Устройство для оценки и развития наблюдательности



Устройство для оценки и развития наблюдательности
Устройство для оценки и развития наблюдательности
Устройство для оценки и развития наблюдательности

 


Владельцы патента RU 2592125:

Ефимочкин Анатолий Павлович (RU)

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования. Технический результат - проведение точного, оперативного и объективного исследования психофизических показателей самим испытуемым - достигается тем, что устройство содержит панно с металлизированными изображениями цифр и чисел, хронометр, подключенный к металлизированному изображению последней цифры или числу, счетчик импульсов и стилос с металлическим наконечником через сигнальную лампочку соединен со входом счетчика импульсов, соединенным с цифровым индикатором, при этом изображенные на панно цифры и числа, кроме последней по номеру, соединены с корпусом, а последняя цифра или число через ключ управления соединена с выключателем хронометра. 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Известна проблема подбора кандидатов для работы со сложной технологической аппаратурой, где требуются способности максимального охвата и наблюдения изменений множества технических параметров высокотехнологических объектов, высокая скорость реакции при возникновении отклонений параметров от нормы, а также проблема развития способностей военных разведчиков, летчиков, космонавтов и т.п. специалистов.

Известен инструмент исследования психофизических показателей человека, содержащий рисунок с произвольно расположенными на нем изображениями в виде цифр и чисел, которые требуется найти и указать их расположение в порядке их очередности, фиксируя при этом правильность указания цифр и чисел, порядок расположения и скорость их нахождения (см. «Твое свободное время». В.Н. Болховитинов и др. Детская литература, 1975 г., стр. 28).

При проведении практических исследований кандидатов этот рисунок выполняется на большом панно, перед которым располагается испытуемый и оператор с секундомером для контроля и оценки точности выполнения процедуры испытания, исключения ошибочности и мошенничества испытуемого. И эти дополнения являются существенным недостатком известного решения.

Целью настоящего изобретения является достижение технического результата по автоматизации процесса проведения точного, оперативного и объективного исследования психофизических показателей испытуемым.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном инструменте исследования, содержащем панно с изображениями цифр и чисел, предлагается дополнительно ввести счетчик импульсов и стилос с металлическим наконечником, который через сигнальную лампочку соединен со счетчиком импульсов, подключенным к цифровому индикатору с преобразователем двоичного кода в цифровой на его входе, при этом изображенные на панно цифры и числа, кроме последней по номеру, предлагается через ключи отключения соединить с корпусом непосредственно, а последнюю цифру или число через ключ управления соединить с выключателем хронометра.

Заявленное изобретение поясняется графическими материалами. На Фиг. 1 показано панно с металлизированными цифрами и числами, на Фиг. 2 представлена блок-схема устройства.

Устройство для оценки и развития наблюдательности, представленное на Фиг. 2, включает:

1. панно;

2. металлизированные изображения цифр и чисел;

3. хронометр;

4. счетчик импульсов;

5. стилос с металлическим наконечником;

6. сигнальную лампочку;

7. цифровой индикатор с преобразователем двоичного кода в цифровой на входе;

8. выключатель хронометра;

9. ключи отключения корпуса;

10. ключ управления.

Устройство для оценки наблюдательности состоит из панно 1 с металлизированными изображениями 2 цифр и чисел (на Фиг. 1. 2 обозначено число 100), хронометра 3, счетчика импульсов 4, стилоса 5 с металлическим наконечником, который через сигнальную лампочку 6 соединен со входом счетчика импульсов 4, подключенным к цифровому индикатору 7 с преобразователем двоичного кода в цифровой на его входе. Все металлизированные изображения 2 цифр и чисел на панно 1, кроме последней цифры или числа 2, через ключи 9 отключения корпуса соединены с ней. Последняя цифра или число 2 через ключ управления 10 подключена к выключателю 8 хронометра 3.

Выход счетчика импульсов 4, который выполнен на базе триггерного регистра, соединен с цифровым индикатором 7, имеющим на входе преобразователь двоичного кода в цифровой.

Устройство для оценки и развития наблюдательности работает следующим образом.

Испытуемый садится перед закрытым панно 1 и берет в руки стилос 5. Оператор сообщает испытуемому, сколько изображений цифр и чисел он должен найти, снимает, закрывающую панно 1, пленку, см. Фиг. 1, и нажимает кнопку «Пуск» выключателя 8 хронометра 3. Процесс исследования начинается. Испытуемый ищет в порядке очередности цифры и числа 2 на панно 1 и, найдя их, касается металлическим наконечником стилоса 5 их металлизированного контура. При этом загорается сигнальная лампочка 6, подавая испытуемому информацию, что его касание зафиксировано, и также посылается сигнал на вход счетчика импульсов 4. Также при контакте металлического наконечника стилоса 5 с металлизированным изображением цифры или числа 2 подается сигнал на ключ 9 отключения, который отключает найденное изображение 2 цифры и числа от корпуса. Это процедура необходима для того, чтобы испытуемый случайно не коснулся второй раз ранее найденного изображения 2 цифры или числа. Дойдя до последней цифры или числа 2, в данном примере их 100, испытуемый касается их, подавая сигнал на ключ управления 10, который через выключатель 8 выключает хронометр 3, см. Фиг. 2. Исследование завершено, и испытуемый и его оператор получают информацию о времени поиска всех цифр и чисел 2, которое характеризует степень внимательности испытуемого.

Испытания проводятся на различных условиях - с определенным, указанным оператором, временем поиска, за которое испытуемый должен найти максимальное количество цифр и чисел 2, и поиск всех изображений цифр и чисел 2 без ограничения времени. Каждое из этих испытаний выявляет определенные психофизиологические характеристики испытуемого и оценивается его способность работать в поле обзора в условиях сложной обстановки. Заявленное устройство может быть использовано не только для оценки и развития способности наблюдательности указанных выше специалистов, но и для подготовки военных разведчиков, диспетчеров воздушного транспорта, операторов городского наружного наблюдения, летчиков, космонавтов, астрономов и других подобных специалистов.

Заявленное устройство является новым, ранее неизвестным, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - новизна.

Заявленное изобретение может быть изготовлено на любом радиотехническом или электронном предприятии средней степени оснащенности, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - промышленная применимость.

Устройство для оценки и развития наблюдательности, содержащее панно с изображениями в виде цифр и чисел, отличающееся тем, что дополнительно содержит счетчик импульсов и стилос с металлическим наконечником, который через сигнальную лампочку соединен со счетчиком импульсов, подключенным к цифровому индикатору с преобразователем двоичного кода в цифровой на его входе, при этом все цифры и числа, изображенные на панно, выполнены металлизированными, и все они, кроме последней по номеру цифры или числа, соединены через ключи отключения с корпусом непосредственно, а последняя цифра или число через ключ управления соединена с выключателем хронометра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р.

Изобретение относится к области медицины, психологии и нейрореабилитации. Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включает терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением; блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений.

Изобретение относится к медицине, неврологии, нейропсихологии. У пациента с органическим психическим расстройством проводят нейропсихологические тесты, направленные на оценку состояния невербальных и вербальных функций, по результатам которых выявляют наличие нарушений следующих функций: общая психическая активность и поведение, программирование и контроль произвольной деятельности, внутреннее речевое программирование, серийная организация движения и кинетическая основа речи, нейродинамика, эмоциональный фон, кинестетический праксис и кинестетическая основа речи, слуховой гнозис, фонематический слух, слухоречевая память, пространственная организация восприятия и движения, зрительная память, симультанный анализ и синтез в речи, зрительный гнозис, межполушарное взаимодействие, модально-неспецифическая память, просодическая функция речи, нейродинамические характеристики психической активности.

Изобретение относится к медицине, психологии и может быть использовано в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями очаговых повреждений головного мозга, в частности, при инсульте и/или черепно-мозговой травме.

Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития. Используют цветотерапию, а также предварительное тестирование психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста. Перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации. В рабочей зоне дети создают рисунки. В зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы. В ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках. О наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов. При доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии. Затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего. Далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях. После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Способ позволяет оказать положительное цветотерапевтическое воздействие на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием. 4 з.п. ф-лы, 31 ил.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей. Ребенку предъявляют диагностический тест, который содержит карточки с 21 изображением, отражающие определенную жизненную ситуацию, причем карточки распределены по 7 психологическим сферам по 3 изображения в каждой: сфера А - предпочтение в выборе партнера по общению женского пола; сфера В - вид совместной деятельности со сверстниками; сфера С - предпочтение в выборе партнера по общению мужского пола по внешнему виду; сфера D - чувствительность к нарушению социальных норм и правил поведения; сфера Е - характеристика активности в общественно-полезной деятельности; сфера F - привычная форма проведения досуга со взрослыми; сфера G - предпочтения в выборе физической активности. В ходе психологического опроса подросток должен выбрать одну предпочитаемую сюжетную картинку из трех, предъявленных ему последовательно в каждой из семи серий, а также объяснить вербально свой выбор. Количественная оценка степени выраженности риска девиантного поведения подростка проводится на основании подсчета баллов, набранных в зависимости от выбора изображения той или иной социальной направленности (А…G). Способ позволяет осуществить прогнозирование риска возникновения девиантного поведения у ребенка 11-17 лет за счет выявления его личного отношения и предпочтений относительно различных жизненных ситуаций, имеющих социальную направленность. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики. Специалист путем целенаправленного воздействия внешних стимулов и обучения вызывает у ребенка определенную форму социального поведения в одной из шести психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, обонятельной, зрительного восприятия, слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи. В каждой из сфер вначале создают условия для возникновения подражания, при отсутствии результата создают условия для появления копирования, затем для появления сенсомоторной имитации, затем для появления непроизвольного поведения. Психологические сферы, стимулы и содержание обучения, социальное поведение, его качественная характеристика в виде описания, а также балльная оценка фиксируются в таблице. Результат обследования рассчитывают с помощью математических формул. На основании полученного результата делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично и может быть в будущем самостоятельно сформировано во всех психологических сферах, либо делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуются специальные условиях обучения, или делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и для овладения более совершенным социальным поведением ребенку необходима систематическая комплексная реабилитация. Способ позволяет разработать критерии оценки социального поведения ребенка с целью прогнозирования возможностей его совершенствования в будущем за счет наблюдения за социальным поведением ребенка в различных психологических сферах. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций. Измеряют разницу в скорости реакции нажатия на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера при различных сочетаниях экспонируемых в центре дисплея двух подгрупп стимулов-объектов, символизирующих объекты двух конкурирующих по смыслу эмоциональных установок, с двумя эмоционально-полярными подгруппами слов-атрибутов. Первую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих изучаемый первый объект эмоциональной установки, а вторую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих альтернативные мотивационные тенденции по отношению к первому. В первую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с отрицательной эмоциональной валентностью. При этом предъявление стимулов-объектов чередуется с предъявлением слов-атрибутов, стимулы-объекты предъявляют на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, слова-атрибуты предъявляют на темном фоне зеленым цветом. Исследование предваряется общей инструкцией, знакомящей испытуемого с содержанием всех подгрупп стимулов и кнопками клавиатуры, каждая экспериментальная серия предваряется уточняющей инструкцией, предписывающей действия испытуемого, в которой излагаются правила привязки каждой подгруппы стимулов к соответствующим кнопкам в данной экспериментальной серии. В каждой основной экспериментальной серии исследуется эмоциональная установка только к одному объекту, причем исследованию эмоциональной установки к одному объекту посвящена группа из двух основных экспериментальных серий. В одной основной экспериментальной серии группы исследуется позитивный компонент установки, в другой основной экспериментальной серии группы исследуется негативный компонент установки к данному объекту. Если в одной основной экспериментальной серии группы с помощью уточняющей инструкции и подсказок вверху экрана объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, к которой привязан положительный полюс валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и слов-атрибутов положительной валентности, а при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности - должен нажимать противоположную кнопку. В другой основной экспериментальной серии группы этот же объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, связанной с отрицательным полюсом валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности. При появлении слов-атрибутов положительной валентности испытуемый должен нажимать противоположную кнопку. Способ позволяет измерить установку к интересующим объектам как в сравнении, так и независимо друг от друга для определения эмоционального отношения к каждому интересующему объекту установки в отдельности за счет использования определенного принципа при проведении теста имплицитных ассоциаций. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предъявляют ребенку стимульный материал, который представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках. Необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке. Причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки. При этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла. При правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла. При правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов. По сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности. Способ позволяет дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком за счет выявления его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи. 26 ил., 11 табл., 5 пр.
Наверх