Клапан



Клапан
Клапан

 


Владельцы патента RU 2591382:

Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро химавтоматики" (RU)

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к нормально открытым клапанам, и предназначено для закрытия доступа рабочего тела из одной магистрали в другую. Клапан содержит корпус с патрубками входа и выхода, полость с перекрывной пробкой. В корпусе выполнена бобышка с проточкой. Со стороны входа корпуса выполнен жиклер с сужающейся и расширяющейся полостями. По оси входа корпуса выполнены две проточки. В проточки корпуса установлена подпружиненная ступенчатая пробка с поршнем. В корпусе выполнены каналы, соединяющие входную полость до жиклера и надпоршневую полость ступенчатой пробки с поршнем клапана через проточку бобышки. Перпендикулярно оси жиклера выполнена бобышка со ступенчатыми проточками, в которые установлен подпружиненный дросселирующий шток с поршнем. Упомянутый поршень взаимодействует наружными поверхностями с внутренними поверхностями ступенчатых проточек бобышки. Со стороны входа клапана выполнен канал, соединяющий входную полость клапана с надпоршневой полостью дросселирующего штока с поршнем. Изобретение направлено на упрощение конструкции клапана и на снижение его массы за счет использования давления рабочего тела для привода клапана без электрической команды управления на привод клапана. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к нормально открытым клапанам, содержащим подпружиненный запорный орган, привод для его перемещения и предназначенный для закрытия доступа рабочего тела из одной магистрали в другую. Оно может быть использовано в машиностроении, например в ракетной технике.

В настоящее время в ЖРД используются магистрали для подачи рабочего тела на турбину бустерного насоса. При запуске ЖРД первоначально раскрутка турбины проводится газообразным гелием с последующим переходом на рабочее тело, например водород, при этом при наличии магистралей подвода к двум соплам, одно из сопел необходимо перекрыть. Для отсечки одной магистрали необходим отсечной клапан.

Известно устройство отсечки и уплотнения в гидравлической магистрали (патент USA №3125108, кл. 137-68 от 17 марта 1964 года), содержащее цилиндр с боковыми соосными отверстиями, сквозь которые пропущена труба, силовой цилиндр и пироэнергодатчик.

Недостатком устройства является невозможность многоразового использования.

Известен отсечной клапан с электромагнитным приводом (Добровольский М.В. «Жидкостные ракетные двигатели», издательство «Машиностроение», 1968 г., 240-241 с.: ил. Рис. 6.14), содержащий корпус, входной штуцер 1, выходной штуцер 6, нижний клапан 3, верхний клапан 7, электромагнит 9. Недостатком указанного отсечного клапана является сложность конструкции, большая масса с учетом электрического кабеля для электромагнита и пониженная надежность срабатывания клапана в среде жидкого водорода.

Известен пироклапан (Эдельман А.Н., «Топливные клапаны ЖРД», издательство «Машиностроение», 1970 г., 73-75), содержащий запорный орган, выполненный в виде конической пробки, коническое седло, выполненное в выходном канале.

Недостатком указанного пироклапана является невозможность многоразового использования.

Известен пироклапан (патент RU №2142085, МПК6 F16K 17/40 - прототип), содержащий корпус с входным и выходным патрубками, между которыми герметично вмонтирована труба, боковую полость с перекрывной пробкой.

Недостатком пироклапана является большая масса с учетом электрокабеля для пироэнергодатчика и невозможность многоразового использования.

При использовании нормально открытого пневмоклапана управляемого электропневмоклапаном с электрокабелем также получаем большую массу, что затрудняет его использование.

Задачей предлагаемого изобретения является: упрощение конструкции и снижение массы, за счет использования давления рабочего тела для привода клапана.

Поставленная задача решается тем, что в клапане, содержащем корпус с патрубками входа и выхода, полость с перекрываемой пробкой, согласно изобретению, в корпусе выполнена бобышка с проточкой, со стороны входа корпуса выполнен жиклер с сужающейся и расширяющейся полостями, по оси входа корпуса выполнены две проточки, в проточки корпуса установлена подпружиненная ступенчатая пробка с поршнем, в корпусе выполнены каналы, соединяющие входную до жиклера и надпоршневую полость ступенчатой пробки с поршнем клапана через проточку бобышки, перпендикулярно оси жиклера выполнена бобышка с ступенчатыми проточками, в которые установлен подпружиненный дросселирующий шток с поршнем, взаимодействующий наружными поверхностями с внутренними поверхностями ступенчатых проточек бобышки, а со стороны входа клапана выполнен канал, соединяющий входную полость клапана с надпоршневой полостью дросселирующего штока с поршнем.

