Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2588193:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо, и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом в поверхности тела зубчатого колеса выполнен вырез, концентрический относительно кольца. Поверхности выреза наклонены относительно друг друга. В нижней части выреза, по его окружности, в теле зубчатого колеса выполнен ряд сквозных отверстий, снабженных снаружи зубчатого колеса выливными насадками. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально и смазываемыми жидкими смазочными материалами методом струйного смазывания.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, осуществляющее смазывание зубчатых колес передачи струйным методом под давлением, которое содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, насос и струйную насадку, расположенную над зоной зацепления парных колес передачи - см., например, «Справочник машиностроителя: В 6-ти т. Т. 4, кн. II. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Машгиз, 1963», стр. 746.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что жидкий смазочный материал, наносимый на трущиеся поверхности сопряженных зубчатых колес передачи с внутренним зацеплением, в случае вращения колес в горизонтальной плоскости, попадая на поверхность тела колеса с большим диаметром, внутри которого расположено колесо меньшего диаметра, растекается по поверхности этого тела; используемый смазочный материал также попадает на поверхности венцового колеса зубчатого колеса большего диаметра, затекая на нижние поверхности тела этого колеса; растекшийся смазочный материал активно окисляется окружающим воздухом, запыляется и загрязняется из окружающей среды. Все это приводит к ухудшению эксплуатационных свойств материала и ухудшает качество смазывания.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи с колесами, расположенными горизонтально, содержащего форсунку, масляную ванну с жидким смазочным материалом и насос, который забирает смазочный материал и передает его через форсунку на трущиеся поверхности сопряженных зубьев колес передачи, смазочный материал, стекая со смазываемых поверхностей, возвращается обратно в масляную ванну; смазывание осуществляется циркуляционно - см. «Старосельский А.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1967», стр. 267, рис. 162.

Недостаток прототипа - тот же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатых передач с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос и форсунку, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска, венцового колеса и зубчатого венца с зубьями; между внутренним торцом зубчатого венца и тела колеса расположен технологический зазор. Между ступицей колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса, укреплено кольцо с шириной, превышающей ширину венцового колеса. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса; высота этого кольца поверху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом в поверхности тела колеса выполнен вырез, концентрический относительно колеса; поверхности выреза наклонены от внутренних поверхностей навстречу друг другу. В нижней части выреза, по его окружности, в теле колеса выполнены сквозные отверстия, снабженные снаружи выливными насадками. Под насадками расположен приемный лоток, концентрический относительное колеса, дно лотка выполнено наклонным, в нижней части дна лотка, по окружности лотка, расположены сливные патрубки, соединенные с входным отверстием насоса; а выходное отверстие насоса соединено с питающим патрубком форсунки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатой передачи (в сечении) с фрагментом смазочного устройства.

На чертеже показаны: форсунка 1, питающий патрубок 2 форсунки (1), шестерня 3, ступица 4 колеса, тело 5 колеса, венцовое колесо 6, зубчатый венец с зубьями 7, кольцо 8, торец 9 венцового колеса (6), кольцо 10, внутренняя поверхность 11 тела (5) колеса, поверхности 12 и 13 выреза, сквозное отверстие 14, выливная насадка 15, приемный лоток 16, основание 17, дно 18 лотка (16), сливной патрубок 19, муфта 20; диаметр Дш шестерни (3); диаметр Д1 внутренней окружности венцового колеса (6); высота h1 зубьев 7 зубчатого венца колеса; технологический зазор a; наружный диаметр Д2 внутреннего кольца (8); зазор Δ между шестерней (3) и кольцом (8); высота кольца 8; превышение h2 колец (8 и 10) над высотой венцового колеса (6); направление V1 подачи смазочного материала из форсунки (1), направление V2 слива смазочного материала в лоток (16); направление V3 подачи смазочного материала на насос; зазор Δ между шестерней (3) и кольцом (8).

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос (не показан) и форсунку 1 с подводящим патрубком 2, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни 3 диаметром Дш и зубчатого колеса внутреннего зацепления. Зубчатое колесо состоит из ступицы 4, тела 5 в виде диска, венцового колеса 6 с внутренним диаметром Д1 и зубчатого венца 7 с зубьями высотой h1; между внутренним торцом зубчатого венца и внутренней поверхностью тела колеса расположен технологический зазор a. Между ступицей 4 колеса и окружностью Д2, описываемой в проекции на тело 5 колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни 3, с минимальным зазором Δ1 относительно этой окружности, на теле 5 колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса, укреплено кольцо 8 шириной в, превышающей ширину венцового колеса 6 на величину h2. На торце 9 венцового колеса 6, перпендикулярно ему, установлено кольцо 10 с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса 6; высота кольца 10 равна величине h2. Между внутренними поверхностями венцового колеса 6 и кольца 8 на внутренней поверхности 11 тела 5 колеса в поверхности 11 колеса выполнен вырез, концентрический относительно колеса, поверхности 12 и 13 которого наклонены в направлениях от внутренних поверхностей кольца 8 и венцового колеса 6 - навстречу друг другу. В нижней части выреза, по его окружности, в теле 5 колеса выполнены сквозные отверстия 14, снабженные снаружи выливными насадками 15. Под насадками 15 расположен приемный лоток 16, концентрический относительно колеса; дно 18 лотка выполнено наклонным, к нижней части дна присоединены сливные патрубки 19 (посредством муфт 20), соединенные с входным отверстием насоса, подающего смазочный материал посредством питающего патрубка 2 на форсунку 1 (укрепленную на основании 17 неподвижно вращающегося зубчатого колеса).

Работает данное смазочное устройство следующим образом. Зубчатая пара - шестерня 3 и зубчатое колесо внутреннего зацепления, смазываются жидким смазочным материалом (V1) посредством форсунки 1, расположенной над зоной их зацепления - насосом через питающий патрубок 2. Зона смазывания ограничена кольцами 8 и 9, которые своими верхними частями, расположенными выше уровня венцового колеса 6 - на величину h2. Кольцо 8, поверхности 12 и 13 и профильная поверхность зубчатого венца колеса с зубьями 7 образуют совместно масляную ванну. Верхняя часть ванны (верхние части колец 8 и 10) не позволяют смазочному материалу, подаваемого из форсунки 1, попадать на несмазываемые поверхности зубчатого колеса (его венцовое колесо и др.). Кольцо 8 не позволяет смазочному материалу попадать на поверхность 11 тела вне зоны зацепления шестерни и колеса. Нижние части ванны - наклонные поверхности 12 и 13 - позволяют собирать смазочный материал, стекший со смазываемых поверхностей, шестерни и колеса - посредством лотка 14, и через сквозные отверстия 14 направлять (V2) его в лоток 16, откуда он по патрубку 19 поступает (V3) на насос, подающий (V1) собранный смазочный материал - посредством питающего патрубка 2 на форсунку 1.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства предотвращает разбрызгивание смазочного материала, локализовать зону смазывания, снизить загрязнение и окисление смазочного материала и тем самым повысить качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с зубчатым колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержащее насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо, и зубчатый венец с зубьями, отличающееся тем, что между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо с шириной, превышающей ширину венцового колеса, на торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, высота упомянутого кольца поверху равна высоте внутреннего кольца, между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом в поверхности тела зубчатого колеса выполнен вырез, концентрический относительно кольца, поверхности выреза наклонены относительно друг друга, в нижней части выреза, по его окружности, в теле зубчатого колеса выполнен ряд сквозных отверстий, снабженных снаружи зубчатого колеса выливными насадками, под насадками расположен приемный лоток, концентрический относительно зубчатого колеса, дно лотка выполнено наклонным, в нижней части дна лотка, по окружности лотка, расположены сливные патрубки, соединенные с входным отверстием насоса, а выходное отверстие насоса соединено с питающим патрубком форсунки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, укрепленного на основании неподвижно в пространстве, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с посадочным отверстием 2, зубчатый венец 3 и тело 4 в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены упорядоченные цилиндрические отверстия 5, расположенные по окружности, соосной с осью колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Передача // 2583826
Изобретение относится к смазке передачи. Передача содержит первую деталь (6), входящую в контакт со второй деталью (1, 3), подвижной относительно первой детали.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны и прилегающих ко дну без зазора по всей своей длине. Высота пластин выше верхнего уровня масляной ванны. Пластины по своей длине перекрывают точки соприкосновения окружности вершин зубчатого колеса с верхним уровнем масляной ванны, а со стороны входа колеса в масляную ванну концы пластин разведены в стороны от его торцов. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом на поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок. Между вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена вставка, концентрическая относительно зубчатого колеса, по окружности канавки в ее дне выполнен в теле зубчатого колеса ряд сквозных отверстий, снабженных на выходе выливными насадками. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к способу смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами. Способ включает нанесение смазочного материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес. Нанесение смазочного материала осуществляют на набегающие боковые поверхности зубьев ведомых зубчатых колес со стороны вершин зубьев на участки боковых поверхностей, прилегающие к этим вершинам. Питатели располагают в районах верха колес и снабжают каждый из них несколькими выходными отверстиями. Выходные отверстия располагают поперек зубчатых венцов между их торцами по линиям, перпендикулярным этим торцам. Смазывание каждого зубчатого колеса осуществляют за время полного его оборота. Смазочный материал подают циклично в периоды прохождения выходных отверстий питателей над участками впадин зубчатых венцов колес, задавая при этом режим подачи смазочного материала, не допускающий самопроизвольного отрыва подаваемого смазочного материала от выходных отверстий питателей. Достигается повышение качества смазывания. 8 ил.
Наверх