Способ осуществления телесно-ориентированной психотерапии

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и реабилитации, и может быть использовано при психогенных расстройствах, таких как адаптационные реакции, эмоциональные нарушения, психовегетативные, психосоматические и невротические расстройства. Проводят телесно-ориентированную психотерапию (ТОП), включающую телесные трансовые техники и комплекс психофизиологических упражнений. При этом сначала проводят диагностическую часть, содержащую психологические тесты, психофизиологические методики для объективного выявления симптомов-мишеней ТОП по показателям тестирования, таких как тревога, психоэмоциональное напряжение, преобладание процессов возбуждения, вегетативная дисфункция, на основании которых проводят психообразовательную часть, в которой на доступном уровне разъясняют происхождение психологической и телесной симптоматики, психологические основы телесных блоков по В. Райху, а также объясняют механизмы воздействия ТОП для устранения этих симптомов. Затем поэтапно осуществляют психокоррекционную часть групповым методом. На первом этапе проводят телесную трансовую технику с внушением образа шара, совершающего движения по телу, расслабляющего все группы мышц для установления контакта со своим телом до обучения пациента состоянию расслабления. После этого проводят курс занятий с внушением опоры как ресурсного состояния. На втором этапе выполняют комплекс психофизиологических упражнений с фиксацией на своих ощущениях, проводимых последовательно «сверху вниз»: для около глазных, мышц шеи, плечевого пояса, области диафрагмы, пресса, ягодичных и мышц бедер. Каждое упражнение выполняют до уменьшения или полного расслабления мышечных зажимов и блоков тела, при этом перед выполнением комплекса упражнений проводят вербальное внушение состояния опоры. Последнее психофизиологическое упражнение выполняют лежа на полу с вытягиванием конечностей в такт с дыханием. Каждое занятие завершают описанием участниками своих состояний, затем повторно проводят диагностическую часть для контроля психовегетативного статуса организма пациента. Способ позволяет повысить эффективность психотерапии психогенных расстройств за счет выявления симптомов мишеней ТОП и проведения комплекса психофизиологических упражнений. 3 з.п. ф-лы, 2 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и реабилитации, и может быть использовано при психогенных расстройствах, таких как адаптационные реакции, эмоциональных нарушениях, психовегетативных, психосоматических и невротических расстройствах.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату, выбранным в качестве прототипа, является способ телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), защищенный патентом РФ №2395308.

Способ телесно-ориентированной психотерапии включает физическое воздействие на тело пациента путем последовательного проведения массажа, обнаружение глубоких мышечных напряжений по ощущениям врача, фиксации внимания пациента на выявленных напряжениях и контроль изменений психоэмоционального состояния пациента и/или изменения болевых ощущений.

Однако известный способ не позволяет проводить объективную диагностику психоэмоционального состояния пациента с целью выявления симптомов-мишеней ТОП и осуществляет только субъективный контроль эффективности проводимой терапии (по изменениям психоэмоционального состояния пациента и/или болевым ощущениям).

В данном способе структура сеанса ТОП основывается только на одном из видов мышечного воздействия - массаже путем разминания, который проводится в начале комплекса ТОП без учета последовательного включения контактных техник в курс, т.к. у людей, перенесших воздействия психотравмирующих факторов, может наблюдаться «синдром выключенного тела», непринятие «телесных чувств» и любых прикосновений, кроме того, не учитываются общие противопоказания к технике массажа.

При проведении мышечного воздействия в данном способе проводится лишь фиксация внимания пациента на своих напряжениях, не вдаваясь в вербальную терапию, тем самым не проводится один из основных принципов психотерапии - мышечное воздействие через телесный транс. Поэтому данный способ оказывает только оздоровительный эффект и не может воздействовать на симптомы-мишени при психовегетативных, психосоматических и невротических расстройствах.

Задача, решаемая предлагаемым изобретением, - усовершенствование способа телесно-ориентированной психотерапии, основанного на физическом воздействии на глубокие мышечные напряжения.

Технический результат от использования изобретения заключается в повышении эффективности психотерапии психогенных расстройств, таких как адаптационные реакции, эмоциональных нарушениях, психовегетативных, психосоматических и невротических расстройствах за счет выявления симптомов мишеней ТОП.

Указанный результат достигается тем, что в способе телесно-ориентированной психотерапии, включающем телесные трансовые техники и комплекс психофизиологических упражнений, проводят сначала диагностическую часть, содержащую психологические тесты, психофизиологические методики и объективное выявление симптомов-мишеней телесно-ориентированной психотерапии по показателям тестирования, на основании которых проводят образовательную часть, в которой на доступном уровне разъясняют происхождение психологической и телесной симптоматики, формирующейся в результате стрессового воздействия, а также объясняют механизмы воздействия телесно-ориентированной психотерапии для устранения этих симптомов, затем поэтапно осуществляют психокоррекционную часть, на первом этапе которой проводят курс релаксационно-ресурсных упражнений с внушением состояния тепла, легкости, опоры, а на втором этапе выполняют комплекс психофизиологических упражнений длительностью сеанса, затем повторно проводят диагностическую часть для контроля психовегетативного статуса организма пациента.

Способ осуществляют следующим образом

Пациентам, как мужчинам, так и женщинам, обратившимся за психотерапевтической помощью, проводят обследование, включающее опрос, осмотр с записью данных в медицинскую карту. После того как врачом установлен диагноз, пациенту предлагают пройти диагностическую часть на АПК «НС-Психотест» (Регистрационное удостоверение № ФСР 2009/04662 от 22.04.2010 г. Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития) для объективного выявления симптомов мишеней телесной психотерапии.

Процедура выявления симптомов мишеней телесно-ориентированной психотерапии, проводимая больным с уже установленным диагнозом (пациент ознакомлен, чем он болен), занимает по времени 40-60 минут (в рамках стандартного осмотра врачом психотерапевтом) и состоит из нескольких этапов:

1) психологические тесты: Методика «САН» (самочувствие, активность, настроение) в адаптации А. Гончарова, Опросник Ч.Д. Спилбергера (адаптирован Ю.Л. Ханиным), «Восьмицветовой тест М. Люшера» (в адаптации Л. Собчик);

2) психофизиологические методики: анализ вариабельности ритма сердца методом коротких участков электрокардиограммы, записанных в течение 5 минут, «Реакция на движущийся объект».

3) объективное выявление симптомов-мишеней ТОП по показателям тестирования.

Выполнение 1-го этапа

Оценка текущего психического состояния пациента осуществляется с использованием методики «САН» (самочувствие, активность, настроение) в адаптации А. Гончарова.

Пациенту необходимо выбрать в каждой из 30 пар противоположных по смыслу определений наиболее подходящее для его состояния и оценить степень выраженности данного аспекта состояния по шкале от 0 до 3 баллов. Методика включает 3 шкалы: самочувствие, активность, настроение.

Методика проведения. Тестирование проводится самостоятельно в течение 15-20 минут после краткого инструктажа. Обработка результатов проводится путем вычисления среднего значения показателей по каждой шкале автоматически с выводом заключения на экран монитора. По достоверным результатам вычисляется показатель интегрального психического состояния путем нахождения среднего арифметического.

Тестирование тревоги как психического состояния и личностной характеристики проводят по опроснику Ч.Д. Спилбергера (адаптирован Ю.Л. Ханиным). Пациенту необходимо оценить степень согласия с утверждениями опросника по четырехбалльной шкале. Перед выполнением теста пациенту предъявляется типовая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из высказываний на экране монитора и выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого необходимо нажать указателем мышки на соответствующий ответ. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов не существует».

Методика проведения. Тестирование проводится самостоятельно в течение 15-20 минут после краткого инструктажа. Обработка результатов производится автоматически с выводом заключения на экран монитора. Максимальный суммарный балл по каждой субшкале составляет - 80, а сумма по двум субшкалам составляет - 160.

Для диагностики долговременного психического состояния пациента применяется «Восьмицветовой тест М. Люшера» (в адаптации Л. Собчик).

Перед выполнением теста пациенту предъявляют типовую инструкцию: «Необходимо выбрать карточку с наиболее понравившимся цветом, затем сделать выбор из оставшихся карточек, то есть разложить карточки в порядке предпочтения от наиболее до наименее понравившегося цвета. Затем вам необходимо произвести повторное ранжирование цветов, не пытаясь вспомнить предыдущий выбор».

Методика проведения. Тестирование проводится самостоятельно в течение 5-10 минут после краткого инструктажа. На экране пациент видит карточки, расположенные в случайном порядке. Для выбора карточки следует нажать на нее указателем мыши. При этом карточка пропадет с экрана. После выбора предпоследней (седьмой) карточки на экране появляется вторая последовательность. Процесс тестирования состоит из двух частей, в каждой из которых требуется последовательно выбирать наиболее предпочтительные цвета из представленных. Обработка результатов проводится программой автоматически с выводом заключения на экран монитора.

Выполнение 2-го этапа

Для оценки психовегетативного статуса организма пациента проводят исследование вариабельности ритма сердца в четырех отведениях ЭКГ в течение 5 минут в покое с оценкой вариационной пульсометрии по Баевскому Р.М. (ИН, ИВР, ПАПР, Мо) и спектрального анализа ритма сердца (VLf, Lf, Hf, Тр, Lf/Hf).

Методика проведения. Пациенту натощак до приема медикаментозных препаратов проводят исследование вариабельности ритма сердца в четырех отведении ЭКГ в течение 5 минут в покое. Установка электродов ЭКГ производится с помощью электродного геля. Подключение и наложение электродов ЭКГ проводится при включенном приборе. Для регистрации четырех стандартных отведений ЭКГ используют схему: красный электрод (R) - правое запястье, желтый электрод (L) левое запястье; зеленый электрод (F) - левая нога; черный электрод (N) - правая нога. Перед проведением методики автоматически запускается мониторинг физиологических сигналов для начала фоновой записи. Для начала фоновой записи надо нажать кнопку «Запись». Этот момент будет считаться началом теста. После окончания фоновой записи на экране появляется окно методики тестирования. После прохождения теста и записи последействия на экране открывается окно результатов прохождения теста.

Для измерения уравновешенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе используют методику «Реакция на движущийся объект».

На экране монитора изображена окружность, на которой в различных точках находятся две отметки, меняющие положение от предъявления к предъявлению движущегося объекта. От первой отметки по часовой стрелке с определенной скоростью происходит заливка окружности. До выполнения методики пациенту дается инструкция: «Необходимо нажать на кнопку зрительно-моторного анализатора в тот момент, когда заливка достигнет второй отметки».

Методика проведения. Во время тестирования на экране монитора показано кольцо, которое будет постепенно закрашиваться. Заливка идет по часовой стрелке от красного маркера (начала) до зеленого (конца). Пациенту необходимо нажать на зрительно-моторный анализатор или кнопку пациента в момент, когда заливка пересечет зеленый маркер конца. Реакция будет считаться точной, если заливка в момент нажатия на кнопку находилась в заданном секторе около зеленого маркера. Обработка результатов производится автоматически путем сравнения количества опережающих и запаздывающих реакций с выводом заключения на экран монитора.

Выполнение 3-го этапа

После измерения всех параметров врач-исследователь определяет симптомы-мишени ТОП с учетом нормативных показателей тестирования: тревога (Опросник Ч.Д. Спилбергера (адаптирован Ю.Л. Ханиным), «Восьмицветовой тест М. Люшера» (в адаптации Л. Собчик)); психоэмоциональное напряжение (Методика «САН» (самочувствие, активность, настроение) в адаптации А. Гончарова, «Восьмицветовой тест М. Люшера» (в адаптации Л. Собчик), Анализ вариабельности ритма сердца методом коротких участков электрокардиограммы, записанных в течение 5 минут), преобладание процессов возбуждения в нервной системе («Реакция на движущийся объект»), вегетативная дисфункция (Анализ вариабельности ритма сердца методом коротких участков электрокардиограммы, записанных в течение 5 минут).

Далее врач переходит к «Образовательной части». Пациенту на доступном уровне разъясняют происхождение психологической и телесной симптоматики, формирующейся в результате стрессового воздействия, а также объясняют механизмы воздействия телесно-ориентированной психотерапии для устранения этих симптомов.

Затем переходят к поэтапному осуществлению «Психокоррекционной части». Психотерапия проводится в 2 этапа, групповым методом. Занятия первого этапа проводят трехдневным курсом, длительность сеанса 45-50 минут. Занятия второго этапа - по 45-50 часа, продолжительность 8-12 дней, не реже 2-3 сеансов в неделю (оптимальный режим - ежедневные занятия). Время проведения - вторая половина дня, не ранее чем через 1 час после приема пищи.

Место проведения - кабинеты психологической коррекции, оснащенные в соответствии с типовым перечнем оборудования, имеющие мягкое напольное покрытие.

В начале и конце каждого занятия (сеанса) проводится шеринг, во время которого участники группы описывают свое состояние, те изменения, которые произошли, чувства и ощущения, которые они испытали.

На первом занятии всех этапов каждый член группы обозначает цель и задачи, которые он ставит для себя, посещая тренинг, определяет, что он умеет, чему хочет научиться. На последнем занятии подводят итоги.

На первом этапе занятий перед осуществлением внушения пациента просят сесть, в случае ощущения дискомфорта в теле принять положение для поиска наиболее оптимального положения. Женщинам рекомендуется снять обувь на каблуке. Мужчинам - ослабить сжимающие детали галстук, ремень, убрать отвлекающие предметы, телефон.

На первом этапе необходимо достичь снятия общего напряжения, общей релаксации через баланс процессов возбуждения и торможения в ЦНС, накопления ресурсного состояния, установления контакта со своим телом, привыкания к психокоррекционным мероприятиям, осознавания и закрепления положительного эффекта от психокоррекции.

Это достигается поэтапным овладением навыка расслабления с последующим внушением состояния тепла, легкости, опоры. Для этого пациентов просят сесть, принять удобное положение и начинают проводить вербальные внушения. На первом занятии в ходе осуществления внушений психотерапевт оказывает воздействие на слуховые и зрительные сенсорные каналы, тем самым открывается доступ к внутренним образам и ощущениям пациента. При этом пациенту внушается образ шара, который совершает движение по телу, расслабляя все группы мышц тела. Данное занятие может проводиться несколько раз до обучения пациентом состоянию расслабления. После овладения пациентом навыка расслабления психотерапевт проводит трехдневный курс занятий с внушением состояния тепла, легкости, опоры.

На втором этапе необходимо создание у занимающихся в группе мотивации к общему взаимодействию, сплочению, повышению стрессоустойчивости, уменьшению уровня тревоги, нормализации психовегетативного состояния. Это достигается выполнением комплекса психофизиологических упражнений, состоящих из разминочной части и основной. Длительность одного сеанса 45-50 минут. При меньшей длительности сеанса не достигается проработка всех мышечных зажимов и телесных блоков, при большей длительности нарастает состояние физического переутомления, снижающее психотерапевтический эффект от проведения комплекса психофизических упражнений. Перед выполнением комплекса упражнений врач вербально возвращает пациента в ресурсное состояние с ощущением тепла, легкости, опоры.

Упражнения разминочной части начинаются с выполнения в паре. При этом открытая ладонь располагается на уровне глаз одного из партнеров на расстоянии половины вытянутой руки. Совершаются маятникообразные движения ладонью слева направо и справа налево со скоростью примерно 2 движения в секунду. В это время другой партнер следит глазами за движениями пальцев, фиксируя взгляд на кончиках указательного и среднего пальцев, не поворачивая головы. Один подход продолжается 30-40 секунд. После завершения подхода делается глубокий вдох и медленный выдох. Упражнение выполняется в 3 подхода, в течение 3 минут.

Затем в такт за психотерапевтом пациент в максимально смежном, содружественном ритме начинает самостоятельно повторять хлопки куполом ладони по своему левому и правому плечу, по низу живота, по бедрам в течение 2 минут.

Далее психотерапевт дает указания, что пациенту необходимо представить, что он подошел к большому стеклянному кубу и начинает совершать круговые движения обеими руками в перпендикулярных плоскостях в течение 5 минут.

После выполнения разминочной части переходят к выполнению основной части, при этом психотерапевт дает команду о необходимости фиксации внимания пациента на свои телесные ощущения и дыхания.

Пациент находится в положении стоя, ноги вместе, параллельно друг другу, руки на поясе, локти отведены назад. При выполнении первой части упражнения подбородок прижимается к груди. Затем необходимо подбородком описать перед собой максимальную дугу вверх, в крайнее высокое положение. Затем необходимо по кратчайшей линии перевести подбородок в положение к груди. Вторая часть упражнения выполняется в обратном порядке. Из верхнего положения подбородком описывается дуга вниз и переводится в высокое положение из положения, прижатого к груди. Необходимо выполнить по 5-10 повторов в каждую сторону до появления ощущения тепла и легкости в мышцах шеи.

Пациент стоит с выпрямленной спиной, чуть согнув ноги в коленях, и совершает максимальное усилие, вытягивая руки вверх над головой до появления напряжения в мышцах пресса, ягодичных мышцах, мышцах бедер, голеней. При выполнении упражнения пациент наклоняется последовательно в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника. Опустить руки вниз можно тогда, когда будет достигнуто индивидуальное предельное положение наклона. Оставаясь в положении наклона, на прямых ногах пациенту нужно сделать 7-10 нажимающих движений руками, сцепленными пальцами в замок. Затем пациент повторяет те же нажимающие движения, отклонив туловище чуть вправо, затем чуть влево. Приведя туловище в положение наклона вперед, ему необходимо медленно распрямляться последовательно в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. При этом терапевтом дается вербальное внушение: «Дыхание ровное, спокойное, ноги могут ощущать опору».

Далее пациент находится в исходном положении: ноги вместе, стопы параллельно друг другу, руки, согнутые в локтях, а кисти рук, обращенные тыльной стороной друг к другу, находятся на уровне середины живота. Затем пациент начинать поднимать свои руки по косой траектории вверх в положение примерно под 45° по отношении к уровню плеч. При достижении максимального положения отведения пациент устанавливает кисти рук также в максимальное положение отведения, при этом плечи, предплечья и кисти рук на 2-3 секунды фиксируются в крайней точке отведения и кисти рук медленно возвращаются в исходное положение, выполняют 10-12 подходов до ощущения релаксации, тепла, легкости.

Пациент находится в исходном положении - ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленях, стопы параллельно друг другу, руки отведены от туловища, согнуты в локтях, кисти свободно расслаблены. В этом положении пациент начинает движения плечами в медленном темпе влево и вправо, как бы скручиваясь в пояснице, при этом таз остается неподвижным. Упражнение выполняется пациентом до появления внизу живота и в области поясницы легкости и тепла.

Далее пациент принимает положение сидя на коврике с прямой спиной, при этом ноги прямые, носки стоп приведены в крайнее к себе положение. Пациент, не сгибаясь и не сгибая ноги в коленях, осуществляет наклоны вперед до натяжения мышц задней поверхности бедер и голеней.

Следующее упражнение проводят в парах. Терапевт инструктирует участников занятий, чтобы они постарались полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Затем один из партнеров принимает позицию «звезды», лежа на спине. Другой подсаживается к левой руке. Берет ее в свои руки, при этом его ноги образуют угол, используя хват за запястье. Плавно приподняв руку лежащего партнера над полом, сидящий очень медленно и аккуратно начинает, в такт с дыхательным движением партнера, вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется не за счет силы рук, а за счет отклонения туловища назад, спиной, как при гребле на лодке, при этом руки тянущего прямые. Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, он на непродолжительное время останавливает выполнение и очень плавно, с еще меньшей амплитудой, снимает нагрузку, и рука сама возвращается на место. После этого он аналогично вытягивает другую руку. Время, отводимое на одну конечность, 5 минут. В конце выполнения упражнения лежащий медленно переворачивается на бок, затем переворачивается на живот, опирается руками на пол, затем встает на колени и постепенно поднимается.

Механизм воздействия. Телесные трансовые методики уменьшают эмоциональную напряженность. Разлитое торможение коры полушарий с сохранением очага возбуждения, достигаемое гипнотическим состоянием пациента, дает возможность психотерапевту проводить внушение «легкости, тепла, опоры» через зоны раппорта. Все реакции пациента кроме внушенных представлений, ведущих в зону раппорта, все происходящее во время сеанса транса амнезируется, обеспечивая возможность дальнейшего постгипнотического действия, тем самым повышая возможность саморегуляции высших психических функций, эмоциональных реакций в виде тревоги, вегетативно-висцеральной сферы и способствуя накоплению ресурсного состояния.

Посредством внушения «легкости, тепла, опоры» перед выполнением комплекса упражнений, психотерапевт способствует возникновению у пациента ощущения чувства безопасности, комфорта, и как следствие снижается общее напряжение и тревога.

В процессе выполнения комплекса психофизиологических упражнений «сверху вниз» возникает напряжение с последующим расслаблением в мышцах шеи, около глазных, плечевого пояса, в области диафрагмы, пресса, в ягодичных и мышцах бедер. Тем самым, психотерапевт добивается уменьшения или полного расслабления мышечных зажимов и блоков тела, что сопровождается высвобождением заблокированных эмоций и разрушает патологический эмоциональный стереотип.

Раскоординированные упражнения быстро восстанавливают межполушарные взаимодействия, гармонизируют их функционирование и приводят к балансу процессов возбуждения и торможения ЦНС. После выполнения упражнения происходит снижение активности переживаний повседневных беспокоящих мыслей.

Растяжение мышц плечевого пояса создает дополнительные облегчающие условия для более спокойного, ровного, более глубокого дыхания. Это явление способствует выравниванию настроения, его здоровой приподнятости, потенциирует позитивный эффект.

Предлагаемый метод оказывает многофункциональное воздействие на организм человека, является физиологичным неинвазивным способом лечения и профилактики при психогенных расстройствах, таких как адаптационные реакции, эмоциональных нарушениях, психовегетативных, психосоматических и невротических расстройствах.

Примеры осуществления изобретения

Пример 1. Пациентка Ш. 44 года, два высших образования, обратилась с жалобами на сниженный фон настроения, тревогу, беспокойство, нарушение сна, повышенную утомляемость, отсутствие ощущения отдыха после сна, невозможность справиться со сложившейся ситуацией. Состояние развилось на фоне психотравмирующих ситуаций: смерть матери, а затем последующий раздел имущества, который привел к конфликту с сестрой. Состояние сохраняется в течение 4 недель.

Психический статус: сознание ясное, правильно ориентирована в месте, времени и собственной личности. Внешне тревожная, беспокойная. Охотно вступала в контакт, многоречива, непоследовательная, темп речи ускорен. Острой психотической симптоматики не обнаружено. Эмоционально неустойчивая, плаксивая. Грубых нарушений памяти и интеллекта не выявлено. С критикой к своему состоянию.

На основании жалоб, данных анамнеза установлен диагноз: Расстройство адаптации с кратковременной депрессивной реакцией (F43.20).

