Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2595054:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Участки торцевых накладок, имеющие радиус, равный радиусу окружности оснований зубьев, расположены перпендикулярно торцам тела, а участки торцевых накладок с большим радиусом, расположены под острым углом относительно торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, п. А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М: Машиностроение, 1985. - 586 с, ил.», стр. 315, рис. 20.2, а.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при его работе в передаче, смазочный материал, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности его зубьев, вытесняется зубьями парного колеса - на торцы зубьев и торцы тела колеса. Вытесненный смазочный материал исключается из процесса смазывания зубьев колеса, что интенсифицирует процесс их изнашивания.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубьев колеса; накладки укреплены на торцах тела колеса; а сами накладки параллельны торцам зубьев колеса и установлены с зазорами относительно них - см. А.С. СССР №1618972, кл. F16H 57/04, опубл. 07.01.91 г., Бюл. №1. Внутренние поверхности накладок совместно с торцами зубьев колеса образуют смазочные карманы, удерживающие вытесненный с боковых поверхностей зубьев пластичный смазочный материал, из этих карманов смазочный материал, в силу своих адгезивный свойств, мигрирует обратно на боковые поверхности зубьев, смазывая их и стабилизируя процессы трения зубьев, что повышает качество их смазывания в процессе работы.

Недостаток прототипа состоит в том, что пластичный смазочный материал, вытесняемый - при работе зубчатого колеса в передаче - с боковых поверхностей его зубьев и попадающий в карманы-накопители, образованный торцами зубьев и внутренними поверхностями торцевых накладок, может не поместиться в этих карманах. Это приведет к тому, что смазочный материал, заполнив карманы, будет вытесняться из них на внешние поверхности торцевых накладок, исключаясь при этом из процесса смазывания трущихся поверхностей зубьев, вытесненный на эти поверхности смазочный материал, загрязняет эти поверхности, это приводит также к перерасходу смазочного материала. Все это ухудшает качество смазывания зубчатого колеса.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, с зазорами относительно торцов зубьев; причем участки торцевых накладок, имеющие радиус, равный радиусу окружности оснований зубьев, расположены перпендикулярно торцам тела, а участки торцевых накладок, имеющие радиус больший радиуса окружности оснований зубьев, расположены под острым углом относительно торцов зубчатого венца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса - вид сбоку в сечении.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зуб 2, торцевые накладки 3 и 4, торцы 5 тела (1), торцы 6 зубьев (2), радиус Rв окружности вершин зубчатого венца, радиус Ro окружности оснований зубчатого венца, внутренний радиус Rвн торцевых накладок (3 и 4), угол α между внутренними поверхностями торцевых накладок (3 и 4) и торцами 6 зубьев (2), ширина с полок накладок (3 и 4).

Зубчатое колесо состоит из тела 1, зубчатого венца с зубьями 2 и пары торцевых накладок 3 и 4, укрепленных на участках торцов 5 тела, прилегающих к зубчатому венцу. Торцевые накладки выполнены в виде колец с внутренним радиусом Rвн и наружным радиусом, равным радиусу Rв окружности вершин зубьев. Причем участки торцевых накладок, имеющие радиус, равный радиусу Ro окружности оснований зубьев 2, расположены перпендикулярно торцам 5 тела 1, с образованием кольцевых полок шириной с. А участки торцевых накладок, имеющие больший радиус, расположены под острым углом α относительно торцов 6 зубчатого венца (зубьев 2).

При работе зубчатого колеса со смазыванием его зубьев пластичным смазочным материалом, этот материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей зубьев 2 зубьями сопряженного зубчатого колеса, вытесняется в смазочные карманы, образованные торцами 5 зубьев 2 и внутренними поверхностями торцевых накладок 3 и 4. При увеличении количества вытесняемого с боковых поверхностей зубьев смазочного материала, он поступает в области карманов, удаленные от оснований зубьев 2 (а объем этих карманов увеличивается при увеличении расстояния от оснований зубьев). А выполнение торцевых накладок 3 и 4 с кольцевыми полками (шириной с) позволяет обеспечить необходимые зазоры между внутренними поверхностями торцевых накладок и торцами зубьев парного колеса передачи.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет - за счет расположения торцевых накладок под углом к торцам зубчатого венца - предотвратить попадание вытесняемого с боковых поверхностей зубьев колеса пластичного смазочного материала на внешние поверхности торцевых накладок. Тем самым обеспечивается локализация смазочного материала в зоне трения зубьев и повышение качества смазывания зубчатого колеса.

Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, с зазорами относительно торцов зубьев, отличающееся тем, что участки торцевых накладок, имеющие радиус, равный радиусу окружности оснований зубьев, расположены перпендикулярно торцам тела, а участки торцевых накладок, имеющие больший радиус, расположены под острым углом относительно торцов зубчатого венца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару первых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к способу смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами. Способ включает нанесение смазочного материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо, и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, укрепленного на основании неподвижно в пространстве, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с посадочным отверстием 2, зубчатый венец 3 и тело 4 в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены упорядоченные цилиндрические отверстия 5, расположенные по окружности, соосной с осью колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах тела посредством кольцевых прокладок, расположенных между внутренними торцами накладок и торцами тела. Наружный диаметр накладок равен диаметру окружности зубчатого венца. Наружный диаметр прокладок равен диаметру окружности оснований зубчатого венца. Внутренние диаметры накладок и прокладок равны между собой. Толщина с прокладок равна величине зазоров между внутренними поверхностями накладок и торцами зубьев парного зубчатого колеса. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам нижерасположенного зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны. Внутри корпуса передачи, в каждом его углу, установлена вертикальная накладка, расположенная на высоте от дна масляной ванны, с превышением верхнего уровня смазочного материала ванны. Накладки вписаны в углы ванны с плавным сопряжением со стенками корпуса, а верхние части накладок выполнены скошенными вовнутрь корпуса. Достигается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела. В боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки. Канавки имеют ширину не меньшую, чем необходимый зазор между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам нижерасположенного зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны. Внутри корпуса передачи, в каждом его углу, установлена вертикальная накладка, расположенная по высоте от дна масляной ванны, с превышением верхнего уровня смазочного материала ванны. В плоскости вращения передачи, симметрично относительно нижерасположенного колеса, на противоположных стенках корпуса между угловыми накладками расположены вставки, равновеликие по высоте накладкам. В плане вставки имеют V-образную форму, углом ориентированные в сторону нижерасположенного колеса. Накладки вписаны в углы, с плавным сопряжением со стенками корпуса и вставками, а верхние части накладок и вставок скошены вовнутрь корпуса. Достигается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок. Ширина боковых поверхностей зубьев на участках их головок с двухпарным зацеплением, смещенных в сторону вершин зубьев на величину осевого зазора передачи, равна половине ширины боковых поверхностей ножек. Пара торцевых кольцевых накладок укреплена на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Наружный диаметр торцевых кольцевых накладок не меньше, чем диаметр окружности вершин зубьев. Достигается повышение качества смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к приводному устройству для транспортного средства. Приводное устройство (10) содержит двигатель (12), содержащий приводной вал (14), и редуктор (16), содержащий входной вал (18), связанный во вращении с приводным валом. Кроме того, приводное устройство содержит, по меньшей мере, вентилятор (28), содержащий крыльчатку (29), выполненную с возможностью приводиться во вращение вокруг своей оси приводным валом (14). При этом вентилятор (28) выполнен с возможностью создавать поток воздуха в одном и том же направлении, независимо от направления вращения крыльчатки (29). Достигается снижение габаритных размеров. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх