Траловое судно, оборудованное приемным гидроканалом

Изобретение относится к рыболовным судам. Траулер содержит корпус, оснащенный двумя движителями, общесудовые надстройки, трал, тросы для буксирования и подъема трала, траловые барабаны для подъема сетной части трала, устройства для обработки улова и ремонта сетной части трала, приспособление для приема трала. Приспособление для приема трала выполнено в виде гидроканала, проходящего по оси симметрии корпуса, от выреза в кормовом срезе корпуса до вертикальной стенки корпуса. Гидроканал ограничен боковыми стенками, нижняя часть гидроканала совпадает с днищевой частью корпуса, а сверху он ограничен главной палубой. По всей длине гидроканала главная палуба выполнена в виде створок, раскрывающихся вверх от центральной оси гидроканала. Траловые барабаны для подъема сетной части трала размещены на главной палубе. Техническим результатом изобретения является уменьшение нагрузки на промысловые механизмы, увеличение срока их эксплуатации и снижение энергозатрат главной энергетической установки судна. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к траловому судну для использования с траловой сетью с целью ловли морских биоресурсов.

В настоящее время в рыболовной промышленности имеется потребность в траулере и в реальном устройстве, которые могут обеспечить подъем и предотвратить раздавливание улова и которые также эффективны в сложных погодных условиях.

Известен траулер, имеющий кормовую оконечность, которая выполнена в виде открытой в корму ниши с торцевой и боковыми стенками. Кормовая оконечность траулера снабжена модулем в виде пространственного объемного треугольника с боковыми и торцевой стенками, установленного в нише с возможностью поворота вдоль ниши, при этом одна из сторон модуля выполнена по форме слипа, а другая - горизонтальной площадки (А.с. СССР № 921953, МПК B63B 35/16, B63B 1/08, опубл. 25.04.82).

Недостатками данного траулера являются:

- недостаточная его эффективность при траловом лове, поскольку при выборке трала используется модуль, у которого одна из сторон выполнена в виде слипа;

- необходимость установки модуля в виде пространственного объемного треугольника, оснащенного катками, неоправданно усложняет конструкцию и ведет к повреждению сетного полотна;

- расположение ниши только в кормовой части корпуса, не доходящей до его центральной части, не позволяет судну принимать тралы с полноценным траловым мешком.

- использование для вытягивания тралового мешка на слип требует установки дополнительного съемного оборудования большой мощности, а также приводит к значительной повреждаемости сырца. Траловый мешок это громоздкое сооружение, рассчитанное на подъем высоких уловов (100 тонн и более). При выборке его по слипу в районе слиповой канавки происходит излом мешка, где обловленная рыба получает наиболее интенсивные повреждения, а элементы многослойной оснастки мешка испытывают максимальную нагрузку, вплоть до разрушения (порывы сетного полотна, поясов и топенантов). Также общеизвестно, что поднятие тралового мешка из воды на главную палубу сопровождается временным снижением остойчивости судна, что приводит к риску опрокидывания судна при волнении и интенсивном ветровом давлении на борт судна и настройки.

Известно устройство для выливки улова из мешка трала, которым может быть оборудован траулер. Устройство содержит плавсредство, снабженное тяговым механизмом и емкостью. Емкость имеет отверстия в верхней и кормовой частях с возможностью перекрытия кормового отверстия эластичной перегородкой для предотвращения потери улова (А.с. СССР №1681800, МПК A01K 79/00, опубл. 07.10.91).

Отверстие в кормовой части, предназначенное для прохода мешка трала к тяговому механизму, ограничено в размерах, что обуславливает с целью сохранности целостности рыбы использовать мешок малого диаметра. Однако это неприемлемо для крупнотоннажного судна. Наличие более узкой щели в палубе над отверстием способствует заклиниванию жгута сетного полотна при его выборке тяговым механизмом. Кроме того, выливка рыбы из емкости будет крайне затруднена из-за невозможности создания необходимой концентрацию пульпы (смесь воды и рыбы), вследствие чего затрудняется переработка улова с использованием рыбонасоса.

Наиболее близким по количеству существенных признаков и достигаемому техническому результату является траулер, содержащий корпус, оснащенный двумя движителями, трал, тросы для буксирования и подъема трала, траловые барабаны для подъема сетной части трала, устройства для обработки улова и ремонта сетной части трала и шлюзовую камеру в корме судна, при этом шлюзовая камера имеет основную часть своего объема, находящуюся ниже расчетной ватерлинии судна. Шлюзовая камера предназначена для подъема тралового мешка с уловом из моря через проход для шлюзования в корме. Кроме того, судно снабжено шахтным каналом, проходящим вверх от шлюзовой камеры и расположенным таким образом, что траловый мешок, по существу, в разгрузочном состоянии может быть поднят через шахтный канал к палубе, оставляя при этом улов в шлюзовой камере (П. РФ 2278057, МПК B63B 35/16, опубл. 20.06.2006).

Известный траулер, принятый заявителем за прототип, частично решает проблемы снижения повреждения улова при подъеме из моря на судно. Однако он так же, как и вышеописанные аналоги, не лишен недостатков, в частности:

- шлюзовой канал не обеспечивает качественную выборку мешка трала, так как неизбежно заклинивание трала положительной плавучести из-за П-образной формы шлюзовой камеры;

- механизмы для обработки улова, расположенные над шлюзовой камерой, могут обрабатывать сетную часть трала только после выхода её из шлюзовой камеры через шахтный канал, проходящий вверх. Это приводит к неоправданному увеличению мощности механизмов, заклиниванию сетной части трала и, как следствие, к её повреждению;

- использование шлюзовой камеры для временного содержания улова не обеспечивает достаточной степени сохранности сырца, так как освобождение рыбы из мешка затруднено, поскольку нет возможности прямого контакта оператора с наполненным рыбой мешком трала;

- вылив улова непосредственно из шлюзовой камеры затрудняет выборку её с помощью рыбонасоса из-за сложности создания необходимой концентрации пульпы;

- вероятность повышенного травматизма, обусловленная сложностью прохода, протаскивания жгута сетного полотна мешка через шахтные каналы и размещением траловых барабанов для подъема сетной части трала и устройств для выборки и обработки трала на значительном возвышении над шлюзовой камерой.

Задача, решаемая изобретением, - уменьшение степени повреждения сырца при значительных уловах, уменьшение мощности механизмов, предназначенных для приемки мешка трала на борт траулера, и снижение травмируемости персонала.

Поставленная задача решается тем, что в известном траулере, содержащем корпус, оснащенный двумя движителями, общесудовые надстройки, трал, тросы для буксирования и подъема трала, траловые барабаны для подъема сетной части трала, приспособление для приема трала, устройства для обработки улова и ремонта сетной части трала, согласно изобретению приспособление для приема трала выполнено в виде гидроканала, проходящего по оси симметрии корпуса, от выреза в кормовом срезе корпуса до вертикальной стенки корпуса, размещенной не далее центра корпуса перпендикулярно оси симметрии, при этом с боков гидроканал ограничен боковыми стенками, нижняя часть гидроканала совпадает с днищевой частью корпуса, а сверху он ограничен главной палубой, при этом по всей длине гидроканала главная палуба выполнена в виде створок, раскрывающихся вверх от центральной оси гидроканала к его боковым стенкам. Раскрывающиеся створки имеют правые и левые оси вращения, которые шарнирно закреплены на главной палубе и расположены вдоль боковых стенок гидроканала симметрично относительно центральной оси гидроканала.

Суммарная ширина раскрывающихся створок не более ширины гидроканала, при этом высота створки должна быть соизмеримой с высотой фальшборта судна.

Раскрывающиеся створки могут быть выполнены секционными, с раздельным шарнирным закреплением каждой секции на главной палубе для обеспечения достаточной жесткости створок и во избежание нарушения прочности корпуса судна.

Кормовая часть судна от кормы до центра дополнительно снабжена ангаром, образованным с боков стенками с высотой, не превышающей высоту общесудовых надстроек, и верхней палубой с шириной, не превышающей ширину корпуса судна.

Устройства для обработки и ремонта сетной части трала размещены внутри ангара.

Траловые барабаны для подъема сетной части трала размещены на главной палубе.

Выполнение приспособления для приема трала в виде гидроканала, проходящего по оси симметрии корпуса, от выреза в кормовом срезе корпуса до вертикальной стенки корпуса, размещенной в центральной части перпендикулярно оси симметрии, обеспечивает сохранность рыбопродукции, повышает её потребительские качества, способствует уменьшению мощности траловых механизмов и значительно снижает вероятность травмирования рыбаков.

Размещение канала по центру корпуса, по оси симметрии корпуса, не только обеспечивает балансировку (остойчивость) судна при работе в сложных морских условиях, но и значительно повышает безопасность судна. А расположение его от кормового среза корпуса до вертикальной стенки, размещенной не далее центра корпуса перпендикулярно оси симметрии, способствует снижению килевой качки, что также обеспечивает безопасность работы судна в сложных морских условиях.