С целью объективного выявления симптомов-мишеней ТОП пациентке была проведена «Диагностическая часть», в результате которой получены следующие данные: «Самочувствие» - 3,2; «Активность» - 3,1; «Настроение» - 2,4; «Исходный результат» - 2,9; «Ситуативная тревожность» - 51; «Личностная тревожность» - 42; «Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО)» - 16; «Интенсивность тревоги и компенсации» - 10; ИН - 223 у.е., ИВР - 85,2 у.е., ПАПР - 79 у.e., Мо - 0,687 c, VLf - 301 мс2/Гц, Lf - 546 мс2/Гц, Hf - 231 мс2/Гц, Тр - 1078 мс2/Гц, Lf/Hf - 2,46; «Среднее время реакции» - (-11,6) мс, «Энтропия» - 2,63; «Число точных реакций» - 31, «Число запаздываний» - 3, «Число опережений» - 16.

Таким образом, используя «Диагностическую часть» были объективно выявлены симптомы-мишени телесно-ориентированной психотерапии, а именно тревога, психоэмоциональное напряжение, преобладание процессов возбуждения в нервной системе.

Далее с пациенткой была проведена «Психообразовательная часть», где была разъяснена сущность психологического стресса и природы тех явлений, которые возникают в организме: чувство напряженности, тревоги, растерянности, объяснены механизмы формирования хронического мышечного напряжения в результате стрессовых воздействий, психологические основы телесных блоков (по В. Райху), механизмы воздействия телесной релаксации.

Проведена «Психокоррекционная часть 15 сеансов, проводимых каждый день. В процессе лечения отмечалось субъективное улучшение состояния в виде уменьшения тревоги и беспокойства, улучшения настроения, нормализации сна.

Повторное проведение «Диагностической части» выявило следующие результаты: «Самочувствие» - 6,8; «Активность» - 5,9; «Настроение» - 5,3; «Конечный результат» - 6,0; «Ситуативная тревожность» - 39; «Личностная тревожность» - 42; «Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО)» - 12; «Интенсивность тревоги и компенсации» - 3; ИН - 140 у.е., ИВР - 43,2 у.е., ПАПР - 48 у.е., Mo - 0,784 c, VLf - 532 мс2/Гц, Lf - 931 мс2/Гц, Hf - 1404 мс2/Гц, Тр - 2867 мс2/Гц, Lf/Hf - 1,5; «Среднее время реакции» - (8,7) мс, «Энтропия» - 1,01; «Число точных реакций» - 27, « Число запаздываний» - 10, «Число опережений» - 13.

Таким образом, повторное проведение «Диагностической части» объективно подтвердило уменьшение тревоги, психоэмоционального напряжения, сбалансированность процессов возбуждения и торможения в нервной системе, нормализацию психовегетативного статуса.

Пример 2. Пациент К. 30 лет, средне-техническое образование, обратился с жалобами на появление субъективных ощущений в области грудины после перегрузки и волнения, усиление одышки, гипергидроз, тремор, тяжесть за грудиной, тревогу, страх за наличие сердечного заболевания, раздражительность, утомляемость, нарушения сна.

Психический статус: сознание ясное, правильно ориентирован в месте, времени и собственной личности. Внешне беспокоен, усиливаются вегетативные проявления. Охотно вступает в контакт, озабочен своим состоянием, подробно излагает наличие симптоматики. Острой психотической симптоматики не обнаруживает. Эмоционально неустойчив, лабилен. Грубых нарушений памяти и интеллекта не выявлено. С критикой к своему состоянию.

На основании жалоб, данных анамнеза установлен диагноз: соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы сердца и сердечно-сосудистой системы F45.30., дыхательной системы F45.33.

С целью объективного выявления симптомов-мишеней ТОП пациенту была проведена «Диагностическая часть», в результате которой получены следующие данные: «Самочувствие» - 4,1; «Активность» - 3,9; «Настроение» - 3,7; «Исходный результат» - 1,95; «Ситуативная тревожность» - 54; «Личностная тревожность» - 51; «Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО)» - 18; «Интенсивность тревоги и компенсации» - 7; ИН - 391,91 у.е., ИВР - 105,5 у.е., ПАПР - 109,8 у.е., Мо - 0,600 c, VLf - 260 мс2/Гц, Lf - 456 мс2/Гц, Hf - 232 мс2/Гц, Тр - 939 мс2/Гц, Lf/Hf - 2,0; «Среднее время реакции» - (-12,9) мс, «Энтропия» - 2,65; «Число точных реакций» - 29, «Число запаздываний» - 4, «Число опережений» - 17.

Таким образом, используя «Диагностическую часть», были объективно выявлены симптомы-мишени телесно-ориентированной психотерапии, а именно тревога, психоэмоциональное напряжение, преобладание процессов возбуждения в нервной системе, вегетативная дисфункция.

Далее с пациентом была проведена «Психообразовательная часть», где было разъяснено сущность психологического стресса и природы тех явлений, которые возникают в организме: чувство напряженности, тревоги, вегетативные нарушения, объяснены механизмы формирования хронического мышечного напряжения в результате стрессовых воздействий, психологические основы телесных блоков (по В. Райху), механизмы воздействия телесной релаксации.

Проведена «Психокоррекционная часть 14 сеансов, проводимых каждый день. В процессе лечения отмечалось субъективное улучшение состояния в виде уменьшения тревоги, исчезновения субъективных ощущений в области грудины, улучшения настроения, нормализации сна.

Повторное проведение «Диагностической части» выявило следующие результаты: «Самочувствие» - 5,1; «Активность» - 4,8; «Настроение» - 4,5; «Конечный результат» - 4,8; «Ситуативная тревожность» - 34; «Личностная тревожность» - 49; «Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО)» - 10; «Интенсивность тревоги и компенсации» - 2; ИН - 38,82 у.е., ИВР - 62,1 у.е., ПАПР - 59,5 у.е., Mo - 0,818 с. VLf - 1059 мс2/Гц, Lf - 2144 мс2/Гц, Hf - 1941 мс2/Гц, Тр - 5143 мс2/Гц, Lf/Hf - 1,1; «Среднее время реакции» - (8,7) мс, «Энтропия» - 2,47; «Число точных реакций» - 31, « Число запаздываний» - 11, «Число опережений» - 13.

Повторное проведение «Диагностической части» объективно подтвердило уменьшение тревоги, психоэмоционального напряжения, сбалансированность процессов возбуждения и торможения в нервной системе, нормализацию психовегетативного статуса.

Таким образом, по сравнению с прототипом предлагаемый способ позволяет определять объективные симптомы-мишени для ТОП при психовегетативных, психосоматических и невротических расстройствах при психовегетативных, психосоматических и невротических расстройствах, корректировать их комплексом психофизиологических упражнений и оценивать эффективность проводимой психотерапии.

1. Способ осуществления телесно-ориентированной психотерапии, включающий телесные трансовые техники и комплекс психофизиологических упражнений, отличающийся тем, что сначала проводят диагностическую часть, содержащую психологические тесты, психофизиологические методики для объективного выявления симптомов-мишеней телесно-ориентированной психотерапии по показателям тестирования, таких как тревога, психоэмоциональное напряжение, преобладание процессов возбуждения, вегетативная дисфункция, на основании которых проводят психообразовательную часть, в которой на доступном уровне разъясняют происхождение психологической и телесной симптоматики, психологические основы телесных блоков по В. Райху, а также объясняют механизмы воздействия телесно-ориентированной психотерапии для устранения этих симптомов, затем поэтапно осуществляют психокоррекционную часть групповым методом, на первом этапе которой проводят телесную трансовую технику с внушением образа шара, совершающего движения по телу, расслабляющего все группы мышц для установления контакта со своим телом до обучения пациента состоянию расслабления, после чего проводят курс занятий с внушением опоры как ресурсного состояния, а на втором этапе выполняют комплекс психофизиологических упражнений с фиксацией на своих ощущениях, проводимых последовательно «сверху вниз»: для около глазных, мышц шеи, плечевого пояса, области диафрагмы, пресса, ягодичных и мышц бедер, каждое упражнение выполняют до уменьшения или полного расслабления мышечных зажимов и блоков тела, при этом перед выполнением комплекса упражнений проводят вербальное внушение состояния опоры, последнее психофизиологическое упражнение выполняют лежа на полу с вытягиванием конечностей в такт с дыханием, каждое занятие завершают описанием участниками своих состояний, затем повторно проводят диагностическую часть для контроля психовегетативного статуса организма пациента.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что симптомы-мишени телесно-ориентированной терапии выявляют по показателям психофизиологических методик: психоэмоциональное напряжение - по анализу вариабельности ритма сердца методом коротких участков электрокардиограммы, записанных в течение 5-ти минут с оценкой ИН, преобладание процессов возбуждения в нервной системе - по реакции на движущийся объект с оценкой показателей среднее время реакции, число опережений, вегетативную дисфункцию - по анализу вариабельности ритма сердца методом коротких участков электрокардиограммы, записанных в течение 5-ти минут с оценкой ИВР, Lf/Hf.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что телесную трансовую технику с внушением образа шара проводят несколько раз, после чего проводят трехдневный курс занятий с внушением опоры как ресурсного состояния при длительности сеанса 45-50 минут, а на втором этапе выполняют комплекс психофизиологических упражнений длительностью сеанса 45-50 минут в течение 8-12 дней.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что диагностическую часть для контроля психовегетативного статуса организма пациента оценивают по объективному уменьшению тревоги, психоэмоционального напряжения, сбалансированности процессов возбуждения и торможения, нормализации психовегетативного статуса.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитации, физиотерапии, и может быть использовано для лечения дискогенной радикулопатии. Для этого проводят медикаментозную терапию в течение 4-5 дней путём внутривенного капельного введения со скоростью 30-35 капель в минуту смеси лекарственных препаратов, содержащей 30 мл раствора актовегина для инъекций, 8-16 мг дексаметазона на 200 мл 0,9% раствора хлористого натрия.

Изобретение относится к медицине, неврологии, восстановлению когнитивных функций, в том числе оптического восприятия, исполнительных функций у больных с цереброваскулярной патологией.

Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации усилий человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии.

Изобретение относится к медицинской технике. Система для предоставления светового лечения субъекту в то время, когда субъект спит, включает в себя маску для сна, содержащую экран для покрытия глаз субъекта, крепление на голову для закрепления экрана в месте на лице субъекта, размещенные в экране световые модули для предоставления излучения к глазам субъекта, размещенные в экране и/или в креплении для головы ЭЭГ-электроды, и процессор (42), взаимодействующий со световыми модулями и ЭЭГ-электродами.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения детских неврозов, невротических расстройств и тревожно-депрессивных состояний. Проводят анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния у детей-пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов.

Изобретение относится к области музыкальной терапии. Технический результат заключается в создании персонифицированной базы данных благотворных звуков.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, и может быть использовано в том числе в неонатальной практике лечения пограничных психических расстройств.

Предлагаемая группа изобретений относится к развлекательной индустрии и может найти применение в благотворительных и социальных сферах деятельности по оказанию психологических услуг, а также в медицине, а именно в психотерапии, профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе для улучшения работы сердечно-сосудистой системы, укрепления иммунитета и снижения сахарного диабета. По первому варианту осуществляют вызов психофизиологической реакции в виде смеха на измененное изображение клиента.
Изобретение относится к психологии и к медицине, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. После определения вида зависимости или состояния пациента диагностируют причину, лежащую в их основе. Определяют степень доминирования сенсорных каналов восприятия информации пациентом. Составляют формулы внушения с фиксацией на доминирующем канале восприятия информации и учетом степени доминирования других каналов. При этом в основе текста формул внушения лежит задача отрицания установок, являющихся причинами зависимого поведения и замена их на установки, позволяющие освободится от зависимых состояний. Разрабатывают 2 текста: первый текст направлен на формирование негативного отношения к отрицательным установкам, а второй текст направлен на формирование позитивного отношения к установкам, которые должны заменить отрицательные установки. Проводят психодиагностику по определению сенсорных предпочтений для каждого сенсорного раздражителя с выявлением неприятного и приятного подкрепления, на основании полученной информации пациент произносит и записывает на звуконоситель тексты формулы. Далее он проводит аутотренинг, в процессе которого прослушивает первый текст формулы первые шесть дней по утрам в сопровождении неприятного подкрепления сенсорных раздражителей, второй текст формулы прослушивают в первые шесть дней по вечерам в сопровождении позитивного подкрепления. В дальнейшем утром и вечером до конца курса. Способ позволяет повысить эффективность коррекции психических состояний и зависимостей человека за счет вовлечения в процесс коррекции всех пяти сенсорных каналов восприятия информации человеком. 5 з.п. ф-лы, 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития. Используют цветотерапию, а также предварительное тестирование психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста. Перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации. В рабочей зоне дети создают рисунки. В зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы. В ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках. О наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов. При доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии. Затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего. Далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях. После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Способ позволяет оказать положительное цветотерапевтическое воздействие на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием. 4 з.п. ф-лы, 31 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано для снижения анестезиологического риска при проведении лапароскопической холецистэктомии. Для этого перед операцией проводят оценку устойчивости пациента к оксидативному стрессу. Пациента тестируют на стабилографической платформе и рассчитывают P=95Fy60-70Fx60+4V+W, где Fy60 и Fx60 - 60% квантили спектральной плотности мощности колебаний центра давлений фронтальной и сагиттальной плоскостях (Гц), V - средняя скорость движения центра давлений (мм/с), W - вес пациента (кг). При значении Р<130 используют при проведении вводной анестезии тиопентал-натрия, в ходе периоперационной терапии используют раствор метилэтилпиридинола гидрохлорида и раствор, содержащий натрия фумарат и хлориды натрия калия и магния. При значении 130≤Р≤150 используют при проведении вводной анестезии кетамин, в ходе периоперационной терапии используют раствор метилэтилпиридинола гидрохлорида и раствор, содержащий натрия фумарат и хлориды натрия калия и магния. При значении Р>150 используют при проведении вводной анестезии пропофол, а при поддерживающей анестезии - севоран, без периоперационной антиоксидантной терапии. Способ обеспечивает безопасность, оперативность и снижение себестоимости предоперационного тестирования, приводя к эффективной коррекции антиоксидантной защиты при лапароскопической холецистэктомии. 2 табл.

