Способ оценки социального поведения ребенка раннего возраста



Способ оценки социального поведения ребенка раннего возраста
Способ оценки социального поведения ребенка раннего возраста
Способ оценки социального поведения ребенка раннего возраста
Способ оценки социального поведения ребенка раннего возраста
Способ оценки социального поведения ребенка раннего возраста

 


Владельцы патента RU 2594559:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр здоровья детей" (ФГБНУ НЦЗД) (RU)
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики" Российской академии образования (ФГБНУ ИКП РАО) (RU)

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики. Специалист путем целенаправленного воздействия внешних стимулов и обучения вызывает у ребенка определенную форму социального поведения в одной из шести психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, обонятельной, зрительного восприятия, слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи. В каждой из сфер вначале создают условия для возникновения подражания, при отсутствии результата создают условия для появления копирования, затем для появления сенсомоторной имитации, затем для появления непроизвольного поведения. Психологические сферы, стимулы и содержание обучения, социальное поведение, его качественная характеристика в виде описания, а также балльная оценка фиксируются в таблице. Результат обследования рассчитывают с помощью математических формул. На основании полученного результата делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично и может быть в будущем самостоятельно сформировано во всех психологических сферах, либо делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуются специальные условиях обучения, или делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и для овладения более совершенным социальным поведением ребенку необходима систематическая комплексная реабилитация. Способ позволяет разработать критерии оценки социального поведения ребенка с целью прогнозирования возможностей его совершенствования в будущем за счет наблюдения за социальным поведением ребенка в различных психологических сферах. 1 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы, расстройствами психики и нарушением деятельности анализаторов.

Основным ориентиром при оценке социального поведения конкретного ребенка является онтогенетическая последовательность его формирования в норме.

Социальное поведение или взаимодействие ребенка с внешним миром формируется поэтапно. Так, в первые три месяца жизни ребенок отвечает безусловно-рефлекторными реакциями на воздействие внешних стимулов, а его поведение можно охарактеризовать как непроизвольное. К концу первого полугодия жизни у него появляется социальное поведение в виде сенсомоторной имитации. Сенсомоторная имитация - это способность ребенка отвечать на воздействие внешних стимулов сосредоточением, определенной последовательностью двигательных актов и голосовой активностью. К концу второго полугодия жизни у здорового ребенка формируется такое социальное поведение как копирование действий взрослого. Копирование - воспроизводство, воссоздание специфических социальных движений взрослого, представляющие собой паралингвистический жест и входящие в состав социального действия с определенным предметом, позволяющие использовать предмет согласно его функциональному назначению. Вначале второго года жизни ребенок начинает подражать действиям взрослого, т.е. осваивает более совершенное социальное поведение. Подражание операционно-технической стороне действий - воссоздание цепочки из нескольких связанных между собой предметных действий, отражающих в определенной степени последовательность событий. Данное социальное поведение остается ведущим на протяжении всего раннего детства, уступая свое лидирующее значение в начале дошкольного возраста социальному поведению в виде речевого общения.

Известно, что при нарушении работы центральной нервной системы, ограничении функциональных возможностей анализаторов становление у ребенка более совершенных форм социального поведения задерживается. Способ оценки социального поведения ребенка на текущем возрастном этапе станет основой для разработки содержания программы обучения с целью формирования у него более совершенных форм социального поведения и позволит наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей.

Известен способ воспитания социального поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях межличностного общения (Болтырова Т.М. Воспитание социального поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях межличностного общения: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т.М. Болтырова. - Ростов на Дону, 2010).

Однако он описывает условия, содержание и методы воспитания социального поведения дошкольников в ситуациях межличностного общения, не давая оценку социальному поведению ребенка и не описывая степень его сложности.

Известен способ оценки ключевых установок социального поведения ребенка по результатам исследований социальных установок, регулирующих социальное поведение детей на разных этапах онтогененза. Установлено, что степень включенности в информационную среду является одним из значимых факторов, определяющих специфику социального поведения современного ребенка. Раскрыты содержательные и структурные трансформации отдельных компонентов установок, опосредующих социальное поведение по мере взросления. Однако он предназначен для исследования младших дошкольников не имеющих выраженных нарушений в развитии и состоянии здоровья. Его задачей является выявление психической активности, мотивов и потребностей школьников, а также факторов, оказывающих негативное влияние на становление социального поведения у детей (Кошелева А.Н., Хороших В.В. «Ключевые установки социального поведения современного ребенка на различных этапах онтогенеза // Психология, социология и педагогика. 2014. №10 [Электронный ресурс]. URL: http://psyshology.snauka.ru/2014/10/3781 (дата обращения: 13.11.2014).

Известен способ диагностики психического развития детей от рождения до 3-х лет (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет». Методическое пособие для практических психологов. АНО «Психологическая электронная библиотека», М., 2007), согласно которому комплекс методик включает: диагностику формы общения ребенка со взрослым и диагностику развития предметной (или предметно-манипулятивной) деятельности, в которой выявляются характеристика действий ребенка, уровень его познавательной активности и включенность в общение со взрослым. По результатам диагностики составляют протокол регистрации показателей общения. На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка. Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии общения, речи, ПД, игровой деятельности, в случае необходимости - направление к соответствующим специалистам. Организация процедуры обследования, сферы изучения и анализ полученных результатов не предназначены для выявления и оценки социального поведения ребенка на каждом этапе его роста и развития.

