Способ безналедного пропуска воды в подмостовых руслах малых мостов

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием в руслах малых водотоков на пересечении их транспортными сооружениями, например автомобильными или железными дорогами. Способ безналедного пропуска воды в подмостовых руслах малых мостов включает утепление русла. В отверстии моста углубляют русло и заполняют его дренирующим теплоизоляционным материалом в виде пеностекольного гравия с обеспечением сохранения положительных температур на дне русла для беспрепятственного пропуска воды. Технический результат состоит в повышении надежности транспортных сооружений за счет ликвидации наледеобразования в подмостовых руслах. 1 ил.

 

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием в руслах малых водотоков на пересечении их транспортными сооружениями, например автомобильными или железными дорогами.

Известен способ борьбы с наледями, заключающийся в утеплении водоотводных канав, используя покрытия из хвороста и снега или пленки и снега, благодаря чему водоток часть зимнего времени сохраняет положительную температуру (Руководство по проектированию, строительству и эксплуатации искусственных сооружений автомобильных дорог на водотоках с наледями. М.: Транспорт, 1989. - табл. 4).

Недостатком конструкции является ее несовершенство. Утепление снегом в малоснежных районах является очень ненадежным вариантом. Такая конструкция требует ежегодный монтаж и демонтаж, не может противостоять подъему уровня воды в русле и требует постоянного контроля.

Известен способ борьбы с наледями, заключающийся в создании теплового пояса, представляющего собой канаву, по периметру которой грунт большую часть зимнего времени сохраняет положительную температуру (Борьба с наледями на железных и автомобильных дорогах. Выпуск 7. - М.: Транспорт, 1966. - 110 с.; с. 65).

Ограниченность рассматриваемого способа заключается в том, что термический режим пояса определяется мощностью снежного покрова. При отсутствии снежного покрова или при его малой толщине пояс работает как мерзлотный, ускоряя промерзание грунта и образование мерзлотной перемычки.

Наиболее близким к предлагаемому является способ безналедного пропуска водотоков, заключающийся в спрямлении и углублении русел и дальнейшем их утеплении с помощью различных утеплителей, укладываемых над водотоком (Руководство по проектированию искусственных сооружений автомобильных дорог на водотоках с наледями. - М.: Транспорт, 1978. - 60 с.; с. 21).

В качестве теплоизоляционных материалов используют пенопласты, шлаки, торф. При утеплении шлакам преимуществом является доступность и невысокая стоимость материалов, но при увлажнении теплофизические свойства шлаков ухудшаются, не обеспечивая утепление дренажа.

Пенопласты, в частности экструдированный пенополистирол, обладают недостаточной прочностью на изгиб и любые подвижки конструкции (например вследствие пучения грунтов) могут сломать утепляющие плиты, также для укладки плит пенополистерола требуется выровненная поверхность, что затрудняет производство работ по устройству и содержанию дренажа.

Известен также способ (патент №2151232 "Способы борьбы с наледями в малоснежных районах распространения вечной мерзлоты"), включающий установку над руслом настила с расположенным над ним утеплителем. Перед установкой настила над руслом размещают распределительную решетку, а в русле - трубчатые фильтры, необходимые для снижения удельного давления на слабые грунты наледной поляны и облегчения разгрузки надмерзлотных вод в русло ручья соответственно.

Недостатком такой конструкции является многодетальность и трудоемкость в монтаже и обслуживании. Применение такой конструкции в стесненных условиях, например, под низкими мостами, не позволит разместить всю расчетную конструкцию.

Предлагаемое изобретение позволяет устранить наледеобразование в подмостовом русле за счет его утепления и исключить давление льда на пролетные строения и опоры мостов. Эффективная борьба с наледями при использовании данного способа возможна при всех условиях эксплуатации.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе безналедного пропуска воды в подмостовых руслах малых мостов, включающем утепление русла, согласно изобретению, в отверстии моста углубляют русло и заполняют его дренирующим теплоизоляционным материалом в виде пеностекольного гравия с обеспечением сохранения положительных температур на дне русла для беспрепятственного пропуска воды.

За счет сохранения положительных температур в русле водотока в зимнее время, обеспечивается сток воды за пределы сооружения и выпуск ее в безопасном месте. Защита русла от промерзания возможна при заполнении его материалом, обладающим следующими свойствами:

- дренирующими;

- имеющим округлые формы частиц для уменьшения сопротивления потоку воды;

- возможностью подбора по гранулометрическому составу;

- низким коэффициентом теплопроводности во влажной среде ввиду малой гигроскопичности материала;

- высокими прочностными характеристиками;

- обладающий термической, химической и морозостойкостью.

Использование такого материала исключит необходимость в дополнительном утеплении и обеспечит возможность проведения работ только по единовременному монтажу. В качестве дренирующего теплоизоляционного материала для заполнения русла возможно использование пеностекольного гравия.

На фиг. 1 показан поперечный профиль моста, русло которого заполнено дренирующим теплоизоляционным материалом, где 1 - отверстие моста, 2 - слой укрепления, 3 - углубленное русло, 4 - теплоизоляционный слой, 5 - зона положительных температур.

Способ осуществляется следующим образом.

В отверстии моста 1 углубляют русло 3, которое заполняют дренирующим теплоизоляционным материалом. Верхний слой теплоизоляционного материала покрывают слоем укрепления 2, например каменной наброской.

В процессе эксплуатации вся конструкция заполняется водой. В зимний период часть воды, расположенная сверху, замерзает, образуя с теплоизоляционным материалом теплоизоляционный слой 4, сохраняя на дне русла зону положительных температур 5, что обеспечивает беспрепятственный пропуск воды.

Способ безналедного пропуска воды в подмостовых руслах малых мостов, включающий утепление русла, отличающийся тем, что в отверстии моста углубляют русло и заполняют его дренирующим теплоизоляционным материалом в виде пеностекольного гравия с обеспечением сохранения положительных температур на дне русла для беспрепятственного пропуска воды.



 

Похожие патенты:

Предлагаемое решение относится к конструкции инфраструктуры искусственных сооружений, а конкретно к устройствам для отвода воды с проезжей части пролетных строений мостов и путепроводов.

Настоящее изобретение касается способа изготовления конструкции дорожного полотна. Для обеспечения хорошего соединения между полимерной пленкой и несущим слоем на основе битума применяется адгезивный состав, который содержит по меньшей мере одну твердую эпоксидную смолу, а также твердый при комнатной температуре термопластичный полимер.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. Способ получения брикетов включает подготовку исходных материалов, перемешивание, высушивание и уплотнение их.

Изобретение относится к способу изготовления конструкции дорожного полотна. .

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в устройствах для отвода воды с проезжей части мостов. .

Изобретение относится к конструкции сопряжения мостового полотна с балками пролетного строения моста в железнодорожном мостостроении, конкретно к конструкции упругого прокладного слоя для безбаластного железнодорожного мостового полотна.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. .

Изобретение относится к строительству, в частности к строительству мостов, и к производству рулонных гидроизоляционных материалов и может быть использовано при проведении гидроизоляционных работ пролетных строений мостов.

Изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям дорожных одежд на мостовых переходах с металлической ортотропной плитой проезжей части, например конструкция дорожной одежды ездового полотна автодорожных мостов.

Изобретение относится к области гидроизоляционных изделий и касается материала рулонного гидроизоляционного наплавляемого нефтеполимерного, включающего текстильную основу и нефтеполимерное вяжущее, состоящее из высокомолекулярного нефтяного остатка и полипропилена, причем нефтеполимерное вяжущее дополнительно содержит масляную фракцию и синтетический каучук, а в качестве высокомолекулярных нефтяных остатков используются асфальт деасфальтизации гудрона пропаном, или гудрон или остаточный битум при следующих соотношениях компонентов, мас.%: высокомолекулярный нефтяной остаток 64 - 77; полипропилен 8 - 15; масляная фракция 10 - 17,5; синтетический каучук 2,5 - 7.

Предлагается способ и устройство для выравнивания температур дорожного покрытия подъездных насыпей и автомобильных мостов во избежание образования наледи на последнем при понижении температуры воздуха ниже 0°C с использованием теплоты грунтового массива насыпей. Способ реализуется устройством, представляющим собой уложенные под дорожным покрытием моста трубы с циркулирующим в них нагретым теплоносителем, соединенные в общий циркуляционный контур с трубами, уложенными в грунтовом массиве прилегающих насыпей, а образованный контур снабжен циркуляционным насосом, обеспечивающим циркуляцию теплоносителя. Циркуляционный контур дополнительно снабжен встроенным конденсаторной частью, по крайней мере, одним тепловым насосом типа «воздух-вода», обеспечивающим, в необходимом случае, дополнительный подогрев теплоносителя. Управление устройством осуществляется контроллером по показаниям разности температур дорожного покрытия моста и подъездных участков дороги от датчиков температуры, уложенных под дорожным покрытием, причем устройство включается, когда разность температур превышает заданную уставку и выключается при снижении разности температур, а включение осуществляется ступенчато: сначала циркуляционный насос, а затем, если разность температур не снижается до установленного значения, дополнительно включается тепловой насос. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх