Устройство открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона

Изобретение относится к устройствам управления разгрузкой бункерных вагонов. Устройство открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона с одной или несколькими парами бункеров (7) содержит продольный вал (3), кинематически связанный с крышками разгрузочных люков, пневмопривод и ручной привод (12). В ручном приводе валы червячных пар установлены вертикально с возможностью фиксации при выходе из зацепления. На боковой стороне вагона со стороны управления ручными приводами установлен продольный вал с упорами и фиксирующим устройством, ограничивающим поворот вала. Упоры установлены напротив осей запоров блокирующих устройств каждого ручного привода, предотвращая разблокировку валов червячных пар. На кронштейне, закрепленном на бункере вагона, находится фиксирующее устройство, содержащее вертикальную поперечную стенку с прорезью, в которую заводится поворотная рукоятка, закрепленная на кронштейне продольного вала. После фиксации поворотной рукоятки производится установка запорно-пломбировочного устройства через отверстия в закидке и поперечной стенке. Изобретение ускоряет открывание за счет обеспечения единой блокировки всех ручных приводов. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона.

Известны устройства открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона (EP №1078836 B1, B61D 7/26, 04.06.2003; US №4606277, B61D 7/26, 19.08.1986; RU №564196, B61D 7/16, 15.12.1975; RU №40620, B61D 7/24, 20.09.2003; RU №2244649, B61D 7/24, B61D 7/26, 20.01.2005; RU №16719, B61D 7/24, 10.02.2001; DE №19935577 C2, B61D 7/16, 01.03.2001; GB №2081198 A, B61D 7/24, 08.09.1992; SU №863444, B61D 7/16, 15.09.1981; SU №1650502, B61D 7/26, 23.05.1991; UA №62766, B61D 7/16, 15.12.2003). Они содержат приводные валы, кинематически связанные с крышками разгрузочных люков, пневмоприводом и ручным приводом, а также устройства блокировки приводов в положении «закрыто» и «открыто».

Недостатками этих устройств является сложность конструкции и необходимость пломбировки каждого ручного привода открывания и закрывания бункеров, а также отсутствие возможности открытия разгрузочных люков под собственным весом.

Известно также устройство открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона по патенту SU №1640003, B61D 7/26, 07.04.1991, принятое за прототип. В нем содержится продольный вал, установленный между каждой парой бункеров и кинематически связанный с крышками разгрузочных люков, пневмоприводом и ручным приводом управления разгрузкой. Ручной привод выполнен в виде червячной пары, размещенной на боковой стороне вагона. В устройстве предусмотрена блокировка открывания и закрывания крышек разгрузочных люков, расположенная под вагоном.

К недостаткам этого решения относятся невозможность ускорения открывания разгрузочных люков, наличие блокировочного устройства на каждом устройстве открывания и закрывания крышек, а также необходимость их отдельного пломбирования.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является обеспечение ускорения открывания разгрузочных люков, введение единого блокировочного устройства и одного места пломбирования.

Технический результат достигается тем, что в устройстве открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона с одной или несколькими парами бункеров, в каждой из которых между бункерами установлен продольный вал, кинематически связанный с крышками разгрузочных люков, пневмоприводом и ручным приводом, при этом ручной привод выполнен в виде червячной пары, размещенной на боковой стороне вагона, и блокировочное устройство, вал червячной пары установлен вертикально с возможностью фиксации при выходе из зацепления, при этом со стороны управления ручным приводом на боковой стороне вагона установлен продольный вал, снабженный упорами, каждый из которых взаимодействует с блокировочным устройством, установленным на ручном приводе, фиксирующим устройством, ограничивающим поворот вала и в котором выполнены отверстия для установки запорно-пломбировочного устройства, блокировочное устройство каждого ручного привода содержит коромысло, зафиксированное втулкой, посаженной на вал червячной пары, на одном конце которого закреплена проушина с возможностью захода в промежуток между ограничителями поворота, закрепленными на штурвале, установленном на валу червячной пары, а с другой стороны снабжено рукояткой, фиксируемой запором.

Откидывание и фиксация оси червячной пары после выхода из зацепления производится на угол α=9°…13°.

Фиксирующее устройство содержит закрепленный на бункере вагона кронштейн, в вертикальной поперечной стенке которого выполнена прорезь, а на продольном валу закреплен кронштейн с поворотной рукояткой с возможностью ее захода в прорезь и фиксации.

Запор содержит ось с возможностью поворота, на которой закреплена рукоятка.

В рабочем положении червячной пары коромысло через проушину фиксируется запором.

Упоры продольного вала с фиксирующим устройством, ограничивающим его поворот, расположены напротив осей запоров, фиксирующих положение рукояток коромысел.

Запоры, фиксирующие рукоятку коромысла в рабочем и транспортном положениях вагона, закреплены на корпусе ручного привода.

Сравнение предлагаемого технического решения с приведенными аналогами позволило установить наличие отличительных от них признаков, следовательно, данное техническое решение соответствует критерию «новизна».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид основания бункерного вагона с заявляемым устройством,

на фиг.2 - разрез A-A на фиг.1 с изображением устройства в закрытом положении,

на фиг.3 - разрез A-A на фиг.1 с изображением устройства в открытом положении,

на фиг.4 - вид ручного привода и его крепления, блокировочного устройства, вала с фиксирующим устройством, упором в заблокированном положении, выполненный в аксонометрии,

на фиг.5 - вид ручного привода и его крепления, блокировочного устройства, вала с фиксирующим устройством, упором в разблокированном положении, выполненный в аксонометрии,

на фиг.6 - вид ручного привода в заблокированном положении, выполненный в аксонометрии,

на фиг.7 - вид ручного привода в разблокированном положении, выполненный в аксонометрии,

на фиг.8 - изображение застопоренного вала червячной пары ручного привода, выполненное в аксонометрии.

Устройство состоит из смонтированного под вагоном пневмопривода 1, включающего пневмоцилиндр 2, соединенный с продольным валом 3 при помощи рычага 4 и зубчатых колес 5, 6. Вал установлен между каждой парой бункеров 7. На валу закреплены рычаги 8, 9, соединяющие их с крышками 10 разгрузочных люков и червячной парой 11 ручного привода 12. Управление каждым ручным приводом размещено на одной из боковых сторон вагона. Вал 13 каждой червячной пары установлен вертикально с возможностью фиксации при выходе его из зацепления. Откидывание и фиксация вала 13 производится на угол α=9°…13°. На боковой стороне вагона, где размещены управления ручными приводами, установлен продольный вал 14, снабженный упорами 15. Каждый упор взаимодействует с блокировочным устройством 16, установленным на ручном приводе. На этом же валу смонтировано фиксирующее устройство 17, которое ограничивает поворот вала. Оно содержит закрепленный на валу кронштейн 18 с поворотной рукояткой 19, взаимодействующей с вертикальной поперечной стенкой 20 кронштейна 21, закрепленного на бункере 7 вагона. В стенке 20 выполнена прорезь 22 для заведения и фиксации поворотной рукоятки 19. Со стенкой соединена закидка 23, фиксирующая рукоятку 19 в прорези 22. В закидке и стенке выполнены отверстия, через которые устанавливается запорно-пломбировочное устройство 24. Через отверстие в стенке проходит продольный вал 14, что является его дополнительной опорой.

Блокировочное устройство 16 ручного привода содержит коромысло 25, установленное на валу 13 червячной пары и сверху зафиксированное втулкой 26 с двумя осями 27. На одном конце коромысла предусмотрена проушина 28, которая заходит в промежуток между ограничителями 29, закрепленными на штурвале 30, установленном на валу 13 червячной пары. В рабочем положении ручного привода коромысло 25 через проушину фиксируется запором 31, закрепленным на корпусе 32 червячной пары. Другой конец коромысла 25 снабжен рукояткой 33 с отверстием 34. Напротив отверстия находится ось 35 запора 36, фиксирующая рукоятку. Ход оси с другого ее конца ограничивает упор 15 вала 14. Запоры 31, 36 закреплены на корпусе 32 ручного привода. Их оси 37, 35 снабжены соответственно рукоятками 38 и 39.

Ручной привод работает следующим образом.

В транспортном положении для предотвращения случайного или несанкционированного открытия крышек 10 разгрузочных люков выполняют фиксацию продольного вала 14 закидкой 23, которая фиксирует рукоятку 19 поворотную в прорези 22 стенки 20 и предотвращает проворачивание вала 14. В этом положении упор 15 упирается в ось 35 запора 36 ручного привода, при этом заведенный в отверстие 34 конец оси 35 фиксирует рукоятку 33 коромысла 25, обеспечивая нахождение проушины 28 между ограничителями 29, чем блокируется вращение штурвала 30 и открытие крышек разгрузочных люков.

Для приведения механизма разгрузки в рабочее положение необходимо разблокировать ручные приводы. С фиксирующего устройства 17 продольного вала 14 снимается запорно-пломбировочное устройство 24, рукоятка 19 выводится из прорези 22 стенки 20, обеспечивая поворот вала 14 с закрепленными на нем упорами 15. Поворот вала обеспечивает выведение оси 35 запора 36 из отверстия 34 рукоятки 33 коромысла 25, после чего конец коромысла с проушиной 28 опускается вниз, освобождая штурвал 30 от стопорящей проушины, и фиксируется осью 37 запора 31 путем заведения ее в отверстие проушины. Вал 13 червячной пары вводят в зацепление путем установки его в вертикальное положение до зацепления с колесом 40. Вращением штурвала по часовой стрелке создают крутящий момент на продольном валу 3, который через систему рычагов открывает крышки 10 разгрузочных люков. При этом после перехода рычагов 41 через «мертвую» точку и откидывания вала 13 червячной пары на угол α=9°…13° происходит ускорение открывания крышек разгрузочных люков.

После разгрузки вагона вращением штурвала против часовой стрелки закрывают крышки разгрузочных люков. После их закрытия валы 13 червячных пар остаются в зацепленном состоянии.

Использование пневмопривода для открытия и закрытия крышек разгрузочных люков заключается в подаче сжатого воздуха в пневмоцилиндр 2 под поршень 42 или на поршень, который кинематически связан с крышками разгрузочных люков каждого бункера. При этом усилия от поршня 42, соединенного с рычагом 4, передается через зубчатые колеса 5, 6 на вал 3, соединенный с крышками 10 разгрузочных люков.

Заявляемое решение позволяет ускорить открывание крышек разгрузочных люков, сократить время разгрузки. Кроме того, вертикальная установка вала 13 в зацепленном состоянии с возможностью фиксации положения штурвала 30 проушиной 28 и запором 36 блокировочного устройства 16 исключает возможность открытия крышек 10 разгрузочных люков под собственным весом.

Решение также обеспечивает единую блокировку всех ручных приводов в одном месте и установку только одного запорно-пломбировочного устройства. При этом предусмотрена тройная блокировка открытия крышек, предотвращающая их случайное или несанкционированное открытие:

- в месте фиксации рукоятки 33 коромысла 25, зафиксированной осью 35 запора 36 и упором 15,

- другим концом коромысла с проушиной 28, находящейся между ограничителями 29 штурвала червячной пары,

- фиксирующим устройством 17, предотвращающим поворот вала 14.

Кроме того, в ручном приводе используется червячная пара стояночного тормоза вагона, что снижает номенклатуру деталей и повышает уровень унификации изделия.

В настоящее время после успешных испытаний вагона с предлагаемым устройством проходит подготовка к его серийному производству.

1. Устройство открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона с одной или несколькими парами бункеров, в каждой из которых между бункерами установлен продольный вал, кинематически связанный с крышками разгрузочных люков, пневмоприводом и ручным приводом, при этом ручной привод выполнен в виде червячной пары, размещенной на боковой стороне вагона, и блокировочное устройство, отличающееся тем, что вал червячной пары установлен вертикально с возможностью фиксации при выходе из зацепления, при этом со стороны управления ручным приводом на боковой стороне вагона установлен продольный вал, снабженный упорами, каждый из которых взаимодействует с блокировочным устройством, установленным на ручном приводе, фиксирующим устройством, ограничивающим поворот вала, и в котором выполнены отверстия для установки запорно-пломбировочного устройства, блокировочное устройство каждого ручного привода содержит коромысло, зафиксированное втулкой, посаженной на вал червячной пары, на одном конце которого закреплена проушина с возможностью захода в промежуток между ограничителями поворота, закрепленными на штурвале, установленном на валу червячной пары, а с другой стороны снабжено рукояткой, фиксируемой запором.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что откидывание и фиксация оси червячной пары после выхода из зацепления производится на угол 9°÷13°.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фиксирующее устройство содержит закрепленный на бункере вагона кронштейн, в вертикальной поперечной стенке которого выполнена прорезь, а на продольном валу закреплен кронштейн с поворотной рукояткой с возможностью ее захода в прорезь и фиксации.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запор содержит ось с возможностью поворота, на которой закреплена рукоятка.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в рабочем положении червячной пары коромысло через проушину фиксируется запором.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упоры продольного вала с фиксирующим устройством, ограничивающим его поворот, расположены напротив осей запоров, фиксирующих положение рукояток коромысел.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запоры, фиксирующие рукоятку коромысла в рабочем и транспортном положениях, закреплены на корпусе ручного привода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вагоностроению, а именно к запорному устройству крышки люка полувагона. Запорное устройство крышки люка полувагона содержит закидку (3), шарнирно закрепленную на нижней обвязке боковой стенки кузова полувагона, взаимодействующую с уголком (4), снабженным полузамком (15).

Изобретение относится к технике хранения, отпуска и взвешивания сыпучих продуктов и может быть использовано в пищевой промышленности, производстве кормов, в строительстве при производстве строительных смесей для дозированной выдачи сыпучего материала из бункера и т.д.

Изобретение относится к конструкциям кузовов грузовых железнодорожных вагонов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам открывания и закрывания крышек разгрузочных люков саморазгружающихся вагонов бункерного типа.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к устройству хоппер-дозаторов для дозированной отсыпки балласта на железнодорожный путь при его строительстве, ремонте и текущем содержании и может быть использовано также в конструкциях вагонов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу. .
Наверх