Мобильная трехкоординатная радиолокационная станция

Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано при построении вращающихся многофункциональных радиолокационных станций (РЛС) дальнего обнаружения целей с электронным сканированием луча для обзора воздушного пространства и одновременного точного сопровождения целей. Достигаемый технический результат - улучшение технико-эксплуатационных характеристик РЛС. Указанный результат достигается за счет того, что мобильная трехкоординатная РЛС содержит радиолокационный канал дальномера метрового диапазона в составе антенны, приемно-передающего устройства и устройства первичной обработки, а также антенну наземного радиозапросчика (НРЗ), антенну устройства ориентирования и топопривязки, устройство отображения, управления и контроля и устройство связи с потребителем, в которой дальномер вместе с антеннами НРЗ и устройства ориентирования и топопривязки входит в антенно-аппаратный комплекс, размещенный на первом транспортном средстве и включающий антенно-мачтовое устройство (АМУ), расположенное на вращающейся части опорно-поворотного устройства (ОПУ) транспортного средства, гидравлическую систему свертывания-развертывания АМУ и аппаратный контейнер (АК), радиолокационный канал высотомера дециметрового диапазона в составе антенны, приемно-передающего устройства и устройства первичной обработки, устройство управления, контроля и передачи радиолокационной информации, устройство вторичной обработки и кабина управления, размещенная на втором транспортном средстве, при этом АК расположен, как и АМУ, на вращающейся части ОПУ первого транспортного средства. 1 ил.

 

Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано при построении вращающихся многофункциональных радиолокационных станций (РЛС) дальнего обнаружения целей с электронным сканированием луча для обзора воздушного пространства и одновременного точного сопровождения целей.

Класс вращающихся радиолокационных систем с электронным сканированием появился для обеспечения одним радиолокатором функции непрерывного обзора пространства, обнаружения целей и функции одновременного точного сопровождения целей (Д.А. Атингтон, П.Дж. Карилас, Дж.Д. Райт «Многофункциональные вращающиеся РЛС с электронным сканированием для обзора воздушного пространства», ТИИЭР, том 73, №2, февраль, 1985, М., Мир.

Перспективные РЛС должны обладать высокими характеристиками для эффективного решения задач разведки воздушной обстановки и контроля воздушного пространства при работе по перспективным средствам воздушно-космического нападения (СВКН) и необходимы для быстрой и точной оценки изменяющейся воздушной обстановки и точного сопровождения целей.

Эти требования во многом противоречивы (например, большие дальности обнаружения и точное сопровождение современных и перспективных СВКН при высокой мобильности РЛС). Разрешение этого противоречия может заключаться в объединении в одном комплексе радиолокационных средств разного диапазона волн.

Так, например, РЛС метрового диапазона имеют значительные дальности обнаружения всех типов воздушных целей, в том числе малоразмерных и малозаметных (выполненных по технологии «Стелс»), независимо от метеоусловий, однако отличаются низкой разрешающей способностью и недостаточной точностью измерения угловых координат целей (особенно по углу места), что не позволяет осуществлять точное сопровождение целей.

РЛС, работающие в более коротковолновом диапазоне, например в дециметровом, отличаются высокоточным измерением угловых координат целей, однако имеют значительно меньшие дальности обнаружения за счет меньшей площади антенны и меньших значений эффективной площади рассеяния (ЭПР) целей в этом диапазоне, а также имеют значительную зависимость технических характеристик от погодных условий.

Известно построение двухдиапазонного радиолокационного комплекса (РЛК), в котором значительные зоны обнаружения малоразмерных и малозаметных целей, в том числе выполненных по технологии «Стеле», реализованы благодаря электронному сканированию и взаимодействию РЛС разного диапазона волн (патент РФ №2346291). В данном РЛК обзор пространства осуществляется РЛС метрового диапазона волн, а сопровождение целей возлагается на РЛС дециметрового диапазона волн при работе по целеуказанию от РЛС метрового диапазона волн.

Однако этот РЛК содержит два радиолокационных модуля, модуль управления, модули наземного радиозапросчика и вторичного радиолокатора, что приводит к значительному увеличению числа транспортных единиц и удорожанию РЛК.

