Способ обучения управлению машиной

Изобретение относится к способу обучения управления машиной. Для обучения управления машиной создают эталонную запись движений, с помощью системы управления по эталонной записи движений перемещают органы управления машиной совместно с той частью тела обучающегося, которая участвует в управлении, обеспечивая повторение движений, информируют обучаемого об ошибках в управлении определенным образом или подсказывают дальнейшие действия, редактируют эталонную запись для устранения неточностей, записывают действию обучаемого в систему управления для дальнейшего анализа. Обеспечивается исключение обучающего оператора из процесса обучения. 7 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к способам обучения управлению автомобилями, самолетами, вертолетами, строительными, технологическими, лесными, военными и другими машинами.

Известна заявка на изобретение «СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ» (№ 96120010, МПК 6 A61H 3/00, опубл. 10.05.1998). Способ применяется в медицине и основан на принуждении обучающего к многократному повторению обучаемым больным заданных циклов движений по меньшей мере одной частью тела, обучаемого механически принуждают повторять по меньшей мере одной частью тела циклы естественных движений здорового человека, передаваемых через механическую связь от той же части тела обучающего здорового человека.

Недостатками данного способа обучения является то, что в процессе обучения непосредственно задействован сам обучающий/оператор, который занят на протяжении всего времени обучения.

Предлагаемое изобретение позволяет исключить обучающего оператора из самого процесса обучения, используя эталонные записи движений и привода, управляемые электромеханической системой управления.

Это достигается тем, что в способе обучения управлению машиной, включающем повторение движений обучающимся, по меньшей мере, одной частью его тела, особенностью является то, что при выполнении движений обучающимся перемещают органы управления машиной совместно с той частью тела обучающегося, которая участвует в управлении, например перемещают педаль с поставленной на нее ногой обучающегося, с помощью системы управления, а органы управления перемещают системой управления по эталонной записи движений, которая получена путем математического расчета и/или моделирования оптимальных движений или записана при выполнении тех же движений высококвалифицированным оператором, при этом для устранения неточностей редактируют эталонную запись, например устраняют мелкие неточности движений высококвалифицированного оператора. При повторении движений усилие на органах управления постепенно уменьшают или выключают на некоторых движениях, например, после нескольких повторений. Для этого при выполнении движений обучающимся его действия записывают в систему управления для дальнейшего анализа, например, по величине, направлению и времени отклонения действий обучающегося от эталонной записи и при выполнении движений осуществляют подсветку необходимого для выполнения упражнения органа управления. При необходимости обучающегося информируют звуковыми, речевыми и световыми сигналами об ошибках в управлении или подсказывают дальнейшие действия, при этом неправильно перемещаемый орган управления вибрирует или стучит, а при больших ошибках в управлении бьет током обучающегося.

Способ осуществляется следующим образом.

Обучающегося усаживают на обучающий тренажер или непосредственно в машину, оснащенную дополнительными приводами органов управления и системой управления этими приводами. Перед обучающимся ставится задача, которую надо выполнить. Обучающийся ставит ноги на педали управления, берется руками за руль/штурвал/рычаги и пр., и запускается эталонная запись перемещений органов управления для решения поставленной задачи. На первом цикле движений обучающийся скорее всего просто держится за рычаги и ощущает ногами движение педалей, наблюдая за управляемой машиной и внешней средой. Привода настолько жестко перемещают органы управления, что обучаемый не в состоянии что-либо изменить. На последующих циклах управления жесткость органов управления уменьшается, появляется определенная свобода действий обучающимся, а при выполнении некоторых движений привода отключаются совсем, давая заданную свободу движений обучающемуся.

Такой способ позволяет существенно ускорить получение необходимых навыков, снять напряжение у обучающегося, особенно на первых часах/днях обучения, и изначально привить правильные навыки.

Эталонная запись движений органов управления может быть получена путем математического расчета или моделирования оптимальных движений или записана при выполнении того же упражнения высококвалифицированным оператором.