Известен способ оценки уровня мотивационно-личностной сферы детей раннего возраста, автор Афонина Н.В., который создан для детей старше 1 года жизни и ориентирует исследователя на оценку степени интереса, мотивации и характера взаимодействия ребенка со взрослым в обычной ситуации общения, для чего снабжен балльной оценкой: 1 балл - не проявляет интереса, инициативы, мотивации; 2 балла - проявляет интерес, инициативу, мотивацию в ответ на инициативу взрослого; 3 балла - самостоятельно проявляет интерес, инициативу, мотивацию (Афонина Н.В. Выявление уровня развития мотивационно-личностной сферы детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, dovosp.ru). Он не предназначен для изучения степени сложности и оценки социального поведения ребенка на разных этапах роста и развития.

Известен способ психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста, автор Стребелева Е.А., который позволяет выявить особенности познавательной деятельность детей 2-3 лет, при этом критериями оценки являются принятие задания, способ выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, оценка результата своей деятельности, где 1 баллом оценивается не возможность выполнения задания, 2 баллами оценивается частичное самостоятельное выполнение задания после обучения, 3 баллами оценивается самостоятельное выполнение задания после обучения, 4 баллами оценивается самостоятельное выполнение задания. Он предназначен для оценки иной сферы - познавательной деятельности детей 2-3 годов жизни (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие // Приложение: "Наглядный материал для обследования детей" Под ред. Стребелевой Е.А. Издательство «Просвещение», 2007).

Способ выбран в качестве прототипа.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа оценки социального поведения ребенка при воздействии внешних стимулов на основные психологические сферы: двигательную, тактильную, обоняние, зрительное восприятие, слуховое восприятие, коммуникация с помощью голоса и речи.

Результатом решения поставленной задачи является разработка критериев оценки социального поведения ребенка с целью прогнозирования возможностей его совершенствования в будущем.

Оценка социального поведения ребенка осуществляется путем анализа степени сложности его психологических ответов в шести психологических сферах на воздействие определенных внешних стимулов, что позволяет специалисту определить методы и содержание специального обучения для освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья более совершенных форм социального поведения и повышения его социальной компетентности.

Сущность способа оценки социального поведения ребенка заключается в последовательном оказании стимулирующего воздействия и обучения социальному поведению различной степени сложности в одной из шести психологических сфер: двигательной, тактильной, обонятельной, зрительного восприятия, слухового восприятия и коммуникации с помощью голоса и речи с целью выявления определенной формы социального поведения в каждой из них на текущем возрастном этапе и их балльной оценки путем сопоставления со шкалой таблицы (таблица 1). Наличие сведений о форме социального поведения ребенка в шести психологических сферах позволяет определить гармоничность ее становления, степень социальной активности ребенка во время контакта со средой, определить направления коррекционно-педагогической помощи для совершенствования формы социального поведения в других психологических сферах и гармонизации психического развития детей, реализации способности детского организма к компенсации и регенерации.

Оценку социального поведения детей осуществляли при динамическом наблюдении 1300 детей раннего возраста с проблемами здоровья различной этиологии и степени тяжести. Анализ результатов наблюдения за динамикой социального развития этих детей в течение трех лет, эффективности применения данной технологии показали ее надежность, что позволяет считать предложенное содержание достаточно валидным в отношении возможности оценки и прогнозирования особенностей становления социального поведения ребенка в будущем, а полученную выборку репрезентативной.

Способ осуществляют следующим образом.

При прохождении детьми от шести месяцев до 3-х лет профилактических осмотров у врача-педиатра, невролога, педагога-дефектолога или специального психолога специалист путем целенаправленного воздействия внешних стимулов и обучения методом рука в руку вызывает у него определенную форму социального поведения в одной из шести психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, затем обонятельной, затем зрительного восприятия, затем слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи.

В каждой из указанных психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, затем обонятельной, затем зрительного восприятия, затем слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи.

В каждой из указанных психологических сфер вначале создают условия для возникновения подражания, т.е. воссоздания цепочки из нескольких связанных между собой предметных действий, отражающих в определенной степени последовательность событий, при отсутствии результата создают условия для появления копирования, т.е. воспроизведения специфических социальных движений взрослого, представляющих собой паралингвистический жест, входящий в состав социального действия с определенным предметом, позволяющий использовать предмет согласно его функциональному назначению, при отсутствии результата создают условия для появления сенсомоторной имитации, т.е. способности ребенка отвечать на воздействие внешних стимулов сосредоточением, определенной последовательностью двигательных актов и голосовой активностью, при отсутствии результата создают условия для появления непроизвольного поведения в форме безусловно-рефлекторных реакций на воздействие внешних стимулов.

Фактические результаты и их балльная оценка позволяют установить существующее у ребенка социальное поведение на текущем возрастном этапе.

В начале обследования специалист выявляет социальное поведение ребенка в двигательной сфере. Сначала он создает условия для выявления у ребенка наличия подражания. Для этого он выполняет руками ребенка определенные действия с предметом: складывает шарики в емкость, или строит башню из кубиков, или вставляет детали в пазы и предоставляет ребенку возможность выполнить эти действия самостоятельно, наблюдая за его поведением. Самостоятельное выполнение ребенком схемы социальных действий оценивается 4 баллами. В случае, если ребенок не может самостоятельно правильно воссоздать схему социальных действий, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления копирования. Для этого он выполняет руками ребенка простые действия с предметом в виде нажатия на кнопку, или прокручивания детали, или соединения и разъединения двух частей предмета. Затем взрослый предоставляет ребенку возможность выполнить действие самостоятельно и наблюдает за его поведением. Самостоятельное выполнение ребенком социального действия оценивается 3 баллами. Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить предложенное социальное действие, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления сенсомоторной имитации. Для этого он выполняет руками ребенка простой двигательный акт в виде похлопывания или потряхивания. После чего взрослый предоставляет ребенку возможность выполнить простой двигательный акт самостоятельно и наблюдает за его поведением. Самостоятельное выполнение ребенком простого двигательного акта оценивается 2 баллами.

Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить простой двигательный акт, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления непроизвольного поведения. Для этого взрослый меняет положения тела ребенка в пространстве, поворачивает его на бок, живот, придает позу сидя или лежа, наблюдает за его поведением. Непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при смене положения тела в пространстве оценивают 1 баллом. Если при изменении положения тела в пространстве мимика и двигательная активность не меняются, то поведение оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты ребенку дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк, где обозначение А - оценка социального поведения в двигательной сфере в баллах.

Затем выявляют социальное поведение ребенка в тактильной сфере.

Вначале создают условия для выявления у ребенка подражания. Для этого взрослый выполняет руками ребенка ориентировочно-исследовательские движения и осуществляет ориентировку в сенсорных признаках предмета. После чего взрослый предоставляет ребенку возможность выполнить показанную схему действий самостоятельно и наблюдает за его поведением. Самостоятельное выполнение ребенком ориентировочно-исследовательских движений руками оценивается в 4 балла. Если ребенок не может самостоятельно правильно воссоздать схему социальных действий, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления копирования. Для этого он выполняет руками ребенка ощупывающие движения с целью исследования сенсорных свойств предмета. После чего взрослый предоставляет ребенку возможность выполнить ощупывающие движения самостоятельно и наблюдает за его поведением. Самостоятельное выполнение ребенком ощупывающих движений предмета руками оценивается 3 баллами. Если ребенок не может самостоятельно выполнить ощупывающие движения руками, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления сенсомоторной имитации. Для этого он выполняет поглаживающие движения щеткой с мягкой щетиной кисти руки, колена или щеки ребенка поочередно: то слева, то справа и наблюдает за его поведением. Поворот головы в сторону места тактильного контакта, ощупывание места тактильного контакта пальцами рук оценивается 2 баллами. Если ребенок не поворачивает голову в сторону места тактильного контакта, не ощупывает место тактильного контакта пальцами рук самостоятельно, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления непроизвольного поведения. Для этого взрослый совершает поглаживающие движения щеткой с мягкой щетиной вдоль руки или ноги с любой стороны, меняет положения тела ребенка в пространстве, поворачивает его на бок, живот, придает позу сидя или лежа, наблюдает за его поведением. Непроизвольное изменение мимики и двигательной активности в момент прикосновения мягкой щетки и при изменении положения тела в пространстве оценивают 1 баллом. Если при изменении положения тела в пространстве мимика и двигательная активность не меняются, то поведение оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты ребенку дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк, где обозначение В - оценка социального поведения в тактильной сфере в баллах.

Затем выявляют социальное поведение ребенка в сфере обоняния. Вначале создают условия для выявления у ребенка подражания. Для этого специалист предъявляет ребенку знакомые вещества с характерным запахом и выполняет руками ребенка орудийное действие, которое используют для принятия пищи. После чего взрослый предоставляет ребенку возможность выполнить орудийное действие самостоятельно и наблюдает за его поведением. Самостоятельное выполнение ребенком орудийного действия оценивается 4 баллами. Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить орудийное действие, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления копирования. Для этого он предъявляет знакомые вещества с интенсивным запахом, например, мыло, пищу, лекарство и наблюдает за его поведением. Если ребенок направляет лицо в сторону внешнего стимула, демонстрирует социальное поведение в форме копирования и выполняет жест рукой «дай» или поворот головы «нет», при возникновении и исчезновении запаха, то такое поведение оценивается 3 баллами. Если ребенок не демонстрирует социального поведения в форме копирования, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления сенсомоторной имитации. Для этого он повторно предъявляет знакомые вещества с интенсивным запахом, например мыло, пищу, лекарство, и наблюдает за его поведением. Если ребенок демонстрирует социальные эмоции: улыбается, хмурится и др., при воздействии знакомого стимула, осуществляет поисковое поведение при их возникновении и исчезновении внешнего стимула, то такое поведение оценивают 2 баллами. Если ребенок не демонстрирует социальные эмоции при воздействии знакомого стимула и поискового поведения при его возникновении и исчезновении, то это оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления непроизвольного поведения. Для этого взрослый третий раз предъявляет знакомые вещества с интенсивным запахом, например мыло, пищу, лекарство, и наблюдает за его поведением. Непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при возникновении и исчезновении знакомого запаха оценивают 1 баллом. Если мимика и двигательная активность при предъявлении знакомого запаха не меняются, то поведение оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты ребенку дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк, где обозначение С - оценка социального поведения в сфере обоняния в баллах.

Затем выявляют социальное поведение ребенка в сфере зрительного восприятия. Вначале создают условия для выявления у ребенка подражания операционно-технической стороне действий. Для этого взрослый привлекает зрительное внимание ребенка к яркому большому предмету обихода со световым элементом, просит его найти взглядом названный взрослым предмет: «Где окно?», или «Где дверь?», или «Где свет?». После чего взрослый предоставляет ребенку возможность выполнить и наблюдает за его поведением. Если ребенок находит взглядом названный взрослым объект, то такое поведение оценивают 4 баллами. Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить просьбу, не находит названный взрослым предмет, поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления копирования. Для этого он предъявляет яркую большую игрушку и наблюдает за его поведением. Если ребенок направляет лицо в сторону внешнего стимула, совершает исследовательские движения взором по объекту, социальное поведение при возникновении и исчезновении сенсорного стимула, поиск стимула рукой, то такое поведение оценивается 3 баллами. Отсутствие данного поведения оценивают 0 баллов, и взрослый создает условия для выявления сенсомоторной имитации. Для этого он повторно предъявляет яркую большую игрушку со световым элементом и наблюдает за его поведением. Если ребенок направляет лицо в сторону внешнего стимула, фиксирует взгляд на объекте, у него появляется мимика сосредоточения и поисковое поведение при исчезновении стимула, то такое поведение оценивают 2 баллами. Если ребенок не направляет лица в сторону внешнего стимула, не фиксирует взгляд на объекте, у него не появляется мимика сосредоточения и поисковое поведение при исчезновении стимула, то такое поведение оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления непроизвольного поведения. Для этого взрослый третий раз предъявляет яркую большую игрушку со световым элементом и наблюдает за его поведением. Непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при возникновении зрительного стимула, остановку взора оценивают 1 баллом. Если мимика и двигательная активность при предъявлении знакомого запаха не меняются, остановки взора не наблюдается, то поведение оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк, где обозначение D - оценка социального поведения в сфере зрительного восприятия в баллах. Затем выявляют социальное поведение ребенка в сфере слухового восприятия.

Вначале создают условия для выявления у ребенка подражания операционно-технической стороне действий. Для этого специалист привлекает слуховое внимание ребенка к речи взрослого, вместе с ним находит 1-2 хорошо знакомых больших предметов обихода, выполняет 1-2 знакомых действия по слову, после чего просят ребенка выполнить названное действие и найти предмет самостоятельно, наблюдают за его поведением. Если ребенок самостоятельно находит 1-2 названных взрослым, хорошо знакомых больших предметов обихода, а также выполняет 1-2 знакомых действия по слову, то такое поведение оценивают 4 баллами. В случае, если ребенок этого не делает, то поведение оценивают 0 баллов, и взрослый создает условия для выявления копирования. Для этого он обращается к ребенку словом «где?» или «нельзя» и наблюдает за его поведением. Если ребенок демонстрирует социальное поведение при слуховом восприятии 1-2 хорошо знакомых слов, то это оценивается 3 баллами. Если данного социального поведения не наблюдается, то его оценивают 0 баллов и взрослый создает условия для выявления сенсомоторной имитации. Для этого он обращается к ребенку речью ласковой и строгой интонацией с любой стороны, предъявляет звук знакомой игрушки и наблюдает за его поведением. Если у ребенка появляется мимика удовольствия, улыбка и ориентировочное поведение при звучании голоса близких и любимых игрушек, то такое поведение оценивают 2 баллами. Отсутствие указанной реакции оценивают 0 баллов, и взрослый создает условия для выявления непроизвольного поведения. Для этого взрослый предъявляет ребенку колокольчик с громким звуком и наблюдает за его поведением. Непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при возникновении звукового стимула, остановку взора оценивают 1 баллом. Если мимика и двигательная активность при предъявлении стимула не меняется, то поведение оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк, где обозначение Е - оценка социального поведения в сфере слухового восприятия в баллах.

Затем выявляют социальное поведение ребенка в сфере коммуникации с помощью голоса и речи. Вначале создают условия для выявления у ребенка подражания операционно-технической стороне действий. Для этого специалист выполняет руками ребенка определенные социальные действия с предметом, сопровождает деятельность простыми словами. После чего взрослый предоставляет ребенку возможность выполнить 1-2 социальных жеста и схему социальных действий так, как это только что он делал вместе со взрослым. Самостоятельное выполнение 1-2 социальных жеста и схемы социальных действий оценивают 4 баллами. Если ребенок не может самостоятельно выполнить 1-2 социальных жеста и схему социальных действий, поведение оценивают 0 баллов, и взрослый создает условия для выявления копирования. Для этого специалист привлекает внимание ребенка с помощью отдельных легко копируемых слов: баба, мама, тата и т.д. и наблюдает за его поведением. Если ребенок копирует слоги и речь взрослого, то такое поведение оценивается 3 баллами. Отсутствие данного социального поведения оценивается 0 баллов, и взрослый создает условия для выявления сенсомоторной имитации. Для этого специалист обращается к ребенку с помощью отдельных легко имитируемых звуков: а, и, у, ы и наблюдает за его поведением. Если ребенок имитирует отдельные звуки речи взрослого, то такое поведение оценивают 2 баллами. Если ребенок не произносит отдельные звуки речи взрослого, поведение оценивают 0 баллов и специалист создает условия для выявления непроизвольного поведения. Для этого взрослый дожидается момента, когда ребенок заплачет, берет его на руки и наблюдает за поведением, можно также взять ребенка на руки при наступлении времени кормления и возникновении у него чувства голода. Если у ребенка при взятии на руки отмечается непроизвольное изменение мимики и двигательной активности, возникают непроизвольные голосовые вокализации при возникновении чувства комфорта, то такое поведение оценивают 1 баллом. Если мимика, двигательная и голосовая активность при взятии на руки не меняются, то поведение оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк, где обозначение Е - оценка социального поведения сфере коммуникации с помощью голоса и речи в баллах.

Результат обследования записывают в виде ряда V=А, В, С, D, Е, F, где в баллах оценивают степень сложности социального поведения: А - в двигательной сфере, В - в тактильной сферы, С - в сфере обоняния, D - в сфере зрительного восприятия, Е - в сфере слухового восприятия, F - в сфере коммуникации. Определяют числовой показатель социального поведения ребенка на текущем возрастном этапе - V2, для чего шесть чисел ряда V, зафиксированных по результатам оценки социального поведения в каждой из шести психологических сфер, выстраивают по убыванию и получают ряд Vy и находят число второй позиции этого упорядоченного ряда V2. Затем для ряда V определяют ΔV, отражающее неравномерность развития существующего у ребенка социального поведения в различных психологических сферах, для чего вычисляют разницу между V2 и минимальным значением ряда Vmin, которую обозначают ΔV и записывают в виде формулы ΔV=V2-Vmin.

Пример расчета: V=3,4,3,3,1,1; Vy=4,3,3,3,1,1; V2=3; Vmin=1; AV=V2-Vmin=3-1=2.

Если показатель ΔV=1, делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично и может быть в будущем самостоятельно сформировано во всех психологических сферах. Если ΔV=2, делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуется обучение. Если ΔV=3, делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и для овладения более совершенным социальным поведением ребенку необходима систематическая комплексная реабилитация.

Оценка социального поведения ребенка на текущем возрастном этапе и гармоничности его становления является ориентиром для его формирования в других психологических сферах при условии функционирования и отсутствия тотального поражения анализатора, а также позволят специалисту определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы с ребенком на данном возрастном этапе. Аномальное становление социального поведения свидетельствует о том, что у ребенка имеет место тотальное нарушение работы одного из анализаторов, что требует проведения комплексного обследования и реабилитации. Овладение определенной формой социального поведения в сохранных, в той или иной степени, психологических сферах будет способствовать активизации и формирования механизмов компенсации и регенерации, гармонизации психического развития ребенка.

Клинические примеры.

Пример 1. Ангелина Р., 2014 года рождения. Клинический диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза, рахит 1-2 ст., мышечная дистония, гипертензионный синдром. Ребенок от первой беременности, роды на 39 неделе, вес при рождении 3360 г.р., Апгар - 8/9 баллов, кесарево сечение. Инструментальные методы обследования особенностей в работе органов и систем не выявили. Возраст на момент обследования 7 месяцев 15 дней жизни. Результаты обследования: оценка социального поведения в двигательной сфере - 1 балла, т.к. ребенок продемонстрировал непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при воздействии внешнего стимула; оценка социального поведения в тактильной сфере - 2 балла, т.к. наблюдались поворот головы в сторону места тактильного контакта, ощупывание места тактильного контакта пальцами рук; оценка социального поведения в сфере обоняния - 2 балла, т.к. возникали социальные эмоции при воздействии 1-2 знакомых стимулов, поисковое поведение при их возникновении и исчезновении; оценка социального поведения в сфере зрительного восприятия - 2 балла, т.к. зафиксировано направление лица ребенка в строну внешнего стимула, фиксация взгляда на объекте, мимика сосредоточения, поисковое поведение при исчезновении; оценка социального поведения в сфере слухового восприятия - 2 балла, т.к. при воздействии внешних стимулов у ребенка появлялись мимика удовольствия, улыбка и ориентировочное поведение при звучании голоса близких и любимых игрушек; оценка социального поведения в сфере коммуникации с помощью голоса и речи - 1 балл, т.к. имели место непроизвольные голосовые вокализации при возникновении чувства комфорта и дискомфорта. V=1,2,2,2,2,1, при этом Vmin=1. Выстраиваем баллы по убыванию и получаем ряд Vy и находим V2, для чего выбираем число со второй позиции этого, упорядоченного по величине ряда:

Vy=2,2,2,2,1,1; V2=2. Балльное значение V2 свидетельствует о том, что у ребенка на текущем возрастном этапе имеет место социальное поведение в форме сенсомоторной имитации. Затем для ряда V вычисляют ΔV, отражающее неравномерность развития существующей у ребенка социального поведения в различных психологических сферах: ΔV=V2-Vmin=2-1=1. Показатель ΔV, равный 1, свидетельствует о гармоничном формировании социального поведения в форме сенсомоторной имитации в шести психологических сферах.

Заключение: у ребенка в возрасте 7 месяцев 15 дней жизни социальное поведение в форме сенсомоторной имитации гармонично сформировано, что является свидетельством возможности самостоятельного овладения им в других психологических сферах.

Пример 2. Дмитрий С., 2013 года рождения. Диагноз при рождении: тяжелое поражение ЦНС травматического генеза, реактивный менингит, болезнь гиалиновых мембран, пневмония, нутрижелудочковые кровоизлияния, синдром внутричерепной гипертензии, левосторонний гемисиндром, анемия новорожденных, атрофия зрительных нервов. Возраст на момент обследования 19 месяцев. Результаты обследования: оценка социального поведения в двигательной сфере - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал самостоятельное выполнение простого двигательного акта и изменение мимики при воздействии внешнего стимула; оценка социального поведения в тактильной сфере - 1 балла, т.к. отмечалось непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при воздействии внешнего стимула; оценка социального поведения в сфере обоняния - 3 балла, т.к. ребенок направляет лицо в строну внешнего стимула, отмечается социальное поведение при его возникновении и исчезновении; оценка социального поведения в сфере зрительного восприятия - 0 балла, т.к. не удалось вызвать непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при воздействии внешнего зрительного стимула, остановки взора; оценка социального поведения в сфере слухового восприятия - 1 балла, т.к. отмечалось непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при воздействии внешнего стимула; оценка социального поведения в сфере коммуникации с помощью голоса и речи - 1 балл, т.к. имели место непроизвольные голосовые вокализации при возникновении чувства комфорта и дискомфорта.

V=1,2,3,0,1,1, при этом Vmin=0. Выстраиваем баллы по убыванию и находим Vy, для чего выбираем число со второй позиции этого, упорядоченного по величине ряда: Vy=3,2,1,1,1,0; V2=2. Балльное значение V2 свидетельствует о том, что у ребенка на текущем возрастном этапе имеет место социальное поведение в форме сенсомоторной имитации. Затем для ряда V вычисляют ΔV, отражающее неравномерность развития существующего у ребенка социального поведения в различных психологических сферах.

ΔV=V2-Vmin=2-0=2. Показатель ΔV, равный 2, свидетельствует о дисгармоничном формировании социального поведения.

Заключение: у ребенка в возрасте 19 месяцев социальное поведение в форме сенсомоторной имитации сформировано дисгармонично, что свидетельствует о необходимости обучения для овладения в будущем данным социальным поведением в других психологических сферах.

Пример 3. Варвара З., 2014 года рождения. Диагноз: последствия церебральной ишемии гипоксически-геморрагического генеза. Псевдобульбарный синдром. Синдро-мальная форма артрогрипоза. Частичная атрофия ДЗН. Нарушение слуховой афферентации на стволовом уровне с двух сторон - сенсоневральная тугоухость 2 ст. Возраст на момент обследования 25 месяцев. Результаты обследования: оценка социального поведения в двигательной сфере - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при воздействии внешнего стимула; оценка социального поведения в тактильной сфере - 1 балл, т.к. отмечалось непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при воздействии внешнего стимула; оценка социального поведения в сфере обоняния - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал социальное поведение в виде социального жеста «дай» и поворота головы «нет», т.е. копирования действий взрослого; оценка социального поведения в сфере зрительного восприятия - 3 балла, т.к. наблюдалось направление лица ребенка в сторону внешнего стимула и исследовательские движения взором по объекту; оценка социального поведения в сфере слухового восприятия - 1 балл, т.к. наблюдалось непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при воздействии внешнего звукового стимула; оценка социального поведения в сфере коммуникации с помощью голоса и речи - 0 баллов, т.к. не были выявлены непроизвольные голосовые вокализации при возникновении чувства комфорта и дискомфорта. V=1,1,3,3,1,0, при этом Vmin=0. Выстраиваем баллы по убыванию и находим V2, для чего выбираем число со второй позиции этого, упорядоченного по величине ряда: Vy=3,3,1,1,1,0. V2=3. Балльное значение V2 свидетельствует о том, что у ребенка на текущем возрастном этапе имеет место социальное поведение в форме копирования. Затем для ряда V вычисляют ΔV, отражающее неравномерность развития существующей у ребенка социального поведения в различных психологических сферах: ΔV=V2-Vmin=3-0=3. Показатель ΔV, равный 3, свидетельствует об аномальном формировании социального поведения в форме копирования.

Заключение: у ребенка в возрасте 25 месяцев социальное поведение в форме копирования сформировано аномально, что является свидетельством необходимости проведения комплексной диагностики и систематической реабилитации для овладения в будущем данным социальным поведением в других психологических сферах.

Способ оценки социального поведения ребенка на текущем возрастном этапе является основой для разработки программы обучения с целью формирования у ребенка более совершенных форм социального поведения, позволяет наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей.

Способ оценки социального поведения ребенка раннего возраста, заключающийся в воздействии внешних стимулов на анализаторы ребенка, отличающийся тем, что специалист последовательно оказывает стимулирующее воздействие и обучение социальным формам поведения - подражанию, копированию, сенсомоторной имитации и непроизвольному поведению по шести психологическим сферам с последующей балльной оценкой, причем начинают последовательное стимулирующее воздействие и обучение ребенка в двигательной сфере: специалист создает условия для выявления у ребенка наличия подражания, для чего выполняют руками ребенка простые действия с предметом и при наличии самостоятельного выполнения ребенком простых действий оценивают в 4 балла, а при отсутствии - оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия копирования, для этого выполняют руками ребенка более простые действия с предметом и при наличии самостоятельного выполнения ребенком более простых действий оценивают в 3 балла, а при отсутствии - оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия сенсомоторной имитации, для чего выполняют руками ребенка двигательный акт в виде похлопывания или потряхивания и при наличии самостоятельного выполнения ребенком двигательного акта оценивают в 2 балла, а при отсутствии оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия непроизвольного поведения, для этого меняют положение тела ребенка в пространстве и при фиксации изменения мимики и двигательной активности при смене положения тела в пространстве оценивают в 1 балл, а при отсутствии - в 0 баллов; в тактильной сфере: специалист создает условия для выявления у ребенка наличия подражания, для этого выполняют руками ребенка ориентировочно-исследовательские движения в отношении сенсорных признаков предмета и при наличии самостоятельного выполнения ребенком показанных движений оценивают в 4 балла, а при отсутствии оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия копирования, при этом выполняют руками ребенка ощупывающие движения для исследования сенсорных свойств предмета и при наличии самостоятельного выполнения ощупывающих движений предмета руками оценивают в 3 балла, а при отсутствии оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия сенсомоторной имитации, при этом выполняют поглаживающие движения по частям тела ребенка и, в случае поворота головы ребенка в сторону места тактильного контакта и ощупывания места тактильного контакта, оценивают в 2 балла, а при отсутствии фиксации такого поведения оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия непроизвольного поведения, для этого совершают поглаживающие движения по частям тела ребенка и меняют положение тела ребенка в пространстве, и при фиксации изменения мимики и двигательной активности при этом оценивают в 1 балл, а при отсутствии в 0 баллов; в сфере обоняния: специалист создает условия для выявления у ребенка наличия подражания, для чего предъявляют ребенку знакомые вещества с характерным запахом и выполняют руками ребенка действие, которое используют для принятия пищи, и при самостоятельном выполнении этого действия оценивают в 4 балла, а при отсутствии в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия копирования, для этого предъявляют знакомые вещества с интенсивным запахом и, если ребенок направляет лицо в сторону стимула и демонстрирует жесты «дай» или «нет», то такое поведение оценивают в 3 балла, а при отсутствии оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия сенсомоторной имитации, для этого повторно предъявляют знакомые вещества с интенсивным запахом, и при фиксации наличия социальных эмоций, поискового поведения при возникновении и исчезновении стимулов оценивают в 2 балла, а при отсутствии оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия непроизвольного поведения, при этом третий раз предъявляют знакомые вещества с интенсивным запахом и при фиксации изменения мимики и двигательной активности, при возникновении и исчезновении знакомого запаха оценивают в 1 балл, а при отсутствии в 0 баллов; в сфере зрительного восприятия: специалист создает условия для выявления у ребенка наличия подражания, для этого привлекают зрительное внимание ребенка к яркому большому предмету обихода и просят найти его взглядом и, если ребенок находит взглядом названный специалистом предмет, то оценивают в 4 балла, если нет - оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия копирования, при этом предъявляют яркую большую игрушку, и если ребенок направляет лицо в сторону игрушки и совершает исследовательские движения взором и рукой, то оценивают в 3 балла, если нет - оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия сенсомоторной имитациидля чего повторно предъявляют игрушку и, если ребенок направляет лицо в сторону игрушки, фиксирует взгляд на ней и появляется мимика сосредоточения и поисковое поведение при исчезновении игрушки, оценивают в 2 балла, если нет - оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия непроизвольного поведения, для этого третий раз предъявляют игрушку, и при фиксации непроизвольного изменения мимики и двигательной активности при возникновении игрушки и остановки взора, оценивают в 1 балл, а при отсутствии - в 0 баллов; в сфере слухового восприятия: специалист создает условия для выявления у ребенка наличия подражания, для чего привлекают слуховое внимание ребенка к речи взрослого, вместе с ним находят 1-2 хорошо знакомых больших предмета обихода, выполняют 1-2 знакомых действия по слову специалиста и, если ребенок самостоятельно находит эти предметы и выполняет действия по слову, оценивают в 4 балла, а если нет - оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия копирования, для этого повторяют обучение, обращаясь к ребенку словом «где?» или «нельзя», и, если ребенок демонстрирует социальное поведение при слуховом восприятии 1-2 хорошо знакомых слов, оценивают в 3 балла, если нет - 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия сенсомоторной имитации, для этого обращаются к ребенку с ласковой речью и со строгой интонацией с любой от него стороны, предъявляют звуки любимых игрушек и, если появляется мимика удовольствия, улыбка и ориентировочное поведение при звучании голоса специалиста и любимых игрушек, оценивают в 2 балла, если нет - оценивают в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия непроизвольного поведения, при этом предъявляют ребенку колокольчик с громким звуком и, если фиксируют непроизвольное изменение мимики и двигательной активности при возникновении звукового стимула, а также остановку взора, оценивают в 1 балл, если нет - оценивают в 0 баллов; в сфере коммуникации с помощью голоса и речи: специалист создает условия для выявления у ребенка наличия подражания, для чего выполняют руками ребенка действия с предметом, сопровождают действия простыми словами, после чего предоставляют ребенку возможность выполнить 1-2 социальных жеста и схему социальных действий так, как это только что он делал вместе со специалистом, и, если ребенок самостоятельно выполняет показанные действия, то оценивают в 4 балла, если нет - в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия копирования, для этого привлекают внимание ребенка с помощью отдельных легко копируемых слов и, если ребенок копирует слоги и речь специалиста, то такое поведение оценивают в 3 балла, если нет - в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия сенсомоторной имитации, для чего обращаются к ребенку с помощью легко копируемых гласных и, если ребенок их имитирует, то оценивают в 2 балла, если нет - в 0 баллов, и создают условия для выявления у ребенка наличия непроизвольного поведения, для чего берут ребенка на руки во время плача и, если при этом фиксируют непроизвольное изменение мимики и двигательной активности, возникновение непроизвольных голосовых вокализаций при возникновении чувства комфорта, оценивают в 1 балл, если нет - в 0 баллов, результат обследования обобщают и записывают в виде ряда V=A, В, С, D, Е, F, где социальное поведение в баллах: А - в двигательной сфере, В - в тактильной сфере, С - в сфере обоняния, D - в сфере зрительного восприятия, Е - в сфере слухового восприятия, F - в сфере коммуникации с помощью голоса и речи, определяют числовой показатель V2 социального поведения ребенка на текущем возрастном этапе, для чего выстраивают баллы ряда V по убыванию, получают ряд Vy, из него выбирают число во второй позиции, которое и есть V2, затем определяют AV, отражающее неравномерность развития существующего у ребенка социального поведения в различных психологических сферах, для чего вычисляют разницу между V2 и минимальным значением ряда Vmin, которую обозначают ΔV, то есть ΔV=V2-Vmin, если показатель ΔV=1, делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично, если ΔV=2, делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуются обучение, если ΔV=3, делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и ребенку необходима комплексная реабилитация.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р.

Изобретение относится к области медицины, психологии и нейрореабилитации. Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включает терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением; блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений.

Изобретение относится к медицине, неврологии, нейропсихологии. У пациента с органическим психическим расстройством проводят нейропсихологические тесты, направленные на оценку состояния невербальных и вербальных функций, по результатам которых выявляют наличие нарушений следующих функций: общая психическая активность и поведение, программирование и контроль произвольной деятельности, внутреннее речевое программирование, серийная организация движения и кинетическая основа речи, нейродинамика, эмоциональный фон, кинестетический праксис и кинестетическая основа речи, слуховой гнозис, фонематический слух, слухоречевая память, пространственная организация восприятия и движения, зрительная память, симультанный анализ и синтез в речи, зрительный гнозис, межполушарное взаимодействие, модально-неспецифическая память, просодическая функция речи, нейродинамические характеристики психической активности.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций. Измеряют разницу в скорости реакции нажатия на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера при различных сочетаниях экспонируемых в центре дисплея двух подгрупп стимулов-объектов, символизирующих объекты двух конкурирующих по смыслу эмоциональных установок, с двумя эмоционально-полярными подгруппами слов-атрибутов. Первую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих изучаемый первый объект эмоциональной установки, а вторую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих альтернативные мотивационные тенденции по отношению к первому. В первую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с отрицательной эмоциональной валентностью. При этом предъявление стимулов-объектов чередуется с предъявлением слов-атрибутов, стимулы-объекты предъявляют на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, слова-атрибуты предъявляют на темном фоне зеленым цветом. Исследование предваряется общей инструкцией, знакомящей испытуемого с содержанием всех подгрупп стимулов и кнопками клавиатуры, каждая экспериментальная серия предваряется уточняющей инструкцией, предписывающей действия испытуемого, в которой излагаются правила привязки каждой подгруппы стимулов к соответствующим кнопкам в данной экспериментальной серии. В каждой основной экспериментальной серии исследуется эмоциональная установка только к одному объекту, причем исследованию эмоциональной установки к одному объекту посвящена группа из двух основных экспериментальных серий. В одной основной экспериментальной серии группы исследуется позитивный компонент установки, в другой основной экспериментальной серии группы исследуется негативный компонент установки к данному объекту. Если в одной основной экспериментальной серии группы с помощью уточняющей инструкции и подсказок вверху экрана объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, к которой привязан положительный полюс валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и слов-атрибутов положительной валентности, а при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности - должен нажимать противоположную кнопку. В другой основной экспериментальной серии группы этот же объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, связанной с отрицательным полюсом валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности. При появлении слов-атрибутов положительной валентности испытуемый должен нажимать противоположную кнопку. Способ позволяет измерить установку к интересующим объектам как в сравнении, так и независимо друг от друга для определения эмоционального отношения к каждому интересующему объекту установки в отдельности за счет использования определенного принципа при проведении теста имплицитных ассоциаций. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предъявляют ребенку стимульный материал, который представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках. Необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке. Причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки. При этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла. При правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла. При правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов. По сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности. Способ позволяет дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком за счет выявления его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи. 26 ил., 11 табл., 5 пр.
Наверх