Электропривод колебательно-вращательного движения



Электропривод колебательно-вращательного движения
Электропривод колебательно-вращательного движения
Электропривод колебательно-вращательного движения
H02P25/02 - Управление или регулирование электрических двигателей, генераторов, электромашинных преобразователей; управление трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками (конструкции пусковых аппаратов, тормозов или других управляющих устройств см. в соответствующих подклассах, например механические тормоза F16D, механические регуляторы скорости G05D; переменные резисторы H01C; пусковые переключатели H01H; системы для регулирования электрических или магнитных переменных величин с использованием трансформаторов, реакторов или дроссельных катушек G05F; устройства, конструктивно связанные с электрическими двигателями, генераторами, электромашинными преобразователями, трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками, см. в соответствующих подклассах, например H01F,H02K; соединение или управление

Владельцы патента RU 2592080:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" (RU)

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам переменного тока периодического движения. Электропривод колебательно-вращательного движения содержит двухфазный асинхронный двигатель, обмотка возбуждения которого подключена к источнику переменного тока, а обмотка управления к выходу инвертора напряжения, преобразователь напряжение-частота, частотный демодулятор, прецизионный регулируемый блок питания постоянного напряжения, фазовое звено и два сумматора. Выход прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения подключен к первому входу первого сумматора, второй вход которого соединен с выходом частотного демодулятора, вход которого подключен к источнику переменного тока, а выход соединен с входом преобразователя напряжение-частота. Выход преобразователя напряжение-частота подключен с первым входом второго сумматора, второй вход которого соединен с выходом фазового звена, а выход соединен с входом инвертора напряжения. Вход фазового звена подключен к источнику переменного тока. Технический результат состоит в обеспечении регулирования параметров движения колебательно-вращательного режима работы электропривода. 2 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам переменного тока периодического движения, и может быть использовано при создании вибрационных электроприводов для перемешивания сыпучих, пастообразных и жидких веществ.

Известен электропривод колебательного движения [RU 107650 U1, МПК H02P 25/02 (2006.01), Н02Р 27/04 (2006.01), H02K 33/04 (2006.01), опубл. 20.08.2011], содержащий двухфазный асинхронный двигатель, обмотка возбуждения которого подключена к источнику переменного тока, преобразователь напряжение-частота, инвертор, выход которого соединен с обмоткой управления двухфазного асинхронного двигателя, частотный демодулятор, прецизионный регулируемый блок питания постоянного напряжения, функциональный преобразователь, фазовращатель, фазовый детектор, ключ и сумматор. Выход сумматора соединен с входом преобразователя напряжение-частота. Выход прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения подключен к первому входу сумматора, второй вход которого соединен с выходом частотного демодулятора. Вход частотного демодулятора снабжен зажимами для подключения к источнику переменного тока. Ключ соединен первым входом с выходом преобразователя напряжение-частота, вторым входом - с выходом функционального преобразователя, а третьим входом - с выходом фазового детектора. Выход ключа подключен к входу инвертора. Первый вход фазового детектора соединен с выходом фазовращателя, вход которого соединен с выходом преобразователя напряжение-частота. Второй вход фазового детектора подключен к источнику переменного тока. Вход функционального преобразователя подключен к выходу прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Однако несмотря на то что в данном электроприводе формируется режим мягкого периодического реверса и обеспечивается как высокая стабильность по частоте колебаний, так и безударный пуск по электромагнитному моменту в заданном диапазоне изменения частоты колебаний, он не позволяет формировать колебательно-вращательный режим работы подвижного элемента привода.

Задачей изобретения является расширение эксплуатационных возможностей электропривода за счет формирования колебательно-вращательного режима работы с регулируемыми параметрами движения.

Поставленная задача решена за счет того, что электропривод колебательно-вращательного движения так же, как в прототипе, содержит двухфазный асинхронный двигатель, обмотка возбуждения которого подключена к источнику переменного тока, преобразователь напряжение-частота, инвертор, выход которого соединен с обмоткой управления двухфазного асинхронного двигателя, частотный демодулятор, прецизионный регулируемый блок питания постоянного напряжения и сумматор, выход которого соединен с входом преобразователя напряжение-частота. Выход прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения подключен к первому входу сумматора, второй вход которого соединен с выходом частотного демодулятора. Вход частотного демодулятора снабжен зажимами для подключения к источнику переменного тока.

Согласно изобретению в электропривод введены фазовое звено и второй сумматор. Первый вход второго сумматора соединен с выходом преобразователя напряжение-частота, а второй вход второго сумматора соединен с выходом фазового звена. Выход второго сумматора соединен с входом инвертора напряжения. Вход фазового звена подключен к источнику переменного тока.

Использование фазового звена и второго сумматора позволяет создать колебательно-вращательный режим работы электропривода с регулируемыми выходными параметрами и тем самым расширить эксплуатационные возможности известного устройства.

На фиг. 1 представлена блок-схема заявляемого устройства.

На фиг. 2 представлены временные диаграммы изменения координаты подвижного элемента асинхронного двигателя χ(t), электромагнитного момента Мэм(t) и скорости ξ(t) при запуске на частоту Ω заявляемого устройства.

Электропривод колебательно-вращательного движения (фиг. 1) состоит из асинхронного двигателя 1 с обмотками возбуждения 2 и управления 3, частотного демодулятора 4 (ЧД), первого сумматора 5 (СМ1), прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения 6 (ПБП), преобразователя напряжение-частота 7 (ПНЧ), фазового звена 8 (ФЗ), второго сумматора 9 (СМ2), инвертора напряжения 10 (ИН).

Обмотка возбуждения 2 асинхронного двигателя 1 снабжена клеммами и подключена к источнику переменного тока частоты f1, а обмотка управления 3 - к выходу инвертора напряжения 10 (ИН). Выход первого сумматора 5 (СМ1) соединен с входом преобразователя напряжение-частота 7 (ПНЧ). Первый вход первого сумматора 5 (СМ1) подключен к выходу прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения 6 (ПБП), а второй вход - к выходу частотного демодулятора 4 (ЧД). Вход частотного демодулятора 4 (ЧД) подключен к источнику переменного тока частоты f1. Второй сумматор 9 (СМ2) соединен первым входом с выходом преобразователя напряжение-частота 7 (ПНЧ), а вторым входом - с выходом фазового звена 8 (ФЗ). Вход фазового звена 8 (ФЗ) подключен к источнику переменного тока частоты f1. Выход второго сумматора 9 (СМ2) соединен с входом инвертора напряжения 10 (ИН).

При технической реализации макетного образца заявляемого устройства частотный демодулятор 4 (ЧД) и преобразователь напряжение-частота 7 (ПНЧ) были выполнены на микросхеме КР 11081ПП1. В качестве сумматоров 5 (СМ1) и 9 (СМ2) использовались операционные усилители серии К140УД17. Прецизионный регулируемый блок питания постоянного напряжения 6 (ПБП) был выполнен на основе стабилизатора компенсационного типа, обладающего малым коэффициентом пульсаций и высокой температурной стабильностью. Фазовое звено 8 (ФЗ) было выполнено как фазовое звено первого порядка на операционном усилителе К140УД6 и понижающем трансформаторе. В качестве инвертора напряжения 10 (ИН) использовался мостовой инвертор с транзисторными ключами.

Электропривод колебательно-вращательного движения работает следующим образом. Обмотка возбуждения 2 двухфазного асинхронного двигателя 1 подключена к источнику переменного тока частоты f1

U2=Um1cos(2·π·f1·t+α),

где Um1 - амплитуда напряжения источника переменного тока частоты f1;

α - начальная фаза напряжения источника переменного тока;

t - текущее значение времени,

а обмотка управления 3 подключена к выходу инвертора напряжения 10 (ИН).

Напряжение с выхода источника переменного тока частоты f1 поступает на вход фазосдвигающего звена 8 (ФЗ), где оно сдвигается по фазе относительно входного напряжения на ±90 градусов

U8=k8·Um1·cos(2·π·f1·t+α±π/2)=±k8·Um1·sin(2·π·f1·t+α),

где k8 - коэффициент передачи фазосдвигающего звена 8 (ФЗ),

и подается на второй вход второго сумматора 9 (СМ2).

Одновременно напряжение с выхода источника переменного тока частоты f1 поступает на вход частотного демодулятора 4 (ЧД), с выхода которого снимается постоянное напряжение, пропорциональное по величине частоте источника переменного тока f1

U4=k4·f1,

где k4 - коэффициент передачи частотного демодулятора 4 (ЧД).

Напряжение с выхода прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения 6 (ПБП), пропорциональное частоте колебаний fк подвижного элемента электропривода

U6=k6·fк,

где k6 - коэффициент пропорциональности регулируемого блока питания постоянного напряжения 6 (ПБП),

поступает на первый вход первого сумматора 5 (СМ1).

На второй вход первого сумматора 5 (СМ1) поступает напряжение с выхода частотного демодулятора 4 (ЧД) U4.

Полученное напряжение в результате сложения на первом сумматоре 5 (СМ1) напряжений U4 и U6 преобразуется преобразователем напряжение-частота 7 (ПНЧ) в переменное напряжение с частотой f2

U7=Um2sin(2πf2t+β),

где Um2 - амплитуда выходного напряжения преобразователя напряжение-частота 7 (ПНЧ);

f2=k7(k4·f1+k6·fк);

k7 - коэффициент пропорциональности преобразователя напряжение частота 7 (ПНЧ).

Сформированное напряжение U7 поступает на первый вход второго сумматора 9 (СМ2) и складывается в нем с напряжением U8

U9=[Um2·sin(2·π·f2·t+β)±k8·Um1·sin(2·π·f·t+α)].

Суммарное напряжение с выхода второго сумматора поступает на управляющий вход инвертора напряжения 10 (ИН).

Инвертор напряжения 10 (ИН) усиливает входной сигнал по мощности и запитывает обмотку управления 3 асинхронного двигателя напряжением

U10=k10[Um2·sin(2·π·f2·t+β)±k8·Um1·sin(2·π·f·t+α)],

где k10 - коэффициента передачи инвертора напряжения 10 (ИН).

В результате в воздушном зазоре асинхронного двигателя формируется электромагнитное поле, имеющее две составляющие:

- колебательную, от взаимодействия напряжений

Um1cos(2·π·f1·t+α) и Um2·sin(2·π·f2·t+β);

- вращательную, от взаимодействия напряжений

Um1cos(2·π·f1·t+α) и ±Um3·sin(2·π·f1·t+α),

где Um3=k8Um1,

благодаря чему подвижный элемент асинхронного двигателя начинает совершать колебательно-вращательное движение. На фиг. 2 представлены временные диаграммы, иллюстрирующие согласно заявляемому устройству законы изменения момента M(t), скорости ξ(t) и координаты χ(t) подвижного элемента асинхронного двигателя 1.

Точность задания и поддержания частоты колебаний fк определяется стабильностью прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения 6 (ПБП). Скорость вращательной составляющей закона движения подвижного элемента двигателя регулируется величиной коэффициента передачи фазового звена 8 (ФЗ), а направление движения - полярностью фазового сдвига фазового звена 8 (ФЗ). Регулирование амплитуды колебаний осуществляется за счет изменения амплитуды выходного напряжения Um2 преобразователя напряжение-частота 7 (ПНЧ).

Электропривод колебательно-вращательного движения, содержащий двухфазный асинхронный двигатель, обмотка возбуждения которого подключена к источнику переменного тока, преобразователь напряжение-частота, инвертор, выход которого соединен с обмоткой управления двухфазного асинхронного двигателя, частотный демодулятор, прецизионный регулируемый блок питания постоянного напряжения и сумматор, выход которого соединен с входом преобразователя напряжение-частота, выход прецизионного регулируемого блока питания постоянного напряжения подключен к первому входу сумматора, второй вход которого соединен с выходом частотного демодулятора, вход которого снабжен зажимами для подключения к источнику переменного тока, отличающийся тем, что первый вход второго сумматора соединен с выходом преобразователя напряжение-частота, а второй вход второго сумматора соединен с выходом фазового звена, выход второго сумматора соединен с входом инвертора напряжения, вход фазового звена подключен к источнику переменного тока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способу и устройству управления генератором, приводимым двигателем внутреннего сгорания, установленным с возможностью работы в параллель.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к колебательным электроприводам переменного тока. Устройство для управления двухфазным асинхронным двигателем в режиме прерывистого движения содержит источник переменного тока, задающий генератор, амплитудный модулятор, фазовое звено, фазовый детектор, электронный ключ и инвертор, выход которого соединен с обмоткой управления двухфазного асинхронного двигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности и на транспорте в системах электропривода с прямым управлением моментом асинхронных двигателей (АД).

Изобретение относится к способам для управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Способ управления асинхронными тяговыми двигателями включает вычисление текущих значений электромагнитного момента и потокосцепления статора в блоке DTC (Direct Torque Control) по двигателю первой оси тележки.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводу переменного тока с режимом динамического торможения асинхронного двигателя. При отказе механического тормоза при аварийной остановке применяется электрический тормоз - электропривод переходит в режим регулируемого динамического торможения.

Группа изобретений относится к устройствам или способам управления двигателями переменного тока. Способ импульсного регулирования электрического дифференциала переменного тока (ЭД) включает в себя то, что собирают статорные обмотки двух асинхронных двигателей в общий треугольник.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в частотно-регулируемом электроприводе переменного тока, в частности в грузоподъемных механизмах, и предназначено для рекуперации электрической энергии в питающую сеть в режиме генераторного торможения при спуске тяжелого груза.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока. Технический результат заключается в уменьшении тока статора в пусковом режиме, обеспечивающего заданный момент двигателя, повышении работоспособности устройства.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах электропривода с пониженной частотой вращения, а также в установках депарафинизации нефтяных скважин.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих электроприводах с асинхронными исполнительными двигателями. Техническим результатом является повышение быстродействия следящего электропривода с асинхронным исполнительным двигателем.

Изобретение относится к способам для управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Способ управления асинхронными тяговыми двигателями включает вычисление текущих значений электромагнитного момента и потокосцепления статора в блоке DTC (Direct Torque Control) по двигателю первой оси тележки.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах РЛС (радиолокационная станция), рулевом электроприводе. Техническим результатом является увеличение диапазона регулирования скорости электродвигателя за счет регулирования токов двигателя в полярной системе координат, улучшение эксплуатационных характеристик двигателя и повышение надежности электропривода.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока. Технический результат заключается в уменьшении тока статора в пусковом режиме, обеспечивающего заданный момент двигателя, повышении работоспособности устройства.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам регулируемого электропривода на базе синхронных двигателей с преобразователями частоты (ПЧ). Cпособ стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока состоит в воздействии на фазовый угол синусоидального напряжения питания, формируемого ПЧ, пропорционально сигналу отклонения мгновенного значения угла нагрузки Θ от его среднего значения за период автоколебаний, обеспечивая его фазовый сдвиг и, тем самым, демпфирование колебаний частоты вращения синхронных электродвигателей.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих электроприводах с асинхронными исполнительными двигателями. Техническим результатом является повышение быстродействия следящего электропривода с асинхронным исполнительным двигателем.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических системах. Техническим результатом является обеспечение быстрой реакции на управляющее воздействие, в частности на вращающий момент, и малых искажений высшими гармониками.

Изобретение относится к области электротехники и может быть испольтзовано для управления вращающейся электрической машиной, такой как индукционная (асинхронная или синхронная) машина.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования частоты вращения ротора асинхронных электроприводов с тиристорным преобразователем напряжения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано во асинхронной и синхронной электрической машине без использования датчика положения. Технический результат - уменьшение вибраций и шумов.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано во вращающихся электрических машинах. Технический результат - повышение точности коррекции ошибки смещения магнитного потока в разомкнутой системе управления вращающейся электрической машине.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности и на транспорте в системах электропривода с прямым управлением моментом асинхронных двигателей (АД). Способ двухзонного регулирования скорости асинхронного двигателя, использующий прямое управление моментом. Техническим результатом является обеспечение двухзонного регулирования асинхронного двигателя в системе прямого управления моментом при более полном использовании двигателя по нагреву и мощности. В способе двухзонного регулирования скорости асинхронного электропривода определение ограничения задания на момент, вычисленного регулятором скорости, производится путем деления заданной мощности на частоту вращения ротора двигателя, причем величина заданной мощности определяется в зависимости от температуры обмотки статора двигателя, вычисляемой по модели или измеряемой датчиком температуры, по следующей формуле: где Pз - заданная мощность, Pн - номинальная мощность двигателя; θдоп - допустимая температура обмотки статора; t0 - текущая температура обмотки, а задание на потокосцепление статора определяется в первой и второй зоне регулирования по значению задания на момент на основе заранее рассчитанной зависимости потокосцепления статора от момента двигателя, обеспечивающей минимальное значение тока статора при заданном моменте и имеющей вид кривой с насыщением. 2 ил.
Наверх