Способ диффузионного цинкования металлических деталей

Изобретение относится к области металлургии, а именно к химико-термической обработке металлических деталей, и может быть использовано для защиты металлических деталей от коррозии. Способ диффузионного цинкования металлических деталей включает предварительную подготовку поверхности деталей и нанесение слоя защитного покрытия методом диффузионного цинкования в вакууме. Цинковый слой наносят в среде инертного газа, причем перед нанесением цинкового покрытия на подготовленную поверхность металлических изделий гальваническим методом наносят подслой из никеля толщиной не более 3-5 мкм, а после нанесения упомянутого цинкового слоя осуществляют охлаждение металлических изделий в среде инертного газа. Обеспечивается снижение необходимой эффективной толщины защитного покрытия за счет повышения степени антикоррозионной защиты покрытия, снижения риска наводораживания покрытия при эксплуатации изделий в условиях воздействия агрессивного фактора среды за счет снижения пористости пленки. 2 ил., 1 табл., 2 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к области к металлургии, а именно к химико-термической обработке металлических деталей, и может быть использовано для защиты металлических деталей от коррозии.

Актуальность решаемой проблемы основана на необходимости исключения риска проявления эффекта наводораживания антикоррозионного металлического покрытия на деталях мелкого крепежа, приводящего к его разрушению, что имеет место при эксплуатации в условиях воздействия агрессивных факторов среды.

Из предшествующего уровня техники известен способ диффузионного цинкования металлических деталей (патент РФ №2221899, МПК С23С 10/36, опубл. 20.01.2004 г.), включающий цинкование в атмосфере аммиака в псевдоожиженной порошкообразной среде при температуре 300-500°C, содержащей следующие компоненты, мас. %: цинк 0,1-30, закись меди 0,01-0,5, хлористый цинк 0,01-1, корунд 68,5-99,88.

Известен в качестве прототипа предлагаемого способа способ диффузионного цинкования металлических деталей (патент РФ №2386723, МПК С23С 10/36, опубл. 20.04.2010 г.) включающий подготовку поверхностей деталей, совместную загрузку в рабочую камеру деталей и смеси порошкообразных компонентов, нагрев рабочей камеры до температуры диффузионного взаимодействия материала шихты с поверхностью покрываемых металлических деталей в диапазоне 350-450°C, выдержку и химическое пассивирование в среде водного раствора фосфорсодержащего соединения.

К недостаткам известных способов относится недостаточно высокая надежность получаемых покрытий при эксплуатации их в условиях эксплуатации, характеризующихся воздействием агрессивных факторов окружающей среды и механическими разрушающими воздействиями.

Задачей авторов предлагаемого изобретения является разработка способа диффузионного цинкования, обеспечивающего получение надежного антикоррозионного покрытия на металлических деталях, стойкого к воздействию агрессивных факторов окружающей среды и механическим воздействиям.

Новый технический результат, обеспечиваемый предлагаемым способом диффузионного цинкования, заключается в обеспечении снижения необходимой эффективной толщины защитного покрытия за счет повышения степени антикоррозионной защиты покрытия, снижения риска наводораживания покрытия при эксплуатации изделий в условиях воздействия агрессивного фактора среды за счет снижения пористости пленки.

Указанные задача и новый технический результат обеспечивается тем, что в отличие от известного способа диффузионного цинкования металлических деталей, включающего предварительную подготовку поверхности изделий, нанесение слоя защитного покрытия методом диффузионного цинкования в вакууме, отличающийся тем, что цинковый слой наносят в среде инертного газа, причем перед нанесением цинкового покрытия на подготовленную поверхность металлических изделий гальваническим методом наносят подслой из никеля толщиной не более 3-5 мкм, а после нанесения упомянутого цинкового слоя осуществляют охлаждение металлических изделий в среде инертного газа.

Предлагаемый способ поясняется следующим образом.

Первоначально готовят смесь порошкообразного цинка и диоксида кремния, которую затем загружают в рабочую камеру, дисперсность порошкообразной шихты выбирают в диапазоне не менее 0,01 мкм.

Одновременно готовят поверхность покрываемых деталей (преимущественно мелкого крепежа), которые подвергают механической очистке и обезжириванию. Затем на подготовленные детали наносят гальванический металлический подслой из металлов, например никелевый, толщиной 3-5 мкм из любого электролита. Детали с нанесенным гальваническим подслоем загружают в рабочую камеру, вакуумируют до остаточного давления 0,1 кПа и осуществляют контактирование по всей поверхности деталей с массой порошкообразной шихты. Порошкообразная шихта приводится в подвижное состояние либо путем вращения рабочей камеры или путем вибрирования последней. Затем в пространство рабочей камеры закачивают химически инертный газ (аргон, азот, гелий и т.д.) до заданного давления, после чего включают нагрев.