Известна также мобильная РЛС кругового обзора метрового диапазона волн средних и больших высот дежурного режима с электронным сканированием луча по углу места, имеющая значительные зоны обнаружения малоразмерных и малозаметных целей (патент ЕПВ №007941), которая размещена на одном транспортном средстве и выбрана по технико-экономическим характеристикам и назначению в качестве ближайшего аналога (прототипа).

РЛС-прототип состоит из антенно-мачтового устройства (АМУ), на котором расположены основная и компенсационная антенны, антенны наземного радиозапросчика (НРЗ) и телекодового канала связи, а также приемно-передающего устройства (включающего диаграммообразующее устройство), устройства первичной и вторичной обработки, отображения, управления и контроля, ориентирования и топопривязки, развертывания и свертывания.

Основная антенна выполнена в виде фазированной антенной решетки (ФАР) с приемопередающими модулями (ППМ), устройства первичной и вторичной обработки, отображения, управления и контроля выполнены на основе специальной цифровой вычислительной машины (СЦВМ). Для размещения перечисленных составных частей РЛС используется одно транспортное средство, что обеспечивает ее относительно небольшую стоимость.

РЛС-прототип осуществляет измерение наклонной дальности цели, ее азимута (при круговом вращении антенны) и (в пределах от 5 до 45°) угла места за счет электронного сканирования диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости.

Основным недостатком прототипа являются низкие точность измерения угловых координат и угловая разрешающая способность (в мобильной РЛС метрового диапазона невозможно реализовать антенну с достаточными вертикальными и горизонтальными размерами), что не позволяет осуществить точное сопровождение цели. Другим его недостатком является низкая надежность (время наработки на отказ), связанная с наличием высокочастотного токосъемника.

Кроме того, общим недостатком указанных аналога и прототипа является незащищенность боевого расчета от воздействия электромагнитного излучения и поражения высокоточным оружием, наводящимся по излучению РЛС, т.к. рабочие места операторов (РМО) этих РЛС располагаются на платформах с излучающими антеннами (либо антеннами НРЗ, либо локационными).

Достигаемый технический результат предлагаемого изобретения заключается в улучшении технико-эксплуатационных характеристик РЛС, таких как угловые точность и разрешающая способность, а также безопасность боевого расчета и надежность при сравнительно недорогой реализации мобильной РЛС.

Указанный технический результат достигнут за счет того, что в известную РЛС, содержащую радиолокационный канал дальномера метрового диапазона в составе антенны, приемно-передающего устройства и устройства первичной обработки, а также антенну НРЗ, антенну устройства ориентирования и топопривязки, устройство отображения, управления и контроля и устройство связи с потребителем, в которой дальномер вместе с антеннами НРЗ и устройства ориентирования и топопривязки входит в антенно-аппаратный комплекс, размещенный на первом транспортном средстве и включающий антенно-мачтовое устройство (АМУ), расположенное на вращающейся части ОПУ транспортного средства, гидравлическую систему свертывания-развертывания, при помощи которой АМУ в транспортном положении укладывают на платформу транспортного средства, и аппаратный контейнер (АК), дополнительно введены радиолокационный канал высотомера дециметрового диапазона в составе антенны, приемно-передающего устройства и устройства первичной обработки, устройство управления, контроля и передачи радиолокационной информации, устройство обобщенной вторичной обработки, и кабина управления, размещенная на втором транспортном средстве, при этом аппаратный контейнер расположен, как и АМУ, на вращающейся части ОПУ первого транспортного средства.

На фигуре представлена структурная схема предлагаемой мобильной трехкоординатной РЛС, которая состоит из антенно-аппаратного комплекса (ААК) 1, размещенного на первом транспортном средстве и включающего антенно-мачтовое устройство (АМУ) 2 и аппаратный контейнер (АК) 3, и кабины управления (КУ) 13.

АМУ 2 расположено на вращающейся части опорно-поворотного устройства (ОПУ) транспортного средства и включает в себя антенны канала дальномера (АД) 4 метрового диапазона длин волн и наземного радиозапросчика (АНРЗ) 7, направленные в одну и ту же сторону, антенну многофункционального радионавигационного комплекса (АМРК) 9, а также антенну канала высотомера (АВ) 10 дециметрового диапазона длин волн, развернутую на 180° относительно АД 4, и его приемно-передающее устройство (ППУВ) 11. Все антенны закреплены на вертикальной мачте АМУ 2.

АК 3 включает в себя приемно-передающее устройство и устройство первичной обработки канала дальномера (соответственно ППУД 5 и УПОД 6), устройство первичной обработки канала высотомера (УПОВ) 12, устройство управления, контроля и передачи радиолокационной информации (УУКПИ) 8 и расположен, как и АМУ 2, на вращающейся части ОПУ первого транспортного средства. При этом отпадает необходимость в высокочастотном токосъемнике (для связи АК 3 с АМУ 2), который является одним из основных источников ухудшения надежной работы РЛС-прототипа, а также увеличивает его стоимость.

КУ 13 расположена на втором транспортном средстве, удаленном от ААК 1 на расстояние до 300 м, и включает в себя устройство отображения, управления и контроля (УОУК) 14, устройство обобщенной вторичной обработки (УОВО) 15 и устройство связи с потребителями (УСП) 16.

Удаленность кабины управления, где находится боевой расчет, от излучающей части РЛС и возможность ее маскировки повышают защиту персонала от воздействия электромагнитного излучения и поражения высокоточным оружием, наводящимся по излучению РЛС, что является дополнительным преимуществом предлагаемой РЛС по сравнению с прототипом.

Как показано на структурной схеме предлагаемой РЛС, вход-выход АД 4 через первый и третий входы-выходы ППУД 5 соединен с первым входом-выходом УПОД 6, вход-выход АВ 10 через первый и третий входы-выходы ППУВ 11 соединен с первым входом-выходом УПОВ 12, вход УУКПИ 8 соединен с выходом АМРК 9, выход - с входом ППУВ 11, входы-выходы 1, 2, 3, 4, 5 и 6 УУКПИ 8 соединены соответственно со вторым входом-выходом ППУД 5, вторым входом-выходом УПОД 6, входом-выходом АНРЗ 7, вторым входом-выходом ППУВ 11, вторым входом-выходом УПОВ 12 и первым входом-выходом УОВО 15, второй вход-выход которого соединен с входом-выходом УОУК 14, а выход - со входом УСП 16, выход которого является выходом РЛС.

На структурной схеме для упрощения не показаны устройства электроснабжения, вращения, синхронизации и гидравлической системы свертывания-развертывания РЛС.

Антенны дальномера АД 4 и высотомера АВ 10 являются твердотельными антенными фазированными решетками с электронным сканированием по углу места. Одними из их основных элементов являются приемопередающие модули (ППМ), состоящие из усилителей мощности и малошумящих усилителей.

ППУД 5 и ППУВ 11 содержат диаграммообразующие устройства, обеспечивающие в своих каналах необходимое амплитудно-фазовое распределение сигналов при их приеме и передаче, а также электронное сканирование в угломестной плоскости.

УПОД 6 и УПОВ 12 выполнены на основе специализированных цифровых вычислительных машин (СЦВМ), осуществляющих первичную обработку принятых сигналов, а также управление диаграммообразованием.

УУКПИ 8 включает в себя аппаратуру определения государственной принадлежности, в качестве которой используется наземный радиолокационный запросчик (НРЗ), приемник навигационной аппаратуры МРК, с помощью которой осуществляется ориентирование и топогеодезическая привязка РЛС, аппаратуру управления, контроля работы РЛС и передачи радиолокационной информации на УОВО 15. В нем с помощью ЭМВ программным способом реализуются задачи управления НРЗ, ориентирования и топогеодезической привязки РЛС, управления режимами работы и автоматизированного контроля аппаратуры РЛС (по входам-выходам 1, 2, 3, 4, 5, и 6), а также передачи первичной радиолокационной информации с дальномера и высотомера на УОВО 15.

ААК 1 является необслуживаемым в процессе боевой работы, персонал находится в кабине управления КУ 13, где располагаются рабочие места операторов (РМО).

УОУК 14 и УОВО 15 размещены в РМО и выполнены на основе специализированных ЭВМ, которые программным способом реализуют задачи отображения информации, управления режимами работы РЛС и системой автоматизированного контроля (в УОУК 14), а также вторичной обработки обобщенной информации (дальномера, НРЗ и высотомера), сопряжение с УСП 16, через которую осуществляется связь с комплексами средств автоматизации (КСА) и другими внешними абонентами РЛС (в УОВО 15).

УСП 16 включает в себя аппаратуру сопряжения по телекодовым каналам связи с КСА в виде аппаратуры передачи данных и аппаратуру оперативно-командной связи.

Предлагаемая РЛС работает следующим образом.

В СЦВМ УПОД 6 и УПОВ 12 на промежуточной частоте программным способом формируются импульсы зондирующего сигнала, которые в «своих» ППУ преобразуются в импульсы высокой частоты и подаются на входы АД 4 и АВ 10 соответственно.

В приемно-передающих устройствах ППУД 5 и ППУВ 11, на соответствующей высокой частоте осуществляется фазирование ППМ на передачу и прием и электронное сканирование по углу места с помощью диаграммообразующего устройства, а также преобразование принятых сигналов с высокой частоты на промежуточную. Затем в УПОД 6 и УПОВ 12 при помощи «своих» СЦВМ производится аналого-цифровое преобразование (АЦП) принятых сигналов, а также программным способом реализуются необходимые алгоритмы первичной обработки принятых сигналов, такие как фазово-амплитудная подстройка приемных и передающих трактов, автокомпенсация шумовых активных помех, формирование сигналов угломестных приемных лучей, защита от несинхронных импульсных помех, защита от пассивных помех, сжатие импульса, накопление азимутальной пачки сигналов, подавление боковых лепестков, измерение дальности, азимута и угла места целей, обнаружение и пеленгация постановщиков активных помех и другие.

Выходная информация УПОД 6 и УПОВ 12 о координатах обнаруженных целей, информация об их государственной принадлежности, а также информация о техническом состоянии аппаратуры РЛС через вход-выход 6 УУКПИ 8 передается на вход-выход 1 УОВО 15, где происходит формирование трасс целей, распознавание их классов, отождествление сигналов государственной принадлежности с трассами. Эта информация через УСП 16 передается внешним абонентам, а также отображается на экранах УОУК 14, входящего в РМО, с пульта которого осуществляется управление режимами работы РЛС и контроль ее технического состояния.

Каналы дальномера и высотомера работают в режиме кругового обзора с механическим вращением антенны. Канал дальномера обеспечивает большие дальности обнаружения, а также определение координат дальности и азимута и грубое измерение угла места целей.

Основной режим работы канала высотомера - работа по целеуказанию, когда он лучом шириной по азимуту и углу места порядка 3° облучает только те точки зоны обзора, в которых дальномером обнаружены цели, и решает задачу точного измерения координат (в первую очередь - угла места) и досопровождения в области ионосферы до углов места 50°, где в дальномере проводка цели будет неустойчивой.

Целеуказание для режима сопровождения формируется в УОВО 15 по результатам обобщенной вторичной обработки информации, поступающей с УПОД 6 и УПОВ 12 каналов дальномера и высотомера через УУКПИ 8, и выдается через вход-выход 6 и выход УУКПИ 8 на вход ППУВ 11.

Кроме того, канал высотомера может работать в режиме регулярного обзора (возможна комбинация режимов регулярного обзора и сопровождения, например, через обзор). В режиме регулярного обзора канал высотомера работает как самостоятельная РЛС дециметрового диапазона и решает задачи как обнаружения, так и сопровождения целей с высокоточным измерением трех координат, в том числе в ограниченной зоне малых углов места (ниже кромки диаграммы направленности дальномера). При этом в режиме сопровождения решается задача измерения координат целей за пределами зоны регулярного обзора высостомера, а также осуществляется автономное досопровождение обнаруженных целей, вышедших из зоны устойчивого обнаружения дальномера.

Наличие целеуказания в режиме сопровождения позволяет осуществить концентрацию энергии в высотомере в одном узком луче, за счет чего в РЛС обеспечиваются значительные зоны обнаружения и высокие точности измерения координат при малых энергетических затратах.

Режим сопровождения с концентрацией энергии в узком луче при относительно небольшой мощности передающего устройства высотомера позволяет осуществлять высокоточное измерение координат целей на больших дальностях, получаемых в канале дальномера за счет его более высокого потенциала и больших значений эффективной площади рассеяния (ЭПР) целей в метровом диапазоне волн.

Разделение задач поиска целей и высокоточного сопровождения обнаруженных целей между разными диапазонами позволяет снизить требования к размерам антенн, поскольку перед длинноволновым диапазоном не ставится задача высокоточного измерения угловых координат, а в коротковолновом диапазоне большие дальности работы по целеуказанию от длинноволнового диапазона достигаются за счет концентрации энергии в узком луче при приемлемых размерах антенны и мощности передатчика. Это позволяет разместить дальномер и высотомер на одном транспортном средстве.

Таким образом, введение в известную РЛС, содержащую радиолокационный канал дальномера метрового диапазона, который входит в ААК, размещенный на первом транспортном средстве и включает АМУ, расположенное на вращающейся части ОПУ транспортного средства, и АК, дополнительно радиолокационного канала высотомера дециметрового диапазона с развернутой на 180° антенной относительно антенны дальномера, входящего в ААК, а также КУ, размещенной на втором транспортном средстве, при этом АК расположен на вращающейся части ОПУ первого транспортного средства, с описанными выше связями, позволило достичь необходимого технического результата, а именно улучшить технико-эксплуатационные характеристики РЛС, такие как угловые точность и разрешающую способность, а также безопасность боевого расчета и надежность при сравнительно недорогой реализации мобильной РЛС, содержащей всего два транспортного средства.

Дополнительно, по сравнению с прототипом, предлагаемая РЛС позволяет:

- обеспечить высокую точность сопровождения малоразмерных и малозаметных целей на больших дальностях;

- увеличить в 2 раза темп сопровождения целей и повысить помехозащищенность от активных помех за счет наличия двух антенн разных диапазонов, развернутых на 180° относительно друг друга;

- увеличить дальность обнаружения целей под нижними углами места;

- расширить зону обзора РЛС по углу места;

- повысить экспортный потенциал.

Указанные технические результаты достигнуты в разработанном, изготовленном и испытанном образце РЛС.

Мобильная трехкоординатная радиолокационная станция (РЛС), содержащая радиолокационный канал дальномера метрового диапазона в составе антенны дальномера (АД), приемно-передающего устройства (ППУД) и устройства первичной обработки (УПОД), антенны наземного радиозапросчика (АНРЗ) и антенны многофункционального радионавигационного комплекса (АМРК), а также устройство отображения, управления и контроля (УОУК) и устройство связи с потребителем (УСП), в которой дальномер вместе с АНРЗ и АМРК входит в антенно-аппаратный комплекс (ААК), размещенный на первом транспортном средстве и включающий антенно-мачтовое устройство (АМУ), которое расположено на вращающейся части опорно-поворотного устройства (ОПУ) транспортного средства и на вертикальной мачте которого закреплены АД, АНРЗ, направленные в одну и ту же сторону, и АМРК, гидравлическую систему свертывания-развертывания, при помощи которой АМУ в транспортном положении укладывают на платформу транспортного средства, и аппаратный контейнер (АК) с входящими в него ППУД и УПОД, при этом вход-выход АД через первый и третий входы-выходы ППУД соединен с первым входом-выходом УПОД, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены радиолокационный канал высотомера дециметрового диапазона в составе антенны высотомера (АВ), приемно-передающего устройства (ППУВ) и устройства первичной обработки (УПОВ), а также устройство управления, контроля и передачи радиолокационной информации (УУКПИ), устройство вторичной обработки (УОВО) сигналов дальномера и высотомера, поступающих через УУКПИ, и кабина управления (КУ), размещенная на втором транспортном средстве, при этом АВ и ППУВ входят в АМУ, АВ развернута на 180° относительно АД и закреплена на вертикальной мачте АМУ, УПОВ и УУКПИ входят в АК, расположенный на вращающейся части ОПУ первого транспортного средства, а УОУК, УОВО и УСП расположены в КУ, причем вход-выход АВ через первый и третий входы-выходы ППУВ соединен с первым входом-выходом УПОВ, вход УУКПИ соединен с выходом АМРК, выход - с входом ППУВ, а входы-выходы 1, 2, 3, 4, 5 и 6 УУКПИ соединены соответственно со вторым входом-выходом ППУД, вторым входом-выходом УПОД, входом-выходом АНРЗ, вторым входом-выходом ППУВ, вторым входом-выходом УПОВ и первым входом-выходом УОВО, второй вход-выход которого соединен с входом-выходом УОУК, а выход - с входом УСП, выход которого является выходом РЛС.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в радиолокационных станциях (РЛС) для защиты от импульсных, в том числе ответных, помех. Достигаемый технический результат изобретения - распознавание сигналов помехи, имитирующих цель, во всем угломестном столбце.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в радиолокационных станциях (РЛС). Достигаемый технический результат - сохранение максимального коэффициента усиления Ку антенны РЛС в широком диапазоне сканирования в угломестной плоскости.

Группа изобретений относится к сельскому хозяйству и может быть использована для сбора информации для экспресс-диагностики инфекционных заболеваний биологических объектов - животных и птиц.

Изобретение относится к области навигации наземных транспортных средств и предназначено для построения доплеровских датчиков продольной, сносовой и тангажной скоростей.

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для использования в радиолокационных станциях (РЛС) с доплеровским передатчиком, а также в специфических следящих системах.

Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в радиотехнических системах, установленных на подвижных объектах, для получения радиолокационного изображения (РЛИ) в процессе дистанционного зондирования земной поверхности.

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к способам и технике радиотехнического мониторинга источников радиоизлучений (ИРИ) с линейно-частотно-модулированными (ЛЧМ) сигналами.

Изобретение относится к области средств обнаружения нарушений, выявляемых правоохранительными органами. Достигаемый технический результат - повышение чувствительности и помехозащищенности.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в импульсных радиолокационных станциях (РЛС) сопровождения с активной фазированной антенной решеткой.

Способ увеличения дальности действия системы многоабонентной радиочастотной идентификации относится к области радиотехники и может быть использован при организации идентификации одновременно нескольких объектов. Новым в способе многоабонентной радиочастотной идентификации является включение в состав транспондеров, устанавливаемых на объектах идентификации однопортовых радиочастотных усилителей и управляемых фазовращателей проходного типа. Антеннами транспондеров радиочастотные колебания от считывающего устройства принимают и пропускают в первый раз через управляемый фазовращатель проходного типа. После этого радиочастотный сигнал усиливают однопортовым усилителем, где осуществляют его дополнительную амплитудную модуляцию уникальной кодовой последовательностью. Усиленный и модулированный радиочастотный сигнал вновь пропускают через управляемый фазовращатель проходного типа, на управляющий вход которого подают низкочастотный сигнал управления, и излучают далее через антенны транспондера. Двойной проход через фазовращатель приводит к сдвигу частоты радиочастотного сигнала. Антенной устройства считывания трансформированные по частоте и модулированные по амплитуде радиочастотные колебания вторично принимают и смешивают с исходными радиочастотными колебаниями, в результате чего на выходе смесителя получают одновременно несколько сигналов от транспондеров, при этом выделяют эти комбинационные низкочастотные составляющие разности исходных и трансформированных по частоте радиочастотных колебаний. Выделенные в каждом канале устройства считывания низкие частоты равны частотам сдвига, вносимым каждым из транспондеров, находящимся в зоне действия системы радиочастотной идентификации. Каждый из этих низкочастотных сигналов демодулируют и получают одновременно на выходе амплитудных детекторов несколько уникальных кодовых последовательностей, осуществляя тем самым идентификацию нескольких объектов одновременно.

Способ увеличения дальности действия и увеличения точности измерения расстояния системы радиочастотной идентификации и позиционирования может быть использован, например, при идентификации управлении движением подвижных объектов. Новым в способе измерения дальности является использование в измерительной станции двух антенн круговой поляризации, работающих одна на излучение, другая на прием. При этом циркулятор, разделяющий излучаемые и принимаемые сигналы, из состава измерительной станции исключается. Пространственное разнесение антенн измерительной станции позволяет повысить развязку между каналами приема и передачи, что позволяет излучать сигналы повышенной мощности и дополнительно усиливать принимаемые сигналы. Дальность действия системы при этом повышается. Направление вращения плоскости поляризации приемной антенны измерительной станции выбирается противоположным направлению вращения плоскости поляризации волны, отраженной от поперечной площади рассеивания объекта, на котором установлен транспондер, что обеспечивает подавление этого мешающего сигнала и повышения таким образом точности определения расстояния. Кроме того, использование в транспондере антенны линейной поляризации позволяет ликвидировать замирания сигнала, возникающие при движении объекта и изменении таким образом взаимной ориентации антенн транспондера и измерительной станции.

Изобретение относится к области техники электрических измерений и может быть использовано при изучении распространения микроволн на открытых атмосферных трассах. В основу изобретения поставлена задача увеличения точности измерения флуктуации набега фаз и углов прихода микроволн, при исследовании их распространения от одной точки измерительной трассы к другой. Сравнение предлагаемого устройства с уже известными устройствами и прототипом показывает, что заявляемое устройство выявляет новые технические свойства, которые заключаются в достижении фазовой синхронизации опорных генераторов на обоих концах измерительной трассы и повышении помехозащищённости опорного сигнала, что позволяет повысить точность измерений набега фазы микроволн; также в усилении исследуемого микроволнового сигнала в ретрансляторе, что позволяет увеличить длину атмосферной измерительной трассы, тем самым повысить точность измерения углов прихода микроволн, а также в достижении оптимизации частотных свойств радиоканала, за счёт выбора отличающихся частот F1 и F2 опорного и синхронизирующего сигналов. Независимость частот F1 и F2 даёт разработчику свободу при выборе частоты опорного сигнала. Устройство измерения состоит из двух симметричных измерительных каналов и одного опорного канала. В опорном канале ретранслятора, переизлучающего микроволновый измерительный сигнал, создана специальная цепь обратной связи, которая автоматически отслеживает и подстраивает начальную фазу сигнала управления микроволновым фазовращателем. Дополнительное преимущество данного измерителя заключается в том, что ретранслятор усиливает переизлучаемый измерительный сигнал, что позволяет увеличить длину измерительной трассы. Следовательно, увеличивая длину измерительной трассы и базу интерферометра повышают точность измерения флуктуаций набега фазы и углов прихода микроволн за счёт снижения относительных погрешностей измерения разностей фаз исследуемых микроволновых сигналов.

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации. Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат объекта навигации и расширение области пространства, в пределах которой возможно однозначное определение координат объекта навигации без снижения точности. Способ основан на одновременном излучении объектом навигации в течение интервала времени, достаточного для фазовых измерений, двух высокочастотных гармонических сигналов с отличающимися на заданную величину частотами, их приеме в нескольких опорных радионавигационных точках с известными координатами и формировании из них сигналов разностной частоты, передаче указанных сигналов разностной частоты в центральный пункт обработки, измерении в нем разностей фаз сигналов разностной частоты, полученных из разных опорных радионавигационных точек, при этом из каждого сигнала разностной частоты в центральном пункте обработки дополнительно формируют сигнал масштабной частоты, величина которой в n раз больше разностной частоты, измеряют разности фаз сигналов масштабной частоты, сформированных для разных пар опорных точек, а результаты измерений разностей фаз сигналов на разностной и масштабной частотах пересчитывают с учетом взаимного расположения опорных радионавигационных точек и центрального пункта обработки в координаты объекта навигации. 2 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к системам безопасности мостов. Технический результат - обеспечение защиты моста со стороны акватории и контроль ситуации на мостах большой протяженности. Устройство обеспечения безопасности моста, соединяющего два берега акватории с мостовыми подходами с двух сторон, огороженными заборами П-образной формы, содержит рабочее место оператора, состоящее из системного блока, монитора, клавиатуры и манипулятора типа «Мышь», а также модуль охранной сигнализации с пультом охранным, выход которого соединен с системным блоком, а входы соединены с датчиками контроля безопасности, а также модуль управления радиолокатором, содержащим по меньшей мере два радиолокатора, соединенных через контроллер радиолокатора с системным блоком и установленных на мостовых подходах, также содержит модуль гидролокации, содержащий контроллер гидролокации, соединенный с гидролокаторами, выполненными в выносной (подводной) части, состоящей из активных приемно-излучающих модулей, объединенных в секции длиной от 100 до 1000 м каждая и связанных магистральным кабелем с источниками энергоснабжения, обеспечивающей излучение и прием зондирующего сигнала, обработку сигнальной информации, передачу информации на стационарный надводный пункт наблюдения. 11 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к устройствам ближней радиолокации и предназначено главным образом для обнаружения низколетящей сосредоточенной цели или плавательных средств на фоне сигналов, отраженных от распределенной морской поверхности и образованных облучением этой поверхности радиосигналом радиолокатора. Достигаемый технический результат - повышение чувствительности радиолокатора при измерении малых значений доплеровской частоты и определение ее знака. Указанный результат достигается за счет того, что двухволновый адаптивный радиолокатор содержит две приемопередающих антенны, два приемопередающих устройства, два передатчика, два дуплексера, два приемника, два усилителя доплеровских частот, шесть перемножителей, фильтр нижних частот, два переключателя, исполнительный каскад, генератор пилообразного напряжения, компаратор, накопитель, варикап, три узкополосных фильтра, фазовращатель на 90°. Перечисленные средства определенным образом соединены между собой. 1 ил.

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации. Достигаемый технический результат - повышение помехозащищенности системы и расширение области пространства, в пределах которой возможно однозначное определение координат объекта навигации без снижения точности. Указанный результат достигается за счет того, что локальная фазовая разностно-дальномерная радионавигационная система содержит два расположенных на объекте навигации передатчика высокочастотных гармонических сигналов с общей передающей антенной, три приемника сигналов с приемными антеннами, установленных в опорных радионавигационных точках с известными координатами, три канала проводной связи опорных радионавигационных точек с центральным пунктом обработки (ЦПО) и установленное в ЦПО измерительно-вычислительное устройство, содержащее три усилителя-ограничителя, три делителя частоты, шесть фазовых детекторов, шесть аналого-цифровых преобразователей и вычислитель координат объекта навигации. 4 ил.

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации. Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат объекта навигации. Указанный результат достигается за счет того, сто способ основан на излучении объектом навигации высокочастотного гармонического сигнала, приеме его в нескольких опорных радионавигационных точках с известными координатами, при этом с объекта навигации в течение заданного интервала времени дополнительно излучают второй высокочастотный гармонический сигнал, частота которого отличается от частоты первого высокочастотного гармонического сигнала на заданную величину, в каждой из опорных радионавигационных точек принимают этот сигнал наряду с первым, формируют из принятых сигналов сигналы разностной частоты, передают сформированные сигналы в центральный пункт обработки, где измеряют разности фаз сигналов разностной частоты, полученных из разных опорных точек, а результаты этих измерений фиксируют, все описанные действия начиная с излучения второго высокочастотного гармонического сигнала повторяют, изменив частоту второго гармонического высокочастотного сигнала таким образом, чтобы новая разностная частота увеличилась примерно на порядок, интервал же времени, в течение которого частота второго гармонического сигнала остается постоянной, выбирают достаточным для измерения разности фаз сигналов разностных частот, полученных из опорных радионавигационных точек, по окончании измерений все зафиксированные величины разностей фаз пересчитывают в координаты объекта навигации с учетом взаимного расположения центрального пункта обработки и опорных радионавигационных точек. 2 ил.

Изобретение относится к области радиосвязи. Техническим результатом является повышение надежности классификации движущихся транспортных средств, а также обеспечение возможности одновременно классифицировать несколько транспортных средств. В заявленном способе классификации транспортных средств (3) радиолокационный прибор (1) с угловым разрешением вырабатывает измерительные сигналы (4) с частотами, соответствующими доплеровскому сдвигу (fD), обусловленному измеряемыми транспортными средствами (3), из которых могут быть выведены радиальные дальности (RE), целевые углы (γ) и радиальные скорости. Частоты зарегистрированных измерительных сигналов (4) сохраняются как функции по времени (t) измерений, и из них формируется спектрограмма для каждого транспортного средства (3). Затем спектрограммы проверяются на области (ВВ) оценки с максимальной шириной полосы частоты. Эти области (ВВ) оценки сравниваются с областями оценки сохраненных спектрограмм для различных классов транспортных средств и соотносятся с наиболее сходными, благодаря чему классифицируются измеряемые транспортные средства (3). 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для повышения вероятности обнаружения целей. Достигаемый технический результат - снижение уровня боковых лепестков корреляционной функции для любых зондирующих сигналов при априорно неизвестных характеристиках приемо-передающего тракта. Указанный результат достигается за счет того, что радиолокационная станция содержит два постоянных запоминающих устройства, три коммутатора, синтезатор сигнала, два смесителя, усилитель мощности, направленный ответвитель, циркулятор, антенну, задающий генератор, квадратурный демодулятор, два аналого-цифровых преобразователя, мультиплексор, модуль обработки сигналов, делитель, фазовращатель, накопитель, адаптивный фильтр, перепрограммируемое запоминающее устройство, цифровую вычислительная машину, при этом перечисленные средства определенным образом соединены между собой. Указанный технический результат достигается за счет внесения предыскажений в излучаемый зондирующий сигнал посредством пропуска излучаемого сигнала через адаптивный фильтр, амплитудная и фазовая характеристики которого подбираются в специальном режиме работы радиолокационной станции. 2 ил.
Наверх