Устройство оценки качества тензометров

Настоящее изобретение относится к устройству оценки качества тензометров. Устройство оценки качества тензометров (100) содержит опору (10) для размещения тензометров (12), приводимую во вращение средствами приведения во вращение (120). Опора (10) соединена со средствами приведения во вращение при помощи средств соединения (16, 17). Средства обеспечения температурного состояния (11) выполнены с возможностью нагревать упомянутую опору (10) и размещены вокруг упомянутой опоры (10). Средства соединения (16, 17) содержат средства охлаждения (13), способные ограничить нагревание упомянутых средств приведения во вращение (120). Технический результат - разработка устройства оценки качества тензометров, направленная на оценку качества измерительных приборов, а также приклеивающих материалов, используемых в условиях, аналогичных условиям эксплуатации турбомашины. 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Настоящее изобретение относится к устройству оценки качества тензометров, в частности тензометров, предназначенных для установки на вращающихся конструктивных элементах, образующих турбомашину.

Тензометры, называемые также тензодатчиками, являются тензодатчиками сопротивления, позволяющими измерять деформацию конструктивного элемента путем изменения электрического сопротивления измерительного прибора (электрическое сопротивление увеличивается с деформацией растяжения измерительного прибора).

Данные измерительные приборы являются электрическими цепями, которые приклеиваются на исследуемых конструктивных элементах и подвергаются таким образом деформации, аналогичной деформации нагруженного конструктивного элемента.

Величина измерения, производимого измерительным прибором, в значительной мере зависит от конструктивного исполнения измерительного прибора, а также от соединения путем приклеивания измерительного прибора на исследуемом конструктивном элементе. Данное соединение не должно изменяться во времени (отсутствие вязкости) и противостоять внешней среде, в которой измерительные приборы размещены.

В некоторых высокотехнологичных областях, таких как, например, авиастроительная область, данные измерительные приборы используются для наблюдения за деформациями и механическими напряжениями, которым подвергаются конструктивные элементы турбомашин в процессе оценки.

После установки измерительных приборов на вращающихся конструктивных элементах авиационной турбомашины они подвергаются большим термическим напряжениям (около 1100°C), но также и большим центробежным напряжениям (скорость вращения составляет около 20000 оборотов/мин). Перед их применением для проведения испытаний двигателей представляется необходимым, таким образом, иметь возможность оценить их качество и убедиться в том, что измерительные приборы и материалы, используемые для соединения путем приклеивания, могут выдерживать такие напряжения.

Однако существующий в настоящее время прием заключается в расчете размеров тензометров эмпирическим способом, а при выборе материалов для осуществления соединения путем приклеивания измерительного прибора руководствуются исключительно механическими характеристиками (температурными ограничениями и т.д.), предоставляемыми производителем.

В этом контексте настоящий метод определения размеров измерительных приборов не позволяет гарантировать их устойчивость в особых условиях работы турбомашин (т.е. с температурными напряжениями в сочетании с большими центробежными напряжениями).

Таким образом, может случиться, что такие измерительные приборы, приведенные во вращение и подверженные высокой температуре, отклеятся во время тестирования. Потеря измерительного прибора влечет за собой, как следствие, прекращение измерения и иногда многочисленные повреждения внутри турбомашины.

С другой стороны, тенденция настоящего времени заключается в развитии применения тензометров во время фаз тестирования для сбора максимума информации, что выражается в увеличении количества измерительных приборов, находящихся в турбомашине во время испытания. Увеличение количества тензометров повышает настолько же риски прекращения измерения и повреждения турбомашины, что предполагает, как следствие, большую опасность нарушения серий испытаний непредвиденными остановками тестирования и (или) перемещения турбомашины.

В этом контексте задачей изобретения является разработка устройства оценки качества тензометров, направленная на оценку качества измерительных приборов, а также приклеивающих материалов, используемых в условиях, аналогичных условиям эксплуатации турбомашины.

Для решения этой задачи предлагается устройство оценки качества тензометров, содержащее:

опору, на которой могут размещаться тензометры и которая может приводиться во вращение средствами приведения во вращение, причем упомянутая опора соединена со средствами приведения во вращение при помощи средств соединения;

средства обеспечения температурного состояния, способные нагревать упомянутую опору и расположенные вокруг упомянутой опоры;

причем упомянутые средства соединения содержат средства охлаждения, способные ограничить нагревание упомянутых средств приведения во вращение.

Таким образом, устройство согласно изобретению позволяет тестировать и оценивать качество измерительных приборов, а также материалов, осуществляющих соединение путем приклеивания, в условиях, близких к условиям использования испытываемых турбомашин. Устройство согласно изобретению позволяет проводить тестирование, сочетающее обеспечение температурного состояния с приведением во вращение измерительных приборов, для оценки качества различных технологий измерительных приборов и средств крепления.

Таким образом, устройство согласно изобретению позволяет снизить риски повреждения испытываемых турбомашин за счет точного знания механических характеристик каждой техники.

Устройство оценки качества тензометров согласно изобретению также может иметь одну или множество нижеследующих отличительных особенностей, рассматриваемых в отдельности или в любых технически возможных сочетаниях:

- упомянутые средства соединения содержат средства, способные допустить расширение упомянутых средств соединения в результате повышения температуры упомянутых средств соединения без создания напряжения упомянутых средств приведения во вращение;

упомянутая опора приводится во вращение двумя передаточными валами, расположенными с одной и другой стороны упомянутой опоры;

упомянутые средства обеспечения температурного состояния образованы камерой сгорания, нагревающей излучением;

упомянутые средства охлаждения расположены с одной и другой стороны упомянутых средств обеспечения температурного состояния для ограничения распространения тепла путем теплопроводности к упомянутым средствам приведения во вращение;

средства охлаждения упомянутых средств соединения образованы множеством ребер охлаждения;

упомянутое устройство содержит вторичные средства охлаждения, способные улучшить охлаждение упомянутых ребер охлаждения;

упомянутые вторичные средства охлаждения образованы генераторами нагнетания воздуха на упомянутые ребра охлаждения;

упомянутая опора является диском.

Другие отличительные признаки и преимущества изобретения станут более отчетливо видны из нижеследующего описания, не носящего ограничительного характера, приводимого со ссылкой на единственную фигуру, изображающую вид в разрезе примера осуществления устройства оценки качества тензометров согласно изобретению.

Устройство оценки качества тензометров 100 образовано опорой 10, предпочтительно круглой формы, такой как диск, предназначенной для размещения тензометров 12, оцениваемых по качеству. Тензометры 12 расположены на боковых поверхностях диска. Опора 10 жестко соединена с одной и другой стороны передаточного вала 20. Передаточные валы 20, как правило, устанавливаются в осевом и радиальном направлениях посредством одного или множества шарикоподшипников 22, зафиксированных в картере 15; причем картер 15 соединен с корпусом устройства 100. Образованная таким образом совокупная конструкция образует средства приведения во вращение 120 опорного диска 10.

Для приведения во вращение опорного диска 10 в заданном режиме вращения один из двух передаточных валов 20 сопряжен с двигателем, таким как, например, электродвигатель (не показан). Для воспроизведения режимов турбомашин двигатель должен иметь возможность приводить во вращение диск со скоростью вращения около 20000 оборотов/мин.

Опорный диск 10 выполнен из материала, устойчивого к центробежному напряжению (вращение около 20000 оборотов/мин) и температурному напряжению (около 700-800°C). Для этого диск 10 выполнен, например, из Inconel.

Устройство оценки качества 100 содержит средства обеспечения температурного состояния тензометров 12. Данные средства образованы камерой сгорания 11, нагревающей излучением, охватывающей опорный диск 10. Камера сгорания позволяет, таким образом, приводить температуру нагревания в соответствие с температурой, при которой планируется тестировать измерительные приборы, например около 1100°С, для воспроизведения условий испытаний турбомашины.

Согласно способу практической реализации, изображенному на единственной фигуре, камера сгорания 11 состоит из двух частей, соединяемых вокруг опорного диска 10 с сохранением при этом возможности свободного вращения опорного диска 10.

Для недопущения распространения тепла из камеры сгорания к другим конструктивным элементам устройства 100 и, в частности, к подшипникам 22 в результате теплопроводности устройство 100 содержит средства охлаждения 13, размещенные с одной и другой стороны опорного диска 10. Средства охлаждения 13 жестко соединены с опорным диском 10 посредством винтового крепления.

Средства охлаждения 13 размещены таким образом, что они окружают боковые стенки камеры сгорания для исключения утечки горячего воздуха, который мог бы нагревать другие конструктивные элементы устройства 100 путем конвекции или проводимости.

Средства охлаждения 13 образованы непрерывным рядом радиальных ребер 21, позволяющих иметь большую поверхность теплообмена с окружающим воздухом.

Предпочтительно для улучшения охлаждения устройства 100 предусматривается установка генераторов холода, таких как, например, пушки 14 или воздуходувные трубки, нагнетающих холодный воздух в направлении радиальных ребер 21. Согласно отдельному варианту практической реализации изобретения воздушные пушки 14 представляют собой вихревые трубки, также известные под названием вихревой трубки Ранка-Хильша.

Таким образом, средства охлаждения 13 в сочетании с вихревыми трубками 14 позволяют поддерживать соответствующую температуру на уровне подшипников, т.е. температуру ниже предельной температуры использования масла, служащего для смазки подшипников, которая составляет около 100°С, предпочтительно около 50°C.

Устройство оценки качества 100 также содержит два соединительных фланца 16 и 17, которые позволяют жестко соединять средства охлаждения и опорный диск 10 с передаточными валами 20.

Согласно изображенному предпочтительному варианту практической реализации первый соединительный фланец 16 жестко соединен со средствами охлаждения и передаточным валом 20 посредством винтового соединения. Второй соединительный фланец 17 имеет шлицевое соединение между вторым соединительным фланцем и передаточным валом 20 и жестко соединен, более классическим образом, посредством винтового соединения со средствами охлаждения.

Шлицевое соединение позволяет, таким образом, допускать возможные расширения конструктивных элементов, расположенных по одной линии с передаточными валами, без создания механических напряжений конструктивных элементов, что будет негативно сказываться на их сроке эксплуатации.

Выбор радиуса крепления измерительных приборов на боковых стенках диска 10 выполняется оператором с учетом их массовой плотности, скоростей вращения и заданных температур во время проведения тестирования.

Таким образом, преимуществом устройства согласно изобретению является минимизация рисков повреждения испытываемого двигателя в результате предварительной оценки качества измерительных приборов, а также и материалов, используемых для их приклеивания.

Устройство имеет также в качестве преимущества обеспечение легкого, быстрого и в одинаковых условиях испытания сравнения различных технологий измерительных приборов и средств крепления.

1. Устройство оценки качества тензометров (100), содержащее:
- опору (10), для размещения тензометров (12), приводимую во вращение средствами приведения во вращение (120), причем упомянутая опора (10) соединена со средствами приведения во вращение при помощи средств соединения (16, 17);
- средства обеспечения температурного состояния (11), способные нагревать упомянутую опору (10) и размещенные вокруг опоры (10); причем средства соединения (16, 17) содержат средства охлаждения (13), обеспечивающие ограничение нагревания упомянутых средств приведения во вращение (120).

2. Устройство п.1, отличающееся тем, что средства соединения (16, 17) включают в себя средства (17), которые могут допускать расширение упомянутых средств соединения в результате повышения температуры средств соединения (16, 17) без напряжения средств приведения во вращение (120).

3. Устройство п.2, отличающееся тем, что упомянутая опора приводится во вращение двумя передаточными валами (20), установленными с одной и другой стороны опоры (10).

4. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что средства обеспечения температурного состояния (11) образованы камерой сгорания, нагревающей излучением.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что средства охлаждения (13) размещены с одной и другой стороны средств обеспечения температурного состояния (11) для ограничения распространения тепла путем теплопроводности к упомянутым средствам приведения во вращение (120).

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что средства охлаждения (13) упомянутых средств соединения образованы множеством ребер охлаждения (21).

7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что упомянутое устройство содержит вторичные средства охлаждения (14), которые могут улучшить охлаждение ребер охлаждения (21).

8. Устройство п.7, отличающееся тем, что вторичные средства охлаждения (14) образованы генераторами, нагнетающими воздух на упомянутые ребра охлаждения (21).