Температуру в рабочей камере поднимают до 350-400°C и поддерживают ее в течение расчетного времени. В отличие от известного способа обработанные таким образом детали не требуют химического пассивирования.

Экспериментально показано, что нанесение диффузионного покрытия на существующий пористый гальванический подслой устраняет имеющееся наводораживание, на порядки увеличивает адгезию и улучшает антикоррозионные свойства и механические характеристики.

На фиг. 1 представлен металлографическим методом полученный снимок переходной зоны металл детали - слой гальванического никеля.

На фиг. 2 представлен металлографическим методом полученный снимок переходной зоны металл детали - слой гальванического никеля - слой цинка.

Необходимо отметить, что при нанесении цинкового слоя на стальные образцы с тончайшим слоем гальванического металла (в частности, никеля) атомы цинка проникают через пористый никелевый слой (фиг. 1) в глубину железа (фиг. 2). При этом образуется материал с качественно новыми свойствами, т.к. возникает переходная зона между никелем и сталью, в котором присутствуют атомы железа, никеля и цинка (!). В предлагаемом способе, в отличие от прототипа, нет необходимости использовать дополнительное химическое упрочнение обработкой пассивированием в среде водного раствора фосфорсодержащего соединения. Одновременно отпадает необходимость в отжиге деталей, который требуется для устранения наводораживания, увеличивается коррозионная стойкость детали.

Таким образом, при использовании предлагаемого способа диффузионного цинкования обеспечивается более высокий технический результат, чем в прототипе, заключающийся в обеспечении снижения необходимой эффективной толщины защитного покрытия за счет повышения степени антикоррозионной защиты покрытия, снижения риска наводораживания покрытия при эксплуатации изделий в условиях воздействия агрессивного фактора среды за счет снижения пористости пленки.

Возможность промышленного применения предлагаемого способа подтверждается следующими примерами выполнения.

Пример 1. В лабораторных условиях опробован метод нанесения диффузионного цинкового покрытия на детали с никелевым подслоем. Никель наносят гальваническим способом в сульфаминовом электролите.

Детали мелкого крепежа (болты, винты, гайки) предварительно механически очищают, обезжиривают в водном растворе неорганической кислоты, промывают и просушивают. Затем на них наносят гальванический никель из сульфаминового электролита. Состав электролита: никель сульфа-миновый 300-400 г/л; никель двухлористый - 12-15 г/л; кислота борная - 25-40 г/л; натрий лаурилсульфат - 0,01-1,00 г/л; сахарин 0,08 г/л. Осаждение проводят при температуре плюс 60°C при плотности тока - 2,5 А/дм2 в течение 9 минут. Толщина никелевого покрытия составляет 5 мкм. Затем детали с полученным никелевым подслоем повергают процедуре диффузионного цинкования на лабораторной установке. При этом в рабочую камеру загружают исходную шихту, полученную путем перемешивания порошкообразного (дисперсностью 1/50-1/100 мкм) цинка и инертного наполнителя (диоксид кремния) в пределах соотношений ингредиентов, а именно: порошкообразный цинк 85%; инертный наполнитель - остальное, туда же помещают детали с подслоем гальванического никеля.

Рабочую камеру вакуумируют до остаточного давления 0,1 кПа и осуществляют контактирование деталей с шихтой с массой порошкообразной шихты в условиях вибрации массы шихты. Затем в пространство рабочей камеры закачивают инертный газ (аргон). Температуру в рабочей камере поднимают до 360°C и выдерживают в течение 1 часа. Затем нагрев отключают и извлекают детали из рабочей камеры.

Детали промывают и высушивают и подвергают испытаниям на соответствие требованиям качества готовых изделий.

Пример 2. В условиях примера 1, однако подслой гальванического никеля наносят из сернокислого электролита состава: никель сернокислый семиводный - 140-150 г/л; натрия сульфат - 50/100 г/л; кислота борная - 25-35 г/л; натрий хлористый 10-20 г/л, магний сернокислый - 10-20 г/л. Температура нанесения плюс 50°C. Плотность тока 4 А/дм2 в течение 5 минут. Толщина покрытия составила 4-5 мкм. Нанесение цинкового покрытия проводят при температуре плюс 380°C в течение 20 минут.

Для контрольных испытаний подготовлены опытные образцы.

Результаты испытаний образцов приведены в таблице 1.

Способ диффузионного цинкования металлических деталей, включающий предварительную подготовку поверхности деталей, нанесение слоя защитного покрытия методом диффузионного цинкования в вакууме, отличающийся тем, что цинковый слой наносят в среде инертного газа, причем перед нанесением цинкового покрытия на подготовленную поверхность металлических деталей гальваническим методом наносят подслой из никеля толщиной не более 3-5 мкм, а после нанесения упомянутого цинкового слоя осуществляют охлаждение металлических деталей в среде инертного газа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для обработки деталей в приборостроении и машиностроении, при изготовлении предметов домашнего обихода, хирургических и лабораторных инструментов.

Изобретение относится к области осаждения износостойких комбинированных покрытий для защиты поверхностей алюминиевых сплавов от воздействия агрессивных сред и износа, в частности для защиты алюминиевых литейных сплавов с высоким содержанием кремния, и может быть использовано в авиационной промышленности, станко-, судо- и моторостроении.

Изобретение относится к области гальваностегии и может быть использовано в различных областях для изготовления декоративно-блестящих деталей, защищенных от коррозии.

Изобретение относится к области электролитического нанесения покрытий с помощью химических реакций на поверхности, например, формирования преобразованных слоев, а именно к процессам микроплазменного оксидирования вентильных металлов и может быть использовано для получения функциональных покрытий, в том числе электропроводных покрытий в электронике и микроэлектронике.

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в авиационной промышленности, машиностроении и судостроении для увеличения коррозионной стойкости, паяемости и износостойкости деталей и узлов элементов систем управления, комбинированных конструкций из титана и алюминия.
Изобретение относится к нанесению покрытий и может быть использовано при получении жаростойких и антифрикционных покрытий на детали из углеродистых и легированных сталей, работающих в условиях повышенных температур до 1600°C и сухого трения.
Изобретение относится к технологии металлизации поверхности, а именно к способу нанесения никель-боридного покрытия на изделия из металлов методом автокаталитического осаждения из щелочного раствора.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при производстве щелочных никель-кадмиевых аккумуляторов. .

Изобретение относится к области гальваностегии, а именно: к процессам нанесения никелевого покрытия на поверхность металлического изделия. .

Изобретение относится к области гальваностегии. .

Изобретение относится к покрытиям для подложек из суперсплавов и может быть использовано для изделия, выполненного в виде диска или разделителя газовой турбины. Указанное изделие содержит подложку из суперсплава на никелевой основе, содержащую в пределах от 2 вес.% до 5 вес.% алюминия и в пределах от 2 вес.% до 5 вес.% титана, при этом подложка из суперсплава на никелевой основе содержит в пределах от 40 об.% до 55 об.% γ′ выделившейся фазы, барьерный для диффузии слой на подложке, содержащий по большей части иридий, и защитный слой на барьерном для диффузии слое, содержащий по меньшей мере один элемент, выбранный из алюминия или хрома.

Изобретение относится к способу осаждения покрытия на подложку (10) алитированием. Упомянутый способ включает (a) осаждение слоя (23), содержащего платину и по меньшей мере 35% никеля, на поверхность (11) подложки (10) и (b) осаждение алюминиевого покрытия (40) на упомянутый слой (23).

Изобретение относится к области получения металлических покрытий на пластинах из алюмонитридной керамики и может быть использовано в электронной, электротехнической и радиотехнической промышленности при производстве металлизированных подложек для силовых модулей, теплоотводящих элементов мощных транзисторов и сверхъярких светодиодов.

Изобретение относится к способу и устройству нанесения покрытия на поверхность реторты, используемой для получения губчатого титана. Осуществляют заливку в реторту электролита в виде смеси водного раствора хлористого железа и соляной кислоты.
Изобретение относится к износостойким и антифрикционным покрытиям на рабочих поверхностях узлов трения. Предварительно получают стержень путем прессования и спекания состава, содержащего порошок меди, порошок политетрафторэтилена и хлорид аммония.
Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии, в частности конструктивных элементов, которые подвергаются воздействию морской воды и/или гидравлических конструктивных элементов.

Изобретение относится к способу и устройству для неэлектролитической металлизации поверхности подложки путем напыления одного или нескольких окислительно-восстановительных растворов.
Изобретение относится к области упрочнения электроосажденного железохромистого покрытия нитроцементацией, применяемого для восстановленных поверхностей стальных деталей.

Изобретение относится к композиционным материалам, в частности к углерод-углеродному композиционному материалу, и может использоваться при изготовлении жидкостных ракетных двигателей.

Изобретение относится к теплозащитным электропроводящим покрытиям. Способ нанесения теплозащитного электропроводящего покрытия на углеродные волокна и ткани включает плазменное напыление керметной композиции в виде механической порошковой смеси, содержащей 5-15 вес.% нихрома, 15-5 вес.% диоксида циркония, 70 вес.% алюминия, 10 вес.% никельалюминия и 4-7 вес.% оксида иттрия в качестве стабилизирующей добавки для диоксида циркония.

Изобретение относится к области технологий и устройств для нанесения защитных антикоррозионных покрытий, может быть использовано для коррозионно-защитной обработки прецизионных деталей крепежа для авиационной, автомобильной, космической техники и машиностроения.
Наверх