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для психологической коррекции избыточного веса и ожирения. Проводят ознакомительный курс «Азбука стройности», включающий одну или несколько встреч длительностью до 4 ч, во время которого проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания. Затем проводят базовый курс по снижению избыточного веса «Школа стройности», включающий 4 сеанса по 4-4,5 ч. На первом сеансе при помощи рациональной психотерапии объясняют этапы предстоящей программы по снижению избыточного веса, заключают психотерапевтический контракт, при этом дают рекомендации по питанию и проводят медитативную технику, направленную на обучение чувству насыщения желудка. На втором сеансе обучают пациентов с помощью методов рациональной и когнитивной психотерапии навыкам подбора рациона и рационального питания, а также способам соблюдения коридора калорийности и завершают сеанс техникой «связного дыхания», направленной на ускорение обменных процессов и снятие эмоционального напряжения. На третьем сеансе проводят психологическую проработку причин переедания у пациентов, при этом на основании когнитивной модели осуществляют разбор ситуаций, в которых пациент сталкивается с экстернальным и эмоциогенным перееданием, обучают пациента способу преодоления данного паттерна поведения с разделением понятия голода и аппетита, проведением работы с мотивационным компонентом процесса снижения веса, завершают сеанс повторной техникой «связного дыхания». На четвертом сеансе обсуждают достигнутый результат и эмоциональное состояние пациента с корректировкой рекомендаций, дают рекомендации по преодолению состояний, вызывавших ранее реакцию переедания. Далее через месяц после четвертого сеанса проводят пятый сеанс в течение 2-3 ч, на котором обсуждают эмоциональное и физическое самочувствие пациента, темпы снижения веса, дают рекомендации по закреплению достигнутого результата, а также индивидуальные рекомендации пациенту по преодолению возникших сложностей в процессе снижения веса и проводят медитативную или дыхательную технику, направленную на снятие эмоционального напряжения и поддержки мотивации на дальнейшую работу. На протяжении всего периода коррекции проводят сеансы поддержки пациента «Индивидуальное психологическое консультирование», состоящие из проработки внутренних психологических ситуаций, связанных со сферой отношений, с семейными и с внутриличностными проблемами, с помощью методов когнитивно-поведенческой психотерапии оказывают помощь пациенту в снижении веса и преодолению рецидивов. Также для пациентов, которые не выполняют рекомендации по питанию и склонны к частым периодам рецидива и возврату к прежнему пищевому поведению проводят дополнительные курсы по снижению веса и ожирения. Способ позволяет повысить эффективность снижения веса за счет создания более эффективной системы психологической поддержки и предотвратить рецидивы на основе понимания и правильного использования психологических и поведенческих механизмов при соблюдении последовательности проводимых курсов коррекции. 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для снижения веса и для профилактики его набора. Обучают осознанному рациональному питанию, диете с пониженной энергетической ценностью, физической активности и массажу. Составляют совместно с пациентом план диеты на неделю по принципу включения дней: «худеем» - питание осуществляют по нижней границе коридора калорийности, «не набираем» - питание осуществляют по верхней границе коридора калорийности, «едим, что хотим» - питание без ограничений. Расчеты коридора калорийности производят следующим образом: сначала рассчитывают уровень основного обмена по формуле Харрисона-Бенедикта. Далее, полученную величину умножают на коэффициент физической активности, а конечный результат принимают за максимальное значение коридора калорийности. Далее, определяют минимальное значение коридора калорийности путем вычитания от полученного результата для профилактики набора веса до 300 ккал, а для лечения ожирения - до 800 ккал. Также совместно с пациентом подбирают продукты для составления меню в указанные дни. Ведут пищевой дневник и корректируют рацион питания с учетом изменившейся массы тела или при необходимости поддержания нормального веса. Способ позволяет создать условия для комфортного снижения веса за счет персонифицированного подхода к выбору режима питания и составу продуктов, нормализации обменных процессов в организме и получить стабильный лечебный эффект. 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, и может быть использовано в работе с супругами в кризисные переходные периоды, характеризующиеся психоэмоциональными конфликтами и противоречиями. Проводят диагностику глубины психологических проблем нервно-психической патологии партнеров. Проводят первый цикл, заключающийся в выделении самими партнерами вне эгоцентрических установок как своих положительных и отрицательных сторон характера, так и положительных и отрицательных сторон характера партнера. Проводят второй цикл, заключающийся в выполнении партнерами заданий по созданию неконфликтных, неэмоционально-разрушительных взаимоотношений в спокойной, комфортной обстановке. Проводят третий цикл, заключающийся в проведении методики нейролингвинистического программирования по устранению негативных отношений партнеров в прошлом и воссозданию положительных отношений в настоящем. В четвертом цикле, используя данные первого и второго циклов, проводят аудиальную, зрительную и ассоциативную методику нейролингвинистического программирования с суггестией неконфликтных, неэмоционально-разрушительных форм поведения для каждого из партнеров. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи пациентам за счет поэтапного проведения психотерапевтических циклов. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, методам саморегуляции, лечебной физкультуре и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, переутомления, снятия последствий стресса, обучения пациента навыкам психофизической саморегуляции. Последовательно выполняют следующие комплексы упражнений. Вначале - комплекс, направленный на синхронизацию движений нижней и верхней частей тела, где верхняя часть тела включает область шеи, шейно-грудного перехода, верхние конечности, область спины, груди, живота, а нижняя - область таза, пояснично-крестцового перехода, нижние конечности. Данный комплекс включает 2-8 упражнений в виде приседаний при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки, а сгибание ног - во время опускания руки, выполнение перекатов с пяток на носки с одновременными махами или вращениями рук во фронтальной, сагиттальной и/или горизонтальной плоскостях, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Далее выполняют комплекс из 2-5 упражнений, направленных на постановку диафрагмального и/или полного дыхания у пациента. Каждое упражнение выполняют от 3 до 5 мин. Далее - комплекс из 3-8 упражнений на развитие координации, в положении стоя и сидя включающий вращения рук, в положении лежа - поднятия и опускания ног. Каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Затем - комплекс из 3-10 идеомоторных упражнений в виде трех блоков. Первый блок - выполнение идеомоторных движений в суставах области шеи, шейно-грудного перехода и верхних конечностей, второй - идеомоторных движений мышц области спины, груди, живота, третий - идеомоторных движений в суставах области таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей. Каждое упражнение комплекса идеомоторных упражнений выполняют в количестве, кратном двум, причем равное количество раз для разных сторон. Каждый комплекс выполняют в течение 10-20 мин. Способ обеспечивает высокую эффективность психофизической саморегуляции организма при одновременном упрощении ее практической реализации. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, отоларингологии. При лечении гнойного воспаления гайморовых пазух формируют в полости носа с помощью баллонного устройства замкнутую полость. Пространство полости сообщается с гайморовой пазухой. Нагнетают давление в замкнутом пространстве полости носа и в гайморовой пазухе выше атмосферного. Наклоняют голову пациента в противоположную сторону и, понижая давление в полости носа с помощью вакуумного ресивера, очищают пазуху. Способ позволяет безпункционно удалить содержимое пазухи через выводное отверстие. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Группа изобретений относится к медицине, а именно к восстановительной и профилактической медицине, физиотерапии, косметологии, и может быть использована для оздоровления и омоложения организма. Cпособ включает проведение диагностической компьютерной капилляроскопии для выявления капилляропатий с последующим проведением курса капилляротерапии по предложенной схеме. Капилляротерапия в течение 90 дней включает использование препаратов, содержащих компоненты и минералы Мертвого моря. В ванне объемом 100-300 литров с проточной водой температурой 36-38°С растворяют по 1 чайной ложке соли из каждой из четырех упаковок, входящих в состав «Квартета солей Мертвого моря». Ванну проводят в течение 15-20 минут по методике Гешер. Для этого предлагают лечь в ванну, расслабиться, закрыть глаза, визуализировать образ моря или образ желаемой цели, после чего мысленно начать отсчитывать от 100 до 1 в медленном темпе, концентрируя внимание только на цифрах счета, после окончания счета медленно открыть глаза, полежать в ванне 5-10 минут. После ванны кожу тела не вытирают и на влажную кожу лица и всего тела наносят тонкий слой регенерирующего крема «Солярис». Кроме того, ежедневно внутрь вводят чай «Гонсин», заваривая 1 пакет чая в 1 литре воды температурой 80-90°С, по 250 мл комнатной температуры 4 раза в день за 20 минут до еды. Дополнительно в течение дня вводят не менее 1 литра питьевой воды без газа. Ежедневно внутрь вводят капсулы «Оксин» или капсулы «Голдсин» по 2 капсулы в день утром после еды. Способ обеспечивает нормализацию микроциркуляции, транскапиллярного обмена и обменных процессов в целом, повышение адаптационных резервов организма, гармонизацию психоэмоционального состояния человека, что способствует лечению и профилактике развития заболеваний и преждевременного старения. 6 з.п. ф-лы, 3 пр.
Наверх