На поршни пробки и дросселирующего штока установлены уплотнения.

По торцу ступенчатой пробки с поршнем выполнена коническая поверхность, контактирующая с торцевой кромкой расширяющейся проточной полости жиклера.

В дросселирующем штоке с поршнем выполнен канал, соединяющий полость жиклера с послепоршневой полостью дросселирующего штока.

Выполнение в корпусе жиклера, установка в клапан подпружиненной ступенчатой пробки с поршнем, управляемой входным давлением рабочего тела через каналы в корпусе и через проточку бобышки, после перекрытия жиклера подпружиненным дросселирующим штоком с поршнем, установленным перпендикулярно оси жиклера и перемещаемым рабочим телом через канал, соединяющий входную полость клапана с надпоршневой полостью дросселирующего штока с поршнем, и последующей посадкой конической поверхности ступенчатой пробки с поршнем на торцевую кромку расширяющейся проточной полости жиклера, позволяет надежно отсечь рабочее тело со стороны входа клапана.

Предлагаемый клапан представлен на фиг. 1, где

1 - корпус с патрубками входа и выхода;

2 - ступенчатая пробка с поршнем;

3 - дросселирующий шток с поршнем;

4, 5 - уплотнение;

6, 7, 8 - пружина;

9, 10, 11 - крышка;

12, 13 - гайка;

14 - прорезная пружина;

15, 16, 17, 18, 19 - опора;

А - бобышка с проточкой;

Б - жиклер;

В - каналы;

Г - бобышка с ступенчатыми проточками;

Д - канал;

Е - коническая поверхность;

Ж - канал дросселирующего штока.

На фиг. 1 показан общий вид клапана в разрезе.

Клапан состоит из корпуса с патрубками входа и выхода 1, ступенчатой пробки с поршнем 2, дросселирующего штока с поршнем 3, уплотнений 4, 5 поршней ступенчатой пробки и дросселирующего штока, 6, 7, 8 - пружин, 9, 10, 11 - крышек, 12, 13 - гаек, 14 - прорезной пружины. В корпусе 1 выполнена бобышка с проточкой А, бобышка с ступенчатыми проточками Г, жиклер Б с сужающейся и расширяющейся полостями для снижения гидросопротивления клапана, В - каналы для подвода давления рабочего тела в надпоршневую полость ступенчатой пробки с поршнем, Д - канал для подвода давления рабочего тела в надпоршневую полость дросселирующего штока с поршнем. На ступенчатой пробке с поршнем 2 выполнена коническая поверхность Е. В дросселирующем штоке с поршнем выполнен канал Ж для: удаления (подачи) рабочего тела из послепоршневой полости дросселирующего штока с поршнем при его перемещении.

Клапан работает следующим образом. В исходном положении клапан находится в открытом положении, рабочее тело свободно попадает со входа на выход корпуса 1 и по клапанам В и проточку бобышки А подается в надпоршневую полость ступенчатой пробки с поршнем 2 и по каналу Д в надпоршневую полость дросселирующего штока с поршнем 3. При давлении рабочего тела на входе клапана 50-60 кгс/см2 в полости жиклера Б давление падает и появившийся перепад давления рабочего тела на дросселирующем штоке с поршнем, преодолевая усилие пружины 7, перемещает его до упора в корпус 1. После перекрытия жиклера Б давление на выходе клапана падает и появившийся перепад рабочего тела на ступенчатой пробке с поршнем 2 перемещает ее, преодолевая усилие пружины до посадки конической поверхности Е ступенчатой пробки с поршнем 2 на торцевую кромку расширяющейся проточной полости жиклера Б, надежно отсекая рабочее тело со стороны входа клапана.

При восстановлении давления рабочего тела за жиклером Б в расширяющейся полости, перепад на дросселирующем штоке с поршнем 3 падает, и он под действием пружины 7 возвращается в исходное положение. Такое положение клапана сохраняется в течение всего времени работы ЖРД.

При выключении ЖРД давление компонента со стороны входа клапана падает, и ступенчатая пробка с поршнем возвращается в исходное положение, сообщая входную и выходную полости клапана.

Так как использование клапана предполагается в условиях высоких входных давлений, например в ракетной технике, для изготовления деталей используются стали 12Х18Н10Т и 07Х25Н16АГ6Ф-Ш. Уплотнения, например, типа манжет, изготавливаются из фторопласта-4.

Таким образом, применение указанного клапана позволяет использовать давление рабочего тела для привода клапана без электрической команды управления на привод клапана, что упрощает конструкцию и снижает массу ЖРД.

1. Клапан, содержащий корпус с патрубками входа и выхода, полость с перекрывной пробкой, отличающийся тем, что в корпусе выполнена бобышка с проточкой, со стороны входа корпуса выполнен жиклер с сужающейся и расширяющейся полостями, по оси входа корпуса выполнены две проточки, в проточки корпуса установлена подпружиненная ступенчатая пробка с поршнем, в корпусе выполнены каналы, соединяющие входную до жиклера и надпоршневую полость ступенчатой пробки с поршнем клапана через проточку бобышки, перпендикулярно оси жиклера выполнена бобышка с ступенчатыми проточками, в которые установлен подпружиненный дросселирующий шток с поршнем, взаимодействующий наружными поверхностями с внутренними поверхностями ступенчатых проточек бобышки, а со стороны входа клапана выполнен канал, соединяющий входную полость клапана с надпоршневой полостью дросселирующего штока с поршнем.

2. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что на поршень пробки установлено уплотнение.

3. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что по торцу ступенчатой пробки с поршнем выполнена коническая поверхность, контактирующая с торцевой кромкой расширяющейся проточной полости жиклера.

4. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что на поршень дросселирующего штока установлено уплотнение.

5. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что в дросселирующем штоке с поршнем выполнен канал, соединяющий полость жиклера с после поршневой полостью дросселирующего штока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для обслуживания в аварийных режимах систем и агрегатов большой единичной мощности с высокими энергетическими параметрами.

Изобретение относится к арматурным средствам безопасности энергетических установок и предназначено для использования в трубопроводных системах для предотвращения нештатных ситуаций, связанных с аварийной сменой направления течения рабочей среды.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования на скважинных газоконденсатных месторождениях для автоматического перекрытия трубопровода высокого давления при аварийном положении давления в нем.

Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к устройствам для аварийного перекрытия потока рабочей среды, являющейся одним из компонентов, участвующих в реакции горения, в зону пожара.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для автоматического перекрытия газопровода в случае возможных разрывов и утечек газа при транспортировке газов по магистральным газопроводам.

Изобретение относится к области водоснабжения для автоматического слива жидкости в трубопроводах, в качестве защиты башни от замерзания в ней воды, предпочтительно в водозаборных скважинах сельского хозяйства.

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано при транспортировке газов по магистральным газопроводам. .

Изобретение относится к средствам автоматизации и регулировки технологическими параметрами жидкости или газа и может быть использовано в системах газоснабжения и других технологических трубопроводах, в том числе и магистральных.

Изобретение относится к технике автоматического управления и регулирования технологическими процессами, может быть использовано на газоконденсатных и газовых месторождениях для автоматической отсечки шлейфа газовой скважины при аварийном падении давления в нем.

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для использования при транспортировке газов по магистральным газопроводам. Автомат аварийного закрытия крана магистрального газопровода содержит две соединенные с газопроводом управляющие камеры, сообщающиеся между собой через калиброванные отверстия. Соединенная с гидроприводом запорного органа газопровода выходная камера разделена на две полости разрывной мембраной. Имеются балластная и аварийная емкости, соединенные с газопроводом через обратные клапаны. Подвижный шток с конусообразной головкой расположен вблизи мембраны. Управляющие камеры разделены первым сильфоном, размещенным соосно внутри цилиндрического корпуса и жестко закрепленным на его нижней крышке. Верхний свободный конец сильфона герметично закрыт пластиной с калиброванными отверстиями и с закрепленным на ней центральным штоком с возможностью его осевого перемещения при продольной деформации сильфона. Центральная часть штока закреплена на пластине, герметично закрывающей нижний свободный конец второго сильфона, жестко закрепленного на перегородке с центральным отверстием, установленной в корпусе. Средние диаметры первого D1 и второго D2 сильфонов находятся в определенном неравенстве. Суммарная площадь сечения калиброванных отверстий определяется алгебраическим соотношением. Изобретение направлено на повышение надежности работы автомата и долгосрочности его эксплуатации. 2 табл., 2 ил.
Наверх