе правильного ответа, правильность выбора, угол разворота изображения предмета для узнавания при его узнавании в проекциях осей X, Y, Z, общее количество выполненных упражнений, количество пройденных блоков.

Продолжительность каждого занятия составляет не более 35 минут, что связано с утомляемостью пациентов.

Продолжительность восстановительного курса целесообразно проводить в течение не менее 10 дней, что позволяет с достаточной степенью достоверности оценить когнитивный статус пациента.

По окончанию 10-15-дневного курса занятий пациент и врач могут отследить успешность выполнения заданий - по сформированным гистограммам и/или с привлечением анимационных средств, например в виде «человечка», идущего по лестнице вверх (выбор предоставления информации осуществляют в зависимости от состояния пациента).

Эффективность заявляемого способа восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии подтверждается конкретными примерами реализации способа.

Исследование проводилось на базе кафедры нервных болезней, Центра неврологии и нейрореабилитации Сибирского Клинического Центра в г. Красноярске.

Пример 1. В исследовании участвовали 36 пациентов, не различающиеся по возрасту (17 женщин и 19 мужчин), перенесшие острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), в остром и раннем восстановительных периодах. Диагноз ОНМК был подтвержден: компьютерной томографией головного мозга, неврологическим статусом.

Все пациенты были разделены на две группы случайной выборки.

Критериями включения в исследование были следующие:

- ишемический полушарный инсульт в бассейнах средних мозговых артерий;

- острый и ранний восстановительные периоды инсульта;

- нарушение когнитивных функций от УКР до мягкой деменции;

- взрослые в возрасте от 49-75 лет с уровнем образования 7 и более лет;

- отсутствие декомпенсированной соматической патологии;

- отсутствие нарушения зрения и слуха, препятствующих выполнению заданий;

- отсутствие эпилептических приступов в анамнезе.

Не включали в исследование больных с афатическими нарушениями; бульбарным синдромом; дизартрией тяжелой степени; общим баллом по шкале MMSE 19 и менее.

Пациенты исследуемой (основной) группы (n=18; 8 мужчин, 10 женщин) с неречевыми когнитивными нарушениями в стадии умеренных когнитивных расстройств и легкой деменции в дополнение к проводимому комплексному восстановительному лечению (кинезиотерапия, физиотерапия, массаж, медикаментозное лечение) получали восстановительный курс занятий по заявляемому способу. Каждый пациент исследуемой группы прошел курс, состоящий из 10-12 занятий, каждое занятие продолжалась в течение 25-35 минут.

Контрольная группа была представлена 18 пациентами, получавшими лечение по методике, предусмотренной стандартом ведения восстановительного периода инсульта (кинезиотерапия, физиотерапия, массаж, медикаментозное лечение и т.д.).

Оценка уровня когнитивных нарушений у больных, находящихся на стационарном лечении в реабилитационном центре, проводилась с помощью развернутого нейропсихологического тестирования по методике А.Р. Лурия и кратких шкал оценки высших психических функций в начале и в конце курса занятий: краткой шкалы оценки психического статуса (MMSE); батареи лобной дисфункции (FAB); теста рисования часов; Монреальской шкалы когнитивной оценки (МОСА), опросника оценки ежедневной жизнедеятельности (IADL), шкалы общего клинического впечатления об улучшении для пациента, врача. Исходные значения оценочных шкал до начала лечения не имели статистически значимых различий между основной и контрольной группами (Тест Манн-Уитни, p=0,4).

После проведенного курса нейрореабилитации степень нарушений когнитивных функций статистически значимо снизилась в основной группе по шкалам MMSE (p=0.01). IADL (p=0,01). Динамика показателей когнитивных шкал в контрольной группе была статистически незначимой (p>0,1). Удовлетворенность пациентов результатами лечения значительно отличалась в основной группе, представлена в большинстве случаях значительным улучшением, в то время как в контрольной группе она была низкой и представлена незначительным улучшением, по мнению пациентов, врача. Сравнительные показатели в исследуемой и контрольной группах до и после проведения восстановительного курса приведены в таблице 2. Результаты улучшения модально-специфических функции на основании шкалы МОСА: слуховое внимание (p=0,01), номинативная и семантическая функции речи (p=0,04) в основе группы показаны в таблице 3.

Пример 2. Больной Ф., 64 года, мужчина. Диагноз: Ишемический инсульт в бассейне правой средней мозговой артерии с синдромом умеренного левостороннего гемипареза.

Фон: Гипертоническая болезнь III, Риск 4. Церебральный атеросклероз.

Соп: ИБС Стенокардия II ф.кл. СН I ст. (II ф.кл. по NYHA).

Из анамнеза: Внезапно, 22.09.2014 г., на фоне АД 170/100 мм рт. ст. появилась слабость в левых конечностях, скорой помощью доставлен в ПО ККБ №1.

Образование среднее.

В неврологическом статусе при поступлении: Сознание ясное. Глазодвигательных, бульбарных нарушений нет. Асимметрия левой носогубной складки. Язык по средней линии. Левосторонний гемипарез с мышечной силой в руке в проксимальных отделах 1б, дистальных 2-2,5б, в ноге 3,5-4б. Мышечный тонус в левых конечностях снижен. Сухожильные рефлексы S>D. Чувствительных нарушений нет. Менингеальных знаков нет.

По результатам дообследования:

МСКТ головного мозга - признаки ОНМК в виде кистозно-атрофических изменений в лобно-теменной области справа. Гидроцефалия смешанного характера. Хс 5,8; Хс ЛПНП 4,24; Хс ЛПВП 1,11; ПА 4.23; ТГ 0,98.

Глазное дно. Заключение: гипертоническая ангиопатия.

Для исследования когнитивных функций использовались следующие методики: краткой шкалы оценки психического статуса (MMSE); батареи лобной дисфункции (FAB); теста рисования часов (CDT); Монреальской шкалы когнитивной оценки (МОСА), опросника оценки ежедневной жизнедеятельности (IADL), шкалы общего клинического впечатления об улучшении для пациента, врача.

По данным нейропсихологического обследования определяется дисфункция передних (премоторных, префронтальных) отделов слева, заинтересованность подкорково-лобных связей головного мозга, с относительной сохранностью задних ассоциативных зон, с ведущими постинсультными:

- УКР по дизрегуляторному типу.

Проводилась стандартная медикаментозная терапия с учетом сопутствующих заболеваний и реабилитация с использованием представленного изобретения в течение 12 дней 1 раз в день, продолжительность занятий составляла 25-35 минут.

Сравнительные результаты исследований до и после проведения восстановительного курса по заявляемому способу Больного Ф. приведены в таблице 4.

Пример 3. Больной К., 69 лет, мужчина. Диагноз: Ишемический инсульт в бассейне правой средней мозговой артерии с синдромом левостороннего гемипареза.

Фон: Гипертоническая болезнь 3. Риск 4. Церебральный атеросклероз.

Соп: Сахарный диабет 2 типа, средней степени тяжести, стадия компенсации.

Образование среднее.

В неврологическом статусе при поступлении: Сознание ясное. Глазодвигательных, бульбарных нарушений нет. Асимметрия левой носогубной складки. Язык по средней линии. Левосторонний гемипарез с мышечной силой в руке в проксимальных отделах 1б, дистальных 2-2,5б, в ноге 3,5-4б. Мышечный тонус в левых конечностях снижен. Сухожильные рефлексы S>D. Чувствительных нарушений нет. Менингеальных знаков нет.

По результатам дообследования:

МРТ головного мозга - в лобной, теменной, затылочной и височных долях справа, интра- и субкортикально зоны ишемии.

Глазное дно. Закл.: гипертоническая ангиопатия.

Все пациенты получали стандартную медикаментозную терапию с учетом имеющихся сопутствующих заболеваний.

Для исследования когнитивных функций использовались следующие методики: краткой шкалы оценки психического статуса (MMSE); батареи лобной дисфункции (FAB); теста рисования часов (CDT); Монреальской шкалы когнитивной оценки (МОСА), опросника оценки ежедневной жизнедеятельности (IADL), шкалы общего клинического впечатления об улучшении для пациента, врача.

По данным нейропсихологического обследования определяется дисфункция корково-подкорковых отделов лобных долей, дисфункция глубоких срединных структур головного мозга.

Проводилась стандартная медикаментозная терапия с учетом сопутствующих заболеваний и реабилитация с использованием компьютерной программы коррекции нарушений оптико-пространственного гнозиса, в течение 12 дней 1 раз в день, продолжительность занятий составляла 25-35 минут.

Сравнительные результаты исследований до и после проведения восстановительного курса по заявляемому способу Больного К. приведены в таблице 4.

В результате реализации способа восстановления когнитивных функций у обследованных больного Ф. (пример 2) и больного К. (пример 3) достоверно наблюдалось улучшение всех показателей, о чем свидетельствуют приведенные в таблице 4 сравнительные данные.

Как следует из представленных данных, у пациента Ф., в частности, улучшились показатели тестов, характеризирующие работу задних отделов головного мозга, а также улучшилась работа исполнительных функций головного мозга.

У пациента К. улучшились показатели тестов, характеризирующие работу задних отделов головного мозга.

Предлагаемый способ создан на основе принципа биологической обратной связи, что в значительной степени повышает мотивацию больного к занятиям и увеличивает эффективность процесса реабилитации при острой и хронической цереброваскулярной патологии.

Предлагаемый способ позволяет:

- корректировать и способствовать восстановлению исполнительных функций, модально-специфических функций: слухового внимания, номинативной и семантической функций речи; оптического гнозиса;

- актуализировать «игровую» мотивацию у больных, что делает процесс реабилитации более привлекательным, повышает эффективность восстановительного лечения;

- регулировать степени нагрузки;

- исключить необходимость использования большого количества дидактического материала.

1. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии, включающий курс занятий с выполнением пациентом упражнений, заключающихся в узнавании изображения предмета на экране монитора путем сопоставления его с изображением предметов в предоставленных вариантах ответов и выбора варианта ответа, с последующим поощрением при правильном ответе, отличающийся тем, что предполагает выполнение упражнений, в которых изображения предметов, предназначенных для узнавания, представлены на экране монитора, при этом весь курс упражнений разделен на три блока, при этом в каждом упражнении, входящем в первый блок, пациенту представляют трехмерное изображение предмета для узнавания, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях, а в качестве вариантов ответов предоставляют несколько плоскостных изображений предметов разного назначения, в состав которых входит и изображение предмета, предназначенного для узнавания, пациенту предлагают указать изображение предмета из состава вариантов ответов, которое идентично распознаваемому предмету, при правильном распознавании предмета в каждом упражнении пациент переходит к выполнению другого упражнения в блоке или в любом из блоков; в каждом упражнении, входящем во второй блок, пациенту представляют трехмерное изображение предмета для узнавания, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях, в качестве вариантов ответов предоставляют несколько изображений предметов того же назначения, но различающихся по внешнему виду, в состав которых входит и предмет, внешний вид которого идентичен изображению предмета, предназначенному для узнавания, пациенту предлагают указать изображение предмета из состава вариантов ответов, идентичное распознаваемому предмету, при правильном распознавании предмета в каждом упражнении пациент переходит к выполнению другого упражнения блока; в каждом упражнении третьего блока пациенту предоставляют трехмерное изображение сложного геометрического тела, выполненного с возможностью поворота в разных проекциях, варианты ответов представляют в виде трехмерных изображений простых геометрических тел, также выполненных с возможностью поворота в разных проекциях, пациенту предлагают выбрать из вариантов ответов те простые геометрические тела, которые входят в состав сложного геометрического тела, при правильном выборе на сложном геометрическом теле выбранное простое геометрическое тело выделяется цветом, в конце каждого блока упражнений на экран монитора выводят результаты, отражающие количественные показатели успешности выполнения упражнений, продолжительность каждого занятия составляет не более 35 минут.

2. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что изображения предметов, представленных для узнавания в упражнениях первого и второго блоков, выбраны из перечня предметов быта, окружающей среды пациента.

3. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что плоскостные изображения предметов в вариантах ответов в первом блоке упражнений представлены несколькими плоскостными видами.

4. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что последовательность выполнения упражнений в блоке и выбор блоков упражнений пациент осуществляет самостоятельно и/или с помощью врача.

5. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что поощрение правильно выполненного упражнения осуществляют в виде торжественного звукового сигнала, и/или короткометражного анимационного ролика с поощрительной надписью, и/или в виде анимационного видеоролика с демонстрацией правильного ответа.

6. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что неверный ответ пациента сопровождают спокойным «утешительным» звуковым сигналом, и/или анимационным роликом с текстом о неверном ответе, и/или последующим видеороликом с демонстрацией правильного ответа.

7. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что фиксируют время выполнения упражнения, время пауз выбора правильного ответа, правильность выбора, угол разворота изображения предмета для узнавания при его узнавании в проекциях осей X, Y, Z, общее количество выполненных упражнений, количество пройденных блоков, с сохранением всей информации в индивидуальной карточке пациента.

8. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что результаты, отражающие количественные показатели успешности выполнения упражнений после каждого занятия и/или по окончании курса занятий, пациенту демонстрируют в виде гистограмм и/или анимационного сопровождения.

9. Способ восстановления когнитивных функций при цереброваскулярной патологии по п. 1, отличающийся тем, что продолжительность курса занятий составляет не менее 10 дней.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации усилий человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии.

Изобретение относится к медицинской технике. Система для предоставления светового лечения субъекту в то время, когда субъект спит, включает в себя маску для сна, содержащую экран для покрытия глаз субъекта, крепление на голову для закрепления экрана в месте на лице субъекта, размещенные в экране световые модули для предоставления излучения к глазам субъекта, размещенные в экране и/или в креплении для головы ЭЭГ-электроды, и процессор (42), взаимодействующий со световыми модулями и ЭЭГ-электродами.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения детских неврозов, невротических расстройств и тревожно-депрессивных состояний. Проводят анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния у детей-пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов.

Изобретение относится к области музыкальной терапии. Технический результат заключается в создании персонифицированной базы данных благотворных звуков.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, и может быть использовано в том числе в неонатальной практике лечения пограничных психических расстройств.

Предлагаемая группа изобретений относится к развлекательной индустрии и может найти применение в благотворительных и социальных сферах деятельности по оказанию психологических услуг, а также в медицине, а именно в психотерапии, профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе для улучшения работы сердечно-сосудистой системы, укрепления иммунитета и снижения сахарного диабета. По первому варианту осуществляют вызов психофизиологической реакции в виде смеха на измененное изображение клиента.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии и стоматологии, и может быть использовано для организации психотерапевтической помощи беременным женщинам при проведении стоматологических вмешательств.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитации, физиотерапии, и может быть использовано для лечения дискогенной радикулопатии. Для этого проводят медикаментозную терапию в течение 4-5 дней путём внутривенного капельного введения со скоростью 30-35 капель в минуту смеси лекарственных препаратов, содержащей 30 мл раствора актовегина для инъекций, 8-16 мг дексаметазона на 200 мл 0,9% раствора хлористого натрия. В конце инфузии добавляют 100 мг толперизина. Через 30-60 минут после введения препаратов осуществляют процедуры мануальной терапии и физиотерапии. При этом физиотерапия включает воздействие по паравертебральным точкам со здоровой стороны электромагнитным излучением крайне высокочастотной информационно-волновой терапии частотой 55,3-78,33 ГГц с экспозицией 4-5 мин на точку числом не более 4. С 3-го дня медикаментозной терапии в комплекс лечения дополнительно включают горизонтальное подводное вытяжение позвоночника и психотерапевтический комплекс. Способ обеспечивает выраженную динамику уменьшения болевого синдрома, симптомов натяжения, значительный прирост объёма движений, улучшение репаративных процессов, улучшение кровоснабжения нервного корешка, уменьшение явлений мышечно-тонического синдрома. 2 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и реабилитации, и может быть использовано при психогенных расстройствах, таких как адаптационные реакции, эмоциональные нарушения, психовегетативные, психосоматические и невротические расстройства. Проводят телесно-ориентированную психотерапию (ТОП), включающую телесные трансовые техники и комплекс психофизиологических упражнений. При этом сначала проводят диагностическую часть, содержащую психологические тесты, психофизиологические методики для объективного выявления симптомов-мишеней ТОП по показателям тестирования, таких как тревога, психоэмоциональное напряжение, преобладание процессов возбуждения, вегетативная дисфункция, на основании которых проводят психообразовательную часть, в которой на доступном уровне разъясняют происхождение психологической и телесной симптоматики, психологические основы телесных блоков по В. Райху, а также объясняют механизмы воздействия ТОП для устранения этих симптомов. Затем поэтапно осуществляют психокоррекционную часть групповым методом. На первом этапе проводят телесную трансовую технику с внушением образа шара, совершающего движения по телу, расслабляющего все группы мышц для установления контакта со своим телом до обучения пациента состоянию расслабления. После этого проводят курс занятий с внушением опоры как ресурсного состояния. На втором этапе выполняют комплекс психофизиологических упражнений с фиксацией на своих ощущениях, проводимых последовательно «сверху вниз»: для около глазных, мышц шеи, плечевого пояса, области диафрагмы, пресса, ягодичных и мышц бедер. Каждое упражнение выполняют до уменьшения или полного расслабления мышечных зажимов и блоков тела, при этом перед выполнением комплекса упражнений проводят вербальное внушение состояния опоры. Последнее психофизиологическое упражнение выполняют лежа на полу с вытягиванием конечностей в такт с дыханием. Каждое занятие завершают описанием участниками своих состояний, затем повторно проводят диагностическую часть для контроля психовегетативного статуса организма пациента. Способ позволяет повысить эффективность психотерапии психогенных расстройств за счет выявления симптомов мишеней ТОП и проведения комплекса психофизиологических упражнений. 3 з.п. ф-лы, 2 пр.
Изобретение относится к психологии и к медицине, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. После определения вида зависимости или состояния пациента диагностируют причину, лежащую в их основе. Определяют степень доминирования сенсорных каналов восприятия информации пациентом. Составляют формулы внушения с фиксацией на доминирующем канале восприятия информации и учетом степени доминирования других каналов. При этом в основе текста формул внушения лежит задача отрицания установок, являющихся причинами зависимого поведения и замена их на установки, позволяющие освободится от зависимых состояний. Разрабатывают 2 текста: первый текст направлен на формирование негативного отношения к отрицательным установкам, а второй текст направлен на формирование позитивного отношения к установкам, которые должны заменить отрицательные установки. Проводят психодиагностику по определению сенсорных предпочтений для каждого сенсорного раздражителя с выявлением неприятного и приятного подкрепления, на основании полученной информации пациент произносит и записывает на звуконоситель тексты формулы. Далее он проводит аутотренинг, в процессе которого прослушивает первый текст формулы первые шесть дней по утрам в сопровождении неприятного подкрепления сенсорных раздражителей, второй текст формулы прослушивают в первые шесть дней по вечерам в сопровождении позитивного подкрепления. В дальнейшем утром и вечером до конца курса. Способ позволяет повысить эффективность коррекции психических состояний и зависимостей человека за счет вовлечения в процесс коррекции всех пяти сенсорных каналов восприятия информации человеком. 5 з.п. ф-лы, 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития. Используют цветотерапию, а также предварительное тестирование психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста. Перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации. В рабочей зоне дети создают рисунки. В зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы. В ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках. О наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов. При доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии. Затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего. Далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях. После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Способ позволяет оказать положительное цветотерапевтическое воздействие на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием. 4 з.п. ф-лы, 31 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано для снижения анестезиологического риска при проведении лапароскопической холецистэктомии. Для этого перед операцией проводят оценку устойчивости пациента к оксидативному стрессу. Пациента тестируют на стабилографической платформе и рассчитывают P=95Fy60-70Fx60+4V+W, где Fy60 и Fx60 - 60% квантили спектральной плотности мощности колебаний центра давлений фронтальной и сагиттальной плоскостях (Гц), V - средняя скорость движения центра давлений (мм/с), W - вес пациента (кг). При значении Р<130 используют при проведении вводной анестезии тиопентал-натрия, в ходе периоперационной терапии используют раствор метилэтилпиридинола гидрохлорида и раствор, содержащий натрия фумарат и хлориды натрия калия и магния. При значении 130≤Р≤150 используют при проведении вводной анестезии кетамин, в ходе периоперационной терапии используют раствор метилэтилпиридинола гидрохлорида и раствор, содержащий натрия фумарат и хлориды натрия калия и магния. При значении Р>150 используют при проведении вводной анестезии пропофол, а при поддерживающей анестезии - севоран, без периоперационной антиоксидантной терапии. Способ обеспечивает безопасность, оперативность и снижение себестоимости предоперационного тестирования, приводя к эффективной коррекции антиоксидантной защиты при лапароскопической холецистэктомии. 2 табл.

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для психологической коррекции избыточного веса и ожирения. Проводят ознакомительный курс «Азбука стройности», включающий одну или несколько встреч длительностью до 4 ч, во время которого проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания. Затем проводят базовый курс по снижению избыточного веса «Школа стройности», включающий 4 сеанса по 4-4,5 ч. На первом сеансе при помощи рациональной психотерапии объясняют этапы предстоящей программы по снижению избыточного веса, заключают психотерапевтический контракт, при этом дают рекомендации по питанию и проводят медитативную технику, направленную на обучение чувству насыщения желудка. На втором сеансе обучают пациентов с помощью методов рациональной и когнитивной психотерапии навыкам подбора рациона и рационального питания, а также способам соблюдения коридора калорийности и завершают сеанс техникой «связного дыхания», направленной на ускорение обменных процессов и снятие эмоционального напряжения. На третьем сеансе проводят психологическую проработку причин переедания у пациентов, при этом на основании когнитивной модели осуществляют разбор ситуаций, в которых пациент сталкивается с экстернальным и эмоциогенным перееданием, обучают пациента способу преодоления данного паттерна поведения с разделением понятия голода и аппетита, проведением работы с мотивационным компонентом процесса снижения веса, завершают сеанс повторной техникой «связного дыхания». На четвертом сеансе обсуждают достигнутый результат и эмоциональное состояние пациента с корректировкой рекомендаций, дают рекомендации по преодолению состояний, вызывавших ранее реакцию переедания. Далее через месяц после четвертого сеанса проводят пятый сеанс в течение 2-3 ч, на котором обсуждают эмоциональное и физическое самочувствие пациента, темпы снижения веса, дают рекомендации по закреплению достигнутого результата, а также индивидуальные рекомендации пациенту по преодолению возникших сложностей в процессе снижения веса и проводят медитативную или дыхательную технику, направленную на снятие эмоционального напряжения и поддержки мотивации на дальнейшую работу. На протяжении всего периода коррекции проводят сеансы поддержки пациента «Индивидуальное психологическое консультирование», состоящие из проработки внутренних психологических ситуаций, связанных со сферой отношений, с семейными и с внутриличностными проблемами, с помощью методов когнитивно-поведенческой психотерапии оказывают помощь пациенту в снижении веса и преодолению рецидивов. Также для пациентов, которые не выполняют рекомендации по питанию и склонны к частым периодам рецидива и возврату к прежнему пищевому поведению проводят дополнительные курсы по снижению веса и ожирения. Способ позволяет повысить эффективность снижения веса за счет создания более эффективной системы психологической поддержки и предотвратить рецидивы на основе понимания и правильного использования психологических и поведенческих механизмов при соблюдении последовательности проводимых курсов коррекции. 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для снижения веса и для профилактики его набора. Обучают осознанному рациональному питанию, диете с пониженной энергетической ценностью, физической активности и массажу. Составляют совместно с пациентом план диеты на неделю по принципу включения дней: «худеем» - питание осуществляют по нижней границе коридора калорийности, «не набираем» - питание осуществляют по верхней границе коридора калорийности, «едим, что хотим» - питание без ограничений. Расчеты коридора калорийности производят следующим образом: сначала рассчитывают уровень основного обмена по формуле Харрисона-Бенедикта. Далее, полученную величину умножают на коэффициент физической активности, а конечный результат принимают за максимальное значение коридора калорийности. Далее, определяют минимальное значение коридора калорийности путем вычитания от полученного результата для профилактики набора веса до 300 ккал, а для лечения ожирения - до 800 ккал. Также совместно с пациентом подбирают продукты для составления меню в указанные дни. Ведут пищевой дневник и корректируют рацион питания с учетом изменившейся массы тела или при необходимости поддержания нормального веса. Способ позволяет создать условия для комфортного снижения веса за счет персонифицированного подхода к выбору режима питания и составу продуктов, нормализации обменных процессов в организме и получить стабильный лечебный эффект. 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, и может быть использовано в работе с супругами в кризисные переходные периоды, характеризующиеся психоэмоциональными конфликтами и противоречиями. Проводят диагностику глубины психологических проблем нервно-психической патологии партнеров. Проводят первый цикл, заключающийся в выделении самими партнерами вне эгоцентрических установок как своих положительных и отрицательных сторон характера, так и положительных и отрицательных сторон характера партнера. Проводят второй цикл, заключающийся в выполнении партнерами заданий по созданию неконфликтных, неэмоционально-разрушительных взаимоотношений в спокойной, комфортной обстановке. Проводят третий цикл, заключающийся в проведении методики нейролингвинистического программирования по устранению негативных отношений партнеров в прошлом и воссозданию положительных отношений в настоящем. В четвертом цикле, используя данные первого и второго циклов, проводят аудиальную, зрительную и ассоциативную методику нейролингвинистического программирования с суггестией неконфликтных, неэмоционально-разрушительных форм поведения для каждого из партнеров. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи пациентам за счет поэтапного проведения психотерапевтических циклов. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, методам саморегуляции, лечебной физкультуре и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, переутомления, снятия последствий стресса, обучения пациента навыкам психофизической саморегуляции. Последовательно выполняют следующие комплексы упражнений. Вначале - комплекс, направленный на синхронизацию движений нижней и верхней частей тела, где верхняя часть тела включает область шеи, шейно-грудного перехода, верхние конечности, область спины, груди, живота, а нижняя - область таза, пояснично-крестцового перехода, нижние конечности. Данный комплекс включает 2-8 упражнений в виде приседаний при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки, а сгибание ног - во время опускания руки, выполнение перекатов с пяток на носки с одновременными махами или вращениями рук во фронтальной, сагиттальной и/или горизонтальной плоскостях, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Далее выполняют комплекс из 2-5 упражнений, направленных на постановку диафрагмального и/или полного дыхания у пациента. Каждое упражнение выполняют от 3 до 5 мин. Далее - комплекс из 3-8 упражнений на развитие координации, в положении стоя и сидя включающий вращения рук, в положении лежа - поднятия и опускания ног. Каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Затем - комплекс из 3-10 идеомоторных упражнений в виде трех блоков. Первый блок - выполнение идеомоторных движений в суставах области шеи, шейно-грудного перехода и верхних конечностей, второй - идеомоторных движений мышц области спины, груди, живота, третий - идеомоторных движений в суставах области таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей. Каждое упражнение комплекса идеомоторных упражнений выполняют в количестве, кратном двум, причем равное количество раз для разных сторон. Каждый комплекс выполняют в течение 10-20 мин. Способ обеспечивает высокую эффективность психофизической саморегуляции организма при одновременном упрощении ее практической реализации. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.
Наверх