Разрез главной палубы, образующийся при открытых створках, позволяет производить технологические операции с опорожненным траловым мешком с помощью тельфера, размещенного внутри ангара. Это позволяет не только избежать травмируемость операторов, но и позволяет работать при любых погодных условиях в осенне-зимний период.

Наличие раскрывающихся створок, расположенных от центральной оси гидроканала к его боковым стенкам, предотвращает попадание волн на главную палубу при переходах судна. В вертикальном положении створки предотвращают возможность падения людей в гидроканал. В конечном результате это уменьшает травматизм и повышает безопасность и комфортность работы. Для достижения данного результата целесообразно иметь ширину раскрывающихся створок, соизмеримую с высотой фальшборта. В раскрытом состоянии (в вертикальном положении) высота одной створки составит средний рост человека, такая высота не позволит людям упасть в гидроканал, но при этом позволит видеть траловый мешок и, в случае необходимости, проводить нужные технологические операции.

Наличие ангара над гидроканалом значительно повышает безопасность работы рыбаков, практически сводит к минимуму получение травм, поскольку основные рабочие механизмы закрыты ангаром, а люди, осуществляющие процесс подъема трала и выливку улова, находятся в это время на главной палубе ангара. Заявляемые ширина и высота ангара обусловлены конструктивными характеристиками судна.

Размещение устройства для обработки и ремонта сетной части трала, к которым относятся, в частности, различные виды тельферов, лебедки, шпиль - внутри ангара, не только приводит к безопасности работы с ними, но и значительно продлевает срок их эксплуатации, поскольку закрывает от пагубного воздействия морской воды и солнечного света (солнечного ультрафиолетового излучения).

Заявляемое изобретение демонстрируется следующими чертежами.

На фиг.1 показано торцевое сечение кормовой части судна; на фиг. 2 представлен боковой вид в вертикальном сечении по длине судна вдоль его центральной плоскости; на фиг. 3 - вид сверху, горизонтальное сечение.

Траулер содержит корпус 1, оснащенный двумя движителями 2, размещенными в корме судна симметрично относительно центральной оси судна. Судно имеет общесудовые надстройки 3, тросы 4 для буксирования и подъема трала 5, траловые барабаны 6 для подъема сетной части трала 5, приспособление для приема трала, выполненное в виде гидроканала 7. Гидроканал 7 проходит по оси симметрии корпуса от выреза 8 в кормовом срезе корпуса до вертикальной стенки 9, размещенной не далее центра корпуса перпендикулярно оси симметрии, с боков ограничен боковыми 10 стенками, дно совпадает с днищевой 11 частью корпуса 1 судна, сверху ограничен главной 12 палубой. Главная 12 палуба над гидроканалом 7 по всей его длине выполнена в виде створок 13, раскрывающихся от центральной оси гидроканала 7 к его боковым стенкам, раскрывающиеся створки 13 имеют правые и левые оси вращения, которые шарнирно 14 закреплены на главной палубе и расположены вдоль боковых 10 стенок гидроканала 7 симметрично относительно центральной оси гидроканала 7. Над гидроканалом 7 выполнен ангар 15, имеющий верхнюю 16 палубу с боковыми стенками 17, совпадающими с бортами судна (на чертеже не обозначены), переднюю 18 и заднюю 19 стенки. С внутренней стороны верхней 16 палубы закреплено устройство 20 (тельфер) для обработки и ремонта сетной части трала. Внутри ангара 15 на главной палубе 12 размещен рыбонасос 21, а траловые барабаны 6 для подъема сетной части трала размещены на главной 12 палубе.

Траулер работает следующим образом. При заполнении трала 5 рыбой начинают его подъем посредством траловых барабанов 6, при намотке сетной части трала 5 мешок, содержащий улов, поступает через вырез 8 в гидроканал 7, образованный дном 11, боковыми 10 стенками и главной 12 палубой, после чего начинают выливку улова. Для этого открывают раскрывающиеся вверх створки 13 с помощью шарниров 14 и через образовавшийся проем опускают в гидроканал 7 всасывающую часть рыбонасоса 21, установленного внутри ангара 15 на главной 12 палубе, и включают его. С рыбонасоса 21 рыба поступает в технологические помещения (на чертеже не обозначены), расположенные в корпусе 1 судна вне ангара 15 и общесудовых надстроек 3. По мере освобождения тралового мешка от водо-рыбной смеси (пульпы) шланг рыбонасоса 21 задвигается далее в мешок трала 5, при этом сетная часть мешка наматывается на траловый барабан 6, размещенный на главной 12 палубе. Операцию освобождения от рыбы ведут до его полного опорожнения, после чего траловый мешок через проем главной 12 палубы между открытыми раскрывающимися створками 13 с помощью тельфера 20 выбирают на главную 12 палубу, а раскрывающиеся створки закрывают и начинают подготовку трала 5 к следующей постановке.

Такой способ облова гидробионтов тралом позволяет избежать повреждаемости таких нежных объектов, как сардина, сельдь, креветки, криль, сайра и др.

Заявляемый траулер имеет следующие преимущества по сравнению с существующими промысловыми технологиями.

1. Существенно уменьшается сопротивление тралового мешка с уловом при его выборке на борт судна, что позволяет уменьшить нагрузку на промысловые механизмы, увеличить срок их эксплуатации и снизить энергозатраты главной энергетической установки судна.

2. Уменьшение сопротивления тралового мешка и исключение его трения на слипе и промысловой палубе позволяет использовать однослойные мешки без силового покрытия и матов, что существенно сокращает материалоемкость тралового мешка и повышает его селективность.

3. Существенно снижается уплотнение улова в траловом мешке, за счет чего сокращается повреждаемость сырца, повышаются объемы выпуска пищевой продукции и снижается ее себестоимость.

4. Снижение нагрузок на промысловые механизмы позволяет повысить уровень безопасности работы членов траловой бригады.

5. Наличие гидроканала позволяет использовать промысловое судно для транспортировки живой рыбы, морепродуктов и морских млекопитающих.

1. Траулер, содержащий корпус, оснащенный двумя движителями, общесудовые надстройки, трал, тросы для буксирования и подъема трала, траловые барабаны для подъема сетной части трала, приспособление для приема трала, устройства для обработки улова и ремонта сетной части трала, отличающийся тем, что приспособление для приема трала выполнено в виде гидроканала, проходящего по оси симметрии корпуса, от выреза в кормовом срезе корпуса до вертикальной стенки корпуса, размещенной не далее центральной части корпуса перпендикулярно оси симметрии, при этом с боков гидроканал ограничен боковыми стенками, нижняя часть гидроканала совпадает с днищевой частью корпуса, а сверху он ограничен главной палубой, причем по всей длине гидроканала главная палуба выполнена в виде створок, раскрывающихся вверх от центральной оси гидроканала к его боковым стенкам; раскрывающиеся створки имеют правые и левые оси вращения, которые шарнирно закреплены на палубе и расположены вдоль боковых стенок гидроканала симметрично относительно центральной оси гидроканала.

2. Траулер по п. 1, отличающийся тем, что раскрывающиеся створки имеют суммарную ширину не более ширины гидроканала, при этом ширина одной из раскрывающихся створок должна быть соизмеримой с высотой фальшборта судна.

3. Траулер по п. 1, отличающийся тем, что раскрывающиеся створки выполнены секционными, при этом каждая секция шарнирно закреплена на палубе раздельно.

4. Траулер по п. 1, отличающийся тем, что траловые барабаны для подъема сетной части трала размещены на главной палубе.

5. Траулер по п. 1, отличающийся тем, что кормовая часть судна от кормы до центральной части дополнительно снабжена ангаром, образованным боковыми стенками с высотой, не превышающей высоту общесудовых надстроек, и верхней палубой с шириной, не превышающей ширину корпуса судна.

6. Траулер по п. 5, отличающийся тем, что устройства для обработки и ремонта сетной части трала размещены внутри ангара.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к траловому судну для использования с траловой сетью с целью ловли морских биоресурсов. .

Изобретение относится к судостроению , в частности к кормовой оконечности траулеров. .

Изобретение относится к рыболовным судам. Траулер содержит корпус, оснащенный двумя движителями, общесудовые надстройки, трал, тросы для буксирования и подъема трала, траловые барабаны для подъема сетной части трала, устройства для обработки улова и ремонта сетной части трала, приспособление для приема трала. Приспособление для приема трала выполнено в виде гидроканала, проходящего по оси симметрии корпуса, от выреза в кормовом срезе корпуса до вертикальной стенки корпуса. Гидроканал ограничен боковыми стенками, нижняя часть гидроканала совпадает с днищевой частью корпуса, а сверху он ограничен главной палубой. По всей длине гидроканала главная палуба выполнена в виде створок, раскрывающихся вверх от центральной оси гидроканала. Траловые барабаны для подъема сетной части трала размещены на главной палубе. Техническим результатом изобретения является уменьшение нагрузки на промысловые механизмы, увеличение срока их эксплуатации и снижение энергозатрат главной энергетической установки судна. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх