Цистерна для хранения и/или транспортировки текучей среды под давлением и железнодорожная цистерна

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта для перевозки опасных грузов, а именно к вагонам-цистернам для перевозки сжиженных углеводородных газов. Цистерна для хранения и/или транспортировки текучей среды под давлением содержит сосуд с, по меньшей мере, тремя кольцевыми элементами обечайки, крайние из которых соединены с торцовыми днищами. Нижняя часть 5432 кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, снабжена поддоном 24, а ее верхняя часть - стаканом 35, ориентированным вертикально и содержащим обечайку 352 и дно 351, в котором выполнен патрубок люка с крышкой 20, на которой размещена сливо-наливная арматура. Высота патрубка и обечайки 352 стакана 35 выбрана таким образом, что вентили и клапаны арматуры не выступают за кромку 3521 обечайки 352. Кромка 3521 отступает от наружной поверхности кольцевого элемента обечайки 352, на расстояние А, меньшее суммарной высоты h патрубка, вентилей и клапанов сливо-наливной арматуры. Изобретение повышает надежность и безопасность цистерны в аварийных ситуациях. 2 н. и 26 з.п. ф-лы, 15 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта для перевозки опасных грузов, а именно к вагоноцистернам для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) - сжиженных под давлением углеводородов, например пропана, бутана и их смесей.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов (далее по тексту - цистерны) являются специализированным типом подвижного состава. В общем виде перевозимый в цистернах груз - сжиженные углеводородные газы (СУГ) - хранится и транспортируется под избыточным давлением, поэтому на котлы цистерн распространяется действие «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора России [1].

Кроме того, в силу своих физико-химических свойств, СУГ, при транспортировании их железнодорожным транспортом, являются опасными грузами, поэтому на организацию перевозок, содержание цистерн в технически исправном состоянии, ремонт и техническое обслуживание цистерн распространяется действие «Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» [2] и требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Необходимо соблюдать также правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам [3].

В этой связи железнодорожные цистерны должны удовлетворять требованиям российских и международных действующих нормативных документов, определяющих порядок эксплуатации подвижного состава для перевозки опасных грузов. При этом

чрезвычайно важными для обеспечения безопасности перевозок являются параметры основного элемента конструкции цистерны-котла в виде сосуда, работающего под давлением, и техническое состояние сливо-наливной арматуры [4].

В качестве примера приводятся характеристики вагон-цистерны 15-9872 для перевозки сжиженных углеводородов [5]. Вагон-цистерна 15-9872 предназначена для перевозки по железным дорогам колеи 1520 мм сжиженных углеводородных газов с давлением насыщенных паров при температуре 50°C не более 1,928 МПа (19,28 бар) и их смесей, а также жидкостей с плотностью не более 0,731 т/м3 [5].

В цистерне можно перевозить широкую номенклатуру СУГ, включающую в себя пропан, бутан и прочие газы, и их смеси, различающиеся по своим химическим и физическим свойствам. Общим для всех этих продуктов является то, что при низких температурах (до -40°C) и давлении не более 2,026 МПа (20 кгс/см2) они переходят в жидкую фазу. По степени опасности все они относятся к классу 2.3 - воспламеняющиеся (горючие) газы.

Сосуд (котел) цистерны рассчитан на рабочее давление 2,026 МПа (20 кгс/см2) и имеет толщину стенки цилиндрической части 20 мм, а днищ - 22 мм. Люк диаметром 528 мм располагается в средней части котла.

Сливоналивная, контрольно-измерительная арматура и предохранительный клапан размещаются на крышке люка; арматура закрыта защитным колпаком. Сливо-наливная арматура включает три вентиля (два жидкостных и один газовый). Контрольно-измерительная арматура включает два вентиля контроля предварительного и предельного уровня наполнения, вентиль контроля слива, вентиль для зачистки остатков продукта.

В работе [6] отмечается, что цистерна представляет собой сварной цилиндрический сосуд со сферическими днищами, расположенный на четырехосной платформе. В верхней части цистерны по вертикальной оси симметрии имеется люк-лаз с внутренним диаметром 450 мм. Крышка люка выполнена в виде плоского фланца, на котором расположены сливо-наливная и предохранительная арматура и арматура для контроля сливо-наливных операций. Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком диаметром 685 мм, высотой 426 мм с отверстием для выпуска газа в случае срабатывания предохранительного клапана.

Таким образом, вагон-цистерна имеет люк диаметром 528 мм, который вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком диаметром 685 мм, высотой 426 мм с отверстием для выпуска газа в случае срабатывания предохранительного клапана.

Эксплуатация цистерн для перевозки сжиженного газа под большим давлением регламентируется специальными правилами. Для защиты цистерн с газом от нагрева солнечными лучами в некоторых случаях применяются теневые защитные кожухи, окрашенные в светлый цвет и расположенные над верхней частью сосуда (котла).

Большое давление сжиженного газа внутри котла обуславливает значительную толщину стенок сосуда (20 мм и более), которая взята с запасом на случай аварийных ситуаций. Налив и слив сжиженного газа в газовых цистернах производится через вертикально расположенные трубы, укрепленные внизу в поддоне, предназначенном для обеспечения полноты разгрузки. Сливо-наливная арматура расположена наверху котла и защищена дугами безопасности для предотвращения ее от повреждений при крушениях цистерн. Кроме того, для предотвращения пробоя днища сосуда (котла) корпусом автосцепки при крушении перед ним на определенном расстоянии на консольной части рамы цистерны установлен защитный щит безопасности, который воспринимает на себя удар расцепившегося корпуса автосцепки при крушении. Рассмотрим случай разгерметизации цистерны при повреждении арматуры, расположенной на крышке люка цистерны.

На Фиг. 1-4, которые приводятся в работе [7], показано расположение предохранительного колпака на вагон-цистерне (Фиг. 1), расположение запорно-предохранительной арматуры на крышке люка цистерны (Фиг. 2), схема расположения сливо-наливных и уравнительного вентилей на крышке люка железнодорожной цистерны (Фиг. 3), схема расположения вентилей для контроля уровня налива и слива сжиженного газа в железнодорожной цистерне.

Из Фиг. 2 видно, что на крышке люка располагаются девять выступающих деталей в сборе - восемь вентилей и один предохранительный клапан; эти детали могут повредиться при сносе или повреждении предохранительного колпака 3 в результате аварии или при опрокидывании цистерны. В результате повреждения вентилей или предохранительного клапана возможна утечка пожаро- и взрывоопасного углеводородного газа.

При утечке СУГ из вагон-цистерны в атмосферу возможны следующие аварийные ситуации:

а) пролив жидкого СУГ на грунт и возможность обморожения при контакте с жидким пропаном, имеющим температуру минус 42°C;

б) образование пожара пролива, образование факела пламени при утечке СУГ;

в) образование огненного шара в результате перегрева цистерны от факела пламени при утечке СУГ;

г) взрыв образовавшейся при утечке СУГ смеси воздуха с углеводородным газом, с образованием ударной волны и мощного теплового излучения.

Согласно аварийной карточке №206 на опасные грузы пропан, бутан [8] радиус безопасной зоны при аварии указанных цистерн составляет 200 метров, в том числе при пожаре.

При крупных авариях с опасными грузами на объектах железнодорожного транспорта опасные факторы аварий могут приводить к поражению людей, а также зданий и сооружений населенных пунктов и промышленных объектов, расположенных на прилегающей территории.

В руководстве [9] рассмотрены следующие опасные факторы аварий с опасными грузами СУГ:

а) образование взрывоопасных зон загазованности;

б) воздушная ударная волна взрывов облаков топливно-воздушных смесей (ТВС);

в) тепловое излучение при горении сжиженных углеводородных газов;

г) токсичные выбросы.

В руководстве [9], в качестве примера, определен радиус зон поражения при взрыве облака топливовоздушной смеси (ТВС) при аварии цистерны с пропаном. Исходные данные: аварийная разгерметизация стандартной цистерны емкостью 54 м3 с сжиженным пропаном при получении пробоины площадью S0=25 см2 и при мгновенной разгерметизации цистерны (проливе всего количества СУГ). Мгновенная разгерметизация цистерн возможна при перегреве цистерны во время пожара.

Границы зон поражения при истечении СУГ из пробоины определяются с учетом следующих факторов. Масса газа в облаке топливовоздушной смеси согласно расчетам принимается равной 2360 килограммам. Были определены границы зон поражения людей и границы повреждения зданий:

Границы зон поражения людей:

а) тяжелые поражения - R1=42 м;

б) порог поражения - R2=480 м.

Границы повреждения зданий:

а) полные разрушения - R1=42 м;

б) сильные разрушения - R2=60 м;

в) средние разрушения - R3=85 м;

г) умеренные разрушения - R4=160 м;

д) малые повреждения - R5=480 м.

Границы зон поражения при мгновенной разгерметизации цистерны. При мгновенной разгерметизации цистерны, масса газа в облаке ТВС составляет 15,5 тонны. Границы зон поражения соответственно изменяются. Ниже приводятся результаты расчетов по изложенной выше методике для людей.

Границы зон поражения людей:

а) тяжелые поражения - R1=80 м;

б) порог поражения - R2=900 м.

Границы повреждения зданий:

а) полные разрушения R1=80 м;

б) малые повреждения R2=900 м.

Указанные выше данные приведены в руководстве [9].

Полученные значения радиусов зон безопасности людей и радиусов зон поражения зданий при истечении СУГ из пробоины (радиус зоны безопасности людей R=480 м) и при мгновенной разгерметизации цистерны (радиус зоны безопасности людей R=900 м) свидетельствуют о большой важности предотвращения повреждения целостности как самого котла цистерны, так и арматуры на крышке люка цистерны.

Взрыв двух цистерн с пропаном при крушении и последующем пожаре поезда из 69 вагонов и цистерн на станции Белая Калитва Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) известен из публикации [10]. В результате превышения скорости с рельс сошли 17 вагонов и цистерн. Род груза: первые два вагона - сталь, 3 и 4 вагон - пропан (аварийная карточка №206), 5 вагон - фанера, с 6 по 17 - масло растительное, 18-й и 19-й - бензин моторный (аварийная карточка №305), 21 вагон - мазут (аварийная карточка №309), 22 вагон - метиленхлорид (аварийная карточка №605), 23 и 24 вагон - натрия гидроксид твердый (аварийная карточка №808), далее по составу вагоны с опасным грузом отсутствуют - фанера, лес, черный и цветной металл. Общее количество пострадавших достигло 52 человек. В результате случившегося повреждено 53 вагона. 12 вагонов сгорели полностью, 41 вагон имеет различные повреждения. Полностью уцелели лишь 16 вагонов. Площадь возгорания разлившихся при аварии нефти, мазута и подсолнечного масла составила около 1,5 тысяч квадратных метров. Въезды к месту пожара были оцеплены, движение поездов на аварийном участке дороги закрыли. В городе Белая Калитва Ростовской области был введен режим чрезвычайной ситуации. Эвакуированы 2,7 тысячи человек. Сильно пострадали жилые дома, прилегающие к станции. Аварийно-восстановительными бригадами СКЖД вывезено 1320 тонн металлолома, восстановлено 650 метров железнодорожного полотна. Ущерб железной дороги составил 250 млн рублей. Плюс ущерб от утраты груза - 30÷40 миллионов рублей. Ущерб местным жителям составляет 23,4 миллиона рублей. Общий ущерб превышает 300 миллионов рублей [10].

Поэтому необходимо заблаговременно принимать меры по смягчению и предупреждению аварийных ситуаций при перевозках СУГ в железнодорожных цистернах. При авариях и крушениях поездов возможны следующие ситуации: сход цистерн, столкновение цистерн друг с другом, столкновение цистерн с вагонами, столкновение цистерн с железнодорожными путями и сооружениями, а также переворот цистерн. При этом сосуд (котел) цистерн подвергается сильным ударам и деформациям, что приводит к пробою стенок сосуда (котла), повреждению защитного колпака 3 цистерн и повреждению запорной сливо-наливной арматуры цистерн. Для предотвращения пробоя сосудов (котлов) цистерн конструкторы закладывают повышенный запас прочности, увеличивая толщину стенок материала сосуда (котла). Выступающая за пределы котла сливо-наливная арматура цистерн защищается от возможного повреждения защитным колпаком 3.

Рассмотрим известные способы повышения прочности котлов вагон-цистерн для перевозки жидких грузов подробнее.

В авторском свидетельстве СССР №1606372 предлагается конструировать сосуд (котел) для железнодорожной цистерны с дифференциальным распределением толщин стенок элементов вдоль котла, что обеспечивает повышение прочности сосуда (котла) [11].

Известны железнодорожные цистерны для перевозки опасных грузов (хлор, аммиак и другие), состоящие из сосуда (котла), укрепленного на платформе, колпака для защиты сливо-наливной арматуры, ходовых частей, автосцепного и тормозного оборудования [12].

Железнодорожные цистерны, указанные в работах [11, 12], не имеют защитных устройств, предотвращающих повреждение сливоналивной арматуры при аварийных ситуациях, в особенности, при перевороте цистерны.

Этот недостаток устранен в железнодорожной цистерне [13]. Цистерна включает сосуд (котел), состоящий из обечайки и днищ, ходовую часть, колпак для сливо-наливной арматуры, не менее двух предохранительных дуг, установленных на котле сверху по обе стороны колпака со стороны днищ, высота которых превышает высоту колпака, а концы закреплены на котле, причем каждая дуга снабжена не менее чем одним поперечным и не менее чем одним продольными раскосами, один из каждых концов которых закреплен на дуге, а второй конец закреплен на котле [13].

Предохранительные дуги защищают колпак со сливо-наливной арматурой при крушениях и переворотах цистерны на твердой почве. При перевороте цистерны на мягком грунте предохранительные дуги могут войти в грунт. В этом случае возможно повреждение колпака и сливо-наливной арматуры и выброс опасного вещества в окружающую среду.

Защита колпака со сливоналивной арматурой при крушениях и переворотах цистерны на мягком грунте предусмотрена в работе [14]. В предлагаемой цистерне, включающей котел, состоящий из обечайки и днищ, ходовую часть, колпак для сливоналивной арматуры, не менее чем две предохранительные дуги, установленные на котле сверху по обе стороны колпака со стороны днищ, высота которых превышает высоту колпака и концы которых закреплены на котле, причем каждая дуга снабжена не менее чем одним поперечным и не менее чем одним продольным раскосами, один из концов каждого раскоса закреплен на дуге, а второй конец закреплен на котле, причем верхняя часть дуги снабжена жестко прикрепленным к ней предохранительным листом, поверхность которого расположена параллельно верхней образующей котла. Кроме того, к продольным раскосам сверху жестко прикреплен дополнительный предохранительный лист [14].

Наличие предохранительных листов позволяет повысить надежность защиты сливоналивной арматуры и колпака от повреждения при переворотах цистерны и продольных ее перемещениях в перевернутом состоянии. Это позволяет сократить расходы на обеззараживание территорий, где могут происходить крушения поездов, в составе которых имеются цистерны, и когда происходит разгерметизация цистерн и загрязнение окружающей среды опасными грузами, перевозимыми в цистерне.

В работе [15] отмечается, что наличие сплошных дуг усложняет эксплуатацию средств управления сливоналивными приборами при расположении их в стороне от колпака. Для повышения удобства в эксплуатации, обслуживании и ремонте средств управления сливо-наливной арматурой предлагается изменить конструкцию предохранительных дуг.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемой цистерне, включающей котел, состоящий из обечайки и днищ, ходовую часть, колпак для сливо-наливной арматуры, не менее чем две предохранительные дуги, установленные на котле сверху по обе стороны колпака со стороны днищ, высота которых превышает высоту колпака и концы которых закреплены на котле, причем каждая дуга снабжена не менее чем одним поперечным и не менее чем одним продольным раскосами, один из концов каждого раскоса закреплен на дуге, а второй конец закреплен на котле, согласно изобретению, по меньшей мере одна из дуг выполнена по меньшей мере из двух частей с промежутком между ними. Кроме того, промежуток между дугами смещен относительно оси симметрии котла, к продольным раскосам сверху жестко прикреплен защитный лист [15].

Конструкции дуг имеют прочность, достаточную для того, чтобы удержать на себе массу всей цистерны с грузом (в перевернутом положении и при переворотах), и могут изготавливаться, например, из труб диаметром не менее 70 мм. Наличие промежутка между дугами обеспечивает проход по всему котлу, улучшается обслуживание и ремонт сливо-наливной арматуры цистерны, повышаются удобства в эксплуатации.

Решение, раскрытое в Патенте России [15], выбрано в качестве прототипа для каждого из заявляемых объектов. Цистерна по патенту [15] имеет следующие недостатки:

(1) Наличие конструкции из предохранительных дуг и листов защищает сливоналивную арматуру и колпак цистерны от повреждения при переворотах цистерны и продольных ее перемещениях в перевернутом состоянии. При поперечных перемещениях цистерны в перевернутом состоянии возможно повреждение колпака и сливо-наливной арматуры.

(2) При аварийном опрокидывании цистерны не исключается повреждение колпака и сливоналивной арматуры цистерны выступающими металлическими и бетонными конструкциями, несмотря на наличие предохранительных дуг и листов.

(3) Верх цистерны загроможден конструкциями из предохранительных дуг и защитных листов. Это усложняет эксплуатацию средств управления сливоналивными приборами на железнодорожной эстакаде, затрудняет нанесение теплозащитного и противопожарного покрытия на поверхность котла цистерны, затрудняет установку, при необходимости, теневого экрана для предотвращения перегрева цистерны на солнце.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Слова «справа», «слева», «сверху», «снизу», «над», «под», «верх», «низ» и подобные им используются в настоящем тексте только для того, чтобы отличать одни части деталей от других в контексте и указать на взаимное расположение этих частей или целых деталей друг относительно друга, а не в качестве указания на какое-либо положение или ориентацию устройства и его частей в какой-либо абсолютной системе координат.

В частности, характеристики «верх» и «низ» и аналогичные им в настоящем тексте служат для указания на условные части, расположенные сверху цистерны при ее предполагаемой ориентации, когда она установлена на железнодорожную платформу. Таким образом, поддон 24, являющийся самой нижней точкой цистерны располагается внизу, и таким образом, можно считать, что поддон 24 располагается «внизу», а защитный колпак 39 дыхательной трубки 38, являющийся самой верхней точкой, всегда располагается «вверху».

В этой связи один элемент характеризуют как располагающийся «вверху» или «внизу» в зависимости от его положения относительно поддона или колпака 39 (а если наличие колпака по контексту не предполагается, или необязательно, тогда - относительно другой детали, имеющей наиболее удаленный габарит в направлении от поддона по вертикали).

При описании цистерны условились, что характеристика «продольный» указывает на ориентацию чего-либо вдоль габарита длины удлиненной детали (или вдоль оси симметрии, если таковая имеется), в одном контексте с которой употребляется данная характеристика. Аналогичным образом характеристика «поперечный» указывает на ориентацию чего-либо вдоль габарита ширины или поперек оси симметрии, если таковая имеется.

Номера позиций в формуле изобретения приводятся исключительно для наглядности и соответствуют, в частности, элементам конкретной формы выполнения устройства, изображенной на фигуре 1 чертежей, и описанной в настоящем тексте, при этом вовсе не имеется в виду, что объем испрашиваемой охраны только этой конкретной формой выполнения и ограничивается.

Если из настоящего текста не следует иное, термины и выражения, использованные в настоящем тексте, употребляются в значениях, которые известны из специальной литературы, в особенности из нормативно-технических документов Таможенного Союза, РФ и СССР, представленных в списке литературы и в нормативно-технических документах ОАО «РЖД» и его правопредшественников.

Термины «сосуд» и «котел» применительно к цистернам в настоящем тексте (и в специализированной литературе) применяются взаимозаменяемо.

Настоящее изобретение направлено на решение следующих технических задач.

Во-первых, необходимо убрать внутрь (хорошо защищенного) котла цистерны следующие элементы конструкции: сливо-наливные и уравнительные вентили, предохранительный клапан, вентили для контроля уровня налива и слива сжиженного газа в железнодорожной цистерне.

Во-вторых, верхнюю поверхность котла цистерны очистить от предохранительных дуг и защитных листов.

В третьих, обеспечить защиту сливо-наливной арматуры закрывающейся крышкой с запорно-пломбировочным устройством (ЗПУ) - механическим приспособлением, препятствующим несанкционированному доступу и которое позволяет визуализировать факт вмешательства в случае, если несанкционированное вскрытие такого устройства все же произошло.

В четвертых, в случае пожара цистерны или пожара возле или вокруг цистерны не допустить разрыва котла цистерны. В этом случае выброс газа должен происходить через динамически ослабленную крышку люка. Это позволит не допустить взрыва цистерны с радиусом поражения до 900 м. При выброс газа через динамически ослабленную крышку люка радиус поражения будет значительно меньше, так как взрывное горение будет происходить с участием меньшего количества вещества.

В пятых, в новой конструкции вагон-цистерны использовать существующую крышку люка цистерны, а также сохранить расположение запорно-предохранительной арматуры на крышке люка цистерны. Это позволит получить новую конструкцию вагоноцистерны путем небольшой доработки котла цистерны при использовании существующих крышек люка цистерны с запорно-предохранительной арматурой.

Технический результат настоящего изобретения состоит в повышении надежности и безопасности цистерны в аварийных ситуациях, при которых происходит переворот цистерны или может иметь место срезающее или сминающее воздействие на верхнюю часть цистерны.

Вышеуказанные задачи решены благодаря тому, что предлагаемая цистерна 51 для хранения и/или транспортировки текучей среды 45 под давлением содержит:

сосуд, включающий:

торцовые днища 44, 53, и,

по меньшей мере, три кольцевых элемента обечайки 541, 542, крайние из которых 541, 542 соединены с упомянутыми днищами 44, 53, а также содержащая

патрубок люка, снабженный фланцем 211,

крышку люка, установленную на упомянутом фланце,

сливо-наливную арматуру, размещенную на упомянутой крышке люка, при этом

нижняя часть 5432 упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, снабжена поддоном 24, а ее верхняя часть - стаканом 35, ориентированным, по существу, вертикально и содержащим обечайку 352 и дно 351,

упомянутый патрубок выполнен в дне 351 упомянутого стакана 35,

характеризующаяся тем, что в ней

высота упомянутого патрубка и упомянутой обечайки 352 стакана 35 выбрана таким образом, что вентили и клапаны упомянутой арматуры не выступают за кромку 3521 упомянутой обечайки 352 стакана 35, при этом упомянутая кромка 3521 упомянутой обечайки 352 стакана 35 отступает от наружной поверхности 1 упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, на расстояние А, меньшее суммарной высоты h патрубка, вентилей и клапанов упомянутой арматуры.

Как будет понятно специалисту, технический результат, который достигается при использовании настоящей цистерны в условиях аварийной ситуации достигается благодаря тому, что сливо-наливная арматура и вентили, расположенные в верхней части цистерны утоплены внутрь относительно наружной поверхности обечайки, а кромка стакана выступает наружу в существенно меньшей степени, нежели в известных цистернах, в которых патрубок крепится непосредственно к обечайке, а арматура защищена предохранительным колпаком. Это достигается за счет введения в конструкцию цистерны стакана и второстепенных деталей, адаптирующих сосуд со стаканом для целей эксплуатации в качестве железнодорожной цистерны для сжиженного газа.

В предпочтительной форме выполнения цистерны высота от верхней кромки 3521 упомянутой обечайки стакана 35 до наружной поверхности упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, по меньшей мере, в два раза, предпочтительно, по меньшей мере, в пять раз, особенно предпочтительно, по меньшей мере, в семь раз, еще более предпочтительно, по меньшей мере, в восемь раз меньше расстояния между внешней поверхностью упомянутой крышки и верхним габаритом упомянутой арматуры.

В еще более предпочтительной форме выполнения цистерны упомянутый фланец 1 патрубка люка может быть соединен с упомянутой крышкой люка посредством болтов.

В одной из предпочтительных форм выполнения цистерны упомянутый стакан 35 может быть снабжен дренажной трубкой 36 для вывода жидкого продукта из стакана в атмосферу, вход которой расположен вблизи уровня дна упомянутого стакана, а выход - в атмосфере. Жидкий продукт в стакане может образоваться при наличии негерметичости сливо-наливной арматуры, контрольно-измерительной арматуры, предохранительного клапана.

В еще одной предпочтительной форме выполнения цистерны выходное отверстие упомянутой дренажной трубки 36 может быть выведено на внешнюю поверхность упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, ниже уровня входного отверстия упомянутой дренажной трубки 36.

В другой предпочтительной форме выполнения цистерны упомянутый стакан 35 может быть снабжен трубой для отбора и подачи паров сжиженного газа 22, снабженной удлиняющей трубой 46, выполненной из нескольких сегментов, герметично соединенных между собой посредством шарниров, при этом свободный конец упомянутой удлиняющей трубы 46 с отверстием установлен на уровне выше уровня дна упомянутого стакана 35.

В одной из предпочтительных форм выполнения цистерны упомянутый стакан 35 может быть снабжен трубой для отбора и подачи паров сжиженного газа 22, снабженной сильфонной удлиняющей трубой 49, при этом свободный конец 48 упомянутой удлиняющей трубы 49 с отверстием может быть установлен на уровне выше уровня дна упомянутого стакана 35.

В другой предпочтительной форме выполнения цистерны упомянутый стакан 35 может быть снабжен откидной крышкой лаза, соединенной с сосудом посредством откидных болтов 41.

В еще одной предпочтительной форме выполнения цистерны, упомянутая крышка лаза может быть снабжена дыхательной трубой 38, конец которой прикрыт защитным колпаком 39.

В особенно предпочтительной форме выполнения цистерны упомянутая крышка лаза снабжена кольцевой выемкой 43 для динамического ослабления.

В еще более предпочтительной форме выполнения цистерны упомянутое дно 351 стакана 35 снабжено кольцевой выемкой 43 для динамического ослабления.

В одной из предпочтительных форм выполнения цистерны упомянутая сливо-наливная арматура может включать в себя сливо-наливные угловые вентили 12, 17, сообщенные со сливо-наливными трубами 23, и угловой уравнительный вентиль 14, сообщенный с трубой 22 для отбора и подачи паров сжиженного газа, каждый из которых (вентилей) снабжен скоростным клапаном 19.

В еще одной предпочтительной форме выполнения цистерны упомянутая сливо-наливная арматура дополнительно включает в себя дренажный вентиль, снабженный скоростным клапаном 19, размещенный на упомянутой крышке люка и подключенный к дренажной трубе 25.

В одной из предпочтительных форм выполнения цистерна дополнительно оснащена предохранительным клапаном, выполненным с возможностью срабатывания при внутреннем давлении, по меньшей мере, 2,533 МПа (25 кгс/см2) и при отрицательном внутреннем давлении.

В другой предпочтительной форме выполнения, цистерна может быть дополнительно снабжена арматурой для монтажа заземления.

В еще одной предпочтительной форме выполнения, упомянутая крышка люка может быть снабжена трубкой (карманом) 26 для погружения термометра и/или термопары.

В другой предпочтительной форме выполнения толщина элементов сосуда цистерны рассчитана на внутреннее давление, по меньшей мере, 2,026 МПа (20 кгс/см2), предпочтительно, по меньшей мере, 2,533 МПа (25 кгс/см2), особенно предпочтительно, по меньшей мере, 3,040 МПа (30 кгс/см2).

В одной предпочтительной форме выполнения цистерны отношение толщины стенки крайних кольцевых элементов обечайки 541, 542 к толщине стенки среднего(-их) кольцевого(-ых) элемента(-ов) обечайки, не являющего(-ихся) крайним(и), составляет 1:(1,10÷1,15).

В предпочтительной форме выполнения цистерны для обеспечения полноты опорожнения цистерны низ сосуда 34 может быть выполнен с уклоном к упомянутому поддону 24 как в продольном, так и в поперечном направлениях.

В предпочтительной форме выполнения цистерны ее внешняя поверхность покрыта антикоррозийной изоляцией.

В предпочтительной форме выполнения, цистерна снабжена фасонными лапами 8 для крепления к железнодорожной платформе 1.

В предпочтительной форме выполнения цистерны упомянутая текучая среда 45 представляет собой сжиженный под давлением углеводородный газ.

В еще одном своем аспекте изобретение относится к железнодорожной цистерне, содержащей любую из вышеописанных цистерн, платформу 1 и ходовую часть.

В предпочтительной форме выполнения железнодорожной цистерны упомянутая ходовая часть содержит силовой каркас, установленный на вагонных тележках, и сцепное устройство.

В предпочтительной форме выполнения железнодорожной цистерны платформа снабжена приспособлением для защиты упомянутых торцевых днищ 44, 53, выполненным в виде накладного металлического каркаса, включающего металлические подкосы, закрепленные в нижней части днища.

В предпочтительной форме выполнения:

а) железнодорожная цистерна может быть соединена с платформой 1 посредством стяжных хомутов 5;

б) железнодорожная цистерна может быть снабжена лестницей 6, выдерживающей нагрузку, по меньшей мере, 150 кг;

в) зона, прилегающая к люку железнодорожной цистерны, может быть снабжена площадкой 4.

Изобретение может быть использовано для повышения безопасности перевозок указанных сжиженных углеводородных газов, а также для перевозки пентана и других газов.

Некоторые признаки, не упомянутые выше в явной форме, но присущие вышеописанным устройствам и отдельным деталям, могут очевидным образом следовать для специалиста из общих требований, которые обычно предъявляются к устройствам или деталям такого рода и/или их разновидностям. В частности, такие признаки могут следовать из нормативно-технических документов, устанавливающих обязательные требования, которым должны соответствовать устройства определенного назначения и без выполнения которых его эксплуатация не допускается.

Если какой-либо из частных вариантов, описанный в настоящем тексте, прямо не заявлен в формуле изобретения, его следует рассматривать в качестве эквивалента ближайшей заявленной по формуле форме реализации изобретения; не следует рассматривать такую ситуацию в качестве добровольного отказа от притязаний.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Фиг. 1. Схематичное изображение известного железнодорожного вагона-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов из работы [7].

Фиг. 2. Вид сверху на крышку люка известной железнодорожной цистерны из работы [7].

Фиг. 3. Схема расположения сливо-наливных и уравнительного вентилей на крышке люка железнодорожной цистерны из работы [7].

Фиг. 4. Схема расположения вентилей для контроля уровня налива и слива сжиженного газа в железнодорожной цистерне из работы [7].

Фиг. 5. Схема расположения сливо-наливных и уравнительного вентилей на крышке люка, заглубленного в железнодорожной цистерне.

Фиг. 6. Схема расположения заглубленного стакана, содержащего арматуру (8 вентилей и предохранительный клапан), внутри котла железнодорожной цистерны. Вентили для контроля уровня налива и слива сжиженного газа, труба дренажная и карман для термометра на фигуре не показаны.

Фиг. 7. Схема расположения заглубленного стакана внутри котла железнодорожной цистерны при наличии удлиняющей трубы с шарнирным подвижным соединением для отбора и подачи паров сжиженного газа. Вентили для контроля уровня налива и слива сжиженного газа на фигуре не показаны.

Фиг. 8. Схема расположения заглубленного стакана внутри котла железнодорожной цистерны при наличии двухколенной удлиняющей трубы для отбора и подачи паров сжиженного газа. Вентили для контроля уровня налива и слива сжиженного газа на фигуре не показаны.

Фиг. 9 и 10. Фотография железнодорожных цистерн для перевозки сжиженных газов.

Фиг. 11. Фотография с места крушения железнодорожной цистерны (вид сбоку, цистерна подперта от опрокидывания на защитный колпак железнодорожными шпалами).

Фиг. 12. Фотография с места крушения железнодорожной цистерны (вид на цистерну спереди).

Фиг. 13. Фотография с места крушения железнодорожной цистерны (видны колесные пары и дно цистерны в стороне).

Фиг. 14. Фотография с места крушения железнодорожной цистерны (то же, что на фигуре 11, но другой ракурс).

Фиг. 15. Схематическое изображение частей сосуда цистерны.

Позициями 1-50 на фиг. 1-8 обозначены следующие элементы:

1 - четырехосная платформа,

2 - сосуд со сферическими днищами,

3 - предохранительный колпак,

4 - площадка с поручнями,

5 - стяжные хомуты,

6 - лестницы,

7 - узел держателя манометра,

8 - лапы крепления,

9 и 18 - вентили для контроля опорожнения,

10 и 11 - вентили для контроля уровня наполнения,

12 и 17 - угловые вентили для наполнения и слива сжиженного газа,

13 - карман для термометра,

14 - угловой вентиль для отбора и подачи паровой фазы сжиженного газа,

15 - предохранительный клапан,

16 - дренажный вентиль,

19 - скоростные клапаны,

20 - крышка люка,

21 - патрубок люка,

22 - труба для отбора и подачи паров сжиженного газа,

23 - сливо-наливные трубы,

24 - поддон сосуда цистерны,

25 - труба дренажная,

26 - карман для термометра,

27 - вентиль предельного уровня налива с маховиком красного цвета,

28 - вентиль контроля уровня верхнего налива с маховиком зеленого цвета,

29 - вентиль газовый для опорожнения трубки вентиля контроля слива,

30 - вентиль контроля слива,

31 - дренажный вентиль,

32 - предельный уровень налива сжиженного газа,

33 - нижний уровень слива,

34 - низ сосуда цистерны,

35 - стакан, заглубленный для укрытия сливо-наливной арматуры,

36 - дренажная трубка для вывода жидкого продукта из стакана в атмосферу,

37 - крышка лаза откидная,

38 - дыхательная труба,

39 - защитный колпак,

40 - накидная гайка,

41 - откидной болт,

42 - обечайка сосуда (котла) цистерны,

43 - вырез в металле по окружности для динамического ослабления прочности детали,

44, 53 - торцовые днища цистерны,

45 - сжиженный газ,

46 - подвижной шарнир для соединения труб,

47 - удлиняющая труба для отбора и подачи паров сжиженного газа,

48 - металлический фланец из нержавеющей стали,

49 - сильфонная труба из нержавеющей стали для отбора и подачи паров сжиженного газа,

50 - крюк для крепления сильфонной трубы внутри сосуда (котла) цистерны.

51 - цистерна для хранения и/или транспортировки текучей среды 45 под давлением,

541, 542, 543 - кольцевой элемент обечайки,

541, 542 - крайний кольцевой элемент обечайки,

543 - кольцевой элемент обечайки сосуда, не являющийся крайним,

5431 - наружная поверхность кольцевого элемента обечайки 543,

5432 - нижняя часть кольцевого элемента обечайки 543,

5433 - верхняя часть кольцевого элемента обечайки 543,

351 - дно стакана 35,

352 - обечайка стакана 35

3521 - кромка упомянутой обечайки 352 стакана 35,

211 - фланец патрубка люка 21,

В - расстояние между уровнем налива (поверхность сжиженного газа) и верхней внутренней поверхностью обечайки котла цистерны,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Как показано на фигурах 1-9, предлагаемая цистерна 51 для хранения и/или транспортировки текучей среды 45 под давлением содержит:

сосуд, включающий:

торцовые днища 44, 53 и,

по меньшей мере, три кольцевых элемента обечайки 541, 542, крайние из которых 541, 542 соединены с упомянутыми днищами 44, 53, а также содержащая

патрубок люка, снабженный фланцем 211,

крышку люка, установленную на упомянутом фланце,

сливо-наливную арматуру, размещенную на упомянутой крышке люка, при этом

нижняя часть 5432 упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, снабжена поддоном 24, а ее верхняя часть - стаканом 35, ориентированным, по существу, вертикально и содержащим обечайку 352 и дно 351,

упомянутый патрубок выполнен в дне 351 упомянутого стакана 35,

характеризующаяся тем, что в ней

высота упомянутого патрубка и упомянутой обечайки 352 стакана 35 выбрана таким образом, что вентили и клапаны упомянутой арматуры не выступают за кромку 3521 упомянутой обечайки 352 стакана 35, при этом упомянутая кромка 3521 упомянутой обечайки 352 стакана 35 отступает от наружной поверхности 1 упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, на расстояние А, меньшее суммарной высоты h патрубка, вентилей и клапанов упомянутой арматуры.

В аварийной ситуации, при отделении цистерны от железнодорожной платформы, вероятность повреждения сливо-наливной арматура и вентилей, заключенных в заглубленный стакан 35, будет всегда ниже вероятности повреждения арматуры и вентилей, заключенных в выступающий из корпуса предохранительный колпак 3 у цистерн традиционной конструкции, за счет того, что изгибающие моменты, в выступающей кромке стакана, возникающие под действием тангенциально направленных ударов, всегда будут меньше, ввиду меньшего плеча силы. В связи с этим не требуется какая-либо защита колпака в виде металлического каркаса, а безопасность цистерны в условиях аварии обеспечивается даже в случае удара цистерны о мягкий грунт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. // Госгортехнадзор России. Москва, ПИО ОБТ, 1996 г.

2. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам МПС РФ. // Москва, Транспорт, 1997 г.

3. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам МПС РФ. // Москва, 1997 г.

4. Скуратов А.Е. Способы повышения безопасности эксплуатации цистерн для сжиженных углеводородных газов. Кандидатская диссертация, М., 2009 г. // Автореферат доступен по адресу http://www.dissercat.com/content/sposoby-povysheniya-bezopasnosti-ekspluatatsii-tsistern-dlya-szhizhennykh-uglevodorodnykh-ga#ixzz2catrGvuC.

5. Вагон-цистерна 15-9872 для перевозки сжиженных углеводородов // Электронный ресурс http://www.nvc-vagon.ru/services/new/service4_10.html.

6. Описание конструкции цистерны. // Электронный ресурс http://gazovik-lpg.ru/cat/articles2/instrukciya/opisanie/

7. Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах. // М., Недра, 1980, 32 с.

8. «Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики» // Утв. СЖТ СНГ, протокол от 30.05.2008 N 48, ред. от 17.10.2012.

9. Руководство по определению зон воздействия опасных факторов аварий с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта // Министерство путей сообщения Российской Федерации, Москва, 1997.

10. Взрыв в Белой Калитве Ростовской области стал причиной пожара и утечки токсичного вещества // Электронный ресурс http://pressa.tv/dtp/15907-vzryv-cisterny-propana-v-beloy-kalitve.html; http://mir24.net/news-russia/317-russian-events/5807-vzryv-v-beloi-kalitve-rostovskoi-oblasti-stal-prichinoj-pozhara-i-utechki-toksichnogo-veshhestva; http://www.krestianin.ru/news/36762.php; http://www.u-f.ru/Auth-article/u216/2013/05/13/654838.

11. Авторское свидетельстве СССР на №1606372.

12. Авторское свидетельство СССР на №1765042.

13. Патент РФ на изобретение №2038240.

14. Патент РФ на изобретение №2132810.

15. Патент РФ на изобретение №2129977.

16. ГОСТ 31314.3-2006 (ИСО 1496-3:1995). Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением.

17. ГОСТ Р 51659-2000. Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия.

18. Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (с изменениями на 29 октября 2011 года). Утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, Протокол от 21-22 мая 2009 года №50, с изм. на 29 октября 2011 года.

19. ГОСТ Р 50458-92. Устройства для налива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны. Общие технические требования и методы испытаний.

20. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.

21. ГОСТ 12.2.085-82 (СТ СЭВ 3085-81). «ССБТ. Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности».

22. ГОСТ 6533-78. «Днища эллиптические отбортованные стальные для сосудов и аппаратов. Основные размеры».

23. ГОСТ 25215-82 (СТ СЭВ 3027-81). «Сосуды и аппараты высокого давления. Обечайки и днища. Нормы и методы расчета на прочность».

24. ОСТ 26-291-87. «Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия».

25. СТ СЭВ 800-77. «Сосуды и аппараты стальные сварные. Технические требования».

26. СТ СЭВ 1373-78. «Техника безопасности. Сосуды, работающие под давлением. Материалы. Общие требования».

27. ГОСТ 12.2.085-82 (СТ СЭВ 3085-81). «ССБТ. Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности».

28. Руководящий документ. Сосуды. Термины и определения. РД 26-18-89, утвержден и введен в действие Главным научно-техническим управлением Листом утверждения 22.06.89.

1. Цистерна 51 для хранения и/или транспортировки текучей среды 45 под давлением, содержащая:
сосуд, включающий:
торцовые днища 44, 53, и,
по меньшей мере, три кольцевых элемента обечайки 541, 542, крайние из которых 541, 542 соединены с упомянутыми днищами 44, 53, а также содержащая
патрубок люка, снабженный фланцем 211,
крышку люка, установленную на упомянутом фланце,
сливо-наливную арматуру, размещенную на упомянутой крышке люка, при этом
нижняя часть 5432 упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, снабжена поддоном 24, а ее верхняя часть - стаканом 35, ориентированным, по существу, вертикально и содержащим обечайку 352 и дно 351,
упомянутый патрубок выполнен в дне 351 упомянутого стакана 35,
характеризующаяся тем, что в ней
высота упомянутого патрубка и упомянутой обечайки 352 стакана 35 выбрана таким образом, что вентили и клапаны упомянутой арматуры не выступают за кромку 3521 упомянутой обечайки 352 стакана 35, при этом упомянутая кромка 3521 упомянутой обечайки 352 стакана 35 отступает от наружной поверхности упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, на расстояние А, меньшее суммарной высоты h патрубка, вентилей и клапанов упомянутой арматуры.

2. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что высота от верхней кромки 3521 упомянутой обечайки стакана 35 до наружной поверхности упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, по меньшей мере, в два раза, предпочтительно, по меньшей мере, в пять раз, особенно предпочтительно, по меньшей мере, в семь раз, еще более предпочтительно, по меньшей мере, в восемь раз меньше расстояния между внешней поверхностью упомянутой крышки и верхним габаритом упомянутой арматуры.

3. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутый фланец патрубка люка соединен с упомянутой крышкой люка посредством болтов.

4. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутый стакан 35 снабжен дренажной трубкой 36 для вывода жидкого продукта из стакана в атмосферу, вход которой расположен вблизи уровня дна упомянутого стакана, а выход - в атмосфере.

5. Цистерна по п.4, характеризующаяся тем, что в ней выходное отверстие упомянутой дренажной трубки 36 выведено на внешнюю поверхность упомянутого кольцевого элемента обечайки, не являющегося крайним, ниже уровня входного отверстия упомянутой дренажной трубки 36.

6. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутый стакан 35 снабжен трубой для отбора и подачи паров сжиженного газа 22, снабженной удлиняющей трубой 46, выполненной из нескольких сегментов, герметично соединенных между собой посредством шарниров, при этом свободный конец упомянутой удлиняющей трубы 46 с отверстием установлен на уровне выше уровня дна упомянутого стакана 35.

7. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутый стакан 35 снабжен трубой для отбора и подачи паров сжиженного газа 22, снабженной сильфонной удлиняющей трубой 49, при этом свободный конец 48 упомянутой удлиняющей трубы 49 с отверстием установлен на уровне выше уровня дна упомянутого стакана 35.

8. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутый стакан 35 снабжен откидной крышкой лаза, соединенной с сосудом посредством откидных болтов 41.

9. Цистерна по п.8, характеризующаяся тем, что в ней упомянутая крышка лаза снабжена дыхательной трубой 38, конец которой прикрыт защитным колпаком 39.

10. Цистерна по п.8, характеризующаяся тем, что в ней упомянутая крышка лаза снабжена кольцевой выемкой 43 для динамического ослабления.

11. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутое дно 351 стакана 35 снабжено кольцевой выемкой 43 для динамического ослабления.

12. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутая сливо-наливная арматура включает в себя сливо-наливные угловые вентили 12, 17, сообщенные со сливо-наливными трубами 23, и угловой уравнительный вентиль 14, сообщенный с трубой 22 для отбора и подачи паров сжиженного газа, каждый из которых (вентилей) снабжен скоростным клапаном 19.

13. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутая сливо-наливная арматура дополнительно включает в себя дренажный вентиль, снабженный скоростным клапаном 19, размещенный на упомянутой крышке люка и подключенный к дренажной трубе 25.

14. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что она дополнительно оснащена предохранительным клапаном, выполненным с возможностью срабатывания при внутреннем давлении, по меньшей мере, 2,533 МПа (25 кгс/см2), и при отрицательном внутреннем давлении.

15. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что она дополнительно снабжена арматурой для монтажа заземления.

16. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней упомянутая крышка люка снабжена трубкой (карманом) 26 для погружения термометра и/или термопары.

17. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что толщина элементов ее сосуда рассчитана на внутреннее давление, по меньшей мере, 2,026 МПа (20 кгс/см2), предпочтительно, по меньшей мере, 2,533 МПа (25 кгс/см2), особенно предпочтительно, по меньшей мере, 3,040 МПа (30 кгс/см2).

18. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что отношение толщины стенки крайних кольцевых элементов обечайки 541, 542 к толщине стенки кольцевого(-ых) элемента(-ов) обечайки, не являющего(-ихся) крайним(и), составляет 1:(1,10÷1,15).

19. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что в ней низ сосуда 34 выполнен с уклоном к упомянутому поддону 24 как в продольном, так и в поперечном направлениях.

20. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что ее внешняя поверхность покрыта антикоррозийной изоляцией.

21. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что она снабжена фасонными лапами 8 для крепления к железнодорожной платформе 1.

22. Цистерна по п.1, характеризующаяся тем, что упомянутая текучая среда 45 представляет собой сжиженный под давлением углеводородный газ.

23. Железнодорожная цистерна, характеризующаяся тем, что он содержит цистерну по любому из пп. 1-22, платформу 1 и ходовую часть.

24. Цистерна по п.23, характеризующаяся тем, что упомянутая ходовая часть содержит силовой каркас, установленный на вагонных тележках, и сцепное устройство.

25. Цистерна по п.23, характеризующаяся тем, что в ней платформа снабжена приспособлением для защиты упомянутых торцевых днищ, выполненным в виде накладного металлического каркаса, включающего металлические подкосы, закрепленные в нижней части днища.

26. Цистерна по п.23, характеризующаяся тем, что соединена с платформой 1 посредством стяжных хомутов 5.

27. Цистерна по п.23, характеризующаяся тем, что снабжена лестницей 6, выдерживающей нагрузку, по меньшей мере, 150 кг.

28. Цистерна по п.23, характеризующаяся тем, что зона, прилегающая к люку, снабжена площадкой 4.



 

Похожие патенты:

Емкость // 2494947
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для предохранения внутренней полости емкости от попадания посторонних предметов, а также герметизации.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании устройств механизации крышек люков, обладающих значительной массой, в условиях ограниченного свободного пространства, например для блочных компрессорных установок.

Изобретение относится к оборудованию для оснащения автоцистерн с верхним наливом нефтепродуктов и авиационных топлив, устанавливается на автомобильных средствах транспортировки и заправки.

Изобретение относится к крышкам для емкостей повышенной надежности. .

Люк-лаз // 2293698
Изобретение относится к технике обслуживания емкостного герметичного оборудования, преимущественно высокого давления, в частности резервуаров (котлов, коллекторов, рекуператоров).

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для выгрузки жидких и вязких продуктов из железнодорожных цистерн. .

Изобретение относится к технике обслуживания и ремонта резервуаров с люком-лазом и может быть использовано на объектах сбора, подготовки, транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов и в других отраслях, эксплуатирующих резервуары.

Изобретение относится к запорным устройствам, в частности к крышкам люков. .

Цистерна // 2122955
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям цистерн горизонтального расположения для перевозки жидких грузов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к железнодорожным цистернам. Запорное устройство железнодорожной цистерны содержит рукоятки управления в зоне наливной горловины цистерны, основной затвор, размещенный в нижней части цистерны в зоне выходного окна сливного патрубка, и дополнительный затвор, расположенный на конце сливного патрубка цистерны.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается котла вагона-цистерны для перевозки жидких пищевых продуктов. Котел содержит внутреннюю оболочку (1) из нержавеющей стали и внешнюю оболочку (2) из композитного материала.
Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта подвижного состава железнодорожного транспорта. Способ заключается в том, что с помощью мегомметра измеряют сопротивления электрической изоляции элементов в каждой из групп цепей вагона-термоцистерны.

Изобретение относится к грузовым вагонам железнодорожного транспорта. Котел вагона-цистерны выполнен в виде емкости, состоящей из обечайки (5) и двух днищ (6), установлен на раму или полурамы и оборудован одним комплектом сливо-наливной арматуры, расположенным в концевой части обечайки.

Изобретение относится к транспорту вязких продуктов и может быть использовано на объектах нефтехимии, нефтепереработки и нефтехранения при разгрузке застывающих высоковязких продуктов.

Изобретение относится к устройствам для предотвращения отложений на стенках цистерн в процессе их движения и может быть использовано при транспортировке жидкостей, например нефти и нефтепродуктов, в нефтегазовой промышленности.

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для транспортировки больших объемов однотипного жидкого груза. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к механизмам управления противовакуумным люком. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для выгрузки жидких и вязких продуктов из железнодорожных цистерн. .

Затвор люка емкости относится преимущественно к железнодорожным цистернам, но также может быть применен в стационарных емкостях, контейнерах и автоцистернах. Затвор содержит крышку, снабженную укрепленными на ней роликами, взаимодействующими с направляющими, замковое приспособление и механизм открывания. С двух боковых сторон крышки установлены коромысла, каждое из которых одним концом подвижно соединено с емкостью, а вторым - с крышкой. Коромысла соединены с крышкой максимально приближенно к ее нижним передним углам, а с емкостью - дальше середины люка в сторону открывания. В открытом положении крышка опирается на кронштейн, установленный на емкости между направляющими. Такое выполнение крышки позволит снизить материальные затраты при изготовлении, облегчить обслуживание и повысить удобство обслуживания. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх