Способ выявления аварийных протечек трубопровода для защиты окружающей среды

Изобретение относится к нефтегазовой технике, обеспечивающей защиту от загрязнения среды вблизи трассы трубопровода. Способ выявления аварийных протечек транспортного трубопровода жидких или газообразных углеводородов, или их смесей, включает сооружение «труба в трубе», состоящее из трубопровода и наружной рубашки, выполненной из герметизированных секций, снабженных газоотводными устройствами - в верхних точках трубопроводной трассы и штуцерами с запорной арматурой для удаления жидкости в дренажные отводы - в нижних точках трубопроводной трассы. Каждая секция заполнена контрольной жидкостью или газом и оборудована средствами контроля давления и температуры, которые соединены с системой сбора, обработки и передачи информации о протечке в измерительно-вычислительном комплексе. При изменении давления контрольной жидкости или газа в секциях применяют алгоритмы аварийного управления. Изобретение позволяет повысить эффективность защиты окружающей среды от загрязнений вблизи трассы трубопровода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к нефтегазовой технике, к области контроля состояния систем трубопроводного транспорта жидких и газообразных углеводородов, в частности нефти, газового конденсата, нефтепродуктов, природного и попутных газов и нефтегазовых смесей различной степени переработки, более конкретно - к техническим решениям, обеспечивающим защиту от загрязнения среды вблизи трассы трубопровода, транспортирующего эти жидкости, газы и их смеси, рассматривающиеся как потенциальные загрязнители окружающей среды и источник взрыво- и пожарноопасности. Изобретение эффективно и целесообразно использовать на участках нефте- или газопровода, в первую очередь, при прокладке трубопроводов через или в непосредственной близости от населенных пунктов, зон отдыха, природных заповедных и рекреационных зонах, прибрежных акваториях морей, для которых предъявляются особо строгие требования промышленной, в частности, экологической и пожарной безопасности, а также через заболоченные территории, акватории океанов и морей, озер, больших рек, где особенно затруднен непосредственный контроль целостности и герметичности оболочки трубопровода.

Уровень техники

Известна и широко применяется конструктивно-технологическая схема «труба в трубе»; ее используют при прокладке подземных, надземных и подводных трубопроводов - под и над дорогами, при сооружении транспортных переходов различного назначения, в частности при преодолении водных преград (реки, каналы, морские акватории, заболоченные территории и др.); прокладка транспортных трубопроводов по схеме «труба в трубе» повышает экологическую безопасность трубопроводной трассы - как при надземном, так и при подземном, подводном расположении трубопровода. Однако сама по себе ограждающая труба в этом случае имеет назначением, в первую очередь, создание щадящих условий эксплуатации транспортного трубопровода, уменьшение возможности его повреждения, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Либо играет технологическую роль, как, например, при исполнении переходов через водные преграды. Попутно она может ограничивать проникновение в окружающую среду загрязнителей - при возникновении протечки трубопровода (если при этом реализованы мероприятия по герметизации ее стыков и торцов), но не являются составной частью системы обнаружения протечек и не способствуют ее функционированию.

Наряду с этим в течение многих лет ведутся разработки систем обнаружения утечек в трубопроводах транспорта жидкостей, прежде всего - нефти и нефтепродуктов, газов и газожидкостных смесей. Они строятся в основном на основе фиксации, измерений (мониторинга) и анализа физических процессов, происходящих либо в среде, транспортируемой по трубопроводу, либо в окружающем трубопровод пространстве. Процессы, происходящие при возникновении утечки (протечки) в конструкции трубопровода, такие как вибрации, ударные волны, акустические явления, при этом практически не рассматриваются.

Наиболее близким техническим решением по технической сути и достигаемому результату к заявляемому изобретению является устройство для контроля за состоянием магистрального трубопровода (см. [1] а.с. СССР №836453, F17D 1/10, опубликованное 07.06.1981), состоящее из двух концентрично установленных труб, межтрубное пространство между которыми заполнено жидкостью, пространство разделено поперечными перегородками на участки, каждый их которых снабжен устройством для контроля уровня жидкости в мерном цилиндре, соединенном с межтрубным пространством.

Недостатками прототипа являются трудности его практической реализации, громоздкость и несовременность общего технического решения, сложность и ненадежность устройства в эксплуатации.

Сущность изобретения

Задачей заявленного изобретения является создание эффективного технологического процесса выявления факта утечки транспортируемой среды из транспортного трубопровода с целью предотвращения разливов транспортируемых веществ, загрязнения акватории или береговой линии, загазованности местности. Попутно предлагаемая технологическая процедура позволяет обнаружить также протечки контрольной жидкости или контрольного газа через герметичную ограждающую конструкцию - рубашку.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эффективности защиты окружающей среды от загрязнений вблизи трассы трубопровода.

Новизна подхода к решению задачи состоит в том, что оба нежелательных события - утечку транспортируемой среды из транспортного трубопровода и утечку контрольной жидкости через ограждающую рубашку выявляют по изменению давления контрольной жидкости или контрольного газа в межтрубном (подрубашечном) пространстве.

Для решения поставленной задачи и достижения заявленного результата предлагается способ выявления аварийных протечек, включающий сооружение трубопроводной трассы на особо контролируемом участке, к которому предъявляются повышенные требования экологической и пожарной безопасности, по известной конструктивно-технологической схеме «труба в трубе». Вокруг транспортного трубопровода, являющегося внутренним гермоконтуром, посекционно формируют наружный контур в виде герметизированной ограждающей рубашки. Изготовление рубашки, ее монтаж на конструкциях, составляющих транспортный трубопровод, и герметизацию можно выполнять либо заблаговременно, в заводских условиях, либо непосредственно при прокладке трубопроводной трассы. При этом рубашку разбивают на изолированные герметичные секции (секционирование) исходя из особенностей топографического профиля трассы и конструктивных особенностей трубопровода. Секции рубашки снабжают газоотводными устройствами с клапанами сброса давления - в верхних точках трассы и штуцерами с запорной арматурой для удаления жидкости в дренажные отводы - в нижних точках трубопроводной трассы. На секциях рубашки монтируют упругодеформируемые компенсаторы давления. Секции рубашки заполняют контрольной жидкостью, не оказывающей вредного воздействия на окружающую среду, например водой с ингибитором коррозии. На секциях рубашки устанавливают средства измерения и контроля давления и температуры контрольной жидкости. Данные о давлении и температуре контрольной жидкости транслируют в измерительно-вычислительный комплекс (ИВК) и/или оператору, они используются для управления защитными мероприятиями, связанными с утечкой. Туда также поступает информация о текущих значениях давления и температуры в транспортном трубопроводе и в окружающей среде.

В каждой секции рубашки создают давление контрольной жидкости, избыточное по отношению к давлению окружающей среды, но существенно меньшее, чем давление в транспортном трубопроводе. И осуществляют посекционный контроль давления и температуры контрольной жидкости, заполняющей пространство под рубашкой.

Повышение давления контрольной жидкости в секциях рубашки сверх допустимой величины свидетельствует о возникновении протечки жидкости из транспортного трубопровода в рубашку (допустимый интервал давления в подрубашечном пространстве определяется ИВК с учетом естественных температурных изменений). При обнаружении аварийной ситуации, связанной с протечкой транспортного трубопровода, перекрывают запорную арматуру на входе в контролируемый участок; при необходимости, отводят избыточную жидкость из-под рубашки - в дренаж, а попутный газ - на факел. Находят и устраняют (по возможности) дефект транспортного трубопровода.

При понижении давления контрольной жидкости в секциях рубашки ниже допустимой величины, свидетельствующем о разгерметизации рубашки, по возможности, выполняют подкачку контрольной жидкости до приемлемого давления в секции, находят и устраняют дефект ограждающей конструкции.

После выявления факта протечки, как правило, требуется определить конкретное место ее возникновения. Для этого применяют известные методы - например акустический, волоконно-оптический, параметрический, комбинированный и др.

Далее выясняют характер и величину дефекта, определяют предпочтительную технологию его устранения. Проводят ремонтные работы.

Давление контрольной жидкости может изменяться в силу естественных климатических факторов. При повышении давления контрольной жидкости, возникающем в секции рубашки вследствие внешнего теплового воздействия, перепускают излишек контрольной жидкости из этой секции рубашки в упругодеформируемый компенсатор давления - до достижения приемлемого уровня давления в секции.

Описанные процедуры, в принципе, применимы и для трубопроводов газов или газожидкостных смесей. Отличия определяются различием физических явлений жидкости и газа, прежде всего - несжимаемостью жидкостей и сжимаемостью газов. Так секции рубашки заполняют вместо контрольной жидкости контрольным (инертным) газом, не оказывающим вредного воздействия на окружающую среду, например азотом. В каждой секции рубашки создают давление контрольного газа, избыточное по отношению к давлению окружающей среды, но существенно меньшее, чем давление в транспортном трубопроводе, и осуществляют посекционный контроль давления и температуры контрольного газа, заполняющего пространство под рубашкой.

При повышении давления контрольного газа в секциях рубашки сверх допустимой величины, свидетельствующем о возникновении протечки газа или газожидкостных смесей из транспортного трубопровода, перекрывают запорную арматуру на входе в контролируемый участок транспортного трубопровода, находят и устраняют дефект транспортного трубопровода.

При понижении давления контрольного газа в секциях рубашки ниже допустимой величины, свидетельствующем о разгерметизации рубашки, выполняют наддув секции рубашки, по возможности, до приемлемого давления в секции, находят и устраняют дефект ограждающей конструкции.

Допустимое изменение (в частности, приращение) давления и/или расширение контрольной жидкости, газа должно определяться с учетом прогнозируемых изменений температуры контрольной жидкости и перепускания излишка контрольной жидкости в упругодеформируемый компенсатор давления. Отсутствие корреляции между изменениями температуры, давления и объема контрольной жидкости может служить критерием аварийности, на основании которого принимается решение о введении в действие аварийных операций и алгоритмов, в частности закрытие запорной арматуры на входе в контролируемый участок транспортного трубопровода, либо включение насосов подкачки контрольной жидкости и т.п. Эти действия могут совершаться как в автоматизированном режиме (по командам ИВК), так и в ручном режиме (по командам оператора).

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 условно показана трубопроводная трасса, проложенная на пересеченной местности по схеме «труба в трубе».

На фиг. 2 показано сечение А-А трубопроводной трассы.

На фиг. 3 - показано сечение Б-Б трубопроводной трассы.

На фиг. 4 - схематично изображен упругодеформируемый компенсатор.

Раскрытие изобретения

На фиг. 1 схематично показана трубопроводная трасса. Между стенкой транспортного трубопровода 1 и секционированной ограждающей конструкцией (рубашкой) 2 образован зазор 3. Он образован при монтаже трубных конструкций с помощью системы центрирующих опор 4 (центрирующие опоры 4 выполнены со сквозными проемами, например, в виде набора цилиндрических секторов, брусков или арок, чтобы они не препятствовали свободному перемещению жидкостей и газов в пространстве зазора 3. В верхних точках топографического профиля трубопроводной трассы на герметизированной рубашке 2 герметично установлены предохранительные (стравливающие) клапаны 5 (газоотводные устройства с клапанами сброса давления), а в нижних точках трассы - жидкостные выходы в дренаж с запорной арматурой 6 (штуцеры с запорной арматурой).

На фиг. 2 показано сечение трубопроводной трассы в состоянии, когда пространство «рубашки» заполнено жидкостью 7, но в верхней части этого пространства образовался газовый «пузырь» 8 (еще не стравленный клапаном 5).

На фиг. 3 показано сечение трубопроводной трассы с запорной арматурой 6 на штуцере для выхода жидкости в дренаж.

На фиг. 4 схематично изображен упругодеформируемый компенсатор 9 с дистанционно управляемым стравливающим клапаном 10, присоединенный к штуцеру 11 на одной из секций рубашки 2.

Трубопроводную трассу укладывают с учетом топографического профиля местности и при подготовке трубопровода к работе в зазорах 3 секционированной рубашки 2 с помощью внешней помпы создают давление контрольной жидкости 7 (или газа), несколько превышающее давление окружающей среды (с учетом его вероятных колебаний), но существенно меньшее рабочего давления в транспортном трубопроводе 1. Выбор давления контрольной среды для заполнения секций рубашки выполняет предприятие, эксплуатирующее трубопровод, руководствуясь собственными нормативами. ИВК, обслуживающий трубопровод, (или оператор) контролирует показатели давлений и температур контрольной жидкости (или контрольного газа) в секциях рубашки, производя периодическое сканирование средств измерений, размещенных на трубопроводе, - согласно принятой инструкции.

При повышении давления в секции рубашки 2 выше фонового (определяется по принятой инструкции на основе данных метеослужбы) реализуют мероприятия, предусмотренные регламентом для аварийной ситуации, соответствующей возникновению протечки транспортного трубопровода; например, перекрывают запорную арматуру на входе в контролируемый участок транспортного трубопровода; выполняют поиск конкретного места протечки имеющимися средствами, с использованием, в частности, акустического, волоконно-оптического, параметрического или комбинированного метода; стравливают контрольную жидкость (газ) из секции рубашки 2, под которой обнаружена протечка (и, при необходимости, жидкость (газ) из отключенного участка транспортного трубопровода 1; выполняют ремонтные операции - по технологическому плану.

При понижении давления в секции рубашки 2 реализуют мероприятия, предусмотренные регламентом для аварийной ситуации, соответствующей возникновению протечки рубашки трубопровода; например, выполняют подкачку жидкости (или газа) в зазор до приемлемого давления в секции; выполняют поиск конкретного места протечки имеющимися средствами, с использованием, в частности, акустического, волоконно-оптического, параметрического или комбинированного метода; стравливают контрольную жидкость (газ) из секции рубашки 2, под которой обнаружена протечка; выполняют ремонтные операции - по технологическому плану.

Сброс излишка контрольной жидкости (или газа) в упругодеформируемый компенсатор 9 при повышении давления в секции(-ях) рубашки вследствие естественного нагрева выполняется, как правило, автоматически, по команде ИВК.

1. Способ выявления аварийных протечек транспортного трубопровода жидких или газообразных углеводородов, или их смесей, способных оказать загрязняющее или вредное воздействие на окружающую среду, включающий сооружение на контролируемом участке трубопроводной трассы по схеме «труба в трубе», где внутренним гермоконтуром является транспортный трубопровод, а наружный контур формируют при прокладке трубопроводной трассы или заблаговременно в заводских условиях как герметизированную ограждающую рубашку, выполненную:
- секционированной, исходя из особенностей топографического профиля трассы и конструктивных особенностей трубопровода;
- посекционно снабженной газоотводными устройствами с клапанами сброса давления - в верхних точках трубопроводной трассы и штуцерами с запорной арматурой для удаления жидкости в дренажные отводы - в нижних точках трубопроводной трассы;
- посекционно снабженной упругодеформируемыми компенсаторами давления;
- посекционно заполненной контрольной жидкостью, не оказывающей вредного воздействия на окружающую среду, при транспортировании жидких углеводородов; или посекционно заполненной инертным контрольным газом, не оказывающим вредного воздействия на окружающую среду, при транспортировании газообразных углеводородов или газожидкостных смесей;
- посекционно оборудованной средствами контроля давления и температуры контрольной жидкости или инертного контрольного газа, соединенными с системой сбора, обработки и передачи информации о протечке в измерительно-вычислительный комплекс (ИВК) для управления защитными мероприятиями, связанными с утечкой;
характеризующийся тем, что
а. создают в каждой секции рубашки давление контрольной жидкости или инертного контрольного газа, избыточное по отношению к давлению окружающей среды, но существенно меньшее, чем давление в транспортном трубопроводе, и осуществляют посекционный контроль давления и температуры контрольной жидкости или инертного контрольного газа, заполняющих пространство под рубашкой;
b. текущие показатели давления и температуры контрольной жидкости или инертного контрольного газа в секциях рубашки передают в ИВК; туда также поступает информация о текущих значениях давления и температуры в транспортном трубопроводе и в окружающей среде;
c. при повышении давления контрольной жидкости или инертного контрольного газа в секциях рубашки сверх допустимой величины, свидетельствующем о возникновении протечки жидких или газообразных углеводородов из транспортного трубопровода, применяют алгоритмы аварийного управления;
d. при понижении давления контрольной жидкости или инертного контрольного газа в секциях рубашки ниже допустимой величины, свидетельствующем о разгерметизации рубашки, применяют алгоритмы аварийного управления;
e. решение о переходе в аварийные режимы управления, выбор и исполнение алгоритма реализуют в автоматизированном режиме - по командам ИВК или ручном режиме - по командам оператора.

2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что контрольной жидкостью является, например, вода с ингибитором коррозии, а инертным контрольным газом является, например, азот.

3. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что при выявлении факта протечки определяют конкретное место ее возникновения, в транспортном трубопроводе или в рубашке, - акустическим, волоконно-оптическим, параметрическим или комбинированным методами.

4. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что при повышении давления контрольной жидкости или инертного контрольного газа, возникающего в секции рубашки вследствие внешнего теплового воздействия, перепускают излишек контрольной жидкости или контрольного газа из этой секции рубашки в упругодеформируемый компенсатор давления - до достижения приемлемого уровня давления в секции.



 

Похожие патенты:

Способ относится к области эксплуатации технологического оборудования, используемого при добыче и переработке нефти и газа. Способ включает корректирование технического состояния его элементов - ремонт, замена с учетом риска причинения вреда от их отказов - и заключается в проведении периодического диагностирования с определением значений расчетной величины остаточного ресурса элементов оборудования до перехода их в предельное состояние, а по значениям остаточного ресурса проводят оценку уровней вероятности и риска отказа при эксплуатации этих элементов, затем проводят соответствующие уровням риска отказа работы по корректированию их технического состояния, причем уровень вероятности отказа при эксплуатации элемента оборудования определяют на основании установленного уровня качества - объема работ и количества контролей при диагностировании, рассчитанного значения остаточного ресурса и нормативного периода эксплуатации этого оборудования между диагностированиями, а уровень риска отказа при эксплуатации элементов оборудования определяют на основании установленных уровней вероятности и тяжести последствий их отказа.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для выявления несанкционированных утечек тепловой энергии. Предложен способ калибровки и поверки измерительной системы узла учета тепловой энергии и теплоносителя с возмущениями, основанный на переключении потока теплоносителя с подающего трубопровода через образцовый узел калибровки на возвратный трубопровод и отключении измерительной системы от объекта потребления.

Способ предназначен для оперативного обнаружения поврежденного сетевого трубопровода многомагистральной тепловой сети, отходящей от теплоисточника. Способ состоит в том, что в коллекторах прямой и обратной сетевой воды, а также во всех прямых и обратных трубопроводах тепловой сети в режиме реального времени отслеживают давление воды с помощью датчиков давления, анализируют изменение давлений во времени с помощью контроллера и персональной электронно-вычислительной машины и результаты анализа выдают на автоматизированное рабочее место оператора теплоисточника.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта. Технический результат - повышение помехозащищенности и достоверности.

Способ предназначен для обнаружения утечек на трубопроводах с насосной подачей транспортируемой среды и относится к средствам для наблюдения за оборудованием. Способ включает в себя измерение внутриканального давления на последовательно расположенных участках трубопровода и корреляционную обработку полученных данных для выявления и локализации утечки.

Изобретение относится к области обслуживания магистральных трубопроводов и может быть использовано для диагностики состояния трубопроводов в процессе их эксплуатации.

Изобретение относится к магнитной внутритрубной диагностике и может найти применение в нефтегазовой промышленности при определении координат дефектов металла труб подземных трубопроводов.

Предлагаемое техническое решение предназначено для бесконтактной внетрубной диагностики технического состояния ферромагнитных газовых и нефтяных труб. Техническим результатом изобретения является повышение точности и чувствительности способа и устройства диагностики технического состояния стальных газонефтепроводов.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к системе контроля состояния трубопровода. Система содержит основной трубопровод, устройство для создания перепада давления с приводом, гидравлическую турбину, обводную линию, представляющую собой участок трубопровода диаметром, меньшим, чем диаметр основного трубопровода, расположенную в зоне размещения устройства для создания перепада давления на линейной части основного трубопровода.

Изобретение относится к проектированию подводных трубопроводных систем, подверженных вызванному водородом растрескиванию под напряжением. Технический результат - вычисление локальных напряжений в элементах трубопровода путем постобработки сил и моментов модели трубы, представляющей систему трубопровода.

Задача изобретения - контроль водной среды вдоль трассы подводного нефтепровода или нефтепродуктопровода посредством надежного и относительно недорого стационарного комплекса мониторинга, способного функционировать при высоком уровне фоновых загрязнений. Для решения поставленной задачи система обнаружения течи подводного нефтепровода или нефтепродуктопровода содержит комплекс мониторинга (КМ), предназначенный для обнаружения и контроля нефтяных загрязнений проб воды в установленной на берегу кювете, выборочно заполняемой из областей водного объекта, расположенных либо вверх по течению, либо вниз по течению от подводной части нефтепровода. Предпочтительно КМ выполнен с возможностью определения течи подводной части нефтепровода на основе дифференциальных измерений показателей загрязнения проб воды из областей вверх и вниз по течению от подводной части нефтепровода. Предпочтительно КМ содержит дистанционный детектор нефтяных загрязнений и набор контактирующих с водой датчиков. Технический результат - непрерывное слежение за герметичностью нефтепровода, раннее обнаружение протечек и снижение затрат на мониторинг подводных частей нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в местах пересечения ими водных преград. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области водоснабжения. Способ заключается в контроле движения воды в участке гидравлической сети внутреннего противопожарного водопровода и контроле использования пожарных кранов, расположенных на этом участке, а также в логическом преобразовании поступающей информации о наличии движения воды по участку сети и об использовании пожарных кранов на этом участке. Факт утечки воды из сети внутреннего водопровода подтверждают наличием движения жидкости в контролируемом участке гидравлической сети и закрытым состоянием всех запорных пожарных клапанов пожарных кранов, расположенных на участке сети. Устройство содержит питающий или транзитный трубопровод, стояки или опуски с размещенными на них пожарными кранами, запорные пожарные клапаны которых снабжены сигнализаторами положения их затвора «Закрыто-Открыто», а также блок адресной логической обработки информации. На вход каждого контролируемого гидравлического участка дополнительно введены гидравлически последовательно сигнализатор потока жидкости и управляемый клапан. Контакты сигнализатора соединены с первым конъюнкционным входом блока адресной логической обработки информации. Электромагнит управляемого клапана соединен с выходом блока адресной логической обработки информации. Контакты каждого сигнализатора положения затвора пожарных запорных клапанов пожарных кранов соединены со вторым конъюнкционным входом блока адресной логической обработки информации. Обеспечивается защита помещений от затопления благодаря аварийному отключению подачи воды независимо от места возникновения аварийной ситуации, обеспечивается работоспособность внутреннего противопожарного водопровода при нарушении герметичности запорных пожарных клапанов отдельных пожарных кранов под воздействием высокой температуры пожара, идентификация пожарного крана, идентификация участка гидравлической сети. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области метрологии, в частности к средствам неразрушающего контроля. Внутритрубный снаряд-дефектоскоп содержит цилиндрический гермоконтейнер, опорные элементы в виде эластичных манжет, датчики, расположенные снаружи по периметру гермоконтейнера и соединенные с размещенным внутри гермоконтейнера электронным блоком. Устройство содержит блок питания, приборы ориентации, навигации, блок регистратора, систему измерения пройденного пути в виде трех подпружиненных колес, расположенных под углом 120° друг к другу. Каждое колесо снабжено акустическим преобразователем, закрепленным на оси каждого подпружиненного колеса под углом 30°-60° к центральной оси снаряда-дефектоскопа. В гермоконтейнере установлены три измерителя пройденного пути и сумматор, при этом каждый преобразователь соединен кабелем с входом соответствующего измерителя пройденного пути, а выход каждого измерителя пройденного пути соединен с соответствующим входом сумматора, выход которого соединен с блоком регистратора. Измеритель содержит генератор гармонического сигнала, цифровой измеритель доплеровского сдвига частоты, вычислитель скорости движения, вычислитель пройденного пути. Выход генератора гармонического сигнала соединен с преобразователем и входом цифрового измерителя доплеровского сдвига частоты. Технический результат - повышение точности измерения пройденного пути. 6 ил.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля, а именно к инфракрасной диагностике и тепловизионным методам контроля. При проведении тепловизионного контроля теплоизоляции трубопровода движение тепловизионной камеры выполняют по винтовой линии вокруг трубопровода с частотой ее обращения, зависящей от изменения максимума температурного поля на наружной поверхности теплоизоляции трубопроводов в соответствии с законом движения максимума температуры газа наддува по длине трубопровода. При этом шаг винтовой линии при перемещении тепловизионной камеры вокруг трубопровода должен обеспечивать получение перекрывающихся термограмм с учетом технических характеристик тепловизионной камеры. Технический результат – повышение достоверности и информативности получаемых данных за счет обеспечения получения термограммы всей поверхности теплоизоляции трубопровода при однократном испытании. 2 ил.

Способ предназначен для выявления и количественной оценки нарушений минимальных расстояний в районе размещения опасных производственных объектов магистральных трубопроводов. Способ заключается в том, что по технически обработанным материалам аэрокосмической съемки, приведенным к виду, пригодному для анализа и интерпретации в видимом диапазоне спектра объектов, состоящих из линейной части и площадочных объектов, включающих компрессорные станции, станции охлаждения газа, газораспределительные станции, перекачивающие станции, насосные станции, подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки, с учетом анализа исходных данных в виде технической документации этих объектов создают геопространственную основу с формированием отображения на материалах съемки объектов. Определяют буферные зоны по значениям минимальных расстояний согласно нормативным документам вокруг опасных объектов. Проводят дешифрирование материалов съемки в пределах этих буферных зон, при этом выявляют и ранжируют объекты окружения, а именно населенные пункты, отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, здания, сооружения, техногенные и природные объекты по группам и категориям согласно нормативным документам. Если объект k-ой группы объектов окружения находится снаружи буферной зоны с соответствующим значением минимального расстояния , то нахождение данного объекта устанавливает отсутствие нарушения, если объект k-ой группы объектов окружения находится внутри буферной зоны с соответствующим минимальным расстоянием , то его нахождение является нарушением, после чего измеряют кратчайшее расстояние до оси трубопроводов для линейной части или до границы ограждения территории площадочного объекта трубопроводов и составляют перечень объектов окружения опасных объектов, нахождение которых нарушает пределы минимальных расстояний, установленных соответствующими нормативным документам от опасных объектов до объектов окружения со значениями нормативных и реальных расстояний. Для каждого объекта окружения опасных объектов, находящегося внутри буферной зоны минимальных расстояний, вокруг его территории строят буфер со значением минимального расстояния, определенного для данного класса объектов окружения, определяют точки пересечения буфера с осью трубопроводов, измеряют длину участка трубопроводов, находящегося в области построенного вокруг объекта окружения буфера, и производят количественную оценку нарушений минимальных расстояний с указанием локальных линейных координат участков трубопроводов, которые потенциально опасны для выявленных в зоне минимальных расстояний объектов окружения опасных объектов. В результате достигается возможность определять и количественно оценивать потенциально опасные участки опасных объектов.

Группа изобретений относится к диагностике состояния линейной части магистральных трубопроводов (ЛЧ МТ), в частности к обнаружению и наблюдению за изменением технического состояния объектов магистральных трубопроводов. Заявленное устройство включает, размещенные в корпусе блок приема-передачи глобальной навигационной системы, цифровую видеокамеру, тепловизионную камеру, лазерный дальномер, модуль управления процессом съемки, блок передачи записанных данных, блок приема управляющих команд от блока сбора и обработки информации, исполнительный блок. Устройство выполнено с возможностью перемещения вдоль токопроводящих направляющих, установленных на опорах выше уровня ЛЧ МТ. Заявленный способ заключается в том, что заявленное устройство перемещают по токопроводящим направляющим вдоль участка ЛЧ МТ, производят прием, запись и передачу данных блоку сбора и обработки информации, размещенному на удаленном диспетчерском пункте, определяют местоположение участков ЛЧ МТ с выявленными нарушениями. Группа изобретений позволяет обеспечить непрерывность комплексного мониторинга за состоянием линейной части магистральных нефтепроводов. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к области дистанционного контроля герметичности газонефтесодержащего оборудования и может быть использована для определения места утечки жидкости или газа из магистрального трубопровода, находящегося в траншее под грунтом. Сущность: устройство, реализующее способ, содержит синхронизатор (1), четыре канала передачи сигналов, переключатель (7) сектора обзора, генератор (8) строб-импульса, четырехцветный индикатор (9), тепловизионный датчик (10), телевизионный датчик (11), блок (12) приема, n-отводную линию (13.1-13.n) задержки, сумматор (14), процессор (15) с программным обеспечением, монитор (16). Каждый из каналов передачи и приема сигналов состоит из передатчика (2.1-2.4), антенного переключателя (3.1-3.4), приемопередающей антенны (4.1-4.4), приемника (5.1-5.4), блока (6.1-6.4) обработки. Технический результат: повышение точности определения места утечки посредством формирования узкой диаграммы направленности приемных антенн за счет синтезирования их апертуры. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Предложено устройство для обнаружения протечки регулирующего устройства для текучей среды. Устройство для обнаружения протечки регулирующего устройства для текучей среды содержит: множество каналов, причем один из каналов выполнен с возможностью приема нагнетающего давления, другой канал выполнен с возможностью приведения в действие исполнительного механизма, и еще один канал соединен с продувочным отверстием крышки регулирующего устройства для текучей среды с обеспечением возможности сообщения; сильфон, расположенный между проходным отверстием регулирующего устройства для текучей среды и продувочным отверстием, с возможностью по существу препятствовать протеканию технологической текучей среды в продувочное отверстие; датчик для измерения значения давления в продувочном отверстии; и процессор для сравнивания указанного значения давления с заданным значением давления или предварительно измеренным значением давления для идентификации факта выхода значения давления за пределы заданного порога. Технический результат – возможность обеспечения улучшения безопасности отслеживания протечки сильфона путем идентификации изменений давления в продувочном отверстии. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для текущего контроля герметичности технологического оборудования с диэлектрическими или агрессивными жидкостями.Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности обнаружения утечек диэлектрических жидкостей, а также повышение оперативности обнаружения утечек, который достигается за счет того, что способ обнаружения утечек технологических жидкостей, характеризующийся тем, что при утечке технологическую жидкость собирают в накопительном лотке, затем срабатывает сигнальное реле, отличается тем, что первоначально задают значение порога срабатывания сигнального реле, устанавливают накопительный лоток под технологическим оборудованием в месте возможного образования утечек, после чего непрерывно измеряют массу накопительного лотка и передают электрический сигнал, эквивалентный массе лотка, в сигнальное реле, при протечке технологическая жидкость накапливается в лотке, при этом увеличиваются масса лотка и значение электрического сигнала до заданного в сигнальном реле порога, после превышения которого срабатывает сигнальное реле, которое включает элементы световой и звуковой сигнализации. 2 ил.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для текущего контроля герметичности технологического оборудования с диэлектрическими или агрессивными жидкостями. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности обнаружения утечек диэлектрических жидкостей, предотвращение разлива протекшей жидкости, а также повышение оперативности обнаружения утечек, который достигается за счет того, что способ обнаружения утечек технологических жидкостей, характеризующийся тем, что при утечке технологическую жидкость собирают в накопительном лотке, затем срабатывает сигнальное реле, отличается тем, что первоначально задают два значения срабатывания сигнального двухпорогового реле, устанавливают накопительный лоток под технологическим оборудованием в месте возможного образования утечек, размещают в лотке входной патрубок насоса, после чего непрерывно измеряют массу накопительного лотка и передают электрический сигнал, эквивалентный массе лотка, в сигнальное двухпороговое реле, при протечке технологическая жидкость накапливается в лотке, при этом увеличивается масса лотка и значение электрического сигнала до заданного в сигнальном реле первого порога, после превышения которого срабатывает сигнальное реле, которое включает элементы световой и звуковой сигнализации, после превышения второго порога повторно срабатывает сигнальное реле и включает насос, который откачивает жидкость из лотка через входной и выходной патрубки в накопительную емкость, при снижении уровня жидкости ниже второго порога сигнальное реле отключает насос. 2 ил.
Наверх