Если требуется нажатие кнопок, переключение тумблеров, они также нажимаются/переключаются по эталонной записи и/или подсвечиваются при выполнении движений обучающимся, перемещают органы управления машиной совместно с той частью тела обучающегося, которая участвует в управлении, например перемещают педаль с поставленной на нее ногой обучающегося, с помощью привода и системы управления.

Когда обучающийся начинает правильно выполнять движения, ему дается полная свобода управления, соответствующая обычной машине. Но действия оператора продолжают записывать в систему управления для дальнейшего анализа отклонения действий от эталонной записи или действий высококвалифицированного оператора.

Эталонная запись не обязательно точная копия всех действий высококвалифицированного оператора, в учебных целях запись может редактироваться, в частности «собираться» из нескольких наиболее удачных фрагментов.

Для повышения эффективности обучения обучающийся информируется звуковыми, речевыми и световыми сигналами об ошибках в управлении.

Для повышения эффективности информирования в дополнение к звуковому и другим сигналам неправильно перемещаемый орган управления вибрирует, а при больших ошибках в управлении бьет током обучающегося.

1. Способ обучения управлению машиной, включающий повторение движений обучающимся, по меньшей мере, одной частью его тела, отличающийся тем, что при выполнении движений обучающимся перемещают органы управления машиной совместно с той частью тела обучающегося, которая участвует в управлении, например перемещают педаль с поставленной на нее ногой обучающегося, с помощью системы управления.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что органы управления перемещают системой управления по эталонной записи движений, которая получена путем математического расчета и/или моделирования оптимальных движений или записана при выполнении тех же движений высококвалифицированным оператором.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что для устранения неточностей редактируют эталонную запись, например устраняют мелкие неточности движений высококвалифицированного оператора.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при повторении движений, усилие на органах управления постепенно уменьшают или выключают на некоторых движениях, например, после нескольких повторений.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что при выполнении движений обучающимся его действия записывают в систему управления для дальнейшего анализа, например, по величине, направлению и времени отклонения действий обучающегося от эталонной записи.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что при выполнении движений осуществляют подсветку необходимого для выполнения упражнения органа управления.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что обучающегося информируют звуковыми, речевыми и световыми сигналами об ошибках в управлении или подсказывают дальнейшие действия.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что неправильно перемещаемый орган управления вибрирует или стучит, а при больших ошибках в управлении бьет током обучающегося.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам. Узел движения, который производит движения тангажа и крена, включает в себя нижнюю и верхнюю плиты.

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения.

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации.

Изобретение относится к области обучения и развлечений. .

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности к тренажерам с моделируемым обзором из транспортного средства, и может быть использовано как для тренировки персонала различных кораблей, так и для персонала других транспортных средств.

Изобретение относится к устройствам контроля работоспособности телевизионных следящих авиационных прицельных систем, а также для использования в качестве тренажера летного состава.

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и тренировки пилотов воздушных судов в различных условиях полета. .

Изобретение относится к области исследования физических свойств материалов. .

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством.

Тренажёр для технического обучения работников железнодорожного транспорта содержит оборудование рабочего места инструктора и оборудование рабочих мест обучаемых. Оборудование рабочего места инструктора выполнено в виде единого каркасного модуля с установленными в нём тремя жидкокристаллическими мониторами, системой акустического оповещения и органами управления для осуществления ввода соответствующих команд управления, программным модулем управления. Программный модуль управления содержит в своём составе блок обработки информации, программный модуль инструктора и программный модуль для управления рабочими местами обучаемых. Программный модуль управления выполнен с возможностью двусторонней связи с сервером поездного тренажёра для осуществления управления моделируемым сценарием, а также с возможностью двусторонней связи и управления рабочими местами обучаемых, которые содержат в своем составе программные модули. Каждому рабочему месту присвоен уникальный идентификационный номер, который программным модулем каждого активного рабочего места при запуске сценариев обучения передается на программный модуль для управления рабочими местами обучаемых для идентификации подключаемых рабочих мест обучаемых и корректного разделения потока данных между ними. Передача данных и связь между программными модулями рабочих мест обучаемых, программным модулем рабочего места инструктора и сервером поездного тренажёра осуществлена с использованием UDP протокола. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в расширении функциональных возможностей тренажёра. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх