Мостоукладчик (варианты)

Изобретение относится к устройствам для укладки готовых мостов на подготовленную и неподготовленную площадку преимущественно в боевых условиях. Мостоукладчик содержит готовый мост и содержит транспортер с поворотной платформой, снабженной двумя рычагами, которые имеют возможность разъемно соединяться с одним концом укладываемого моста, и имеет промежуточное шасси, поддерживающее мост на расстоянии от транспортера не меньшем, чем расстояние от транспортера до центра тяжести сцепки «мост-транспортер», причем второй конец моста снабжен петлями для присоединения вертолета или связки вертолетов. Или на втором конце моста имеются два или более ракетных двигателей с суммарной тягой большей, чем половина веса моста. 2 н.и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для укладки готовых мостов на подготовленную и неподготовленную площадки преимущественно в боевых условиях.

Известны военные мостоукладчики различных конструкций, см. например, пат. №23992369. Однако они обладают небольшими возможностями - длина моста не более 15-20 метров.

Задача и технический результат изобретения - повышение длины укладываемого моста. Данный мостоукладчик позволит укладывать готовые мосты длиной до 100 метров и весом до 500 тонн, то есть перекрывать пролет длиной до 90-95 метров в зависимости от прочности грунта.

ВАРИАНТ 1. Для этого мостоукладчик содержит транспортер (далее - «машина») с поворотной платформой, снабженной двумя рычагами, которые имеют возможность разъемно соединяться с одним концом укладываемого моста, и имеет промежуточное шасси (далее - «тележка»), поддерживающее мост на расстоянии от транспортера, не меньшем, чем расстояние от транспортера до центра тяжести сцепки «мост-транспортер», причем второй конец моста снабжен петлями для присоединения вертолета или связки вертолетов.

Если один вертолет не сможет поднять половину моста, то можно применить изобретение «Устройство для соединения вертолетов», пат. №2446991.

Машина должна быть достаточно тяжелой и выполненной на базе танка, а тележка, наоборот, - должна быт как можно легче.

Самый простой вариант мостоукладчика для мостов длиной 30-40 метров может иметь простую неповоротную относительно моста, неуправляемую, неприводную, неподрессоренную, находящуюся на постоянном месте относительно моста тележку.

Однако для лучшей проходимости желательно, чтобы тележка имела двигатель, трансмиссию и подвеску. Тележка может быть управляемой своим водителем, или дистанционно с машины. Машина может иметь для этого отдельного второго водителя-оператора.

Для лучшего прохождения поворотов и для лучшей маневренности тележка может иметь возможность поворачиваться относительно моста. Это, например, позволит в сложных дорожных условиях осторожно двигаться даже боком.

Для еще лучшей маневренности тележка может иметь возможность передвигаться по длине моста. Для этого желательно, чтобы нижний край каждой из двух ферм моста был выполнен в виде двутавра. Способность тележки передвигаться по мосту, во-первых, позволит более равномерно распределить вес моста между тележкой и машиной при транспортировке, а во-вторых, это даст некоторые преимущества при укладке моста (см. ниже).

ВАРИАНТ 2. Во время сильного противодействия противника, когда есть опасность, что вертолет (а тем более связка вертолетов) будет сбит или во время нелетной погоды возможен другой вариант.

В данном варианте вся конструкция мостоукладчика та же самая, но вместо петель для соединения с вертолетом на втором конце моста установлены два или более ракетных двигателя с суммарной тягой большей, чем половина веса моста.

Чтобы ракетные двигатели такой большой тяги - по 125 тонн каждый - не разворотили грунт в месте, предназначенном для второй опоры моста, они расположены на верхней части двух вертикальных или наклонных кронштейнов. Эти кронштейны могут быть съемными, чтобы можно было второй раз использовать и кронштейны, и двигатели. Или могут быть съемными только ракетные двигатели. Хотя это и необязательно, ведь ракетные двигатели могут потребоваться и при снятии моста, если он уже больше здесь не нужен.

А чтобы реактивная струя не была сконцентрирована на одном месте грунта, двигатели выполнены многосопловыми, причем их сопла направлены вниз под углом 10-15 градусов к вертикали.

То есть вместо одной мощной реактивной струи будет 10-15 более мелких, к тому же начинающихся на значительной высоте от грунта (примерно 5-6 метров).

Ракетные двигатели можно использовать твердотопливные с достаточным временем работы, но лучше использовать жидкостные - они, во-первых, позволяют управлять тягой, во-вторых, они могут быть в любой момент выключены. Двигатели должны быть повышенной прочности - стойкими к попаданию пуль и осколков. Запас топлива для них может быть расположен на втором конце моста, а может быть расположен в машине или в прицепе.

Желательно, чтобы мостоукладчик имел систему автоматического управления ракетными двигателями на основе гироскопа. Иначе тяга двигателей может оказаться недостаточной или, наоборот, - избыточной. Возможно и ручное управление тягой, но для этого оператор такого управления должен иметь хороший навык и большой опыт.

ВАРИАНТЫ 1, 2. Для еще лучшей маневренности обоих вариантов мостоукладчика мост может быть закреплен относительно машины продольно подвижно. Однако это потребует отсутствия на машине каких-либо надстроек, кабин, агрегатов.

Здесь надо пояснить, что в момент установки моста на грунт на машину действует большая опрокидывающая сила - машина весом 50 тонн ставит перед собой конец моста весом 500 тонн, то есть на рычаги машины приходится усилие, равное половине веса моста - 250 тонн. Чтобы машина не опрокинулась через переднюю часть, во-первых, ставить мост нужно как можно ближе к машине, а во-вторых, центр тяжести самой машины должен быть существенно смещен назад.

Однако, если на машине не будет надстроек, то окажется недостаточно места для водителей, агрегатов, запаса жидкого реактивного топлива и т.п., а главное - ее центр тяжести окажется недостаточно смещен назад. Поэтому такая машина может иметь прицеп, который закреплен на ней с возможностью его поднятия или фиксации в вертикальном направлении.

Простейшим таким механизмом может быть параллелограммный механизм из двух треугольных кронштейнов и гидроцилиндра. Он позволяет прицепу поворачиваться в определенных пределах и позволяет зафиксировать или поднять прицеп.

На фиг. 1 показан мостоукладчик по варианту 2, на фиг. 1, 2 показаны два способа укладки моста, на фиг. 4 показана машина мостоукладчика с прицепом.

Мостоукладчик на фиг. 1 состоит из машины 1 с поворотной платформой 2 с двумя рычагами 3. На машине 1 на рычагах 3 шарнирно закреплен мост 4 (ввиду большой длины показан фрагментарно), средняя часть которого опирается на тележку 5. На втором конце моста имеются два вертикальных кронштейна 6 с многосопловыми жидкостными ракетными двигателями 7 на верхнем конце.

Мостоукладчик по варианту 1 устроен аналогично. Но вместо кронштейнов с ракетными двигателями у него петли для присоединения вертолетов.

Машина 1 на фиг. 4 имеет прицеп 8, соединенный с машиной двумя треугольными кронштейнами 9 и гидроцилиндром 10.

Работает мостоукладчик по вариантам 1, 2 так: машина 1 и тележка 5 подвозят мост 4 к, допустим, берегу реки. При этом сначала тележка 5 находится вблизи второго конца моста (для лучшей управляемости). Затем может два варианта расположения тележки относительно моста - посередине моста (фиг. 2) и по центру тяжести ЦТ системы «мост-машина» (фиг. 3). В последнем случае время работы вертолета или ракетных двигателей будет меньше, так как мост дальше «высунулся» за правый на чертежах берег, и до противоположного берега ближе.

Когда тележка находится уже на краю берега, второй конец моста подхватывается вертолетом или включаются ракетные двигатели, и машина 1 продолжает движение. Если тележка 5 закреплена на мосту 4 продольно подвижно, то она некоторое время остается на краю берега (мост скользит по ее рольгангу), но когда к ней вплотную подъезжает машина 1, то тележка 5 съезжает в воду или с обрыва и повисает на мосту. Если берег и дно достаточно пологие, тележка может отсоединиться от моста и с небольшой высоты (около 0.5 метра) упасть на грунт или на дно, чтобы избавить мост от своего веса. Или тележка после установки моста может переместиться на второй конец моста (левый на чертеже).

При установке по варианту 1 в небоевых условиях после того, как вертолет поднимет второй конец моста, тележка может отсоединиться от моста и отъехать в сторону.

После того, как второй конец моста оказался над другим берегом, вертолет его опускает или плавно выключаются ракетные двигатели, и второй конец моста ложится на другой берег.

После этого машина 1 включает гидроцилиндры поворота рычагов 3 (гидроцилиндр не показан), рычаги поворачиваются (на чертеже - против часовой стрелки) и опускают мост на правый берег. При этом машина 1 может включить задний ход на пробуксовке. Остается вручную или сервоприводом вынуть штыри, соединяющие мост с рычагами 3, и машина может проехать по мосту или отъехать назад.

Мост готов к эксплуатации.

При транспортировке моста имеет смысл расположить машину и тележку примерно на расстоянии 20-25% длины моста от концов моста. Это позволит проходить крутые повороты и небольшие неровности дороги. Транспортировку следует производить в положении «машиной вперед», чтобы водитель хорошо видел дорогу. А перед местом укладки мостоукладчик может развернуться, причем буквально «на месте» - машина пускается влево, а тележка - вправо. Хотя, если на тележке имеется свой водитель, то можно осуществлять транспортировку «тележкой вперед».

Мост длиной 100 м и весом 500 т может оказаться трудно или невозможно провезти к месту укладки - могут не выдержать такой нагрузки имеющиеся по пути мосты, мост может не уложиться в крутой поворот (ляжет диагональю), или окажутся слишком крутыми перепады рельефа по высоте. Тогда мост может быть изготовлен разъемным, например, две части по 20 м и две - по 30 м, и собран недалеко от мета укладки. Причем для облегчения проезда могут быть произведены некоторые подготовительные работы - засыпаны канавы, срезаны бугры, спилены деревья и т.п.

1. Мостоукладчик, содержащий готовый мост и укладывающую машину, отличающийся тем, что содержит транспортер (далее - «машина») с поворотной платформой, снабженной двумя рычагами, которые имеют возможность разъемно соединяться с одним концом укладываемого моста, и имеет промежуточное шасси (далее - «тележка»), поддерживающее мост на расстоянии от транспортера не меньшем, чем расстояние от транспортера до центра тяжести сцепки «мост-транспортер», причем в качестве укладывающей машины использован вертолет или связка вертолетов, присоединяемые к петлям на втором конце моста.

2. Мостоукладчик по п. 1, отличающийся тем, что тележка имеет двигатель, трансмиссию и подвеску.

3. Мостоукладчик по п. 1, отличающийся тем, что тележка имеет возможность поворачиваться относительно моста.

4. Мостоукладчик по п. 1, отличающийся тем, что тележка имеет возможность передвигаться по длине моста.

5. Мостоукладчик, содержащий готовый мост и укладывающую машину, отличающийся тем, что содержит транспортер (далее - «машина») с поворотной платформой, снабженной двумя рычагами, которые имеют возможность разъемно соединяться с одним концом укладываемого моста, и имеет промежуточное шасси (далее - «тележка»), поддерживающее мост на расстоянии от транспортера не меньшем, чем расстояние от транспортера до центра тяжести сцепки «мост-транспортер», причем в качестве укладывающей машины используют два или более ракетных двигателя на втором конце моста с суммарной тягой большей, чем половина веса моста.

6. Мостоукладчик по п. 5, отличающийся тем, что ракетные двигатели расположены на верхней части двух вертикальных или наклонных кронштейнов.

7. Мостоукладчик по п. 5, отличающийся тем, что двигатели выполнены многосопловыми, причем их сопла направлены вниз под углом 10-15 градусов к вертикали.

8. Мостоукладчик по п. 5, отличающийся тем, что имеет систему автоматического управления ракетными двигателями на основе гироскопа.

9. Мостоукладчик по п. 5, отличающийся тем, что мост закреплен относительно машины продольно подвижно, а машина имеет прицеп, который закреплен на ней с возможностью его поднятия или фиксации в вертикальном направлении.

10. Мостоукладчик по п. 8, отличающийся тем, что для поднятия или фиксации прицепа имеет параллелограммный механизм из двух треугольных кронштейнов и гидроцилиндра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в разборных мостах. Способ транспортировки и монтажа пролетного строения моста определяется конструкцией пролетного строения.

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано для погрузки и разгрузки штурмового колейного моста на железнодорожную платформу при перевозке к месту наведения переправ через водные и суходольные преграды, а также для устройства временных быстронаводимых мостовых переправ в районах стихийных бедствий.

Изобретение относится к области военной инженерной техники, а конкретно к мостоукладчикам, выполненным на базовом танковом шасси, способным транспортировать и укладывать штурмовые двухколейные мосты на препятствия в боевых условиях, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Изобретение относится к военной инженерной технике, а конкретно к механизированным комплексам, состоящим из сборно-разборных мостовых конструкций, мостосборочных машин для сборки и укладки на преграду мостовой конструкции и транспортировщиков для перевозки элементов мостовой конструкции.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к мостоукладчикам. .

Изобретение относится к передвижным сборно-разборным мостам. .

Изобретение относится к передвижным сборно-разборным мостам. .

Изобретение относится к сборно-разборным мостовым конструкциям и может быть использовано в механизированном комплексе для перевозки элементов мостовой конструкции.

Изобретение относится к средствам инженерного вооружения Сухопутных войск и предназначено для устройства мостовых переходов через каналы, узкие реки, овраги и другие препятствия.

Изобретение относится к средствам инженерного вооружения сухопутных войск и предназначено для устройства мостовых переходов через каналы, узкие реки, овраги и другие препятствия.

Изобретение относится к мостоукладчикам. Мостоукладчик включает самоходное шасси, механизм укладки и колейное пролетное строение моста, каждая колея которого состоит из средней секции и шарнирно соединенных с ней посредством проушин и штырей концевых секций. Пролетное строение моста выполнено из средней колеи и шарнирно соединенных с ней с возможностью поворота в вертикальной плоскости крайних колей, фиксируемых в верхнем рабочем положении или в нижнем транспортном положении. В верхнем рабочем положении крайние колеи совместно со средней колеей образуют мост со сплошной проезжей частью без межколейного промежутка. Повернутые в нижнее транспортное положение крайние колеи образуют конструкцию прямоугольного очертания в поперечном сечении шириной не более ширины самоходного шасси. Использование предлагаемого устройства позволит повысить пропускную способность возводимого мостоукладчиком моста на 25-30%. 7 ил.

Изобретение относится к механизированным мостам. Промежуточная опора включает раздвижной ригель, две пары верхних стоек, две пары нижних стоек с опорными плитами, притом нижние стойки телескопически установлены в верхние и могут в них перемещаться и фиксироваться. На опорной поверхности плиты, выполненной в виде круга, в центре установлен фиксатор в виде наконечника штыря, при этом по периметру вписанного квадрата в круг опорной поверхности каждой плиты установлены в пазах грунтозацепы, притом диагонали вписанного квадрата с грунтозацепами параллельны соответствующим продольным осям промежуточной опоры и механизированного моста. Технический результат - повышение продольной и поперечной устойчивости механизированного моста. 9 ил.
Наверх