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упомянутая опора является диском.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению, в частности к способам испытания подшипниковых опор ротора, и может быть преимущественно использовано при определении предварительного осевого натяга подшипников качения ротора.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к динамической калибровке винтовых динамометров, используемых для измерения крутящих моментов на гребных валах в опытных гидродинамических лабораториях.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов, например крыльев самолетов. Устройство представляет собой конструкцию для крепления консоли/консолей крыла, расположенную на траверсе, на которой также расположена эластичная пневмокамера/пневмокамеры.

Изобретение относится к ручным инструментам для затяжки резьбовых соединений. Устройство затяжки резьбовых соединений с обеспечением точного крутящего момента при затяжке содержит комбинацию усилителя (100) крутящего момента с согласованным с ним и откалиброванным вместе с ним динамометрическим ключом (200).

Изобретения относятся к области измерительной техники и могут быть использованы для поверки датчиков силы, используемых для испытаний авиационных конструкций. Способ позволяет проводить поверку датчика силы непосредственно на месте его использования.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для поверки датчиков силы. Техническим результатом является повышение точности поверки канала нагружения датчик силы - гидроцилиндр.

Изобретение относится к области весоизмерительной техники и направлено на упрощение конструкции и повышение точности и эффективности измерения силы, что обеспечивается за счет того, что при осуществлении контроля состояния устройства измерения силы с подвижным элементом передачи силы, через который сила, воздействующая на устройство измерения силы, передается на измерительный преобразователь, формирующий сигнал измерения, соответствующий приложенной силе, после чего сигнал преобразуют в форму, пригодную для индикации на дисплее, или передается для дальнейшей обработки.

Изобретение относится к метрологической технике, к технике обеспечения единства измерения силы, а именно к машинам - эталонам силы. .

Изобретение относится к технике электрической связи и может быть использовано в системах контроля, управления и защиты грузоподъемных машин. .

Изобретение относится к области механики и к методам измерения. .

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания на прочность крыльев самолетов. Стенд представляет собой конструкцию в виде ложемента для крепления центроплана самолета, или в виде имитатора центроплана - его конструктивного эквивалента с аналогичным присоединительным креплением крыльев, и соединенной с ним траверсы на одну консоль крыла, или двух траверс на две консоли крыла, причем на траверсе (траверсах) расположена эластичная пневмокамера или несколько пневмокамер, повторяющая (повторяющие в совокупности) контур консоли крыла. Пневмокамеры секционированы по длине хорды, и в каждой поддерживается свое давление воздуха. Несколько пневмокамер расположены вдоль размаха консоли крыла, и в каждой поддерживается свое давление воздуха. Стенд между траверсой и пневмокамерой (пневмокамерами) может иметь две или более шарнирно соединенных панели, оси шарниров которых параллельны хордам крыла, при этом ближняя из панелей закреплена на стенде жестко, а остальные соединены с траверсой домкратами. Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении достоверности испытаний. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области испытания и градуировки устройств измерения сил и моментов, а именно к области градуировки силомоментных датчиков (ДСМ) с числом компонент от одной до шести. Поставленная цель достигается за счет того, что ДСМ, установочный фланец которого соединяется с тросами (на концах которых прикреплены грузы известной массы) через промежуточные детали (жесткость которых подобрана таким образом, чтобы исключить воздействие растягивающей силы на установочный фланец ДСМ), перемещается за свой чувствительный фланец приводной системой (ПС), обеспечивающей пространственные перемещения. Тем самым изменяются углы наклона тросов и усилие, либо момент, действующие на ДСМ. Углы наклона тросов регистрируются высокоточными датчиками углов. Для натяжения тросов вместо грузов может использоваться приводная система, обеспечивающая создание стабильной силы натяжения тросов. Техническим результатом заявляемого изобретения является автоматизация процесса калибровки ДСМ за счет использования ШПС и обеспечение универсальности устройства, позволяющего задавать нагрузку в виде выделенных компонент главного вектора сил и моментов во всем допустимом нагрузочном диапазоне градуируемого ДСМ, а также создавать сложное нагружение. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх